Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
г И ЗВЕСТНЫЙ дрЕМэ- тург-сказочник Лев Ефимович Устинов— гость Липецка. К сожале нию, все желающие не смогли попасть на встречу С этим замечательным дет ским писателем. Вот поче му редакция попросила вы ступить Льва Ефимовича на страницах нашей газцхь)|-.^ —Уменя даЗнишняя заоч ная дружба с липецкими ребятишками. В вашем го- — Мяв повезло. Я нашел себя. Писать начал рано, Жцзнь моя в театре _(ка« бы не сглазить) фантастически счастливая. Первую пьесу «Правда о его отце» сразу поставили в Московском те-, атрё имени Станиславского. И поставил ее выдающийся режиссер советского теат ра Алексей Дикий. Удача была даже не только в том, что поставили пьесу, а в том, что я полгода с утра до поздней ночи был ря- «понятное на потом». Она может быть со всеми атри бутами современности — пылесосами во дворцах, хо лодильниками в избушке Бабы Яги и так далее. Она может быть и без них, бо лее традиционная, с коро лями и принцессами, доб рыми волшебниками и зло деями,-разными зверюшка ми в горах, лесах, пустынях. Современная — это та, ко торая может заставить ра ботать фантазию ребенка. И Н Т Е Р В Ь Ю « т в о р А м ы ? > роде шло много моих пьес; «Город без любви», «Бело снежка и семь гно<мов», «Добров время», «Живая музыка». Сейчас репети руется «Недотрога», В Ли пецк привело меня и жела ние встретиться с главным режиссером театра Евгени ем Васильевичем Миномим, С ним нас тоже связывает большая творческая друж ба. И не только меня. Когда /Линский работал главным режиссером Ки 1 ровского ТЮЗа, М 1 Ногиа наши веду щие детские драматурги •предоставляли право поста новок своих пьес именно ему. Почти все мои сказки последних лет первым по ставил в Кирове Евгений Васильевич. Увидев назва ния детских спектаклей на афише Липецкого театра, я очень обрадовался, что Минский верен тюзовским традициям, не забывает, какую роль играет театр в жизни маленького челове- — Как скпадыззяась ваша театральная биография! По чему вы стали именно дра матургом - сказочником! И в чем, по^ашему, выра жается современность сказ- дом с этим удивительным человеком. Это стало для меня школой театра. Потом нЭйисзл еще не сколько п ь ^ ^ молодежи и для молойежи. Но тайное, а как выяснилось всяоспедст- вии — сам#* главное, по степенно у Ь мне разраста лось, а потом захватило це ликом, И тГ*ворю о еказке. Первая сказка «Тайна светя щегося камня» вклинилась среди в^эослых пьес. Но уже после «Белоснежки и сами гномов» были толь- ко сказки,, Вр.яд ли кто-нибудь ста нет спорить, что первое со прикосновение ребенка с искусством происходит благодаря сказке. Она бу дит в маленьком человеке воображение, фантазию, мечту, сопереживание к герою, солидарность с ним. А стало быть, форм}ф>ует личность. Ребенок отличает ся от взрослого не умом, а опытом, накопленным в процессе жизни. И его уму нужна серьезная, творче ская пища, но в доступной для него форме. Я —• за сказку серьезную. За сказ ку, а которой обязательно было бы что-нибудь «непо нятное на сегодня», но зато Подчеркиваю: современно го ребенка, мир которого иной, нежели у его ровес ников десять или пятьдесят лет назад, — Лев Ефимович, вы ведь пишете и для куколь ного театра. — Неделю назад я закон чил пьесу для кукольников. Она йазывается «Что-нибудь — кому-нибудь». Я очень рвд е е помлеикю, потому что чувствую себя великим должником кукольного те атра. «Что-нибудь — кому- нибудь» вторая моя сказка для него, Первая называет ся «Великий лягушонок». В том, что для кукольного театра вообще мало хоро ших пьес, виноваты, пожа луй, не столько драматурги, сколько сами дети. Для са мых маленьких так трудно — Ж какой спектакль, увиденный вами в детстве, остался в памяти! — Пожалуй, «Салют, Ис- пакияЬ) Афиногенова. Д е тей до шестнадцати лет на него на пускали, мама все ми правдами и неправдами провела меня в театр. Впечатление о спектакле было ярким и принесло моим родителям немало нагариятностей. После этого я два раза в ящиках - под вагонами бежал в Испанию, Но оба раза меня ловили недалеко от Москвы. Тогда я очень переживал,'что не успею сразиться с ,фаши стами. Тогда я еще не знал, что схватка с фашизмом — надолго, В сорок первом семнадцэтилетним юношей добровольно ушел на фронт. Воевал в стрелко вой дивизии,' — Лев Ефимович, поде- иотесь, пожалуйста,! ево- нмн впечатяениямм р а боте Липецкого театра с детским зрителем. — Дети должны любить театр, но полюбить они его могут только с по мощью взрослых. Если че стно, у Меня такое ощуще ние, что, вообща-то , нет пока прочного контакта между липецким учитель ством м театром. Это очень странно. Я знаю, как в таких же городах, ‘как Ли пецк, где нет ТЮЗов, идет борьба между школами за право попасть на детский спектакль. У вас, ,по-мо- гму, не так обстоит дело. В Липецке есть несколько спехтакл&й для детей, ко торые театр очень тщатель но хранит в репертуаре, ле леет. И все время добзаля- ет новые. Репертуар для маленьких зрителей у вас получше, чем в некоторых ТЮЗах. Вообще ваш дра матический по работе с детским зрителем считвет- ся одним из самых ектиа- нык в Российской респуб лике. Впрочем, я бы сфор мулировал это насколько по-другому. Не по рЭботе с детьми, а по стремлению работать с ними. Липецким артистам труд но «дао йнв потому, что они не всегда получают под держки со стороны гороно, горкома комсомола. Но кто-то рано или по'Здно должен проявить инициа тиву. Может быть, вожа кам городского комсомола стоит подумать о создании общественного учительско го совета при театре? Хоро шо бы из тех молодых учи телей, которые любят театр и еще не забыли, какую ра дость он приносил им в детстве! Хочу верить, что педагоги и комсомольские работни ки встретятся и обсудят вопросы эстетического вос питания подрастающего поколения, поговорят о том, как ответить любовью на любовь Липецкого те атра к юным зрителям. Вела беседу Е. МИТИНА. ГАСТРОЛИ ОЧЕМБЕБЕДУЮТСРОЯЛЕМ? о тем, что такое эстрадное ревю и каким оно должно быть, идут не скончаемые споры. Одни ратуют за концерт - спектакль в традициях мюзикхольных представлений двад цатых-тридцатых годов. Другие утверждают, что концерт должен быть концертом, умело срежиссиро ванным, но без потуг на сюжет монтажом эстрадных номеров вы сокого класса. Какого принципа придерживались наши гости из Благовещенска—арти сты Амурской областной филармо нии, выяснить трудно. С одной сторо ны, ведущие нас уверяют, что это ревю - представление, приглашают нас совершить путешествие от бере гов - величавого Амура к берегам Тихого Дона. € другой, — кроме этих чисто словесных уверений, ф ор мальных связок и «мостиков» между номерами, единого замысла, поэти ческой логики нам уловить не уда лось, Были номера получше, были похуже. Но, честное слово, пенять, почему на эстраде соседствуют хо реографическая миниатюра «Мы с Амура» {разумеется, с обязательным асс^тнментом морской бутафо р и и — ленточки, штурвал корабля и так далее) и песня А. Морозова «Большой привет с большого БАМа», догадаться иеяозможно. Тем более, что вслед за этим звучат другие песни, сюжетно никак не связанные ни с гигантской стройкой, ни е про фессией моряка, песни весьма необя зательные и подчас очень заурядные. К примеру, щемящий голос еояиетэ Владимира Панишева повествует о «чарах звездного неба», «лебеди ной верности» и, конечно же, о не приметной девичьей красоте. То* что это банально, еще полбеды. Беда, что путешествие, предложенное нам, лишено стержня, цельности, смысла. Вот и кочует амурская регата от песенного жанра к танце вальному, от вокально-ииструмеи- тального к цирковому, от разговор ного к кукольному... Пожалуй, концерт был бы куда стройнее, слаженнее, если бы мы пу тешествовали не через нагроможде ния мостиков-связок, а просто — по миру веселого и талантливого эег- радного искусства. Но подчеркиваю: талантливого, отвечающего времени, эстетическим требованиям зрителя, наконец, про сто хорошему вкусу. Увы, в концерте «Мы с Амура» эти естественные принципы далеко не всегда вылеживались. К приме ру, решили нам, липчанам, поль стить и показали лирическую ке^ину «Липецкие страдания». Почему ли пецкие — н е ясно. Они могли быть и воронежскими, и омскими, и ро стовскими. Ведь парни ухаживают за девушками повсюду. Ну, а взять лесенний багаж ведущих солистов Татьяны Жуковой и Бориса Василь ева. Последуем за героями их пе сен. Один из них доверил тайну сердца «близкому другу» — роялю, поскольку именно рояль может «по нять», «почувствовать» и «помочь» в невезеимн. Почему рояль, а не това рищ! Беседа с роялем в песне Юр генса «Скажет все тебе рояль» пре тендует на некую оригинальность. С гитарой уже беседовали, а вот е роялем — впервые. А это ведь ку да шикарнее. И не заботит, похоже, нм авторов текстм этой, да и других песенок, ни певцов, что оригияаль- ность эта мнимая, что ею маскиру ются, банальность, безмыслие, штамп. Не все. повторяю, у гостей с Аму- ра плохо. Есть, скажем, интересная композиция молодого жонгяера-эк- вилибриста Владимира Игнатова, есть и другие неплохие номера. А вот ревю — нет. Нет настоящего добротного сценария, не чувствуется твердой, умелой режиссуры. А. ЧЕРНЫШОВ. СУББОТНЯЯ СТРАНИЦА ВСШШЙЯ в т т ш Стоит в центре Данко ва добротный, простой дом: стены из красного кирпича, светлые окна, покатая крыша. У входа традиционное крыльцо — круто взбегают вверх широкие ступеньки. А вот коАшвты.» Нет, сами комнаты обычные, а вот плакаты на стенах и стенды поражают вооб ражение. Р 8 се«азыва 1 бт они о планетах, звездах, ракетах в космосе. Ско ро в главном зале по явится и вовсе . неожи данный экспонат: ог ромная моДеяь совре менного космического корабля. Но пройдем дальше в очень своеоб разное помещение с вы соким куполом вместо потолка. Огромный сфе рический экран, совре менные, полностью ав томатизированные про екционные установки, магнитофон, ретрансля торы и, наконец, внуши тельный пульт управле ния. Да, вы угадали: это — планетарий, Виктору Павловичу Амозову — завучу пер вой средней школы, пре подавателю физики, за ведующему планета рием на общественных началах—достаточно на жать одну из кнопок—и на наших глазах совер шается чудо: вращается небесная сфера, проплы вают планеты, ярко го рят над головой созвез дия южного полушария, ■Из ночной петяей мглы вырисовываются ярко освещенные конту ры московских зданий. В развернутой панора ме перед зрителями проппыввет набережная Моеква-реки, универси тет. И над всем этим— бархатное заездкое не бо. Так начинается лекция «Под кебом планета рия»; в которой Виктор Павлович увлеченно рас сказывает и о нашей планете, и о . дальних мирах. Едва слышно гудят электрические установ ки, и вот панораме тро- пнческвфо залива сме няется арктическим пей зажем. Из царства веч ной мерзлоты (с фанта стической скоростью — 100 километров в секун ду) мы попадаем в ряканскую Сахару, Юные гости планета рия узнают здесь мно го интересного о струк туре Вселенной, воочию наблюдают жизнь пла нет, звезд, знакомятся с космической техникой. И в заключение . — главное. Данковский ппа- нетарий, единственный в области, возник по ини- циативе нашего земляка, Заслуженного : Деятеля культуры РСФС?,, лекто ра Московского плане-, тария Ивана Федорович ча Шезлякова. Это бла годаря ему в дар дан- ковчанам было пере дано оборудование и экспонаты. Всего со дня открытия, которое со" стояпось 21 августа, здесь прочитаны уже д е сятки разнообразных по содержанию лекций. Планетарий посетило около тысячи человек — и данковчан, и гостей нз сел и деревень района. Побывали здесь во вре мя последнего визита в Липецкую область и на ши немецкие друзья — из Котбуса. В. ВИКТОРОВ. г. Данков. С МЕЧТОЙ о НЕБЕ в н о в ь , в о т УЖЕ в ОДИННАДЦАТЫЙ РАЗ, ОТ КРЫВАЕТ СВОИ ДВЕРИ ЛИПЕЦКИЙ КЛУБ «ЮНЫЙ ЛЕТЧИК». ОН СОЗДАН ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ПОЗНАТЬ РОМАНТИКУ НЕБА, ДЛЯ ЛИПЕЦКИХ МАЛЬЧИШЕК И ДЕВЧОНОК. ЗАПИСЬ В КЛУБ ПРОИЗВОДИТСЯ С 1 ПО 15 ДЕКАБРЯ В ПОМЕ ЩЕНИИ ГОРОДСКОГО ДОМА ПИОНЕРОВ. (Уп. ЛЕНИНА, 28). ЖДЕМ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ С 13 ДО 16 ЧАСОВ ЕЖЕДНЕВНО, КРОМЕ СУББОТЫ И ВОСКРЕСЕНЬЯ. ШТАБ КЛУБА «ЮНЫЙ ЛЕТЧИК». I За редактора И. РОЗЕН ФЕЛ БД. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная п.ч., 44, реж, газеты «Лец.чнец». Телефоны; редактора — 2-53-53, отвстст веггаого секретаря и отдела иллюстраций — 2-28-59, вдеологнческого отдела — 2-34-13, отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-38-43, учащейся молодежи — 2-38-50, писем и спорта — 2-34-46. АЭ 53173 Типография «здателктва .«Ленинское $намя%. Липецк, Коммунальная яд., 44, Зак. Хо 7887.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz