Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
Т^РУДНО ораду ,настроиться не врл- 2 ну этого фильма. К сидящим в за ле законы его требозатепычы и строги. Это уже потом, во второй поло вине картины, сами авторы отступятся от нш, дадут нам более традиционные 0 !ривнтиры для сопереживания, вклю чат те сюжетные токи, зрительокая ре акция на которые давно проверена и легко предсказуема: немцы,' отступая, намерены уничтожить две тысячи мир ных жителей норвежского города Кир- кенеса — наши бойцы должны успеть им помешать... Но это — позже... А пока' — фильм течет медлительно, пожалуй, даже — не- СКО.ЛЫГО тяжеловесно. А пока—к нему нужно привыкнуть, в него нужно всмот реться, вслушаться, как вслушиваются иногда в неторопливый глуховатый го лос рассказчика, повествующего о ве щах важ 1 ных и серьезных, полных глубо кого смысла и интереса, но словно бы притушенных, приземленных его обы денной, явно неорзторской -интонацией. Вслушаться, чтобы оценить 1 то достоин ству и то, о чем о-н рэссназыаает, и то,’ как он это делает. Суховато, сдержан но? Так ведь это для того, чтобы скрыть волнение и боль, чтобы не взвинчивать иокусстввнно ЭМОЦ 1 ИИ, а заставить само стоятельно думать и понимать. Медли тельно, с обилием вроде бы второсте пенных подробностей? Но ведь это по тому, что о-ни для него очень важнь: и до-роги, эти детали, штрихи, мелочи, ибо и в них заключена правда ‘ события, точность, рождающая безусловное до верие. Ради правды, ради неприглэжен- ной, подчас-— жестокой, но необходи мой людям истины жертвует он лежа щей на поверх1Ности, слишком доступ ной ааниматепь-ностью. Фактический материал, положенный в ос-нрву фильма «Под каменным ке- бом>^^ ддя., кинематографа нашего нов, почти неизведан, хотя о войне, кажется, сказано так мтого. Октябрь 1944 года. Норвегия. Прибрежный город Киркенес, «Под каменным небом». «Тимфнпьм» (Норвегия)—«Ленфильм» (СССР). Соеме. сгное проимодство. Авторы сценария Сигбьерн Хельмебакк, Юрий Нагибин. Режиссеры— постановщики Кнут Андер. сен- Игорь Масленников. В ролях: Арне Ли, Е. Леонов, Веслемей ХасЛунд, Н. Бурляев, Бернхард Рамстад, О. Ян ковский, Коре Таннвик, А. Солоницьт и другие. Отступление- гитлёровцев. 'Предатели норвежского народа отдают приказ населению ■ поКинуть город, запуги вают «ужасами надвигающегося бель, шевизме». Фашистский комендзчт Хофмайер (артист А: СолРниць9н) гро зит смертью каждому, кто не подчинит- Но люди не хотят, повиноваться. Они достойно, делят ограниченный запас во- Д ы . , Как будто бы предельно информаци онные, демонстративно «под хронику» снятые кадры. О стрз.ш.ном и грозном— вполголоса. Но здеСь-то й секрет фильма, Здесь-то и нащупывается, стро гая,- выверенная система, когда из по степенного, эпически размеренного на- ЗАВТРА В ЛИПЕЦКЕ НАЧИНАЕТСЯ V КИНОФЕСТИВАЛЬ СТУДИИ «ЛЕНФИЛЬМ». камненоенебо, сиьлнеы люди ждут советских солдат как избавителей от ненавистного нацизма. Семью сме- лы.е готовы с оружием з ру.ках помочь русским. А сотни, тысячи мирных жите лей оказь:вают немцам пассивное со противление, скрываются в шахте от на сильственного угона из родных мест. В фильме «Под каменньям. . небом», строго говоря,' нет главных героев. Он —^не о судьбах, а о судьбе. Города. Ес ли хотите,—страны. Наро.дэ, может быть, впврвь^а за много лет решительно и мудро выбирающего свою участь во- г»реки предателям, фашистам, демаго гам, готового кровью оплатить и утвер дить этот вьйор. На зкране на неоиоль- ко минут по:гал'яются и—-часто — 'иочеза- ют, чтоб больще уже. не, возникнуть, чтоб раствориться в массе, десятки лю дей, простых норвежцев. Авторы не следят за отдельными персонажами, их инте 1 рвсует поведение массы в острой, критической ситуации. -.Действ^це дро бится не микрозпизэды,-» кам.ера пере брасывает «ас то на морское п-обеоожье, куда высадился сов.етс:кий. радист- разведчик, то а тронутую, уже бес порядком отступления и страха -кв^рти- РУ предателя-мара, где . вчерашние хозяева страны все еще пытаются нз^ти способ навязать свою золю норвежцам, ТО- «под каменное' небо» .шахт.ы-, .где ук рылись сотни киркенесцеа, .где -рклады- аается уже свой странный, р:рртиво. естественный быт, где умирает, ,стгззя жен.ш,и«а, где бегают .дети, где сурово и копления подробностей, которые сами по себе вроде бы однозначны, из чере дования—^поррю даже кажется—^про- ходных зпизодоз — возникает мзсштаб- ноэ обобщение, убедительный образ на родного сопротивления, воли, надежды. Тема эта—эна 1 читель 1 ная и глубокая. Примерно за год до показанных в филыме событий в военном сз6е.м днев нике ее хо(рошо обозначил Всеволод Внш 1 нев 1 рх«й: «Решение политиче-оких, географических стратегических проб лем будущей Европы и других частей света во многом бу|дет_з»эисвть от НА РОДОВ, а не от дипломатов». Мужест во жителей Киркенаса — составная часть этой великой и неотвратимой тен: даяции, А -Дальше Вишневский: говорит о роли Советской Армии, которую те перь уже нельзя поиуменьшить. Об врмин.-освободитепьнице, гарантировад- шей народам право выбирать свою судьбу. Люди- этой армии вполне зако- номерио стали .и героями Фильма «Под каменным небом». .На-, долю вктероа, сыгравших каш-их бойцов, идущих на- помогць Киркенэсу, 0 Т 1 тущеко. было немного доаматургиче- ского М'Этеоиала. И тем не м-е 1 Нее, Н. Бурляев, Е. Леонов,: О. Янковский и другие;, не прибегая к деклаоатианости, к чуждо-му стилистике фильма открыто му . пафосу,, сумели .передать глазное: дух гуманизм^ сознание долга солдат ского перед простыми людьми Норве гии, непарадную, повседневную, ежеми нутную самоотзержекность бойцов-рс- вободителей. ^ Есть в этом филь.ма три очень моло дых чело 1 вв«а, три почти еще мальчика; Они внешне даже чем-то схожи, тонкие, не по возрасту серьезные, отделенные от,^такого, кажется, близкого детства—^ войной. Один — норвежец. Он встал в ряды бойцов, он помогает- Совётской Армии, потому что хочет помочь свое му народу. Другой —, русский, Леша Васильев, гибнущий у входа в шахту, когда он—один! — пытался помэшать' немцзм взорвать ее вместе с находя-, щимися ТЭ.М людьми. И третий — юный, правоверный, любующийся собой, гор дящийся своею верностыо фюреру й, коменданту Хофмайеру, фашист. Тот самый, который с готовностуо взялся, взорвать. -Шахту, Это, пожалуй, единств венное в фильме прямое, почти публи, цистнческое противопоставление двух солдат двух армий. — советской,. несу щей свободу и жизнь, и— немецкой, оставляющей за собой страх' и гибель. Еще до заглавнь»х титров создатели «Под каменкым кебом» предупредили нас, что их фильм —• лишь эпиз 01 Д, лишь кусочгк битвы за Норвегию. И- аса же в первой половине картины. ощущаязсь определенная эпичность, к.р/П;ность замысла ленты. Это пред ставлялось мне важнь!м принципом, ко- тО|рому авторы не изменят до ко^ца. Но они ему изменили. По мере прибли жения к финалу все явственнеа.. просту-. пают приметы пржслюченческой фабу лы, действие сворачивает на проторен ную дорогу., строится по знакомой фор муле: успеют —не успеют. Вероятно, это придает, большую зрелищность фильму, внешнюю остроту, но мельчит,, усредняет замысел, сводит все, в са мом ; деле, только — к частному случаю. В этом, думается, главный его драматургический просчет. Так же, впрочем, как и история с мэром, чей ' образ многообещающе заяв лен,, но затем, упрощен,’ Окрашен в ме- лодраматическиё тона, а результате чего авторское отношение к предателю, до последнего дня верой и П|рав.дой слу жившему ‘ Гитлеру,' гвриобретает ненуж ную дзусмысленость. ' «Под каменным небом»— фильм не для развлечения. Кемениое небо, полы хающая земля, суровые лнзди... Все это требует особого душевного настроя, сосредоточенности, умения—;3 главное— желания всмотреться и вслушаться в события далеких дней, . которым мы обязаны днем кынешним. ' . , И. НЕВЕРОВ, В этот день 8 Цент ральный парк культуры и отдыха Липецка при шли тысячи липчан. В 10 часов утра начался традиционный народный праздник проводов рус ской зимы. Все традйци- онног-Дед Мороз и Сне гурочка, катание на са нях, конечно, блины, мас ляные, духовитые, Открылся праздник театрализованным пред ставлением на открытой эстраде. А вокруг призового столба — смех, шутки. Смельчаков много, но удача сопутствует не каждому. И того, кто снимет заветный приз с двенадцатиметровой от метки, зрители от души награждают аплодис ментами. Рядом на куче хворо ста — символичес к о е изображение Зимы. Вспы хивает пламя—и Зима та . ет, исчезает на глазах. Радуются Дети, улыба ются взрослые. Ведь на. улице и впрямь команду ет весна. ;У столов, расставлен ных вдоль аллеи парка, идет дегустация блинов с медом, сахаром, ва- р№ьем, И, как всегда, много посетителей в зоопарке. Здесь организовано ка тание детей на пони. Ве селье, шутки, смех весь день. Радостно па душе: прощай. Зима. Весна, здравствуй! Л. АНТОШКИН. Фото автора. ^ ' I ! 1 > 1 ' .1 ■ ? щ ш т Й Ш в Доме культуры «Строи тель» состоялся районный конкурс самодёяте.тьных 'вокально ^ -. инструменталь ных ансамблей и со.тйстов предприятий, строительных, организаций и учебных за ведений . Левобережья. Кон курс .. посвящен . ЗО-.тетию. Великой -Победы, он прохо дил под девизом «Никто не забыу; ничто-не забыто». •-Победите.дями: конкурса стали вокально-инструмен тальные ансамбли «Орфей» (ИЛМ3) н .«Красны деви цы». • (трест. . .«Липецкст- рой»К' . — ■Среди солистов .лучшими признаны .. электрик стана ■<<2000»- - НЛМЗ Серафим Алексеев, худрук ДК «Стро- птелб» Зинаида Юдина, ра ботница ЛТЗ Татьяна Агн- щипа .и солистка академиче ского хора НЛМЗ Людмила Володькина. . ■ ■ Все они' п'римут учаЬтие в- традиционном городском конкурсе. «Молодые голо са», шторый сЬстоится 16 марта В' ДК ЛТЗ: А. ВЛАСОВ. КАРТИНЫ РАССКАЗЫВАЮТ О НОДВИГЕ Нэ.отчгтной выстаэке.. кружка рис-оввния Лебедянско го педагогического училища прэдстгзлоны 34 картиньт. Орге:зйзовал' э-гу выставку руководитель кружка Н. А. Сбитнев. Посвящ&.ча она 30-летию Победы над фзшист- СВИ 1 .МИ захватчиками. Внимание посетителей привлекает картина студента Виктора Афанасова кйЗодвиг артилле- риста». Его работы помещены на отдельном стенде. Хорош-эа впечатление оставляет картина Валентины Перцезой «Буденновец», картина Аллы Сычевой «Ухо дили комсомольцы на гражданскую войну...» й другие.' Е. ТРОФИМОВ. МЫ — МАТЕМАТИКИ! Недазно райОхЧе Липецка щахся старших ла проведена' ‘ ская Ь.тимгшада. Победнтеля.ми ребята ИЗ' 52-й Советском получили призовые места, средй уча. Сергею Баркову, ученику классов бы- 9-го «А» класса было ’ при" математнче- суждено первое кёсто, Сер- гею Буренкову из 10-го «А» ее стали класса—второе, а' Валерию школы, оии Лобееву из 7-То «Б»—третье. 6 п а р ™ й “ - ^ 6 побед Закончился финал XIV областной спартакиады школьников по шахматам. Первое мдсто в командном зачете завоевали юные шахматисты Советского района Липецка. В личё ном зачете большой успех выпал на долю шестиклас. сницы 47-й липецкой сред ней школы Ирины Корвя- ковой. Шесть раз садилась Ира за столик с часами и шесть раз ее противники вынуждены были «капиту лировать». В. БУХАЛОВ. ЕСТЬ ПРИЗОВОЕ МЕСТО! В городе Октябрьске (Башкирская АССР), про, ходило первенство ЦС ДСО «Труд» по классической борьбе среди ' юношей. Не плохо выступил на 'этих со стязаниях десятиклассник средней школы № 4 Ли пецка Александр Холин. В финале, среди борцов весо вой категории до 75 кг, он занял призовое второе ме- сто. И это, конечно, успех, если учесть,. что- Александр! всего третий год занимает ся борьбой в СК «Новоли. пецк». Теперь он включен в сборную команду ЦС ДСО «Труд» н готовится высту пить на первенстве СССР; О. БЛОХИН. Редактор И. СМОЛЬЯНИНОВ. 44. ред. газеты «Ленинец». Телеф'оиы: редактора — 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстрации - х: до-эц, идеологического отдела — 2-34-13, отделов: комсомольской жиз.чи и фотолаборатории — 2-36-43, учащейся м<ктояежц— 2-38»50, писем я спорта — 2-34-46. АЭ Я266 - Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная площадь, 44. Зак. Х» 1934
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz