Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
XXV С е р д ц е м в о с п р и н я л и д е л о м о т в е т и м ! . -«■ А' ВКЛЦ в ОВЩЕ ДЕЛО Горячо поАДврживаюг проект ЦК КПСС к XXV съезду партии «Основные направления раз вития народного хозяйства СССР на 1976—1930 годы» рабочие и служащие Липецкого завода пусковых двигателей. ...Двести пятьдесят человек собрались на ми тинг в Красном уголке. Никого не оставил равно душным разговор о главных направлениях новой пятилетки, разговор о перспективах родного Коллективу завода есть чем гордиться. Плено- вые задания девятой пятилетки выполнены до срочно — И ноябри. Объем производства увели чен за пвтилетку на 69,4 процента, выпуск пуско вых двигателей — на 41.4 процента. На 37,4 про цента возросла производительность труда. А в ИОВОМ пятилетии предстоит трудиться еще лучше — изготовить пусковых двигатепей на 171,9 ты сячи штук больше. Поддерживая проект ЦК КПСС, коллектив за вода намечает новые, более высокие трудовые рубежи. «Сегодня многие знают эти цифры — 742 пу сковых двигателя выпущено сверх плана, — ска зал иа митинге секретарь комитета ксмсомо.ча завода Александр Первушин. — И в этом нема лая заслуга молодежи. Четыре комсомольско-мо лодежных бригады успешно справились с зада ниями девятой пятилетки. Все комсомольцы включились в социалистическое соревнование за почетное право подписать Рапорт Ленинского комсомола XXV съезду партии. Мы с гордостью называем имена наших правофланговых — Вла димира Титова, Леонида Сергеенкова и многих других. Уверен, что завтра узнаем о их новых трудовых успехах». «Я внимательно познакомился с проектом ЦК КПСС к XXV съезду партии, — говорит наладчик механического ' цеха 1 Л. А. Попов. — Очень впечатляющий документ — каждая строчка про никнута большой заботой о советском человеке. Но планы партии' и ко многому обязывают каж дого из нас.'Я, например, беру обязательство работать бодее ритмично, выполнить пятилетнее задание за четыре с половиной года»... О трудовых успехах своего рабочего коллекти ва рассказал токарь второго механического цеха Н. И. Афанасьев. «Наш цех неоднократно был победителем . соцсоревнования — сказал он. — Однако мы понимаем, что нельзя останавливать ся на достигнутом. Трудиться ударно, е отличным качеством — только в этом залог успешного пре творения в жизнь задач нового пятилетия. Я лично обязуюсь выполнить пятилетку за четыре с половиной года». ...На участках, в бригадах, цехах завода лро- ходвт собрания. Одобряя и поддерживая проект ЦК КПСС и XXV съезду партии, рабочи» кол лективы берут повышенные соцобязательства. тмсл т п Пятилеткой эффектив ности, пятилеткой каче ства должна стать деся тая пятилетка — так ска зано в «Основных иа- правпениях..,». «Каждый советский человек, каж дый трудовой коллектив должны проявить истин но хозяйскую заботу об улучшении качест венных показателей дея- тел 1 . нести своего пред приятия, стройки, сов хоза, колхоза, постоян но добиваться . повыше ния качества работы во всех звеньях нашего хозяйства, иа каждом ра бочем месте». Слова эти имеют пря мое отношение и к буду щим учителям — сту дентам педагогическо го. Чтобы завтра до биться наилучших ре зультатов в обучении и воспитгнни, ужа сегодня необходимо достигнуть высокого уровня педа гогического мастерст ве всех группах ЛГПИ прошло обсуждание прсента ЦК КПСС. Бу дущие педагоги ■приняли повышенные социали стические обязательст ва. Первый год новой пятилетки студенты фи- логогического факуль- тс'а, например, решили отметить стопроцентной успеваемостью,- участ вуя в общественно-поли тической практике, про читать не менее двух сот лекций; ударно ор ганизовать работу я етромтеяьных отрядах, помочь хозяйствам об ласти в уборке урожая. Состоялось заседание комитета комсомола ин ститута, на котором фа культетским бюро ре комендовали разрабо тать лекции и беседы по пропаганде проекта ЦК КПСС к XXV съезду партии «Основные на правления развития на родного хозяйства СССР ьа 1976—1980 годы». В ближайшее время сту денческие агитбригады выедут в районы обла- Нкколаю Мартынову на пришлась долго выбирать про фессию. Окончив шкалу, он поступил на курсы водителей— решил пойти по столам отца — старейшего шофера. И теперь Николай работает в совхозе «Красное поле» Коаснин- ского района. Пролетели годы службы в рядах Созгтекон Армии. И снова родной совхоз. Ныне комсомолец Мартынов один из лучших шоферов хозяйства. Фото М. Манаенкова. К ак в СКАЗКЕ: «Пойду туда, не знаю куда». Это я вдруг вспоМ 1 Н'Мла, ког да попыталась разыскать в на шем городе юношескую биб* лиотаиу. Еди!н«жу«у|Ю. Очень нуэкную м«- 01 Гочй*е 1 Нны 1 М учв- щ|(мся 1 ^ о л , прффтехучииищ, студенте^’*- техникумов. Пака иска!р, ■ 95 ‘толову п 1 ришел эпи тет; опрятамная. Г 1 рбэтому ймче- го Цд.И 1 витель.но(^^ нет в ррш, что * а ещв« 1 ^^^п опуля 1 ;*н.ая. Только о 8 в 1 иН’Ить' в 'этом работ ников .бм 1 ^п.иотеки ни в коем случае нельзя. Кому захочется ехать на самый край города, куда и автО'бус-то — это его конечная остановка — пустым приходит? Но ка 1 К потО(М выяс нилось, ее обитатели и это му месторасположению рады. .Уж лучше здесь, чем вообще нигде. Оказывается, «мигде» существовать тоже можно. Ор ганизовали би 6 лиото 1 ку семь лет назад по решению горис- п,олко 1 ма. Придумали ей назва ние, дали двух работников, да только о помещении не поду мали. «Новорожденную» впус тила на- квартиру центральная, что на проспекте Мира, Выде лили уголок. Хотели побольше площади отвести, да - са 1 мим трсмо. Два года здесь прожи ли. Не до читателей, конечно, было. Поэтому все время за нимались компдв'птоввнием, обработкой литературы и б е готней с просьбой ) выделить помещение, .^ о , на 1 К 01 нец, дади на цо 1 К 01 Льно№ эта)|(в жилЛо дома в 'пестам мифорайп 1 ге. Казалось, кончил 1 Ись дсе беды, но,.. Но на тут-то было. Что сделать в шеетидесяти- метрЪвом помещение, где все го один читальный зал на д е сять мест? Конференции, дис путы устраивать надо? Надо. А тут еще немного поАже обла стное управление культуры на деляло юношеокую библиотеку функциями мето,|ичаског 0 центра, Теперь уже-'ша:; обходимы и семинарутТ лись опять беско 1 нач| ды. Только уже не пг] мам и в упрв»пение| . а ,в близлежащие дома куль туры, школы за регзоешением арендовать зал на часок-дру гой. А там — свои мероприя тия, просят подонфать тоже часок-другой. И сидхт собрав шиеся в ожидании, когда, на конец, можно будет присту пить к делу. Хорошо еще я Липецке библиотекари созна тельные. Как никто другой, они понимают, что энаниг жить я тесноте. Причем даже среди них есть такие, которые счита ют, что юношеская еще ши карно живет. Цокольный этаж ы- воздух теплый, вход отдель ный, Не приходится выслуши вать жалобы жильцов —* Со седей, обитак>щих на одной ле- СТНИ 1 ЧНОЙ площадке < библио текой, которых часто выводят из терпения бесконечно хло пающие двери. Особенно, ес- Доведенные до ртчвяния <о- У 1 РУДНИКИ однажды вызва ли представителей егизпЦ- Аемстаици'и, Но неизвестно, йб каким причинам те не при* ёХали. А, может, это и к луч шему, рассуждвют библиоте кари, Закрыли бы — куда де- городе открыли двадцать про- дОвйЛьственных магазинов, ПЯТб гглодооаощных, семь — промышленных товаров, три ресторане. А вот кшестнадцати массовым библиотекам города за эти годы прибавилась всего одна—в районе завода «Цент- КНИЖКА - НЕ КАРТОШКА.. ли в подъезде детская биб лиотека, особенмо, когда юнь!м читателям приходится стоять в очереди прямо на ле- стн 1 И 1 Цв. А как быть, если, на пример, по улице Титова ее, Дети все читать хотят. Взрослые — тоже. Именно по этому работники пятого фили ала- на улица Студеновской раздума,ти ходатай|Ство.вать о его закрытии, хотя необходи мость в этом давно назрела. Представьте, три двери подряд с указаннем в.хода в подвал, и четвертая, точно такая же, — в библи-оте-ку! Но ведь условия для хранания картофеля и книг — разн-ые. вать читателей? Их здесь три е половиной тысячи. До самого выезда из города в направле нии к Сокольскому поселку библиотек больше нет. А теперь давайте совершим экскурсию на проспект Побе ды. На весь пятнадцатый мик рорайон, на весь студенческий городок, на старые улицы вплоть до улицы имени Фрун зе библиотека тоже здесь единственная. Правда, есть детская, но у нее свои функ ции. Внимательно посмотрим на нижние этажи зданий про спекта. Четыре продовольст венных магазина, три — про мышленных товаров, два ка фе , кулинария, столсьвая. Толь ко за последнее пятилетие в ролит». Конечно, к- уолугкм-ма- газ-инов люди прибегают каж дый день, в библиотеках быва ют гораздо реже. Но вот точ ные данные, говорящие о все большей популярности книги в Липецке. За 1975 год читателей стало на три тьюячи больше (это только в массовых библи отека*!). На том же проспекте Побе ды и* прибавилось триста. И невольно опять .думаешь о лиотека в двадцативосьмимет- р-овом пом-ещеиии с книжным фондом 'в две-нвдц-ать - Тысяч томов! Не спорю; и в такой тесноте можно работать хорошо. Ли- пецкие библиотекари это дока зали. Они одними из первых 9 страна перешли на централи зованную систему. К ним при езжают за опытом из многих городов, республик Союза. На страницах Книги - отзывов в Центральной библиотеке толь- ко за этот год рстак^гли свои автографы коллеги из двадца ти городов. Увезли с собой добрые впечатления, ц^нь |й опыт и... недоул^ние от'-’бла- г'одушия к нетерпимому состо янию помещан-ий. Не слишком ли велики поте ри от того, что библиотеки на ши не размещаются, в ютя^х^я? Да, велики. Пока йй в одной из них (не считая областной) нет музыкально-нотного отде ла, отдела литературы на ино странных язь^каx, отдела пери од,ики. Пока а читальном зале Центральной библиотеки труд но совмещать занятия специа листам «месте со школьника ми, которые, естественно, не всегда соблюдают аквдемиче- скую тишину. Пока здесь, на проспекте Мира, работникам библиот'екй при,ходится выкра ивать каждый, метр для того, чтобы разместить вновь посту- пающу-го литературу. Если бы, если бы... Сослага тельное наклонение - постоян но использовалось а разгово ре с людьми, от которых во ' многом зависит улучшение со з давшегося положения. Вот ес ли бы построили такой-то дом на Первомайской, цокольное помещение обязательно, бы отдали под библиотеку. Вот если выдадут документ 'кбпр;^ ■ектирован!|^^'^ило9Ь'" райо-;# между п р о с п ^ о м Победы и улицей Папина, тал? обязатель* -но предусмотрят помещение для библиотеки. Вот если ут вердят на конкурсе план за стройки центра Липецка, будет е ф е ядна Г^думенность — К конечно, хороша. Но пока рдят проекты, пока заказ чики получат'деньги на строи, тельство, пака, накоиец,- по строят," много воды утечет, прибавится не одна тысяча чи тателей. А если, не забывая о перспектива*, найти" что-нибудь по-дходящее на «сейчаФС" вре- ме*(но? Многие липчане ска жут спасибо. Ибо, как заметил еще Герцен: «Библиотеке это открытый стол идей, за ко торый приглашен каждый, за которым каждый найдет ту пи щу, которую ищет, это -г- эв- пасной магазин, куда Одни по ложили свои мысли и откры тия, а другие берут их а рост». Е. МИ1^НА. Н АТАЛЬЯ Турчак, прода вец магазина «Детский мир», о сваей работе сказала так; — В торгогой школе, кото рую я закончила в прошлом году, много раз «проигрыва лись» ситуации «покупатель — продавец». Нас учили, как предлом!ить тоЭкр, помочь по купателю с,делать выбор, учи ли торговать. Но настоящую профессиональную школу я нейло;юзые сетки. Хочешь — бери сетку с картофелем, а хочешь — покупай набор для борща. Исчез повод для конф ликта типа: нс то и не так взвесили. Исчезла очередь, пото.цу что продавцы помога ют и кассиру, и фасовщице. Если в магазин привозят то вар повышекк-ого спроса, тут же заведующая Е.'В. Крапиви на организует на улице про дажу с ЛОТКОВ; товар. План любой ценой, пре небрежение к интересам поку- пэгелей, формглизА\ и показу ха — все это встречается още довольно часто. В конце ноября в «Детском мире» у.стро:-'П !1 выставку-про дажу моделей детского трико тажа Елецкой фабрики. Можно сказать, Что организация была блестящей. С покуггателями встречг'лись и беседовали представители фабржги, торга. ПО ТУ СТОРОНУ П РИЛАВКА прошла у -заведующей секци ей текстильной галантереи ' Н. Ф. Галкиной. Тогда я поня ла, что торговать — эго не просто стоять за прилавком. Этому нужно учиться. Запсмиилдсь мне и другая встреча. На. этот раз 'в. Цент- раяьмом универсальном мага зине. Мне понравилось, как работает одна , из девушек в секции женских пальто. Лов ко и быстро она перебирала модели, помогала их приме рить покупательнице, одновре менно давая советы другим. А напротив, в секции мужских пальто, работала сама заведу ющая. Резко одергивая вещь, возмущенным тоном ока пыта лась убедить примерявшего, что лучшего пальто он не най дет. Пальто, кстати, сидело не важно' и покупатель, сражен ный внезапной атакой, бук вально рта боялся открыть. Два продавца — два стиля Контакт с покупателем. Он строится на уважении, внима нии, заинтересованности в том, чтобы человек не ушел из магазина без покупки. Теперь, когда все больше наших тор говых предприятий переходят на новый метод самообслужи вания, общение продавца с покупателем приняло форму консультации. Работник при лавка поднялся на более высо кую ступень в. своей квалифи кации. Его труд стал творче- Магазнн «Фрукты-овощи» Н* 15, несмотря на малую тор говую площадь, тоже перешел на самообслуживание. Все ово щи аккуратно расфасованы в На той же улице' Ленина, на против овощного, другой мага зин самообслуживания — гаст роном К5 103. У входа в торго вый зал три кассира . и один контролер. Они просматрива ют сумки покупателей на вы ходе. Из расфасованных про дуктов, кроме молочных, хлеб ных изделий, консервов, те, что обычно покупаются раз в ме сяц. А товары каждодневного потребления — масло, сыр, колбаса и т. д отвешиваются за прилавком. В часы «пик» здесь длинные хвосты' очере дей. Беру бутылку молока и обращаюсь к изнывающим от неусыпного бдения консуль- , — Чем витаминизированноа м^око отличается от обычно- В нем витамины. — Не знаем. Книги желоб в этом магази не не видно, а вот конфликты бывают часто и иа выходе, и в очередях, и у весов. Торговля — дело живое, оно не терпит формализма. Кстати, в разговоре с Натальей Турчак меня удивило, что девушка разделяет такие понятия, как плач и удовлетворение спроса покупателей. — Был у нас перебой со шнурками, а покупатели их ча сто спрашивали. Сил пришлось затратить немало, чтобы «вы бить» эти шнурки. Товар копе ечный, на нем плана не выпол нишь, но зато удовлетворили покупательский спрос. Вот и задумываешься, много ли таких, кто захочет «выби вать» нужный, но копеечный областного управления торгов ли. Велись специальные тетра ди замечаний и предложений покупателей. Бьша- организова на демонстрация моделей. Каж дый продавец секции активно работая с посетителями, вел блокнот по учету проданных вещей, где записывались и причины, по которым та или иная вещь не была куплена. Но вот выставка, этот своеобраз ный праздник, прошла. Насту пили будни. И покупатель сно ва предоставлен самому себе. «Подпирают стенки» консуль танты в секции трикотажа, се туют на плохое качество про дукции и увкий ассортимент в секции детского платья, у паль то для малышей в растерянко- стм что-то ищет единственная в этом отделе покупательница. Знакомимся. Связист Л. В. Мерлина хочет купить четырех- летией дочке пальто с аппли кацией, но нужного размера нет. Самое время подойти про- давцу-комсультанту, объяснить, что в отделе есть специальная тетрадь, куда Мерлина может записать свой заказ, а при очередном поступлении това ра ее известят открыткой. Но ничего этого не происходит, пока мы сами не обращаемся к заведующей секцией. Поку пательница смущена: — Знаете, самой как-то не удобно тревожить продавца, не привыкли мы к вниманию... В этом магазине 42 наставкн- ка, три школы коммунистиче ского труда, еженедельно про водятся оперативки, бывают рейды по культуре торговли. на деле этот комплекс роприятий! Взять хотя бы те же школы коммунистического труда. План чйиой из них.,^ включает такой ^Икт. практи- ^ ческие занятия по теме «Ана лиз состоянм^шльтуры произ водства и р е ^ В труда в цехе, на участке, в^п гаде , на рабо чем месте». Формально ужа само название — какой жэ цех в магазине! Впрочем, может быть, это занятие имеет цель практически, на примере Одно го рабочего дня проанализи ровать недостатки, характер ные для организации работы некоторых секций, отдельных продавцов! Но как объяснила заместитель директора Г. В. Брянцева, задумано устроить вечер отдыха, концерт и т. д. Кому и что может дать такой «анализ»! Неудивительно поэтому, что в иных секциях в часы шик» 30—40 минут идет приемка го- вара и заняты в ней все, кто в это время должен об служивать покупателей. А принцип брИгадно-материаль- иой ответственности сводится к известной поговорке; «Дове ряй, но проверя^. Как-то в от деле детского ^ж>я я сделала по. этому поЯЩ замечание продавцам, а в ответ услыша ла; «Подождите, мы из-за вас умирать не со&«раемся...». Как видите, по ту сторону прилав ка люди спокс^м. Волнуется пока покупате>п1к,Жгкая от всех меропривтнй отд|ча. В овощном магазине № 3 мне довелось этим летом при сутствовать на бурном произ водственном собрании. Давно охончияся обеденный пере рыв, у входа столпились недо вольные покупатели, в выступа ющие все спорили о том, как улучшить обслуживание, оздо ровить микроклимат в коллек тиве. Так в пылу «борьбы» за культуру обслуживания упуска ется главное — истинная забо та о людях, увеличивается раз рыв между теорией и практи кой. На словах—одно, на де ле — другое. Мне могут воз разить; в как же Наталья Тур чак, и ее наставница Н. Ф. Гал кина — таких ведь людей в торговле немало. Верно. Но в силах ли они подать голос про тив формализма! По крайней мере, для Н. Турчак, которую недавно избрали секретарем комсомольской организации, этот вопрос пока остается от- В. КУКАНОВА. « с В о ж а ты й п р о ф е с с и я - п 1Г и ц а » Под таким девизом четыре с половиной ты- ся опытом работы, прошел недавно слет сячи юных ленинцев. И Форум вожатых откры- пионервожвтых Право- ведут этот отряд 200 ла ветеран пионерского бережного района Ли- пионервожатых. движения Евгения Яков- пецка. Лучшие из ребячьих пеана Реденская, кото- Пионерская оргвниза- комиссаров встретились рая пожелала ребятам ция района большая — на слете, чтобы поделить- пронести через годы огонек- молодого задо ра. С рассказом о шеф стве над своими юными подопечными выступи ли А. Колычева, Е. Коэ- ловцева, А. Шитикова, Е. Белоусова, Е:. Бураков. Предоставили слово и почетным гостям слега — вожатым - производ ственникам вителям заводов пус ковых двига бедный СО№ Закончился слет на граждением лучших во жаков пионерии почет ными грамотами и па мятными подарками. И. ПЕТРОВА. Москва. Государственная юноше ская библиотека РСФСР имени 50-пе- тия ВЛКСМ является методической базой Министерства культуры РСФСР, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС по пропаганде книги среди молодежи, по организа ции системы библиотечно-библио графического обслуживания юноше ства. Дом № 4 по Большой Черкизов ской улице посещают более 35 тысяч читателей в возрасте от 14 до 20 лет. И каждый находит здесь занятие по своему вкусу: в библиотеке прово дятся свои «голубые огоньки», «КВН», . действуют объединение «Алый па рус», клуб «Щит и меч», театр «Поэ зия», клуб интернациональной дру жбы, кружки по изучению иностран ных языков, отделы профориентации, социологии, психологии чтения. Библиотека оказывает помощь в улучшении библиотечного обслужи вания молодых рабочих всесоюзных ударных строек. Регулярно отправляются посылки < новыми книгами на* КамАЗ, БАМ, Ря занскую ГРЭС, нефтедобытчикам На дыма и 8 другие места. За высокие достижения в коммуни стическом воспитании молодежи биб лиотека в 1974 году удостоена пре мии Ленинского комсомола. НА СНИМКЕ: в эстетическом цент ре библиотеки старший преподава тель кафедры философии естествен ных факультетов МГУ Александр Сергеевич Митрофанов беседует с учениками 10-го класса школы На 392 о культуре поведения совет ского человека. Фото Б. Клипиницера. .(Фотохроника ТАСС). Н Е ЗНАЮ, когда театр поверил В свои силы. Должно быть, это началось с «Иванова», в котором коллектив поднялся до высо.ких поэти ческих обобщений и открыл лттецко(му зрителю настоящего Чехова. Потом бы ли раэные спектакпи. Неплохие. Хоро шие. Были просто милые. И талантливые. Не заблуждаясь касательно слабостей отдэпьмых пьес, — а они тоже были а репертувре сезона, — театр, позорив, ,*>- себя , стремился собственной человеч ностью преодолеть их дидактизм, жи тейской достоверностью — линейную прямоту и заданчость драматургиче ского материала... Но публика уже по шла, и сейчас почти любой спектакль,— это надо признать достижением, — со- биоЕвт ПОЛНЫЙ зал. Обращение к тра|Гедии Ш'иллера «Ма рия Стюарт» — свидетельство целеуст- , ремленности театра в освоемим новых, более сложных драматургических жан ров, умения добиваться поставленной ■ Ска 1 жем сразу: Е. Минский оставил в - стороне все первпитии социально-поли тической борьбы эпохи Реформации, отголоском звучат в спектакле квртины противобо 1 рства двух пол.итически* пар тий, где с одной стороны — сторонники английской королевы ЕлизЕветы, испо- ведущие протест.энскуто веру, а с дру гой — приверженцы Рима, жаждущие посадить, на трон Англии шотландскую королеву и ненавистный англичанам ка толицизм. Такова историческая обста новка, и % /момент поднятия занавесе Мария Стюарт уже обречена; голова ее должна пасть, ибо судьи уже вынесли свой приговор... Все это — «за кадром». Е. Минский, как и в «И|Венове» остается вереи себе; в центре у него — трагедия личности. Огромный драматический материал режиссер уложил в два отделения, не упустив ни ОДНО 1 Г 0 значительного со бытия, «играющего» на понимание об раза главной героини. И образ Марии— не просто центр сюжетной коллизии. В режиссерском представлении она воплощает личность, несущую в сабе протест против насилия и произвола. Мария у Е. Минского — олицетворение Прюсветленного етраданнл, ■ гордого и неосмысленного человеческого ду- С самых первых сцен театр ведет зри теля к пониманию того, что борьба за спасение Мерин — это борьба против На пути к «золотой середине» монархи 1 ческоГ |0 произвола, размеже вавшего людей на две группы. Пре красная, трагическая, тревожная и вме сте с тем светлая музыка Шо 1 Стаковича введит нас в мрачный дво:рцовый мир средневековой Англии, где нельзя рас- читьтать на справедливость. Главное 0 'бв 1 инение, предъявлемное шотланд ской королеве, — участие в заговоре Бабингтоиа с целью убийства Елизаве ты, сфабрикованное при непосредст венном участии лорда Берли, столпа и блюстителя королевского престола. «Ты иль она! — говорит он Елизавете. —- Двоим вам не ужиться в этом мире!». Надо сказать, что театр прекрасно от работал спектакль в двух составах. Роль Стюарт исполняют в нем две ак трисы — заслуженная артистка РСФСР М. Якуш 1 ки«а и С. Лисовская. В Марии Лисовской дреобпадзет свободная сти хия чувств и эмоциональная раскрепо щенность. Узница, она остается женщи ной, красивой, умной. И королевой — гордой, своевольной, в которой , течет горячая кровь Тюдоров, Весь пластиче ский рисунок роли очень мягок, словно тронут пастелью, слегка идеализирован и ближе к трактовке самого Шиллера. Историческая точность образа поддер живается, кстати, удачно найденным ко стюмом — легкость бархатного одеяния Марии резко контрастИ|рует со стилизо- в!внньгм платьем Елизаветы, сохраняю щим ощущение тяжелой фактуры... ■Когда Лорд Берли объявляет ей при говор сорока комиссаров, Мария — Ск Лисовская — выслушивает его с какой-то иронической веселостью и да ет убийственную характеристику знати, охраняемой теми самыми законами, которые обращены против нее. Актриса играет эту сцену язвительно, с издева тельски веселой усмешкой. . М, Якушкина играет другое: смятение от несправедливости, оскорбление, жажду мести и жажду справедливого йуда, на который вправе рассчитывать как королева Шотландии. Каждая из актрис несет свое решение обоаза и понимание исторической роли Стюарт, и воплощения в равной степе ни чрезвычайно интересны именно этим «лица необщим выражейием». Мария— ■—1......- ............................. ИИ................ . грвШ|Н|Ица, и когда мы видим С. Лисов скую—Стюарт слабой, стоящей перед Елизаветой на коленях, кающейся, е е монолог звучит с такой мукой и ис кренностью, что ее Марии нельзя не верить. Это покаяние как бы уравнове шивает счет несправедливостям, свер шенным ею. Трактовка, с самого начала взятая М. Яку'шкнной, заставляет ду мать, что обиде и ненависть к королеве и судьям понуждает узницу смиритьс;; лишь временно. Это — кающаяся Ма- Забегая вперед, скажем, что в фина ле С. Лисовская играет жертву насилия, заставляя зрителя сильнее ощутить про тест против подавления л+»чности бе з- душной и жестокой силой монархии. Такое понимание вытекает и из за мысла автора, который перевел полити ческий конфликт в моральный поеди нок. В исполнении же М, Якушкиной сцена казни воспринимается белльше как идея возмездия за свою жестокость и нетерпимость, упорное нежелание отказаться от притязаний на английскую корону. Две Марии — две Елизаветы. Коро лева Ю. Ганиной хитра, льстива, лице мерна, но и внешне нереш'ительиа, сла ба; она коварна и мстительна, плетет сеть интриг. Она трепещет при одном имени Стюарт. Королева Л. Лихачевой — жестока, нетерпима, властолюбива, ею владеет не знающая преград месть женщины, по терпевшей поражение в любви, унижен ной на глазах у всех. Сцена встречи двух королев интерес но сыграна в обоих составах. Елизавета Л. Лихачевой держится с узницей непримиримо и надменно, с презрени ем, у Ю. Ганиной — с победной, и зде вательской улыбочкой. В рука* Л. Ли хачевой хлыст для лошади имеет пря мой смысл: покорить несгибаемую Ма рию. Две актрисы — два характера! Не примиримая властиость — и лицемер ная улыбчивость. Но как по-женски одинаковы они, уязвленные насмешками соперницы, уходят в слепой ярости от ненавистной узницы! И победа Елизаве ты в финале, казнь Стюарт на эшафоте, решенная обеими актрисами в одном ключе, — это е е поражение... Л. Лиха чева не играет загадки. Она лепит Ели завету в одной плоскости и имеет на это право: ткряя в чем-то, энтриса мо жет разыгрывать свои страсти на сцене в полную оилу. Интересен лорд Берли в исполнении заел. арт. РСФСР М. Соболева. Это умный, тонкий политик, не уступакиций ни в чем хитрости и иезуитству графа Лестера-(арт. В. Батенин), Любовь графа к Марии не столь чиста и сильна, что бы он смог пожертвовать собегй. Лестер В. Батенина труслив, М, Ильина — рас четлив, коварен, страшен своей подло стью, от которой один шаг до преда тельства. Роль. Мортимере (артист А. Жидкое} вызывает резкое неприятие. Рьщарь, доблестный и страстно в.пюбленньи 1 Марию, он подан в трактоеке актера досадно прямолинейно. Эта прялдоли* нейность проявляется в его нарочиТ'О резком, надрывном тоне, каким актер ведет свою роль весь спектакль, и даже в походке; светский челов’вк. Принятый в Реймсе и у Гиэов, Мортимер начисто лишен манер, и бесцеремонность его в обращении с королевой Шотландии поразительна. Ссылка на полубезум ный фанатизм Мортимера, преданного идее восстановления Марии на троне, не опровергает, а лишь подтверждает мысль о неточных акцентах в роли. Нельзя обойти молчанием работу художника Ю. Цветницкото в «Марии Стюарт»: поражает лакониэм избран ны* средств, кресты и'зубчвтая решетка, ставшие силлволами и мгновенно превра щающие королевский дворец я тюрьму, где заточена Стюарт, Англия — тюрь- Нельзя не приветствовать поввлеимя трагедии Шиллера на нашей сцене. Композиционно гармоничный спект такль, осущбстален 1 НЫЙ Е. Минским большим доверием к актерам, их тве^- ческим возможностям, убеждает в том,- что стрелшенме к «золотой середине»- в раскрытии сложных, интересных обра зов трагедии принесет театру новые творческие удачи. ю. плотникош.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz