Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
Ц ЫГАНСКАЯ п«евя... Лю-- вит в ней «оди широту и V' ПрИВОЛкНОСТЬ, _ ^ 3 - удв|ржный темперамент и тде- мящую грусть, веселье и взрыв страстей. Пользуясь П|ребыванием в эти дни на гастролях в Ли- 'пецке известного исполнителя цыганских песен, лауреата МеЖД|уНарОД1НЫХ кониурсов Валентина Баглаенко, мь! реши- , ли побеседовать е певцом ' р ‘ его работе в этом овреобраз- ном ответвлении эстрадно-пв' сенного жанра.' — Расскажите, пожалуйста, как началась ваша творческая биография! — Петь —моя мечта с самого детства. Когда наша семья переехала из Крыма в Харь ков, я поступил в ремесленное училище, а позже, уже рабо тая на «Метвллиств», выступая в заводской художественной самодеятельности. Меня при няли в Харьковскую консервам торию. Работал я и в цирковой труппе как наездник и певец, и в Москонцерте, где мы пели вместе с известной многим любителям песни, исполнитель ницей Надеж!Дой Тишинино- вой. А потом — театр «Ромзн». Это было в 1967 году. Моим дебютом стала роль Лоцо-Ми- ти в спектакле «Я — 'цыганка». Эта роль давала не тодько богатый драматический мате риал, но и певческий. Случи лось так, что премьера со стоялась прямо на гастролях нашего театра в Ленинграде. Прошла она очень успешно. И ■вот—Ленинградский мюзик- холл. Осенью 1969 года вместе с его коллективом я гастроли-- ровал во Франции, ГДР ' и Польше, выступал на концерт ных эстрадах Парижа, Магде бурга, Варшавы. — А ваше участие в между народных конкурсах! — Это было трижды; в Кан не (1970 г.), Сопоте (1971 г.) и Амстердаме (1972 г.). И ере три раза участвовал в конкурсе грамзаписей. В польском го роде Сопоте я стал лауреатом и совершенно неожиданно для себя получил премию джазо вой федерации Польши. В Канна был тоже очень пред ставительный- песенный форум; Здесь я исполнял два произ ведения; «О, песня русская, родная» .Геннадия' Подельско- го и цыганскую песню «Паша Муро». Участвовали в конкур се много и популярных, и не известных' певцов. Был, кста ти, и нашумевший ансаэлбль «Битлз». Но за громкими име нами солистов и самыми пре тенциозными названиями ан самблей, к сожалению, . до вольно редко можно было услышась по-настоящему со держательную мелодичную песню. После выступления меня пригласили принять уча стие в фильмах-концертах- французское и итальянское телевидения; а также дирек тор известной фирмы ' записи ' «Шэн Дюмон» месье Жан. Цы ган — представитель стра ны на международном эстрад ном конкурсе — для многих' там, за рубежом, это ' бььпо удивительным.,' Действительно, такое возможно-лишь в нашей стране и в н'аше время. —- Вы, наверное, заметили, что в последние годы в.эстрад- ную песню все чаще стали про никать элементы цыганских на певов. Как вы, исполнитель цы ганских песен, относитесь к это му явлению в эстраде! — Я думаю, оно в какой-то степени понятно. Вспомним, к примеру, как любили цыган скую песню Пушкин, Толстой, Горький, как пре,к;рэс«о пи сали Они о ней. Изучал ее и вангерркий композитор Фе ренц Лист. Но одно дело — тактичное использование ритмов и мело дий цыганской песни там, где это оправдано содержанием, другое — открытая стилизация «под», когда автор , просто хочет во что -бы то ни стало сыграть на слушателя, «ввер нуть» «ць^ганщину» (только так это можно назвать). Тогда вме сто песни получается пародия. Цыганская песня, как и любая другая, в слове, манере, экс прессии — непО'Ддельна. Да, она своеобрам 1 в! Но -совер шенно непонятно стремление некоторых композиторов и ис-, полнителей окутать ее какой- то экзотикой. Мне самому пришлась немало поработать над тем, чтобы убрать густую «накипь» банальности с «Цы ганской венгерки», с е е музы ки и текста, написанного Апол- ло<но'м Григорьевым. Ведь «Цыганская венгерка» — это лирический памятник много летней, безнадежной любви поэта к прелестной девушка с черными, «цыганскими» воло сами и большими голубыми глазами. Современники (пес ня создана в 1856 году) назьь вали'кЦыганомую венгерку» са- •моцветным камнем русской ли рики. Такой она й должна жить сегодня. — Что вы можете сказать в , этой связи об исполняемой ва ми очень полупяриой песне «Разноцветные кибитки»! — Считаю ее большой уда чей польских авторов. Здесь выдержаны те тонкие нюансы стилизации, о которых мы только чТо говорили, и в то. же врамя кв : потеряно ощуще- ..ние духа цьканской песни. Ра достно, что ее достоинства бьь ли оценены многочисленными любителями песни. — А вам самому никогда не хотелось написать песню! — Знаю, что многие певцы пробуют силы, как компози торы, но сам никогда этим не занимался. Думаю, чтобы на писать хорошую песню, надо пережить какое-то очень ' не ординорноэ для тебя в жизни событие. Нет, всерьез я пока этим делом не- занимался. —■Сейчас не только на эст раде, но н в искусстве театра и кинематографа все бопее и более утверждается срадни- тельно новое ло-иятие — «та- _лаитливая аудитория». — Мне кажется, в первую очередь твлантпи 1 вым должен быть певец. Тогда у него всег да будет талантливый слуша тель. Понятно, что, говоря о талэн-тливости- исполнителя, я имею в виду не только его вокальные данные, но и нечто больщев — глубину мьюли, способность убеждать, челове ческий талант, -если хотите.., И если порой мы встречаемся с проявлениями «бесталанности» слушателя на концертах пес ки, то это лишь результат «бес таланности» какого-то певца. — Что увлекает вас, кроме пения, музыки! — Глубоко и по настоящему — природа. Но я бы не стал говорить в данном случае «кроме песни». Потому - что для меня общение с природой — это тоже этап работы над произведением. М>не кажется, оно немало способствует прав дивости, искренности исполни теля не сцене. А ведь к это му и должен стремиться каж дый артист. ....................... Вел интервью А. ЧЕРНЫШОВ. На снимке: поет Валентин ■Баглаенко. к н и т д л я ТЕ1Я Если ты активист... Чувство долга, ответственность. Эти гражданские черты советских лю дей обладают огромной нравствен ной, а в конечном итоге — и матери альной силой. У каждого человека есть свои личные жизненные цели, свои личные творческие планы, но сознание общественного долга, лич ной ответственности для коммуниста, комсомольца превыше всего. Автор книги «Дисциплина, ответ ственность, долг» В. Прокофьев рас крывает в своей работе нравственный и политический характер этих поня тий применительно к практике комсо мольской работы. Л. Умаиский и А. Лутошкин напи сали книгу «Психология работы комс орга», в которой попытались исследо вать психологические аспекты взаи моотношений в комсомольском кол лективе; дать необходимый -минимум знаний по психологии общественной работы, организаторской деятельно сти выборного актива. Читатель по знакомится с социально-психологиче скими особенностями подростковых и юношеских групп, условиями ус пешного управления этими группами. Основная дадача сборника «Сель скому комсоргу» — рассказать о главных направлениях, о новых инте ресных формах комсомольской рабо ты среди сельской молодежи. Наряду с вопросами идеологического и трудо вого воспитания большое место в книге занимают проблемы професси ональной учебы сельской молодежи, организации ее отдыха, создания лю бительских объединений по интере сам. Книга содержит справочный ма териал, необходимый комсомольско му активисту на селе. Партийные и комсомольские работ ники, журналисты, ученые на страни цах сборника «Школа комсомольско го активиста» делятся раздумьями об опыте, стиле, методах работы комсо мольских организаций по коммуни- стйческому воспитанию молодежи, по претворению в жизнь программы, намеченной XXIV съездом КПСС, постановлений партии и правительст ва. Эти книги, выпущенные издательст вом «Молодая гвардия», можно при обрести в магазинах, распространяю щих политическую литературу. А. КЛИМОВ. ГТО — ПЕРВЫЙ ЭТАП На ЛЫЖНЮ вышли все Совхоз «Агроном» Лебедянского района недаром славится хорошей физкультурной работой. Почти каж дое воскресенье проходят здесь раз личные состязания, А недавно рабо чие совхоза участвовали в сдаче норм ГТО на призы газеты «Ком сомольская правда». А потом на Ъбщесовхоэном комсо мольском собрании всем призерам были вручены Почетные грамоты и подарки. ■ А. ТАМБОВСКАЯ. — Не ходите в кино1 Не надо! — ска зал мне сердито знакомый.. — Если; ко нечно, дорожите хорошим настроением. -Включите лучше телевизор и смотрите «Кубанских казаков». Восемь раз смот рели? Ну, и что? Смотрите в девятый. Или на вторую программу переключи тесь -— там передача «Здоровье» идет. Ну, и что ж, что здоровье хо!рошее. Все равно — смотрите. Полезно. А в кино театре вы, между, прочим, и здоровье потерять можете. Вот я пошел однажды в «Октябрь». Новый фидьм, видите ли, заинтересовал. Ну, и . поинтересовался. Потом два дня вздрагивал и валидол сосал. Там, в кинотеатре . этом,- стулья есть особен«ь!е. . Стреляющие. ' Так-то они, вроде бы, ничего, красньре такие, »етвтичкь 1 в. Вот только стреляют, потому что — без обивки. Как кто садится — ТЭК на весь зал — трах-тах-тах! Перед сеансом грохот, точно на поле боя. Да ладно бы — перед сеансом! Дело-то в том, что работники кинотеатра давным-- давно забыли правило; после третьего звон'ка вход воспрещен. Пускают и пос ле третьего. Табунами. И во время по каза киножурнала, и когда уже фильм демо'нстрируется, «пальба» не смолкает. ...Знакомый мой, правда, не остановил ся на первой попытке. В «Октябре» — «стреляющие» стулья, пойду-ка, говорит. т ш у сття тш тт » в «Зарю». В малый зал. Пошел. Сидит, смотрит фильм. А слышит... Нет, не раз говор героев, а последние известия из жизни контролеров кинотеатра и буфет чицы. Ведь малый зал — и не зал, в общем-то, а просто часть ' фойе. И от- горо-жен он от другой его -части заиа- весом. Собираются, к примеру, зрители на очередной сеанс в большом зале — в малом топот слышен, голоса. Посуду в буфете моют — тоже слышно. Можно, конечно, во избежание всего этого, взять билеты в большой зал. Но в большом—своя беда. И на сей раз тоже со стульями. Но эти стулья не «стреляют». Зато — цепляют. Обиаку-то на многих содрали. Гвоздики, шурупчики остались. О том, что в центральном те атре города вообще не должны стоять старые, обшарпанные кресла — ведь это^ же учреждение культуры! — уж и речи вести не приходится. Впрочем, не будем преувеличивать. Есть в Липецке хорошие кинотеатры, где дорожат репутацией учреждения куль туры. Заботы о плане не заслоняют за боту о зрителе, не отодвигают на вто рой план заботы о его удобствах, о его добром настроении. Например ^— «Кос мос». И следствием этого становится не только устранение всех этих «мелочей», которые, однако, могут так легко испор тить человеку вечер, но и сугубое вни мание уже непосредственно к пробле мам воспитания зрителя, идеологиче ской, эстетической работе. Не случайно при «Космосе» создан клуб друзей ки но, деятельность которого, конечно же, не лишена недостатков, ибо дело это для Липецка новое, сложное, трудоемкое. И все же отрадно уже само стремление кинотеатра не ограничиваться пассив ным прокатом фильмов, а вЛиять на зри- Я на хочу сказать, будто в «Заре», «Октябре» или еще где-то нет подобных попыток. Однако черюсчур уж часто мы сталкиваемся с несколько своеоб разным пониманием задач культурного обслуживания. Так, руководство «Зари», в частности, может по два, по три раза - с небольшими промежутками «прокру тить» какой-нибудь «кассовый», но весь ма невысоких достоинств «боевик» типа «Анжелики» или «Есении». Да при этом еще сообщить на афише, что делают это, двскагк, по заявкам зрителей. И в то же время лишают липчан воз можности увидеть по-настоящему яркий, хотя и «трудный» фильм, «пустив» его в будние дни на «неудобных» сеансах. Я начал со «стреляющих» стульев, а закончил — весьма сложнькми вопроса ми проката. Думаю, все это взаимосвя зано. И «стреляющие» стулья, и неуме ренное увлечение «Есенией» — резуль тат пренебрежительного отношения к миссии кинотеатра как «очага культуры». ...Я хочу напомнить некоторым товари щам из прокэтных 0 !рганизаций сло ва Л. И. Брежнева на XXIV съезде пар тии:. «Это не просто отрасли, призванные выполнять план, а службы, непосредст венно имеющие депо е людьми, со всем разнообразием их вкусов, с человече ским настроением. Сводить их работу только к процентам вьшолнения плана и прибыли, видимо, нельзя». Леонид Иль ич имел, в виду отрасли сферы услуг... Несомненно, к сфере культурного об служивания мысль эта имеет самое пря мое отношение! И. НЕВЕРОВ. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммуназьняя пл., 44, рел газеты «.Л.-нинец» Телефоны: редактора — 2-.Т.Т-.53, 01 веи-твея«ого секретаря и отдела иллюстрации — 2-28-59, идеологического отдела — 2 - 3 4 - отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-36-43, учащейся молодежи — 2-.38-50, писем и спорта — 2-,34-4й. АЭ 54287 Типография ■издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная площадь, 44. Зак. № 1455.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz