Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Я НЕ ОЧЕНЬ надв-ялся на т-о, что статья о 8 , А. Су- хомлинском вызовет •большой кигерес у читателей. Это была моя личная дань уважения и восхищения чело­ веку,- 'КОТО:рЫ'Й 5В самом обыч­ ном, будничном труде учителя соа'ер 1 ДИ 1 п гражданские под­ виг. И в^друг неонсидвнно — тнисьма, зао-иоки на лекциях и споры в коридора* по сущест­ ву основного положения стетьн; в чем силе личности Су- хомлннс-кого? Студент Сергей Володин (скоптик); , — Раав'ИТЫ 1 е средстаа инфор­ мации ■освобождают нес от иеобходи1Мости собирать лич­ ную библиотеку в двадцать тысяч томов и учить восемь языков. Зачем «забивать» го­ лову ПИ 1 ШНИМН знаниями? ■Су- хомлинский фанат, а мы жиаем в век рационального отноше­ ния « жизни... Студентка Оля Горохова {челове.к пока в себе не уве­ ренный): — У нас многие учатся из-за диплома и во имя диплома, считая; что все осталыиое по­ том приложится и придет св 1 МО собой. А Сухомлинский — это недюсягаемое... Студентка Таня Соколова (человек деяс"ольный): —- Мне кажется, что нестак- дартность ума Сухомлинского находится в прямой зависи­ мости от его -.эмоционально'го богатства. Лично мне импони­ рует I нем И 1 нтеллигентн 01 сть и какая-то б е в м е р н а я ин­ теллектуальная жадность, Су- хомлинсгеий —- вполне реаль­ ный эталон для любого смерт- Ка« видно, точки зрения контрастны. Они и позиц|»и других студентов дают повод для продолжения разговора о том, как стать самим собой, что такое современный спе- циздист -, интеллигент, для че­ го йужна широта взглядов, ин- теллектуальнвя и обществен­ ная активность. Я считаю эту тему необычайно принципи­ альной и потому взялся за пе- Можно ли считать диплом пропуском в интеллектуальную жизнь? Можно ли считать вью­ щее образование конечным рез'у'льтатом познания, индуль­ генцией от всех грехов и бед? К сожалению, среди опреде­ ленной части лАолодежи полу­ чение диплома, свидетельству­ ющего 6 высшем образовании, стало модной самоцелью. Для некоторых в принципе не важ­ но, где учиться, каким будет диплом, важен сам престиж получения высшего образова­ ния. Ксжечно, судьба человека складьгаается по-разному, но, когда студенты, к примеру, второго, курса факультета нно- страдны'х языков строят зара­ нее свои жизненные планы, не связывая их со школой, — это о,горчает и тревожит. В свое время известный все­ му миру академик П. Анохин, прошедаиий очень сложный путь вьрбарз своей неповтори­ мой судьбы, писал; «Сколько ни старайся что-имбудь сд е ­ лать, не имея направляющей идеи, ничвГр не выйдет». В. А. СухомлинсНий имел такую идею - направление, он под­ ступил в комкретной практике сельской школы к проблемам . учить и в 0 с 1 питывать каждюго ребенка, плохого и хорошего, умного и на очень, трудолю­ бивого и ленивого. Отсюда це- лбнаправпенность его мысли и Яеят48иь1нвсти: невслэбное вни­ мание ко всему, что делается в мире, мгновенная реакция на Н 0 ВИ 131 НУ, тщательный выбор оредстз и методов. Мои случайны» оппоненты затронули больной нерв века: человек и его ремесло, чело­ век в мире безразмерных зна­ ний, в чем смысл жизни? Пусть не обижается Сергей Володин, но массовые каналы информа­ ции никогда автоматически не обеспечат его знаниями. Твои рвссуждения, Сергей, это фи­ лософия п^си®^яю созерца­ теля, живущего бда руля и ветрил. Ка.к\этг) 1 п«-' 6 рится в на­ ,дишь свою огран»ч^,нкосгь, тем оиль.нее жжет тебя неудов­ летворенность. И потерять или не приобрести это чувство, стремление выразить себя в чем-то неповторимом, особом . “ тэтр не толцко'Годы ученья, но и лучшие годы жизни. Обидно бывает за тех студентов, кто дальше вузовской аудитории и комнаты общежития ничего не успел увидеть. Одно из се- И дня НЕ ПОТЕРЯТЬ родной мудрости: кто не зна- , ет, куда он плывет, для того. • нет попутного ветра. Даже ес­ ли профессиональный выбор тебе удался, то это еще не зна­ чит, что ты нашел себя. До- стоймо ли современного моло­ дого человека остановиться перед запертой дверью Знаний и не стучаться в нее, не рват»- ся, а г* 01 ПИ 10 юивать в замочную скважину, что тебе «напле­ вать на науку», «пусть боги горшки обжигают, а мы—не Рассуждения Оли Горохо­ вой, с моей точки зрения, — это рассуждения человека, ко­ торый сложил крылья, только еще собираясь .в полет. Муд- .рыа люди говорят: чем боль­ ше узнаешь, тем больше ви- единственном, значит, поте­ рять право быть личностью. Можно спокойно и добросове- сгно делать свое дело, но ведь это умеют делать и другие. Этого просто мало. Все равно в жи>зни каждого из нас при­ ходит момент, когда мы соби­ раем урожай посеянного, вре­ мя отдачи того, что нажил, а если нажи 1 п-то крохи? Как жить тогда? Я думаю, что те из вы­ пускников мельтешат в жизни, меняют легко профессию, но­ ют и жалуются, у кого запас сухарей в дорогу был скуден, кто и в институте жил бес- крьнлоъ Вряд ли можно ответить •по­ ложительно на вапрос, как ты учишься, минуя вопросы, клк ты живешь. Вузовские 4—5 лет мых ст.р,ашны« проявлений в юности — леность души. С фа­ культетских стендов кричат и призывают объявления о твор­ ческих конкурсах, о работе в НСО, о проблемах, которые остры и интересны, а ты рав­ нодушно проходишь мимо, считая, что это для избрвч- В актовом зале идет удиви­ тельное общение с удивитель­ ным человеком, полковником в отстааке В. И. Шевченко, кото­ рый в лекции говорил о рабо­ те советски* чекистов в годы Отечественной войны. Гость из Моосвы рассказывает о том, чего нигде не прочитаешь, о лктдях высокой судьбы, о лич­ ностях незаурядных и потому много сделавших для вашей Родины. А за полчаса до его выступления актив студенче­ ского клуба усиленно зазывал на эту встречу студентов, тор­ чавших бе з дела в комнатах общежития, в коридорах и,н- Ежегодно я выбираю из обьикновенного календаря наи­ более знаменательные факты, связанные с ходом истории, судьбами известных людей, а затем предлагаю студентам ответить на вопросы, связан­ ные с этими датами. Вопросы более чем просты: о чем го­ ворит такое-то событие или тэ;{ая-ю фамилия? Ну, напри­ мер, кто такие Алишер Навои, Нероним Уборевич, Муса Джа- ,т.чяк, Розалия Землячка, Мате Залка? Или чем, известно ме­ стечко Хатынь, что вы знаете о «Ярасной капелле» и т. д.? Как вы уже догадались, мно­ гие, ответы бьют не в точку, я ..некоторые вызывают смех «огвозь незримые слезы». Человек широких взглядов — человек, прежде все-то, все- старонна образованный.*Тут в первую очередь имеется в ви­ ду не диплом его, а начитан­ ность, просвещенность, то, что зовется эрудицией. Эрудиция, помноженная на ййыт, позволя­ ет каждому из нас быть про- иицат-вльным, зорким, умею­ щим предугадывать развитие событий, в не ппестись в их Недавно я случайно.стал свч. детелем одного разговора в студенческой группе. Группа осталась на небольшое собра­ ние. По поводу довольно ост­ рому. Член группы, юноша- студент, неумышленно совер­ шил преступление: ехал на мо­ тоцикле, попал под машину, погубил своего спутника. Сей­ час он в больнице, ему пона­ добилась харак тер и стик а . И вот его бл иж а й ш и е «друзья» не могли двух слов сказать о своем товарище, боялись высказать личную оценку. Группа мучительно ис- кала слова для характеристики и не находила. Запас слов был скудным, «фонд эмоциональных переживаний таким же. А вед» это завтрашние педагоги, им государство доверит нежные, хрупкие души детей.., Широта взглядов —- явле- ние социаль 1 Нов. Ограничен­ ность зйаний, ограниченность и узость взглядов, узость ми­ ровоззрения порождают эго­ изм и спесь, неуважительное отношение к другим людям. Личность — это не тот, кто новое лишь потребляет, а, прежде всего, тот, кто это но­ вое творит. Но прежде, чем успешно творить, человек дол­ жен выйти, по крайней мере, хотеть выйти на передний край человеческой культуры, вооружиться всем ее богатст­ вом. Оглянитесь, задумайтесь, куда уходит ваше свободное время, на что тратятся душев­ ные силы. Путь в науку, в про­ фессию не усеян розами, он часто преграждввтся заросля­ ми мелкой, ничтожной суеты, пустого суесловия, пройти ко­ торые можно лишь с боЛЬШ!И'М трудом- и только постоянная работа над собой может при- , вести любого из нас к победе . Недостойно объяснять свою ' -легкость.И' слабость «влиянием века». Неистовая жажда у з ­ навать — бесценный дар моло­ дости. Пусть светлое чувство удивления перед новой книгой, новой проблемой, новой исти­ ной, новым человеком станет вторым «я» у каждого т вас. Есть еще время, есть се ­ годняшний вечер, завтрашний день, есть студенческие годьц 8 с я ЖИ 13 |НЬ. С. ШМАКОВ, кандидат педагогических На данковской стройка все дожди. Льют дожди. Только ребята стойкие. Будут здесь новостройки. Будут здесь этажи... (Из дневника). Дамковский ■свиноводческий комплекс — ударная комсо­ мольская... Они знали это, ра- ботсяи здесь, гордились этим. Део «Софии», семьдесят два Да, будет время для подве- де;Н 1 Ия .итогов „тррт^его трудо-;, вого. Да, будут высказаны еще мнения многих по вопросу: «Если хочешь познать себя и других»... Но уже не будут собираться в новую дорогу бойцы Зима Карпова, Галя Волкова, Галя Чунихина и дру­ гие . Старщекурс ники-„ И снова июль позовет нз стройки тысячи ■парней и дев­ чонок. А в .памяти семидесяти двух «софийцез» надолго ос­ танется эта песня: Солнца не будет, жди не жди... Третью неделю льют 14 эти дневчк 1 коаьге записи. Валя Сибирцев а В 0 | 3 вр.аща- митьЬ лвсь нз совхозной столовой, — Марш в лагерь? куда бегала узнать, не заказы- Ребята двинулись следом. А вали ли на вновь приехавших минут десять спустя уплетали обед. привезенный Валей провиант— — Разгсадора об этом не булку с медом.,. было! — ответил заведующий. Загромыхала бортовая ма- — Нем скэ 13 а 1 ли, что студен- шина. Привезли матрацы и ЕСЛИ ХОЧЕШЬ П О З Н А Т Ь С Е В Я... Время а дороге за песнями пролетело незаметно. Хоро­ шие песни. И как им не быть, если тебе девятнадцать. И эк- за 1 .мены — позади... Данков вгггретип ветерком. Ершились тополя. У вагончика валом кровати и палатки. — Братцы, налетай! в с е зашевеяивось, -зедвитв- лесь, звгремепо, затово,оиле. Палатюи мигом ирад-зяи, ,Мя®- гим еще не верилось, что этот тонкостенный кров станет в течение двух месяцев спа­ сать их от ночи и донщя, что здесь, под брезентовой кры­ шей, векотооь’е впервые в сво­ ей ж-изни обоснуют: «Знаю ли я себя и других?». - Палаток хватило не всем. Металлические каркасы мно­ гих либо не подходили, ам&о были непригодны вовс». При шлоеь ставить все на скорую Да и В!ремя ие стояло на месте. Солнце уже побагрове­ ло и грозилось скрыться за Ко.мендиры метались в разь- Комиссары кинулись осаж­ дать двери столовых, кото­ рые, как оказалось, на этот день для студентов‘были за- тов у нас в этом году вообще кормить не будут, — подтвер­ дил повар. — Вот это да! — Валя заду­ малась. — А вы не могли бы хоть чем-нибудь нас покор- — А много вас? — Семьдесят человек.., Зав присвистнул: — Да вы что, смеетесь? Че­ ловек десять — это еш.е куда ни шло. А такую ораву мы, поди, за весь день сегодня не перекормим. — Проблема но.мер один!— вслух подумала девушка. — Ну, ладно. -Не ходу .решая, как быть. Валя заторо-пилвсь в ла- — Ребята! Вы зачем сюда? — А что., .нельзя? — Конечно. А вы что, разве устава ССО не знаете? — Читали. Так мы анакоАлим- ср„ — попытался выкрутиться оди!Н из парней- Все трое что-то жевали. «Не иначе в саду у кого-то побыва­ ли», — М'Эпьвнула догадка. — А говорите, устав читапи. Что-то там мне не попадало-сь, что бойцу строительного отря­ да по садам лазить разре- шается... Ребята смутились. Белобры- сьж, —- Валя пыталась припом­ нить «го имя, начал оправды- вал-ься, гтоидумьтея н а 'х о д у разные небылицы. — Говори, ,да не заговври- в-айс-я. Это как называется? «Вот тебе проблема номер два, — де 1 вушкв искала выход из -созддвшегося положения. одеяла. Остальное должны бы­ ли получить тальк© завтра. Сморенные ожиданием, ни­ кто не спрашивал е белых простынях. В порядке очереди расхватывали привезенное... ПЕРВЫЕ МОЗОЛИ Мозоли — гордость рабоче­ го человека. И редко ошибает­ ся тот, кто трудовую доб ­ лесть исчиюляет количеством мозолей ив рук*«х... В конце рабсАчего дня к бригадиру шестой бригады подошел В. Пчелинцев. На раскрытых ладонях о з ­ начались два водянистых бу ­ горка, Вот они, первые мозоли. Вот оно, начало трудовой би­ ографии. *— Хорошо поработал, —■ ответил бригадир.—Завтра «V- кавицы дадут — легАщ бу- УРА! ПОШЕЛ БЕТОН! Земляные работы велись одновременно на всем об-ьек- те. Двести метров траншеи вьтрыли быстро—грунт подхо­ дил под вторую категорию. Другая же половина дала жа- Пласт, перемешанный со щебнем и глиной, не подда­ вался даже отбойному мо­ лотку. Землю не рыли, а грьо- ли. И на месте не стояли, -но не было уже того задорв, что В|Н.-;'-'але. Оно и пснятно: то ли дело, когда штьнс лопа­ ты по самую ручку впивается в грунт. А тут... Марина снова взялась зв лопату. Ныли .руки, болела спина. Комья земли казались каменными глыбами. Хоте­ лось бросить эту надоевшую до чертиков лопату и убежать к Дону, окунуться в его про - ' хладную глубь. Но рядом ра­ ботали подруги. Брут те, кто говорит, что деревенские вы­ носливее. Вот этот бросок — и отбавите я, пожалуй, целый дециметр кубический. Раз... — Марина, Иванова! Отдох­ нет, только 6 не выдать, что устала. Вьирямилась: все рабо­ тают. Молча налегла на лопа- Наконец земля сдалась. Кончали последние грунтовые В конце дня пошел бетон. — Ура! — рванулось ввьюо. — Ура-ра-в-а? — подхватило эхо т низовьях Дона, Все ожило. Бойцы смеялись. НАШЕ ЛИ СЛОВО «СКУКА»? Костер — традиция стройот­ рядовцев. У костра жизнь всв|Гда. И это подтвердит ис- Тольк-о с каждьтм д.нем язы­ ки племени все короче, ко- В уголке лагеря «обрелась бригада Вали Сибнрцевой, — Скучно, —■ жалуются, — А кто виноват?.. Завязался спор. Конечно, все шишки посыпались на ко- мидсаров. — Так они вместе в нами работают, — защищала одна. — Ну, и что, вон у «Спект­ ре» К 01 мандир тоже весь день на ■стро'йкв. • _ Манную кашу жевать и беззубый может. А мы сами? Кто мы? С такой колокольни любой костер погасишь... Но взять хотя Бы комисса­ ров. Кому известно, что у Бог­ дановой отец умер? Все замолчали. — Мы помогли ей в чем- нибудь, прежде чем потребо­ вать от нее? Мы ведь не школьники. Надо уметь п о ­ нимать другого. Тогда не окв- жешь: жиань ~ скука... — Давайте за дровами схо­ дим? —- предложил кто-то. — Для «остря.,. Вое согласились. * .* * И снова июль позовет в д-о- рогу парней и девчонок. И снова будут мозоли. Будут дневники. Будут открытия... КОНКУРС ПРОДОЛЖАЕТСЯ ступили преподаватели, а так- сты, сколько студентов готовят На днях прошло очередное дународному молодежному же секретари комеомеяьских доклады и рефераты, заседание областногоорганиза- движению. В нем приняли уча- организаций вузов. Они дело- Председатель оргкомитета ционного комитета VI Всеео- стие .представители ЛПИ, Ли- жили о том, как идет подготов- ректор ЛГПИ Б. Н.'Бабин под- юзного конкурса студенческих пецкого и Елецкого педагоги- ка к внутривузовечим конфе- вел итоги продепанной рвбо- работ по общественным на- ческих институтов. С сообще- ренциям, над какими темами ты, внес предложения по укам, истории ВЛКСМ и меж- ииями о ходе конкурса вы- работают будущие специали- дальнейшему ходу конкурса. ФОТОРЕПОРТАЖ С т у п е н ь к и м а с т е р с т в а На 'снимках: вот так они п 1!> оходят — практи­ ческие занятия. «Готмит к продаже» чайнулВэсуду Людми­ ла (Япьнева. (Снимок Старательно выполня­ ют задание Ирина Юри- цына и Татьяна Подоль­ ская (внизу). А в этой группе пре­ подаватель Л. С. Пахо­ мов знакомит студентов с пушно - меховыми то­ варами (в центре). Фото А, Козина. П ЕРЕСЧИТАВ два десятка Сту­ пенек перед четырехэтаж­ ным зданием,' оттфываем дверь и входим. Светлый холл. Чистота и порядок. Тишина. В коо­ перативном техникуме — заия- Сорок пять квалифицированных преподавателей открывают юно­ шам и девушкам секреты мастер­ ства. Для учебы созданы все ус­ ловия. Вот кабинеты планирования и статистики, т-эв-зраведения, об­ щественные дисциплин..,. Мы об­ ратили внимание на то, что в каждой аудитории висит такая табличка: «За чистоту, сохран­ ность мебели и наглядных посо­ бий аудитории отвечает группа такая-то», А наглядные пособий богатые. Стенды и муляжи сдела­ ны и оформлены руками самих' студентов. Есть отличный спортивный зал, где ребята занимаются в десяти секциях. Работают предметные кружки, есть танцевальный коп- лектив, сто человек поют в хоре... С тех пор, как в 1969 году техии- кум перешел в новое здание, по­ явилась возможность наилуэддим образом организовывать не толь­ ко учебный процесс, но и внеау­ диторные занятия. Обо всем этом мы узнали из рассказа заместите­ ля директора по учебно-воспита­ тельной работе Александра Ни­ колаевича Сухарева. ...Идет обычная лекция в груя- ле Т-32. Ведет ее преподаватель товароведения продтоваров Ни­ на Петровна Калужина. Тема: ме­ тоды определения качества. — Сегодня мы должны научить­ ся определять качество хлеба. Только что определили степень его пролеченности. Задание: рас­ сказать о методе оценки качества. С «Камчатки» поднимается единственный в этой аудитории представитель сильного попа и толково, со знанием дела расска­ зывает об органолептичеешм ме­ тоде оцщгки качества хлеба, т. е. е помощью органов чувств. Ника Петровна довольна ответом Воло­ ди Мельникова — ке подкачал. Пожалуй, самое интересно* — учебный мщ^азин, где учат торго­ вать, Это промтоварный магазин в миннат 1 Щ»е. В нем псе совсем настоящее. Вдоль стен — стелла­ жи, как в настоящих магазинах. Настоящие утюги, кофеаарки. светильники, рядом обувной от­ дел, отдел тканей. А е противо­ положной полки смотрят забав­ ные медвежата, зайчата и глаза­ стые куклы. — это отдел игрушек. Еще дальше — радиотовары. То­ варовед должен знать работу продавца, и поэтому преподава­ тель дает задание Наде Комко­ вой и Любе Алесинон «лодгото- вить телевизор к продаже». Де­ вушки серьезны. М:|гкими тряпоч­ ками протирают экран, подключа­ ют телевизор к сети и проверяют, как он работает. Рядом Людмила Шальнева «готовит к продаже» чайную по­ суду. Галина Балашова занята в отделе игрушек... Теория подкрепляется практи­ кой. Это вторая ступенька к вер- шинаАА мастерства. Первую свою практику студенты проходят . в качестве продавцов в лучших ма­ газинах тех районов, где будут работать после окончания техни­ кума. Вторая практика — по спе­ циальности. Сегодня в коояеративном тех­ никуме можно приобрести четы­ ре €пециаяьноети 1 ' экономист, бухгалтер, товаровед промыш­ ленных и продоаояьствен:шх то­ варов и организатор торговли, ?гвждый год будущие коопера­ торы выезжают в составе строй­ отрядов в районы области. За последние два года они участво­ вали в строительстве торговых центров (магазин, столовая, ре­ сторан) в Трубегчино и Никопь- Два месяца работал спортивно- трудовой отряд при Лебедянеком плодо):омбинате. Специфичный трудовой се­ местр в техникуме — еще одна ступенька мастерства. Летом многие продавцы ухо­ дят в отпуск. И вот все село на­ правляется за десять километров, а то и дальше, чтобы кое-что ку­ пить, евой-то магазин на замке. Этим летом решено было поелзть девяносто двушек в села. Все они успешно справились с рабо- Продали товаров на 450 ты- И это не просто цифры. В этом тоже уже частичка мастерства и любовь и своей профессии... Г, ХВОСТУНОВА. «Я ПЛАНОВ НАШИХ ЛЮБЛЮ ГРОМАДЬЕ».» П од таким девизом прошел ри, возглавлял которое директор смотр-« 0 |Н|Курс аг 1 итбригад в Ли- Дома художественной самодея- пецком политехническом инсти- тельности Л, Ф. Ларин. Первое туте. В нем приняли-участив сту- место заняла агитбригада строк-. дейты всех факультетов вуза. Очень понравились зрителям месте вьютутления бригад —• острые, третьем злободневные. Вот только лентяи и прогульщики не улыбались: тельного факультета, на втором будущие механики, на - металлурги. Такой смотр в институте прово­ дился впервые! Студенты само- прозвуча 1 ло в адрес стройотря- Смотр посвящен Х)0/ съезду Итоги подводило строгое жю- шт своих ЗЕнтов СОВСЕМ НЕДАВНО МЫ ЗВАЛИ ИХ ЛИПЧАНАМИ. А СЕЙЧАС МНОГИЕ ВЫПУСКНИКИ ЛИПЕЦКОГО ПЕДА­ ГОГИЧЕСКОГО ТРУДЯТСЯ ДАЛЕКО ОТ СТЕН РОДНОГО ВУЗА. И ПРИНО­ СИТ ПОЧТА ПИСЬМА С НОВЫМИ АДРЕСАМИ... Здравствуйте, дорогие коллеги, —• настоящие-и будущие! Вот и закончилась первая четверть, пе.рвы.е месяцы нешей работы в Че­ чено-Ингушетии, а точнее в Чечне, пото’му что Ингушетия — это еще дальше, за Тереком. Нас, лилециих, здесь восемь человек. А теперь мы — жители села Октябрьское, что в Шалинском район». Эти месяцы прошли недаром. Те­ перь мы уже знаем, что осел и ишак — это одно и то же, что рус­ ское «привет» по-чеченски {«:алам», что шашлыки готовят только мужчи­ ны.., Ну, а если серьезно, друзья, то мы уже познали первую радость труда. И приглашаем вас к нам, в солнвчную Чечено -Ингушетию. Здесь очень нужны учительсюив кадры, быстро растущей республике не хватает свои-х специалистов. Чем ВВС встретит Чечня? Кавказским го- отеприи'мством, отлн 1 Чными дорога­ ми с регулярным автобусным с е р б -■ Щйнием, хорошо обо руд ованными школами. Молодых специалистов обычно селят в учительские дома 4 комнатами на одного—двух или трех чело-аек. Дети здесь в основном неплохо владеют русским языком, работать с ними очень интересно. Приезжайте, друзья! .Мы ждем своих земляков. Для тех, кто хочет подробнее узнать о Чечне, оставля­ ем свой адрес: ЧИ АССР, Шалияркий район, с. Октябрьское, средняя школа № 1 . Т. КАРПОВА, Я, ДЕНИСОВА, А. КУЗНЕЦОВА. Е 5 И М М Ш Есть в Париже одно кладбище. Где пришедший могил не ищет, Проходя их молчащий ряд До старинных глухих оград. Годы пулями промелькнули, И ударились о стену пули. Над стеною цветут каштаны, А в стене пулевые раны. Здесь в любви объяснялись пары. Здесь расстреляны коммунары! Здесь Варлен приказал отряду: За последнюю баррикаду! Здесь, среди векового тлена. Уничтожен отряд Варлена. И упал командир, красный шарф Коммунарекий к груди прижав. Но напрасно тузы вопили: Революцию схоронили! В день воскресный н всякий На кладбище идет рабочий. Помня мартовский день великий. На Монмартр он несет гвоздики. Всюду верен себе француз; Соблюдает он тонкий вкус. Довершая изящный вид. Красный шарф на груди горит. Он в раздумье стоит хорошем, И сынишка глядит Гаврошем. В. КРУПОЧКИН, Живу я в мире удивительном И в пониманье жизни было длительным. Как вечный свет далеких звезд. Чтоб слово было И прорастало, как И чтоб в созвездии словесном Сияло Родине оно. А. ФИСЕНКО,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz