Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

г И ЗВЕСТНЫЙ дрЕМэ- тург-сказочник Лев Ефимович Устинов— гость Липецка. К сожале­ нию, все желающие не смогли попасть на встречу С этим замечательным дет­ ским писателем. Вот поче­ му редакция попросила вы­ ступить Льва Ефимовича на страницах нашей газцхь)|-.^ —Уменя даЗнишняя заоч­ ная дружба с липецкими ребятишками. В вашем го- — Мяв повезло. Я нашел себя. Писать начал рано, Жцзнь моя в театре _(ка« бы не сглазить) фантастически счастливая. Первую пьесу «Правда о его отце» сразу поставили в Московском те-, атрё имени Станиславского. И поставил ее выдающийся режиссер советского теат­ ра Алексей Дикий. Удача была даже не только в том, что поставили пьесу, а в том, что я полгода с утра до поздней ночи был ря- «понятное на потом». Она может быть со всеми атри­ бутами современности — пылесосами во дворцах, хо­ лодильниками в избушке Бабы Яги и так далее. Она может быть и без них, бо­ лее традиционная, с коро­ лями и принцессами, доб­ рыми волшебниками и зло­ деями,-разными зверюшка­ ми в горах, лесах, пустынях. Современная — это та, ко­ торая может заставить ра­ ботать фантазию ребенка. И Н Т Е Р В Ь Ю « т в о р А м ы ? > роде шло много моих пьес; «Город без любви», «Бело­ снежка и семь гно<мов», «Добров время», «Живая музыка». Сейчас репети­ руется «Недотрога», В Ли­ пецк привело меня и жела­ ние встретиться с главным режиссером театра Евгени­ ем Васильевичем Миномим, С ним нас тоже связывает большая творческая друж­ ба. И не только меня. Когда /Линский работал главным режиссером Ки 1 ровского ТЮЗа, М 1 Ногиа наши веду­ щие детские драматурги •предоставляли право поста­ новок своих пьес именно ему. Почти все мои сказки последних лет первым по­ ставил в Кирове Евгений Васильевич. Увидев назва­ ния детских спектаклей на афише Липецкого театра, я очень обрадовался, что Минский верен тюзовским традициям, не забывает, какую роль играет театр в жизни маленького челове- — Как скпадыззяась ваша театральная биография! По­ чему вы стали именно дра­ матургом - сказочником! И в чем, по^ашему, выра­ жается современность сказ- дом с этим удивительным человеком. Это стало для меня школой театра. Потом нЭйисзл еще не­ сколько п ь ^ ^ молодежи и для молойежи. Но тайное, а как выяснилось всяоспедст- вии — сам#* главное, по­ степенно у Ь мне разраста­ лось, а потом захватило це­ ликом, И тГ*ворю о еказке. Первая сказка «Тайна светя­ щегося камня» вклинилась среди в^эослых пьес. Но уже после «Белоснежки и сами гномов» были толь- ко сказки,, Вр.яд ли кто-нибудь ста­ нет спорить, что первое со­ прикосновение ребенка с искусством происходит благодаря сказке. Она бу­ дит в маленьком человеке воображение, фантазию, мечту, сопереживание к герою, солидарность с ним. А стало быть, форм}ф>ует личность. Ребенок отличает­ ся от взрослого не умом, а опытом, накопленным в процессе жизни. И его уму нужна серьезная, творче­ ская пища, но в доступной для него форме. Я —• за сказку серьезную. За сказ­ ку, а которой обязательно было бы что-нибудь «непо­ нятное на сегодня», но зато Подчеркиваю: современно­ го ребенка, мир которого иной, нежели у его ровес­ ников десять или пятьдесят лет назад, — Лев Ефимович, вы ведь пишете и для куколь­ ного театра. — Неделю назад я закон­ чил пьесу для кукольников. Она йазывается «Что-нибудь — кому-нибудь». Я очень рвд е е помлеикю, потому что чувствую себя великим должником кукольного те ­ атра. «Что-нибудь — кому- нибудь» вторая моя сказка для него, Первая называет­ ся «Великий лягушонок». В том, что для кукольного театра вообще мало хоро­ ших пьес, виноваты, пожа­ луй, не столько драматурги, сколько сами дети. Для са­ мых маленьких так трудно — Ж какой спектакль, увиденный вами в детстве, остался в памяти! — Пожалуй, «Салют, Ис- пакияЬ) Афиногенова. Д е ­ тей до шестнадцати лет на него на пускали, мама все­ ми правдами и неправдами провела меня в театр. Впечатление о спектакле было ярким и принесло моим родителям немало нагариятностей. После этого я два раза в ящиках - под вагонами бежал в Испанию, Но оба раза меня ловили недалеко от Москвы. Тогда я очень переживал,'что не успею сразиться с ,фаши­ стами. Тогда я еще не знал, что схватка с фашизмом — надолго, В сорок первом семнадцэтилетним юношей добровольно ушел на фронт. Воевал в стрелко­ вой дивизии,' — Лев Ефимович, поде- иотесь, пожалуйста,! ево- нмн впечатяениямм р а ­ боте Липецкого театра с детским зрителем. — Дети должны любить театр, но полюбить они его могут только с по­ мощью взрослых. Если че­ стно, у Меня такое ощуще­ ние, что, вообща-то , нет пока прочного контакта между липецким учитель­ ством м театром. Это очень странно. Я знаю, как в таких же городах, ‘как Ли­ пецк, где нет ТЮЗов, идет борьба между школами за право попасть на детский спектакль. У вас, ,по-мо- гму, не так обстоит дело. В Липецке есть несколько спехтакл&й для детей, ко­ торые театр очень тщатель­ но хранит в репертуаре, ле­ леет. И все время добзаля- ет новые. Репертуар для маленьких зрителей у вас получше, чем в некоторых ТЮЗах. Вообще ваш дра­ матический по работе с детским зрителем считвет- ся одним из самых ектиа- нык в Российской респуб­ лике. Впрочем, я бы сфор­ мулировал это насколько по-другому. Не по рЭботе с детьми, а по стремлению работать с ними. Липецким артистам труд­ но «дао йнв потому, что они не всегда получают под­ держки со стороны гороно, горкома комсомола. Но кто-то рано или по'Здно должен проявить инициа­ тиву. Может быть, вожа­ кам городского комсомола стоит подумать о создании общественного учительско­ го совета при театре? Хоро­ шо бы из тех молодых учи­ телей, которые любят театр и еще не забыли, какую ра­ дость он приносил им в детстве! Хочу верить, что педагоги и комсомольские работни­ ки встретятся и обсудят вопросы эстетического вос­ питания подрастающего поколения, поговорят о том, как ответить любовью на любовь Липецкого те­ атра к юным зрителям. Вела беседу Е. МИТИНА. ГАСТРОЛИ ОЧЕМБЕБЕДУЮТСРОЯЛЕМ? о тем, что такое эстрадное ревю и каким оно должно быть, идут не­ скончаемые споры. Одни ратуют за концерт - спектакль в традициях мюзикхольных представлений двад­ цатых-тридцатых годов. Другие утверждают, что концерт должен быть концертом, умело срежиссиро­ ванным, но без потуг на сюжет монтажом эстрадных номеров вы­ сокого класса. Какого принципа придерживались наши гости из Благовещенска—арти­ сты Амурской областной филармо­ нии, выяснить трудно. С одной сторо­ ны, ведущие нас уверяют, что это ревю - представление, приглашают нас совершить путешествие от бере­ гов - величавого Амура к берегам Тихого Дона. € другой, — кроме этих чисто словесных уверений, ф ор­ мальных связок и «мостиков» между номерами, единого замысла, поэти­ ческой логики нам уловить не уда­ лось, Были номера получше, были похуже. Но, честное слово, пенять, почему на эстраде соседствуют хо­ реографическая миниатюра «Мы с Амура» {разумеется, с обязательным асс^тнментом морской бутафо­ р и и — ленточки, штурвал корабля и так далее) и песня А. Морозова «Большой привет с большого БАМа», догадаться иеяозможно. Тем более, что вслед за этим звучат другие песни, сюжетно никак не связанные ни с гигантской стройкой, ни е про­ фессией моряка, песни весьма необя­ зательные и подчас очень заурядные. К примеру, щемящий голос еояиетэ Владимира Панишева повествует о «чарах звездного неба», «лебеди­ ной верности» и, конечно же, о не­ приметной девичьей красоте. То* что это банально, еще полбеды. Беда, что путешествие, предложенное нам, лишено стержня, цельности, смысла. Вот и кочует амурская регата от песенного жанра к танце­ вальному, от вокально-ииструмеи- тального к цирковому, от разговор­ ного к кукольному... Пожалуй, концерт был бы куда стройнее, слаженнее, если бы мы пу­ тешествовали не через нагроможде­ ния мостиков-связок, а просто — по миру веселого и талантливого эег- радного искусства. Но подчеркиваю: талантливого, отвечающего времени, эстетическим требованиям зрителя, наконец, про­ сто хорошему вкусу. Увы, в концерте «Мы с Амура» эти естественные принципы далеко не всегда вылеживались. К приме­ ру, решили нам, липчанам, поль­ стить и показали лирическую ке^ину «Липецкие страдания». Почему ли­ пецкие — н е ясно. Они могли быть и воронежскими, и омскими, и ро­ стовскими. Ведь парни ухаживают за девушками повсюду. Ну, а взять лесенний багаж ведущих солистов Татьяны Жуковой и Бориса Василь­ ева. Последуем за героями их пе­ сен. Один из них доверил тайну сердца «близкому другу» — роялю, поскольку именно рояль может «по­ нять», «почувствовать» и «помочь» в невезеимн. Почему рояль, а не това­ рищ! Беседа с роялем в песне Юр­ генса «Скажет все тебе рояль» пре­ тендует на некую оригинальность. С гитарой уже беседовали, а вот е роялем — впервые. А это ведь ку­ да шикарнее. И не заботит, похоже, нм авторов текстм этой, да и других песенок, ни певцов, что оригияаль- ность эта мнимая, что ею маскиру­ ются, банальность, безмыслие, штамп. Не все. повторяю, у гостей с Аму- ра плохо. Есть, скажем, интересная композиция молодого жонгяера-эк- вилибриста Владимира Игнатова, есть и другие неплохие номера. А вот ревю — нет. Нет настоящего добротного сценария, не чувствуется твердой, умелой режиссуры. А. ЧЕРНЫШОВ. СУББОТНЯЯ СТРАНИЦА ВСШШЙЯ в т т ш Стоит в центре Данко­ ва добротный, простой дом: стены из красного кирпича, светлые окна, покатая крыша. У входа традиционное крыльцо — круто взбегают вверх широкие ступеньки. А вот коАшвты.» Нет, сами комнаты обычные, а вот плакаты на стенах и стенды поражают вооб­ ражение. Р 8 се«азыва 1 бт они о планетах, звездах, ракетах в космосе. Ско­ ро в главном зале по­ явится и вовсе . неожи­ данный экспонат: ог­ ромная моДеяь совре­ менного космического корабля. Но пройдем дальше в очень своеоб­ разное помещение с вы­ соким куполом вместо потолка. Огромный сфе­ рический экран, совре­ менные, полностью ав­ томатизированные про­ екционные установки, магнитофон, ретрансля­ торы и, наконец, внуши­ тельный пульт управле­ ния. Да, вы угадали: это — планетарий, Виктору Павловичу Амозову — завучу пер­ вой средней школы, пре­ подавателю физики, за­ ведующему планета­ рием на общественных началах—достаточно на­ жать одну из кнопок—и на наших глазах совер­ шается чудо: вращается небесная сфера, проплы­ вают планеты, ярко го­ рят над головой созвез­ дия южного полушария, ■Из ночной петяей мглы вырисовываются ярко освещенные конту­ ры московских зданий. В развернутой панора­ ме перед зрителями проппыввет набережная Моеква-реки, универси­ тет. И над всем этим— бархатное заездкое не­ бо. Так начинается лекция «Под кебом планета­ рия»; в которой Виктор Павлович увлеченно рас­ сказывает и о нашей планете, и о . дальних мирах. Едва слышно гудят электрические установ­ ки, и вот панораме тро- пнческвфо залива сме­ няется арктическим пей­ зажем. Из царства веч­ ной мерзлоты (с фанта­ стической скоростью — 100 километров в секун­ ду) мы попадаем в ряканскую Сахару, Юные гости планета­ рия узнают здесь мно­ го интересного о струк­ туре Вселенной, воочию наблюдают жизнь пла­ нет, звезд, знакомятся с космической техникой. И в заключение . — главное. Данковский ппа- нетарий, единственный в области, возник по ини- циативе нашего земляка, Заслуженного : Деятеля культуры РСФС?,, лекто­ ра Московского плане-, тария Ивана Федорович ча Шезлякова. Это бла­ годаря ему в дар дан- ковчанам было пере­ дано оборудование и экспонаты. Всего со дня открытия, которое со" стояпось 21 августа, здесь прочитаны уже д е ­ сятки разнообразных по содержанию лекций. Планетарий посетило около тысячи человек — и данковчан, и гостей нз сел и деревень района. Побывали здесь во вре­ мя последнего визита в Липецкую область и на­ ши немецкие друзья — из Котбуса. В. ВИКТОРОВ. г. Данков. С МЕЧТОЙ о НЕБЕ в н о в ь , в о т УЖЕ в ОДИННАДЦАТЫЙ РАЗ, ОТ­ КРЫВАЕТ СВОИ ДВЕРИ ЛИПЕЦКИЙ КЛУБ «ЮНЫЙ ЛЕТЧИК». ОН СОЗДАН ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ПОЗНАТЬ РОМАНТИКУ НЕБА, ДЛЯ ЛИПЕЦКИХ МАЛЬЧИШЕК И ДЕВЧОНОК. ЗАПИСЬ В КЛУБ ПРОИЗВОДИТСЯ С 1 ПО 15 ДЕКАБРЯ В ПОМЕ­ ЩЕНИИ ГОРОДСКОГО ДОМА ПИОНЕРОВ. (Уп. ЛЕНИНА, 28). ЖДЕМ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ С 13 ДО 16 ЧАСОВ ЕЖЕДНЕВНО, КРОМЕ СУББОТЫ И ВОСКРЕСЕНЬЯ. ШТАБ КЛУБА «ЮНЫЙ ЛЕТЧИК». I За редактора И. РОЗЕН ФЕЛ БД. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная п.ч., 44, реж, газеты «Лец.чнец». Телефоны; редактора — 2-53-53, отвстст веггаого секретаря и отдела иллюстраций — 2-28-59, вдеологнческого отдела — 2-34-13, отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-38-43, учащейся молодежи — 2-38-50, писем и спорта — 2-34-46. АЭ 53173 Типография «здателктва .«Ленинское $намя%. Липецк, Коммунальная яд., 44, Зак. Хо 7887.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz