Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

ЧТОБЫ ВСПОМНИЛИСЬ ШКОЛЬНЫЕ годы Совсем скоро выпуск­ никам предстоит всту- ъ в новую жизнь. Квг пускников школа, ка­ кую память? И что по­ желают ребята тем, ко­ му еще предстоит учить­ ся? Таким вопросом за­ дался наш комитет нака­ нуне отчетно-выборно­ го комсомольского со­ брания; школы. И вот пе­ ред нами лежат анкеты... «Мне запомнилась ра­ бота в подшефном кол- е на уборке свеклы. Там я вдруг остро ощу- а, что школьные дру- — самые лучшие «Школа считает нас еще недостаточно взрос­ лыми, поэтому, навер- >, все наши вечера были приурочены к ка­ ким-нибудь праздникам и датам, а так хотелось бы собраться просто , с друзьями, и пого­ ворить о наболевшем, с аших проблемах». «Я бы хотел, чтобы ча­ ще ученики собирались етаемся со школой. И как приятно будет посмот­ реть на школьные фото­ графии, вспомнить своих друзей и своих наставни­ ков через несколько лет. Я желаю комсомоль­ ской организации чаще проводить экскурсии на заводы, в учреждения и институты, потому что это помогает в выборе дальнейшего пути. Как приятно порабо­ тать наравне со старши­ ми, нэк приятно вдруг почувствовать, что т созидатель, что твои труд вливается в труд твоей республики: А по том петь песни с друзь ями и варить на костре картошку. Вот и все Прощай, моя родне школа!». Что ж, перенимая эс тафету старшеклассни ков, в следующем году мы учтем их пожелани Т. ФИЛАТОВА. Липецкая средняя шк< СЧАСТЬЯ ВАМ, ОДНОКЛАССНИКИ! Бот он звенит заливисто- звонко и даже немножко грустно. Последний зво­ нок! Я стою рядом с од­ ноклассниками и вгляды­ ваюсь в их лица. Совсем другими стали их глаза, широко открытые, с ве­ селыми золотистыми ис­ корками, крепче сжа­ лись губы, и еще чутъ- чуть—блеснет в них сле- Десять пет пролетели незаметно, но воспоми­ нания ' о школьных го­ дах останутся у нас на 9 вспомнить! Бот хот* бы сентябрь позапро­ шлого года, когда мы сидели в палатках, в ко­ торые стучали холодные дождевые капли. Мы вглядывались в далекие огни города и чувство­ вали себя самыми счаст­ ливыми людьми на све- Много интересного можно вспомнить: по­ ездку в весенний лес за подснежниками, участие в конкурсе «А ну-ка, де­ вушки!», школьный кросс, на когором мы «болели» за своих чем­ пионов, работу на ККЦ-2. Я хочу пожелать на прощание вам, дорогие мои однонпассники: ог­ ромного счастья, испол­ нения всех желаний, пре­ красной юности. Звени, последний зво- сберегли мы и что не сумели сберечь, звени же над детством нашим уходящим, звени, весе­ лый и грустный послед­ ний Г. Липецк, школе № 40. Трудно прощаться, интересно начинать ОТЧЕГО ГРУСТЯТ УЧИТЕЛЯ! Десятиклассники. Сейчас-то кх уже как-то и школьни­ ками назвать язык не повора­ чивается. А через много пет их вообще трудно будет пред­ ставить девчонками и маль­ чишками. Но есть на свете лю­ ди, для которых они на всю жизнь останутся учениками. И какой бы титул их питомцы ке носили, какую бы должность не занимали, обращаться к ним будут учителя по-прежнему: Сережа, Лена, Галя. Антонина Николаевна запол­ нила самый первый табель в их жизни. Наталье Георгиевне предстоит выставить самые по­ следние отметки в аттестат зрелости. И ТВ, и другая вол­ нуются сейчас за своих учени­ ков. А еще думают о том, что на протяжении долгих пет ра­ боты в школе так и не при­ выкли к расставаниям. Сколько раз были выпуски— столько раз и не могли сдержать слез. В эти последние дни особен­ но часто разговаривают между собой две немолодые женщи­ ны. Антонина Николаевна спрашивает, куда Люда Ширяе­ ва собралась после школы. Наталья Георгиевна отвечает: — В политехнический. Антонина Николаевна пере­ спрашивает: — Как в попитехничеекий! Она ведь учителем мечтала Значит, передумала. За последний год было столько экскурсий на предприятия род­ ного города... Были на радиа­ торном заводе. Там говорили: «Приходите к нам, народ нам нужен». Приходили к метал­ лургам, и те приглашали: «Ра­ боты и девчатам найдется мно­ го». И на станкостроительном А недавно Наталья Георгиев­ на пожаловалась Антонине Кн- девчснок. К.ласс, сдавший боль­ ше всех металлолома, должны были наградить поездкой я Киев. В Киев, конечно, послали Поездку эту мы считаем по­ дарком мальчишек. Ведь сде­ лали так, чтобы мы ке чувство­ вали себя нм обязанными. А из Киева вместе с впечатлени­ ями о городе привезли абсо­ лютную уверенность в дружбе с нашими Сашами, Юрами, Во­ лодями. А иногда мы сердились, ес­ ли мальчишки не посвящали нас в свои тайны. Однажды ви­ дели, как собираются они ве­ черами в школьном саду. И ес­ ли замечали кого-то из дев­ чонок. с безразличным видом, проходили мимо. Потом узнали, зачем они со­ бирались. Гена Пустовит учил играть на гитаре. А немного позже вместе с ними мы пели песню под гитары на област­ ном слете туристов. К пусть нашим мальчишкам повезет на экзаменах, пусть им достанутся легкие билеты. Но почему-то есть предчувствие, что именно им достанутся са­ мые трудные, легкие они оста- В диалоге участвуют две Лиды Ширяевы: одна — пер­ воклассница, другая — десяти- — Кажется, писать характе­ ристики на ребят — привычное дело. Но стоит мне взять лист бумаги, сразу чувствую себя ученицей перед самой труд­ ной контрольной. Писать от- делько о каждо.м трудно. По­ тому что са.ми они всегда ста­ рались быть вместе. А сейчас вдруг на каждого отдельный Вместе е вттестатсм получит характеристику и Саша Сука­ чев. Наверное, тысячу раз по­ благодарит он своих СДЕСО- класекиков, заставивших вер­ нуться в школу, когда после восьмого ючасса решил идти работать. Каждый свЕГтябрь- ский день в прошлом году приходили и нему девчонки и мальчишки. И упрямого Саш­ ку покорила эта забота. А по­ том просто иевезможгЕО было ке ответить кастойчивостыо нв настойчивость. Изо всех сил стгрался наверстать упушен- ДЕС8ТИКЛАССНЩЫ О ДЕСЯТИКЛАССНИКАХ «Помните сказку «Репка»! Один человек не смог выта­ щить большой корень из зем­ ли. И собрались все, кого по­ звали, и вытащили репку. Только в сказке нет ничего о том, как они делили ее, поров­ ну ли! А наши мальчишки ни­ кого не обделили бы. Собира­ ли мы в прошлом году метал­ лолом. Кто-то предлеткил за­ писывать, сколько собрал каж­ дый. Мальчишки отказались. Эмали, соберут больше вас. ПЕРВОКЛАССНИЦА:—Ты не жалеешь оыгремени, потрачен­ ном на общественную работу! ДЕСЯТИКЛ А С С Н И Ц А : — Кет, о времени ке жалею. И не сомневайся, пожалуйста. Жаль, конечно, что потеряла не­ сколько «пятерок» за послед­ ние два года. Только здесь я сема виновата. Обшественная работа ни пои чем. Пример хо­ чешь! Оля Гулибина — круглая отличнице, а после уроков в шко.ле засиживались всегда ПЕРВОКЛАССНИЦА: — Ска­ жи честно, ты завидовала Оле, когда ей врччилм значок «От­ личник учебы» ЦК ВЛКСМ! ДЕСЙТНКЛАССНКЦА:—...Да, зевидссв.ла только уже пос.пе того, как отгремела общая ре- дссть в классе за подругу. А воебше я преклоняюсь перед Ольгой за се уси.дчивость. уме­ ние на все находить время. ПЕРВОКЛАССНИЦА: — Ка­ кой день из школьной жизни ты хотела бы вернуть! ДЕСЙТИКПАССНКЦА:—Мно­ гие. И первый день в школе, к день, когда принимали в пио­ неры, и день прие.ма в комсо­ мол. Но есть день, которому мы обязаны всем. Это девятое мая. Б прошпо.м году он стал д.пя меня особенкым. Вместе со евсими одноклассниками ездила в литовский гооод К у - дерыос — Наумеетие. В беях за этот город погиб Герой Со­ ветского Союза И. В. Шкатос. чьим именем названа улица, где стоит наша школа. ПЕРВОКЛАССНИЦА: — Тебе сейчас грустно! ДЕСЯТИКЛАССНИЦА: — И да. и мет. Да, потому что всег­ да трудно прощаться, нет, по­ тому что всегда интересно на­ чинать. ^цуиНА. Липецк, средняя школа № 27. Бот и скоичилось детство, выпорх­ нув в высокую синь неба вместе с трелью йсспеднего в жизни школь- Сни еще рядом с тобой, твои од­ ноклассники, но уже завтра ты назо­ вешь их грустным елевом «бывшие». А может- быть, и не назовешь. И они останутся твоими верными друзьями на долгие годы. Белее — праздничные передники, черное — торжественно-строгие ко­ стюмы, яркие всполохи веселых бу­ кетов — эти цвета грусти и радости сегодня и* школьной площадке, где выстроились десятиклассники — вы­ пускники. Вносятся знамена, заучат торжест­ венные слова. Ты уходишь из школы. Уходишь и остаешься на снимке, где запечат­ лен с лопатой в руках (закладывали всем классом сквер), в памяти озор­ ных четвероклассников (ты был у них вожатым), в школьных мастерских — (там будет показываться как образец изготовленная тобой деталь]. Ты уходишь и остаешься в сердцах своих учителей. ...Вот и окончилось детство, вы- лорхкув в высокую синь кеба вместе с трелью последнего в твоей жизни школьного звонка. Снимки наших нештатных коррес­ пондентов В. Пустовапсва и О. Аксе­ нова сделаны на праздКиквх- послед­ него звонка в школах Н«Мз 38, 7 г. Липецка. Н А ТАКОЕ количество участников диспута «Семнадцат'иле т н ие, кто они? Взрослые или де­ ти?» его организаторы явно не рассчитывали. Самый большой читальный зал об­ ластной библиотеки был переполнен. Такой интерес молодежи не был случайным. На поро­ ге большой жизни каждому хотелось разобраться, кто же он есть? Один из мно­ гих или личность, яркая, неповторимая, интересная? И что это значит — лич- Хотелось понять себя, по­ нять других, обсудить в кругу ровесников волную­ щие тебя вопросы. — Что значит идти в ногу со временем? Что вь1- ражает дух современности? — Как ты считаешь, много Что тебе нравится и не нравится в твоих сверст­ никах? Может ли человек быть счастлив каждый день? Что приятнее — брать или отдавать? Ведущий диспута канди­ дат _ педагогических неук С. А. Шмаков подзадорил — В жизни необходимо умение отстоять свою точку зрения, свое жизненное кредо. Это умение нераз­ рывно связано с граждан» ской позицией — принципи­ альностью и решительно- Нв поступок решаются многие, а вот отстоять свое убеждение не Каждому, оказывается, по плечу. Шутливый приз за храб­ рость выступить первым- получила Светлана Чере- мисина. — Идти в ногу со време­ нем... Я думаю, современ­ ность на определяется ка­ кими-то внешними призна­ ками. Модной прической, пристрастием к джазовой музыке и так далее. Глав­ ное — быть духовно бо­ гатым человеком, сочетать глубокие знания с боль­ шой человеческой добро­ той. Без этого сейчас про­ сто нельзя. Я бы это выра­ зила кратко так: киберне­ тика плюс Пушкин. Только при этом условии человек может что-то дать окружа­ ющим людям, обществу. Я навсегда запомнила слова моей- любимой писа­ тельницы: «Если человек хочет обогатить других, то ,оН- будет нужен людям». Приносящий , други.м ра­ дость, сам будет вдвойне '^'с.'^Г'шмаков:—В 50-х, 60-х и 70-х годах один польский журнал предлагал читате­ лям анкету, там был вопрос к девушкам: что они боль­ ше всего ценят' в юношах? В разные годы были раз­ ные ответы. Одно поколе­ ние высказывалось за спор­ тивность и внешние данные, другое — за интеллект, тре­ тье — за доброту. Как вы ду,маете, на какие годы ка­ кой выпадал ответ? И поче­ му изменились так .мнения? С. Черемисине;—Пятиде­ сятые —; спортивность, 60-е — интеллект и семидеся­ тые — доброта. Наташа П.: — Мнения из­ менились не случайно. В 7010 годы мы, может, че­ ресчур даже много увлека­ емся модой, спортом. Ста­ ли много читать, увеличил­ ся поток информации, и в этой быстротечности как-то незаметно отошел на вто­ рой- план наш внутренний мир, наши человеческие качества. И сразу — повы­ сился на них спрос. Вот иногда становишься свидетелем такой сцены — идет хорошо одетый па­ рень, говорит об умных ве­ щах, ему навстречу попада­ ется старик — он его толк­ нет, не извинится, да еще и Доброта, чуткость как никогда нам нужны сегод- ■■ Но не должны бить по- .ными, «на публику». Ес- человек сделал доброе дело для другого, он весь Татьяна Титова: — Иног. да вот говорят, что П1Р0- ш.по время, мол, Павки Корчагина. А строители БАМа? Разве их труд — не настоящая проверка на верность и самоотвержек- Лидия Синюкова: — Я хочу опровергнуть нелепое утверждение, будто мы, молодые, не чтим исто- :Что значит — идти в ногу со временем Что тебе нравится в твоих сверстниках? € чего начинается личность? Ты отвечаешь за все венскую тюрьму. Ехали туда с песнями, шутками, ко по- страшного каземата, я не узнала своих одноклассни­ ков. Их лица стали серыми и непривычно суровыми. Мы долго молчали, потря­ сенные виденным. Это про­ шло через наше сердце, оно навсегда останется с много говорили о доброте. Ну, а Что это такое — доб­ рота? Иногда ее путают со слабохарактерностью (на­ пример, мама ■ЧТО-ТО за­ прещала, а потом уступила, значит-, она добрая?!). По-моему, доброта — это не пассивное сочувст­ вие, Это, прежде всего, смелость, умение защитить, прийти на помощь. Лида Синюкова: — Вот кто-то говорил — пусть че­ ловек будет добрым. Начи­ танность, интеллект — это уже на втором плане. Но ведь с таким человеком просто неинтересно. Совре­ менный человек привлекает к себе гармоничностью. С. А. Шмаков: _ Мы го­ ворили сейчас о том, ка­ ким должен быть человек. Ни у кого не вызывает сом­ нения, что хорошо быть ум­ ным, сильным, добрым. А вот хочется спросить— временем? Лариса Еедспьянова; — Конечно, у нас, к сожале­ нию, встречаются еще та­ кие типы — грубят стар­ шим,. Кроме моды, ничем не интересуются. И веб-таки это единицы. Волнует дру­ гое: хватит ли у каждого из отверженности, которую проявило- старшее поколе­ ние? Чтобьг ответ нашелся, нужно большое испытание. Света Черемисине: — Не согласна, испытание уже было. На острове Даман- ском наши парни показали настоящий героизм. До войны молодежь тоже мод­ но одевалась, но выпало испытание —и отстояли Ро­ дину, И мы, д-умаю, ничем не уступим отцам. Наташа Аверина: —Мы — разные. Но в чем-то глав­ ном — едины. Мы- — дети своих отцов, своей Родимы. А плохие... Ну, что ж, в се­ мье не без урода. С. А. Шмаков; — Нате-, ша, так семнадцатилеткие Наташа Аверина: — Взро­ слые, Только не всегда об этом помним. Бывают реци- див-ы детства, легкомыслия, Вопрос из заяв: — А в чем выоажается эта взрослость? Наташа Аверина: — Ко многому стали серьезнее относиться, стали самостоя­ тельными. Олег Ж.: — По-маему, взрослеть — это уметь от­ вечать за свои поступки, за младших. Кажется, что мы взрослые, а иногда вдруг хочется заплакать и пожа­ ловаться маме. Н. В. Неверова, врач, пен­ сионерка: — Хочу ответить на главный вопрос диспута и тем самым подвести его итог. По той серьезности и умению отстоять СБОЮ точ­ ку зрения, с какой вьюту- пали здесь сегодня ребята, я могу сказать: сегодняш- н-ие семнадцатилетние — взрослые люди. Дорогой друг! Диспут, проведенный в библиотеке. не окончен. Прими в не** участие. Напи­ ши Нам. Пусть разговор продолжится ив стрвниц.ах ЙЕМОШИ ВЕСЕШК ЛОЖйЬ ...Опять пошел дождь. Капли, сначала мелким бисером рассы- паашиеся в воздухе, становились все крупнее, весомее, и вот уже косые струи забарабанили по окну, наполнив класс тихим шеле­ стом и полумраком. Урок прохо­ дил тихо, размеренно, и даже на «Камчатке» было спокойно. Она обводит взглядом класс. Бет они, ее друзья, ее товарищи, вместе с которыми десять лет шли трудными и увлекательными дорогами школьной жизни. Какие они разные, непохожие, даже сей­ час, когда дождь за окном пы­ тается сделать весь мир одинако­ во мокрым, серым, стереть все различия! Ольга Кузнецова невинно смот­ рит в глаза Элеоноре Николаевне. И вряд ян кому-нибудь придет в И снова ее мысли возвращают­ ся к предстоящим экзаменам, вы­ пускному вечеру. Если раньше конец учебного года был долго­ жданным и радостным событием, то сейчас чувство совершенно иное. И ке только потому, что весна не такая, как всегда — хо­ лодная, дождливая, но и потому. I, зажатого руке, выводит на листке бумаги замысловатые фигуры, а она, да­ же не замечая этого', задумчиво — Что с тобой, Лариса! — этот вопрос учителя оозЕрйщгет ее к действительности Что с ней се­ годня! Да ничего особенного. Просто грустно. Грустно от того, что многое для нее уже в послед­ ний раз. В последний раз приго­ товит она домашнее задание. В последний раз вызовут ее к до- ,,еие, в последний раз будет хо­ дить по знакомым, изученным до мельчайшей трещинки в полу, ко­ ридорам- дождь за окном пьет не переста- Но вот, наконец, и звонок. Ско­ ро он будет звенеть уже для дру­ гих. Класс наполняется шумом, оживленными голосами, и в кори­ дор вырывается стайка десяти­ классников. Она смотрит на знакомые, ра­ достные лица своих товарищей, и грустные мысли постепенно от­ ступают. Вдруг все останавлива­ ются: дорогу преграждают спу­ скающиеся по лестнице чистень­ кие, построенные парами перво- кпашки. Они держатся за руки и смотрят на всех любопытными глазами. Ей почему-то становится смешно и грусть уже окончатель­ но исчезает. О. ШАПОВАЛОВ. г. Липецк, школа № 45. испытание сильных Когда три года назад Ирине Калининой доста­ лась бронзовая медаль на чемпионате Европы по прыжкам в воду, это была сенсация. Кто бы мог предпопежить, что мно­ гих именитых, увенчанных лаврами, сумеет обойти 14- летняя школьница из Пер. В прошлом году Ирина Калинина в колумбийском городе Кали стала чемпи­ онкой мира, и ее победы уже ждали. Ей прочат ус­ пех и в олимпийском Мон- О Калининой говорят; смела и изящна. В ней си­ ла и гибкость гимнастки, быстрота реакции и лов­ кость акробатки. Часто ее сравнивают е Ольгой Корбут. Обе пора, жают стремительностью спортивного взлета и труд­ нейшей программой, кото­ рую они выполняют е уди­ вительной легкостью. Ник­ то в мире пока не рискнул повторить вслед за Ириной Калининой ее коренные прыжки — два е полови­ ной оборота назад и пел. тора оборота назад е дву­ мя е половиной винтами. Изумляет ее упорство и трудолюбие. За одну тре­ нировку она совершает больше 160 прыжков. И от каждого тренировочного прыжка она испытывает ис. тинное наслаждение. Впрочем, эта увлечен­ ность свойственна и всем другим юным ученицам тре­ нера Бориса Кликченко. Он справедливо считает, что без этого качества даже еа. мая способная спортсменка не сумеет осилить слож­ нейших эле.ментоя. кото­ рые теперь и обеспечива. ют высокие баллы прыгунь­ ям в воду на крупных со­ ревнованиях. Сложных эле. ментов в программах выс­ туплений воспитанников Клинчекко предостаточно. Теперь говорят уважи­ тельно: «Пермская школа прыжков в воду». А когда Борис Клинчекко, выпуск, кик Московского институ­ та физической культуры, приехал в Пермь, там не было даже бассейна. От та­ кого обстоятельства даже у самого опытного тренео,з опустились бы руки. Но Клинчекко не пал духом. Во-первых, знал, что в го­ роде решено построить Дворец водного спорта. Во- вторых, считал, что и «без воды» будущие чемпионки могут обрести первичные навыки мастерства. Ирина Калинина рассказы­ вала мне: Как-то я услышала объявление по радио; тре­ нер Клинчекко приглаша­ ет всех желающих записать­ ся в еекнию по прыжкам в воду. Даже тех. кто вроде меня не умеет плавать. Прихожу. И полное разоча. рование. Нет бассейна. Но никто из новичков из сек­ ции не ушел. Тренер уста­ новил в зале батут- кото­ рый, до того как был до­ строен бассейн, эяменя" нам ванну с водой. Примем в каждую тренировку Бо­ рис Клинченко старался вне. сти что-то новое, для нас неожиданное и интересное. Например, заставлял «пры­ гать» е вышки кукоп-ма- некенов. Смотреть за их «прыжками» было весело и полезно; в памяти четко фиксировались фазы пспе- Сейчас Ирина оканчива­ ет десятый класс средней школы и петом хочет \ ступать в Пермский педаго­ гический институт. Учится она хорошо. Экзамены не страшат ее, хотя по време­ ни они почти совпадут е Олимпийскими играми. Монреаль для нее, ко. нечно, испытание потруднее. Но и к нему она готова. В олимпийскую програмл^у Калининой включен пр жок в полтора оборота к зад с тремя е половиной винтами. Это элемент выс. шей сложности, который пека даже ке значится в официальной кл'ассифинг- Виктор КАЯЯВМН, мастер свАчтя. ИТАК, НИЧЬЯ. . . Четверть трудного фут­ больного мерефена поза­ ди. Выявился лидер — «Искра» Смоленск и аутсай­ дер — <,Север» Мурманск. Липчане не совсем уве­ ренно начали сезон, но от игры к игре наращивают те,мп, В последней встрече на своем попе «Новоли- пецн» принимал «Балтику» из Калининграда. Наши го­ сти в турнирной таблице на­ ходятся на четвертом месте й с ними, конечно, шутки плохи. Об этом помнили ли­ пецкие футболисты. Они сразу повели .массирован­ ную атаку йа ворота гостей. Уже на первой минуте го­ ловой бьет В. Бугаков — ны. Затем бьет В, ШардЫ- кин, но мяч попадает во вратаря гостей. Иа седьмой минуте те же самое делает Е, Эськов... Словом, го.пки- перу «Балтики» пришлось изрядно поработать, Гости из Калининграда редко гостили а штрафной площадке «Новолипецка». Чаще им приходилось об­ стреливать ворота липчан издалека, где опасную ударную мощь демонстри­ ровал центральный защит­ ник В. Зйбаровский. Гоп первыми забили го­ сти. Справа следует навес мяча в район сдиннэдца- тиметроБой от.метки лип­ чан. На перехват его керас- четливо выскочил вратарь Н. Егоров. Его опередил к лининградяц Ю. Еондареч- чс и послал м-яч в пустые Затем вратарь липчан действовал без ошибок, команда заиграла так, как будто и не бь1ло гола в активе гостей. Во втором тайме липча­ не были быстрее, тактиче­ ски грамотнее строили ата­ ки. Казалось, гол вот-вот влетит а ворота «Балтики», но он. влетел туда лишь 72-й .минуте после ‘,ьдарз г повой В Жукова — 1 : За две минуты до финал ного СВИСТК.Э победный п для «Новопипецкат» мог забить В Кравченко. Но мяч прошел мимо. Итак, ничья. Се.’-одкя липчане встреча­ ются с лидером третьей зо­ ны — смоленской «Исчоой» В БУХАЛОВ. Редактор И. СМОЛЬЯНИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz