Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
Отшумела премьера. Рассказали Ь своих впечатлениях, мыс лях и чувствах, вызванных новым сп ек такл^ , рецензенты. Бурно и горячо обсуждали постановку зрители. А режиссер и его товарищи уже погрузились в новую работу, и еще одно Название появилось не театральной афише. А прежний спектакль продолжает жить. В чем-то меняется. Порой что-то утрачивает, порой >— приобретает. . И новые зрители все так же волнуются за его героев, сочувствуют им или негодуют, размышляют вместе с авторами. Если все происходит именно так, то мы говорим: да, этот спектакль — действительно, серьезная удача. По поводу «Характеров» В. Шукшина на липецкой сцене уже много сказано и написа но, высказано нем'ало зритель ских мнений. Спектакль еще раз убеждает в многообразии и многослойности шукшин ской прозы. Душевные волне ния героев, истоки их пере живаний, почему-то Небло- жмвшиеся судьбы, —- в4е ин тересует писателя. Как донести до зрителя пол ную чашу его мьгслей и дум, ничего не расплескав и на утеряв? Как передать тот внутренний смь'сл, кроютций- ся под внешне незамыслова тыми житеРккнми историям»? Как сохранить пафос писателя, эту страсть, которая толкала его к творчеству? Автор пьесы А. Гончаров разрозненные рассказы Шук шина соединяет колхозным собран 1 ием, которое обрамля ет новеллы. Это придает спек таклю целостность, устанавли вается и нащупывается своего рода связь впечатлений, ощу щений, мыслей, рождаемых отдельными произведениями писателя, В центре собрания — раз- бор «гнусного поступка» Вень ки Зябликова. Была у нрго мечта — баян купить, а тёщ* Елизазета Васильевна Киселд- ва ( а р т . Л. Лихачева) н а сэко- н О 'М л е н н ы е Венькой д е н ь г и сё. бе модную шубу купила. Вот и заколотил он тещу («згслужен- ную женщину», как ска себя н а з ы в а е т ) , в уборную и н а г е и - 6 . Г. Белинский говорил; «Оши бается тот, кто думает, что лёгко сказать, какая идея ле жит в основе данного пройз- ведения». Наверное, в этом и есть волшебная сила искусст ва, которая волнует и никогда не дает однозначного ответа, как в алгебре. Большую жизненную правду вскрывают «Характеры» на ли- непогреш-имости Елизаветь! Васильевны Киселевой, оскорб ленной зятем-йхулиганом». Ак центы смещаются, ‘ и ситуация представляется ' значительно сложнее/ многоплановее... Как здесь рассудить? Ведь люби мы» герои Шукшина нередко люди простыв, неудобные, странные. В глазах Киселевой и ей подобных злостным пре- ХОККЕЙ Пафос писателя сзл; «Запломбироват-ю! Не кан товать!». Как тоа'сирится, и горь ко, и смешно! Итак, факт «преступления» налицо. А ведь односельчане знают Веньку работящим, хо рошим парнем, который зря никого не обидит... По ходу спектакля, когда собрание должно решить, какой же все- таки приговор вынести Вень ке, каждый из колхозников вспомнит случай из своей жиз ни. Воспоминания эти и разду мья вызывают живую острую реакцию зала, ро-ждая, в сво-ю очередь, зрительские разду мья. Нужно ли, например, че ресчур строго судить молодых ребят Ваську (арт. В. Папен- ков) с Гришкой (арт. В. Бирю ков), искренне уважающих де да Ермола-я (зал. арт. РСФСР Г. Бесчетнрв)? Не ло'Дыри ведь они, но вот в эту теплую, пропахшую недолгимн летни ми дождями, ночь, ослушались старика, не пошли на ток зер но стррожить, а прогуляли до самой з'эри с девчатами. О чем новелла? О красоте ли душев ной деда Ермолая? А может, о том, был ли ка- крй^-то осознанный смькл в жизни это-го человека? О том, кем надо жить, чтобы испы тать радость, удо-вл-етворение? пецкой сцене. То ли упрек, то ли участие в рассказе про зав- складом Тимофея Худякова, большо-м Г р у бО БЭ ТОМ мужике (в этой роли по-новому . рас крылось дарование арт. В. Тямушеза). Охватила его вдруг такая неизведанная тоска, поч ти физическое ощущение то го, что что-то не сладилось, не сложилось в жизни. Обманул он сам себя, не в том счастья искал. И зритель остро ощуща ет всю горечь его положения: одна жизнь-то, билетика на второй сеанс не будет!.. «Характеры» В, Шукшина дали ши'рокую возможность актераьм для самовыражения, для раскрытия своего двроза- н-ия и мастерства. Хочется от метить И 1 нтересные работы — заслуженного артиста РСФСР В. Бокова (Н-аум Евстигнеазич), Л. Лихачевой (Елизавета Ва сильевна Киселева), Е. Ивано вой (Соня), Б. Попова (Ефим Пьяных), Г. Богуолазского (Мат вей Степанович Рязанцев). «Ха рактеры» в постэнооке Б. Го- лубицког-о заставили по-ново му оце 1 Нитъ многих, казалось бы, хорошо нам знакомых эк- ...Проходят п-эред нами одна за другой картины восп-омина- ний КОЛХОЗН-И 1 КОВ, навеянные «судом» над Венькой Зяблико вым, Тает наша уверенность в ступнйком является и Венька Зябликов. А ведь он из всех жизненных ценностей выбрал не набитые добром сундуки, как она, а гармонь, чтоб са мому играть и людей своей иг рой радовать.' В спектакле Киселева оста ется в оди« 01 честве: колхозни ки встают на сторону Веньки. Так решил автор пьесь; А. Гон чаров, а вместе с ним — по становщик. И зритель, конечно же, солидарен с ними. Но, мо жет быть, имело смысл оста вить все-таки это право окон- чательного «приговора» за зрителем, чтобы быть верным- не фабуле рассказа, а пафосу писателя? Конечно же, бога тая, разнообразная тематика произведений Шукшина дале ко не ограничивается вопро сом: кто прав? Полярные силы добра и зла — духовного и 6 гзлухов 1 ного постоянно ведут борьбу на страницах его про изведений. Шукшин не ставит точек над «и». Наверное, этой недоговоренностью и застав ляет нас писатель думать над своими прО'Изведениями... И театр сумел передать главное, чем дорог нам Шукшин; рас крыл красоту русских людей, их стремление прожить жизнь полнокровно, честно-, мудро. О. ЛЯХОВА. г. Лип-оцк. Н о в ы й и н с т и т у т в ньшешнем учебном году в л^ноготысячную армию белорусского студенчества впился еща один отряд. В столице республики открыта новое высшее учебное заведение — Минский институт, культуры. На с| 1 акультетах культурно-просвети тельной работы к библиотечном учатся 1200 юкр» шей и девушек. Самый молодой вуз Белоруссии будет готовить организаторов и методистов культяросветработы, режиссеров театральньос коллективов и массовых представлений, Дириже ров хоров и оркестров, специалистов массовых, научных, детских и технических библиотек. Первый учебный год будущие работники куль туры начали е новоселья — для них в О к тя^ ь * ском районе города выстроено восьмиэтажное здание. НА СНИМКЕ: студенты Галина Фрайман (сле ва), Геннадий Тихонов и Ольга Клименко. Им пред стоит пройти долгий путь, прежде чем они станут профессиональными дирижерами. Фото Ч. Мезина. (Фотохро«'И 1 ка ТАСС). <ШЕцт вомы» и «лтийс» Судя по заголовку, литера турный кружок «Арзамас» (1815— 1818), к которому при надлежали В. А. Жуковский, К . Н. Батюшков, П. А . Вязем ский, А. И. Тургенев, В. Л, Пушкин, А . С . Пушкин и дру гие, имел какое-то отношение и к Липецку. Действительно, это так. Сна чала появилась комедия «Урок кокеткам, или липецкие воды», написанная драматургом А. А, Шаховским. Впервые комедия была представлена на сцене петербургского .Малого теат ра 23 сентября (по старому стилю] 1915 года. Действие пьесы происходит в Липецке. В ней вые.меяны литературные противники автора. Под име нем поэта Фиалкина выведен В. А. Жуковский. Комедия А. А. Шаховского и послужила по водом для организации лите ратурного кружка «Арзамас», выступавшего против консер вативных идей «Беседы люби телей русского слова», где важную роль играл как раз Шаховской. Все «арзамасцы» имели про звища, заимствованные из бал лад В. А. Жуковского. Вот не которые из прозвищ: 3. А. Жуковский — Светлана, П. А. Вяземский — Асмодей, К. Н. Батюшков — Ахилл, А- С . Пуш кин — Сверчок. Наш земляк— писатель С . П. Жихарев (1788—1860), уроже нец Данковского уезда, как и А . А. Шаховской, сначала был членом «Беседы любителей русского слова», идеи кото рой в первые годы существо вания (1807— 1810) были не совсем четкими. Но с 1811 го да ясно определился реакци онный характер «Беседы», вы ступавшей против реформ пи- тературного языка, сторонни ками которой были последо ватели Н. М. Карамзина. С . П. Жихарев, будучи уче ником N последователем Н. М. Карамзина и В. А. Жуковского, естественно, не мог оставаться членом «Беседы». Как бывший участник «Бесе ды», при вступлении в члены «Арзамаса», Степан Петрович Жихарев произнес самому се бе «надгробное слово». При водим его полностью. «Надгробное слово именито му сотруднику «Беседы рус ского слова» С . П. Жихареву. Ныне, отложивше ветхого человека, в нового облецемся. Наконец, именитый сотруд ник «Беседы русского слова» по многотрудном странствова- яяи в безвестной юдоли лите ратурных обществ — уепе! (т. е. умер). Наконец, скинув бренны покров свой: ослиные уши и дурацкую шапку, изве стные принадлежности бесед- чика, облекается в нетленный красный колпак арзамасский». Когда Жихарев закончил свое «отпевание», выступил секретарь кружка «Арзамас» поэт В. А . Жуковский, который в заключение своей речи ска зал о Жихареве: «Брат наш умер сердитою совою Беседы и воскрес гор. деливым гусем Арзамаса!». И нарекли С . П. Жихарева про звищем — Громовой, по на званию одноименной баллады В. А . Жуковского. Так, липецкий «потоп» явился поводом для создания столь широко известного в истории нашей страны литературного кружка «Арзамас»; А . ДУЙОВ. Х О Ч Е Т С Я В Е Р И Т Ь . . . в этом; году СКА МВО (Липецк) справедливо подвергался критике. В игре команды не чувствовалась огонька', спортивной злости. Учиты вая это, тренеры'липчан О. Зайцев и Ю . Овчуков распрощались с теми, кто тянул команду назад. В поепедних двух играх команда предстала, несомненно, в ином све те. И дело не в том, что в коллектив влились свежие сипы. Просто команда заиграла по «прошлогодним нотам» — весело, с задором, с не уемным желанием победить. Присут ствие неоднократного чемпиона СССР , мира я Олимпийских игр Ю. Блинова придало команде сил и уверенности. Хорошую игру показы вают Г. Иконников, В. Палилов и В. Лаптев — игроки высшей ли ги .Л а и другие спортсмены заиграли само отверженно, с пользой для команды. Матч со «Спутником» из Нижнего Тагила —■подтверждение этому. На первых минутах В. Феденко, Е. Зи мин, Б. Ноздрин так взвинтили темп, что гости порой выглядели растерян ными. На 5-й минуте Н. Ладыгин пер вым заставил внести свою фамилию в качестве «пробы» на новом элект ронном табло. Через минуту его «примеру» последовал О . Привалов — 2:0. А затем вновь Н. Ладыгин, убежав от защитников, зажигает красный свет за воротами противни ка в третий раз. Первая встреча за кончилась со счетом 8:0 в пользи! СКА МВО (Липецк). Я Видимо, уверовав в свою силу, ар мейцы и второй матч начали агрес сивно. В начале первого периода В. Феденко «в девятку» посылает первую шайбу. И сразу же — спад. А гости не думали сдаваться. На 12-й минуте они восстанэвлИвеют равно весие. Затем через 2 минуты выхо дят вперед, а еще через 2 доводят счет до 3:1. И вот здесь армейцы встревожились. В течение одной ми нуты они устроили буквально «кару сель» на льду. Не часто можно ви деть, когда за одну минуту в ворота одной из команд влетают сразу 3 шайбы. Но именно так было в конце первого периода. Затем липчане уже не упускали инициативы, играли уверенно и за служенно победили со счетом 7:4. Хочется верить, что они, на конец, нашли свою игру, и перед на ми прежняя команда, готовая бо роться за почетное место в чемпио нате. Вчера состоялась очередная встре-^ ча армейцев с «Шинником» из Ом^ ска. Сегодня повторная встреча этих команд. Отчет об этих матчах будет опубликован в следующем номере газеты. ^ В. БУХАЛОВ. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. ЛИПЕЦКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ МВ 20 объявляет ! набор учащихся для лиц, уволенных в запас из ря дов Вооруженных Сил для обучения профессии слесаря-монтажИика по оборудованию металлургических заводов и заводов по производству кокса. Принимаются, юноши с образова нием 10 классов. Срок обучения 6 месяцев. Стипендия 75 рублей в ме сяц. ■ Иногородним учащимся предо ставляется благоустроенное обще- Начало занятий с 15 января 1976 года. Для поступления в училище необ ходимы следующие документы: за явление; аттестат о среднем образо вании; справки с места жительства и о составе семьи; медицинская справ ка по форме № 286; 4 фотокарточки (размером 3 x 4 см); паспорт и воен ный билет (предъявляются лично]. Адрес училища: г. Липецк-24, пр. Победы, 69-а Телефон 2-11-24. Про е зд автобусом и троллейбусом до остановки «Автопарк». РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммуна.пьная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстраций - • 2-28-59, идеологического отдела —; 2-34-13, отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-36-43, учащейся молодежи —■2-38-50, писем и спорта - • 2-34-46. Типография яздагельства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак, 8063, АДРЕС АЭ 57576
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz