Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
Н и к ОДНОМУ дому от дыха для взрослых нз предъявляется столько требований, сколько к тому, отдыхают дети. И не слу чайно Липецкий горисполком, горком комсомола еще в мае проверяют готовность пионер ских лагерей принять своих обитателей. В нынешнем году это сделали намного раньше, чем обычно. Это не случайно. Опыт показал, что осенью и зимой предприятия благоуст ройством лагерей почти не занимаются, а начинают «рас качиваться» только а мае. За короткий срок всего не успе ешь. Вот и боятся: одни— при езда санэпидстанции, другие — работников пожарной охраны. Взять, к примеру, «Елочку» — лагерь обкома профсоюза ме дицинских работников. Три го да назад привезли сюда спальные корпуса из дереза. Пожарники не хотели подпи сывать акт о принятии лагеря к летнему сезону. Не должно быть деревянных построек в детских учреждениях. Подска зали, из чего можно сделать облицовку зданий. ■Но и сего дня здесь опять шел неприят ный разговор, точь-в-точь та кой же, как и год,, и два назад. А в соседнем лагере' «Фа кел» еще раз пришлось убе диться в том, как много теря ют руководители предприятий из-за того, что не советуются со специалистами, прежде чем начать строительство в ребячь ей республике. Здесь после долгих лет ожиданий вырос корпус - красавец новой сто ловой. Но приехали врачи сан эпидстанции, сделали расчет и оказалось, что горячей воды на такую махину нз хватит; Пришлось а самые последние дни вновь лихорадочно прини маться за строительство. На сей раз — бойлерной установ ки. Ее к началу первой смены могут и не сдать. И прибавится тревог у воспитателей, вожа тых: как бы какой-нибудь маль чишка не сломал себе ногу на грудах кирпича. Не только в «Факеле» выска зывали свои претензии работ ники санэпидстанции. В «Со коле» Из двенадцати пунктов, указанных врачами еще осе нью, учтены пока только три. В «'Ласточке» не приобретены холодильные шкафы, не закон чен ремонт столовой, кухни, на оборудована баскетбольная площадка. Всему, конечно, на шлись оправдания, только ко му от этого легче? М О Р Е А вот в «Орленке»' (обком профсоюза работников мест ной промышленности) строгая комиссия не смогла предъя вить абсолютно никаких- пре тензий. Этот лагерь один из немногих к, нынешне.му летне му сезону начали готовить еще прошлой осенью. Кстати, этой организаций гораздо сложней найти рабочих на подготови тельный период, чем, скажем, на том же заводе «Свободный сокол». Но нашли и рабочих, и финансы выкроили для соору жения крытой эстрады, (ее до сих пор нет а «Соколе»), фут больного поля, для приобрете ния восьми тысяч кустарников. А среди зелени и лето больше похоже на лето, и отдых боль ше похож на отдых. Но теперь в самый раз поразмыслить о том, что все-таки может поме шать сделать его интересным, веселым, полезным? Традиционный и любимый праздник пета детей — день, Нептуна. Но в этом году вла стелин вод со своей свитой мо жет и не появиться в гостях у девчонок й мальчишек, осо бенно у тех, кому предстоит отдыхать -В районе Казй|нского куста. Некуда ему приходить. До недавнего времени здесь были купальни, но они снесе ны при наполнении водой Ма- тырско'го моря. Весть о том, что водохранилище должно заполняться весной, не было новостью для : предприятий, чьи лагеря находятся в этом районе. И, наверное, нужно было заранее подумать о соо ружении бассейнов. Но, види мо, несколько недель ничего не значат для профкомов НЛМЗ, трубного завода, Сту- деновсколо рудоуправления, если учесть, что эти предприя тия в течение многих лет бас сейнов никогда не сооружали, ограничивались купальнями. Не беспокоили их и решения гор исполкома о все тех же бас- Итак, сейчас и купален не стало. И сам Нептун не рад по явлению водохранилища. Море есть — купаться детям негде. Единственная надежда — на погоду, которая на время за держит начало купального се зона. Может быть, за эти прох ладные дни. у гранитной на- бережной и появятся понтоны? А'может, и нет? Такая неопределенность с проблемой бассейнов, именно в нашем городе недопустима. По данным прошлого года, че тырнадцать тысяч липецких школьников не умели плавать. И всего лишь три тысячи на учились плавать к концу оздо ровительного сезона. Хоро шо еще, что в курсе дел го родской комитет физкультуры. Он хлопочет о том, чтобы бас сейны все-таки появились, он немало сделал для того, чтобы руководство лагерей не жало валось на отсутствие спортив ных кадров. А вот сказать, ч'го городской отдел культуры весь в заботах о комплектовании музыкаль- нь:х работников, увы, нельзя. Посудите сами; к двадцатому мая все организации, непо средственно связанные с лет ним отдыхом детей, доклады вали на заседании горисполко ма о готовности к началу заез да детей на берега Матыры. А список музыкантов в город ском отделе культуры обеща ли представить только двад цать седьмого .мая. Как выяс нилось, только три лагеря об ратились с просьбой найти нужных людей. Остальные де сять ни о чем не просили. А может, потому и не просили, что по опыту прошлых лет зна ют; городской отдел культу ры в этом плохой помощник, в общем-то ничего дурного нет, если на местах обходятся своими силами. Но поинтере соваться, что за специалисты едут, все-таки надо. Ведь одно дело просто уметь играть на аккордеоне и совсем дру г о е — вести музыкальное вос питание. А что греха таить: ча сто в лагере оказываются лю ди, не знающие специфики пи онерской жизни. Давно уже идет речь о том, чтобы перед началом лета проводить семи-. нары музыкантов. Но может'ли идти речь о каких-то занятиях, если и списка музработников пока нет? А было бы разумно пригласить музыкантов йа та же сборы вожатых, которые проводятся сейчас кафедрой педагогики ЛГПИ на базе ла геря «Лучезарный» треста «Липецкстрой». Программа их разнообразна,, здесь и Музы канты узнали бы немало по лезного. Кстати сказать, в этом году как никогда благо получно обстоит депо с под бором отрядных вожатых. Там, где не хватило студентов пед - . института, выделены люди с предприятий. Они освобожде ны с производства заранее, что бы успели познакомиться с пи онерской работой вместе со студентами в лагере «Лучезар- Для ребят, которые занима ются в фотокружке Левобе режного Дома пионеров г. Ли пецка, вопрос, где провести летние каникулы, давно решен. Конечно же, они снова будут путешествовать. На этот раз предстоит поездка в Хоперский заповедник. Возвращаясь домой, они всегда привозят десятки мет ров пленки, на которой запе чатлено все самое интересное. Таи будет и нынешним летом. Сейчас ребята вместе со своим руководителем В. П. Пи воваровым тщательно готовят свое снаряжение. |На снимке]. Фото А. Щурова. Надо сказать добрбэ слово и о городском отдэлэ народного обрэзоваяия в подбора воспи- татэлэй. Зарзнаа -был подоб ран штат воспитатзлэй. Тща тельно свграны списки на все три смены. Но и здесь есть одно «но». Не соблюдается по стоянство прикрепления школ к одному и тому же лагерю. Так, например, в прошлом го ду «Радуга» . комплзктоаалась воспитателями из сороковой школы, в этом году — из сем надцатой, а год назад а тече ние нескольких сезонов сюда приезжали учителя из сорок третьей школы. По нзпо; 1 ят- ным причинам прошлым л-зтом они оказались в «Орленке». Ведь почему ребячья жизн» в «Лучезарном», «Сокола», «Звездном» интересней, чем в других лагерях? Да пото,му, что люди сюда приезжают постб- ; янные. Свои. Они знают лагер ные традиции, законы, а это особенно дорого ребятам. И сами взрослые чувствуют себя не сезонниками, а нужными работниками, в которых руко-"*вР водство предприятий заинте ресовано. Даже сейчас можно сделать некоторые выводы об успехе дела в этих лагерях. Именно здесь наиболее организованно проходят медкомиссию. На двадцатое мая в «Лучезарном» из сорока пяти человек штата медкомиссию прошли тридцать шесть, в «Ласточке» же не бы ло представлено ни одной са- нита[Эной книжки. Проверка готовности пиог нерлагерей подсказала еще более ранние сроки на посл.е- дующие годы. И, может, на ступит такой момент, когда по сле первого же осмотра все тринадцать из тринадцати ре бячьих республик будут при няты сразу. Пока же в подпи сании актов стоят разные да- Е. МИТИНА, Т АК уж получилось, что Гастроли в Липецке для Днепропетровского театра Юного' зрителя совпали с несколькими юбилеями. ' Именно в на шем городе ; сотый раз сыграны спе'к- такли «Ваня Солнцев», «Божественная ко медия», а «Сокровища Флинта» — двух сотый. Об одном из таких спектаклей — долгожителей и хочется мне рассказать. «Божественная комедия» И. Штока — одна из немногих постановок ТЮЗа, ад ресованных взрослому зрителю. И тем не менее -тюзовское начало, атмосфера веселой искрометной игры определили во многом и-эту работу театра. , , Днепропетровцы ■избрали , нелегкий пугь. Нелегок , он хотя бы уж . потому, что пьеса И, Штока знакома тысячам, если на .миллионам, телезрителей в по становке прсгспавленного театра, имени Образцозат Необходимо была найти свое решение «Божественной комедии», не поддавшись обаянию, блистательного образцовского спектакля. Шутка, розыгрыш начинаются уже - с прогр>аммки, «да торжественно сообща ется, что.«зритель .познакомится с под робной историей сотзор 1 ания мира, соз дания природы и человека, первого грехопадения, изгнания из рая, и тем, что из этого вышло». Последние неожи данные слоза; «И что из этого вышло» мгновенно снимают всякую серьезность и многозначительность. Конечно, НИКТО и не помышлял- об иллюстрации Книги Бытия. С нами по шутили, п,ое,дложили правила забавной и умной театральной игры, иронучески высмеивающей ханжество, лицемерие, глупость. Целый каскад озорной выдум ки, уморительных эпизодов обрушива ется на зрителя; бог, беспомощный ста рикашка, танцующий -танго с Евой. Ан гелы, поющие частушки и познающие «истину а айне». Зсесилие создателя, ко торое заключается в умении достать на- обходи.мое... по блату. Авторы поста новки (режиссер — заслуженный дея тель искусств УССР Г. И. Кононенко, ху дожник В. М. Мелещенков, музыкальное оформление и дирижер — А. Л. Родин- ский) демонстрируют завидную изобре тательность и чувство жанра. Итак, сотворение мира«. На раскла душке почивает Создатель. Однажды любви. К пробуждению человеческого дрстоинства и гордости. Это постеп-анное, незаметное услож нение, углубление мысли спектакля осу ществлено просто и выразительно. Если в начале перед нами проходит вереница персонажей насквозь услов ных, подчеркнуто нереальных — бог, ангелы, дьявол, то затем в них сквозь бесплотность все отчетливее проступает « И что из э то го утро.м он просыпается под звон бу дильника и — решает, что всесилен. Ему хочется показать ангелам, на что он способен. Не будут они больше вор чать: «В других галактиках жизнь ужа давно устроена. Васальэ. У нас же—ску ка, бездна и мрак». Здесь найден. удачный ход. Бог отож дествляется с конторским служакой — завом. Для авторов, спектакля парал лель между шутовским божком на сца- не и земнь!м его собратом бюрокра- том-профаном, зазнайкой и выскочкой — очень важна. Благодаря ей в паро дийно-шутливой истории все язстзен- нез звучат сатиричаские, весьма и весь ма едкие нотки. Вот рядом со всей этой небесной бра тией — Бо.'‘ом, ангелами — появляются первые люди.' И в спектакль вливается лирическая- светлая струя. Не отказыва ясь от добродушной ироничности, ре жиссер и актеры, в общем-то, очень серьезно относятся к Адаму и Еве. К их земная плоть. Доклад в раю читается сухо, по бумажке. Ангелов волнует зар плата, а левый приработок делает сча стливыми. Сам бог порой на прочь со грешить. Актеры как бы все увереннее входят в образ, «обживаются» в нем, становятся, несмотря на пародийную иг ру, все убедительнее, все более узна ваемыми и сатиричными. Они без види мых усилий вошли в этот стилистически сложный спектакль. Их игра отмечена изяществом, импровизационной непри нужденностью. Заслуженный артист УССР В. С. Макогонов как будто бы да ет рисунок нарочито односложный, прямолинейно-демонстративный. Но это лишь на первый взгляд. Актер точно угадал в ангеле «Д»—^Л 1 ицэмера, своей показной святостью и практической сметкой полностью подчинившего .^себе поначалу самого создателя. Очень ко мичен и сам Бог (арт. Ю. И. Комисса ров). -Он считает, что начальник может без труда добиться, чтобы подчиненнью почитали его «самым, самым, самым». И для этого нужно лишь одно: желание возвыситься в глазах окружающих. Аккуратен, угодлив,, а внутри — су щая бездарность. Таким предстает ан- гель «А» (арт. А. С. Черепенко). Заботы о домашнем очаге, любовь 4^*^ искренность помогают милы.м Адаму и Еве (артисты А. М. Ткаченко и В. П. Ма- когонова) преодолеть эгоизм, опасность взаимного непонимания. Именно супру жество делает их сильными и самостоя тельными, способными выстоять в про тивоборстве с ханжой - создателе.м. Их любовь чиста и порождает добро. Она разрушает надежду безнравственных, погрязших в пороках небожителей, конфликт между любовью и эгоизмом, между человечностью и себялюбием... «Наверху», в конторе у бога под вы веской «рай» — царят стяжательство, чинопочитание, пьянство, атрофия мысч ли. «Внизу» — гдэ живут Адам и Ева,— мир созидания, поиска, искренней люб ви. Нравственная чистота, стремление построить счастье свои,ми руками и де лают Адама и Еву людьми. Не все сложности, не все рифы ока зались по плечу создателям спектакли. Подчас в том или ином эпизода в шут ливо-бытовых перипетиях сюжета утра чиваются острота ритма, динамика дей ствия. Это особенно чувствуется а пер вой части спектакля. Впрочем, замеча ние это — частное. В целом «Божест венная комедия» — вещь интересная, оригинальная, цельная и современная по форме. Не удивительно, что она вот уже сто раз прошла на сцене Днепро петровского ТЮЗа 3. ШАМЕТЬКО. Редактор Н, С|\ЮЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл„ 44. ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстрации--2-28-59, идеологического отдела — 2-34-13, отделов: коме» мольско» жизни и фотолаборато рии — 2-36-43, учащейся моло дежи — 2-38-50, писем и спорта 2-34-46.______ Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак. № 3985. А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz