Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

хорошо цеха. IАНЯТИЯ в кружке теоретиче<кого материапавятой пятипетки, участии- дистов «дали многое. Мы местными цифрами и фак- ках реконструкции завода, справляются со своими ^ изучали работы теми, ио и, прежде всего, вЛенинский урон вылился в обязанностями. Они избе- ^1. И. Ленина, постановле- пробуждении творческой интересный разговор о де- гают «сухих» докладов, иия партии и правительства, активности молодежи, пах и заботах комсомолии раются обойтись без уто- Всегда были в курсе меж- стремления найти примене- 70-х годов. ^ мительной информации, дународных событий. Все ние полученным знаниям в Успешно прошел урок в стремятся, чтобы занятия ЗА К О Н АКТИВНОСТИ никла любопытная дискус­ сия. Каждому хотелось по­ делиться своими планами, мыслями, что-то предло­ жить, с чем-то поспорить. Потому-то в цехе столь Такие слова довелось мне услышать от рабочих хим­ завода В. Остапенко и Н. Ожогиной. Комсомоль­ цы других цехов, расска­ зывая о занятиях в политсе­ ти, непременно упоминали почины, личные комплекс­ ные планы, соцсоревнова­ ние. Ве,дь в кружках эти вопросы часто становились предметом заинтересован­ ного обсуждения, на замя­ тиях рождались деловые предложения, касающиеся производства. Это закоко- мерно: связь теории и практики заключается не просто в иллюстрировании работе. И не . нешний учебный год начал­ ся Ленинским уроком. Члены кружка, возглав­ ляемого начальником сме­ ны четвертого цеха хим­ завода Ринатом Маминым, во время урока встретились с ветеранами производст­ ва. Владимир Рыженков, секретарь комсомольской организации цеха, поздра­ вил рабочих с началом но­ вого учебного года. ТОАА, перечитав еще ра речь В. И. Ленина на трет ем съезде РКСМ, комсо мольцы говорили о тоь как претворяются завет Ильича в их коллектив Они говорили о своих ро Весниках — удзрни: цехах швейной фабрики «Космос». Многие комсо­ мольцы- пересмотрели на нем свои социалистические обязательства. А староста кружка «Молодежи о пар­ тии» Т. Рынгева сообщила, как девушки шефствуют над Данковской средней школой № 1, где по их швейный кружок. «Работать с пичным клей­ мом качества!» — этот ло­ зунг, прозвучавший на Ленинском уроке, молодые швеи единодушно поддер- ...Первые два месяца учебного года показывают, что большинство пропагаи- не превращались в моно­ лог руководителя, в носили творческий, семинарский, товарищеский характер. Побывав в кружках «Осйо- вы коммунистической мо­ рали» (птицефабрика «Се­ верная», пропагандист Н. Трухачев], «Молодежи о партии» (совхоз имени Куйбышева, пропагандист в. Стрельииков(, я убеднп- ся, что беседы со слушате­ лями здесь отличаются глу­ биной, конкретностью, ин­ тересны и содержательны. И знаменательно, напри­ мер, что, когда начальник цеха № 6 химзавода 6. Е. Шипов рассказал слушате­ лям об истории создания предприятия, о традициях получ 1 Мось обсуждение повышенных личных обя­ зательств, принятых к XXV съезду КПСС. Два месяца... Вроде бы и небольшой срок. Но уже сегодня мы чувствуем, как влияют занятия на жизнь комсомольских б|>;ганиза- ций, как они способствуют сплочению молодежных коллективов на том же хим­ заводе, в районной боль­ нице, на доломитовом ком­ бинате, в совхозах «Бере­ зовский», «Данковский»... Это не значит, разумеет­ ся, что мы всем довольны, что все проблемы полит- проса решены. И все же рискну утверждать, что нынешний год в политсети начался более успешно, ор­ ганизованно, чем прошлый. Определенную роль, как нам кажется, сыграли своевременно проведен­ ные два семинара лропа- комсомольской политсети при горкоме ВЛКСМ. На них обсужда­ лась методика занятий^ ана­ лизировались доклады и рефераты. Шел разговор и об улучшении наглядной агитации, о применении тех­ нических средств обуче- просов, на котором был сделан акцент на районном слете пропагандистов, ~ стала проблема органиче­ ского соединения маркси­ стско-ленинской теории с практической деятельно­ стью комсомольских ор­ ганизаций. Научить слуша­ телей на деле применять принципы и положения марксизма - ленинизма в анализе конкретной обла­ сти знания, конкретной си­ туации — важнейшая зада­ ча системы комсомольской политической учебы. Эта мысль так или иначе звуча­ ла почти в каждом вы­ ступлении руководителей кружков и теоретических семинаров. В. ГВОЗДЕВ, секретарь Даиковского ГК ВЛКСМ. КОМСОМОЛЬСКИХ ПРОПАГАНДИСТОВ Михаил Мишин пока още учится в техническом учили­ ще Нэ 11 г. Липецка. Сейчас он проходит практику в брига­ де А. П. Степанова из управления «Металлургпрокатмон- таж-2». Но старшие товарищи довольны работой парня. Из него выйдет настоящий «мастер голубого огня», — говорят О нем в бригаде. И это — лучшая похвала для него. Фото Ю. Клюева. И ТАК БЫВАЕТ. Дали человеку пору­ чение. Серьезное, ответственное. Скажем, ве'СТ 1 И поглитический кру­ жок. По всем статьям он вроде бы под-, ходит для этого. Образоввние высшее. Товарищ старательный, добросовестный. Для’каждого занятия перерывает гору литературы, времени не жалеет. Со­ ставляет планы,, конспекты, обстоятель­ ность которых сделала бы честь любо­ му студенту-отличнику. Занятия ведет не хуже М(Ногих своих коллег. А вот на­ стоящей творческой радости, удовлет­ ворения от своей работы не получает. Почему? Подчас на такой вопрос отве­ тить очень нелепко... 'Именно так и про 1 иэощло с Татьяной Талалаевой, молодым пропагандистом липецкого завода «Центролит». Она воэглазляет ко 1 мсомолыс»ий политкру­ жок «Основы экономических знаний». Занимаются в нем лаборанты всех це­ хов предприятия. Если судить о состоя­ нии дел по отчетам и сводкам, то все как будто в порядке. Провели уже че­ тыре занятия. Посещаемость хотя и не стопроцентная, но вполне удовлетвори­ тельная. Старшие без помощи не остав­ ляют. С особой прианатеяьностью отзы­ вается Таня об А. В. Канонико 1 ве, пар­ тийном секретаре зазодоуправлемия, заведующем партбиблиотекой. Он и ли­ тературу подберет, и подскажет что-то полезное. Кстати, за помощь ему благо­ дарны и другие комсомольские пропа­ гандисты «Центролита». Но почему жа в рассказе Тани звуча­ ла горечь?. — Знаете, получается так, что я асе время говорю, а слушатели молчат. Не­ активные они, понимаете? Я не спорю, тут, конечно, моя вина. Неопытность аывается. Но что предпринять, не пред ставляю... Я смотрел на пухлые тетради с спектами, слушал Таню и думал о толл что труд пропагандиста в чем-то родст вен / - труду актера. В театре порою гово рят о магическом «чуть-чуть». Чуть-чут иная интонация, движение, взгляд, захвачен переж'И 8 аииям 1 И героя, ввется на них чутко и остро. А нет го «чуть-чуть» — и люди холодны, рав- , нодушны, между ним.и и сценой встает точно невидимая стена. То же и в про­ пагандистском деле. Ты излагаешь тео­ ретические положения,' ты демонстри­ руешь солидную эрудицию, глубокое знание вопроса, а слушатели поглядыва- ют на часы. Им но интересно то, что ты говоришь. Им это кажется чемпо сугу­ бо книжным, от 1 Влоче 1 нмь»м, не задевает их за живое. Значит, нет того самого «чуть-чуть»... ' И здесь далеко не всегда помогут пропагандисту даже самые квалифици­ рованные консультанты, самые лучшие методические пособия. Выход один: учиться у коллег. Чаще бывать на заня­ тиях в других кружках. Перенимать «жи­ вой» опыт, получать ключи к тайнам этой прек|расной и трудной партийной работы из первых рук. Вот тут-то и встает вопрос, которьгй, ^ на мой взгляд, весьма актуален не толь­ ко для «Центролита»; вопрос о комите­ те ВЛКСМ как коо'рдинатоое политиче­ ской учебы, как организаторе всех ее Признаемся честно—пока эта функция понимается довольно-таки однозначно: подобрать пропагандиста. Скомплекто­ вать кружок. Обеспечить явку слушате­ лей. В общем-то, это уже не так мало. И все же недостаточно. Из этой про­ граммы выпало важное звено: учеба, в если шире — воспитание пропагандиста. ...На белом ватмане,ком листе ярко чернеют цифры,. По ним ле,пко уя'онить, сколько кружков на заводе, где какие. И вот мне подумалось: восем.на 1 ДЦа,ть кружков и семинаров. Ведут их разные люди, с различным жизненным и про­ пагандистским опытом. Есть среди них и такие, как Таня, Ае 1 ла,ющие первые шаги на этом по,пр,ищо, и такие, как Алек­ сандр Федорович Белых человек инте­ ресный, увлеченный, владеющий м,но,ги- ми секретами пропагандистского мас­ терства, У него есть чему поучиться (интервью с ним мы публм-куем в сегод­ няшнем выпуске «Красной гвоздики»). Но часто ли молодые его коллеги быва­ ют у него на занятиях? Практикуются ли на «Центролите», воспользуемся терми­ нологией школьных работников, — «от­ крытые уроки»? И наоборот: посещают ли «маститые»).-кружки, котор|^ 1 э ведут молодые, начинаЮ'Щие! Ведь их'практи­ ческий разбор удач и ошибок какого- либо занятия на,верняка мог бы дать той же Татьяне Л № 1 лае,вой куда^1||ЛЬ1ше, чем п,ро,сто(Нкие реком енд^^ ... Но если ^ ^ н и дело идет хотя бы раничиваться. Индивидуальная работа с ка:кдым про,паг*:адистом — вот задача сектора, да и всего комитета комсомола, Алексей прав. И сейчас на «Цонтроли- те» на,метились первые контуры пере­ стройки именно в этом направлении. Составляется график, согласно которо­ му специалисты завода будут приходить на занятия в те или иные кружки, чтобь: помочь их руководителям в раскрытии ПУСТЬ БУДЕТ РАДОСТЬ Т В ОР Ч Е СТ В А ! формально гладко, то пропагандист А, Г. Петрухина из цеха мелкого литья вот-вот совсем опустит руки. — Брошу я эту работу. Не могу. Все приходится делать одной, В цехе ком­ сомольские вожаки не помогают... ■...Алексей Басин,ских В>комитет ВЛКСМ избран неда,вно. И споров о том, какой участок работы ему поручить, н^^ыло: конечно же ,|^Втор комсомоль^Н) по- л'ИРП,росвета.ЧЛдь са,м он — Жгерес- ный, ищущ,ий про,па,гандист. ,— Я буду откровенен, — говорит ,он, —• До последнего времени сектор наш существавал формально. Дальше разго­ воров дело не, шло. Что касается,-учебы пропагандисток^х кадров, то п[А(выкли надеяться на ежемесячные семмнары при областном Доме политпросвеще­ ния. Там, мол, все,му научат. К тому жа многие руководители кружков закончи­ ли двухгодичные курсы при -том же Доме политпросвещения или занима­ лись при ГК ВЛКСМ. Вот тут-то и была наша ошибке. Несом,ненно, массовая учеба полезна. Но только ею нельзя ог- нэиболее сложных и спе,ци,фичных тем. Ужесточается контроль за посещаемо­ стью. С этим ведь тоже пока отнюдь не везде благополучно. Хочется надеяться, что в ближайшее время будут на заводе «открытые заня- А пока Таня Талалаева составляет кон­ спекты, Волнуясь, приходит к своим слу­ шателям. А потом огорченно вздыхает; не получается. Не удается вызвать дез-, чат на откровенный разговор. Не удает­ ся связать теоретические положения с практикой, повседневными делами заво­ д а — она, кстати, призналась даже, что не зна.ет, где же взять нужный ей. кон­ кретный материал хотя бы для иллюст­ рации тех ил,и иных теоретических вы. кладок... И до тех по,р, по,ка эта девушка и ее товарищи не ощутят радости от своей второй, общественной профессии, не почувствуют себя на месте за пропа­ гандистской иа,федрой, в комитете ВЛКСМ не должны, не имеют права ус­ покаиваться!.. В. ШАМЕТЬКО. Слово, воплощенное в дело ИНТЕРВЬЮ Александр Федорович Белых — главный конструктор липецкого за­ вода «Центролит». Много у него разных дел и забот. Но, несмотря на предельную занятость, он с увлече­ нием ведет в своем отделе моло- деншый теоретический семинар. Причем, для него это на отдельная от всех его главных производствен­ ных обязанностей нагрузка, в состав­ ная их часть. Долг его как руководи­ теля, воспитателя молодых специа- •— Вы помните легенду о ньюто- ноеском яблоке? А ведь яблоки гтррдрлжают падать. Такие же точно, как и то, благодаря которому Ньюто.н открыл свой закон. На,до толыко уметь это увидеть. Увидеть и задуматься. Эту мьюль я всогда пытаюсь внушить и новичкам, при­ шедшим в отдел, и слушателям тео- роигческого семинара, только уже не как конструктор, а как пропаган­ дист. Не передать энное количество информации, а научить думать. Привить вкус к само'стоятелыю'схи, к творчеству. Это в пол-игической уче­ бе — главное. Ежегодно осенью в отделе по­ являются новые люди, а в списках слушателей семинара — новые фа­ милии. Один выпускник вуза доказывает делом; да, я только начинаю, но имею все основания, чтобы уже сейчас со мной считались как со сл-ечналисто,м. Другой отработает по распределению и уходит, о нем нет и речи. Но есть еще и третий — средненький, серенький, как плохо проявленный негатив. Ска­ жут — сделал, не скажут — пошел лемур,ИЯ... Удовлетворенность чувствуют лишь те, кто работу свою старается выполнять самостоятельно, а не по подсказке. Остальным работать просто скучно. И жить им скучно... На последнем семинарском эаня- ти,и мы ка,к раз говорили об этом. ■По,чему я с само,го начала повел речь о про,изводстве, а не о полит­ учебе? Да потому что убежден: в отрыве от завода, от жизни кол­ лектива, от конкретных про,И 1 зво 1 ДСТ- венных дел занятия в кружке или семинаре— бесплодны. Возможно, то, о чем я буду говорить, покажется «азам.и» п,ро- пага!нд,И 1 Стского дела. Полагаю, по­ давляющее 6о-лыи,инство пропаган­ дистов ими владеет. Сейча,с трудно найти руково,дителя кружка, у кого бы на было высшего образова­ ния, который бы на учился на курсах при ГК ВЛКСМ или в университете маркси 13 ма,-л,е 1 Н'инизма. И тем не м-е- не-е лично для меня эти вопросы имеют особое значение: теория и практика. Как их связать? Да, занятия — это не только нуж­ ные и поле,з(ные знания,-которые по­ лучают слушатели, но еще и серь­ езный разговор об успехах и неудачах на работе, о проблемах, которые волнуют, о ко,нкретном в,кладе в дела г*ро,изводствениые, в дела общественные. То есть все то, из чего складывается чв'ловек, его личность, его жизнь. Такой раз- гово,р стал у нас составной частью Ленинского урока «Пятилетке победный финиш! XXV съезду КПСС —- достойную встречу!». Об этом мы говорили и на последнем семинар­ ском занятии. Сейчас вн'имание работников на­ шего отдела сосредоточено на р е ­ конструкции цехов, на новом кор­ пусе-гиганте среднего литья, Принятом в эксплуатацию в канун праздника Великого Октября. Роконструкция, рац,ионализация, тво,рческий поиск. Новый принцип работы. А как его найти? Лучшей возможности поговорить об этом, чем на занятии семинара, не найти. Ведь здесь труд каждого может и должен быть оценен не столько по профессиональным, сколько по мо- ральнЫ'М критерия,м. Кто находит этот самый новый принцип работы механизмов? Кто становится рационализатором, твор­ ческой личностью, а не просто ре­ месленником? Зависит ли творчест­ во от мировоззрения, от морального облика человека?.. Интересные во­ просы для дискуссии, не правда ли? И 8 таком вот контексте, по-моему, уместно проанализировать, скажем, работу того или иного новатора, рождение того или иного замысла. Например: новый принцип закрепле­ ния подшипника В' выбивной р е ­ шетке на одном из участков цеха крупного литья увидели именно те, кто мыслит самостоятельно. Под­ шипники здесь летели через какс- дые пятнадцать дней. Оказалось, что ошибка крылась в самом про­ екте. Раньше этот рабочий узел крепился по напряженной или ту­ гой посадке. Поиск конструкторов привел к предложению: подшипник надо крепить по скользящей посад­ ке. Удачна^-'идея. Участок четвер­ тый месяц работает бе з остановок. Иными словами, удалось избежать пяти дорогостоящих остано 1 вок с ре ­ монтом. Чтобы это осуществилось, люди должны были в первую очередь из­ бавиться от инерции, от привычно- равнодушного взгляда. Сам акт твор­ чества на производстве — это, если хотите, — не просто свидетельство определенной проф есс иональной подготовки, но и — гражданской зрелости, целеустремленности. В конце концов, нравственность, уро­ вень самосознания выражается именно в этом: сделать больше. Сделать лучше. Принести максимум пользы. Заинтересованное, творческое уча­ стие молодежи в делах предприя­ тия, рационализаторство, вьюокая идейная убежденность необходимы комсомольцам — завтрашним коман­ дирам производства, Завтрашним кадровым- рабочим, наставникам. И хо­ телось бы, чтобы к финишу учебного года пропагандисты гордились не десятком прочитанных докладов, в тем, что их слова, в конечном ито­ ге, вбплотились в сэкономленные предприятием средства, в отличную продукцию. Чтобы мы вправе были сказать; каждое занятие было вехой на пути комсомольца к зрелости, к полному осознанию коммунистиче-^ ской сути его труда. -О ЛЕГ — отзьшчи- друг, всегда трудную минуту. У маль- авторитетом. Например, учителя его не хотели брать в поход. Все ребята были против этого. И решили взять. — В учебе он был не­ много ленивым, ^ю если бы захотел, смог бы учиться хорошо, у него бывали и срывы, он иногда пропу­ скал уроки, но вооб 1 це о нем складывается хорошее Олег иногда был не прав, иногда важничал. Но все-таки Олег' ’ справедли­ вый. Умеет сказать правду — Сейчас, когда Олега недостает. Он всегда был - ергз-н-изатором игр и вече­ ров. Мне нравятся такие - веселые, сме- Так ответили на вопрос: «Что я думаю об Олеге?» его одноклассники. Про­ стите, - 7 - . его бывшие од- нокласснйкй. В этой мини- анкете меня не интересова­ ли подписи и даже орфо­ графия. Было только одно условие — искренность. — Олег Шевченко? Труд­ ный парень. С первых дней влиять.. Дерзкий. Много лени'. По-моему, в школе от него просто отделались. Пусть, мол, училище пере­ воспитывает. А ведь ис­ править характер пятнад-' цатилетнего подростка не- — Думаю, Олег выйдет на правильный путь,—успо­ коил меня директор. — Вот сейчас он в техническое училище поступил. Как видите, все в поряд­ ке. За исключением одного-: учили-ще-то он бросил, И Серафим Павлович Несте­ ров, думается, не мог не знать об ,этом, особенно, если учес'ть, что ему, по собственным его завере­ ниям, была не безразлична Мне не хочется уличать уважаема-го педагога в том, что он покривил душой, но — что поделаешь, факт ■есть факт.' Поначалу Сера­ фим , Па-вло-вич даже от- .рицал, что в школу тоже пришло благодарственное ■.письмо той женщины; Кста- проверки учителя успокои­ лись. Ребята уж и т ли довольны ! отпало подозрение порядочности, и то- С Генкой,, дружком его,- все гораздо проще. Учился он .в другом, параллель­ ном, классе. Неважно учил­ ся, но зато — спокойный, молчаливый,, покладистый,, педагогам хлопот особых не доставляет. Сейчас в ■училище псксту.пил, * зани­ мается, все у него нормаль- Олег — другое дело. . И огрызнуться может. И по­ колотить ровесника. В общем, трудно с ним. Да Согласна: незачем. Но у'ж вовсе ме следовало устраи­ вать им дознание. И никак не стоило так легко отсту- груб. Да, пропускал уроки. Да, согласился, в конце концов, что он полностью заслужил «неуд» по пове­ дению. И все же... Здесь я позволю себе процитиро­ вать слова из «Учительской газетьп»: «А уж если дейст­ вительно была неизбежна «2» по поведению (без нее порой не обойтись), то помните — это «сигнал б ед ­ ствия» не т-ояько для уче­ ника, но и для. того, кто его учит и воспитывает. Сигнал, обязывающий ис­ кать и найти пути, чтобы выправить положение. И не отметки, не в «НЕУД» ПО ПОВЕДЕНИЮ Так о нем сказал дирек­ тор училища, в которое он поступ'ил после ухода из школы. Кстати, числился он в училище лишь месяц. Трудный характер плюс про.пуски занятий сыграли И был у меня еще один отзыв об Олеге. Письмо в редакцию. Взволнован­ ное и благодарное. Позже я подробно , восстэнов 1 Ила эпизод, о котором в нем Бегущая женщина. Истош­ ный крик девочки, цепляв­ шейся за материнскую юб­ ку. Злее пьяное лиц^э муж­ чины, Он настиг женщину — свою жену — и начал жестоко ее избивать. Олег кри-кнул Генке Зу­ бареву; «За мной!» и побе­ жал к ниАЛ. Стоявшие тут же мужчины с любопытст­ вом наблюдали избиение и обменивались Ребята подоспели ' вовре­ мя. Они оттащили пьяного от женщины, уже терявшей сознание. Эта женщина и написала в редакцию." Из письма мы узнали об Олеге. Надо было как-то совме­ стить все это, понять. Хо­ роший товарищ, справед­ ливый парень — и тут же «дерзок со старшими», про­ пускал уроки. «Неуд» по поведению .— и вот этот эпизод у подъезда, когда он, не раздумывая, бросип- ся на помощь... Так какой же он, все- таки, Олег? Хулиган? Ры­ царь? Просто лентяй? ле N2 40, где он учился всего несколько месяцев назад, на него смотрят от­ нюдь не безнадежно. ти, раньше, чем в редак- — Поймите, — говО’рип директор, — если б мы по­ лучили его, если б мы -у з ­ нали, что наш ученик со­ вершил такой хороший по- ступО'К, мы бы непременно использо-вал-и это в педаго­ гических целях. Это ведь и для самого Олега было бы так важно! лось, что письмо в школе получили. И Серафим Паз- ■— Но распространяться по этому поводу не стали. Боял'Нсь, не пойдет на пользу Олегу. Как бы не зазна-лся... Странно, не правда ли: -причина одна, а вы-во-ды, следствия — прямо проти­ воположные. В первом слу­ чае: «непременно и-споль- зовали бы...» Во-втором: «Боялись, что не пойдет Впрочем, письмо таки использовали. И пользовали некрасиво обидно для ребят. По скольку автор его не писался — женщине не хотеяо'сь лишних пересудов о ее неблагополучной се­ мейной жизни (подпись свою она поста-вила потом, когда обратилась в редак­ цию), закралось подоэре Может, им сл™-. Миссию добровольных «следователей» взяли на себя завуч А. П. Русинова и организатор внеклассной работы Н. Д. Липатова. Они развели Олега и Гену по разным кабинетам и учини­ ли до-прос. Расспрашивали о подроб­ ностях, предлагали назвать адрес женщины. Ребят проверяли. Откровенно. Не щадя их самолюбия. ■ Можно догадываться, как восприняли это ребя­ та, как неприятно, унизи­ тельно для них было это подозрение. Олег обещал узнать адрес — женщину эту он несколько раз встречал в своем дворе, очевидно, жила она где- то рядом. И узнал. После и ему самому нелегко. Па­ рень он способный. До седьмого класса был «хоро­ шистом». Председателем совета ’ -отряда выбирали. Литературой ’ увлекался, ^.портом. А в восьмо-м с ним что-то произошло. Пропускал уро-ки, грубил учителям, плохо учился. Непросто,- разумеется, однозначно сказать, по­ чему он стал таким. Ве­ роятно, причин на то мно­ го. Не очень благополуч­ ная семья. С детьми во­ зилась одна меть, у отца были свои дела. Олег бол­ тался во дворе, который, к слову сказать, пользовал­ ся дурной славой: рядом— пивной бар, он'и ргфеделяп его, как модно ньТнче вы­ ражаться, «микроклимат». Как видите, не герой он и не'отпетый хулиган. Про­ сто— подросток с не очень складной судьбой. Мальчишка, которому, на­ верное, нужен был хоро­ ший старший товарищ. Ум­ ный, чуткий, доброжела­ тельный. Чтобы вник в его, олеговы, проблемы, «не по службе, а по душе» и уж, во всяком случае, не устраивал бы ему допро­ сов, не подчеркивал бы, что, вот, мол, «трудный» ты, неблагополучный, нель­ зя тебе доверять.., Не знаю, как так вышло, что в школе педагоги не почувствовали этого. Опыт­ ные, серьезные люди, ко­ нечно же, не желавшие ВНИМАНИЕ: ПОДРОСТОК! искусственном превраще-, в терпеливой, в действен­ ной работе с учеником, - в действенной педагогиче­ ской помощи ему». На сей раз такой помощи, не последовало. Олег, по-, лучив «неуд», ушеп и-3 школы. Сказались тут и советы отца; зачем закан­ чивать десятилетку? Лучше, получить профессию. Но не задержался он в учи­ лище. И... пришел просить вернуть в класс. Ему. ду­ мается, очень недоставало товарищей, той атмосферы, с которой он свыкся за во- сумевшие ему помочь, А может, и не захотевшие? Сегодня классный руко­ водитель приятеля Олега— Генки — растроганно бла­ годарила меня за то, что я рассказала ей о письме: — Как приятно узнать хо­ рошее о своем ученике! Спасибо вам. Жаль только, что поздно... Да, поздно. Тогда пись­ мо старательно за Словно не добрый, стыдный поступок совер­ шили ребята. Сегодня кое- кто из педагогов считает, что все было правильно: а зачем, собственно, былэ делать из мальчишек ге- в шкО'Ле ему навстречу — как знать, не стало ли бы это. поворотны-м пунктом для него? Но сколько он не просил, сколько не окола­ чивался в школьном ве­ стибюле, его не захотели понять. Не можем, и все тут. Поздно. Ведь два месяца занятий уже про- Да, тогда бы пришлось возиться с этим упрямцем, А так — спокойнее. Олегу не разрешили даже попри-, сутствовать на уроке — а ему очень хотелось... И вот теперь директор школы меня О'бнадежив'аёт:, дескать, все обойдется с Олегом, все образуется, Я тоже хочу в это верить. Сейчас парень устроился в «вечерке». Когда ему ис­ полнится шестнадцать, со­ бирается на работу. Не пропадет... Вот только сей­ час у него чересчур много «лишнего» времени: в ШРМ ведь занятия три раза в неделю. Он иной раз спит до одиннадцати, водит компанию все в том же «неблагополучном» дворе, сражается е ребятами етен- И еще: как он будет вспоминать о своей школе, потом, когда, как надеется директор, выйдет на доро­ гу? Что он вспомнит о ней? «Неуд»? Историю с письмом? А ведь это обидно, Серафим Павло- НОВАЯ ПРОФЕССИЯ ХИМИКОВ большая группа инженеров, 6ь®- роваиие и химическую сборку мате- шмх выпускников физико-химических --------- вузов страны, получит теперь еще и дипломы технологического институ­ та имени Ленсовета (ЛТИ). Здесь открылся факультет по переподго­ товке кадров, где специалисты ши­ рокого профиля за полгода освоят новую для себя область — конструи- Перепективность Этого научного направления, разработанного в ЛТИ, заключается в его широких возмож­ ностях. Впервые появились надеж­ ные методы синтеза, позволяющие точно программировать свойства твердых веществ. Такие обладающие строго заданным ставом, строением и «поведен необходимы для изготовления дежной полупроводниковой техники, элементов микроэлектроники, по­ лимеров, защитных покрытий на метаплах и стеклах. В. ПЮХТИЯ, корр. ТАСС. Ленинград.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz