Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

НЛ СНИМКЕ (слева направо]; Е. Горстков и П. Заев. Фото с экрана телевизора Ю. Клюева. Миллионы телезрителей нашей страны в лрошлое воскрменье стали ^йй^елами ф и н а л ь н о поедишана звание аб?о,)ю?^ его чемлиоиа СССР по ^ к е у . который проходил в Ленин­ граде. В финал вошли два тяжелове­ са — Е. Горстков из Орска и липча­ нин П. Заев, который в настоящее время служит в Советской Армии. Е . Горстков — неоднократный чемпи­ он СССР , победитель многих между­ народных турниров. На недавнем матче боксеров СССР-^США он был признан лучшим боксером турнира. Наш земляк имеет более скромные заслуги: призер первенства СССР , чемпион Вооруженных Сил, победи­ тель турнира, посвященного 30-лети1б Победы. ...И вот судья решающего матча, двукратный олимпийский чемпион В. Енгибарян вызывает боксеров на ярко освещенный ринг. Е. Горстков почти на голову выше Петра. П. Заев коренастее, с рельефной мускулату­ рой. Перед началом поединка Горст- кбв сосредоточен^ В отличие от со­ перника, Заев расслаблен н даже ус­ певает улыбнуться перед тепекаме- рой. Но мы догадываемся, чего стоит это спокойствие Петру. П. Заев очень тщательно готовился к этому мвтчу- реваншу. Ведь в прошлом году со­ перники уже встречались. И тогда рассеченная бровь Петра сыграла свою роковую , роль. Победил Е. Горстков. В этом году П. Заев в блестящей спортивной форме; Три раунда он «отработалд легко, навязьшая грозно­ му сопернику свою манеру боя. С пер­ вых минут он шел в атаку. И так все три раунда. После победы Евгений первым п«здрав 1 >ш друга-соперника. Ведь они оба Дыступают за команду Вооруженных Сил СССР . Но больше всех, пожалуй, переживал за Петра его брат н тренер — Александр. В этом бою он был секундантом. Когда прозвучал гонг, то почти ни у кого не было сомнений в победе П. Звева. Да, он победил чисто и уверенно. Сегодня мы поздравляем его с почетной и долгожданной победой. П. Заев—пятый абсолютный чемпион СССР по боксу среди тяже­ ловесов за всю историю отечествен­ ного бокса. Отрадно, что в эту золо­ тую летопись абсолютных чемлионоз СССР попал наш земляк. В. БУХАЛОВ. на вкус Комбинат профессио­ нального обучания и профорие.чтации школь, никоз открылся в Сзерд- лоаоке, В его создании участвозапи сто пред­ приятий и оргЕН!Иза1Ций город*. Они не толыко строили учебно-произ­ водственный центр и ос­ нащали его кабйнеть; и лаборатории, но и поза- ббти'лмеь о Т01М, чтобы старшеклассники могли выбрать по приэзанию профессии, наобходм. мыв городскому хозяй­ ству города, В новом комбинате двенадцать практику­ мов: металлообработки, автоделе, радиоэлектро­ ники, торговли, Гдело- произзодетва, и другие. В центра одновременно могут заниматься 1700 ш,кояьников. (Корр. ТАСС]. П РИХОТЛИВЫ йзаивы детской па-' мяти. . Мы вЗ|Р01Спеем, .мужаем.,- .........:н’рвь1е . впечатления'-' и события отодвигают, .заслоняют собою, как бы затуманивают картины детства, и Ка­ жется, что-- ниче'го-н'йчего кэ;. сохрани­ лось у тебя от -Тех- давних' лет. Но при­ ходят—^ .трудно объяснить, ■’ почему — минуты, когда вдруг вь!свечиааются, как на экране, яркие эпизоды, которые бе з­ отчетно не оемьюленными ^фанились в тайииК1эх' памяти с -тех' самых босоногих времен, и становится понятным, что они всегда с нами/как .вернь1© спутники, как сама, .судьба, во многом 'предопределив-. Шив нас самих, ■ Это та .пожизненная ноша, тот багаж, который'пбтрМ; сзмы1м,.рещит®ль.ным об-:- разом: влИя.вТ^т на -определение , всех .нраястеенных ценностей. И как ни труд- -но его нести; его нельзя ни оставить, ни заменить, на - более-легкий,'. «и уйти,от *1его: это. значило- бы уйти от'самого се­ бя --Ч . ■ - Студ-.знт Михаил Громов приезжает' на каникулы. -И не'.улицей ©.даидет, до род- . ной ха-гы, а:через''сад; Ч.тобьгдосмотреть, на старую- бИрючк'У\---;.6дИ!Н'0.кую -виш- н.ю, ЧТО'росла на СЭМОМ- к р ^ обрыва. Но вишни..:уже нет: О г нее остался толь­ ко небольшой пенек, мреснеющий средь сочво'й зелени разнотравья. На простое это 6ы.ло деревце,-.«а дерево Дозора,- крона* качающая детство.,.». В июле'сорок в.трр.ого-.рстанр.вивщиеся на постой,:лу.,;Гррмбвь!х - немецкие' нн- тенданть1у,.наверное, .не желая утруж-’ дать сцбЯ', срубили-рдИ'о. за другим: шее вишнев>1е -деревья, пере.не.С:л’и -их во ' Двор, п’рфавилй рЯдко'М -вдо-ль. стены и ■объедадихспэлые ягоды. -Гогочу-щэя.ора­ ва лакоМ1Йтся после : .сытного обеда, стреляя косто.чкв-м'И в висящий на плетне кувшин,- ПеДал'ьно мертвеют на - жаре листья деревьев ;. с кровавыми точками ягод. Фашисты-свели под корень весь’ вишенник, уцелела только, рдна Моло­ денькая БиЩэ-нка.; - С ней прошло -у Мишки детство, , голодное, послёзоён-' ное, от нее. он уезжал . -учиться, .она стала для него там самым дорогим, за- ве1тиым, что. сохраняет в нашем с.ер.д.ца семена справедливости и;: доброты... Что-то род|НИ.ло в .со-зна1Нии м-Зльч/яка ’ и юноши постаре.вшее 'деревце' с бабуш­ кой. Теперь умерла бабушка, умерлэ деревце... А жизнь продолжается; О т ' старого пня бирючки п'о.шли-новые п о - ' И студент М.иханл Гро‘мрв -.понимает, как важно поллнить всё] что произошло ’ с бирючкой,. с селом,-/ Рединой, и эта память стала дл я /н е го - ; тем'н'раавте.ен-' ным путеводителем; , которы,й придаст сигы в нужную минуту; не. позволит "ос-' тупиться, отступить; Так- В короткэм и до.вольно приблизительном- пересказе звучит рассказ «Вишня» из новой-'книги. Виктора Вудакова «Колодец у белой*до­ роги», вьинедшей недавно в Центрально- .Черноземном издательстве................. Приблизительном потому, что . нельзя передать по-лностью вею пронзительную силу 'Лирического. об.аяния этой Корот­ кой вещи, в которой нет 'нн расспэблеи- чого запева, ни постепенного .нэраста-' ния драматизма повествования, но. весь рассказ, как натянутая струна, звучит на предельном напряжении, как про-вода высоковольтной линии, заставляя тек же чисто отзываться читательское сердце. О чем он, этот рассказ? О судьбе ли дерезенокого парня, чье детство, как принято говорить, опалено войной? О ‘ преемственности ли поколений? И о том, и о другом, и о третьем,-и это третье, нам представляется нзиболеа важнь:^: и любопытным. Это, скорее всего, рассказ о памяти, . Бегут годы, взрослеют мальчишки во­ енной поры, . и приходит, к ним время философского оомьголени'я жизни, ■ по­ требность соединить фрагменты памяти в одну картину,. 'осм.ьгсл.йть себя, свое преднаэначенне в бурном и песфом по- -гоке бытия.’ : . ' - Но где та верная точка, откуда эта кар-гина смотрелась бы без мешающих глазу отражений света и не была бы ис­ кажена. излишним сумраком, а виделась До мельчайш,их деталей, во всей глуби­ не?. . И В. Будзков психологически досто­ верно и убедительно да-ат процесс нразстзеччого созревания своего героя — етуда1Нта-пэраокурсн'ика Михаила Гро- ранность {фрапментарнреть}, вроде бы излишняя ретроспективмость, сбивающая гладкочтение, на самом деле являет примв'р тонкого мастерства автора, В. Будаков заствзляет читателя проде­ лать вместе с героем тот же непосле­ довательный мучительный мы!сл:итеяь- ный процесс, как бы прорваться сквозь хаос смутных переживаний к истм1Н«ому пониманию вещей. Но, может, пережив1ан1ия Михаила Громова так остры, потому, что все-та­ ки не столько отдалены во времени? А е. течением лет новые напластования па­ мяти совсем заглушат ©го смутную ду» шевную боль. Или, ведкее: может, это нзли1ияяя эмоциокельность юности воз­ вела их в непомерно высокую степень, а повзрослэет герой, пооботрется об острые углы жизни, м кое-что поймет совсем по-иному? 8 небольшой лирической пове-сти «В во | х XX моаа. Со скрупулезной тщательностью, нс-смотря «а душевную бОль от этих вос- •поминаний: Михаил препарирует в вооб­ ражений картину ослепительного июль­ ского дня: сорок -второго года. Он'«ус­ пел увидеть, срубленные зеленые вишни *у белой стены, белое, как полотно, ли­ цо бабущ:ки под вкацияМи, кухонный стол, за которьгм полулежат, полусидят чужие и целятся вишиевым-и косточка­ ми а кувшин, надетый на колышек плет­ ня. Промелькнуло все это быстро, как отрыв.ок Л2НТЫ . на /экрана в детскую пору виденного кино. Но Михаил почув­ ствовал вдруг, что эта картина, сколь ни тяжела ежа, и 'даже теч: сколь ни забы­ та, необходима ему сейчас и необходи­ ма со всеми ■подробностями. Зачем ему нужны'были эти подробносги, он еще объяснить не мог, ' но он знал, что нужны:..». •Да, зачем же это потребовалось юно­ му герою «усилием воли из небытия» вызывать трагические события, бередить старую душевную травму? Надо ли? Там более, что'ничего от не© уже нё оста­ лось, тфрме смутной боли? Легче за- ' 6ыть,;.жит'ь только сегоДняшним Днем, как, например,' сокурсница ‘ Михаила Зина Панченко, староста'группы, ■ •- «Нет, Не лучше», — убеждает нас' ав­ тор рассквза. И/нужны Михаилу этйДос- поминания для тогд, чтобы найти ту ■'за­ ветную точку, выстрадать нраестаенную позицию,' без которой немыслима граж- "дэнская зрелость поколения. Бьется об­ наженная совесть юноши, а мы уж* верим, что он войдет в жизнь борцом, свято неся ответ-ственность за нее пе­ ред павшим отЦбМ, перед могилой ба­ бушки, перед тем, вырубленным, и но­ вым, цветущим, уже послевоенным ви­ шенником, перед своей Родиной. Это и есть тот самый пожизненный багаж, ме­ рило всех нравственных ценностей, ко­ торое делает человека Человеком. ' Такова, нам кажется, основная мысль. Главный нерв рассказа «Вишня». И к э - . жущаяся . его композициоиная несоб­ Ста|рояонье вода светла» (в книг* она не пээаеяа км рассказом, ни повестью. Хотя ®сть все основания отмести е е как к тому, так и к другому жанру) В. Будаков вновь возвращается к послевоенному детству. Только герой повести педагог Юрий Ан|дреевич Нагорное — на девят- нэдцатииетний юноша, а вполне зрелый Человек, проживший на свете вдвое больше Мишки Гром!оа а, отец семейст­ ва. Зачем же его-то тянет в село Яшое, что в глухом обвальном яру, на крутой берег Стародоиья, где вода светла, как чайка? Зачем же он почти с мольбой упрашивает своего сь«э-первоклвссни- ка посетить эти места, с которыми свя­ заны воспоминания о том времени, ког­ да трое закадычных друзей ничего * не знали, кроме войны, ничего на видели, кроме войны, и игрушками им бьши гильзы, пули, осколки, обломки ящиков из-под патронов? Посетить ко одному,' * непременно' с Глебушкой... Но Глебу на до отцовской затеи: для него существует сейчас только ледовая площадка Московского Дворца спорт» на экране, да треск клюшек. ' • «Что ему до моих воспоминаний, ему, счастливо лишенному их?» — думает вдруг Юрий Аидреевин жалеющими се­ бя думами. Откуда эта вдруг жалость к себе? Может, Юрий Андреевич завиду­ ет безоблачному детству сына? Тому, что, не ■ пример отцу, не тревожат Глеба страшные картины гибели зека-: дьш'ного друга Петьки Дугина? Да кет, на поэтому жалеет себя Нагорное, и чу­ точку кривит он душой, когда думает о сыне, счастлгшо лишенном его, отцов­ ских, в'оапоминаний. Быть может, это по­ кажется яедадоксельным, но жалеет На­ горное сына именно потому, что ма­ ленький Глеб не имеет бтцов!ского про­ шлого,. и тревожится Нагорное, где-то в подсознании задаваясь вопросом: не­ ужели же его сын так и войдет в жизнь под треск хоккейных клюшек? И жалеет себя Юрий Андреевич только потому, что не сумел приобщить сына к своим воспоминаниям, не дал ему возможно­ сти испить светлой воды Стэродонья. А без этого, он чувствует, рвется какое-,то главное связу-ющее звено, а порвалось и, как бы ни казалась она ёнешне полной и счастливой, жизнь Глеба все-таки ока­ жется ущербной, неполноцеиной, И пусть герой носит иное имя, и дет­ ство его прошло не в хуторке Троиц- ком, е в большом селе Ясном, мы все же узнаем в нем вэрослого Михаила Громова, закончившего институт и те-1 перь с полной ответсгаен1ностью, с той' же болезненной чувствительнсстью со- ввели исП'0Л1няющего свой долг воспи- «И зачем я писал все эти записки о прошлом? Сколько можно о послевоен­ ном датспве-то?». Тут ж* Юрий Андрее­ вич сам себе и возразил: «Но ведь это мое. Мои товарищи и мое слово о них, И мое здаклинание Глебу...», Оо време, нем, думает Юрий Андреевич, он напи­ шет ему нежное и мужественное пись­ мо ко разве ТР письмо убережет сына? От Чего? От кого?» — задает себе воп­ рос Наторнов и оставляет читателя без ответа. Д а и нужно ли отвечать? Мы понимаем, что хочет Юрий Андреевич уберечь Глеба от пошлости и подлости, от предательства, хочет передать ему свой нравственный багаж, чтобы сын по ёветлой воде Стародонья, по трудно^, но м-ужественной судьбе этого уголка России сверял свои помыслы н дела. Ибо окопы засыпаются долго, а вырьт. их можно бьгетро... Так под самый зана­ вес думает герой, а с ним и автор. Те­ ма приобщения сегодняшнего моло-до- го поколения к светлым родникам па­ мяти, созна«И1Я неразрывной связи дня ны!неш1него с прошльгм красной ни-^ тью проходит через всю книгу, И нет горше мысли дл:е Нагорного,' чем сознание того, что его сьи не при­ коснется к ним, и нет счастья большего, для Сергея Сергеевича Сонченко, сель-"'* ского учителя из рассказа «Высота 185.0», чем видеть, как его ученики Во­ лодя Ве1ршиния, Женя Коломейцев и... Костя Чаплыгин, баламут, лодырь, учё- ник, о котором педагоги твердили хо­ ром: «Хоть кол на голо:ве теши — толку не будет», сажают дождливым осенним днем деревья в память о погибших в бою за эту каверзную высоту двух ты­ сячах солдат. Сажают там, на самом' ее Трёбне, где, по замьклу Сергея Сергее­ вича, будет стоять обелиск й разбит парк. «Значит, не напрасно было все это *— его {Санченко) поиски, его слово, об­ ращенное к молодым, его надежда й боль, и даже не в этом суть, Не напрас­ ной была та страшная жертва, гибель- нь:й рывок тех двух Зысяч...». Возможно, требовательный критик найдет погрешности в книге, отметит и некоторую «эадэняость» героев, й '«пунктирность» сюжетов рассказов и по­ вестей, что, наверное, будет справедли­ во, но он будет благодарен автору за то, что дал припасть к священному род- ' нику народной памяти, заставил звучать в душе читателя мужестееяно-нежны* Книга Виктора Будакова, как ковшик воды из глубинного колодца у белой дороги, испив который, чувствуешь, как становишься сам чище и просветленнее. Не обойди и ты, читатель, этого колодца у белой дороги. Н. СОМОВ. |] Редактор Н. СМ ОЛ ЬЯНИНОВ . АДРЕС РЕДАКЦИИ: г, Липецк, Коммунальная ил., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстраций — 2-28-59, идеологического отдела — 2-34-13, отделов: комсомольской жизни и фотол аборатории — 2-36-43, учащейся молодежи — 2-38-50, писем и спорта — 2-34-46. 1АЭ. 53757; Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44, Зак. № 8459,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz