Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Отшумела премьера. Рассказали Ь своих впечатлениях, мыс­ лях и чувствах, вызванных новым сп ек такл^ , рецензенты. Бурно и горячо обсуждали постановку зрители. А режиссер и его товарищи уже погрузились в новую работу, и еще одно Название появилось не театральной афише. А прежний спектакль продолжает жить. В чем-то меняется. Порой что-то утрачивает, порой >— приобретает. . И новые зрители все так же волнуются за его героев, сочувствуют им или негодуют, размышляют вместе с авторами. Если все происходит именно так, то мы говорим: да, этот спектакль — действительно, серьезная удача. По поводу «Характеров» В. Шукшина на липецкой сцене уже много сказано и написа­ но, высказано нем'ало зритель ских мнений. Спектакль еще раз убеждает в многообразии и многослойности шукшин­ ской прозы. Душевные волне­ ния героев, истоки их пере­ живаний, почему-то Небло- жмвшиеся судьбы, —- в4е ин­ тересует писателя. Как донести до зрителя пол­ ную чашу его мьгслей и дум, ничего не расплескав и на утеряв? Как передать тот внутренний смь'сл, кроютций- ся под внешне незамыслова­ тыми житеРккнми историям»? Как сохранить пафос писателя, эту страсть, которая толкала его к творчеству? Автор пьесы А. Гончаров разрозненные рассказы Шук­ шина соединяет колхозным собран 1 ием, которое обрамля­ ет новеллы. Это придает спек­ таклю целостность, устанавли­ вается и нащупывается своего рода связь впечатлений, ощу­ щений, мыслей, рождаемых отдельными произведениями писателя, В центре собрания — раз- бор «гнусного поступка» Вень­ ки Зябликова. Была у нрго мечта — баян купить, а тёщ* Елизазета Васильевна Киселд- ва ( а р т . Л. Лихачева) н а сэко- н О 'М л е н н ы е Венькой д е н ь г и сё. бе модную шубу купила. Вот и заколотил он тещу («згслужен- ную женщину», как ска себя н а з ы в а е т ) , в уборную и н а г е и - 6 . Г. Белинский говорил; «Оши­ бается тот, кто думает, что лёгко сказать, какая идея ле­ жит в основе данного пройз- ведения». Наверное, в этом и есть волшебная сила искусст­ ва, которая волнует и никогда не дает однозначного ответа, как в алгебре. Большую жизненную правду вскрывают «Характеры» на ли- непогреш-имости Елизаветь! Васильевны Киселевой, оскорб­ ленной зятем-йхулиганом». Ак­ центы смещаются, ‘ и ситуация представляется ' значительно сложнее/ многоплановее... Как здесь рассудить? Ведь люби­ мы» герои Шукшина нередко люди простыв, неудобные, странные. В глазах Киселевой и ей подобных злостным пре- ХОККЕЙ Пафос писателя сзл; «Запломбироват-ю! Не кан­ товать!». Как тоа'сирится, и горь­ ко, и смешно! Итак, факт «преступления» налицо. А ведь односельчане знают Веньку работящим, хо­ рошим парнем, который зря никого не обидит... По ходу спектакля, когда собрание должно решить, какой же все- таки приговор вынести Вень­ ке, каждый из колхозников вспомнит случай из своей жиз­ ни. Воспоминания эти и разду­ мья вызывают живую острую реакцию зала, ро-ждая, в сво-ю очередь, зрительские разду­ мья. Нужно ли, например, че­ ресчур строго судить молодых ребят Ваську (арт. В. Папен- ков) с Гришкой (арт. В. Бирю­ ков), искренне уважающих де­ да Ермола-я (зал. арт. РСФСР Г. Бесчетнрв)? Не ло'Дыри ведь они, но вот в эту теплую, пропахшую недолгимн летни­ ми дождями, ночь, ослушались старика, не пошли на ток зер ­ но стррожить, а прогуляли до самой з'эри с девчатами. О чем новелла? О красоте ли душев­ ной деда Ермолая? А может, о том, был ли ка- крй^-то осознанный смькл в жизни это-го человека? О том, кем надо жить, чтобы испы­ тать радость, удо-вл-етворение? пецкой сцене. То ли упрек, то ли участие в рассказе про зав- складом Тимофея Худякова, большо-м Г р у бО БЭ ТОМ мужике (в этой роли по-новому . рас­ крылось дарование арт. В. Тямушеза). Охватила его вдруг такая неизведанная тоска, поч­ ти физическое ощущение то­ го, что что-то не сладилось, не сложилось в жизни. Обманул он сам себя, не в том счастья искал. И зритель остро ощуща­ ет всю горечь его положения: одна жизнь-то, билетика на второй сеанс не будет!.. «Характеры» В, Шукшина дали ши'рокую возможность актераьм для самовыражения, для раскрытия своего двроза- н-ия и мастерства. Хочется от­ метить И 1 нтересные работы — заслуженного артиста РСФСР В. Бокова (Н-аум Евстигнеазич), Л. Лихачевой (Елизавета Ва­ сильевна Киселева), Е. Ивано­ вой (Соня), Б. Попова (Ефим Пьяных), Г. Богуолазского (Мат­ вей Степанович Рязанцев). «Ха­ рактеры» в постэнооке Б. Го- лубицког-о заставили по-ново­ му оце 1 Нитъ многих, казалось бы, хорошо нам знакомых эк- ...Проходят п-эред нами одна за другой картины восп-омина- ний КОЛХОЗН-И 1 КОВ, навеянные «судом» над Венькой Зяблико­ вым, Тает наша уверенность в ступнйком является и Венька Зябликов. А ведь он из всех жизненных ценностей выбрал не набитые добром сундуки, как она, а гармонь, чтоб са­ мому играть и людей своей иг­ рой радовать.' В спектакле Киселева оста­ ется в оди« 01 честве: колхозни­ ки встают на сторону Веньки. Так решил автор пьесь; А. Гон­ чаров, а вместе с ним — по­ становщик. И зритель, конечно же, солидарен с ними. Но, мо­ жет быть, имело смысл оста­ вить все-таки это право окон- чательного «приговора» за зрителем, чтобы быть верным- не фабуле рассказа, а пафосу писателя? Конечно же, бога­ тая, разнообразная тематика произведений Шукшина дале­ ко не ограничивается вопро­ сом: кто прав? Полярные силы добра и зла — духовного и 6 гзлухов 1 ного постоянно ведут борьбу на страницах его про­ изведений. Шукшин не ставит точек над «и». Наверное, этой недоговоренностью и застав­ ляет нас писатель думать над своими прО'Изведениями... И театр сумел передать главное, чем дорог нам Шукшин; рас­ крыл красоту русских людей, их стремление прожить жизнь полнокровно, честно-, мудро. О. ЛЯХОВА. г. Лип-оцк. Н о в ы й и н с т и т у т в ньшешнем учебном году в л^ноготысячную армию белорусского студенчества впился еща один отряд. В столице республики открыта новое высшее учебное заведение — Минский институт, культуры. На с| 1 акультетах культурно-просвети­ тельной работы к библиотечном учатся 1200 юкр» шей и девушек. Самый молодой вуз Белоруссии будет готовить организаторов и методистов культяросветработы, режиссеров театральньос коллективов и массовых представлений, Дириже­ ров хоров и оркестров, специалистов массовых, научных, детских и технических библиотек. Первый учебный год будущие работники куль­ туры начали е новоселья — для них в О к тя^ ь * ском районе города выстроено восьмиэтажное здание. НА СНИМКЕ: студенты Галина Фрайман (сле­ ва), Геннадий Тихонов и Ольга Клименко. Им пред­ стоит пройти долгий путь, прежде чем они станут профессиональными дирижерами. Фото Ч. Мезина. (Фотохро«'И 1 ка ТАСС). <ШЕцт вомы» и «лтийс» Судя по заголовку, литера­ турный кружок «Арзамас» (1815— 1818), к которому при­ надлежали В. А. Жуковский, К . Н. Батюшков, П. А . Вязем­ ский, А. И. Тургенев, В. Л, Пушкин, А . С . Пушкин и дру­ гие, имел какое-то отношение и к Липецку. Действительно, это так. Сна­ чала появилась комедия «Урок кокеткам, или липецкие воды», написанная драматургом А. А, Шаховским. Впервые комедия была представлена на сцене петербургского .Малого теат­ ра 23 сентября (по старому стилю] 1915 года. Действие пьесы происходит в Липецке. В ней вые.меяны литературные противники автора. Под име­ нем поэта Фиалкина выведен В. А. Жуковский. Комедия А. А. Шаховского и послужила по­ водом для организации лите­ ратурного кружка «Арзамас», выступавшего против консер­ вативных идей «Беседы люби­ телей русского слова», где важную роль играл как раз Шаховской. Все «арзамасцы» имели про­ звища, заимствованные из бал­ лад В. А. Жуковского. Вот не­ которые из прозвищ: 3. А. Жуковский — Светлана, П. А. Вяземский — Асмодей, К. Н. Батюшков — Ахилл, А- С . Пуш­ кин — Сверчок. Наш земляк— писатель С . П. Жихарев (1788—1860), уроже­ нец Данковского уезда, как и А . А. Шаховской, сначала был членом «Беседы любителей русского слова», идеи кото­ рой в первые годы существо­ вания (1807— 1810) были не совсем четкими. Но с 1811 го­ да ясно определился реакци­ онный характер «Беседы», вы­ ступавшей против реформ пи- тературного языка, сторонни­ ками которой были последо­ ватели Н. М. Карамзина. С . П. Жихарев, будучи уче­ ником N последователем Н. М. Карамзина и В. А. Жуковского, естественно, не мог оставаться членом «Беседы». Как бывший участник «Бесе­ ды», при вступлении в члены «Арзамаса», Степан Петрович Жихарев произнес самому се ­ бе «надгробное слово». При­ водим его полностью. «Надгробное слово именито­ му сотруднику «Беседы рус­ ского слова» С . П. Жихареву. Ныне, отложивше ветхого человека, в нового облецемся. Наконец, именитый сотруд­ ник «Беседы русского слова» по многотрудном странствова- яяи в безвестной юдоли лите­ ратурных обществ — уепе! (т. е. умер). Наконец, скинув бренны покров свой: ослиные уши и дурацкую шапку, изве­ стные принадлежности бесед- чика, облекается в нетленный красный колпак арзамасский». Когда Жихарев закончил свое «отпевание», выступил секретарь кружка «Арзамас» поэт В. А . Жуковский, который в заключение своей речи ска­ зал о Жихареве: «Брат наш умер сердитою совою Беседы и воскрес гор. деливым гусем Арзамаса!». И нарекли С . П. Жихарева про­ звищем — Громовой, по на­ званию одноименной баллады В. А . Жуковского. Так, липецкий «потоп» явился поводом для создания столь широко известного в истории нашей страны литературного кружка «Арзамас»; А . ДУЙОВ. Х О Ч Е Т С Я В Е Р И Т Ь . . . в этом; году СКА МВО (Липецк) справедливо подвергался критике. В игре команды не чувствовалась огонька', спортивной злости. Учиты­ вая это, тренеры'липчан О. Зайцев и Ю . Овчуков распрощались с теми, кто тянул команду назад. В поепедних двух играх команда предстала, несомненно, в ином све­ те. И дело не в том, что в коллектив влились свежие сипы. Просто команда заиграла по «прошлогодним нотам» — весело, с задором, с не­ уемным желанием победить. Присут­ ствие неоднократного чемпиона СССР , мира я Олимпийских игр Ю. Блинова придало команде сил и уверенности. Хорошую игру показы­ вают Г. Иконников, В. Палилов и В. Лаптев — игроки высшей ли ги .Л а и другие спортсмены заиграли само­ отверженно, с пользой для команды. Матч со «Спутником» из Нижнего Тагила —■подтверждение этому. На первых минутах В. Феденко, Е. Зи ­ мин, Б. Ноздрин так взвинтили темп, что гости порой выглядели растерян­ ными. На 5-й минуте Н. Ладыгин пер­ вым заставил внести свою фамилию в качестве «пробы» на новом элект­ ронном табло. Через минуту его «примеру» последовал О . Привалов — 2:0. А затем вновь Н. Ладыгин, убежав от защитников, зажигает красный свет за воротами противни­ ка в третий раз. Первая встреча за­ кончилась со счетом 8:0 в пользи! СКА МВО (Липецк). Я Видимо, уверовав в свою силу, ар­ мейцы и второй матч начали агрес­ сивно. В начале первого периода В. Феденко «в девятку» посылает первую шайбу. И сразу же — спад. А гости не думали сдаваться. На 12-й минуте они восстанэвлИвеют равно­ весие. Затем через 2 минуты выхо­ дят вперед, а еще через 2 доводят счет до 3:1. И вот здесь армейцы встревожились. В течение одной ми­ нуты они устроили буквально «кару­ сель» на льду. Не часто можно ви­ деть, когда за одну минуту в ворота одной из команд влетают сразу 3 шайбы. Но именно так было в конце первого периода. Затем липчане уже не упускали инициативы, играли уверенно и за­ служенно победили со счетом 7:4. Хочется верить, что они, на­ конец, нашли свою игру, и перед на­ ми прежняя команда, готовая бо­ роться за почетное место в чемпио­ нате. Вчера состоялась очередная встре-^ ча армейцев с «Шинником» из Ом^ ска. Сегодня повторная встреча этих команд. Отчет об этих матчах будет опубликован в следующем номере газеты. ^ В. БУХАЛОВ. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. ЛИПЕЦКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ МВ 20 объявляет ! набор учащихся для лиц, уволенных в запас из ря­ дов Вооруженных Сил для обучения профессии слесаря-монтажИика по оборудованию металлургических заводов и заводов по производству кокса. Принимаются, юноши с образова­ нием 10 классов. Срок обучения 6 месяцев. Стипендия 75 рублей в ме­ сяц. ■ Иногородним учащимся предо­ ставляется благоустроенное обще- Начало занятий с 15 января 1976 года. Для поступления в училище необ­ ходимы следующие документы: за­ явление; аттестат о среднем образо­ вании; справки с места жительства и о составе семьи; медицинская справ­ ка по форме № 286; 4 фотокарточки (размером 3 x 4 см); паспорт и воен­ ный билет (предъявляются лично]. Адрес училища: г. Липецк-24, пр. Победы, 69-а Телефон 2-11-24. Про­ е зд автобусом и троллейбусом до остановки «Автопарк». РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммуна.пьная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстраций - • 2-28-59, идеологического отдела —; 2-34-13, отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-36-43, учащейся молодежи —■2-38-50, писем и спорта - • 2-34-46. Типография яздагельства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак, 8063, АДРЕС АЭ 57576

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz