Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
Е с л и бы две эти женщины встре тились, они бы вряд ли понрави лись друт другу. Я говорю об Анне Лаврентьевне Касьяновой из- повести М. Зощенко «возмездие» и ге роине фильма «На ясный огонь», кото рую тоже зовут Анной Лаврентьевой Касьяновой. Обе из крестьян. Обе батрачили. Обе ушли в Красную Армию. Обеих природа наделила статью и красотой. И вот при всех этих совпадениях они удивительно разные люди. Одна — суровая, аскетичная дочь сво его времени. Женственность ее оттес нена неженской, строгостью, характер отмечен печатью грозных лет, горьких утрат. Она и красоту-то свою осознает без радости, как-то отчужденно. Другая... Неотразимо пленительная, словно бы задыхающаяся от полноты чувств и страстей. Ее играет — это уже само по себе о многом говорит — Татьяна Доронина. Но довольно интриговать. Фильм «На ясный огонь» снят по повести «Возмез дие», А стало быть, обе Анны Лавренть евны, в принципе, — одно и то же -Время от времени обаяние Дорони ной пробуют расчислить, «проверить ал геброй», объяснить трезво и рацио нально. Меняются обстоятельства, ситуации, режиссеры, партнеры, а Доронина — все та же. Повторяется все: интонация, пластика, улыбка, повторяются люби мые приемы, скажем, своеобразная ис поведь героини через танец и песню. Это уже подчас граничит с самодемон- страцией. Начинает казаться, что До ронина вообще ничего и никого не иг рает, а просто •— остается на экраке собой, Татьяной Дорониной. Это — особый, редкий, истинный дар. Не штамп — а верность себе. Если хо тите — настойчивое утверждение до- ронинской концепции прекрасного человека. На экрана не застывшая в глухой неподвижности маска, а женщи на, на которую Доронина как бы примеряет разные судьбы, оставляя неизменнь!м суть характера и пласти ческого образа. Соратники актрисы по «Ясному огню» это понимали. Они искренне старались приспособить повесть Зощенко к талан ту своей солистки. Но как-то на учли в,ооде бы совсем простой вещи; «Воз мездие» — самостоятельная художе ственная система и плохо поддается приспособлению, эстетической, эмо циональной перестройке. Скромное такое призн-зние, почти иэаинение: «Необходимо сказать, что в этой моей работе я постарался сохранить все особенности-рассказчицы, все ее интонации, слова и манеру». Гадай, теперь, читатель; то ли в самом дела повесть «Возмездие» — запись ре альной судьбы, то ли классическая ли тературная игра вроде записок Петруши Гринева или дневника Печорина. Во всяком случав, если игра, то на редкость серьезная и старательная. Ра- тогда наступип конфликт; Зощенко против Дорониной. Варнее: Доронина против Зощенко. На стороне Дорониной — сила: _ це лая съемочная'группа плюс великая ма гия кино. Сценаристы тоже были на ее стороне. Убрали тему возмездия — в повести она звучала очень сильно и ожесточен но. Гнев, месть, ожесточение — для До рониной все это лдрэчновато, оворСОзрителем Соло для разговор созрителем ди нее Зощенко готов поступиться все ми своими писательскими правами. Ом оставляет нас один на один с явно не искушенной в разного рода литератур ных тонкостях героиней и та повествует нам о своей жизни безыскусно И нелов ко. Допрос красноармейки в белой контр разведке. Угроза расстрела. Явно детектиано-приключенские неожидан ности и опасности. Этим ли не увлечь, не подержать читателя в напряжении! Но ничего не развернуто, не обыграно, все окрашено в тона простодушия и обыденности. Для Анюты Касьяновой все это было не цепью блистательных авантюр, а жизнью. Трудной, мужествен ной. И по-своему — обыденной; так в та годы жили тысячи людей. Вся стр.эна. Ее биография была подлинно — «обьик- ноаенной биографией в необыкновэн- ноэ время». Оттого Зощенко и ушел в те,нь, само отверженно «спрятав» себя в простоте и негромкости «сказа» Анны Лавренть- Вот на каком фундамента ' возводили сценаристы новую роль для Дорониной. Роль, требоКавшую от актрисы отказа от многого, чем питался ее шумный и, в общем-то, справедливый успех. Но и она сама, и ее сценаристы, и режиссер В. Кольцов хотели лишь на свежем материале, на фоне граждан ской войны еще раз воспроизвести тот самый, доронинский, тип женщины. И Зато усилили романтическую, любов ную линию, в книге Анюта на сей счет скромно высказывалась. Помнится, она даже вместо «я его любила» застенчиво говорила: «очень уважала». Это стоит отметиты не было страсти,; романтики в ее чувствах. Личное, надежда на сча стье с любимым заслонялись громадой общей борьбы, жаждой мести врагам, стремлением в будущее, к глобальному счастью для всех. Тут — важная чарта времени, психологии, сложившейся в момент великих социальных потрясе ний и народных страданий, когда одно му быть счастливым -^ стыдно. На экране же любовь лучится, тре пещет, переливается вс?ми красками— от робкой игры и полупризнаний до страстных объятий в фикме, при встрэ- чэ двоих посла долгой и трудной рэз- Так оно, конечно, интересней й кине- матогрэфичней: суровый комиссар в кожанке и рядом — его отважная под руга, В отличие от Зощенко авторы фильма выигрышные возможности упу скать не намерены. Там, где писатель сдержан и скуп, режиссер и сценаристы щедры на кра ски и красоты. Это неизбежно: нельзя ведь «заменить» Касьянову Зощенко Касьяновой — Дорониной, а общий ко лорит и тон сохранить как в книге. Вот и меняли. Допустим, в повести Анна рассказы вает о том, как сидела она у белы* в застенке и видела а окно гуляющего по двору офицера. Того самого, который ее допрашивал. Описание простое, но редкостное по скрытой выразительно сти. «Он неторопливо гулял, заложив свои барские руки за спину. Он был очень такой, что ли, задумчивый и грустный., Позади неГо шел солдат, который на ходу играл ему на баяне». И Анна, слушая народную песню, пла чет. Прорываются ДОЛГО копившиеся усталость, страх, тревога: чем-то закон чится для нее очередной допрос? Такой эпизод создателям картины, видно, не «показался». Зачем, рассуждали они, нужен сол дат с баяном, коли сама Доронина — поющая актриса. Пение входит неотъ емлемым элементом а «комплект» ее выразительных средств и приемов. Она почти во всех своих фильмах пала. И вот — экранная версия «,музы;саль- ного» эпизода. Анне нужно доказать Пирамидову, что она действительно же на офицера и приН'Здлежит к «высшему кругу». Она просит у него гитару — он любезно дает. И — прямо на допросе Доронина поет меланхоличный офицер ский романс, выслушанный Пирамидо- вым растроганно и благосклонно. Можно проследить систему «одоро- низания» Касьяновой и всего фильма в целом. А поскольку «одорониза-зтся» самостоятельная, сопротивляющая та кой. операции вещь, аатора,м прихо дится прибегать ко все более сильным средствам. То переносить дейст-зиа в ресторан, где разлагаются белые офи ц е р ы— там у Анны свидание с под польщиком. То вставлять опереточный' номер ссоры Касьяновой с «мужем» .— жалким офицеришкой, который служит ей шкрмой в, подпольной работа. Бьется посуда, Доронина и Леа Дуров колотят ее азартно и даже смешно, но.,.1 в хорошем вкусе и такта режиссера тут явно не заподозришь. Несозм-эстимость красивостей и эф фектов, к которым потянулись авторы, с духом «Возмездия» — насомнэнны. Но ведь в эту цепь красивостей вписана и Доронина! И в таном неорганичном «контексте» она тоже многое потеряла. А ведь Анна Лаврентьевна словно предчувствовала такую возможность. Когда Зощенко просил рээрешёния написать о ее жизни книгу, она сказала: «Если это получится как забава, то не Зощенко услышал тихую ее просьбу... Люди, делавшие «На ясный огонь», — не услышали... И. НЕВЕРОВ. НА СТАРТАХ- «КОРОЛЕВА»! 8 города Волжский (Волго градская область) состоялись зо1|альные соревнования лег- к 951 Тлетов спортобщества «труд». Более 20 областей юж- нрй зоны РСФСР были пред ставлены на них. Многие спортсмены показа ли лучшие свои результаты. Липчане на равных боролись с «законодателями мод» а лег- к§Я атлетика — воронежцами, ростовчанами и хозяевами. волгоградцами. В командном зачете они оказались четвер тыми. А право участия в фина ле, который состоится в сере дине августа, добились 10 ли пецких легкоатлетов. Вот их имена: В. Дрожнн, В, Допков, П. Вышлов, В, Смольянинове, М. Борисов, В. Кораблин, Н. Дудин, А. Качалин, Т. Бо.ров- ских и С. Вылегжанин. В. БУХАЛОВ. «ЛЕНИНЦУ» ОТВ ЕЧАЮ Т «ЗАЧЕМ ПЕСНЕ МАСКА?» Этот матерная увидел свет на страницах № 16 нашей газе ты, В нем критиковались орга- тз а т о ры и учвстиит ко№(ур- еа аоквяьнр-ииструмвнталь- ийх ансамВлей^ Липецка, со- стсймшегоея а Нижнем парке. Для осущеетяленмя постоян ного контроля за прозедеиием тмщеяаяьиых яечероя и рабо той оркестров, обслуншваю- цих Дома культуры, парки и ростораиы, решением испол кома Липецкого горсовета при городском отделе культуры создан художественный со вать, Об этом сообщил в редак цию зааедующий отделом В. Рас»ор<нз. После прослушива ния ансамблей лучшими были признаны коллективы клуба трубного завода |«Лубок»), са лона торжеств («Красные ли стья»), ватоколонны 1415 («Сигкал»| и металлургическо го техникума. Эти ансамбли от личаются культурой истюлне- ния музыкальных произведе ний и поведения на сцене, раз нообразным репертуаром. В нестоящее время танцяяаль- иый павильон в Нижнем пвриё обслуживают коллективы «Сиг нал» и «Лубок». В Комсо мольском парке — «Титаник» (ДК профсоюзов) и ансамбль пединститута. За «вольное» толкование авторства протюв'е- деиия во время конкурса ру ководителю коллектива «Мер цающие звезды» сделано за мечание. Для оказания методической помощи за оркестрами за креплены преподаватели му зыкальных школ. Качество проведения танцевальных ве черов, уровень репертуара, мастерство исполнения регу лярна проверяются. т тык юшк ХОРОГ (Таджикская ССР). Крупнейший на Памире дет ский городок принял на днях маленьких хозяев. Он постро ен в няшописном уголке на берегу реки Гунт. Здесь разме стились здание яслей-сада на ЭОО мест, игровые площадки. уголок сказок. Фонтаны и гус тые кроны .деревьев сохраняют прохладу даже в самые жар кие дни. В десятой пятилетке такие детские городки появят ся в Шугнаноком, Ванчском и других районах заоблачного края. (ТАСС). «ЛЕВАЯ» ПРАКТИКА Дорогие читател 1 н, при сутствовали ли ры на футбольном матче, где соперинжи действовали" бы заодно; забивали ’ бы голы как в свои, так , и 8 чужие ворота? Случа лось ли в а м ‘ встречать бригаду строителей е та ким стфаниым разделе нием обязаздостей: одни возводят стены, а дру гие, следуя за ними по пятам, дружно разби рают кладку по кн|рлнч чинам? Виде.®! ли вы ра ботника ГАИ, который наказывал бы трезвых во.^ателей, а пьяных на путствовал: «Т ак ■ дер жать, ребята!». Нет, ата- жете вы, уважаемый ча- тате.ть, так не бывает. Тогда почему такое странное вступление к фельетону^ Да-потому, что в Ли- пещеом ,учебяо.м комби нате, где готовят шофё ров, а директором':, яв ляется Маврикий Ильич Шкшюш, - Умудряются совместить несовмести мое. Возьмем, -к пркмеру: учебную группу № Э5, которую возглавляет К. М. Григорьев. На занятия.х он читает «.Ос новы безопасности дви жения», «Эксплуатацию автомобилей» и т. д. Од ним словом, теорию. Как и полагается, пос.те з а нятий курсаиты отправ ляются с красяьвш по- зязками на дежурство помогать рабЬтншеам ГАИ. Как видим, за.чя- тия идут честь по чести, есть хорошая • возмож ность закрепить теоре- тяческнй материал. Но проходят дан, . не дели и . начинаются праж- тя'ческие заиятия а учеб ном комбинате. Йаст- руктор' обучения вожде нию аатомобн.чей И. П. Голышкин лн.хо. подка - тывает к строю курсаи- тов. И..., Не проходит и часа, как ' , .собравшиеся уясняют, что на. свете Нет друготосредства, кото рое немедленно возвра щало бы человеку , вре- меяно . утрачеивую . им бодрость духа, кроме... вермута. — Вот. ты первым со мной и поедешь, — ко ротко распоряжается ен- структор. через полчаса маши на, лихо разв&р 1 Нувшасб, замирает во дворе учеб-, ного -ком|бнната. Инст руктор я курсант, поша тываясь, ст>%ают Н.З зе.м.лю. ■ . — Теперь очередь вто рого, — .взг.тенув на .ча сы, произносит Голыш- кия. - Когда машияа дряка- тывает во двор - третий раз, дверь, кабины, есте- стзеш о , не ноддается руке воспитателя, И с большим усилием И ва ну Петровичу удается перенести собственное бровное, тело из кабины к тугим колесам грузови к а , , Скромно . ирйютиа- щись на теплом асфаль те, инспружтор засыпает ■сном праведника. Подобные выпивка не всегда .проходили бес следно .для Ивана Пет- роаича. Возвращаясь, по ■ разветвлеаным гброд- йким улицам ■ домой, пользуясь, городскам транспортом и средством передвижения «на сво их двовх», Голышкин нет-нет да и , задержи вался. ДО .утра в распо- ложетабк на пути мед вытрезвителе. Особенно надолго задержался он ф ел ье тон ч и т а т е л я в разгар учебного семе стра — на 16 суток. Да, курсанты н убеди лись, что если инструк тор и садится в кабняу трезвым, то.толыю для того, чтобы распоря.дить-' ся; — Деньги , есть? Тогда махнем за «бормотухой».' Были па 1 мят,ные пбездт. 1 И и за «кра-шухой», -я' за «сивухой». . В графе против фамя- лга курсанта “ ставились лишние «наезжеяные». часы, -например, вместо Ю—50... Устраивать винный погребо!4 из * учебного заведения — это непро стительная безответст-. векность. Разумеется, эти заметки, прочита.Ьт люди, 3аинтерёсоаааные в качественной' подго товке шоферов! А наш герой '— 'Вряд ли ш увидит; кроме ресторан ных меню и этикеток на бутылках он ничего не читает. В. ВОЛОДИН , Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ . «Ленинец». Телефоны.* редактора ~ 2-33-53, ответегвенногэ секретаря и отде дел коммунистического воспитания — 2-34-)3, отделов; комсомольской жизни и фотолаборатории 2-36-43, учащейся молодежи - - 2-38-50, нисем Типография издателмтва «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. А Э 61412 ла иллюстрации — 2-28-59, и спорта — 2-34-46. Зак. № 4762
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz