Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Орка гражданской зрлеосит ИДЕТ ОБЩЕСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ Итак, комиссия по общественной аттестации при- готовилась к приему зачета. Председатель комиссии, секретарь комсомольской организации пятого цеха Антонина Ходырева задает первый вопрос- фото В. Ельшаева. Э ТО было, несижида-нностыю! ей, Тгяе,'так недолго про­ работавшей в цехе, пред­ ложили заменить бригадира. По­ чему? На этот вопрос она искала ответ и не на 1 Ходила, Высокий процент сменной выработки.Да , так. Но ведь у Светланы Соколь­ ских он выше. Так почему же? — Татьяна — человек ответст­ венный. Она умеет спро'С|И 1 Ть в разной степени и с себя, и с доу- гих, —- окажет позднее Тамара Колмыкова, секретарь комитете комсомола фирмы. Цех осванвал новый вид про­ дукции — опецодежду для уча­ щихся профтехобра 130 вения. Дело, надо сказать, не клеилось, осо­ бенно -с пошивом брюк. Швеи доп 1 ускал 1 И брак. Вместе с масте'- оом переделывали полуфабрика­ ты'. Наконец, становилось получ­ ше. Девушки, поверивШ'Ие в свои силы, торопились наверстать упу­ щенное и.... спешка снова приво­ дила к браку. Не'легко пережИ|Ва- ла Татьяна не 1 удачу их ^комсо­ мольско-молодежной; Ей каза-- ЛО'СЬ, что вИ'ИО'Вата, прежде всего, она, новый 6 рИ 1 Гадир. ...Сидящая впереди швея пере­ дала Татьяне полуфабрикат. Бригадир моментально ■обнару-_ — Переделать, — коротко бро­ сила она. Одно слово, Но подруга в<спых 1 нула. — Ты не ОТК и не мастер, — тихо сказала обижвК 1 ная, — И по­ том нам же хуже. Опять задсрж- После смены бригаду никто не остаалял. Девушки сами собра­ лись у рабочего места бригадира. Татьяна чувствовала: именно сей­ час должен состояться тот ра-3- ГО 1 В 0 Р, который может быть пере­ ломным. I — Давайте, девочки, попробуем контролировать себя сами, — спокойно проговорила он». — Лучше самим обнаружить и ис­ править брак, чем это сделает контролер. Эту историю мне расскажут уже после аттестации девушки, кото­ рые только что П' 0 луч 1 ИЛ'И - самую высокую оценку. Когда члены комиссии по об­ щественной аттестации спросили бригадира, от чего в первую оче­ редь зависит качество работь:, Татьяна Ларионова, не задумы­ ваясь, ответила: «От самоконтро- Сгмокон 1 троль. К этому поня­ тию вновь и вновь будут обра­ щаться члены комиссии, перелн- стывая комтлексны'е гшаны уча­ стников Ленинского зачета и внимательно выслушивая ответы девушек. Между составлением общественной аттестацией лежит рэсстоя 1 Ние в несколько лет. За их вы 1 ПОЛ!Нвнием, в сущности, никто не в силах проследить, юро- >своей рукой вносил Вот они, шесть 'ЛИЧНЫХ комп­ лексных планов, авторам кото­ рых -сегодня поставили самую вЫ'Соку'Ю о|Це'Нку—«отлично». По почерку, говорят, можно опреде­ лить характер человека. Вот хотя бы Светлана Соколь­ ских. Ровным округлым почер­ ком, буква к букве, выведено'; «Выполнять сменные задания на 150 П'Р' 0 .це 1 НТОв. Сдать на пятый рэ'эряд». Ее план во М'ногом по­ хож на остальные. Но заинтересо­ вала точность цифр {в других, на­ пример, в графе производствен­ ные показа 1 етпи чаще всего запи­ си: ■ 130—140 процентов или — Я вписала ту цифру, кото'рая уже выверена, — говррит . &©т- ^,, 5 мд. _ Это постоянный мой по­ казатель. Но это вов!Се не значит, что я не могу повысить произво­ дительность, Но большую цифру впишу , только тогда, когда буду наверняка знать: сумею постоян­ но, изо дня в день добиваться тако 1 ГО показателя. Такая она но всем. Неторопли­ вая. взвешивающая каждое сло­ во. Вот и теперь, отвечая на во­ прос членов кО'М-иссии, как она понимает основную мысль ленин­ ской работы «Задачи ОоЮ'Зов мо- лО'Дежи», Светлана говорит точно и уверенно: — Что надо учиться, это понят­ но и никаких С'ОМ 1 Н 0 ни'й не вызы­ вает, Но постигать науки -— »то еш.е не значит учиться К 01 ммун 1 из- му. Надо постоянно стремиться соединять знания и труд. В тишине 6 ибли'Оте'К|И, где се­ годня сдается, пожалуй,. самый трудный зачет — на обш.ествен- ну'Ю зрело'сть, ровно звучит голос Светланы Со 1 КоЛ'Ь 1 С|Ки:х, лучшей швеи-моторисТ|»и из бригады, ко­ торая раньше других в це'хе спра­ вилась с плановым заданием, в- которой боак ниже среднего, А в линн'ОМ комплексном плане ров­ ным почерком вписано: «1976 год. Поступить 8 технииум. Вы­ полнить годовой план к 5 декаб- заполнять вовью комплексные планы. А надо 6ы1 Старые-то уже выполнены. Ли'ччь.е К'0'М1Пл.еконые планы «Решения XXIV съезда партии — в жчзнъ!» выполнены по 1 Лностью, Такое заключение даст И комис­ сия по общественной аттестации, Но ведь любой, даже самый хо­ роший план корректируется жизнью. Внесла жизнь поправки, например, в план Юлии Иванище- Этой девушке, наверно, при­ шлось труднее, чем другим. За­ черкнутой оказалась строка «Повышение общеобразователь­ ного уровня». Попытка поступить в вуз закончилась неудачей. А так хотел 10 сь записать! «Учусь а институте!». Из создавшейся ситу­ ации Юля видела один выход...— учитыся. Повышать квалификацию. Заниматься на под1ГотовителЬ1НЫ|Х курсах. Посещать занятия круж­ ка «'Основы экономических зна- — Я не знаю, продолжится ли зачет, но работать-то мы будем по-пре'жнему напряженно. И но­ вая пятилетка — продол'жен 1 ие М'Инуешей. Поэтому, мне ка­ жется, отделять прошлое от бу­ дущего нельзя, ведь мо'жду ними^ — настоящее. — И уже просто, что называется, от ду'ШИ говорит: — Может, и неправильно я сде- лалв, вписав позже в план год 1976-й, но я не знала*, будем ли мы — Говорят, тебе же н годится для поступлени: . . расоуждэет Юля, — Ну, и что?-Эго мне для работы Н 1 уж 1 но, Да и по­ том, этот ком.пле 1 КС|Н'Ы'й план, ду­ маю, не. последний а моей жизни. Закрыта пО'Оледняя страница Ланинюкого зачета «Учиться ком­ мунизму». Кто-то попностыю вы­ полнил свой план, как эти де­ вушки из пятого цеха, у кого- то осталась незаполненной какая- то графа. Но и в тех, и других осталось место для новЫ 1 Х запи­ сей. И записи эти будут делать участники Лен'икоко.го зачета на свО'ИХ рабочих местах. И оценки, как и прежде, будет ставить жизнь. Оценки за пражданскую зрелость. Пройдут секунды, и зазвучит ровный голос Светланы Со­ кольских. Она раееквжет о том, кек понимает ленинский завет «учиться коАшунизму» (снимок вверху(. Вчера комиссия по общественной аттестации поставила Юле Иваиищеаой отличную оценку, а сегодня девушка сно­ ва на своем рвбоч|^^ месте. ^ |^ото В. Ельшаева. НЕДОПАХАННАЯ БОРОЗДА Б ри га д и р зашел в контору отделения, торопливо кив­ нул Чуйкову, сразу загово- — Василий Дмитриевич, уйми ты Понкрашина. Выдумал; раз, говорит, пропашных УрактО'ров не хватает, буду междурядную обработку на МТЗ делать. Ну, понимаешь, е такими-то колесами — да на плантацию... Говорю ему; выкинь это из головы, е он улы­ бается только... — Ну, идем посмотрим, что там Сергей выдумал, — сказал управляющий. Василию Дмитриевичу Сергей Поикрашин нравился. Всегда в ра­ боте этого молодого тракторнетв есть что-то новое: то деталь *ю- евоем 1 у заменит, то сеялку пере­ конструирует. А сейчас вот на МТЗ-50 культивирует. Ну, что ж, это возможно, хотя до сих пор в совхозе эти машины не исполь­ зовались для междурядной об­ работки свеклы. Когда бригадир и управляющий подошли к плантации, Поикрашин уже работал. Его трактор с за­ мененными на узкие задними колесами уверенно двигался по полю и тащил за собой культива­ тор. Поравнявшись е Чуйковым И бригадиром, Сергей остановил трактор, поако выпрыгнул из ка- — Идет дело-то, товарищ брига­ дир , .— улыбнулся он и тряхнул густым темным чубом. — Так что зря вы волновались. Вот, смотри­ те: работа чистая. Сергей присел возле грядок, потрогал руками всходы. И глядя на начальство снизу вверх, щу­ рясь от острых лучей солнца, ска- — От ребят, которые на про­ пашных тракторах работают, я не отстану. Норма будет. Агрегат Понкрашина медленно, но настойчиво ползет к горизон- назад, на этих полях работал его старший брат, Петр. Водил он тогда старенький ХТЗ. А потом, когда грянула война н потянулись длинные толпы беженцев, ушел шестнадцатилетний парнишка добровольцем на фронт. В боях под Одессой фашистская пуля сразила Петра. И когда после окончания школы одного комбайнера. Об этом за­ шла речь на парткоме. Поругали, конечно, кого надо за непредус­ мотрительность, а потом секре­ тарь парторганизации Л. Л. Ли­ ховой сказал: — А что, Кузьмич, не выручишь ли ты нас! Недаром же говорят, что ты любую технику знаешь. И он согласился. На другой ту. Бригадир разводит руками. — Вот артист! — уже друже­ любно говорит он. ...Душно в кабине. В полдень разогрелась после вчерашнего дождя земля, и легкое марево теперь стоит над полем. Сделав круг, Сергей остановил трактор, вылез из кабины. Проверил ра­ боту культиватора. Да, асе хорошо. Правда, труд­ но с непривычки держать руль, даже руки устают. Однако не зря вычитал Поикрашин в «Сельском механизаторе», что МТЗ находит эффективное применение на обработке посевов свеклы. Вот он, успех. Поле лежит перед ним с густыми рядами ростков, и там, где проехал лонкрашинский агрегат, оно ровное, будто при­ чесанное. И снова — движение к горизон­ ту. Пальцы бережно сжимают руль, а в голове роятся воспоми­ нания. Вот здесь же, много лет перед Сергеем встал вопрос, кем быть, вспомнил он о брате; о его недопвханной борозде. И Поикрашин записался на курсы механизаторов. Помнится, после сдачи выпуск­ ных экзаменов Сергей пришел к бригадиру, старому знатному механизатору Ивану Ивановичу Чеканову: — >Ёочу в бригаду, говорят, здесь работал когда-то брат ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ... Его все чаще называют Сергеем Кузьмичом. И не удивительно. хоза, депутат сельсовета. Послед­ ние годы г.абспэет звеньевым по возделыванию годеолнечника. В 1975 году добился доброго уро- )к,зя. С 1 !аждого гектара собргы по 25,5 центнера семян. И это не­ смотря на неблагоприятные по­ годные уепозия. В самый канун жатвы выяснилось, что не хватает день чуть свет — к комбайну. Проверил быстро все узлы — и в поле. Знатный комбайнер Митаил Шпееикоз смеялся: — Гляди, Сергей, не свались с мостика. Ты, считай, к комбайну впервой подходишь... Сергей подтвердил свою сла­ ву механизатора. По результатам уборки стал лучшим комбайне­ ром совхоза. Давно закончены сезонные ра­ боты. Зима. А Сергей уже гото­ вится к будущей весне, приступил к ремонту сельхозмашин, инвен­ таря. Да мало ли забот у сель­ ского механизатора! Он достав­ ляет корма к фермам, на своем испытанном МТЗ подвозит в хо­ зяйство етрейматериапы. По под­ счетам зкоиомиета, 1976 год на­ ступил для Сергея гораздо рань­ ше, чем по календарю. А. РОЩУПКИН. Совхоз «Тульский», пос. Тербуны. И Д У Щ И Е В П Е Р ЕД И в комсомольских группах треста «Промстрой» идет массовое социа­ листическое соревнование молоде­ жи за право подписать Рапорт Ле­ нинского номсомо'па XXV съезду В начале февраля в группах будут определены лучшие комсомольцы, которые и поставят свОи подписи под рапортом трестовской комсо­ мольской организации. Дсего их будет 88 человек. Эти передовики будут занесены в Книгу почета. Среди лидеров соревнования, по­ священного съезду, — электрик МПМ-2 Сергей Корниенко, маляр СУ-2 Лидия Еремина, сварщик МПМ-2 Виктор Нефедов и другие. В тресте развернулось и трудовое соперничество комсомольско-моло­ дежных коллективов под девизом «XXV съезду КПСС •— 25 недель вы- еокого качества». Успешно участву­ ет в нем бригада маляров Нины Мушниковой из СУ-2. Этот коллек­ тив добивается отличного качества, при средней выработке 127 процен­ тов от нормы. В канун съезда бригаде - победи­ тельнице будет вручен на вечное хранение памятный вымпел. Недавно Липецк по­ сетил председатель Со­ ветского К 0 |Мгитета ве­ теранов войны, дважды Герой Со'ветско'го Союза П. И. Батов, Он по'бьвал на площади Героев и на Евдокиевском кла.дби- ще, где возложил н«и- овозго боевого друга, ВСТРЕЧА С ГЕРОЕМ Героя Со'ВеТ'Ского Сою-, которая носит имя С. за генерал-лейтенанта' Меркул'О'Ва. Рв'бята р С. П. Мер|сулова. сказали о походе по ( П. И. Батов встретил- стам боевой славы, с представителями сборах дружины, П. 'Павел Иванович Ба­ не- тов высоко оценил доб- е- рые дела пионеров, по- о желал ребятам новых успехов в учебе и следо- ___ '.нерской дружины щанных памяти героев пытской работе. гредней школы № 40, войны. А. МЕРКУЛОВ. САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПАРК 19 января на совещании об­ ластного. управлеН'И'Я культуры диретЯ'Ору Липецкого парка культуры и отдыха был вручен диплом лауреата — победите­ ля Всесоюзного смотра рабо­ ты парков. Смотр начался три года назад по решению Мини- стерства культуры СССР, ЦК ВЛКСМ и проводился кО'М'Ите'- том по физической культуре и спорту при Совете 'Минист­ ров СССР. Попасть в число лучших — большой успех, ,вв,дь в этом сбоео'бразном соревно­ вании принимали участие 1200 нруп-;еЙ 1 ших парков страны. К. ЮРОВ. РЕПЕТИЦИИ, ГАСТРОЛИ Репетиции и выступлен.ия — в январе их как никогда М|НО'ГО. Гото'В'Ится программа ко второму туру фестиваля народного твор­ чества тр'удяшихся. Впереди —- поездка на Кубу, куда участники хора повезут новые песни А. По­ номаренко, написанные специаль­ но для ансамбля. —- Несмотря на репетиционную работу у «Трудовых резервов» го­ рячая пора гастрО'лей. Зрители у них сейчас, пожалуй, самые же­ ланные ,-^..-учащие 1 СЯ и преподава­ тели профтехучилищ. А это са­ мый .строгий судья —- ведь бО'ЛьшинсТ'ЕО самрдеятепь’НЬ 1 ‘Х ар­ тистов — сами воспитанники . Е. ДМИТРИЕВА. УЧИТЬСЯ ОТЛИЧНО! «Отличной учебой встретим XXV съезд». Под таким девизом про­ шел недавно в Елецкой школе Не 2 слет отличников; Шестьдесят мальчишек и девчонок, в дневниках которых пятер­ ки — частые гости, еобоались в актовом зале. Ребят приветство­ вали инструктор РК ВЛКСМ Нина Евсеева, родители, учителя. Участники слета призвали всех учащихся школы лучше учиться, стать достойной сменой своим отцам. И 3 ЧЕГО складывается система условия, обеспечивающие его эф­ фективность? Где и в чем важнейшие «то'чки» приложения усилий учителя, воспитателя? ...У кинотеатра «Заря» днем за­ держана группа подростков, которые сбежал*и с урока и вымогали или силой отбирали денежную мелочь у ребят младшего воараста. При разборе этого «ЧП» в мили­ ции выяснилось, что уход с уроков ребята расценивали как «плохой по­ ступок». А вот расхлябанное пове­ дение у здания кинотеатра и вымо­ гательство ленег — как нечто само собой разумеющееся и уж, по край­ ней мере, не безнравственное дело. Не вдаваясь я к^эидическую сторону этой истории, заметим: у мальчишек прежде всего отсутствовали обык­ новенные представления о том, что такое «хорошо» и что такое Отк|удв черпают школьники нрав­ ственные знания? Да, трудно здесь переоценить роль театра, радио, телевидения, литературы, искус­ ства. И все же только в школе нрав­ ственное воспитанйе осуществляет­ ся как целенаправленный, система­ тический, управляемый и много­ сторонний процесс. Недаром В. И. Ленин на 111 съезде комсомола подчеркнул: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения сО'а1реме«н.ой молО'Дэжи было воспи­ танием в ней 1'Оиму-1|Чгтической морали». Фактически уже учебный урок дол­ жен быть обязательно и нравствен­ ным уроком, какой бы предмет ни преподавался. ...12-я школа города Липецка. Урок литературы в десятом классе дает Заслуженная учительн 1 ица РСФСР А. Н. Поспелова. Тема: . «Творчества А. М. Горького». Учи­ тельнице ведет урок вдохновенно, ее доводы неоспоримы, ее позиция вызывает удивление и восторг пере)? великим писателем. Созда­ ется впечатление, . что преподава­ тель, планируя урок, только и ду­ мал о том, какие душевные струны задеть, какие свойства ума детей затронуть, какие нравственные ка­ чества ребят пробудить к жизни. Идет обыкновенный урок, но имен­ но так созидается внутренняя со­ бранность выпускников, формирует­ ся настойчивость в поисках истины, коммунистически направленная де­ ловитость, самоконтроль и М 1 НОгое другое, без чего немыслима ком­ мунистическая нравственность. Вместе с тем существует и абсо­ лютная необходимость Давать Де­ тям изо дня в день, последователь­ но и терпеливо специальные нравст­ венные знания, через систему вос­ питательных уроков по нравственно­ сти. Разъяснять главные нравст­ венные понятия: добро, зло, честь. совесть, смелость, ш,едрость, го'р- до'сть, идейность... Да, да, разъяс­ нять, истолковывать. Помню, пятиклассники одной из городских школ весьма настойчиво доказывали, что скромность — это трусливость, смелость — лихачество, а правдивость в оценке дурного поступка — измена товариществу. Между прочим, известная круговая порука чаще всего на этом и зиждет­ ся. Даже старшеклассники • юноши порою проявляют элементарную эти­ ческую непрамотнЬсть, утвецаждая, что гуманизм присущ людям сла­ бым, «слюнтяям», как они иной раз выража 1 ются. Весьма важна в этом отношении работа над «Правилами для уча­ щихся». Л. Толстой однажды хорошо заметил, что труднее всего усваива­ ются именно прописные истины. По­ мочь ребятам прописать в собств-ан- ном сердце и опыте общеизвестные школьные истины, пережить их, а, может быть, открыть заново — не­ обычно важно. Изуче 1 Н'ие «Пра­ вил» может и должно стать бла­ городной и увлекательной ра| 6 о- той, если подойти к ней творчески, увидеть в них не просто основу но­ таций на класснО'М часе. «Не люблю классные часы, — на­ писала в анкете шестиклассница, — потому что из тебя душу тянут, как резину». Точнее не скажешь. Ну, а есЛ'И П'равила лягут в основу рэ'зно- обрэ'зных встреч, в основу нефор­ мального общения с людьми муд­ рыми, интересными, тогда они прой­ дут через сферу чувств к разуму и, обогащенные эмоциональной 01 кра- ской,- станут убеждениями. Как-то я был на интересной пресс-конферен­ ции в школе № 40. Перед старше- певаемость, пр 1 иле'жание, дисципли­ на, активность. Педагоги оценивают пО'Сту|Пки, О'Тношеняя между учащи­ мися. А сами школьники? А школь­ ники зачастую лишь внимают этим оценкам, со'глашаясь про себя ИЛ.И, чаще всего, не соглашаясь. не знаю. И уже на специальном клас­ сном часе прочитал эти оценки, втянул ребят в откровенный раз­ говор о случившемся. Оказалось, что полааляющее большинство ребят дали резкую отповедь безнравствен- мому поступку товарища, который «Душа обязана трудиться...» кпаосни'Ками выступали ветераны Ленинского комсомола. И каждый из них: участник гражданской и Отечественной войн В. И. Шарапов, бывший комсомольский работник С. П. Нестеров говорил не шаблонно о прав'йлах коммунистического по­ ведения, отвечал на острые вопросы р^ ят , полемизировал, убеждал. Зто был урок высехкой гражданственно­ сти, урок советской морали, Шкода должна найти возможно­ сти для формировання нравственных убеждений. Огромную роль играет в этом выработка правильных оце­ нок. В школе оценивается все; ус­ Научить ребят вслух постоянно оце­ нивать свою жизнь и означает фор­ мировать их нравственные позиции. Провели воскресник — обсудите, оцените его. Произошел конфликт — пусть ребята все до одного в классе аыска!жут свои суждения о нем, грусть даже ошибочные. На уроке в седьмом классе (шко­ ла Правобережного райна) про'И- зошло «ЧП»: подросток . мальчиш­ ка ударил девочку по лицу. Страсти разгорелись. Учитель не стал по го­ рячим следам принимать решение, чуть отодвинул его во времени, за­ ставив каждого письменно дать оценку факту с позиции: за, против, был буквально смят таким коллек­ тивным осуждением, А когда класс в заключение вынес и неожиданное решение: «Если ты мужчина, опом­ нись!» виновник «ЧП» расплакал­ ся и раскаялся. Еще один верный урок нравственности. Азбука чувств проста. Как не со­ слаться на К. Д. Ушинского, который писал: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши — не выра­ жают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как каши чувствования; в них слышен харак- -тер не отдельной мысли, не отдель­ ного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Но для то­ го, чтобы дети’ ярко .чувствовали нравственную М'узыку жизни, надо чтобы сильно чувствовали те, кто ее создает. В первую очередь — учителя. В нашей области, да и за преде­ лами ее, хорошо известей опыт ли­ тературного клуба «Парус» сорок первой школы города Липецка. За­ мечательный педагог Алла Матве­ евна Шаталова — мастер воспита­ ния. ^У ее питомцев естественен от­ клик ребят на многообразные зовы жизни. Воспитанники А. М, Шатало­ вой постоянно в нравственной берь- судьба парнишки . сироты из их школы или судьба лермонтовского заповедника в Тарханах. Деятельность членов этого клуба рэзноо 6 разнейшая; агиткоицерты • на заводе, походы по родной стра'не, создание великолепного музея рус- ското поэта, увлечение книгами, бес­ корыстная работа в местах, где жил Лермонтов. И что хочется особенно подчеркнуть — бесспорными пока­ зателями их нравственной воспитан­ ности служат не сами поступки и дела, а те мотивы, что побуждают их к этим поступкам. Нравственный опыт деятельности в условиях школы — это вся система поли'ТИ'Ческо'ГО, умственного, эсте­ тического, трудового, физического воспитания учащихся. Их невоз­ можно расчленить, ибо человек воспитывается не по частям, а цело- Здесь нет мелочей. ЕспИ не выдви­ нута и не защищена цель трудовой «операции» в совхозе, если концерт саМ'О'деятель'Ности идет только в*о имя престижа школы, если на спор­ тивных соревнованиях делаются «подставки», если политинформация только познавательна, а викторина преследует лишь развлекательные задачи, нравственные потребности не воспитать! При видимой плотно­ сти воспитательных дел нрввствен- ная стороиа будет отсутствовать. И тогда наступает крвх. Именно тогда десятиклассник пишет отличное сочинение о Павле Корчагине, а сам тут же совершает безнравствен­ ные поступки. Беспредельна пробл'вма морально­ го воспитамия школьника. В за­ ключение несколько слов о самом учителе, воспитателе. На моем рабочем столе сотни маленьких сочинений студентов- первокурсни'коа. Сколько же в них высочайших моральных оценок своих наставников и сколько горечи по поводу тех, кто запомнился лишь как ремесленник, «урокодатель» и просто «некачественный» человек. Не могу удержаться, чтобы не при­ вести несколько характеристик. «...Я считаю себя счастливой по­ тому, что судьба подарила мне встречу с человеком высокого дол­ га, чело'вечноети, нравственности. Это Елена Валериановне Демина... ». «,..На! 30 'зу иМ'Я моей лЮ'бимой учи- . Чельницы, ее зоеут Надежда Дмит­ риевна Марышева — человек боль­ шой требовательности, блестящий знаток своего предмета, душевный лекарь и друг ребят...». Студентка Лида Шкурлатова рас­ сказывает о своей «первой, послед­ ней, вдинсгвенной» учительнице Валентине Семеновне, которая вела их класс десять лёт. Она назьшает ее заботливой матерью, отмечает теплоту женской души, рассказыва­ ет о богатом нравственном опьпе жизни класса, поездках в Ясную: Поляну, литературных встреча.х, где школьники переживали за судь­ бы героев, подчеркивает близость к своему наставнику: «Мы не скрывали от нее никакие тайны, пользовались ее библиотекой».., и т. д. Все верно. Только истинно гражданскоа пове­ дение учителя может воспитать гражд анинз-ученика. В нашей работе господствует «за­ кон зеркальности». В детях отражает­ ся зеркально их наставник. Ребя­ та — увеличительные стекла наших достоинств и наших недостатков. И бесконечно прав был В. Г. Белин­ ский, когда писал: «Есть много родов образования и развития, и каждое из выше должно стоять образование нравственное». С. ШМАКОВ, кандидат педагогических

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz