Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
I экзаменов пора... Как-то вдруг сразу стало тише в школьных коридо рах. Тихо в классах. Легли на доску белые строчки: «Коммунисты на передовой классовых битв...», «А. С. Пушкин и каша современность»... «Новые страницы Ле- Темы сочинений. Те, что вчера еще были загадкой. Ну, что ж, заветный конверт вскрыт! А теперь... только бы суметь написать верно, только бы не ошибиться в предлогах... Задумались выпускники. Очень нужно постараться... |Снимок вверху). А у Гали Букреевой, десятиклассницы первой липецкой школы, »тот экзамен—одна из труд ных ступенек на пути к золотой медали. Фото Ю. Клюева и В. Ельшаева. С УДЯ по обязательствам, Сер гей Дымов — соперник Миха ила Киселева. Только если об этом сказать Сергею, он в ответ, по жалуй, рассмеется, искренне удивив шись. Какое уж тут соревнование, ес ли Киселев — общепризнанный «ас», токарь высокой квалисрикации, а Ды мов — специалист без году неделя. Только в прошлом году, школу, П|р.ишел Чаплыгин 1 ского агрегатного завода. Совсем недавно разряд получил. ...Сергей смущенно пожимает пле чами: разве вспомнишь, когда обя зательства принимались! Не такое уж большое событие, чтобы в памя ти хранить. А если честно, то и запи санное в них забылось. Да что толку держать эти пункты в голове, раз они без надобности. Задание определя ет мастер, он лучше знает, сколько надо сделать. Правда, задание э :« наждыЯ день новое — то больше, т4 меньше. А самому о своих возмож ностях сулить рановато. Обязательст ва есть, все в цехе их принимали: пе- ревьшолнять задание не стольно-то процентов. Но по силам ли оно то карю? А, может, уже и пройден этот руС*еж? Этого Сергей Дымов не зиа- Не помнит своих обязательств и Михаил Кисб.-ев, хотя он-то в цехе уже не первый год. Все обязательст ва у председателя цехкома, а он—в от пуске. Ему они «нужней»; в цехе же никто из молодых рабочих в своих встречных планах не ориентируется. Например, в прошлом поду Киселев двести гаек ротора обрабатывал за смену. Сейчас — почти не пятьдесят больше. Перевыполнение — на два дцать пять процентов. Но ведь и е тех двухстах гайках — тоже были сверхплановые. Тогда сколько же этих процентов сейчас получается? Но Михаил почему-то взял обяза тельство поменьше, явно занижен ное, ни к чему его не обязывающее. С другой стороны получается, что Михаилу Киселеву индивидуальное обязательство вообще не нужно. Дело Б том, что .бсльшинстЕо видов продукции на заводе изготавливает ся целой бригадой, поопервциоино. Так, в частности,-делают и гайку ро тора. Поэтому никогда Киселев не обработает двести пятьдесят дета лей, если его товарищи изготовят меньше. Он стоит на последней, ито говой операции. И его выработка це ликом зависит от темпа работы всей бригады. Поэтому и обязательство должно быть бригадное. Нет плана— спросят с -бригады, а а коллективе разберутся семи, кто виноват. Не случайно Киселев так мучительно припоминал «свои» личные обяза тельства. Они для него не ориентир. То же самое на участке бумажных фильтров дизельного топлива. Здесь на каждую смену — один на ряд, все сборщицы работают «месте, а уж кто какой вклад внес — главный судья — собственная совесть, И х-оть личные обязательства по перевыпол- иёнию есть у каждого, практически не определишь, сколько кто сделал. ■Ведь здесь как: профессия считается одна — сборщик фильтров, а опера ций, которьге проходят будущий фильтр, — десять. И опытные ра ботницы владеют всеми десятью смежными специальностями, и мо лодые с первых дн^ей работы стре мятся к этому. Почему? Во-первых, это обеспечивает полную взаимоза меняемость, во-вторых, сидеть на одной операции весь день, прямо скажем, дело не легкое: и внимание притупляется, и отдача меньше. По этому сборщицы почти ежедневно, в порой в течение одного рабочего дня подменяют друг друга. Как же экраны соревнования. Все это на глядно, зримо. А И 1 |Ч|ДИЯидув:льное со ревнование существует на бумаге. На заводе не спешат и с внедрением пе|редового опыта. В частности, вто рой год только рассуждают о полез ности динамовского метода. Отсюда и все гтробелы в организа ции индивидуального соревнования. Обязательства рабочих не конкретны. Тлавное мерило — высота достигну тых рубежей. А как эта высота соот носится с твоим встречным планом— никого не волнует. Поэтому за бор том соревнования остаются юноши и ЗА БОРТОМ СОРЕВНОВАНИЯ тут подсчитаешь, кто сколько сде- ,лал? Единственный критерий — об щие показатели участка. Правда, на чальник отдела организации труда и заработной платы Б. Т. Беломытцев считает, что определить конкретный вклад каждой сборщицы в принципе можно. Но поскольку никто этим не занл+мается, зачем нужно было при нимать сборщикам обязательства о перевыполнении норм? Может быть, кто-то недовыполняет сменные за дания, кто-то эти отставания компен сирует? Никто не знает. Существую щие планы-обязательства — фор мальность. Это подтверждают и, се- — Я уж и не пом,ию, хотя десять лет работаю, чтобы кто-ни|6удь за глянул в эти обязательства даже из любопытства. Приняли—и с плеч до лой, — говорит сборщица фильтров Нине Кузнецова. — А лучшего рабо- чег-о определ яем «на -глазок», во всяком случае, и личным обязатель- стев 1 М для этого не обращаемся. Как же исправить сложившееся на заводе отношение к индивидуаль ным встречным плавам? Ведь гл«а- ны.м здесь стал сам фант существо- вамия обязательств, а не суть. ...Как уже говорилось, на заводе в выпуске большинства видов продук ции участвуют целые бригады. Сле довательно, и при подведении ито гов учить(ваются -вишь поиазетели коллективного соревнования. Между бригеда.ми соревнование идет по всем правилам. Ежедневно подводят ся итоги работы смен, еже.месячио определяются лучшие коллективы. В каждом цехе — доски девушки, недавно пришедшие на за вод. Они и сами это прекрасно пони мают: куда им до лучших! Нет у мо лодежи и желания соревноваться друг с другом. Вот и получается, что тот же Сергей Дымов, Дев Курьянов, Наталья Кузина, Иван Куропаткин и многие другие молодые рабочие, ко торые трудятся с полной отдачей, ко торых хвалят, ставят в пример, фак тически в соревновании не учветву- В обиде, в основном, молодежь. Но самое странное, что комитет ВДКеМ занимает позицию сторонне го наблюдателя даже- при .подведе нии итогов, на которые обязательно ■приглашвют секретаря комсомоль ской организации Н. Баранову. Ни одного предложения, ни одной по пытки вовлечь в соревнование моло дых специалистов, еще не достиг ших совершенства в своей работе, не бы.ло. Комитет ЕЛ!!{СМ считает, что и Бее это прошло- мимо внимания и Чаплыгинского райкома ВЛКСМ. Комсомольская организация завода агрегатов считается одной из лучших ...Итог всему подвела комсомолка Лена Глебова, работающая на участ ке фильтров: — У нас соревнуются те, кто дав но работает в цехе. Молодых рабо чих это, по-моему, не касается. В словах работницы, как в капле воды, отразилось ненормальное по- Е ГО погиросили высту пить на молодежном «огоньке». Анатолий Николаевич искренне рас строился. Не потому, что не был готов, а больше пото му, что не привык он вы ступать. Как представил се бя на сцене Дворца куль туры, так и заявил Всеволо ду Козлову: — Вы, ребята, не обижай тесь. Рассказывать про се бя нечего, да и не умею я. Всеволод Козлов, замес титель секретаря комитета комсомола, уходить не спе- Вначаде они сидели в красном уголке чугуноли- тейн^ого цеха. Потом в квар тире Цыганкова. На дворе сумерки, Анатолий Никола евич встал, включил свет. Положил на стол фотоаль- . бом, книги. Трудно ему по дыскать слова. — Я был еще маленький. лет семь так, может, н< много больше. Собрался скворечник сделать. Недо делал, бросил. Планер ре шил мастерить. Тогда дет вора авиацией бредила, ка сейчас космосом, ^^лею то, строгаю. А друг при шел, зовет в музыкальный кружок записываться. Отец взглянул на меня говорит: «Не хватайся э все. Если мелочи не нг учишься доводить до кот ца — большое дело не ос,т Бот ты, Всеволод, знако мился с ребятами из моей бригады. А с Александром Подольских ты не знаком. Мы его недавно в армию проводили. Два года рабо тал. Хорошим слесарем циальностям обучил; резчик и газосварщик. А это «Вы помните, я мечтал НАСТАВНИК стать шофером. Сейчас на- уЧИЛСЯ;ВОДИТЬ МвШИНу. ВоТ здесь и пригодилась специ альность слесаря. Вспомнил хвататься. А если дело нра- выходит, как вы говорили. Знания техники, ремонта очень пригодились. Я бла годарен вам за то, что вы научили меня слесарному делу. С такими знаниями мне легко работать». — В бригаде у меня во семнадцать человек, и все думают, все ищут. И мне с ними легко. Как-то заметил, что у Фарафонова пропало настроение. А-Валерий — слесарь высшего, пятого разряда. Надо сказать, уче- Слесари обслуживают . не сколько конвейеров авто матической выбивки радиа торных секций. Ну, значит, пропало у Вале|рия настрое ние. Бь»ли поломки по сложнее — справлялся па рень. А здесь, возле при митивного оборудоавиия, выходит из себя, свет не цех пошел? — спрашивает вспух, как бы сем себя. — Как зачем? Работать. — В гробу бы видать та,- кую работу. Поломка за поломкой... Отработал я. Я растерялся. Таким Ва лерия еще ни разу не ви дел. Гляжу: парень инстру мент собирать начал. — Валера, да постой ты! «Неразрешимая» задача оказалась до смешного простой: грани шляпки бол та поизносились и никакой ключ его не брал. Да к то му же и резьбу эрозия при хватила. Вспомнил дедов ский метод. Ахну:^Теувалдой по шляпке, этой же кувал дой насадил ключ на болт. Несколько усилий и мож но П|родолжать ремонт. Конечно, это не дело орудовать кувалдой. Тут у любого настроение пропа дет.. Да и такой метод ре монта сем говорит о каче стве оборудования. Собрал бригаду и объя- Как пришел на завод в рак шестом. Первый день работы цехе особенно Тогда в чугунолитейном не было постоянной бригады слесарей. Приглашали на время со всех цехов.’ Пора ботали мы около часа, слы- — Шабаш. Бежать надо.— Это бригадир Михаил Пете лин ругался. — Все. Больше толочь воду в ступе не со бираюсь. — А хоть куда. На цем- завод пойду слесарничать. «Ну, ну, — думаю, — иди. Не люблю нытиков, которых ничем не прошибешь». Петелин нахмурился: — Ты здесь не нарабо тался? Гляди, 8 то ко .мне в бригаду еще прибежишь. Встретился я недавно с ним, 6 военкомате. Говорят, ТАК и мыкается человек по предприятиям, рубль длин ный ищет. Цыганков показывал аьи резки из журналов, завод ской многотиражной газе ты, грамоты. Рассказывал о ребятах из своей бригады. Анатолий Николаевич до вольно' улыбается: — Это нами разработаны и установлены конвейеры на автоматической выбивке секций: виброгрохоты, мо дернизирована система ох лаждения, изменены виды смазки. Разработанная бригадой установка для охлаждения грохотов экс- плуатируется сейчас на ко тельно-радиВТорном заво де в Нижнем Тагиле. Из заводской многоти ражной газеты: «За девятую пятилетку только А. Н. Цы- ганковь1М внедрено 45 рац предложений, экономиче ский эффект от которых со ставил 20 тысяч рублей». В этом году Анатолий Николаевич думает внед* рить четыре, рацпредложе ния. Уже удалось перевы полнить обязательство. Подсчитан и эффект от пя ти внедренных новшеств — шесть тысяч рублей. Бригада внедряет еще од ну новинку: бесшумный конвейер выбивки выдав ливанием. Бодского Дома культуры. В зале знакомые лица его ребят. Сквозь аплодисмен ты Анатолий Николаевич расслышал свою фамилию. Направился к трибуне. Он знал, о чем будет рас сказывать. В. ШАМЕТЬКО. Завод «Свободный со кол», г. Липецк. «СТОЛЬКО ВССЕК ПРОШИТО...» Мелькали за окнами знакомые улицы, плясал по асфальту теплый майский дождь. Обго няя троллейбусы и лег ковушки, наш автобус катил по городу... Допели песню ребята, загрустили, задумались: опять привычный город ской шум, знакомые до ма и парки, и будто при снившейся сказкой ста ли эти незабываемые дни сборов, розовые рассветы над Матырским морем, теплые вечера у костра, пионерские ли- Говорят, время нс те чет вспять. Говорят, -в детство не возвращаются. А мы путешествовали в детство! Мы — семь сот девчат и парней, сту дентов педагогических Вузов и училищ области, участники сборов во- Мы были пионерами и октябрятами, отважны ми курсантами и малы- швми-проказниками, не много художниками и музыкантами, немного актерами и солдатами. Пять дней игры в дет ство, пять дней учебы, пять дней испытаний на право носить гор,вое имя пионерского вожатого! пето кормит!» — по та кому принципу жили курсанты п лагере. Утренняя линейка! Как она хороша в настоящем пионерском лагере! Со слитной песней горнов, бодрым ритмом барабанов, со взмахом сотен рук над головой в приветствии Государст венному флагу. — Здраастпуйте, ре бята-октябрята! — зву чит бодрый голос на чальника сборов С. А. Шмакова. — Здрав-етоуй-те! — радостно отвечают ок тябрята-курсанты. —г Здравствуйте, ребя та-пионеры! — Эдравствуй-те!— че канят пионеры-курсанты. — Здравствуйте, това рищи курсанты! — Здраст!.. — по-сол датски. кратко отвечаем После завтрака тема тические лекции, беско нечные конкурсы и смотры; смотр детт^кой драматизированной пес ни и военного строя, «Олимпийские игры» и пионерская «З ари |||| 11 д трудовой дссантЩ|РЕ^ очистке пляжа Матыр- ского моря и конкурсы на лучшую октябрят- скую и пионерскую газе ту, на лучшую лесную поделку и радиогазету, игра-конкурс «Бей, бара- А после пол'удня, ког да солнце устает, дея тельный энтузиазм усту пал место мягкой лири ке. Это время общения, теплоты, юмора: «Вече ра знакомств» и походы в пес, «Фестиваль пио нерского искусства» и «Праздник пионерской песни», сборы «Бери с коммунистов пример» и «День нашей Родины», поэтические минутки и разучивание новых пе сен. Это часы, когда на лесных тропинках,-в бе седках, на скамейках стадиона мы в иг^Ц |^ соревнованиях уЩР№ «ребячьи сердца зажи- ...Отгорает вечерняя заря над Матырским мо рем, теплая майская ночь окутывает лагерь. А в «Лучезарном» то здесь, то там загораются огоньки костров. ’ ...Последний вечер , в лагере. Уезжать так не хочется. Трещит сухими ветками костер, в воздухе его озорные — Саша, возьми гита ру. Давай споем нашу, еожатскую, сылающим лесом плы вет грустная песня; Были встречи первые. Были песни первые, — Столько весен прожито за четыре А утром слышна про щальная песенка горна, развевается, провожая флаг. Екнет в эту минуту сердце. Это детство аук нулось в нас. Наше пио нерское детство... Пона не началась еще лагерная смена. Но мы и еегодвя— вожатые. И дел у нас, как никогда, много. Взметнулись в са люте руки — линейка... Пошла в ход гуашь — мы стали ху дожниками... Чеканят шаг ребята — быть новым маршам юн- армейцев... Совсем это непросто — все уметь. И учиться этому тоже непросто. Но «едь не зря же мае зовут вожатыми! '.Фото-А. Козина. -т г [ОЧЕМУ в педагогический? :— сердился папе. — Мало тебе других институтов.., ‘— вздыхала мама. — Ты знаешь, как трудно работать с детьми?! — пугали родственники. Будущие педагоги, сегодняшние студенты, меня, неверное, поймут. Ну, кто не выспушивал всех этих «за» и «против», когда, получив, наконец, аттестат зрелости, заявлял родите лям, что твердо решил поступать в педагогический?.. Папа сердится, ма ма вздыхает, бабушка хватается за Хотя... и родителей понять, конеч но, можно. Можно понять это стрем ление наших пап и мам уберечь нас от трудностей. А ведь частенько нам испытатель, как врач. Никому из них не дано права на ошибку. Только з.т ошибку летчик платит своей жизнью а учитель — жизнью тех, в кегм не су мел воспитать Человека. А ведь эти ошибки учителя проявляются ох, как Учителю труднее, чем врачу, ведь жизнь еще не дала нам стандартных рецептов того, как воспитывать, пе- ревосп 1 Итьюать «неподдающихся»... Одно должен помнить каждый из нас: любовь к небу и к земле, лю бовь к искусству и к книгам, к мате матике и технике, ненависть к хан жеству и злу — все начинается с детства! ...А с чего начи 1 нается детство? Наверное, со ста тысяч детских И З 1 ю т 1 Все начинается с детства... приходится слышать от них: «Ну, что за молодежь пошла! Вот мы в ваши годы...». И подруг сочувствующих то-- же можно понять, но что поделаешь, раз уж Б педагогическом «на десять девчонок го статистике двое ребят»... Жаль только, что не все сознают, что каждый когда-то «начинался» в школе, в первом классе, за первой партой, у первой учительницы. И сегодняшние инженеры, врачи и летчики, артисты и косм 01 навты, гео логи и архитекторы — все они «на чинались» в школе... И мет человека, который бы не вспоминал свой класс, свою парту. Так зачем же спраши вать: «Почему в педагогический?». Да, это верно, профессия учителя не из легких. Причем, трудность эта не измеряется количеством бессон ных ночей над стопками ученических тетрадей, количеством сборов и дет ских утренников, и даже не актер ской способностью педагога дер жать себя «в форме», когда хочется накричать, отругать. Нет, не это — трудности. Это, по-моему, всего-на всего лишь повседневные трудовые ...Никогда не забуду первую в сво ей студенческой жизни лекцию. Это была вводная лекция для нас, перво- курсниксв или «первоклашек», как в шутку называли нас старички-старше курсники. Тогда мы узнали очень много нового о нашей особенной и такой, казалось бы, обыкновенной профессии. «Почему особенной?» — спрвшиев- ли мьр, студенты. И нам отвечали: «Потому, что учитель — как петчик- ■«почему» и «зачем», на которые не всегда удается ответить взрослым: — Почему окунь полосатый, в ерш колючий? — Почему у кошки глаза светятся? Кто по-мрасил небо?. — Зачем Земля крутится? И все эти «почему»—учителю. Учи тель должен знать, обязан знать, на то он — учитель. А ответы не них мы ищем сейчас на занятиях по физиологии и земле ведению, по русскому и математике эстетике и этике, педагогике и пси хологии, сольфеджио и хороееде-- н-ию, рисованию и труду. Мы — буду щие учителя начальньрх классов — немного математики и литератооы, психологи и философы, немного му зыканты и даже... волшебники. Волшебники? А кто еще объяснит ребятам, как же все таки солнце-ма ляр красит небо, увидит то, чего не видят многие взрослые, е дети ви дят и рисуют: травку зеленую-эеле- ную, солнце кра-сное-красное, такое — еж дух захватывает, цветы яркие- вркие! Кто научит детей радоваться и удивляться таинственности вечер него неба и засыпающего города, кто научит их наблюдать, как светят^ ся облака, чувствовать, как пахнет земляника и разогретая солнцем хвоя в лесу? Кто научит их слушать музыку, читать хорошие книги, лю бить настоящую живопись? Мы учимся этому^ учимся учить: ищем, проверяем, нередко ошибеем- Учнмся строить урок — не . шаб лонно пр плану, а творчески, инте ресно, -как требуют этого от нас на ши методисты, доценты Б. К. 1‘ве- И вот — практика. Твои первые удачи и первые огорчения, когда вдруг окончательно сознаешь, что «педагогика» — это мое. Или вдр^уг впервые за три года начи 1 наешь по нимать, что тогда — три года назад — ты ошибся... Всегда будут вспоминать завтраш- »»• учителя свои первые урони, сво их первых учеников. Андрюшина Света (студентка 3-го курса факультета педагогики и ме тодики начального обучения) вспоми нает: «Практика научила нас много му. Одно дело штудировать в инсти тутских в 1 удиториях учебники, и сов сем другое — провести урок в пер вом классе. Одно дело просмотреть и прослушать беседу по этике и эсте тике у методиста, когда все кажется ясным и простым, другое дело — провести ее по-своему,, начиная не с сргмомента: «Дети, сегодня мы...», а увлекательно, живо, интересно. И все это стоит долгого и кропотливо го труда. Нужно и тему для беседы выбрать, и материал найти интерес ный, и конспект составить... И удив ляются несведущие- «Неужели к уроку всего пишь ка сорок пять ^и- нут нужно готовиться це.г.ую неде- А бывает и т^кое. Г Гипевгкая (сту дентка 3-гс курса факультета педа гогики и методики начального обу чения) рассказывает; — Был у меня в классе один «не- поддающийся» Еще совсем малыш, но уже оэлобтенный -и обидевшийся на весь мир. Бот что он написал в сочинении о маме: «Я не люблю своих маму и папу, и они .меня не любят. У меня гадкая мама...». Ребенок с искалеченной душой... Он постоянно сторонился ребят, всегда был один. Я пыталась сделать для этого .мальчика все, что только могла, — вовлечь его в жизнь ок тябрят, сдружить с ребятами. Ничего не помогало. И как радовалась я, когда на одном из занятий вдруг совсем неожиданно этот мальчуган отозвал меня в сторону и робко по просил: «Галина Львовна, можно я тоже буду петь в хоре с ребятами?». Да, будут у нас и радости, и огор чения первых уроков, и бессонные ночи, проведенные над стопками дет ских тетрадей, тоже будут, А пока мы только учимся; учимся раскры вать перед детьми в звуках, цвете, слове красоту и мудрость мира, учимся видеть, мир глазами детей. Ведь все начинается с детства. В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ПРАГА. Ю»ы« рр.аждавв Седиалистнч^екой Чехосло- вакви торж-ественно етм«- тили болы 0 о«г и «ветлЫН праздник — Междуяарод- иый день защиты детей. Тридцать тысяч пионеров со всех концов страны съехались в Прагу на тра- дицданя-ый Всереспуб.га- канский слет «Пионеры — хозяева Праги». -В гости к юным пражанам ^риек’али и советские пионеры. В парке культуры и ^отдыха им. Ю. Фучика для детей орга- н-изоеана -интересная и бо- гатан программа: выставки детского творчества, вы ступления известных, музы кальных у'п ^.театр,1ЛЫ1Ыx коллективов, деятелей ис кусства и' культуры, сяор- тивные состязания. _ Междува.родный 'день за щиты детей — это празд- йик, который не ограничи вается. у аас Дйшь одним днем в году, пишет газета «Руде право». Соцпали- стияеское государство по- СТОЯ-1ИО . заботится о юно.м поколении, впервые отметила Между- яародиый день защиты де« тей- На торжественный, ве- ■ чер в. киноконцертный зал «Олсон» собрались депута ты Верхо.в»0|Го Народного собрания, работаикй пред- прнята-й и . учреждеиин, представители, женских и мояодежныX оргатшадий. Силами участников дет ской .чудожественной са модеятельности . был дан большой концерт,- после че го состоялось то;ржествеи- ,ное вручение подарков^на- лравленных лаосским де тям Комитетом советских жеищин. ' - «Международный день защиты детей, — заявила в беседе с Кбрреспо1Яденто.м ТАСС член ПК Народно- революапонвой партии Ла оса, председатель Ассоци ации желщин-патриоток Лаоса писательница Кхамп- ха'й Бупха, — яркое гаиде- тельство международной сюдидарности матерей Земли в борьбе за мир и счастье своих детей, В этой борьбе женщины Лаоса идут в едином строю с жен щинами Советского Союза, всех социалистических и других стран, В этот горже- ственпый день от имвн-н жеивдин мояадой респуб лики я вы^жаю сердечную благодарность Комитету советских женщин, жтеши организациям других стран за бескорыстную помщдь, заботу в внимание .к яаое- (ТАСС, 2 июня].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz