Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
с ВЕРОЙ В ДОБРО к 70 -ЛЕТМЮ ЮЛЙ 51 ЯКОВЛЕВНЫ ШИФРИНОЙ Труднр определить чае рож дения хугдржника. Во всяком случае, он |мждаетея задолго д о того; как появится его пер вое произведение. Писатели ло-раэному входят в литературу, И каждый гово рит о самом дорогом и глав ном в его жизни по-сВоемуГ со~ свОим мироощущением и поэтическим его выражением. Юлия Шифрина родилась и росла 3 том нерадостном краю, где нечему было за печатлеться в восприимчивой детской душе — одни бараки, халупы, голый пустырь, се рые и низкие заводские кор пуса, унылые лица рабочих. Одни только милые братья и сестры, десять ребятишек, мз которых сна была младшень кой, большие и добрые руки отца, грустный взгляд матери — навсегда оставили в сердце свой след. Это та мета, с ко торой рождается каждый пи сатель. „ Детские впечатпения, свя- зшные с трудной жизнью большой семьи, ощущение не счастья, бедность в дореволю ционные годы -т- все это от ложилось в сознании тягост ным грузом,, вызвав неодрли- мую потребность в самовыра- ,жёнии._' ■ ■ Но пройдет много пет, бу дет детдом имени Семашко, учеба на рабфаке и в Инсти туте народного хозяйства, бу дет напряженная и захваты-' вающая работа инженера в Донбассе, а потом на Севере, прежде чем в печати появятся первые пробы, первые рас сказы. Между этими датами — полвека насыщенной, интерес ной жизни, воспитания в себе поэтической зоркости и само дисциплины. Всю жизнь Юлия Яковлевна повсюду искала сипу, |(оторая могла бы под нять человека до состояния Бнутреинего совершенства и дать ему счастье. В этих поис ках сна шла своим путем, ча сто ошибалась, ко. никогда не изменяла своему призванию и не уходила от романтики жиз ни при всей е е трудности, от очистительного е е огня, поры ва к человечности и душевной щедрости, от постоянного ее непокоя, Романтическая настроен ность свойственна духу е е по вестей и рассказов. Она яв-! ляется частью е е характе ра. Как бы нм была трудна е е о д ь б а , именно в ней че]Й 1 ала ^сательница ту облагоражи вающую сипу, которая не по зволяет быть художнику пнш- вым. Оптимизмом, верой в светлое и доброе пронизаны страницы е е книг «Я — хоро шая девочка», «Я — взрослая», «Мы были одногодками». В них Ю. Шифрина писала жизнь такою, какою видела, ничего не убавляя и не при бавляя. Она никому не под ражает. Кажущаяся обеднен- ность внешне скуповатой сло весной вязи неожиданно про изводит художественное впе чатление. Герои е е книг скромны и за стенчивы. Это простые люди, занятые обычным,. будничным делом, но люди цельные, ко торых не прельстишь Мишур ным блеском, потому что они знают подлинную ценность жизни и • 1 елозека, й не про щают подлости и предатель ства. Этому и учит всеми своими книгами юного читателя 1Юлия Яковлевна Шифрина, писатель ница зоркая, умная и добрая. Юрий плотников . ...Н^ арт я снова в детдоме.' В ■ том самом, в котором росла, ёпфда ушла в жизнь. Кац и у многи»,-эта .жизнь нача лась с рабфака. Потом были учитель- омие ку|рсы. И девочка, жившая здесь много лет назад, осталась только в моих воСпомииа 1 Ниях. Я вернулась сюда с дипломом учителя и уже работаю воспитателем средней группы. То есть прушпы десятилеток. Только в этой груопе остались знакомые ребята, те, что пришли .'сюда совсем малеыысим'и,. - ,• ■ ■ Димка Гурьев. Когда-то седфа при везла его из голодающего Поволжья. Эшелон мы тогда встречали с воспита-, твльницей Анной Алексеевной. Она до сих пор здесь работает, и я люблю ее, как мать. Люблю ее саманный домик, что стоит рядом с детдомом. . Анна Алексеевна по-прежнему учит девочек шить. Зачем я сюда приехала? Почему, кв|г мои сокурсницы. Не устррилась в шко ле? Почему я обрекла себя на кругло-' суточное верчение в этом далеко не веселом хороводе? ' ■' Работала бы в школе, ставила бы «уды» и «неуды» и спокойно бы ходила в театры и кино. Так нет же! Занесло! - Сегодня я напросилась на ночное дежу^тво в серю группу) потому что .Дййка- Гурьев не спит нонами, забросил . ■'Уроки и все время плачет. , Страдает Димка оттого, что Надька-г- его сестра, ушла -жить в общежитие Ткацкой.фабрики, где она работает уже больше года. Он ' думает, ^Надька забу дет его и он навсегда .останется один.- ; Подхожу, к Димке, Вижу опухш 1 йе от слез глаза... Не . глаза, а маленькие щелки. Глажу его по голове: — Не спится? А ты встань,_посиди! Вот будет выходной, и. Надя обязательно придет. Потом получит она комнату, возьмёт тебя и захочет устроить, в шко-, пу. А что получится? Т ебя ,м о^т н,е. принять — у тебя двойки... Грамматику совсем з.аггустил! Димка раздумывает: - -г- А скоро она получит комнату? — Надо быть готовым в любой день, - - и я целую' Дймку: — Спи, не воя- • н у й с я . Мы в с е н а в е р с т а е м . Только н ад о " З а н и м а т ь с я ! ' Он постепенно затихает. Я продолжаю, сидеть, не снимая руки с его головы, Хорошо, что я вернулась сюда. Кто лучше меня знает этих ребят, поймет их радости и печали?! Заглядываю в спальню девочек. У окна — койка Лкэси Селивановой. Люся спит глубоко и спокойно. Все здесь в детдоме изменилось. И директор новый — Ольга Семеновна. Когда я ее впервые увидела, то остано вилась в восторженном удивлении: так она величественна. Во всем е е облике что-то аристократическое, и я рядом с ней почувствовала себя некрасивой, не уклюжей. ' Она долго вертела мое назначение в руках, потом спросила: — Какие предметы вам близки? Ис тория у нас занята... Мне показалось, что она как то брезг ливо смотрела в мою сторону. — Дети мне ближе всего, я соглас на быть воспитателем. Я здесь выросла. — Интересно...,—бесстрастно протяну-- ла она. — Ну, что ж, нам воспитатели нужны. И вот сегодня Ольга Семеновна меня вызвала и сказала, что месяц моей работы не дал никаких результатов, что меня не научили разумной дистанции между педагогом 1 и воспитанниками и что Димка Гурьев не учит‘уроков. ■А, глазное, что она по моей работе созы вает специальный педсовет. ' Я гляжу на Люську и вспоминаю: ее привела к нам мать. «Возьмите, за ради бога. Он ее убьет». «Он» — это отчим. Люся напо минала заморенного зверька, рыжего, насмерть игпуганнегог Первое время- она не ходила, в шмыгада, тревожно озираясь.- А теперь -спит крепкая, румя ная -девочка, поверившая вг - людскую до^оту^ Страшно, когда человек не ве рит,в добро. . . - ...Утром я сказала Анне Алелсеевне, у которой и жила: На педсовете мне попадет. Дирек тор меня терпеть не может,. , Садись,, чаю попьем. - - . —: Да ну вас... Столько неприятно- , стей: педсовет, Димка- страдает, горе у человека, а вы — чай! , ' — Ох, пропадешь ты . со своим' сер- долюбием,.. Ольга Семеновна , порядок “ -любит. _ . - „ — Г1орядок-то она-любит, а детей?..' ' — Да кто твоих детей трогает! Они) озорники, сами никому , .житья не даЙт! Теперь ,не , горься!. Какие люди пришли! -Да добрыё, д а с. образованием! ВидеАа, небось, Ирину Федоровну да Андрея Ивановича? Такой красивый, с вьющи мися волосами. Говорят, холостой. Она стала перебирать, друг^их учите лей, и все по ее словам были прекрас ные люди.. — Ты не шуми с директором,- - г до бавила она. —г Говорят, у нее в гороно есть кто-то... - - - - — Как это—не шумйТ На каждом ша гу — нотации, окрики... Где - выкопали такую директоршу? -Ско-яько прекрас ных людей окончили, уже рабфаки, ин- .. ституты!- Так нет, посадили • какую-то старорежимку... Нужен человек и с 'об разованием, и с душой... Педсоее-г начался сразу после уроков. Вопрос был только о моей группе. Ольга Семеновна, красиво почесанная, в черном шелковом платье, то и дело трогала шнур пенсне. — Пусть скажет Ольга Власьевна, — начала заведующая, — как она мыслит дальше вести свою группу? Надо растить достойных граждан социалистического общества, а вы портите детей. У вас нет никакого педагогического подхода к Как вам нравится, товарищи? Гурьев не учит уроков, устраивает истерики... Не может, видите ли, изучить грамма тику, а вы его целуете, вместо того, чтоб наказать. Я мельком смотрю на Анну Алексе евну. Седая, расплывшаяся старушка смотрела на меня с доброй укоризной. — Я просто живу средй них, —^ пы- такэсь я что-то пролепетать, — А что до поцелуев, то разве педагогика это от вергает... ЮЛИЯ ШИФРИНА (ОТРШЬк ИЗ ПОВЕСТИ] Л\еня прервал дружный смех учите лей.',. ■■ — Что здесь смешного? — сердится Ольга Семеновна .и косит красивые глаАа »' сторону Андрея Ивановича: ' ' Он, Не поднимаясь, говорит: Мне'лично нравится позиция Оль- гиВласЬёвны. ; Тут поднялась Ирина Федоровна—^ учнтёльнйца группы Димы. — Ну, что вы,. Ольга Семеновна? .-г- дружелюбно н а ч а л а ,о н а .Э т о буря в стакане воды. Гурьев ученик, моей груп пы. Кому лучше знать, как он учится.. Никакого основания для такой огромной тревосй я не вижу; Он сейчас тхэскует. Пройдет, и ри снова будет учиться,... Я его знаю. Он смышленый и х.броший мальчик... ' -л. . ' ' , Я слушала Ирину Федоровну и жгу че завидовала ее раскованности, сво боде, умению говорить «на равных». А я? Я боюсь за Димку, боюсь за. себя;, боюсь, что могут оторвать меня от детей... . Расходились вразброд. Я не поняла, защитила Димку или навлекла на него новые негчэиятчости. , Брела по мрачному осеннему. саду. Деревья качались,' как ривью, -под напо]эом ветра. Возле фонаря наткну лась на Андрея Ивановича. От яркого света волосы его казались серебряны ми, а лицо каким-То., таинствемньул. — Я хотел спросить, правда ли, что вы здесь воспитывались? — Да,---- вяло ответила я, но на душе стало чуть легче, Уж очень по- доброму звучал его /голос. — Вы боитесь за Гурьева? Расскажите о нем, — поинтересовался Андоей Иванович. . — Димка смышленый, сердечный, — прдумав, ответила я. — Привязан к се стре. Какой это был озорник, когда жи ла здесь Надя! А теперь он боится, что она оставит его. А куда она денется? Слишком дорогой ценой заплатила она за Димку. Люди, пришедшие со сторо ны, мало знают детдомовских ребят. Раньше Димка никогда: не плакал. Ни когда. А вот теперь плачет беспрерыв но. Я буду , с ним заниматься и уверена, что он все вь?учит. Как они с Надей попали к нам в дет'дом? Их привезли с Поволжья. Димка был маленький. Надьг ке было лет девять, а с Димкой на ру ках она еле переставляла ноги. Записа ли их Дима й Надя Г'уфьеяы. Какие тогда' были документы?' И вот чв!рез год нашлась ^чать Нади.' Й что же вы думаете? Меть ничего не энаде р Дим ке. Долго е адй ййлись, пока» Надька не рассказала., что в .эшелоне ехала . жен- щ)ща. Надя бьша одна, иф ала .с ребен ком. А меть Димки, опухшая от голода, и тяжело больная, кормила.ее, .делила пополам между ней и рьтном кэ)адут^^^ крошку. , )Кенщ|ще умерла. П ереа^Н смертью она просида ,Нада> бцть Д и м ^ ^ киной сестричкой, . . , Рассказьюзю и с :т р ^ ом глотаю ко мок в горле. — И вот мать явилась за .Надькой, а она не поехала. Потому что. мать . . и . слушать о Димке не . хотела. — Да-ЭТО же песнь, поэма! — воск ликнул Андрей Иванович. - Мы молча постояли., . , , , — Пойдемте к Анне 'Алексеевне чай пить,: — предложила" я; — Можно бу дет картошки пожарить. ' " — С удоврльствадм. Сто пет ,не едал жареной кар'гоижи. Анна Алексеевна суетилвсь- без меры и уже что-то вообразила. , Мы ели жареную картошку, пили О чем мы только не говорили в ' тот — Нравится он тебе? До каких пор будешь сидеть? Хоть бы чуток прИак- курзтилась. Добрый человек и холост, — сказала Анна Алексеевна, едва за ним закрылась дверь. — Тебе хочется выдать меня замуж? 'Ему не такая нужна... Через несколько дней, когда кончи лись уроки и на лестнице --- убойное движение — я иду с ребятами в осен ний лес.' — Ольга Власьевна, — кричит Люсь ка, — он меня за косу дернул. , — Ничего не дернул! — смеется Дим ка. — Зацепится за ветку и думает, что И они весело убегают. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстраций — 2-28-59, идеологического отдела — 2-34-13, отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-38-43, учащейся молодежи — 2-38-50, писем и спорта - - 2-34‘'46. Областная типография управления издательств, полиграфии и книжной торговли, Липецк, Коммунальная площадь, 44. Зак, К» 958. АЭ 51115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz