Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ц ЫГАНСКАЯ п«евя... Лю-- вит в ней «оди широту и V' ПрИВОЛкНОСТЬ, _ ^ 3 - удв|ржный темперамент и тде- мящую грусть, веселье и взрыв страстей. Пользуясь П|ребыванием в эти дни на гастролях в Ли- 'пецке известного исполнителя цыганских песен, лауреата МеЖД|уНарОД1НЫХ кониурсов Валентина Баглаенко, мь! реши- , ли побеседовать е певцом ' р ‘ его работе в этом овреобраз- ном ответвлении эстрадно-пв' сенного жанра.' — Расскажите, пожалуйста, как началась ваша творческая биография! — Петь —моя мечта с самого детства. Когда наша семья переехала из Крыма в Харь­ ков, я поступил в ремесленное училище, а позже, уже рабо­ тая на «Метвллиств», выступая в заводской художественной самодеятельности. Меня при­ няли в Харьковскую консервам торию. Работал я и в цирковой труппе как наездник и певец, и в Москонцерте, где мы пели вместе с известной многим любителям песни, исполнитель­ ницей Надеж!Дой Тишинино- вой. А потом — театр «Ромзн». Это было в 1967 году. Моим дебютом стала роль Лоцо-Ми- ти в спектакле «Я — 'цыганка». Эта роль давала не тодько богатый драматический мате­ риал, но и певческий. Случи­ лось так, что премьера со­ стоялась прямо на гастролях нашего театра в Ленинграде. Прошла она очень успешно. И ■вот—Ленинградский мюзик- холл. Осенью 1969 года вместе с его коллективом я гастроли-- ровал во Франции, ГДР ' и Польше, выступал на концерт­ ных эстрадах Парижа, Магде­ бурга, Варшавы. — А ваше участие в между­ народных конкурсах! — Это было трижды; в Кан­ не (1970 г.), Сопоте (1971 г.) и Амстердаме (1972 г.). И ере три раза участвовал в конкурсе грамзаписей. В польском го­ роде Сопоте я стал лауреатом и совершенно неожиданно для себя получил премию джазо­ вой федерации Польши. В Канна был тоже очень пред­ ставительный- песенный форум; Здесь я исполнял два произ­ ведения; «О, песня русская, родная» .Геннадия' Подельско- го и цыганскую песню «Паша Муро». Участвовали в конкур­ се много и популярных, и не­ известных' певцов. Был, кста­ ти, и нашумевший ансаэлбль «Битлз». Но за громкими име­ нами солистов и самыми пре­ тенциозными названиями ан­ самблей, к сожалению, . до­ вольно редко можно было услышась по-настоящему со­ держательную мелодичную песню. После выступления меня пригласили принять уча­ стие в фильмах-концертах- французское и итальянское телевидения; а также дирек­ тор известной фирмы ' записи ' «Шэн Дюмон» месье Жан. Цы­ ган — представитель стра­ ны на международном эстрад­ ном конкурсе — для многих' там, за рубежом, это ' бььпо удивительным.,' Действительно, такое возможно-лишь в нашей стране и в н'аше время. —- Вы, наверное, заметили, что в последние годы в.эстрад- ную песню все чаще стали про­ никать элементы цыганских на­ певов. Как вы, исполнитель цы­ ганских песен, относитесь к это­ му явлению в эстраде! — Я думаю, оно в какой-то степени понятно. Вспомним, к примеру, как любили цыган­ скую песню Пушкин, Толстой, Горький, как пре,к;рэс«о пи­ сали Они о ней. Изучал ее и вангерркий композитор Фе­ ренц Лист. Но одно дело — тактичное использование ритмов и мело­ дий цыганской песни там, где это оправдано содержанием, другое — открытая стилизация «под», когда автор , просто хочет во что -бы то ни стало сыграть на слушателя, «ввер­ нуть» «ць^ганщину» (только так это можно назвать). Тогда вме­ сто песни получается пародия. Цыганская песня, как и любая другая, в слове, манере, экс­ прессии — непО'Ддельна. Да, она своеобрам 1 в! Но -совер­ шенно непонятно стремление некоторых композиторов и ис-, полнителей окутать ее какой- то экзотикой. Мне самому пришлась немало поработать над тем, чтобы убрать густую «накипь» банальности с «Цы­ ганской венгерки», с е е музы­ ки и текста, написанного Апол- ло<но'м Григорьевым. Ведь «Цыганская венгерка» — это лирический памятник много­ летней, безнадежной любви поэта к прелестной девушка с черными, «цыганскими» воло­ сами и большими голубыми глазами. Современники (пес­ ня создана в 1856 году) назьь вали'кЦыганомую венгерку» са- •моцветным камнем русской ли­ рики. Такой она й должна жить сегодня. — Что вы можете сказать в , этой связи об исполняемой ва­ ми очень полупяриой песне «Разноцветные кибитки»! — Считаю ее большой уда­ чей польских авторов. Здесь выдержаны те тонкие нюансы стилизации, о которых мы только чТо говорили, и в то. же врамя кв : потеряно ощуще- ..ние духа цьканской песни. Ра­ достно, что ее достоинства бьь ли оценены многочисленными любителями песни. — А вам самому никогда не хотелось написать песню! — Знаю, что многие певцы пробуют силы, как компози­ торы, но сам никогда этим не занимался. Думаю, чтобы на­ писать хорошую песню, надо пережить какое-то очень ' не ординорноэ для тебя в жизни событие. Нет, всерьез я пока этим делом не- занимался. —■Сейчас не только на эст­ раде, но н в искусстве театра и кинематографа все бопее и более утверждается срадни- тельно новое ло-иятие — «та- _лаитливая аудитория». — Мне кажется, в первую очередь твлантпи 1 вым должен быть певец. Тогда у него всег­ да будет талантливый слуша­ тель. Понятно, что, говоря о талэн-тливости- исполнителя, я имею в виду не только его вокальные данные, но и нечто больщев — глубину мьюли, способность убеждать, челове­ ческий талант, -если хотите.., И если порой мы встречаемся с проявлениями «бесталанности» слушателя на концертах пес­ ки, то это лишь результат «бес­ таланности» какого-то певца. — Что увлекает вас, кроме пения, музыки! — Глубоко и по настоящему — природа. Но я бы не стал говорить в данном случае «кроме песни». Потому - что для меня общение с природой — это тоже этап работы над произведением. М>не кажется, оно немало способствует прав­ дивости, искренности исполни­ теля не сцене. А ведь к это­ му и должен стремиться каж­ дый артист. ....................... Вел интервью А. ЧЕРНЫШОВ. На снимке: поет Валентин ■Баглаенко. к н и т д л я ТЕ1Я Если ты активист... Чувство долга, ответственность. Эти гражданские черты советских лю­ дей обладают огромной нравствен­ ной, а в конечном итоге — и матери­ альной силой. У каждого человека есть свои личные жизненные цели, свои личные творческие планы, но сознание общественного долга, лич­ ной ответственности для коммуниста, комсомольца превыше всего. Автор книги «Дисциплина, ответ­ ственность, долг» В. Прокофьев рас­ крывает в своей работе нравственный и политический характер этих поня­ тий применительно к практике комсо­ мольской работы. Л. Умаиский и А. Лутошкин напи­ сали книгу «Психология работы комс­ орга», в которой попытались исследо­ вать психологические аспекты взаи­ моотношений в комсомольском кол­ лективе; дать необходимый -минимум знаний по психологии общественной работы, организаторской деятельно­ сти выборного актива. Читатель по­ знакомится с социально-психологиче­ скими особенностями подростковых и юношеских групп, условиями ус­ пешного управления этими группами. Основная дадача сборника «Сель­ скому комсоргу» — рассказать о главных направлениях, о новых инте­ ресных формах комсомольской рабо­ ты среди сельской молодежи. Наряду с вопросами идеологического и трудо­ вого воспитания большое место в книге занимают проблемы професси­ ональной учебы сельской молодежи, организации ее отдыха, создания лю­ бительских объединений по интере­ сам. Книга содержит справочный ма­ териал, необходимый комсомольско­ му активисту на селе. Партийные и комсомольские работ­ ники, журналисты, ученые на страни­ цах сборника «Школа комсомольско­ го активиста» делятся раздумьями об опыте, стиле, методах работы комсо­ мольских организаций по коммуни- стйческому воспитанию молодежи, по претворению в жизнь программы, намеченной XXIV съездом КПСС, постановлений партии и правительст­ ва. Эти книги, выпущенные издательст­ вом «Молодая гвардия», можно при­ обрести в магазинах, распространяю­ щих политическую литературу. А. КЛИМОВ. ГТО — ПЕРВЫЙ ЭТАП На ЛЫЖНЮ вышли все Совхоз «Агроном» Лебедянского района недаром славится хорошей физкультурной работой. Почти каж­ дое воскресенье проходят здесь раз­ личные состязания, А недавно рабо­ чие совхоза участвовали в сдаче норм ГТО на призы газеты «Ком­ сомольская правда». А потом на Ъбщесовхоэном комсо­ мольском собрании всем призерам были вручены Почетные грамоты и подарки. ■ А. ТАМБОВСКАЯ. — Не ходите в кино1 Не надо! — ска­ зал мне сердито знакомый.. — Если; ко­ нечно, дорожите хорошим настроением. -Включите лучше телевизор и смотрите «Кубанских казаков». Восемь раз смот­ рели? Ну, и что? Смотрите в девятый. Или на вторую программу переключи­ тесь -— там передача «Здоровье» идет. Ну, и что ж, что здоровье хо!рошее. Все равно — смотрите. Полезно. А в кино­ театре вы, между, прочим, и здоровье потерять можете. Вот я пошел однажды в «Октябрь». Новый фидьм, видите ли, заинтересовал. Ну, и . поинтересовался. Потом два дня вздрагивал и валидол сосал. Там, в кинотеатре . этом,- стулья есть особен«ь!е. . Стреляющие. ' Так-то они, вроде бы, ничего, красньре такие, »етвтичкь 1 в. Вот только стреляют, потому что — без обивки. Как кто садится — ТЭК на весь зал — трах-тах-тах! Перед сеансом грохот, точно на поле боя. Да ладно бы — перед сеансом! Дело-то в том, что работники кинотеатра давным-- давно забыли правило; после третьего звон'ка вход воспрещен. Пускают и пос­ ле третьего. Табунами. И во время по­ каза киножурнала, и когда уже фильм демо'нстрируется, «пальба» не смолкает. ...Знакомый мой, правда, не остановил­ ся на первой попытке. В «Октябре» — «стреляющие» стулья, пойду-ка, говорит. т ш у сття тш тт » в «Зарю». В малый зал. Пошел. Сидит, смотрит фильм. А слышит... Нет, не раз­ говор героев, а последние известия из жизни контролеров кинотеатра и буфет­ чицы. Ведь малый зал — и не зал, в общем-то, а просто часть ' фойе. И от- горо-жен он от другой его -части заиа- весом. Собираются, к примеру, зрители на очередной сеанс в большом зале — в малом топот слышен, голоса. Посуду в буфете моют — тоже слышно. Можно, конечно, во избежание всего этого, взять билеты в большой зал. Но в большом—своя беда. И на сей раз тоже со стульями. Но эти стулья не «стреляют». Зато — цепляют. Обиаку-то на многих содрали. Гвоздики, шурупчики остались. О том, что в центральном те­ атре города вообще не должны стоять старые, обшарпанные кресла — ведь это^ же учреждение культуры! — уж и речи вести не приходится. Впрочем, не будем преувеличивать. Есть в Липецке хорошие кинотеатры, где дорожат репутацией учреждения куль­ туры. Заботы о плане не заслоняют за­ боту о зрителе, не отодвигают на вто­ рой план заботы о его удобствах, о его добром настроении. Например ^— «Кос­ мос». И следствием этого становится не только устранение всех этих «мелочей», которые, однако, могут так легко испор­ тить человеку вечер, но и сугубое вни­ мание уже непосредственно к пробле­ мам воспитания зрителя, идеологиче­ ской, эстетической работе. Не случайно при «Космосе» создан клуб друзей ки­ но, деятельность которого, конечно же, не лишена недостатков, ибо дело это для Липецка новое, сложное, трудоемкое. И все же отрадно уже само стремление кинотеатра не ограничиваться пассив­ ным прокатом фильмов, а вЛиять на зри- Я на хочу сказать, будто в «Заре», «Октябре» или еще где-то нет подобных попыток. Однако черюсчур уж часто мы сталкиваемся с несколько своеоб­ разным пониманием задач культурного обслуживания. Так, руководство «Зари», в частности, может по два, по три раза - с небольшими промежутками «прокру­ тить» какой-нибудь «кассовый», но весь­ ма невысоких достоинств «боевик» типа «Анжелики» или «Есении». Да при этом еще сообщить на афише, что делают это, двскагк, по заявкам зрителей. И в то же время лишают липчан воз­ можности увидеть по-настоящему яркий, хотя и «трудный» фильм, «пустив» его в будние дни на «неудобных» сеансах. Я начал со «стреляющих» стульев, а закончил — весьма сложнькми вопроса­ ми проката. Думаю, все это взаимосвя­ зано. И «стреляющие» стулья, и неуме­ ренное увлечение «Есенией» — резуль­ тат пренебрежительного отношения к миссии кинотеатра как «очага культуры». ...Я хочу напомнить некоторым товари­ щам из прокэтных 0 !рганизаций сло­ ва Л. И. Брежнева на XXIV съезде пар­ тии:. «Это не просто отрасли, призванные выполнять план, а службы, непосредст­ венно имеющие депо е людьми, со всем разнообразием их вкусов, с человече­ ским настроением. Сводить их работу только к процентам вьшолнения плана и прибыли, видимо, нельзя». Леонид Иль­ ич имел, в виду отрасли сферы услуг... Несомненно, к сфере культурного об­ служивания мысль эта имеет самое пря­ мое отношение! И. НЕВЕРОВ. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммуназьняя пл., 44, рел газеты «.Л.-нинец» Телефоны: редактора — 2-.Т.Т-.53, 01 веи-твея«ого секретаря и отдела иллюстрации — 2-28-59, идеологического отдела — 2 - 3 4 - отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-36-43, учащейся молодежи — 2-.38-50, писем и спорта — 2-,34-4й. АЭ 54287 Типография ■издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная площадь, 44. Зак. № 1455.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz