Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Р а з го во р о • ка^юствс продукции на трактор­ ном заводе мы началй с комитета комсомола. Виктор Хлусов заметил, что в этом на- правлевян они «еще ле опреде­ лились». Был комсомольский актив. Нина Глазпева, брига­ дир комсомольско-молодеж- , ной бригады из тракторного ' цеха № 4, говорила-о том, что- ; бы каждой нэротевленноЙ де­ тали гаранТйрбв’ать стотгрЬ- дентиос качество. Рая Петра- ' шева -напомнила о лозунге; вы­ пускаемой, вродукцвн *ом- • сомольскую гарантщо. Они. :>на своем эксЛорткОм' участке -ре- : Ш 11 ЛН до нуля свести брак. А вообще девиз будет такой; : «Качет}во нррдукрш — дрдг каждого!». Ну, что ж, мероприятие, де­ визы, Л03\НП1 — ЭТО хорошо. Комитет к.амсти .1 провести рейд штаба «КП» в цехах по Пока не поздно ПИСЬМА С ЗАВОДА качеству мэротовдвемых дета­ лей. Почему до сих пор не про­ вели? Еще не поздно. — Как правило, до сорока процентов плафонов прессовый цех поставляет- е кбкалнбро- па.ннымм отверстиями. Особен­ но иекачест^нной продукция' поступает иэ Цеха в дни ав са и зарплаты. Это прямо с хиАное бедстюе. Анатолий ;]|рронин т^а сборк^С^ работает тррйадцать .тет, -у Скольйб работа » и I Как объясняет М, И.„Загор­ ский^, здесь ^оии устраняют лишь тот брак, с которым мож­ но спраийться в течение И>—1Б минут. Возиться с недоделками дольще не позволяет уже ритм конвейера. А как же 6 тбг5а? 'Тут МЫ и знакомимся с йододей Беляевым. . В сбороч-.,, ном кч)пусе он тоже да-вВо, I в последнее -время занимает «выдуданную должность». " " ; яефемтчик,, ег'р ' поставили ' ■ специально для 'штдчистди т д,обросваестной работы пр* совздиков. Он немножко вс мущен, и возмущен справедли­ во; иеужт-о так йеобмдимо каждым бракоделом ставить , асеистеита? О каз .»ается, да, необходимо. ' Знакомимся с А. П, Костиным, старшим мастером, в чьем I дении находится специальный дефектный участок. Служба эта, оговоримся сразу, как- все остальные, необходима н заводе. В каждом тракторе — до тре.х тысяч деталей. Собрать все это в ед-юое целое, ко но. лее, .не просто. По 1 файнеЯ мере, проверить его -ра|Гбту яе- обходимб. Проверить работу, ' »0 .не, лрШ5,рывать своей спин.р|! й.чО дня -в день бря«о-де,вм. Бе- ■ седа у пас с Л. И. Костшшш началась немножко страннова­ то. Прежде всего, старший ма­ стер обр.атн.чся к М. И. Загор­ скому, своему иепоередеввенЕО- му н-ачальнвку: правду V к рассказывать-то: I полуправду?--* то­ не его оыля и шутка, и горечь Получив «добро» на «всю прав- ду», мастер сказал; «Записы- , тр акторов Как же все-таки обстоят на заводе дела с качеством? Об­ ратимся для нача-да в бюро рекламации. В. П. Дерюгин, наэдалышк бюро, ' то.тько чго возвратился из командиравки. На центральной машивно-ис- пытательной стаидии под Мо­ сквой прскверяяся серийный ли­ пецкий' трактор. Обычная ра-бо- . . . чая проверка. И вообще у В. Н. зырька, 7—8 процентов Дерюгина «ет особых причин нок крепления щитка аккуму- беспокоиться за машины, кото-- ля.т-ррного.ящика в смену. Очень рне идут в самые разные кои- плоха, точечная сварка: петли, цы стравы. Вот за минувший ручки все на. капоте отвали- гой поступило всего' лишь .два- ваЁтей'. , дцать пять рекламаций. Пока- .Ддисандр Иванович нере- затель ниже, чем на « У ™ за* ,»клЯл Долго, ,а .рядом сидела шДах. д а и что эта за ^ слушала сварщжа — еще если учесть, что завод за сут- цдатиый ассистент брадо- -150 .ВДМашных прессового цеха. В нашем большом реестре А ЙОТ если заглянуть за про- мелких и крупных бед, недоде- ходгше, если ирос.чеяй*гь д-муки .наверное, появился неЖе- •шорчества» тракторозаводцев латслышй .уклон: виноватпрес, при рожденш! каждой -детали, <.овый цех. Он и только он сби- благодушное иастроеняе как е толку Сборщиков, нару- рукой Сйпмает... шает ритм. Это только иа йер- Гяавлнй конвейер... В-месте е лый взгляд. Просто мы. не до- ззместителем начальника цеха брались еще до остальных ое.д М. И. Загорским разговариваем коивеиера. Регулярио третий со сборщиками. Время для это- тракторный поставляет вал го есть: несмотря на конец ме- муфты сцепления с недошянфо- сяца конвейер простаивает из- ванными до нужного размера ■ за отсутствия кабин. шяшщми. Чтобы диквидиро-- вать эту недоделку, слесарь де- — Брак? Вот он, узел перед- фектного участка в Течение ней оси. Одагн стоит 1’50 руб- двух дней разбирает почти всю лей, каждые сутки до десяти машии.ч. Для того, чтобы заме- штук отходит. Регулярно Кута- пить трзнс.ммссшо, другому сле- ■ т другие поставщики п о сарю надо потратить целых ставляют нам до пяти процен- три дня лишь из-за того, что ё- тов негодной продукАйи. чугувешитеГшом цехе льют кор- и. . с . » » чиаают, может, сталй чуть раз- Смещешге отверстий бруса й дражитсльпее на своей нерв- лон 5 йерона — брак второго «ой работе у главного конве.йе- тракторного цеха — доходит ра? до десяти процентов в- сутки. - ^ находящийся по со- Смещеиие отверстий аккуму- ссдству пятый тракторный цех. ляториого ящика — брак прес- Контролер Таня Шишкина на сового цеха — до пяти нр:)- втором участке проверяет дета- центов за смену. Смещение патрубка гидро- Об этих смещениях продол­ жать можно долго. Для сбор­ щиков 0 - 1 Ш— бич. Комсомолка Люба Чекурова ВыХ рукавов. Двадцать пз них уже девять .лет работает на отошли в брак по вине стаяеля- главном конвейере. Чтобы лик- теймЬго цеха, И так каждый видировать брак прессовщиков, день. а гшрученкой ей операиин Комменгарнн, как говорится, .затрачивает не 35 минут, как излишни, положено, а все пятьдесят. Л, БОВЛ. рукав переднего моста. Обпатнлись к ней потому, что ..рядом на полу увнд-ели гору продукции. , — Да. Вот сегодня восемьде- штуя подали иа стол сото- ВОЖ А ТЫ Й Ш А Г А Е Т ВПЕРЕДИ / V всжстых сбластн — грозд- остов пконсрекей сргакм-’гцн» ник. Первый спет. А нс 'Епея докладывают о готовности к он, конечно же, торжественной проведению областного сле-а линейкон... вожатых. Секретов обкома Словно радугп заглянула в ВЛКСМ Р. Е. ЗлоЬика е.чает зал. Алыми вспо 1 Л>гами — пно- Репорт представителю област- нерскне галстуки. Синие ча- кого комитета партии, заведу- радные костюмы. Чуть сдвину- юшеи 'отделом науки и учеб- ты набок пилотки. Замерли в строю ребччьи комиссары. Под дробь бара­ банов в зал входят линейные. Звучат фанфары. Председатели районных со- « Ф. в . . I ных заведении А, Г. Кг.юесой. вносят Госу 1 шстБен- фпег Союза СС|^Вэнамя !цкой областно^Конер- оргаинэации. п | [ |К под- флаг предоставляйся од­ ной | 1 з лучших вожатых обла­ сти Татьяне Татьяниной, Первый областной слет во­ жатых открыт. Его участников тепло' приветствуют заведую­ щий облоно В. П. Шаталов, до­ цент Липецкого педагогиче­ ского института С. А. Шмаков, Родной Ильич, верны твоим Храним всегда мы Родину Под красным знаменем Страны Советов Ты с нами вместе, ты всегда I [редставители города, чтобы памятнику т ПЙРТМЮ РЙВИЕНЬЕ! и з ОБРАЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ПЕРВОГО ОБЛАСТНОГО ВОЖАТЫХ Наш друг Nколлега, пионерский во­ жатый, где бы ни работал, ты — в селе или городе, каков бы ни был твой путь в наши ряды, для тебя, как и для нас, священен наказ Владимира Ильича Ленина: учиться коммунизму. Твой долг, вожатый, постоянно зна­ комить ребят с тем, за что борются партия, народ. Знакомить наглядно и зримо. Суметь на конкретных убеди- тецьных примерах и фактах раскрыть смысл политики партии — тогда бли­ же, понятнее станут пиоиера-м дела отцов, планы партии. В феврале 1976 года ты стап свидете­ лем грандиозного события — прошел XXV съезд КПСС. Знай: твой главный маршрут, твоя главная программа по коммунистическому воспитанию юных пионеров — решения съезда партии. О них надо рассказать доступно и ярко. В зтой работе тебе помогут педгТоги, коммунисты, комсомольцы, рабочие, инженеры, ученые, родители. Дорогой друг! Время трубить сбо­ ры! Время идти в путь по дорогам но­ вой пятилетки. Вместе с ребятами раз­ ведай, где пройдут маршруты пятилет­ ки в вашем районе. Где и что будет построено! Что уже строится! Пусть дороги поисков ведут в цехи, иа строй­ ки, иа поля и фермы. «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами мож­ но стать настоящими коммунистами»— так завещал великий Ленин. Старший пионерский вожатый, пом­ ни! Ведущим Е Марше являешься ты. Быть вожатым пионеров — значит быть чутким другом и идейным на­ ставником юных ленинцев, энергично действовать, учить и неустанно учиться самому. Не забывай, что ты в работе с пионе­ рами не одинок, рядом с тобой учите­ ля, комсомольцы - производетвеинмю 1 . отрядные вожатые. Крепи их с< ноординируй их действия. Вожатый - старшеклассник! Считай своей боевой задачей выполнение ре­ шений Хуп съезда ВЛКСМ «Ни одного пионерского отряда 'без вожатого». Добивайся развития коллективной фор­ мы шефства, привлекай к работе с пио­ нерами каждого кемсомольца-старше- классника. Воспитывай пионеров на примере трудовой доблести твоего предприя­ тия, колхоза, совхоза, готовь учащих­ ся к сознательному выбору профессии. Задача каждого пионерского во того — сделать свой пионерский » пектив сплоченным, дружным и н недеятельным. Пусть каждый пионерский вожак на всю жизнь сохранит верность боевому пионерскому кличу: «Всегда готов!». Есть в пионерском марше такие строки: «Вожатый — профессия-пти­ ца, труднее ее не сыскать...». Верные строки, ибо профессия вожатого — это и ответственнейшая комсомольская и партийная долж­ ность. Именно он, вожатый, обязан сделать для ребят понятным и близ­ ким все, чем живет страна, — е'е за­ мыслы и трудовые свершения, по­ мочь своим подопечным возмужать нравственно, вырастить их настоя­ щими гражданами. . ' Сейчас самая главная программа коммунистического воспитания юных пионеров ’— .решения XXV съезда партии. Приобщить ребят к всена­ родной заботе о высоком качестве— это, значит, в первую очередь на­ учить их учиться, пробудить глубокий интерес к знаниям, самостоятель­ ность, трудолюбие. В нашей области 555 пионерских отрядов носят звание правофланго­ вых — в них все учатся успешно. Во многих школах под руководством опытных педагогов работают группы консультантов по основным пред­ метам, как правило, — отличники учебы. Это считается важнейшим по­ ручением. Успешно прошли пред­ метные олимпиады. Шесть тысяч пи­ онеров приняли участие в. конкурсе сочинений «Берем с коммунистов пример!». Прекрасными средствами воспи­ тания у пионеров любви к знаниям служат кружки научно-технического творчества, юннатское движение, предметные клубы, опытническая ра- Детский клуб, который изобрета­ тельно удовлетворяет только потреб­ ности ребят, развлекает их яркими программами и поездками, встреча­ ми и праздниками №льно или не­ вольно воспитывает потребителей, инфантильных в жизни и общении. Совсем иное дело — литературный ' клуб «Парус», что создан в Липецкой средней школе № 41. Он сделал своей главно'й идеей изучение и пропаганду жизни и творческого наследия М. Ю. Лермонтова. Лер­ монтов ста.п всепоглощающей страстью ребят с окраинной город- РЕВЯЧЬИ СЕРМЙ ЗЙШИШЬ ской школы. Лермонтов вывел их на тропу гражданственности, повел по дорогам своей жизни, по дорогам своих увлечений. Тарханы — Пяти­ горск — Грузинские Перевалы — Российские села — Родина — вот маршрут необычных путешествий членов клуба и географическая зо­ на применения творческих, интел­ лектуальных сил ребят. У клуба «Парус» прекрасная биб­ лиотека,' собратшая руками ребят. Огромный архив редчайших репро­ дукций и документов. Но все это не мертвый капитал, а средство воспи­ тания человека, богатого и много- г|звнного. Члены литературного клу­ ба — яростные агитаторы и ' пропа­ гандисты наследия поэта, книги вообще, культуры своей страны. Вот такие клубы, творческие объе­ динения и необходимы нам, чтобы дети, занимаясь в них, глубоко по­ нимали, что хорошие и прочные зна­ ния имеют самое прямое отношение к десятой пятилетке, к свершениям народа. Пионеры — будущая смена рабо­ чего класса. Долг вожатых — по­ вседневно приобщать ребят к обще­ ственно полезному труду, воспиты­ вать у них любовь к профессиям отцов и матерей. Дружины нашей области собрали 2110 тонн макулатуры, посадили 15 тысяч деревьев, вместе с металлур­ гами Липецкой Магнитки участвовали в пионерской плевке, посвященной XXV съезду партии. , . Вопросы трудового воспитания стали одними из главных в Ново­ деревенской средней ' школе Липец­ кого района, в Троекуровской шко­ ле Лебедянского района, в школе- интернате № 2 горгада Липецка. Хо­ роших успехов добились многие школы Добринского района, где очень серьезное внимание уделя­ ют организации ученических произ­ водственных бригад. География десятой это вся наша страна. Важно и нужно знакомить ребят с нрвостройками- гиганта.ми, такими, как Камский ав­ тозавод, Саяко-Шушенскал ГЭС, Байкало-Амурская магистраль, рошо, что если это знакомство кет более непосредственным: ребя та завяжут переписку со строителя ми, со своими сверстниками мест. Но нельзя забывать и < который строится напротив их окон , А этот дом — родной колхоз или соседний завод, ферма, лаборато рия. И через пятилетку пусть не­ большого, но близкого предприятия можно глубже познать и большую пятилетку страны. Проблема качества имеет сегодня прямой выход на все сферы дея­ тельности пионеров: спортивные, соревнования и занятия по художест­ венной самодеятельности, кружко­ вая работа и пионерское евмоуп- равление, содержание любого про­ водимого дела — все требует каче­ ственного переосмысления. Нем не­ обходимо полностью изжить фор­ мализм, скуку и4Казенщину из жизни пионерских дружин, укре­ пить материальную базу пионер­ ской педагогики. Недавно примерно нерам городских задали вопрос: какие вещи / иметь твой отряд для работы селого досуга? Городские школьники мечт спортивном инвентаре, о бумаге и красках. В предложени­ ях большинства ребят называются библиотека отряда, пионерская атрибутика, настольные игры, М5 туринвентарь. Неужели сегодня кая «великая проблема» зарабо тать пионерам самим для себя рюкзаки и футбольные мячи? ужели сложно создать свою библио теку-передвижку или купить аква­ рельные краски? Конечно, не пробле­ ма. Умный, деятельный вожатый сумеет решить эту задачу. Прошло время, когда общественной базой пионерской работы был лист вйтма- на и коробка кнопок. Ребята спра- , ведливо мечтают о личном спортив­ ном хозяйстве, фотоаппаратах. У них все это есть зачастую в собст- венцом пользовании, а вот в отрядах минимум таких «сокровищ» все еще остается проблемой... Особо следует сказать непосредст­ венно о старших выжатых. Их у нас в области более полутысячи. У мно­ гих трудовой стаж пять, шесть пет, многие и далее не собираются ос­ тавлять свой форпост. Это — хорошо. Но есть факты и тревожные.,- Слиш­ ком уж часто меняются вожатые Добровском районе: здесь ста: вожатого... пять-шесть месяцев. V вся причина в том, что районный ко­ митет комсомола не занимается всерьез кадровой политикой во: тых. Берут на работу людей, заранее зная, что они идут в школу только временно. Вожатская' деятельность много­ гранна и ответственна. Она по плечу только сильным и преданным духом. Но вожатые нуждаются в -заботли­ вой поддержке, в первую очередь, педагогических коллективов, лично директора школы. Уже давно бытует такое название: «Пионерский директор». К сожале­ нию, не многие директора еще удо­ стоены у нас такого почетного ти- Пионерский директор не пошлет вожатую на семинар зоотехников, так сказать, для общего развития, как это сделали в Александровской школе Елецкого района, не сделает вожатую девочкой на побегушках, не будет .,поручать вожатой второ­ степенную работу. Пионерский ди­ ректор сделает вожатого настоящим комиссаром и своей правой рукой в ре-шении важнейших задач ком­ мунистического воспитания... Очень высока сегодня миссия ре­ бячьих комиссаров. Высока ответ­ ственность за то, какие нравственные начала получат их питомцы, какой социальный опыт приобретут. Г. -КАЙДАШКО, П. ЮРСКИЙ. Д ОВОЛЬНО часто можно услышать упреки в адрес школы, общественности, милиции: де , не могут найти нуж­ ных форл -1 в работе с «трудными» подростками. И произнося эти справедливые упреки, столь же часто несправедливо забывают о роли родителей, у которых отно­ шения с детьми напоминают от­ ношения поставщиков и потреби- — Почему Сашок ударил чело­ века? Я же его не заставляла, — сказала в беседе с нами А. Т. Анискина. Семья Анискиных из категории -благополучных. Здесь все себя считают образованными, интелли­ гентными. Александра Тихоновна, педа­ гог по образованию, даже не пы­ тается проанализироввть, когда же началось падение сына? На­ оборот, она отметает все его «ху­ дожества», называя их детскими шалостями. А начались они еще десять лет назад. Вспоминая о «невинных» случайностях, обви­ няя судей и нас в несправедли­ вом, даже каком-то предвзятом, отношении к сыну, Александра Тихоновна почему-то «запамято­ вала» об одном документе, дати­ рованном 20 ноября 1971 года. Это бьшо представление из При­ вокзального отделения милиции. В общем-то, ничего нового оно не несло. Цитируем: «Александр Анискин, ученик восьмого классе, по предварительной договорен­ ности с Федорищевым и Раковым избили ученика своего класса Сергея Двуреченсксго. Кроме того, 13 августа 1970 года Александр Анискин вместе со своими друзьями взяли из дет*- ского сада «Светлячок» три трех­ литровых банки сока и распили. 31 декабря 1966 года Александр вАлесте с А. Лукиным нанесли удар клюшкой Сергею Панкову, которь 1 й находился потом на из­ лечении в больнице. Против них было возбуждено уголовное де­ ло. Лукин был осужден к двум годам условно, а Анискина осво­ бодили от уголовной ответствен­ ности с передачей материала в комиссию по делам несовершен­ нолетних. На основании вышеиз­ ложенного просим принять ме­ ры к матери, Александре Тихо­ новне Анискиной, которая, несмот­ ря на неоднократные предупре­ ждения о поведении ее сына, дей­ ственных мер не приняла». Итак, в девять лет — первая «шалость». А *■затем — бурная осень 1971 года. То партийное собрание.в школе до сих пор хорошо помнят. Рассматривалось персональное дело учительницы А.'Т. Анискиной. Но запомнилось оно все-таки не столько своей повесткой, сколько поведением Александры Тихо­ новны. Мать сказала о сыне: «Он очень спокойный, неразговорчи­ вый, лишнего ничего не скажет, Подход к нему должен быть осто­ рожным». Возможно, мать руководство­ валась именно этим принципом осторожности и скрывала от отца все выходки сына. В этом она призналась сама. Но ее коллеги расценили это несколько по-иному. Н. .П. Фурсов: «Я очень удивлен, что все это сделал сын учителя... Вы, тдв. Анискина, никаких мер не принимали, не занимались вос- седании комиссии по делам совершеннолетних Анискины унисон за,чвил'и, что в детстве же разбивали носы, но не жало вались. А если есть какие-то махи в воспитании их сына, тс здесь виноваты школа, общест венность... посмотрим. Цыплят по осени считают». Горькой для нее оказалась осень-то. Но, как и тогда, Алек­ сандра Тихоновна защищала сына, так и теперь она ищет ему оправдание, не стесняясь в выбо­ ре средств защиты, вплоть до об- лось все? И больше всего ее сей­ час волнует вопрос: как все-таки поставить сына иа правильный путь? Она не защищает его, она просто жалеет, как жалела на ее месте бы любая мать. А Алек­ сандра Тихоновна старается изо всех сил выгородить, защитить ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕЛО Л». ____ своего сына». И. Б. Пронин: «А ментЩРьчень удивляет ваше поведение. Вы защищаете своего сына, совер­ шенно не чувствуя за собой ви­ ны, стараетесь доказать, что ваш сын хороший». Задуматься бы Александре Ти­ хоновне, права ли она? Ан, нет. Мать атакует каждого, кто пы­ тается остановить сына. Так было, и на расширенном заседании' ко­ миссии по делам несовершенно­ летних, откуда она со стд^вал^и: «Пойдем, нам здесь делать не­ чего», —- увела Александра. Она отказалась прийти в детскую ком­ нату милиции по поводу избиения ее сыном С. Двуреченского, тоже сказав, что ей там делать нечего. Более того, на расширенном за- А подра|||||с, соответственно, уже уловйЩРростую истину: мать всегда выручит из беды, мать для него сделает все. Надо только уметь требовать. А требовать он умел. Однажды мать, спохватив­ шись, попыталась наказать его: закрь'ша дверь и не пустила к друзьям. Александр, спускаясь с балкона, переломал ноги. Больше Александра Тихоновна не пыта­ лась Наказывать сына. Таково предисловие к тому августовскому вечеру, о котором шла речь ранее. Вопреки ут­ верждениям Александры Тихо­ новны, ее коллеги были правы. Тогда, на собрании, обиженная Александра Тихоновна сказала им: «Мой сын не такой, каким вы его представляете. Мы еще винения убитого, заявляя, что тот был нетрезв. Но ведь это все рав­ но не давало права поднимать ру­ ку на абсолютно незнакомого -че­ ловека, И говорим мы сейчас не о спедствонных тонкостях дела, а о его моральной стороне. 6 том, с чего началось падение семнад- цатилетнего юноши, встретившего свое совершеннолетие на скамье подсудимых, Я подробно остановилась на рассказе о семье Анискиных по­ тому, что она из той категории, ко тор^ все привыкли считать благополучной. И вспоминается другая мать. Татьяне Филипповне Святохо то­ же жаль сына. Но она не ищет ви­ новных на стороне. Она просто пытается понять, как же случи- ^ понимая и не желая это она своим заступни выгораживанием воспи тала в нем потребительское о кошение к жизни, научила не ув.а жать окружающих и любит только одного себя. Тяжко обер нулась ее любовь^к сыну, но кт знает, не будет ли ей еще тяже­ лей, если он все это поймет? Де­ ти — наше зеркало. Хотим этого или не хотим, но наши роки, которые мы тщательно скрываем от окружающих, являются в детях резче, ка: в увеличенном виде. Суд не вынес частного опреде­ ления. Но я в которь!Й раз вчиты­ ваюсь в выступления коллег Александры Тихоновны на упо­ мянутом партсобрании: И. В. Пронин: «Вы знали о пове­ дении своего сына, и никаких мер не принимали, воспитанием не занимались и не хотите признать свою вину. Ведь вы учитель. Как же вь 1 будете воспитывать других детей? Нужно чувства свои со­ поставлять с требованием вре­ мени, партии, народа... Вы совер­ шенно ничего не поняли и не хотите понимать и вы должны со всей строгостью отвечать за та­ кое воспитание». Тогда за хулиганские действия сына Александре Тихоновне вы­ несли выговор, а комиссия по делам несовершеннолетних ош­ трафовала ее на тридцать рублей. Что же теперь, когда сын совер­ шил разбойное нападение? Александра Тихоновна сейчас ищет сочувствующих. И... нахо­ дит. Эта бумажка к делу не под­ шита, но, кроме горькой улыбки, ничего не вызывает. «Александр всегда был приветлив с соседя­ ми, никогда не обижал детей младших и слабее себя, инициа­ тором драк не был, но постоять за себя и заступиться за слабого мог, за что уважали его взрослые и дети»... И подписи жильцов до­ ма. Знал пи кто-нибудь из под­ писавшихся настоящего Алек­ сандра? Наверное, да. Но кому нужно вмешиваться в чужое де­ ло? Жалко что ли бумагу под­ писать?.. А кому нужно это до- брячестао? И к чему приведет ...Как мы порой не хотим вме­ шиваться в чужие дела! В деле подшиты свидетельские показания ученика седьмого класса. Он рассказывает о том вечере, когда, играя с товарищами «Юркой и Валеркой» (фамилии не знает), обнаружил окровавлен­ ного человека. Несколько раз возвращались к лежащему, при­ слушивались: дышит ли? Поужи­ нав, возвратились в недостроен­ ное здание. И только убедившись, что человек перестал дышать, от­ правились в милицию. Что это? Несмышленное детство? А, мо­ жет, обывательский принцип «не мое дело» уже ворвался в ре­ бячьи души?.. ...Алик не по-детски спрашива­ ет: «Откудо берутся такие же­ стокие люди? Кто ответит ему? Может, родители? Или те доб­ ренькие «дяди» и «тети», пишущие гладкие характеристики? Те, кто смотрит на жизнь сквозь плотно зашторенные окна своих квартир, так же плотно зашторив и свои Автор этих строк рассказал о случившемся не ради сенсации. А только потому, чтобы, прочитав их, кто-то оглянулся по сторонам и вовремя остановил анискиных, святох, савохиных, яриковых, чтобы не повторилось депо №... М. СОРОКИНА, наш корр. г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz