Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
кит кстк тсшткковой Известный советский педа ' А немцы, земетив повозку е А. Сузомлинский гево- ревекымн, открыли огонь, рия, что воепитыввть страсг ных борцов за коммунизм — — Быстрее гони, в я задери это значит добиваться того, щ _ крикнула она. чтобы юные граждане прика сались своими сердцами к го- Повозка быстро скрылась, а рячему биению сердец Ивана Ксения, схватив автомат, дала Сусанина и Сергея Лазо, Фе- очередей пиксв Дзержинского и Нико- ” лая Гастелло, Дмитрия Карбы- "о фашистам. Начали стрелять шева и Александра Матросе- и раненые. Немцы залегли, ва, чтобы горячив страницы Ксения, перебегая с места на истории зажигали новые души, подбадривая солдат, пробуждали стремление к ге роическому подвигу, ■ учили стреляла и стреляла. Немцы подволзэли все бли- Геляые строчки о народных ^ „ ближе. Вдруг что-то героях в полной мере можно толкнуло ее в голову, отнести к нашей землячке ' К. С. Константиновой- В суро ' ™ потекла кровь. Кон- вом 1942 году семнадцатилст- чились патроны. Тогда, подняв- няя комсомолка Ксенйя Кон- щ ^ сь во весь рост, Ксеи стантинова кз Сухой Лубны ^ несколько гранат добровольно ушла на фронт. ^ Участвовала в боях под Кали- орУ*Ч»<* фашистов, нином и Воронежем. В начале были в нескольких шагах, октября 194Э года девушка Нечеловеческим пыткам погибла смертью храбрых. подвергли озверелые враги За проявленные мужество и бесстрашную девушку, гюлу- стойкость Указом Президиума ^ „ркбипм колом к зем- Верховного Совета СССР от т и 4 июня 1944 года ей посмертно "® - присвоено звание Героя Со- На другой день наши войска ветского Союза, мгг « выбили немцев с этого участ~ Газетные страницы тех лет ^ донесли до нас последние ми- нуты жизни нашей славной тело зверски замучен- землячни. Вот как это было, ной героини. Похоронили лю- „ бимицу батальона со всеми •..В конце сентября 1943 го- „ . воинскими почестями, да стрелковый батальон, в ко тором Ксения Константинова Так погибла восемнадцати- сяужипа санинструктором, вел летняя Ксения Константинова, тяжелые бои за участок шос- Имя ее сейчас носит пионерс- сейиой дороги, идущей из кая дружина средней школы Смоленска «а Витебек, у де* сухой Лубны Липецкого райо- реани Иэгорки Покидоаского иа и одна из улиц обпастиого района. центра. Батальон нес большие поте ри. Ксения е ле успевала выно сит* в безолаеиое место р*не- по решению заводского коми- ных. тета комсомола начали сорев- В по-лдень немцев выбили из ноааться молодежные коляек- деревни. Ксения в это время тиеы Липецкой Магнитки. Оно возвращалась а медсанбат, будет присвоено той номсо- чтобы захватить там медика- мольеко-мслодежной бригаде, менты. которая к 30-летию Великой - Сеетр*, — окликнул е е Победы досрочно выполнит солдат, прижимая к груди ок- »«дание четыре* месяцев зто- ровавпениую руку. — Комба- « года при отличном квчеет- та ранило. Беги туда! «е выпускаемой продукции и высокой трудовой дисциплике, И видя, что Ксения направ- применять передовые ляется к нему, расстегивая на ходу медицинскую сумку, патриотиче- хрипло сказал; «кис начинания передовиков, - Оставь индивидуальный участвовать в рационализации пакет. Сам справлюсь. '* изобретательстве, экономии сырья, материалов и знерго- Девушка отдала раненому ресурсов, содержать в обрэз- бннты, а сама побежала туда, ^овом порядке рабочие мес- Доставив в санбат раненого ““ овпадсвать смежными квмаилиаа. Ксений захватила проф9«еиями, повышать об командира, Ксения захватила щеобразовательный уровень, санитарную повозку и вместе с участвовать в жизни цеха, за- ездоаым направилась обратно, вода. Минуло полчаса. Вот и Изгорки соревнования показались. А рядом, воз- заводской комитет ВЛКСМ ле небольшого холма, в зарос- подведет в канун 9 Мая 1975 »и»х лещины, ее ждали бойцы, года по представлению цехо- Уложнв на повозку тяжелора- комсомольских организа- неиых, девушка приказала е з довому; Комсомольско - молодежная - Как только доставишь ~ Д«бьетея по- ” четкого права носить имя Ге- сразу обратно. р^д Советского Союза Ксенин Но вдруг - что это! На вер- Константиновой, будет также ^ награждена премией, шине хелма показались немцы. «Откуда они! — лихорадочно Патриотический почин мио’* рвзмышляпв Ксения. - Ведь г°^ь 1 сячной комсомолии Лн* в ПЕЦКОЙ-Магнитки одобрен об- батвпьон ушел вперед. Значит, домом ВЛКСМ, обошли...». М- ВЛАСОВ. почетное право носить М олодой р.ч&чнй. Ссгод'ая он новнчо!{, тольксуй что нересту» гьйбшпй пор |г цеха, а завт ра еденит ветерана н а .в ю . труйовом пвггу у токарн?» го жтаика, ; у аябсарного’: чи. И восшш-нае '. рабочей сыешы задача огромной, госдаарстве 1 ^ ш , важно^|!1!». Большой шгге^рес в этоп •отиош^нмт , - п | 1 едставдя 8 Г онш- яодаекгивй Новели- Т1едкрг(?>.ляй?та.^лургического завода. Здесь, в основном ремонтво-механическом це хе, несколько лет назад *а» родилось движение, кого р т е—велоре- ■~рв«грвс-т-ра!»и*- лооь на мвогих предпри-ят-»- ях и строительных органи зациях Левобережного рай оне Токарь Иван Влади мирович Ледяйкш вачл а-ефсгво над грунпой так Здесь прежде всего следу ет отш тять качества само го бригадира: добрый и вежливый# оа- дисдиплици- рован, | ^ - 'Я ^ а е т с н черно вой шедатывает своих воДчиивщшх на лич ном" прК 1 *ере, Ш аяему его бригада • семья, ' а кото рой вешаются все .связан ные с ^ ^ю в о д с тв ом в оаро - ' с«,- а -^фай ■— и^«опросы, вжаюЩ-ивея личвай жизни. — Новички, — р^сказы - вавт Лдександр Васильевич, — все время находятся иод ышмателыюй ■опекой стар- ■ шего и 0 ПЫМ 0 Г 0 -монтажни ка, '.который прививает -и»- трудо»ые--н8«№«и,-стара- • ется по вочможиости быст рее обучить ребят ТОНКО-. стям 1 фоф.есеи.и. Проходит год — и бывший ученик со многом не устувает ветерэ- товарищ наставник Движецке нвсгввничества — залог преемственности трудо вых традиций разных поколеннй. В принципе, оно перераста. ет рамки сугубо профессионального обучения. Сегодня на. ставник в труде — это и наставник в жизни, воспитатель • в самом полном, самом ответственном смысле слова. Это и станет главным предметом разговора на открывающемся зав. тра слете. Этому посвящены и публикации под традиционной нашей рубрикой «Товарищ наставник». ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ Николай Иванович Горячих «вы пускные экзамены» в хлебо-робском университете сдал в 1953 году. С тех пор о трактористе из усМ'внского колхоза «Советская Россия» идет добрая слава. Л\еханиаатор — кава лер орденов Ланина и Трудовою Красного 3 намеии.' Зкамив техники, любовь ч земле позволяют Горячих дневнью нормы выполнять на 140 процентов. Сейчас хлебороб готовится к сво ей двадцать третьей страде. Подоб рал он себе и помощника. Сын Александр . заканчивает седьмой класс. Но, несмотря; на это, нынеш няя уборочная ЛЗздвт второй а ере жизни. В минувшем гаду на комбай» ко отца он работал штурввльным. И всегда их эиипаж был в числе луч« ших, всегда сын.вместе се своим ,н ^ ставником — отцом, коммунистом Николаем Ивановичем Горячих были примером для других хлеборобов. В. АЛЬВИН- бсльфое йвралмгое удов летворение. Об ато.ч ол рассказывает - откротенио, 'не--скрюта-я труядастей; - - — Я не могу быть спокой ным, .когда вижу, что неко торые. молодые рабочие на рушают трудовую ДВСЩИ 1 - лину, грубят, да и к де^^у, от. носяжед с де»цог 1 . _<(^^екрет мой прост: максйМ'5Й помо щи, внимания . и '— строк- гая требовате.чьность. За-. уровень, иолити);еских, и м # тодичеоких знйяийС р а б ^ ■чих-восйитателй. Н а-днях раком 1чПС®' провел ваучно-яракгическур конференцию: Шути и ме»; ■годы павышенм- эффектив» тостя комм>1шстическоф| воспнтаяия молодых рабой овете реиений X X I# Ответственны за рабочую смену съеада КПСС». шф- выработа, дальней этого тКак (И всяко ло,Й»!8ставнят н к т ' фо'рмаль К сожалении- Конфере$8. рекоменд!*; пему разВ 1 Гл' живое д@»- подход# , {ывает и таф: [оюдые рабсь чие делают сво: первые тр#.’ д а м е щаги под влияиие1Й .таких «воспитателей»,- кото»; рые порою Т0Л1 дурные постуПК 1 Быть наставн|п пазьтаОмых «грудшлх» под ростков. В юс воепитатге оп влогетл всю в о т , иастоЛтгвасть, темиераюит, весь свой жязиенявтн Йнят,*' Это был ботьщрн црн"вст* .венный 1 ЮДВПГ я д-ался еш нелегко. Но ре.эулътат оё ^-. равдал все ^ затраченные усилия Иван Йдадитэддав-ич •воспитал около ста пойросг ков,' которые вяяцчись », дружную рабочую семью.' И самое г.адвное — по опыт ту И. В. Ледяйкииа^ сего дня на Иоволипецкбй'' Ме таллургическом за-Боде бо- ^лее трехсот лучших ^проп:** ' водствейийкбв,- подлинны.ч мастеров рабочей педагогп- гда, взяли На себя ответст* вешметь за первые шаяг но-вич»ов‘, ' ««тивно адш - ют на И.Х судьбы. З а -пос леднее время получил приз- каете и опыт так называе мого бригадного настав!пг чества, когда' ш д оя®им— двумя яодростками берет шефство вся бригада. Вот пример. ■Колле'ктив монта-жникон, ко торый вочг’лавлйст Алек- спядр Вяспльевич Ратнов, Через «эи»в*рситетк» Р а т и н а нроядн сегодкяп!. н » асы моятажиого дела Седафгш Лед-йев, Василям ^ !^ ад ккв4 , Владимир Кор. ^ к ^ д я д р Пугийв, уяжрйя се'йчвр на дурсах^-брягадафЕф. * скоро, ‘тгзк и бывший ■«ю ядстав. йнк, - возглавит бр'игаду. Вероятно, во всем, что бу* дет связано е н-овой дая обяэанйостыо, оггыт Много хороших слов мо.Цно сказать и о брига', й-ире комплексной брягадьг, .«астужониом етройтаяе РСФСР Мпхд'иле Ивановп- вд Щщенко. В‘а 20 лет ра* ботю-на Веж^озной удар ной стройке|’ш 1 пЙск 0 Й=' Маг нитки М.и.'Лл Иванович даальяоетяА :1б|).>к лодыд рабс|1дх. ин-х сейпае д^Д ! . бригадирам4|{ дш о км ч аш я - ■ снедаальгаях учебных заведений стали йнжеперами. , 'йз' глядываю 8 общежития, пиогда проходится бывать и в сеяья.х, ио-свойскп го* ворю с родителями, Михаил Иванович . п;вет н школу рабочей йо- лодажи, где .у ч а а д ею подш-ефшле, интересуется ад . поведением, с о т о м и делом помогает им луад1е ■удаться. И, конечно, нет вы- ш®. блатад-арности для на* ставжка, чем видеть, что, например, ^ им сты й -паре, нек 'Николай 1 ^ ’г'тупЙ','Тго- торый пришел в бригаду после семи классов, теперь получил» специальность тсх- шша-страителя и работает ..сх^циим про.ра.бам. . В конце 1974 года Ш< ВЛКСМ з а большую рмя)- ту по воспитанию модог, д:еж.й наградил М. И. Ди- д-енко ^ ан ом «Паетаянни м одм еж г» . .. В яастоявме время- к-а -може» кдый. Длд этого мало обладать :,^||№ть радо 1 ^аться вмЦЦь ■ |Р м я , и ’«б )леть» в ^ |^ Р »е;-с'ними, уметь. быть тр!^ 'ййтеельньш п' тактичным* И искренним. А 'между тем' мы имеем, . тдалеры, когда кое-где прост %Ф*#еннли вывеску и зачи.(#: лТИлК механически в настая» . » » ! . всех ;^нструктороф; иро^водетвениото обученп»< н рябочих, имеющ.их учени? •код.' Вести восритатеяьнусб работу по приийпу: «Де«г. лай, как я '» — это еще не наставничество, г Поэтому, чтобы еще л \ч ^ ' н?е поставить дело настан|| . , иаставников, и для коофдтащцчй их ' деяТсТь- ности, распроетранемшя Пе редового опыта ооодаются с'бщесгввдшые совош, ко се рые помогают повы,ша 1 ;ь партии постоянно держит тюле' фения ра,^итие этогф» • д-ввнеения, оказывает прак? тичрекувд помофь партий?;.' яым, прафсоюзн^км и комсо | е ‘ •мв.тес-шм оргайизациям в улучшении все|| ^ воспита^ т€.ч*яои работы с моло?,»' д еж ы й ^ ^ 1 Ж | к Ю. ЧР'М11[1 зав. оте!н>м пронагаи, и агитации Левобережно! о райкома КПСС г. Липецка. Вячеелвву Проскурину недавно бы ло присвоено эввние лучшего токаря Лебедянского заводе строительно-, отделочных машин. В общем на -зе. вод я шел с легким ощущением то го, что главный герой известен. Но — Знаешь, — сказал во время бе седы в цехе Слава,—обо мне писать еще рано. Нет, это — не поза. Что бы работать, как Дубинин, мне еще нужно многому научиться. — А эаа«-ие? — Причем тут звание?... Утро. Слава лоэна 1 КОМ 1 №П меня с худощавым, среднего роста, очень подвижным мужчиной. Петр Ни«олае 1 ВИЧ Дубинин еж е дневно пе)ревЫ|Полняет норму в пол тора-два раза. Токарь имеет личное клеймо. Значит, о выпуске бракован ной лродукции говорить не прихо дится. В чем же секрет успеха? Я попробовал провести своеобраз ный хронометраж рабочего дня то каря, Вот короткие записи. Половина восьмого утра. Дубинин входит в проходную завода. Еще на кануне, вечером, он узнал, что сего дня он будет обрабатывать коленвалы для растворонасосов. Это значит, что сборщики станут чуть ли не рвать готовые детали прямо из-под рук «тепленькими». Тридцать пять во’сьмого. Цех. С попсотни рукопожатий, сто улыбок, один хмурый кивок («за резец еще ответишь»). Восемь утра. Из-под резца, брыз нули первые завитушки стружек. Про себя отметил, что приучил все-таки см'енщика оставлять станок и рабо чее место в идеальном состоянии. Но даром гооорят: пичнь!Й пример зара зителен. А вот и сборщики. — Давай сюда, Виктор! Забирай горяченькие. Как с учебой-то? Ну, молодец! Привет, Иванович! Говоря-, Главное званле у тебя и сьж в передовики в*!би- вйвтся? Поздравляю! Двенадцать часов. Почти полторы нормы есть. После обеда... (Стоп- СТО.П, Петр Николаевич, что-то очень гладко у ват получается). Рядом станок, например, полтора часа из- за поломки простоял, в другой со сед ваш тоже, как й вы, не перекури вал, но у него и Ж? процентов смен ного задания чет. и- Гладко?.. Из-за поломки полто ра часа простоял? А у меня серьеь- ньих поломок вообще- не бывает. Профилактика элементарная — вот и весь секрет. Вовремя маслом залил, да регулярно все узлы отладил. А по, мелочи?.. Стружку -не тянет — фрикцион или ремни подтянуть на до. Не бежать же за дежурным сле сарем. Он один на весь цех. Тем б о лев я любую неполадку по звуку чувствую. Что еще?.. Сосед тоже не переку- ривал? Тут сложнее... Петр Николаевич считает: едва ли не главное в его работе — это уме лая заточка резца. И хотя в цехе есть специальное заточное отделе ние, резцы, которыми он работает, Дубинин затачивает только сам. Взять, например, трехгранный. Обыч но им можно провести не более 30 операций. Но после доводки его Ду бининым резец уже служит в 3 раза дольше. Вот они, драгоценные сбере женные минуты,.. Но это еще не все. Иной токарь (тот же сосед), чтобы быстрее обработать деталь, и рад бы прибавить обороты -станку, но не может, резец не выдерживает. А Дубинин спокойно работает на обо ротах, е три раза правышаюшие обычные. Его резец и этв не чувст- То, о чем.^я сейчас говорю, не яв ляется секретюм даже для самого молодого трк^ря завода. Дубинин всегда рад поделиться опытом. В свободную .минуту около Петра Ни колаевиче можно видеть двух—трех станочн'ико.в. И многие пользуются теми же методами, что и Дубинин. Но вот, к сожалению, такой яростной любви к труду, поистине' свмозаб. евиной, (на протяжении' тридцати лет) преданности токарному станку у Петра Николаевича не ( займешь. Таким, как Дубинин надо. быть. Или воспитать себя таким. I Прощаясь с Дубининым, я встре тил Славу Проскурина. Из проход ной вышли вместе. — Убедился? улыбаясь, спросил — У Петра Ни*олаевич4 полцеха школу прошло. И какую школу! Тьг, кажется, у меня что-то о 'рго звани ях спрвшивап? Он у нас один из пер вых «а заводе стал ударником ком мунистического труда. По! постанов- ■ лению Министерства строительно- дорожного машиностроения и прези диума ЦК профсоюза рабочих ма шиностроения ему> присуякдено 'зйа-. ние «Победитель социалистического соревнования» ,с присвоением на грудного знака. Он — кавалер орде на «Знак Почета». А главное его звание — Рабочий. Поэтому мы и учимся у него. Он для нас самый до.- рогой и авторитетный учитель. Е. ЗЕЛЕНЕВ. г. Лебедянь, Сегодня — воспитанник, завтра - татель, наставник... Такая формула вмра- ' жает суть товарищеской взаимопомощи. У всех у них были учителя — у комео . ; молки Марии Шаталовой, маляра специа лизированной мехмолонны 1 № ; у молодо го сталевара лилецкого завода «Центре- лит» Владимира Еепого; у модельера Ли пецкого производственного объединения индивидуального пошива и ремонта одеж - ; ды Татьяны Базылевой (на снимках— свер- »у вниз). А сегодня они уже умелые, знаю- I щие специалисты, которые сами могут многому научить новичков. 120 — 130 про- • центов — таков ежесменный показатель ; работы Марии, вместе е подругами из своей бригады, которой, кстати, руководит ; опытнейшая 3 . С. Логунова, она сегодня I трудится на отделке жилого дома мепио. ? раторов. Один из лучших производствен. > ников цеха среднего питья В. Белый осво- ( ил две смежные профессии. С него берут ' пример многие его коллеги. Молодой коммунист, комсорг Т. Базылева отлично обслуживает заказчиков, работает внима тельно, творчески. Фото Л. Антошкина, Ю. Клюева, И. Воронова. О ЧЕНЬ хо'йяось бы.-' ■;Ч«5бы'?'‘все пйсталяйкп бра* ли .'Пример е Д»жово1&г — эти ,етро«кл поякыпСв, в - б .ч в « а ^ после 6е» седы % 5«^ |ком е завода. Пиша газета уже расска зывала о Л. В. Дыиовой. Было это го# назад, В те дай в третьем трактвр 1 ом це.тс ЛТЭ совет паспавпй- ков выступил инициатором замечательного начивапЙЯ-; орга-ни,зевать виутриэетод» ское еоциалисхическое со ревнование подростков. В ■статье ставился вопрос О:' распроетран-еаии вочина.- Что же произошло а Начать разговор мне все. таки хочется е первой слож ности, которая вознжла в цехе в июле Ерошдого года. Она возникла в связи с За меной опытного, инициатив- иого, обладающего органи заторскими сивсрбностямн человека—другим. Л ю д м и л а Васильев на Дымова работала ета,ршей табельщ-нпей. На ааводе петшли ^ее ерга- ншаторский халаит 'н с пер вого . июля прошлого года перевели инспектором отде. л я кадров --ЛТЗ до труде* устройству, явсовершеиво. летиюс- С переходом Дымовой иа . иов-ую должиое^ь," ' в цехе пришлось искатв -ей замену. Нашли довольнй .^ .быстро. Теперь совет настйвйююв стала возглавлять технолог, комсомолка Лида !Егорова.* Только с этого дня говорить о цеховой 1 те*даго^ 1 ||:,^.:;|^В- дется 'Л ^ й о лы ш ш ф ф т к , Опытны^ а^Лйдчи-к стал ча стым бостем^л-семье»,Вале рия. Раз!гые бы,!ш ]^гово -,. ры: я в войне Ивану .Агш-' иовнчу . -было что й и с ё т , - зать, и о пропзводетве, . и О' э^К?ШНИ..1 ■Сегодня Валерий вв^^в^. посещает школу, выполняет добросовестно,' с охотой смешше задааия. Все, к а . залось бы, обош.чось. Но ведь кризис можно было бы и предотвратить. Еще одна история по- следявх дней, к сож'аяешю, бблее печальная: Александр Пронин украл трансформа тор в цехе. Подчеркиваю; украл. Подчеркиваю: в не- хе. -Подчеркиваю: подро- О Саше Пронине Лю.дми- ла Эвеильевиа узяа»ла не сколько месяцев па,з«д. Он прогуливал, несколько раз |^Ф^*\ыйовой—н ■ ф л » т „ ^ т ь сра* зу, ведегет, но все же раз- реша-лись. Однако пора обз.- ясшиъ; ■ третий цех, - его проблемы, заботы уже т входят в 'прямйф обязанно сти Дюдцпыи»' _ Васильевны. Пов 1 Ч)ря! 0 . ХЛОПОТ У нее и таж 'преяостаточве. — Но как я могу-иначе? — спрашнвает Дьшоаа. ■— Ко М№» за советами- обра. щаются по старой .пад{яти и родители, и сами подростки. Словом, он для нее так и остался «свой третий». Но почему нее Тех, кто в нем продолжает трудиться, под ростки, мягко скажем, пе очень интересуют? В 'Цехе восемь участков'. Раньше от каждого-участка по одному шефу-воспита-те* .тго вчоди.ю в совет пя’став-- кровенпый ответ., И ком'мен. тарЬи, к ‘ Но '-будем справедливы. УчеНнвд поро !0 все же встречаются со своими вле- фа\ш. Особенно «запомина ющейся» была такая встре ча у Вистора Батракова, ученика из второго трак’Кор- пого цеха. Одиннадцатого февраля Виктор забрел с друзьями в школу рабочей таяодежи цомер два. Ш еяе его «визита» в книге про- исшествий р'айокиого отде. аеяия милиции появшгааь.'за- пись: «Задержан , за хули, ганские поступки». -•,,.По снастью, в это же - в[^мя, ■все в то же отделение ■ми- лиции 'бйл доставлен и. на ставник Виктора, его... отец Александр Алексеевич Б ат раков. Правда, беседа их бьиа недолгой, так - как «воспитателя» н срочном во- Шефы на... бланке п о д а в ^ эаявлет№ па чволь- непие, просил, наковек, пе р е в е с т и 'т е - * !фугоЙ цех. йад, когда--у^рве-' шмиться с Л’^ЬМИ, пригласили п о с ^ ’сме- ...... :|ерасный угол(|К"*§ тор- к«йвенной обетввавке, очень тепло кадровые рабо^ чяе ноэдравля-яи подроетшо» с днем ро'жлепия. Такие ве чера в цехе устраивались каждый месяц,, В тот день, гр 'пп е- ребят исполнилось восеикйянать лет,--а Вале! рию Рыбину — семпадпат-Ь: Так уж случилось, что мой второй приход вновь сов пал с днем рождения Вале рия. Только теперь ем.у ис- по.чнилось 18. Рыбина уже итт-а не поэд-равлял. В-нро- чйм, забыли .поздравить, не только.Рыбина,, иа и др-уг-их; К копну смены в иех за- шля Людмила Васильевна №... расстроилась. Не раз- ведь напоминала; вывесите в цехе поздравлешге. Купй- Те подарки. Истины- рад» надо сказать, что подарки -вручали с €м®здаи»ем, ио вручили. А если бы Дыма.*- ва ие хлопотала, не ходила так часто в иех? О ребя тах никто и не вспомнил бы. За два года работы Люд. милы Васильевны в совете паст-авпиков «ЧИ» среди подростков было редкостью. Чтобы перечислить все слу чаи, хватит пальцев одной: руки. А вот в последине месяцы... Рыбин перестал ходить па занятия в тко,лу рабочей мш ’одежв, в^'одии- вадцатый класс. С безраз личием стал относиться к работе. Тепе.рь его няэывя"- ют, иереч-исляя самых иера- диаых, самых разболганиых. Поссорился с отцом, грубит старшим в цехе. 'В эти трудные для. парня дни на помощь к нему пришел наставник Иван Акимович ПаийЧ 1 аш, Перёд .этим„.они не раз:.говорили 6 Валерии с Ды.мовой. Па- ничкин вспрмнил ее советы. опросить 11)бЛ1в:. Мастеру Васижв;^, Михайлори-а-у За . , А)скому, вадровы® рабо-/ Виктору ’ Варждьевичу Й 1 ч» 1 пгакову, Раисе 'Алексе евне Проскурин|А шу'стрый, че!>по®0лвсы1 Варенек нра- — Л 10 боз«а-тел.ьда. 1 й, » я г - кйй, — говорили они о нем в один голос. — Только много еще ветра в голове и н-а работу, порто смотрит, как на раэв,течсцие. Может уснуть возле станка. Может целый день не работать. Но... Пока сообща искали ключи к душе парня,-ои ус- пел из -ра-эр»яа увеи'иквв пе рейти в ра.зряд воров. — Опавшиостъ, — согла-- шаетс'5}. Саша, — Паверил- одпому приятелю. ©!1 .меня уговорил.. Ему--Т 0 легче. Он, нигде не работ-ает. А ,иеия ■и накрыли., Состоялся суя. Товаритс- сквй-. Пронина взяли-‘№3 по руки. Однако Люд-мила Ва сильевна считает, что точку ставить райе. Вновь и вновь беседовала с Загор ским, рвчннииковьм, Про скуриной. Удалось выяснить причину срыва. Не 1 !равил- ся парню восьмой участок. :Н» з 81 срепил» его за «двим ствюдам, а го-цяли. чуть л« пе каж.дую смену от -ожного рабочего места к другому. Поэтому » рвался Пронин хоть 1 смда—лишь б« н» цеха вой. Сейчас его перевели 'На четвертиД- ^ч9Сток. Закрепи- Л-Ц за токарным станком. - - Кем хочешь быть, Са- — Лекарем-. — А :>ииьте разве ты- не на токаря учился? — Работа была !Ге -инте ресной. Он симпатичный, подвиж ный паренек, ,Крм он .ставет*. каким его вырастят в кол лективе? «ишв. С уходом Дымовой совет распался. Лида Егоро- ■вя I » ;смогла возродить его. То .:.Щ: Ио молодоетн, то л-и ;,вото)йулчто депутатские-де ла ,ота»магат..мирго,врем:енв. ;Иол-ртлоеь,' 'что Хороший .человек, добросовестный, а в .;-®еховой педагогике себя не нашел. Да и со стороны •ковомоль-ской оргавизаци-и помощи не получила- Сейчас, правда- дела пы таются поправить. Недавно партбюро цеха приняло, ре-, шение; , совет иастаашшов поручили возглавлять дея тельному мастеру Николаю Михайловичу Зачшгяеву. На •его ■участке'' труяйтеЯ"- одна из лучших комеомо.цьс'ко- м олодржныхбригад завода Николая Фарвнова. По ито-- гам- прошлых лет Зачивш* ву , присвоено звание,.«Луч ший мастер • воспитатсль». Но совет еще ие создай. Кто •вой,дет в. него, пока - не из вестно. С.доао,м, все паннна- ется с пуля, словно и не было, ,8. цехе добрых т-радй. ний. По беспокоят нс толь- «С П.АСАТБ» я. «вы. третий цех. Слу чилось самое худшее; на* ставнгтество !га заводе существует формально. И усилиями Людмилы Ва сильевны Дымовой' и не скольких пе единомышлен ников всс-.бреши ПС перскро- В одном из некое завода мне вручклц «Догежор о п а . ставничестве».' Аккуратную белую ктш ечк у . Показы, ■вая разгра,фле|шые странич- «в (одна — для паетавника, другая — для его пошвеф- його)— пояснили: заполняя их, воспитатель и ученик «могут встретиться и уви деть друг друга, в лицо. — А что, есть ученики, которые ие знают в лицо своего шефа - воспи'гателя? — Конечно. Рд.ньше, ког да ие заполня.зи бланки, так и не диалн, кто чей ученик, кто чей наставник. Ну и ну! Предельно от- А вот «послужной спи. со!:^ Сергея Заховаепа. Р о дился р Г958 году. В сен тябре' "1Й73 года рабойгал три дня в ДОЦ , в РСЦ. ■— 7 дней, в октябре уво.лер 1 . с завода за прогулы. В янва ре вынетнего года устроил ся ва работу во втофой тракторный . .цех. П р о р г ^ - тал две недели. И уже це лый месяц прогуливает.' ':Ие живет дома. Почему я заго ворил '6 Захопаеве? Да -по. тох!у., что он-и - ему подоб ные отнимают уйму вреияе- нн 'у паралыш'ка отдела кадров Павла Ивановича Макаревского, V той. :жс Дымовой. Им приходится выслушивать ' уйму ’ несп'ра- ведлйвых упреков о.т роди телей, подобных А, Ба'гра- кову, или и . Заховаевой, разыскивать забл.удшнх не дорослей, пытаться перевос питать их, поставить, на путь истинный. Проблеме ■подростка уделяется, много В11!шапня, " по разве одни работники отдела кадров способны разрешить .ее по- лояштельпо?... Семинары, вечеоэ .вст.реод, лекции, кинофильмы не смогут заменить разговор по душам между учеником стявннков. И добрая поло* виаа из них не зячег в ля- ио своих восп'лтаннннов. „..Таких, как Дымов.*, у, нас не единицы. Их волпс- Ш1Я, эптузяазм, раэлумьа, дела — свидетельство Я у хоВпой цельности, богатст ва нашего человека. Они есть в каждом цехе. Их на до только поискать кропот ливо, серьезно и поручить им то цело, которое смогут выполнить ТОЛ 1 .-КО ш’и. Они заслужили на это полное право. В. ШЛМЕТЬКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz