Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

XXV С е р д ц е м в о с п р и н я л и д е л о м о т в е т и м ! . -«■ А' ВКЛЦ в ОВЩЕ ДЕЛО Горячо поАДврживаюг проект ЦК КПСС к XXV съезду партии «Основные направления раз­ вития народного хозяйства СССР на 1976—1930 годы» рабочие и служащие Липецкого завода пусковых двигателей. ...Двести пятьдесят человек собрались на ми­ тинг в Красном уголке. Никого не оставил равно­ душным разговор о главных направлениях новой пятилетки, разговор о перспективах родного Коллективу завода есть чем гордиться. Плено- вые задания девятой пятилетки выполнены до­ срочно — И ноябри. Объем производства увели­ чен за пвтилетку на 69,4 процента, выпуск пуско­ вых двигателей — на 41.4 процента. На 37,4 про­ цента возросла производительность труда. А в ИОВОМ пятилетии предстоит трудиться еще лучше — изготовить пусковых двигатепей на 171,9 ты­ сячи штук больше. Поддерживая проект ЦК КПСС, коллектив за­ вода намечает новые, более высокие трудовые рубежи. «Сегодня многие знают эти цифры — 742 пу­ сковых двигателя выпущено сверх плана, — ска­ зал иа митинге секретарь комитета ксмсомо.ча завода Александр Первушин. — И в этом нема­ лая заслуга молодежи. Четыре комсомольско-мо­ лодежных бригады успешно справились с зада­ ниями девятой пятилетки. Все комсомольцы включились в социалистическое соревнование за почетное право подписать Рапорт Ленинского комсомола XXV съезду партии. Мы с гордостью называем имена наших правофланговых — Вла­ димира Титова, Леонида Сергеенкова и многих других. Уверен, что завтра узнаем о их новых трудовых успехах». «Я внимательно познакомился с проектом ЦК КПСС к XXV съезду партии, — говорит наладчик механического ' цеха 1 Л. А. Попов. — Очень впечатляющий документ — каждая строчка про­ никнута большой заботой о советском человеке. Но планы партии' и ко многому обязывают каж­ дого из нас.'Я, например, беру обязательство работать бодее ритмично, выполнить пятилетнее задание за четыре с половиной года»... О трудовых успехах своего рабочего коллекти­ ва рассказал токарь второго механического цеха Н. И. Афанасьев. «Наш цех неоднократно был победителем . соцсоревнования — сказал он. — Однако мы понимаем, что нельзя останавливать­ ся на достигнутом. Трудиться ударно, е отличным качеством — только в этом залог успешного пре­ творения в жизнь задач нового пятилетия. Я лично обязуюсь выполнить пятилетку за четыре с половиной года». ...На участках, в бригадах, цехах завода лро- ходвт собрания. Одобряя и поддерживая проект ЦК КПСС и XXV съезду партии, рабочи» кол­ лективы берут повышенные соцобязательства. тмсл т п Пятилеткой эффектив­ ности, пятилеткой каче­ ства должна стать деся­ тая пятилетка — так ска­ зано в «Основных иа- правпениях..,». «Каждый советский человек, каж­ дый трудовой коллектив должны проявить истин­ но хозяйскую заботу об улучшении качест­ венных показателей дея- тел 1 . нести своего пред­ приятия, стройки, сов­ хоза, колхоза, постоян­ но добиваться . повыше­ ния качества работы во всех звеньях нашего хозяйства, иа каждом ра­ бочем месте». Слова эти имеют пря­ мое отношение и к буду­ щим учителям — сту­ дентам педагогическо­ го. Чтобы завтра до­ биться наилучших ре­ зультатов в обучении и воспитгнни, ужа сегодня необходимо достигнуть высокого уровня педа­ гогического мастерст­ ве всех группах ЛГПИ прошло обсуждание прсента ЦК КПСС. Бу­ дущие педагоги ■приняли повышенные социали­ стические обязательст­ ва. Первый год новой пятилетки студенты фи- логогического факуль- тс'а, например, решили отметить стопроцентной успеваемостью,- участ­ вуя в общественно-поли­ тической практике, про­ читать не менее двух­ сот лекций; ударно ор­ ганизовать работу я етромтеяьных отрядах, помочь хозяйствам об­ ласти в уборке урожая. Состоялось заседание комитета комсомола ин­ ститута, на котором фа­ культетским бюро ре­ комендовали разрабо­ тать лекции и беседы по пропаганде проекта ЦК КПСС к XXV съезду партии «Основные на­ правления развития на­ родного хозяйства СССР ьа 1976—1980 годы». В ближайшее время сту­ денческие агитбригады выедут в районы обла- Нкколаю Мартынову на пришлась долго выбирать про­ фессию. Окончив шкалу, он поступил на курсы водителей— решил пойти по столам отца — старейшего шофера. И теперь Николай работает в совхозе «Красное поле» Коаснин- ского района. Пролетели годы службы в рядах Созгтекон Армии. И снова родной совхоз. Ныне комсомолец Мартынов один из лучших шоферов хозяйства. Фото М. Манаенкова. К ак в СКАЗКЕ: «Пойду туда, не знаю куда». Это я вдруг вспоМ 1 Н'Мла, ког­ да попыталась разыскать в на­ шем городе юношескую биб* лиотаиу. Еди!н«жу«у|Ю. Очень нуэкную м«- 01 Гочй*е 1 Нны 1 М учв- щ|(мся 1 ^ о л , прффтехучииищ, студенте^’*- техникумов. Пака иска!р, ■ 95 ‘толову п 1 ришел эпи­ тет; опрятамная. Г 1 рбэтому ймче- го Цд.И 1 витель.но(^^ нет в ррш, что * а ещв« 1 ^^^п опуля 1 ;*н.ая. Только о 8 в 1 иН’Ить' в 'этом работ­ ников .бм 1 ^п.иотеки ни в коем случае нельзя. Кому захочется ехать на самый край города, куда и автО'бус-то — это его конечная остановка — пустым приходит? Но ка 1 К потО(М выяс­ нилось, ее обитатели и это­ му месторасположению рады. .Уж лучше здесь, чем вообще нигде. Оказывается, «мигде» существовать тоже можно. Ор­ ганизовали би 6 лиото 1 ку семь лет назад по решению горис- п,олко 1 ма. Придумали ей назва­ ние, дали двух работников, да только о помещении не поду­ мали. «Новорожденную» впус­ тила на- квартиру центральная, что на проспекте Мира, Выде­ лили уголок. Хотели побольше площади отвести, да - са 1 мим трсмо. Два года здесь прожи­ ли. Не до читателей, конечно, было. Поэтому все время за­ нимались компдв'птоввнием, обработкой литературы и б е ­ готней с просьбой ) выделить помещение, .^ о , на 1 К 01 нец, дади на цо 1 К 01 Льно№ эта)|(в жилЛо дома в 'пестам мифорайп 1 ге. Казалось, кончил 1 Ись дсе беды, но,.. Но на тут-то было. Что сделать в шеетидесяти- метрЪвом помещение, где все­ го один читальный зал на д е ­ сять мест? Конференции, дис­ путы устраивать надо? Надо. А тут еще немного поАже обла­ стное управление культуры на­ деляло юношеокую библиотеку функциями мето,|ичаског 0 центра, Теперь уже-'ша:; обходимы и семинарутТ лись опять беско 1 нач| ды. Только уже не пг] мам и в упрв»пение| . а ,в близлежащие дома куль­ туры, школы за регзоешением арендовать зал на часок-дру­ гой. А там — свои мероприя­ тия, просят подонфать тоже часок-другой. И сидхт собрав­ шиеся в ожидании, когда, на­ конец, можно будет присту­ пить к делу. Хорошо еще я Липецке библиотекари созна­ тельные. Как никто другой, они понимают, что энаниг жить я тесноте. Причем даже среди них есть такие, которые счита­ ют, что юношеская еще ши­ карно живет. Цокольный этаж ы- воздух теплый, вход отдель­ ный, Не приходится выслуши­ вать жалобы жильцов —* Со­ седей, обитак>щих на одной ле- СТНИ 1 ЧНОЙ площадке < библио­ текой, которых часто выводят из терпения бесконечно хло­ пающие двери. Особенно, ес- Доведенные до ртчвяния <о- У 1 РУДНИКИ однажды вызва­ ли представителей егизпЦ- Аемстаици'и, Но неизвестно, йб каким причинам те не при* ёХали. А, может, это и к луч­ шему, рассуждвют библиоте­ кари, Закрыли бы — куда де- городе открыли двадцать про- дОвйЛьственных магазинов, ПЯТб гглодооаощных, семь — промышленных товаров, три ресторане. А вот кшестнадцати массовым библиотекам города за эти годы прибавилась всего одна—в районе завода «Цент- КНИЖКА - НЕ КАРТОШКА.. ли в подъезде детская биб­ лиотека, особенмо, когда юнь!м читателям приходится стоять в очереди прямо на ле- стн 1 И 1 Цв. А как быть, если, на­ пример, по улице Титова ее, Дети все читать хотят. Взрослые — тоже. Именно по­ этому работники пятого фили­ ала- на улица Студеновской раздума,ти ходатай|Ство.вать о его закрытии, хотя необходи­ мость в этом давно назрела. Представьте, три двери подряд с указаннем в.хода в подвал, и четвертая, точно такая же, — в библи-оте-ку! Но ведь условия для хранания картофеля и книг — разн-ые. вать читателей? Их здесь три е половиной тысячи. До самого выезда из города в направле­ нии к Сокольскому поселку библиотек больше нет. А теперь давайте совершим экскурсию на проспект Побе­ ды. На весь пятнадцатый мик­ рорайон, на весь студенческий городок, на старые улицы вплоть до улицы имени Фрун­ зе библиотека тоже здесь единственная. Правда, есть детская, но у нее свои функ­ ции. Внимательно посмотрим на нижние этажи зданий про­ спекта. Четыре продовольст­ венных магазина, три — про­ мышленных товаров, два ка­ фе , кулинария, столсьвая. Толь­ ко за последнее пятилетие в ролит». Конечно, к- уолугкм-ма- газ-инов люди прибегают каж­ дый день, в библиотеках быва­ ют гораздо реже. Но вот точ­ ные данные, говорящие о все большей популярности книги в Липецке. За 1975 год читателей стало на три тьюячи больше (это только в массовых библи­ отека*!). На том же проспекте Побе­ ды и* прибавилось триста. И невольно опять .думаешь о лиотека в двадцативосьмимет- р-овом пом-ещеиии с книжным фондом 'в две-нвдц-ать - Тысяч томов! Не спорю; и в такой тесноте можно работать хорошо. Ли- пецкие библиотекари это дока­ зали. Они одними из первых 9 страна перешли на централи­ зованную систему. К ним при­ езжают за опытом из многих городов, республик Союза. На страницах Книги - отзывов в Центральной библиотеке толь- ко за этот год рстак^гли свои автографы коллеги из двадца­ ти городов. Увезли с собой добрые впечатления, ц^нь |й опыт и... недоул^ние от'-’бла- г'одушия к нетерпимому состо­ янию помещан-ий. Не слишком ли велики поте­ ри от того, что библиотеки на­ ши не размещаются, в ютя^х^я? Да, велики. Пока йй в одной из них (не считая областной) нет музыкально-нотного отде­ ла, отдела литературы на ино­ странных язь^каx, отдела пери­ од,ики. Пока а читальном зале Центральной библиотеки труд­ но совмещать занятия специа­ листам «месте со школьника­ ми, которые, естественно, не всегда соблюдают аквдемиче- скую тишину. Пока здесь, на проспекте Мира, работникам библиот'екй при,ходится выкра­ ивать каждый, метр для того, чтобы разместить вновь посту- пающу-го литературу. Если бы, если бы... Сослага­ тельное наклонение - постоян­ но использовалось а разгово­ ре с людьми, от которых во ' многом зависит улучшение со з ­ давшегося положения. Вот ес ­ ли бы построили такой-то дом на Первомайской, цокольное помещение обязательно, бы отдали под библиотеку. Вот если выдадут документ 'кбпр;^ ■ектирован!|^^'^ило9Ь'" райо-;# между п р о с п ^ о м Победы и улицей Папина, тал? обязатель* -но предусмотрят помещение для библиотеки. Вот если ут­ вердят на конкурсе план за­ стройки центра Липецка, будет е ф е ядна Г^думенность — К конечно, хороша. Но пока рдят проекты, пока заказ­ чики получат'деньги на строи, тельство, пака, накоиец,- по­ строят," много воды утечет, прибавится не одна тысяча чи­ тателей. А если, не забывая о перспектива*, найти" что-нибудь по-дходящее на «сейчаФС" вре- ме*(но? Многие липчане ска­ жут спасибо. Ибо, как заметил еще Герцен: «Библиотеке это открытый стол идей, за ко­ торый приглашен каждый, за которым каждый найдет ту пи­ щу, которую ищет, это -г- эв- пасной магазин, куда Одни по­ ложили свои мысли и откры­ тия, а другие берут их а рост». Е. МИ1^НА. Н АТАЛЬЯ Турчак, прода­ вец магазина «Детский мир», о сваей работе сказала так; — В торгогой школе, кото­ рую я закончила в прошлом году, много раз «проигрыва­ лись» ситуации «покупатель — продавец». Нас учили, как предлом!ить тоЭкр, помочь по­ купателю с,делать выбор, учи­ ли торговать. Но настоящую профессиональную школу я нейло;юзые сетки. Хочешь — бери сетку с картофелем, а хочешь — покупай набор для борща. Исчез повод для конф­ ликта типа: нс то и не так взвесили. Исчезла очередь, пото.цу что продавцы помога­ ют и кассиру, и фасовщице. Если в магазин привозят то­ вар повышекк-ого спроса, тут же заведующая Е.'В. Крапиви­ на организует на улице про­ дажу с ЛОТКОВ; товар. План любой ценой, пре­ небрежение к интересам поку- пэгелей, формглизА\ и показу­ ха — все это встречается още довольно часто. В конце ноября в «Детском мире» у.стро:-'П !1 выставку-про­ дажу моделей детского трико­ тажа Елецкой фабрики. Можно сказать, Что организация была блестящей. С покуггателями встречг'лись и беседовали представители фабржги, торга. ПО ТУ СТОРОНУ П РИЛАВКА прошла у -заведующей секци­ ей текстильной галантереи ' Н. Ф. Галкиной. Тогда я поня­ ла, что торговать — эго не просто стоять за прилавком. Этому нужно учиться. Запсмиилдсь мне и другая встреча. На. этот раз 'в. Цент- раяьмом универсальном мага­ зине. Мне понравилось, как работает одна , из девушек в секции женских пальто. Лов­ ко и быстро она перебирала модели, помогала их приме­ рить покупательнице, одновре­ менно давая советы другим. А напротив, в секции мужских пальто, работала сама заведу­ ющая. Резко одергивая вещь, возмущенным тоном ока пыта­ лась убедить примерявшего, что лучшего пальто он не най­ дет. Пальто, кстати, сидело не­ важно' и покупатель, сражен­ ный внезапной атакой, бук­ вально рта боялся открыть. Два продавца — два стиля Контакт с покупателем. Он строится на уважении, внима­ нии, заинтересованности в том, чтобы человек не ушел из магазина без покупки. Теперь, когда все больше наших тор­ говых предприятий переходят на новый метод самообслужи­ вания, общение продавца с покупателем приняло форму консультации. Работник при­ лавка поднялся на более высо­ кую ступень в. своей квалифи­ кации. Его труд стал творче- Магазнн «Фрукты-овощи» Н* 15, несмотря на малую тор­ говую площадь, тоже перешел на самообслуживание. Все ово­ щи аккуратно расфасованы в На той же улице' Ленина, на­ против овощного, другой мага­ зин самообслуживания — гаст­ роном К5 103. У входа в торго­ вый зал три кассира . и один контролер. Они просматрива­ ют сумки покупателей на вы­ ходе. Из расфасованных про­ дуктов, кроме молочных, хлеб­ ных изделий, консервов, те, что обычно покупаются раз в ме­ сяц. А товары каждодневного потребления — масло, сыр, колбаса и т. д отвешиваются за прилавком. В часы «пик» здесь длинные хвосты' очере­ дей. Беру бутылку молока и обращаюсь к изнывающим от неусыпного бдения консуль- , — Чем витаминизированноа м^око отличается от обычно- В нем витамины. — Не знаем. Книги желоб в этом магази­ не не видно, а вот конфликты бывают часто и иа выходе, и в очередях, и у весов. Торговля — дело живое, оно не терпит формализма. Кстати, в разговоре с Натальей Турчак меня удивило, что девушка разделяет такие понятия, как плач и удовлетворение спроса покупателей. — Был у нас перебой со шнурками, а покупатели их ча­ сто спрашивали. Сил пришлось затратить немало, чтобы «вы­ бить» эти шнурки. Товар копе­ ечный, на нем плана не выпол­ нишь, но зато удовлетворили покупательский спрос. Вот и задумываешься, много ли таких, кто захочет «выби­ вать» нужный, но копеечный областного управления торгов­ ли. Велись специальные тетра­ ди замечаний и предложений покупателей. Бьша- организова­ на демонстрация моделей. Каж­ дый продавец секции активно работая с посетителями, вел блокнот по учету проданных вещей, где записывались и причины, по которым та или иная вещь не была куплена. Но вот выставка, этот своеобраз­ ный праздник, прошла. Насту­ пили будни. И покупатель сно­ ва предоставлен самому себе. «Подпирают стенки» консуль­ танты в секции трикотажа, се­ туют на плохое качество про­ дукции и увкий ассортимент в секции детского платья, у паль­ то для малышей в растерянко- стм что-то ищет единственная в этом отделе покупательница. Знакомимся. Связист Л. В. Мерлина хочет купить четырех- летией дочке пальто с аппли­ кацией, но нужного размера нет. Самое время подойти про- давцу-комсультанту, объяснить, что в отделе есть специальная тетрадь, куда Мерлина может записать свой заказ, а при очередном поступлении това­ ра ее известят открыткой. Но ничего этого не происходит, пока мы сами не обращаемся к заведующей секцией. Поку­ пательница смущена: — Знаете, самой как-то не­ удобно тревожить продавца, не привыкли мы к вниманию... В этом магазине 42 наставкн- ка, три школы коммунистиче­ ского труда, еженедельно про­ водятся оперативки, бывают рейды по культуре торговли. на деле этот комплекс роприятий! Взять хотя бы те же школы коммунистического труда. План чйиой из них.,^ включает такой ^Икт. практи- ^ ческие занятия по теме «Ана­ лиз состоянм^шльтуры произ­ водства и р е ^ В труда в цехе, на участке, в^п гаде , на рабо­ чем месте». Формально ужа само название — какой жэ цех в магазине! Впрочем, может быть, это занятие имеет цель практически, на примере Одно­ го рабочего дня проанализи­ ровать недостатки, характер­ ные для организации работы некоторых секций, отдельных продавцов! Но как объяснила заместитель директора Г. В. Брянцева, задумано устроить вечер отдыха, концерт и т. д. Кому и что может дать такой «анализ»! Неудивительно поэтому, что в иных секциях в часы шик» 30—40 минут идет приемка го- вара и заняты в ней все, кто в это время должен об­ служивать покупателей. А принцип брИгадно-материаль- иой ответственности сводится к известной поговорке; «Дове­ ряй, но проверя^. Как-то в от­ деле детского ^ж>я я сделала по. этому поЯЩ замечание продавцам, а в ответ услыша­ ла; «Подождите, мы из-за вас умирать не со&«раемся...». Как видите, по ту сторону прилав­ ка люди спокс^м. Волнуется пока покупате>п1к,Жгкая от всех меропривтнй отд|ча. В овощном магазине № 3 мне довелось этим летом при­ сутствовать на бурном произ­ водственном собрании. Давно охончияся обеденный пере­ рыв, у входа столпились недо­ вольные покупатели, в выступа­ ющие все спорили о том, как улучшить обслуживание, оздо­ ровить микроклимат в коллек­ тиве. Так в пылу «борьбы» за культуру обслуживания упуска­ ется главное — истинная забо­ та о людях, увеличивается раз­ рыв между теорией и практи­ кой. На словах—одно, на де­ ле — другое. Мне могут воз­ разить; в как же Наталья Тур­ чак, и ее наставница Н. Ф. Гал­ кина — таких ведь людей в торговле немало. Верно. Но в силах ли они подать голос про­ тив формализма! По крайней мере, для Н. Турчак, которую недавно избрали секретарем комсомольской организации, этот вопрос пока остается от- В. КУКАНОВА. « с В о ж а ты й п р о ф е с с и я - п 1Г и ц а » Под таким девизом четыре с половиной ты- ся опытом работы, прошел недавно слет сячи юных ленинцев. И Форум вожатых откры- пионервожвтых Право- ведут этот отряд 200 ла ветеран пионерского бережного района Ли- пионервожатых. движения Евгения Яков- пецка. Лучшие из ребячьих пеана Реденская, кото- Пионерская оргвниза- комиссаров встретились рая пожелала ребятам ция района большая — на слете, чтобы поделить- пронести через годы огонек- молодого задо­ ра. С рассказом о шеф­ стве над своими юными подопечными выступи­ ли А. Колычева, Е. Коэ- ловцева, А. Шитикова, Е. Белоусова, Е:. Бураков. Предоставили слово и почетным гостям слега — вожатым - производ­ ственникам вителям заводов пус­ ковых двига бедный СО№ Закончился слет на­ граждением лучших во­ жаков пионерии почет­ ными грамотами и па­ мятными подарками. И. ПЕТРОВА. Москва. Государственная юноше­ ская библиотека РСФСР имени 50-пе- тия ВЛКСМ является методической базой Министерства культуры РСФСР, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС по пропаганде книги среди молодежи, по организа­ ции системы библиотечно-библио­ графического обслуживания юноше­ ства. Дом № 4 по Большой Черкизов­ ской улице посещают более 35 тысяч читателей в возрасте от 14 до 20 лет. И каждый находит здесь занятие по своему вкусу: в библиотеке прово­ дятся свои «голубые огоньки», «КВН», . действуют объединение «Алый па­ рус», клуб «Щит и меч», театр «Поэ­ зия», клуб интернациональной дру­ жбы, кружки по изучению иностран­ ных языков, отделы профориентации, социологии, психологии чтения. Библиотека оказывает помощь в улучшении библиотечного обслужи­ вания молодых рабочих всесоюзных ударных строек. Регулярно отправляются посылки < новыми книгами на* КамАЗ, БАМ, Ря­ занскую ГРЭС, нефтедобытчикам На­ дыма и 8 другие места. За высокие достижения в коммуни­ стическом воспитании молодежи биб­ лиотека в 1974 году удостоена пре­ мии Ленинского комсомола. НА СНИМКЕ: в эстетическом цент­ ре библиотеки старший преподава­ тель кафедры философии естествен­ ных факультетов МГУ Александр Сергеевич Митрофанов беседует с учениками 10-го класса школы На 392 о культуре поведения совет­ ского человека. Фото Б. Клипиницера. .(Фотохроника ТАСС). Н Е ЗНАЮ, когда театр поверил В свои силы. Должно быть, это началось с «Иванова», в котором коллектив поднялся до высо.ких поэти­ ческих обобщений и открыл лттецко(му зрителю настоящего Чехова. Потом бы­ ли раэные спектакпи. Неплохие. Хоро­ шие. Были просто милые. И талантливые. Не заблуждаясь касательно слабостей отдэпьмых пьес, — а они тоже были а репертувре сезона, — театр, позорив, ,*>- себя , стремился собственной человеч­ ностью преодолеть их дидактизм, жи­ тейской достоверностью — линейную прямоту и заданчость драматургиче­ ского материала... Но публика уже по­ шла, и сейчас почти любой спектакль,— это надо признать достижением, — со- биоЕвт ПОЛНЫЙ зал. Обращение к тра|Гедии Ш'иллера «Ма­ рия Стюарт» — свидетельство целеуст- , ремленности театра в освоемим новых, более сложных драматургических жан­ ров, умения добиваться поставленной ■ Ска 1 жем сразу: Е. Минский оставил в - стороне все первпитии социально-поли­ тической борьбы эпохи Реформации, отголоском звучат в спектакле квртины противобо 1 рства двух пол.итически* пар­ тий, где с одной стороны — сторонники английской королевы ЕлизЕветы, испо- ведущие протест.энскуто веру, а с дру­ гой — приверженцы Рима, жаждущие посадить, на трон Англии шотландскую королеву и ненавистный англичанам ка­ толицизм. Такова историческая обста­ новка, и % /момент поднятия занавесе Мария Стюарт уже обречена; голова ее должна пасть, ибо судьи уже вынесли свой приговор... Все это — «за кадром». Е. Минский, как и в «И|Венове» остается вереи себе; в центре у него — трагедия личности. Огромный драматический материал режиссер уложил в два отделения, не упустив ни ОДНО 1 Г 0 значительного со­ бытия, «играющего» на понимание об ­ раза главной героини. И образ Марии— не просто центр сюжетной коллизии. В режиссерском представлении она воплощает личность, несущую в сабе протест против насилия и произвола. Мария у Е. Минского — олицетворение Прюсветленного етраданнл, ■ гордого и неосмысленного человеческого ду- С самых первых сцен театр ведет зри­ теля к пониманию того, что борьба за спасение Мерин — это борьба против На пути к «золотой середине» монархи 1 ческоГ |0 произвола, размеже­ вавшего людей на две группы. Пре­ красная, трагическая, тревожная и вме­ сте с тем светлая музыка Шо 1 Стаковича введит нас в мрачный дво:рцовый мир средневековой Англии, где нельзя рас- читьтать на справедливость. Главное 0 'бв 1 инение, предъявлемное шотланд­ ской королеве, — участие в заговоре Бабингтоиа с целью убийства Елизаве­ ты, сфабрикованное при непосредст­ венном участии лорда Берли, столпа и блюстителя королевского престола. «Ты иль она! — говорит он Елизавете. —- Двоим вам не ужиться в этом мире!». Надо сказать, что театр прекрасно от­ работал спектакль в двух составах. Роль Стюарт исполняют в нем две ак­ трисы — заслуженная артистка РСФСР М. Якуш 1 ки«а и С. Лисовская. В Марии Лисовской дреобпадзет свободная сти­ хия чувств и эмоциональная раскрепо­ щенность. Узница, она остается женщи­ ной, красивой, умной. И королевой — гордой, своевольной, в которой , течет горячая кровь Тюдоров, Весь пластиче­ ский рисунок роли очень мягок, словно тронут пастелью, слегка идеализирован и ближе к трактовке самого Шиллера. Историческая точность образа поддер­ живается, кстати, удачно найденным ко­ стюмом — легкость бархатного одеяния Марии резко контрастИ|рует со стилизо- в!внньгм платьем Елизаветы, сохраняю­ щим ощущение тяжелой фактуры... ■Когда Лорд Берли объявляет ей при­ говор сорока комиссаров, Мария — Ск Лисовская — выслушивает его с какой-то иронической веселостью и да­ ет убийственную характеристику знати, охраняемой теми самыми законами, которые обращены против нее. Актриса играет эту сцену язвительно, с издева­ тельски веселой усмешкой. . М, Якушкина играет другое: смятение от несправедливости, оскорбление, жажду мести и жажду справедливого йуда, на который вправе рассчитывать как королева Шотландии. Каждая из актрис несет свое решение обоаза и понимание исторической роли Стюарт, и воплощения в равной степе­ ни чрезвычайно интересны именно этим «лица необщим выражейием». Мария— ■—1......- ............................. ИИ................ . грвШ|Н|Ица, и когда мы видим С. Лисов­ скую—Стюарт слабой, стоящей перед Елизаветой на коленях, кающейся, е е монолог звучит с такой мукой и ис­ кренностью, что ее Марии нельзя не верить. Это покаяние как бы уравнове­ шивает счет несправедливостям, свер­ шенным ею. Трактовка, с самого начала взятая М. Яку'шкнной, заставляет ду­ мать, что обиде и ненависть к королеве и судьям понуждает узницу смиритьс;; лишь временно. Это — кающаяся Ма- Забегая вперед, скажем, что в фина­ ле С. Лисовская играет жертву насилия, заставляя зрителя сильнее ощутить про­ тест против подавления л+»чности бе з- душной и жестокой силой монархии. Такое понимание вытекает и из за­ мысла автора, который перевел полити­ ческий конфликт в моральный поеди­ нок. В исполнении же М, Якушкиной сцена казни воспринимается белльше как идея возмездия за свою жестокость и нетерпимость, упорное нежелание отказаться от притязаний на английскую корону. Две Марии — две Елизаветы. Коро­ лева Ю. Ганиной хитра, льстива, лице­ мерна, но и внешне нереш'ительиа, сла­ ба; она коварна и мстительна, плетет сеть интриг. Она трепещет при одном имени Стюарт. Королева Л. Лихачевой — жестока, нетерпима, властолюбива, ею владеет не знающая преград месть женщины, по­ терпевшей поражение в любви, унижен­ ной на глазах у всех. Сцена встречи двух королев интерес­ но сыграна в обоих составах. Елизавета Л. Лихачевой держится с узницей непримиримо и надменно, с презрени­ ем, у Ю. Ганиной — с победной, и зде­ вательской улыбочкой. В рука* Л. Ли­ хачевой хлыст для лошади имеет пря­ мой смысл: покорить несгибаемую Ма­ рию. Две актрисы — два характера! Не­ примиримая властиость — и лицемер­ ная улыбчивость. Но как по-женски одинаковы они, уязвленные насмешками соперницы, уходят в слепой ярости от ненавистной узницы! И победа Елизаве­ ты в финале, казнь Стюарт на эшафоте, решенная обеими актрисами в одном ключе, — это е е поражение... Л. Лиха­ чева не играет загадки. Она лепит Ели­ завету в одной плоскости и имеет на это право: ткряя в чем-то, энтриса мо­ жет разыгрывать свои страсти на сцене в полную оилу. Интересен лорд Берли в исполнении заел. арт. РСФСР М. Соболева. Это умный, тонкий политик, не уступакиций ни в чем хитрости и иезуитству графа Лестера-(арт. В. Батенин), Любовь графа к Марии не столь чиста и сильна, что­ бы он смог пожертвовать собегй. Лестер В. Батенина труслив, М, Ильина — рас­ четлив, коварен, страшен своей подло­ стью, от которой один шаг до преда­ тельства. Роль. Мортимере (артист А. Жидкое} вызывает резкое неприятие. Рьщарь, доблестный и страстно в.пюбленньи 1 Марию, он подан в трактоеке актера досадно прямолинейно. Эта прялдоли* нейность проявляется в его нарочиТ'О резком, надрывном тоне, каким актер ведет свою роль весь спектакль, и даже в походке; светский челов’вк. Принятый в Реймсе и у Гиэов, Мортимер начисто лишен манер, и бесцеремонность его в обращении с королевой Шотландии поразительна. Ссылка на полубезум­ ный фанатизм Мортимера, преданного идее восстановления Марии на троне, не опровергает, а лишь подтверждает мысль о неточных акцентах в роли. Нельзя обойти молчанием работу художника Ю. Цветницкото в «Марии Стюарт»: поражает лакониэм избран­ ны* средств, кресты и'зубчвтая решетка, ставшие силлволами и мгновенно превра­ щающие королевский дворец я тюрьму, где заточена Стюарт, Англия — тюрь- Нельзя не приветствовать поввлеимя трагедии Шиллера на нашей сцене. Композиционно гармоничный спект такль, осущбстален 1 НЫЙ Е. Минским большим доверием к актерам, их тве^- ческим возможностям, убеждает в том,- что стрелшенме к «золотой середине»- в раскрытии сложных, интересных обра­ зов трагедии принесет театру новые творческие удачи. ю. плотникош.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz