Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
ЧТОБЫ ВСПОМНИЛИСЬ ШКОЛЬНЫЕ годы Совсем скоро выпуск никам предстоит всту- ъ в новую жизнь. Квг пускников школа, ка кую память? И что по желают ребята тем, ко му еще предстоит учить ся? Таким вопросом за дался наш комитет нака нуне отчетно-выборно го комсомольского со брания; школы. И вот пе ред нами лежат анкеты... «Мне запомнилась ра бота в подшефном кол- е на уборке свеклы. Там я вдруг остро ощу- а, что школьные дру- — самые лучшие «Школа считает нас еще недостаточно взрос лыми, поэтому, навер- >, все наши вечера были приурочены к ка ким-нибудь праздникам и датам, а так хотелось бы собраться просто , с друзьями, и пого ворить о наболевшем, с аших проблемах». «Я бы хотел, чтобы ча ще ученики собирались етаемся со школой. И как приятно будет посмот реть на школьные фото графии, вспомнить своих друзей и своих наставни ков через несколько лет. Я желаю комсомоль ской организации чаще проводить экскурсии на заводы, в учреждения и институты, потому что это помогает в выборе дальнейшего пути. Как приятно порабо тать наравне со старши ми, нэк приятно вдруг почувствовать, что т созидатель, что твои труд вливается в труд твоей республики: А по том петь песни с друзь ями и варить на костре картошку. Вот и все Прощай, моя родне школа!». Что ж, перенимая эс тафету старшеклассни ков, в следующем году мы учтем их пожелани Т. ФИЛАТОВА. Липецкая средняя шк< СЧАСТЬЯ ВАМ, ОДНОКЛАССНИКИ! Бот он звенит заливисто- звонко и даже немножко грустно. Последний зво нок! Я стою рядом с од ноклассниками и вгляды ваюсь в их лица. Совсем другими стали их глаза, широко открытые, с ве селыми золотистыми ис корками, крепче сжа лись губы, и еще чутъ- чуть—блеснет в них сле- Десять пет пролетели незаметно, но воспоми нания ' о школьных го дах останутся у нас на 9 вспомнить! Бот хот* бы сентябрь позапро шлого года, когда мы сидели в палатках, в ко торые стучали холодные дождевые капли. Мы вглядывались в далекие огни города и чувство вали себя самыми счаст ливыми людьми на све- Много интересного можно вспомнить: по ездку в весенний лес за подснежниками, участие в конкурсе «А ну-ка, де вушки!», школьный кросс, на когором мы «болели» за своих чем пионов, работу на ККЦ-2. Я хочу пожелать на прощание вам, дорогие мои однонпассники: ог ромного счастья, испол нения всех желаний, пре красной юности. Звени, последний зво- сберегли мы и что не сумели сберечь, звени же над детством нашим уходящим, звени, весе лый и грустный послед ний Г. Липецк, школе № 40. Трудно прощаться, интересно начинать ОТЧЕГО ГРУСТЯТ УЧИТЕЛЯ! Десятиклассники. Сейчас-то кх уже как-то и школьни ками назвать язык не повора чивается. А через много пет их вообще трудно будет пред ставить девчонками и маль чишками. Но есть на свете лю ди, для которых они на всю жизнь останутся учениками. И какой бы титул их питомцы ке носили, какую бы должность не занимали, обращаться к ним будут учителя по-прежнему: Сережа, Лена, Галя. Антонина Николаевна запол нила самый первый табель в их жизни. Наталье Георгиевне предстоит выставить самые по следние отметки в аттестат зрелости. И ТВ, и другая вол нуются сейчас за своих учени ков. А еще думают о том, что на протяжении долгих пет ра боты в школе так и не при выкли к расставаниям. Сколько раз были выпуски— столько раз и не могли сдержать слез. В эти последние дни особен но часто разговаривают между собой две немолодые женщи ны. Антонина Николаевна спрашивает, куда Люда Ширяе ва собралась после школы. Наталья Георгиевна отвечает: — В политехнический. Антонина Николаевна пере спрашивает: — Как в попитехничеекий! Она ведь учителем мечтала Значит, передумала. За последний год было столько экскурсий на предприятия род ного города... Были на радиа торном заводе. Там говорили: «Приходите к нам, народ нам нужен». Приходили к метал лургам, и те приглашали: «Ра боты и девчатам найдется мно го». И на станкостроительном А недавно Наталья Георгиев на пожаловалась Антонине Кн- девчснок. К.ласс, сдавший боль ше всех металлолома, должны были наградить поездкой я Киев. В Киев, конечно, послали Поездку эту мы считаем по дарком мальчишек. Ведь сде лали так, чтобы мы ке чувство вали себя нм обязанными. А из Киева вместе с впечатлени ями о городе привезли абсо лютную уверенность в дружбе с нашими Сашами, Юрами, Во лодями. А иногда мы сердились, ес ли мальчишки не посвящали нас в свои тайны. Однажды ви дели, как собираются они ве черами в школьном саду. И ес ли замечали кого-то из дев чонок. с безразличным видом, проходили мимо. Потом узнали, зачем они со бирались. Гена Пустовит учил играть на гитаре. А немного позже вместе с ними мы пели песню под гитары на област ном слете туристов. К пусть нашим мальчишкам повезет на экзаменах, пусть им достанутся легкие билеты. Но почему-то есть предчувствие, что именно им достанутся са мые трудные, легкие они оста- В диалоге участвуют две Лиды Ширяевы: одна — пер воклассница, другая — десяти- — Кажется, писать характе ристики на ребят — привычное дело. Но стоит мне взять лист бумаги, сразу чувствую себя ученицей перед самой труд ной контрольной. Писать от- делько о каждо.м трудно. По тому что са.ми они всегда ста рались быть вместе. А сейчас вдруг на каждого отдельный Вместе е вттестатсм получит характеристику и Саша Сука чев. Наверное, тысячу раз по благодарит он своих СДЕСО- класекиков, заставивших вер нуться в школу, когда после восьмого ючасса решил идти работать. Каждый свЕГтябрь- ский день в прошлом году приходили и нему девчонки и мальчишки. И упрямого Саш ку покорила эта забота. А по том просто иевезможгЕО было ке ответить кастойчивостыо нв настойчивость. Изо всех сил стгрался наверстать упушен- ДЕС8ТИКЛАССНЩЫ О ДЕСЯТИКЛАССНИКАХ «Помните сказку «Репка»! Один человек не смог выта щить большой корень из зем ли. И собрались все, кого по звали, и вытащили репку. Только в сказке нет ничего о том, как они делили ее, поров ну ли! А наши мальчишки ни кого не обделили бы. Собира ли мы в прошлом году метал лолом. Кто-то предлеткил за писывать, сколько собрал каж дый. Мальчишки отказались. Эмали, соберут больше вас. ПЕРВОКЛАССНИЦА:—Ты не жалеешь оыгремени, потрачен ном на общественную работу! ДЕСЯТИКЛ А С С Н И Ц А : — Кет, о времени ке жалею. И не сомневайся, пожалуйста. Жаль, конечно, что потеряла не сколько «пятерок» за послед ние два года. Только здесь я сема виновата. Обшественная работа ни пои чем. Пример хо чешь! Оля Гулибина — круглая отличнице, а после уроков в шко.ле засиживались всегда ПЕРВОКЛАССНИЦА: — Ска жи честно, ты завидовала Оле, когда ей врччилм значок «От личник учебы» ЦК ВЛКСМ! ДЕСЙТНКЛАССНКЦА:—...Да, зевидссв.ла только уже пос.пе того, как отгремела общая ре- дссть в классе за подругу. А воебше я преклоняюсь перед Ольгой за се уси.дчивость. уме ние на все находить время. ПЕРВОКЛАССНИЦА: — Ка кой день из школьной жизни ты хотела бы вернуть! ДЕСЙТИКПАССНКЦА:—Мно гие. И первый день в школе, к день, когда принимали в пио неры, и день прие.ма в комсо мол. Но есть день, которому мы обязаны всем. Это девятое мая. Б прошпо.м году он стал д.пя меня особенкым. Вместе со евсими одноклассниками ездила в литовский гооод К у - дерыос — Наумеетие. В беях за этот город погиб Герой Со ветского Союза И. В. Шкатос. чьим именем названа улица, где стоит наша школа. ПЕРВОКЛАССНИЦА: — Тебе сейчас грустно! ДЕСЯТИКЛАССНИЦА: — И да. и мет. Да, потому что всег да трудно прощаться, нет, по тому что всегда интересно на чинать. ^цуиНА. Липецк, средняя школа № 27. Бот и скоичилось детство, выпорх нув в высокую синь неба вместе с трелью йсспеднего в жизни школь- Сни еще рядом с тобой, твои од ноклассники, но уже завтра ты назо вешь их грустным елевом «бывшие». А может- быть, и не назовешь. И они останутся твоими верными друзьями на долгие годы. Белее — праздничные передники, черное — торжественно-строгие ко стюмы, яркие всполохи веселых бу кетов — эти цвета грусти и радости сегодня и* школьной площадке, где выстроились десятиклассники — вы пускники. Вносятся знамена, заучат торжест венные слова. Ты уходишь из школы. Уходишь и остаешься на снимке, где запечат лен с лопатой в руках (закладывали всем классом сквер), в памяти озор ных четвероклассников (ты был у них вожатым), в школьных мастерских — (там будет показываться как образец изготовленная тобой деталь]. Ты уходишь и остаешься в сердцах своих учителей. ...Вот и окончилось детство, вы- лорхкув в высокую синь кеба вместе с трелью последнего в твоей жизни школьного звонка. Снимки наших нештатных коррес пондентов В. Пустовапсва и О. Аксе нова сделаны на праздКиквх- послед него звонка в школах Н«Мз 38, 7 г. Липецка. Н А ТАКОЕ количество участников диспута «Семнадцат'иле т н ие, кто они? Взрослые или де ти?» его организаторы явно не рассчитывали. Самый большой читальный зал об ластной библиотеки был переполнен. Такой интерес молодежи не был случайным. На поро ге большой жизни каждому хотелось разобраться, кто же он есть? Один из мно гих или личность, яркая, неповторимая, интересная? И что это значит — лич- Хотелось понять себя, по нять других, обсудить в кругу ровесников волную щие тебя вопросы. — Что значит идти в ногу со временем? Что вь1- ражает дух современности? — Как ты считаешь, много Что тебе нравится и не нравится в твоих сверст никах? Может ли человек быть счастлив каждый день? Что приятнее — брать или отдавать? Ведущий диспута канди дат _ педагогических неук С. А. Шмаков подзадорил — В жизни необходимо умение отстоять свою точку зрения, свое жизненное кредо. Это умение нераз рывно связано с граждан» ской позицией — принципи альностью и решительно- Нв поступок решаются многие, а вот отстоять свое убеждение не Каждому, оказывается, по плечу. Шутливый приз за храб рость выступить первым- получила Светлана Чере- мисина. — Идти в ногу со време нем... Я думаю, современ ность на определяется ка кими-то внешними призна ками. Модной прической, пристрастием к джазовой музыке и так далее. Глав ное — быть духовно бо гатым человеком, сочетать глубокие знания с боль шой человеческой добро той. Без этого сейчас про сто нельзя. Я бы это выра зила кратко так: киберне тика плюс Пушкин. Только при этом условии человек может что-то дать окружа ющим людям, обществу. Я навсегда запомнила слова моей- любимой писа тельницы: «Если человек хочет обогатить других, то ,оН- будет нужен людям». Приносящий , други.м ра дость, сам будет вдвойне '^'с.'^Г'шмаков:—В 50-х, 60-х и 70-х годах один польский журнал предлагал читате лям анкету, там был вопрос к девушкам: что они боль ше всего ценят' в юношах? В разные годы были раз ные ответы. Одно поколе ние высказывалось за спор тивность и внешние данные, другое — за интеллект, тре тье — за доброту. Как вы ду,маете, на какие годы ка кой выпадал ответ? И поче му изменились так .мнения? С. Черемисине;—Пятиде сятые —; спортивность, 60-е — интеллект и семидеся тые — доброта. Наташа П.: — Мнения из менились не случайно. В 7010 годы мы, может, че ресчур даже много увлека емся модой, спортом. Ста ли много читать, увеличил ся поток информации, и в этой быстротечности как-то незаметно отошел на вто рой- план наш внутренний мир, наши человеческие качества. И сразу — повы сился на них спрос. Вот иногда становишься свидетелем такой сцены — идет хорошо одетый па рень, говорит об умных ве щах, ему навстречу попада ется старик — он его толк нет, не извинится, да еще и Доброта, чуткость как никогда нам нужны сегод- ■■ Но не должны бить по- .ными, «на публику». Ес- человек сделал доброе дело для другого, он весь Татьяна Титова: — Иног. да вот говорят, что П1Р0- ш.по время, мол, Павки Корчагина. А строители БАМа? Разве их труд — не настоящая проверка на верность и самоотвержек- Лидия Синюкова: — Я хочу опровергнуть нелепое утверждение, будто мы, молодые, не чтим исто- :Что значит — идти в ногу со временем Что тебе нравится в твоих сверстниках? € чего начинается личность? Ты отвечаешь за все венскую тюрьму. Ехали туда с песнями, шутками, ко по- страшного каземата, я не узнала своих одноклассни ков. Их лица стали серыми и непривычно суровыми. Мы долго молчали, потря сенные виденным. Это про шло через наше сердце, оно навсегда останется с много говорили о доброте. Ну, а Что это такое — доб рота? Иногда ее путают со слабохарактерностью (на пример, мама ■ЧТО-ТО за прещала, а потом уступила, значит-, она добрая?!). По-моему, доброта — это не пассивное сочувст вие, Это, прежде всего, смелость, умение защитить, прийти на помощь. Лида Синюкова: — Вот кто-то говорил — пусть че ловек будет добрым. Начи танность, интеллект — это уже на втором плане. Но ведь с таким человеком просто неинтересно. Совре менный человек привлекает к себе гармоничностью. С. А. Шмаков: _ Мы го ворили сейчас о том, ка ким должен быть человек. Ни у кого не вызывает сом нения, что хорошо быть ум ным, сильным, добрым. А вот хочется спросить— временем? Лариса Еедспьянова; — Конечно, у нас, к сожале нию, встречаются еще та кие типы — грубят стар шим,. Кроме моды, ничем не интересуются. И веб-таки это единицы. Волнует дру гое: хватит ли у каждого из отверженности, которую проявило- старшее поколе ние? Чтобьг ответ нашелся, нужно большое испытание. Света Черемисине: — Не согласна, испытание уже было. На острове Даман- ском наши парни показали настоящий героизм. До войны молодежь тоже мод но одевалась, но выпало испытание —и отстояли Ро дину, И мы, д-умаю, ничем не уступим отцам. Наташа Аверина: —Мы — разные. Но в чем-то глав ном — едины. Мы- — дети своих отцов, своей Родимы. А плохие... Ну, что ж, в се мье не без урода. С. А. Шмаков; — Нате-, ша, так семнадцатилеткие Наташа Аверина: — Взро слые, Только не всегда об этом помним. Бывают реци- див-ы детства, легкомыслия, Вопрос из заяв: — А в чем выоажается эта взрослость? Наташа Аверина: — Ко многому стали серьезнее относиться, стали самостоя тельными. Олег Ж.: — По-маему, взрослеть — это уметь от вечать за свои поступки, за младших. Кажется, что мы взрослые, а иногда вдруг хочется заплакать и пожа ловаться маме. Н. В. Неверова, врач, пен сионерка: — Хочу ответить на главный вопрос диспута и тем самым подвести его итог. По той серьезности и умению отстоять СБОЮ точ ку зрения, с какой вьюту- пали здесь сегодня ребята, я могу сказать: сегодняш- н-ие семнадцатилетние — взрослые люди. Дорогой друг! Диспут, проведенный в библиотеке. не окончен. Прими в не** участие. Напи ши Нам. Пусть разговор продолжится ив стрвниц.ах ЙЕМОШИ ВЕСЕШК ЛОЖйЬ ...Опять пошел дождь. Капли, сначала мелким бисером рассы- паашиеся в воздухе, становились все крупнее, весомее, и вот уже косые струи забарабанили по окну, наполнив класс тихим шеле стом и полумраком. Урок прохо дил тихо, размеренно, и даже на «Камчатке» было спокойно. Она обводит взглядом класс. Бет они, ее друзья, ее товарищи, вместе с которыми десять лет шли трудными и увлекательными дорогами школьной жизни. Какие они разные, непохожие, даже сей час, когда дождь за окном пы тается сделать весь мир одинако во мокрым, серым, стереть все различия! Ольга Кузнецова невинно смот рит в глаза Элеоноре Николаевне. И вряд ян кому-нибудь придет в И снова ее мысли возвращают ся к предстоящим экзаменам, вы пускному вечеру. Если раньше конец учебного года был долго жданным и радостным событием, то сейчас чувство совершенно иное. И ке только потому, что весна не такая, как всегда — хо лодная, дождливая, но и потому. I, зажатого руке, выводит на листке бумаги замысловатые фигуры, а она, да же не замечая этого', задумчиво — Что с тобой, Лариса! — этот вопрос учителя оозЕрйщгет ее к действительности Что с ней се годня! Да ничего особенного. Просто грустно. Грустно от того, что многое для нее уже в послед ний раз. В последний раз приго товит она домашнее задание. В последний раз вызовут ее к до- ,,еие, в последний раз будет хо дить по знакомым, изученным до мельчайшей трещинки в полу, ко ридорам- дождь за окном пьет не переста- Но вот, наконец, и звонок. Ско ро он будет звенеть уже для дру гих. Класс наполняется шумом, оживленными голосами, и в кори дор вырывается стайка десяти классников. Она смотрит на знакомые, ра достные лица своих товарищей, и грустные мысли постепенно от ступают. Вдруг все останавлива ются: дорогу преграждают спу скающиеся по лестнице чистень кие, построенные парами перво- кпашки. Они держатся за руки и смотрят на всех любопытными глазами. Ей почему-то становится смешно и грусть уже окончатель но исчезает. О. ШАПОВАЛОВ. г. Липецк, школа № 45. испытание сильных Когда три года назад Ирине Калининой доста лась бронзовая медаль на чемпионате Европы по прыжкам в воду, это была сенсация. Кто бы мог предпопежить, что мно гих именитых, увенчанных лаврами, сумеет обойти 14- летняя школьница из Пер. В прошлом году Ирина Калинина в колумбийском городе Кали стала чемпи онкой мира, и ее победы уже ждали. Ей прочат ус пех и в олимпийском Мон- О Калининой говорят; смела и изящна. В ней си ла и гибкость гимнастки, быстрота реакции и лов кость акробатки. Часто ее сравнивают е Ольгой Корбут. Обе пора, жают стремительностью спортивного взлета и труд нейшей программой, кото рую они выполняют е уди вительной легкостью. Ник то в мире пока не рискнул повторить вслед за Ириной Калининой ее коренные прыжки — два е полови ной оборота назад и пел. тора оборота назад е дву мя е половиной винтами. Изумляет ее упорство и трудолюбие. За одну тре нировку она совершает больше 160 прыжков. И от каждого тренировочного прыжка она испытывает ис. тинное наслаждение. Впрочем, эта увлечен ность свойственна и всем другим юным ученицам тре нера Бориса Кликченко. Он справедливо считает, что без этого качества даже еа. мая способная спортсменка не сумеет осилить слож нейших эле.ментоя. кото рые теперь и обеспечива. ют высокие баллы прыгунь ям в воду на крупных со ревнованиях. Сложных эле. ментов в программах выс туплений воспитанников Клинчекко предостаточно. Теперь говорят уважи тельно: «Пермская школа прыжков в воду». А когда Борис Клинчекко, выпуск, кик Московского институ та физической культуры, приехал в Пермь, там не было даже бассейна. От та кого обстоятельства даже у самого опытного тренео,з опустились бы руки. Но Клинчекко не пал духом. Во-первых, знал, что в го роде решено построить Дворец водного спорта. Во- вторых, считал, что и «без воды» будущие чемпионки могут обрести первичные навыки мастерства. Ирина Калинина рассказы вала мне: Как-то я услышала объявление по радио; тре нер Клинчекко приглаша ет всех желающих записать ся в еекнию по прыжкам в воду. Даже тех. кто вроде меня не умеет плавать. Прихожу. И полное разоча. рование. Нет бассейна. Но никто из новичков из сек ции не ушел. Тренер уста новил в зале батут- кото рый, до того как был до строен бассейн, эяменя" нам ванну с водой. Примем в каждую тренировку Бо рис Клинченко старался вне. сти что-то новое, для нас неожиданное и интересное. Например, заставлял «пры гать» е вышки кукоп-ма- некенов. Смотреть за их «прыжками» было весело и полезно; в памяти четко фиксировались фазы пспе- Сейчас Ирина оканчива ет десятый класс средней школы и петом хочет \ ступать в Пермский педаго гический институт. Учится она хорошо. Экзамены не страшат ее, хотя по време ни они почти совпадут е Олимпийскими играми. Монреаль для нее, ко. нечно, испытание потруднее. Но и к нему она готова. В олимпийскую програмл^у Калининой включен пр жок в полтора оборота к зад с тремя е половиной винтами. Это элемент выс. шей сложности, который пека даже ке значится в официальной кл'ассифинг- Виктор КАЯЯВМН, мастер свАчтя. ИТАК, НИЧЬЯ. . . Четверть трудного фут больного мерефена поза ди. Выявился лидер — «Искра» Смоленск и аутсай дер — <,Север» Мурманск. Липчане не совсем уве ренно начали сезон, но от игры к игре наращивают те,мп, В последней встрече на своем попе «Новоли- пецн» принимал «Балтику» из Калининграда. Наши го сти в турнирной таблице на ходятся на четвертом месте й с ними, конечно, шутки плохи. Об этом помнили ли пецкие футболисты. Они сразу повели .массирован ную атаку йа ворота гостей. Уже на первой минуте го ловой бьет В. Бугаков — ны. Затем бьет В, ШардЫ- кин, но мяч попадает во вратаря гостей. Иа седьмой минуте те же самое делает Е, Эськов... Словом, го.пки- перу «Балтики» пришлось изрядно поработать, Гости из Калининграда редко гостили а штрафной площадке «Новолипецка». Чаще им приходилось об стреливать ворота липчан издалека, где опасную ударную мощь демонстри ровал центральный защит ник В. Зйбаровский. Гоп первыми забили го сти. Справа следует навес мяча в район сдиннэдца- тиметроБой от.метки лип чан. На перехват его керас- четливо выскочил вратарь Н. Егоров. Его опередил к лининградяц Ю. Еондареч- чс и послал м-яч в пустые Затем вратарь липчан действовал без ошибок, команда заиграла так, как будто и не бь1ло гола в активе гостей. Во втором тайме липча не были быстрее, тактиче ски грамотнее строили ата ки. Казалось, гол вот-вот влетит а ворота «Балтики», но он. влетел туда лишь 72-й .минуте после ‘,ьдарз г повой В Жукова — 1 : За две минуты до финал ного СВИСТК.Э победный п для «Новопипецкат» мог забить В Кравченко. Но мяч прошел мимо. Итак, ничья. Се.’-одкя липчане встреча ются с лидером третьей зо ны — смоленской «Исчоой» В БУХАЛОВ. Редактор И. СМОЛЬЯНИНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz