Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
Какая ж свадьба без шгшгппгщщгтшшлшгшшшц^ Гармонь, гармонь, родимая сторонка! Поэзия российских деревень! ’ А. ЖАРОВ. Казачье Задонского рай- ежа — старое село. Назва ние, как утверждают д©дь1,' пошло от лихих донских ка заков. Закрепилось, будто, гвоздь вбилт). Собственно, тут не одно, а два Казачьих: Верхнее и Нижнее. Расстояние между ними, если измерять город скими мерками, большое— пять километров. Но его не оРдущаешь. Идешь, смот ришь по сторонам; с одной — сосновый лес, весь в инее, с другой — покрытый льдож Дон. Большая комната сельсо вета. Жду попутную машину — мне надо добраться до Нижнего Казачьего. Напро тив сидит человек, которого знают от мала до велика, — Михаил Прокефьевич Пен- дюрин, первый председа тель здешнего, колхоза, и, как утверждают, отчаянный гармонист. Тоже ждет -пэ- — Ты напиши, плохо у нас е автобусом. То. ездит, как положено, то целый день нет. А в Задонск, в школу, детям как ходить? Дорога неблизкая. Осторожно навожу на ин тересующий меня вопрос. Старик ответил не сразу, обдумывал, с чего начать: — Да вот ты сам посуди, □пять же, телевизоры . у всех, кино, можно сказать, в каждом доме, и вроде бы ни к чему собираться вмес те стало. А раньше веселье такое, бывало, после рабо ты или в праздник! А на счет гармоник... Я тебе пО: кажу, где живет Тихон Фе дорович Давыдов, он много переделал их за свою жизнь. Попутный газик, миновав низину, начал медленно взбираться в гору. За пово ротом пркэзались первые — 360 дво'ров было при колхозе,' —' словно ^ вспом нил Михаил Прокофьевич. А вот и дом Тихона Давы- доза, мастера на все руки. Тихону Федоровичу за семьдесят. У них с Марией .Ивановной три сына и одна дочь. Самая старшая Анна работ.ает в Москве бухгал тером, самый младший Александр, заслуженный работник культуры, заведу ет в Хл^ном^ районным рт- делом культуры. Владимир —мучитель математики. Иван преподает в летном учили ще, полковник. Всех поста вил на ноги кузнец-'Тихон Федорович, всех вьшел не правильную дорогу. Гармонь... В его жизнь она вошла с юности. — Был у меня свой уни верситет... — Какой университет? — Да в трех минутах ходьбы от моего дома, у соседа Василия Чернухина... Давно это случилось. Отвел меня отец к нему и гово рит: «Будешь учиться гар мошки для людей делать». Чернухин тот хоть черта мог, сотворить: и скрипки, и гар мошки, и саки... Словом, удалой мужик был. Первую тальянку я году в двадцать пятом собрал, С тех пор и пошло. Так что, почитай, полвека этим зани- Большая, светлая комна та с русской печью. Две кровати, стол, длинная — для гостей — скамья: на стене, за стеклом, жизнь отражалась пожелтевшими фотокарточками. Семейный портрет прочно опоясыва ла добротная рама. Самый давний, чуть нерезкий сни мок вихрастого мальчика, напомнил Тихону Федоро вичу детство. Трудное дет- Новая эпоха красным за ревом зажигала горизоты человеческих судеб, начи нался новый отсчет време ни, а где-то на изгибе боль шей реки пес в ночном ло шадей Тишка Давыдов. По могал отцу пахать. Бегал с такими же бесоногими, как и сам; в лес. А кей-да при шла пора ^эарвбатыаать на хлеб, выучился на кузнеца. Так всю жизнь и не сманил эту профессию. . Пригодился кузнец-Тихон Федорович и в трудные го ды коллективизации, , и нз фронтах Великой Отечест венной. Руки старого кова ля и по сей день сохранили пластилиновый запах кале ного железа. Похожие не жилистые корни старого де рева, • они тяжело лежали на .коленях мастера. Гармоника — довольно сложный музыкальный инст румент. Его истоки — глу бокая древность. Дошед ший до современного грхе* олога, ШЭЙ прадстеаляет ерб^й небо-льшуЮ камеру, в которой размещались бам буковые трубки длиной до 70 сантиметров. Позднее эстафету принимает фис гармония—прототип соара- мегщого пианино, и только лишь 25 мая 1829 года фир ма «Демиан и сыновья» стала изготовлять ' в Вене первые ручные гармоники. В Россию, ее завезли купцы и артисты.; Победное'шест вие гармонии по городам .и селам России началось с Чулкоаской слободы Туль ской губернии, мастера ко торой, существенно изме нив заграничную диковину, подарили русскому народу удалые' звуки веселой гар моники. ...Мастерская бьтпа во дворе. Небольшая комната с печкой. Хорошо побелен ные стены. Верстак мастера — будто раскрытая книга. Только вместо буке — вся ческий инструмент: кусачки, молоточек,-напильники. Ра бота . требует ювелирной точности, отличного слуха и, конечно же, усидчивости адской. Нижнее Казачье стоит на песчаных землях, и, может быть, поэтому исстари здесь передавались от отца к сы ну секреты деревенских ре месел. Терпение и смекалке всегда помогали: и сани смастерить, и дом — всем не зависть — сложить, и ло-‘ шздь подковать, и гармонь без единого гвоздика, на одних шипах, ечелать, да тв:сую, какую и во всей ок руге на найдешь. Кому на приходилось бы вать на сельских свадьбах? А какая свадьба без зали вистой елецкой рояльной гармошки? Не найдэгэ вы такой свадьбы и такого рус ского праздника. Любят, уважают и ценят на селе этот, народный инструмент. Совсем недавно баян или аккордеон- достать — боль ших хлопот стоило. Сегодня они свободно лежат на прилавках магазинов: выби рай на вкус. Баянь( и аккор деоны более сложггыа по конструкции. На них можно иеполнать произведении Баха, Чайковского, Моцарта. А в сельском клубе не в но винку полный набор элекг- рргитар и труб самого раз личного звучания. И тем не менее гармонь-тб живет, бродит по улице, и собира ются люди ' послушать ее чистый голос, не усиленный всевозможными приспэ- С1^лениями техн-ическо-гб ,:Из поколения в поколе ние, от отца к сьжу переда вались секреты ремесел. В редкие минуты отдыха, а то и по ночам без устали работали руки народных умельцем. Труд их, к сча стью, кв покрылся гтылью забвения. Созданы музеи, любители старины сохраня ют для потомков бесценные образцы неистощимой творческой энаргии русско го человеке. Жаль только; что у нас их еще мало зна ют — этих замечательных умельцев.., А , Д9АБКИН. НА СНИМКАХ: В каждую гармонику ста рый мастер вкладывает все свое умение. Вот они, русские гармони ки. Первый звук «новорож денной» гармоники. Фото автора. т КШ ЕЙ ДОШРЙ ИНТЙСЛ Врач Вацловас Иитас из ма ленького литовского городка Моседис заставил по-новому взглянуть своих сограждан на многоч»кпвнныв камни, кото рые остались на земле после ледникового периода. Скачала, провожаемый удивленными взглядами, Интас перетаскивая камни с близлежащих полей и из лесов. Потом перевозил валуны на подсобном транс порте из более отдаленных мест. Так, около дома врача появилась уникальная геологн- ческая коллекция из нкколь - ких тысяч камней. Между ними он высадил растения е Пами ра, с Тянь-Шаня, Алтая, Кавка за, которые смогли подчерк, нуть естественную красоту камней. И жители города ^Моседис открыли, что камни так же, как и кустарник, деревья, луга, ле са, реки и озера, составляют единый и прекрасный мир, ко торый носит название Приро да. В город, чтобы полюбовать- ся необычным садом, стали приходить и приезжать люди из даугих городов, сея, дере вень. И каждый приходящий находит здесь интересную пи- щу для размышлений. НА СНИМКЕ: в необычном саду врача Интаса собрано бо лее пяти тысяч камней ледни кового периода. Между серы ми глыбами высажены расте ния, привезенные с Памира, < Тянь-Шаня, Алтая, Кавказа. В пруду цветут каллы и алые-во дяные лилии. Люди приезжают в городок Моседис, чтобы по любоваться впечатляющим по красоте зрелн 1 цем. Фото И.-Фишериса, ' (АПН. 1975 г.). ЧУДО-ДЕРЕВО ЧудогяблонЮ вырастили школьники на опытном участке Кулябской станции юнь:к натуралистов под рукоео-дствам сотрудни ка станции И. Пажельцева. К дереву при вито тринадцать сортов яблонь разных сро- коа созрета«и*. Первым поспевает белый налив, за ним — антоноака-мичуринская, грушевка, китайка. По три урожая отмен ных яблок собирают юннаты. А началось все так. Несколько лет назад И. Пажельцеа принес с гор яблоню. Вместе с ребятами он привил к ней местные и при везенные сорта яблонь и грушу. Сейчас у дереза тринадцать стволов. На каждом — свой сорт, и все плодоносят. Плоды дерева - сада экспонировались на Выставке достижений народного хозяйства СССР. (Корр. ТАСС1. ВНИМАНИЕ! В понедельник, 32 декабря, в 16 часов в редакции газеты «Ленинец» состоится оче редное заседание нештатного актива клуба старшеклассников «Бригантина». I Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. к д ,РЕС РЕДАКЦИИ: г, Липецк, Коммунальная пл., 44, ред, газеты вЛенинец». Те.тефоиы: редактора — 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстраций — 2-28-59, идеологического отдела — 2-34-13, отделов: комсомольской жизни в фотолаборатории — 2-36-43, учащейся молодежи — 2-38-50, писем и спорта — 2-34-46. АЭ 58307 Типография издательства вЛениаекое знамя», Липецк, Коммунальааа пл., 44, Зая. N2 8397,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz