Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Е с л и бы две эти женщины встре­ тились, они бы вряд ли понрави­ лись друт другу. Я говорю об Анне Лаврентьевне Касьяновой из- повести М. Зощенко «возмездие» и ге­ роине фильма «На ясный огонь», кото­ рую тоже зовут Анной Лаврентьевой Касьяновой. Обе из крестьян. Обе батрачили. Обе ушли в Красную Армию. Обеих природа наделила статью и красотой. И вот при всех этих совпадениях они удивительно разные люди. Одна — суровая, аскетичная дочь сво­ его времени. Женственность ее оттес­ нена неженской, строгостью, характер отмечен печатью грозных лет, горьких утрат. Она и красоту-то свою осознает без радости, как-то отчужденно. Другая... Неотразимо пленительная, словно бы задыхающаяся от полноты чувств и страстей. Ее играет — это уже само по себе о многом говорит — Татьяна Доронина. Но довольно интриговать. Фильм «На ясный огонь» снят по повести «Возмез­ дие», А стало быть, обе Анны Лавренть­ евны, в принципе, — одно и то же -Время от времени обаяние Дорони­ ной пробуют расчислить, «проверить ал­ геброй», объяснить трезво и рацио­ нально. Меняются обстоятельства, ситуации, режиссеры, партнеры, а Доронина — все та же. Повторяется все: интонация, пластика, улыбка, повторяются люби­ мые приемы, скажем, своеобразная ис­ поведь героини через танец и песню. Это уже подчас граничит с самодемон- страцией. Начинает казаться, что До­ ронина вообще ничего и никого не иг­ рает, а просто •— остается на экраке собой, Татьяной Дорониной. Это — особый, редкий, истинный дар. Не штамп — а верность себе. Если хо­ тите — настойчивое утверждение до- ронинской концепции прекрасного человека. На экрана не застывшая в глухой неподвижности маска, а женщи­ на, на которую Доронина как бы примеряет разные судьбы, оставляя неизменнь!м суть характера и пласти­ ческого образа. Соратники актрисы по «Ясному огню» это понимали. Они искренне старались приспособить повесть Зощенко к талан­ ту своей солистки. Но как-то на учли в,ооде бы совсем простой вещи; «Воз­ мездие» — самостоятельная художе­ ственная система и плохо поддается приспособлению, эстетической, эмо­ циональной перестройке. Скромное такое призн-зние, почти иэаинение: «Необходимо сказать, что в этой моей работе я постарался сохранить все особенности-рассказчицы, все ее интонации, слова и манеру». Гадай, теперь, читатель; то ли в самом дела повесть «Возмездие» — запись ре ­ альной судьбы, то ли классическая ли­ тературная игра вроде записок Петруши Гринева или дневника Печорина. Во всяком случав, если игра, то на редкость серьезная и старательная. Ра- тогда наступип конфликт; Зощенко против Дорониной. Варнее: Доронина против Зощенко. На стороне Дорониной — сила: _ це­ лая съемочная'группа плюс великая ма­ гия кино. Сценаристы тоже были на ее стороне. Убрали тему возмездия — в повести она звучала очень сильно и ожесточен­ но. Гнев, месть, ожесточение — для До­ рониной все это лдрэчновато, оворСОзрителем Соло для разговор созрителем ди нее Зощенко готов поступиться все­ ми своими писательскими правами. Ом оставляет нас один на один с явно не искушенной в разного рода литератур­ ных тонкостях героиней и та повествует нам о своей жизни безыскусно И нелов­ ко. Допрос красноармейки в белой контр­ разведке. Угроза расстрела. Явно детектиано-приключенские неожидан­ ности и опасности. Этим ли не увлечь, не подержать читателя в напряжении! Но ничего не развернуто, не обыграно, все окрашено в тона простодушия и обыденности. Для Анюты Касьяновой все это было не цепью блистательных авантюр, а жизнью. Трудной, мужествен­ ной. И по-своему — обыденной; так в та годы жили тысячи людей. Вся стр.эна. Ее биография была подлинно — «обьик- ноаенной биографией в необыкновэн- ноэ время». Оттого Зощенко и ушел в те,нь, само­ отверженно «спрятав» себя в простоте и негромкости «сказа» Анны Лавренть- Вот на каком фундамента ' возводили сценаристы новую роль для Дорониной. Роль, требоКавшую от актрисы отказа от многого, чем питался ее шумный и, в общем-то, справедливый успех. Но и она сама, и ее сценаристы, и режиссер В. Кольцов хотели лишь на свежем материале, на фоне граждан­ ской войны еще раз воспроизвести тот самый, доронинский, тип женщины. И Зато усилили романтическую, любов­ ную линию, в книге Анюта на сей счет скромно высказывалась. Помнится, она даже вместо «я его любила» застенчиво говорила: «очень уважала». Это стоит отметиты не было страсти,; романтики в ее чувствах. Личное, надежда на сча­ стье с любимым заслонялись громадой общей борьбы, жаждой мести врагам, стремлением в будущее, к глобальному счастью для всех. Тут — важная чарта времени, психологии, сложившейся в момент великих социальных потрясе­ ний и народных страданий, когда одно­ му быть счастливым -^ стыдно. На экране же любовь лучится, тре­ пещет, переливается вс?ми красками— от робкой игры и полупризнаний до страстных объятий в фикме, при встрэ- чэ двоих посла долгой и трудной рэз- Так оно, конечно, интересней й кине- матогрэфичней: суровый комиссар в кожанке и рядом — его отважная под­ руга, В отличие от Зощенко авторы фильма выигрышные возможности упу­ скать не намерены. Там, где писатель сдержан и скуп, режиссер и сценаристы щедры на кра­ ски и красоты. Это неизбежно: нельзя ведь «заменить» Касьянову Зощенко Касьяновой — Дорониной, а общий ко­ лорит и тон сохранить как в книге. Вот и меняли. Допустим, в повести Анна рассказы­ вает о том, как сидела она у белы* в застенке и видела а окно гуляющего по двору офицера. Того самого, который ее допрашивал. Описание простое, но редкостное по скрытой выразительно­ сти. «Он неторопливо гулял, заложив свои барские руки за спину. Он был очень такой, что ли, задумчивый и грустный., Позади неГо шел солдат, который на ходу играл ему на баяне». И Анна, слушая народную песню, пла­ чет. Прорываются ДОЛГО копившиеся усталость, страх, тревога: чем-то закон­ чится для нее очередной допрос? Такой эпизод создателям картины, видно, не «показался». Зачем, рассуждали они, нужен сол­ дат с баяном, коли сама Доронина — поющая актриса. Пение входит неотъ­ емлемым элементом а «комплект» ее выразительных средств и приемов. Она почти во всех своих фильмах пала. И вот — экранная версия «,музы;саль- ного» эпизода. Анне нужно доказать Пирамидову, что она действительно же­ на офицера и приН'Здлежит к «высшему кругу». Она просит у него гитару — он любезно дает. И — прямо на допросе Доронина поет меланхоличный офицер­ ский романс, выслушанный Пирамидо- вым растроганно и благосклонно. Можно проследить систему «одоро- низания» Касьяновой и всего фильма в целом. А поскольку «одорониза-зтся» самостоятельная, сопротивляющая та­ кой. операции вещь, аатора,м прихо­ дится прибегать ко все более сильным средствам. То переносить дейст-зиа в ресторан, где разлагаются белые офи­ ц е р ы— там у Анны свидание с под­ польщиком. То вставлять опереточный' номер ссоры Касьяновой с «мужем» .— жалким офицеришкой, который служит ей шкрмой в, подпольной работа. Бьется посуда, Доронина и Леа Дуров колотят ее азартно и даже смешно, но.,.1 в хорошем вкусе и такта режиссера тут явно не заподозришь. Несозм-эстимость красивостей и эф­ фектов, к которым потянулись авторы, с духом «Возмездия» — насомнэнны. Но ведь в эту цепь красивостей вписана и Доронина! И в таном неорганичном «контексте» она тоже многое потеряла. А ведь Анна Лаврентьевна словно предчувствовала такую возможность. Когда Зощенко просил рээрешёния написать о ее жизни книгу, она сказала: «Если это получится как забава, то не Зощенко услышал тихую ее просьбу... Люди, делавшие «На ясный огонь», — не услышали... И. НЕВЕРОВ. НА СТАРТАХ- «КОРОЛЕВА»! 8 города Волжский (Волго­ градская область) состоялись зо1|альные соревнования лег- к 951 Тлетов спортобщества «труд». Более 20 областей юж- нрй зоны РСФСР были пред­ ставлены на них. Многие спортсмены показа­ ли лучшие свои результаты. Липчане на равных боролись с «законодателями мод» а лег- к§Я атлетика — воронежцами, ростовчанами и хозяевами. волгоградцами. В командном зачете они оказались четвер­ тыми. А право участия в фина­ ле, который состоится в сере­ дине августа, добились 10 ли­ пецких легкоатлетов. Вот их имена: В. Дрожнн, В, Допков, П. Вышлов, В, Смольянинове, М. Борисов, В. Кораблин, Н. Дудин, А. Качалин, Т. Бо.ров- ских и С. Вылегжанин. В. БУХАЛОВ. «ЛЕНИНЦУ» ОТВ ЕЧАЮ Т «ЗАЧЕМ ПЕСНЕ МАСКА?» Этот матерная увидел свет на страницах № 16 нашей газе­ ты, В нем критиковались орга- тз а т о ры и учвстиит ко№(ур- еа аоквяьнр-ииструмвнталь- ийх ансамВлей^ Липецка, со- стсймшегоея а Нижнем парке. Для осущеетяленмя постоян­ ного контроля за прозедеиием тмщеяаяьиых яечероя и рабо­ той оркестров, обслуншваю- цих Дома культуры, парки и ростораиы, решением испол­ кома Липецкого горсовета при городском отделе культуры создан художественный со­ вать, Об этом сообщил в редак­ цию зааедующий отделом В. Рас»ор<нз. После прослушива­ ния ансамблей лучшими были признаны коллективы клуба трубного завода |«Лубок»), са­ лона торжеств («Красные ли­ стья»), ватоколонны 1415 («Сигкал»| и металлургическо­ го техникума. Эти ансамбли от­ личаются культурой истюлне- ния музыкальных произведе­ ний и поведения на сцене, раз­ нообразным репертуаром. В нестоящее время танцяяаль- иый павильон в Нижнем пвриё обслуживают коллективы «Сиг­ нал» и «Лубок». В Комсо­ мольском парке — «Титаник» (ДК профсоюзов) и ансамбль пединститута. За «вольное» толкование авторства протюв'е- деиия во время конкурса ру­ ководителю коллектива «Мер­ цающие звезды» сделано за­ мечание. Для оказания методической помощи за оркестрами за­ креплены преподаватели му­ зыкальных школ. Качество проведения танцевальных ве­ черов, уровень репертуара, мастерство исполнения регу­ лярна проверяются. т тык юшк ХОРОГ (Таджикская ССР). Крупнейший на Памире дет­ ский городок принял на днях маленьких хозяев. Он постро­ ен в няшописном уголке на берегу реки Гунт. Здесь разме­ стились здание яслей-сада на ЭОО мест, игровые площадки. уголок сказок. Фонтаны и гус­ тые кроны .деревьев сохраняют прохладу даже в самые жар­ кие дни. В десятой пятилетке такие детские городки появят­ ся в Шугнаноком, Ванчском и других районах заоблачного края. (ТАСС). «ЛЕВАЯ» ПРАКТИКА Дорогие читател 1 н, при­ сутствовали ли ры на футбольном матче, где соперинжи действовали" бы заодно; забивали ’ бы голы как в свои, так , и 8 чужие ворота? Случа­ лось ли в а м ‘ встречать бригаду строителей е та­ ким стфаниым разделе­ нием обязаздостей: одни возводят стены, а дру­ гие, следуя за ними по пятам, дружно разби­ рают кладку по кн|рлнч чинам? Виде.®! ли вы ра­ ботника ГАИ, который наказывал бы трезвых во.^ателей, а пьяных на­ путствовал: «Т ак ■ дер­ жать, ребята!». Нет, ата- жете вы, уважаемый ча- тате.ть, так не бывает. Тогда почему такое странное вступление к фельетону^ Да-потому, что в Ли- пещеом ,учебяо.м комби­ нате, где готовят шофё­ ров, а директором':, яв­ ляется Маврикий Ильич Шкшюш, - Умудряются совместить несовмести­ мое. Возьмем, -к пркмеру: учебную группу № Э5, которую возглавляет К. М. Григорьев. На занятия.х он читает «.Ос­ новы безопасности дви­ жения», «Эксплуатацию автомобилей» и т. д. Од­ ним словом, теорию. Как и полагается, пос.те з а ­ нятий курсаиты отправ­ ляются с красяьвш по- зязками на дежурство помогать рабЬтншеам ГАИ. Как видим, за.чя- тия идут честь по чести, есть хорошая • возмож­ ность закрепить теоре- тяческнй материал. Но проходят дан, . не­ дели и . начинаются праж- тя'ческие заиятия а учеб­ ном комбинате. Йаст- руктор' обучения вожде­ нию аатомобн.чей И. П. Голышкин лн.хо. подка - тывает к строю курсаи- тов. И..., Не проходит и часа, как ' , .собравшиеся уясняют, что на. свете Нет друготосредства, кото­ рое немедленно возвра­ щало бы человеку , вре- меяно . утрачеивую . им бодрость духа, кроме... вермута. — Вот. ты первым со мной и поедешь, — ко­ ротко распоряжается ен- структор. через полчаса маши­ на, лихо разв&р 1 Нувшасб, замирает во дворе учеб-, ного -ком|бнната. Инст­ руктор я курсант, поша­ тываясь, ст>%ают Н.З зе.м.лю. ■ . — Теперь очередь вто­ рого, — .взг.тенув на .ча­ сы, произносит Голыш- кия. - Когда машияа дряка- тывает во двор - третий раз, дверь, кабины, есте- стзеш о , не ноддается руке воспитателя, И с большим усилием И ва­ ну Петровичу удается перенести собственное бровное, тело из кабины к тугим колесам грузови­ к а , , Скромно . ирйютиа- щись на теплом асфаль­ те, инспружтор засыпает ■сном праведника. Подобные выпивка не всегда .проходили бес­ следно .для Ивана Пет- роаича. Возвращаясь, по ■ разветвлеаным гброд- йким улицам ■ домой, пользуясь, городскам транспортом и средством передвижения «на сво­ их двовх», Голышкин нет-нет да и , задержи­ вался. ДО .утра в распо- ложетабк на пути мед­ вытрезвителе. Особенно надолго задержался он ф ел ье тон ч и т а т е л я в разгар учебного семе­ стра — на 16 суток. Да, курсанты н убеди­ лись, что если инструк­ тор и садится в кабняу трезвым, то.толыю для того, чтобы распоря.дить-' ся; — Деньги , есть? Тогда махнем за «бормотухой».' Были па 1 мят,ные пбездт. 1 И и за «кра-шухой», -я' за «сивухой». . В графе против фамя- лга курсанта “ ставились лишние «наезжеяные». часы, -например, вместо Ю—50... Устраивать винный погребо!4 из * учебного заведения — это непро­ стительная безответст-. векность. Разумеется, эти заметки, прочита.Ьт люди, 3аинтерёсоаааные в качественной' подго­ товке шоферов! А наш герой '— 'Вряд ли ш увидит; кроме ресторан­ ных меню и этикеток на бутылках он ничего не читает. В. ВОЛОДИН , Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ . «Ленинец». Телефоны.* редактора ~ 2-33-53, ответегвенногэ секретаря и отде дел коммунистического воспитания — 2-34-)3, отделов; комсомольской жизни и фотолаборатории 2-36-43, учащейся молодежи - - 2-38-50, нисем Типография издателмтва «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. А Э 61412 ла иллюстрации — 2-28-59, и спорта — 2-34-46. Зак. № 4762

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz