Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

СТРОКА В РАПОРТ XXV СЪЕЗДУ мнем л л '? X ' - / * , г , 1 . . ^ ^ 1 и г ' : ' ^:г^< Г|?^^';х{''^''^‘^;‘'';' '^ч 3 Деме культуры мы ползли на репетицию оркестра на­ родных инструментов. Его участников Татьяну Незикову и Владимира Кузьмина вы видите на снимке спеаз. Сейчас, когда они разучивают новое музыкальное рроизведенмз, в репетидионном зале готовят ноау» прогрэмь.у учаетняки кругкка бальных та!4цез Александр Крючков н Ва.'-я Захароза. ® 0 7 э В . Елы к тс а .- ! . Ф ИЛЬМ этот вызызает столь­ ко же воЗ:раже.иий, околыко и горячих похвал: в пара- домсалькости художественного воплощени 1 я темы слились воеди­ но пленительная виртуозность ре ­ жиссера с сознательным наруше­ нием И 1 сторической правды. Ис­ тория разгрома декабриетокого восстания, неудачная попытка низложения императора Нико­ лая I, суд, казнь пяти руководи­ телей дв 1 И 1 жения, отправка мятеж­ ников по этапу 8 Сибирь, 8 Нер- чинскиа рудники, — все изобилу- Зритель постоянно запутывает­ ся 8 оцвике действукяц'их лиц, барахтаясь среди тех знаний и представлений, которые возникли у него и прочно укрепились в результате знакомства С игсто>ри« ческой литературой, и тем, что он видигг на э^фане, И, правда, очень трудно поверить В незна­ ющего сомнений Трубецкого, как и в признание Анненков^ на засе­ дании тайного общества: 1 <Мне стыдно за наше сословие» — и это после подробно показанного разгула беспечного поручика, С Е С Т РЫ ат и ошеломляющими отступле­ ниями от общеизвестны» фактов, и аналитическим блеском трак­ товки образов исторических лиц, и поэзией жертвенного начала * загадочной душе русской женщи­ ны. Разве гарцевал на лошади Тру­ бецкой на той, восставшей, пло­ щади перед ликом ошеломленно­ го императора? Нет, он малодуш­ но не явился к восставшим и немало способствовал пораже­ нию. Уж таким ли яегкомьклен- ным повесой, щеголем и гулякой бьш поручик Анненков, сын бога­ тейшей барыни, квменио-жест о- : кой и своевольной, избивавшей крепостиь«х, низведшей их до по­ ложения скотов? А вот в фильме Анненков именно такое. Зато его мамаша — просто капризное су­ щество, окруженное откорльлен- ны'М'И девками в обличье ангелов, своевольная, но отнюдь не же­ стокая крепостница. Что вы! Рэзза может эта экранная благодетель­ ница всерьез наказать сьша - по­ весу или спокойно отдать приказ запороть до смерти провикивших- ся? Эта безмятежная идиллия взаимоотношений юного Аннен­ кова с капризничающей от скуки родительницей малр что общего имеет с реальной атмосферой эпохи, которая, кстати, гораздо удачнее воссоздана в сценарии «Звезда пленительного счастья», нежели в самом фильме. лишенного и тени угрьюений по поводу своего поведения. Восрганиа дежабристов и его поражение дается зрителю, как факт, в вся подготовка к нему, брожение в русском обществе после войны 1812 года, сумятица в умах, общественный застой (олАть-так-и пре!кра<ско вьши > сен - ныв в сценарии) — все это, в сущ­ ности, осталось за кадром. При­ чины зреющего восстания не ис­ следуются, они лишь называются в выок*зыаан 1 ИЯх генерала Мил.о- радовича и им!перг|г6ра Алек­ сандра I, да учтом-инаются в ка- ком-то странном, карусельно и головокружительно мелькающем «хороводе» заседающих декабри­ стов; этакая непринужденно рас­ слабленная беседа за вурением чубуков, с приглушвнкым бор­ мотанием, хотя речь идет о пере- уотройстае общества и введении конституции. Ощущение досад­ ной несерьезности вьюыаеет об­ лик и вся игра О. Янковского е роли Рьшеева, другие декабри­ сты так и остаются в туманном фоне и тут-то начинаешь созна­ вать, что режиссера В. Мотьшя, известно-го прекрасной картиной «Белое солнце пустыми», история декабризма в данном случае, не интересовала, она явилась ско­ рее фоном, на котором он за­ дался целью проследить судьбы своих героинь — великих рус­ ских женщин. Ведь фильм по­ священ «женщинам России» и этим все сказано, в, этом надо искать о.твет на все вопросы. Но тут опять нес преследует навяз­ чивое «но»... ; Неужто из опасени 1 Я быть непоюятьгм зрителем, из недоверия к нему В, Мотыль так ошеломпякзща «переосмыслил» роль Князя Трубецкого в вос- етении? Чтобы мы, грешным де­ лом, ка усомнились в искренно­ сти чувства княгини Трубецкой к малодушному супругу, режиссер пошел на «аозвышающий обман»? А следовало ли это делать вооб­ ще? Почти никто из жен сосланных и казненных декабристов не знал о готовящемся заговоре. Они могли лишь догадьгаатыся, как до­ гадывалась супруга Рьшеева. Жен­ щины высшего света, блистающие при дворе, облескаиныв импера­ тором, о«и был-и далеки от поли- тичеокой жизни и ат дел, которы­ ми занимались их мужья, герои Отечественной войны, первые лю­ ди в государстве Российском, Случившееся ошеломило их и потрясло не менее, чем всех других. И а этой высокой траге­ дии жены оказались на высоте, недоступной, на пеб»ый взгляд, разумению. Их поездка на вечное поселение в Сибирь вслед за при- говорениыАЛи мужьями — подвиг, который иными исеявдеваниями называется «непостижимой загад­ кой». Но такая ли уж это загадка да и загадка ли это вообще? Великие душевные сипы, дре­ мавшие дотоле в этих образован­ нейших, прекраснейших женщи­ нах, не довольствующихся суетой и скукой света, озарились вели­ ким огнем цели, которая- вспых­ нула перед ними: они ощутили свою судьбу в том, чтобы под­ держать дух любимых людей. Ощутили свою причастность, , и нужность и приняли и понесли свой >фест, как благо. Какие Судьбы встают перед на­ ми на экр^ е ! Мария Волконская (вртистжа Н. Бондарчук), княгиня Трубецкая (ертистка И, Купченко), Полина Гебль, француженка, от- претившзяся в Сибирь за Аннен­ ковым (польегея ертистка Эаа Шикульека).„ Волконская, плени­ тельная, нежная, одухотззрзикая, воспетая Пушкиным, по н.тстоя- нига отца, генерала Баевского, вышедшая замучг за тридчатише- сгилетнего генерала Волконского : (артист О, Стриженов), едет в Сибирь, за тысячи верст, без ма­ лейших колебаний, и в ледяных рудниках Нерчинска целует цепи, в которые закован супруг. Актри­ се удалось передать едержвнную, страстную силу свьюотверженной К И Н О женщины, ее великоз и гордое мужество: уехать от отца, матери, маленького сына навсегда, навеч­ но, на проронив слезинки... «Это самая великая женщина, которую я когда-либо зная», — скажет по­ трясенный генерал Раевский о своей дочери. Дучшая женская роль в фильме, несомненно, — Трубецкая — И. Купченко. Тонкая, хрупкая, изящная —• такой предстает она в начале картины, в сценах балов, приемов, иташьянских поездок. И сколько в ней несгибаемой си­ лы, мужества, гордости, перед лицом испытаний, страшных ли­ шений и мук, которькми ее пуга­ ет иркутский губернатор Цайдпер (артист И. Смоктуноаокий). Сце­ ны диалога княгими с губарнато-. ром потрясают настолько, что ду­ маешь невольно: в истории наше­ го кино на много найдется по- добньгх кадров. Деже когда уяза- ленный чиновник грозит отпра­ вить княгиню, как рядовую катор­ жанку, в кеидалах, по этапу, пе­ шим ходом в тысячу верст, она покорно протягивает тонкие ру­ ки: «Велите нести кандалы». Толь­ ко бы не неопределенность, толь, ко бы увидеть мужа, помочь ему, облегчить его страдания! Загадка Полина Гебль. Гу­ вернантка, без средств, занесеи- ная ветром из Франции, равно­ душная к ухаживаниям богатого барича, к бриллиантам его мама­ ши, Она беж.ит за Анненковым в Сибирь, просветленная и возвы­ шающаяся над московской суетой. Это она, Полина Аиненкова, об­ венчавшись с сь'йном самодурки- крепостницы, проживет с ним десятки лет на каторга, и встре­ тит потом в Омске каторжника— писателя Достоевского, отправ­ ленного в Сибирь по делу петрэ- шетцав! Мы видим высокие, до неба, свежерубленные стены острога в глухой тайге, за которыми скры- ваются сани с декабристами, и фигуру часового на фоне этой ог­ ромной стены. А поодаль — груп­ пу.-молодьчх женщин, строго, вни­ мательно глядящих на эти стены. И хочется поклониться великим русским страдалицам, сохранив­ шим до самой смерти верность долгу, презревшим гнев монар­ ха. Их дело не пропало... Они по­ могли выстоять тем, кто зарон 1 Ил семя великой Резолюции... Ю . ПЛОТНИКОВ, X о к к Е ! ДВА МАТЧА ДВЕ ПОБЕДЫ Соскучившись по бопь- цюму хоккею, зрители до отказа зэпояиили Дворец спорта «Звезд­ ный» на очередных мат­ чах первенства СССР между двумя армейски­ ми командами СКА МЗО (Липецк) и Куйбышева. Стартовая пятерка у липчан выглядела та»: Зимин, Карпов, Блинов, Палилов, Иконников. Пя­ терка, как говорится, могла бы украсить команду высшей лиги. Однако за та полторы минуты, которые они провели на льду, вратарь куйбышевцев был на вы­ соте. Игра принимает обоюдоострый харак­ тер. Но первыми доби­ ваются успеха хозяева.^ На шестой минуте у рот гостей произошла неразбериха, и Б. Нозд­ рин посылает первую шайбу в ворота. Скви­ тать шайбу гостям уда-^ лось лишь во втором пе-Ч риоде. Это великолепно выпопнил Г. Горбачев. Темп возрастает. На 35-й— 36-й минутах О. Привалов и Д. Матвеев забрасывают еще две шайбы. В заключитель­ ной двадцатиминутке команды еще раз обме­ нялись голами. Звучит сирена — победа за липчанами — 4 :2 . Начало второго матча, который начался спустя сутки, ничего хорошего хозяевам не предвеща­ ло. Зато после первой пропущенной шайбы иг­ ра липчан преобрази, лэеь. Атака следозала за атакой. И к концу третье­ го периода счет про­ шедшего матча пеато- рился вновь — 4 : 2 . Лип­ чане победили. В. БУХАЛ 08 ,! Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ . А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И ; г. Липецк, Коммувальнав пл., 44, ред, газеты «Ленинец*. Телефоны: редактора — 2-33-53, ответственного секретаря » отдела иллюстраций — 2-28-59, ____ идеологического отдела — 2-34-13, отде.тов; комсомольской жизни и фотолаборатории - 2-36-43, учащейся молодежи — 2-38-30, писем а спорта — 2-34-40. Аэ 62122 —--ь..... ^ — ■—~— Типография издательства вЛенинское знамя». Липецк, К»ммунальнан пл., 44 Зек. № 488.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz