Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
П А М Я Т И Л О Р К И На зеленом пригорке Т:И 1 Ш!И 1 На и уют, Здесь о Гарсиа Лорке Люди песни поют. И|х напев был бы Бсл-и.б видеть мотои Ка 1 ме 1 МИ 1 стый рриторой Гренадской земяи. ' Только пламя Было сердце поэт» Про 61 ИТО на;с1кв;0'ЗЬ. Катит волны, синея, Среди!зе 1 М 1 но 0 море, ■ •,И молчат ПИр©ней, Пстрясе-нные гррем, А наутро пр 01 снется ■Вся Испания, внмсу! Весть стрелою От Мадрида к Парижу, И три долгие года В, КРУПОЧКИН. будут биться отряды - За свободу народ», ’ За землю Гренады, ,.,Вно|ВЬ на площадь . Во«тання Выйдут люди в Ма.дриде, Лорку ПОМНИТ'Испания И свободу У1ВИДИТ. Снегов спиральное паденье. Туда, где сумерки пусты, Где вдоль дорот. Как приаиденья — Заиндевелые кустьь Туда, где ветрянью девы, Струясь над степью, как вода. Поют унылью напевы. Биясь, в тоске, о гвровсда... Я в эту ночь тревожно вышел На шум, За рощи д«реве 1 нь. Л. ШИРНИН. Где, разбегаясь, Поднял1И листья шуршавень, Где ветры словно оэверели, И ноты их уже не те... Тростинок тонкие свирели Св)ИСТЯТ с подвывом, в темноте. Звенит мороз, узорно-светеп. И я, как странник без сумы, — Ро'ждвН 1 ИЯ св 1 идетель Велмкой музыки знмы1.. ТРИ СТРАНИЧКИ ПАМЯТИ А. ГОЛОВИН «РАДУГА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕГОДНЯ НАШ ЛИТЕРАТУР НЫЙ КЛУБ ПРЕДСТАВЛЯЕТ НО ВОГО АВТОРА. АЛЕКСАНДРУ ГОЛОВИНУ — ДВА^ЩАТЬ ШЕСТЬ ЛЕТ. ПО СПЕЦИАЛЬ НОСТИ ОН — ИНЖЕНЕР ЛЕС НОЙ МЕЛИОРАЦИИ, В 1971 ГОДУ ОКОНЧИЛ ЛЕСОХОЗЯЙ. СТВЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ВО РОНЕЖСКОГО ЛЕСОТЕХНИ ЧЕСКОГО ИНСТИТУТА. РАБО ТАЛ МЕЛИОРАТОРОМ В ПАВ ЛОДАРСКОЙ, ТАМБОВСКОЙ, ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТЯХ. С АП РЕЛЯ ЭТОГО ГОДА А. ГОЛО ВИН — ИНСТРУКТОР ОТДЙ1А РАБОЧЕЙ И СЕЛЬСКОЙ МО ЛОДЕЖИ ОБЛАСТНОГО КО МИТЕТА КОМСОМОЛА. ПЕ ЧАТАТЬСЯ НАЧАЛ В 1972 ГО- ДУ- Онег. Белый, белый. Кружит ся, за фонсри уличные задева ет. Смотрим. Крыши белью, улицы белые деревья белые и следы наши тоже белые. Ма ленькие и большие. Маленькие — ДОЧ1КИ1НЫ, большие — мои. Ле 1 нусек довольна, варежкой о варежку похлО|Пьшват: П РОЙДЕШЬ утром и не замочишь ног. Сухая земля, сухая трава. Од но слово — сушь. Только и ус лышишь порой, как нехотя, су хо подребезжит на своей скрипке кузнеч'ик и, словно за- сты'диашись неверной песни, оборвет, так по существу и не начав. Видно, рассохлась скрипка. Все размыто. Будто и не бы ло ничего, только марево ко лышется, обволакивает, при- гибает все ниже и ниже. Витым».,. Эх1 Посмотри, что творится! Давит, как на по хмелье. Дождя! Ну хоть капля- ми, хоть каплями! —- Седой клок вырвался из-под замыз ганной кепчонкн, Александр Денисович уставился нахра писто В сухое вебо>, Сушь. Просто и не верится, не поймешь ни умом, ни серд цем. Ростом, он ведь такой ма ленький, ему бьт расти да ра сти. А он проклюнется, подни мет свою головку, а она его... Эх... сушь. Обмякшие, обессиленные, ОМИ смотрели на нас, словно ища защиты от настигающего их всюду 31Н|0Я,- — О 1 Н 1 И же как дети. За ни ми глаз да глаз нужен. Про смотрел чуть — и все прахом пошло. Комиссию вызывали. Глянула она ове|КОЛ'Ку, в .сказ о'дин — пересевать. Горит. Го рит земля. ДО.ЖДЯ. Ну, хоть ищет! Молодой? Молодой! дали... А он плевал, плевал на каплями, каплями. — Алек- Квартира есть? Есть! Ну, и жи- все. Свой кусок вы|рывал. Вот сандр Денисович умолк, будто ей. Нет, не хочет. Дом ем:у за- и сейчас директор топчется: то что-то вспоминая- Потом, по- хотелось. Вишь, хозяин... ударит, то погладит, чтобы не смотре® на В!И 1 ктор», продол- Большой тяжелый, Алек- испортить картину. «Обтешет- жап: — Парень он хваткий, сандр Денисович перетирал ся, поднимет, сладит, ума пала- ума — палата, но и дури — сухие комья земли и, не мигая, та, да и дури.—целая хата», Мо- целвя хат». За работу воаь.ме.т- вглядывался в поблекшее, за- жет и так, да только хитрость, т ш 9ЕавБ в а я д в н ся никакими тянешь, а отойдет— в оглобли не П 10 стааи 1 шь, Вот и думай... И вдруг оловно влого 1 нку: — Вы не подумайте, он сно- ров!И 1 Стый. Во|Зымется, сладит, вырастит он ее, поднимет. А что так получилось, сами ви дите — горит земля. Сорок градусов на поверхности. При хватывает корневую шейку, она и никнет. По л:ицу Виктора прошло ка кое-то дв 1 ижение. Кадык его дернулся и затих. А директО|р то ли Ви1№гору, то ли Б.сем, то ли себе одному! — Обиделся? Дом строить со.брался? Участок нужен? Так разве ж не даем! Прикав есть. росшее редкой щетиной лицо ВиктррТа, — Бросай, бросай блажь, па рень! Работать, так работать, в нет — найдем человека. Александр Ден'исовии рв.э- ■нул козырек капчонки и мед ленно направ1ился К машине. Ззго.во:рили разом. Каждый старался убедить, доказать, Больше всех горячился Анато лий. (Что делать, он предста витель райкома — ответствен- Горит земля. Пятьдесят гек таров пересевать. Не шутка. А тут этот бычок Витька угн 1 улся и С 01 П 1 ИТ. Пропадет— по голов ке не погладят. А он сопит, тянет папиросу за папиросой и сопит, .«Как же! Передов'ик, нянькались, хвалили., награж- хитро-сть надо в.сем. Сливки все го'разды снимать, а когда припекло, кусо'К потвердел, так и зап!рьгал: услое.ия «му не те. Тут не агитировать, не топ таться вокруг него, » в эти глыбы сухариные носо.м поты кать, может, н понял бы, когда кусок хлеба следок. .«.Беломор» уже не по.М'Огал. Мысли рвались наружу, виски набухали: «Черт возьми! По слал же бог этого упрюморо бычка на голову». Анатолий выплюнул папиросину... ...Совсем недавно встретил я Анатолия. Улыбается. Гово.рит, прав директор оказался. Сра ботал Витька, поднял свеклу, неплохой урожай вырастил. , вот и угрю 1 уы 1 Й бычок! А дом Идем по лесу. Я и отец. Шуршит листва под ногами, шумит над головой. Хорошо! Далеко город, далеко шум Го родской, только тишина ходит рядО'М. Оте1ц по'Д ноги глядит. Грибник он у меня а 1 зартны|й. Я поверхностный: поверху глазаМ 1 И вожу, шум лесной лов лю. Правда, и под кустик за- ГЛЯ.ДЫ 1 ВЭЮ. Интересно ведь, что там таится. Отец спины не раз гибает, То 1 ль.к |0 иногда посмот рит на меня укоризненно, буркнет что-то неопределен ное и вновь припухшие листоч- ки палочкой во.ро.шит. А как заметит гриб, присядет, ш.мы- гает довольно носом, обряд какой-то замысловатый справ ляет. Мелкий гриб не трогает, время ему на выро.ст дает. Профессионал! Я — другое дело. По мне любой гриб — гри|б. Пусть даже хоть чуть- чуть ШЛЯ 1 П.КОЙ на.д землей вспупьлрится. В кю.рзину, дно побыст|рей прикрыть. От листвы запах прели исхо дит, да такой свежий, так и хо чется лицом в листву зарыться. — Уф..ф, — а через некото рое вре.мя опять: — Уф...ф. — ты... олень! П|рмжап к ольхе Г 0 Л 0 . 8 У, аж шелуха с норы осы- п&тся, и уфчит. Ну, совсем как ярютомленный человек. В гру ди горячо сразу сделалось, _ _ Г 1 о 1 ближ 0 подойти хочется, е ......... . 6о.яз!но, Не юнец передо мной Ну, совсем человечье. Неуже- — матерый. Чешет загривок Скб ли отец притомился? ольху, учф.ит блаженно. В гру- — Пап, ты чего там уфчишь? ди все горячей и горячей. За- — Кто уфчит? Ты брось это! пустил в карман руку, кусок Я по сторонам смотреть стал: хлеба вытащил. Духовитый. Хо- уфчит ведь кто-то, не мог же рош кусок! Вытянул руку с я оспьешэться. И вдруг... Эх, куском на ладони и медленно в его сторону поД|Витаюсь, приговаривать пытаюсь: «Кыть, кьпь, кыть», а в груди то горя чо, то холодно. Смотрит, Уша ми прядает, ВОЛНЭМ 1 И дрожь по телу проходит. Видно, и у него в груди то ХОЛОДНО', то горячо. Неиавестно ведь, что за зверь о двух ногах идет к нему, две Другие в стороны расставив. И, надо же, ив ближней так духовито пахнет в:ку 1 сным, не ведомым. Смотрю я не него, он — на меня. Глаза влажные, карие, с раокосиной. Губами перебирает, широкими ноздря, ми запах хлебе ЛОВ'ИТ. Холод но, ох, как холодно. Не выдер жал. Пяти шагов не дошел Бросил кусок хлебный в его сторЮ|Ну.' Не подобрал он хле ба, не попробовал выкуса. Вид но, холод и его сердцу знать давал. Мыкнул иопуганно, че рез куст бересклетовый сига нул. Трепыхнулся хвост в 1 Го куць| 1 Й перед моими глазами, да так и заСтьт, ощетинив шись. Долго еще после этого Хмыкнул отец. Положил гриб в корзину, ■дальше, к наме ченному им очередному кусту двинулся. Что тут скажешь — любимое это его занятие — грибы .собирать. А. СИНЕЛЬНИКОВА. Г Ж Е Н 1 Д И Н А М З Е М Л И , начало всех начал. Источник !радости, любви, добра и света. Й держится не на оси планета — На ваших перетруженных плечах. Сегодня вам устремлены сердца. Наказы, уДованья тт молитвы. Пусть ка |ступени каждого жрыльца Приходит [белый день с лицом открытым. В окошко постучится снегопад, Мальчишку сманит: — Ладь быстрее Довольно слез людских полынно-горьких. Невосполнимых, тягостных утрат! Вам, матери и жены всей земли. Даны права, которых нету выше: Чтоб гром, звеня, весну трубил над крышей. Не на мф-илах ландыши Ефели! Н Е У Л Е Т А Й Т Е , Ж У Р А В Л И ! Вертится {быстрых дней водоворот: Вновь №лЫшу гам иа воробьиных слетах. Гляжу, как осень шаткою походкой Сквозь р^щу облетевшую идет. Над затвердевшей корочкой земли Блеснет 'зарницей дальней паутинка. И сердце колет тоненькая льдинка. Не улетаете к югу, журавли! Березы свои косы Расплели, — . ’что-те о весфнем примечталось. А я прошу у вас т[вкую малость: Не улетайте к ю гу ,» | |М о р о г и не К9акат^ Щр! ееверн1||М Ветра/Щвйду навстречу. Невзгоды! все взвалю себе |ва плечи,— Не улетаете к югу, журавли! Есть в жизни у людей права свои: Еще не вршли ожиданья сроки. Не все сложилось « песенные строки. Не улетайте, журавли мои! Б Л А Г О Д А Т Ь Пора необычайная нэетвла; Светлы поля, Леса и небосвод. Земля телпр, что за лето аврала . Теперь сполна нам светом отдает. Как хоро|ао Мне в этом лучезарье Средь тишины закатной помолчать, Йазвав единым словом: благодать ПросторЦ Над Орлом ли, над Р.чззнью. 6 тишины почти неслышной звон, И даль в Ьрозрачной дымке светчосиней! Все каже?ся! увидишь поп-Росеии, Лишь Только вот шагнешь за горизонт, как щед^ Юсенний золотистый свет? Им сказоЦо земля вся осияна. Ие зря волшебной кистью Левмтама Он был давно восторженно воспет. ^ЬИезаходящим Н им ЗА и адо мной РРОсенний свет земл.ЩКает под солнцем. И часто, часто мое сердце бьется, И беды все проходят стороной. Н. БЫКОВСКИЙ. ' Р О Д Н А Я С т о р о н а Мне поррю, вы знаете, хочется В край вйрнуться, где долго не был. Где рябины краснеющим почерком Расписались на синем небе. Где березы, сойдя с поляны. Наклонившись над прудом грустно. Где осенний ковер листвякый Под ногами ломается с хрустом. Где сороки, летевшие пьяно, Трескотней тишину нарушив. Захлебнувшись ветром медвяным, Порасселись по диким грушам... Ты ли это, моя деревня! Ты ли это, моя сторона? До сих пор остаюсь тебе вереи. Ты мне тоже доселе верна. В. КАРЕВ. * * * ’ . ~ В зимний день, когда вдруг брызнет солнце, но мороз От этого сильней, скованное синим льдом озерце, в десять раз становится синей. В зимний день, когда в бездомном небе не найти намека облаков, туполевский лайнер, словно лебедь, проплывет над сотней городов. В зимний день, ^когда твое озерце Кт4>шбудь уви^^ с высоты и От взгляда, брошенного солнцем, восхитится чудом синевы, ты пойми, что все это не чудо, и на свете нет иных чудес, кроме солнца, вырвавшего груду золотой душевности небес. М НОГО уже говорилось а пользу иэвечно'й кропотл 1 и- В 10 СГ:И нелегкого пи 1 сатвль- екого труда. И если современная литературная жизнь России срав нительно богата запоминающими ся событиями, порой — таланггли- В'ыми открытиями, то доля писате лей Центрально-Черноземной по лосы в этих успеха!» кажеггся на первый вэглад незаметной. Вели ко литературное мора, а нем легко потеряться, и не каждый опо 1 СО' 6 ен ориентировэться в этом потока, не каждый способен по досто 1 МНству оценить не педдаю. щуюся бужгалтероко 1 му учету «продукцию», мотора» готовилась иоподволь писательским трудом жалению, подчас недоступна для тех, кто считает, что рождение новой юкнги — дело в высшей степени простое. Мело — не зна чит «плохо», а злобо-дневно — это вовсе не всегда «хорошо». И поэтому всякий раз испытываешь 01 Гром 1 Ное удовлетворени.е, когда встречаешься с •мастерО|М-ло'Цма- ном, который спокойно,, мудра ведет тебя по книжному морю, указывая на екрьпые рифы и ли, выводит на свободный, ро'кий простор. Такое удовлет ворение я испытал при чтении вой книги литературного критика Юрия Владим 1 ир 08 ‘ича Томашев. ского «Встречи» — серии литера турмо-критичаоких сюжетов, данных в Центрально-Черн: ном книжном издательстве 1 нешнем году. шет о жизни, а не только о ли тературе. Тем самым о,н наперед отклоняет всякие разговоры о вторичности своего дела, обога щает литературную критиче скую мысль, внося свой вклад в рез«итие советской литературы. Перед нами не очерки творче ства, пояучйвШ 1 ие в последние го ды широкое ра 1 Спростра 1 не 1 Ние, не портреты писателей, живущих сейчас и когда-то живших в Чер ноземье- Этюды Ю. Томашевоко- Импомирует пристрастив кри тика, избранность его размышле- ний о писателе, когда он сможет остав 1 Ить 9 сто,роив известный 1 М|НОгоет 1 рэн 1 Инны 1 Й роман и толко вать вокруг пятистраничного рас сказа, в котором мысли и чувства, позиция пи 1 Са 1 теля бли 1 же ему, критику, пересекаются, пере крещиваются в главном. Это со творчество высекает порой ин тересную ,мысль, показывает нам писателя в каком-то новом. ного советского писателя, дет ство которого прошло на кур. сасой земле. Замечательный ма стер слова, стилист, в лучш'их своих вещах прибливнающ'ийся к классической силе бунинских про изведений, К. Воробьев известен нашему читателю не только как автор повестей о войне «Крик», «Убиты под Москвой». Его книги, неоднократно выхо-дившиэ в Москве, рассказы «Уха бе з соли», «Чертов палец», «Два Гордея» |Еслидорог тееб герой= (ЗАМЕТКИ О КНИГЕ Ю. ТОМАШЕВСКОГО «ВСТРЕЧИ»? Существует мнение, должен «объяснять» имо© П|р 01 изв едение, «разжевы вать» читателю то, что хотел сказать писатель. В какой-то ме ре это соответствует истине, по тому что когда 0 !Н размышляет н-ад про'И'Зведениямн полюбив шихся писателей, так или иначе объясняет свое понимание те мы, идеи, характеров героев, их социальной эначи1мости, общест- . венной позиции... Но книга Юрия Твма 1 ше 1 вокото И 1 нтереюна, преж. де . всего, ''оамо 1 стоятель 1 ностью. Автор, опираясь на пр 01 изве 1 де- Н 1 ИЯ писателей Черноземья, пи- го — это «мысли® П 1 исателеи о жизни вокруг, их общественные чаяния, их ме'чты о будущем. В этюде «Чтобы жизнь на зем ле была человечней».. размыш ляя о военных повестях Григо рия Бакланова, воронежца по рождению, критик рассказьшает о поколении постевовниых пнеате- лей, литературной во.лне пра- звамиой в критике «литературой лейтенантов». Представитель этой- волны Г. Бакланов бьш одним иа первых, кто попытался устано вить прямую зав.иснмость между жизнью и смертью на войне, кто, впервые, может быть, высказал в своем творчестве взгляд на вой ну в . целом и ввел нас В 10 виут- •ренн'ий мир солдата, полковника, генерала, маршала, выбравшись из- обжитого окопчика на опера тивный простор в размышлениях о «звездном» часе воинов, внес ших свою лапту в победу и по- гибших на поле сражения... «Так должен асв“та 1 ки бьггь у людей срам перед мертвыми? — спра шивает Ю. Томашевский. — И ес ли должен, то что это стыд, вина, или может быть, жалость?.. Да, чувство такое есть. И живут с ним, и мучаются в про'Изведенйях Бакланова именно эти люди — себя не жалеющие, смерть при- эирающие®. Говоря о социально-нравствен- нЫ|Х идеях и их художественном аоплощенни в рассказах Евгения Носова, критик подмечает, что Носов — мастер «начинался» с рассказа «Объездчик», в свое время не замеченном критикой, несшем в себе знания о том человеческом типе, который по том станет литературным откры тием зрелого Носова. То^нко-е проникновение в мир героев писателя, ^глубокюа понимание его взгляда на жизнь, — все это делает наблюдения Ю. Томашев- скО'Го значительными, глубоко обо'снованными. В книге мы встречаемся с ге роями повестей и рассказов Гав риила Троепольского, лауреата Государственной премии СССР, проеле|жив-аем вМ'есте е критиком весь его т 8 !орче 1 С.№ий путь от га зетных очерков до ярких и тон ких про 1 Изве|Ден 1 ИЙ.о современно сти. Ю. Томашевский раскрывает внутренний мир писателя-граж- данинэ, видящего главное свое назначение литературы в ее прак- тическо-й пользе Большое место отведено во «Встречах» анализу творчества Константи 1 на Воробьева, прекрэс- ВО.ШЛМв золотой фонд советской литературы. Героям К. Воробьева свойственно великое чувство со страдания к человеку, потому, они ТЭК пО|Тря 1 сают читателя своей неизменной верцй в торжество добра и сП|раведливости, хотя живут трудно, ошибаясь, обретая, осознавая свое великое назначе- Н 1 ие на земле. Ю. Томашевскому творчество писателя особенно до- ро 1 го, потому что ему ближе все го люди, остающиеся и в жизни, и в творчестве верными себе до конца. Какие бы трудности не ис пытывал герой книг Воробьева, он всегда думал: «Жизнь благо, и бремя ее легко». Эта великая жизнелюбивая сила писателя от разилась в его прекрасных книгах, которые учат мужеству, правде, справедливости и борьбе с подло стью и трусостью. Книга Ю. Томашевского, рас. сматривающая Л 1 ишь некоторые аспекты современной прозы сквозь призму творчества писа- тепей, связанных с Черноземьем, помогает читателю глубже про-. никнуть в творческую мастер скую художников слова, выде лить в их творчестве главное, обогатить-свое представление о современном литературном про- Ю. ПЛОТНИКОВ. СИНИЧЬЕ БОЛОТЦЕ На «раю лесного болотца стайка берез да за|росли вязового кустарника н- место жительства всякой птичьей мелочи. Прохладные Петры уже давно золотом высветили лес. Синицы, мухоловки и ло- ползни, сбившись в стаи и беепрестаиио кочуя, перекатываются облаком !кюрохов, постукиваний к свиста по всему лесу. Охотиться за таким 'облаком дело на прасное, 1не уследишь. Другое дело у бо лотца. Птицы там ккивут оседло. Потому что лежит рядом огромное зеленое блю до — и полить, и поесть можно — на всех 1Делый день синицы кусты чистят. Вспорх нет такой маленький веничек на ветку, кры лом обметет, носом почистит, коготком по скребет, перевернется да еще и. хвостом погладит. Но когда « вечеру, солнце выка тывается из-за высоких сосновых крон и красит янтарем голубоватые тени кустар ника, синицы вспоминают и « себе. Усажи ваются ка верхушку сухой березы и начи нают чиститься сами. Легкий, похожий на черную семечку клюв, перебирает взъерошенные перья, за глядывает под крыле». Маленькая птиЦэ вдруг становится большой, мохнатей—раз- брасьюает перышки как крохотная центри фуга. ??о вот каждое перышко на своем месте, криница замирает и нежится в сол нечном роднике. Вот теперь ее и снимать можно. Теперь «фоторужье» бьет без промаха. В. БОРИСОВ, студент ЛПИ. ПОЭТА Сергея Хохлова ^ есть отроки: Говорягг, что стены слышат Каждым камнем и бревном. Стены сльшат, Стены дышат. Стены думают притом. Эти строки, конечно же, про сятся в пародию. И вот она: Гоао.рят, поэты пишут, Что кому на ум взбрело. Я вот тоже часто слышу: — Во, Хо'Хлова повела! Ну, а что же тут теряться! Если даже наш курень Во все стены стал смеяться На мою стихотворень. Или еще один пример: Виктор СоснО'ра решился перевести «Слово о полку Игореве». Свой перевод он «скрасил» словамк- ругательства 1 М 1 И. А в предисловни к его сборнику сказано, что «Соонора поэтически домы'Слива- ет летописные сказания «Слова о полку Игореве», дух истории витает в стихах». Михаил Глазков успешно «до мыслил» пародию «Блудность», закончив ее словами: «...на пят надцать суток свел Кончак Сос- Поиему мы вспомнили М. Глаз- Совсем недавне в Вархне-Вол- КАК ДЕЛАЮТСЯ ПАРОДИИ? жском книжном, издательстве вышла массовым тиражом- новая его книга «Кувырком с Олимпа». Авто 1 р родился в селе Казаки Елецкого района. В Ельце, окон чив школу ФЗО, работал на заао 1 д е , затем в городско-й газете. В Липецке печатался в областных газетах и коллективных поэтиче ских сборниках «Здравствуй, МЭЙ!» и «Запев». Здесь вышла его первая кн 1 ига стихов «Раздумье». Ныне Михаил, Глазков — член Со юза писателей СССР, автор шести В предисловии в книге М. Глаз- кова Алексей Сурков справедли во заметил: «Сатира и юмор, как мне представляется, являют со бой наиболее выразительную и сильную часть того, что написано поэтом». В новой книге три раздела: са тира, посвященная злободнев ным темам современности, -ли тературные пародии и переводы поэтов-сатириков братских лите- Все познается в ораанении.. Вот и мне, прежде чем. оказать слово о книге, пришлось сно(в'а ознакр» миться с «,В.аоилЬ'ев 1 ШИМ. остро вом» нашей сатиры, И заметил я, что Михаил Глазков успешно продолжает традиции недавно ушедшего о^т нас поэта-пародиста Сергея Вэоильева. У Глазков а воистину Василь евская четкость и напористость, острота и иаправленность. Осо бенно это прослеживается в разделе новой книги «На раско ванном Пегасе». Но первая же пародия на Сер гея Васильева представляется мне неудачей, Михаил Глазков взял для пародии строки: Сколько 6 лет не пролетело — буду чувствовать спиной, Как с Прокофьевым купался Я в купели ледяной, . Может быть, интонационная легкость этих строк подкупила пародиста, но по содержанию, ду мается, ОМИ не просятся в паро дию. Поэт искре 1 нне сказал о фронтовом факте. Да и слово «купель» стало вь»С 01 К 1 ИМ словом. Йедаром же Алексей Лебедев перед гибелью, признаваясь в любви к морю, сказал: «Моя могила и купель»! И еще одна неправомерная деталь: у Ва сильева в стихах назван Прокофь ев, поэт равный ему по фронтово му братству да и, пожалуй, по творческой «весомости». И не бы ло нужды Глазкову тянуть в пародию Есенина, великого поэта. Сумел же М, Глазков подмепить вольмости »«с классика ми на ты», ска 1 жем^ у Александра Кочкина или Игоря Волгина, и па родии получились. Удачно также пародируются стро 1 ИИ стихов Ев гения Сэаиноаэ, Михаила Го- денко, Николая Доризо, Алек сандра Говоройа, Юрия Панкра това, Федора Сухова, Николая Благова, Владимира Карпешо, Игоря Пантюхова, Но Михаилу Глазкову не хва тает, на мой взгляд, тщательного отбора материала, не все его па- > родии и фельетоны достигают цели. И все ж, в трудном сати рическом жанре литературы наш земляк прочно прописался. С. ПАНЮШКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz