Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
01 эффектных радуг к аффективному гектару Помнится знойный детянй день. Иссушенные гедятам •ветром побулревшие буя-ры, с которых открывался.' вдд на обширную 'доцск.уто' '.ройяу, над ней педвижйо повисли, чуть колейлемне ветром раз* нсйшетяые радуги. Опустишься с про'калелиых бугров к этим фонтанам— словно попадаешь в иной мир. Буйно зеленеет мощный «остер, иу1вствуется прохладное дыхание зем.ти. ' ■Здесь,^ на дошмдай по-йме, стоял падахошый годаодок, здесь была мдарная районная ко.мсомольская- стройка Улья новской -Тосударсгвешшй оро сительной системы, с которой молодежь Задонского района начала свое шефство над со зданием орошаемых уч:аст,кО|В. Ударный КОМСОМОЛЬСКИЙ от ряд студентов техникума ме хя1шзаци!1 сельского хозяйства вьесте с шефа.ми — еоксльиа- ми прокладывал трубопрово ды, монтировал и отлажетал первые «Волжанки». 'йода за опытом съехалась па семи нар мелиораторы, кодасО'Моль- ские активисты н хозяйствеини- ки области. Задонны задавали тон в новом важном деле, шеф ство над которым взяла на се бя и областная 150мсО'Яольсвая ■организадая. М'И'Нуло Е1ремя, и «от :м диях, на состоя-вшейоя XXXI райоч- иоЯ отчетПо-выборюй комсо мольской конфербшии, двкла. дива я делегатам -о выпатие- 1Ш« решштий ХХЧУ съезда КПСС и XVII съезда ВЛКСМ, первый секретарь райдо.ма ВЛКСМ Анатолий Золоту'хая — В .настоящее время .в хо зяйствах .района .•оровы.ется -св.ыше пяти тьтсяч вектаряв. Это, прнмерто, пахотная пло- : ща.дь .круганаго. совхоза. И ш этом большая .заслуга 'Комсо- . мольнев -и молодежи района. . Безуслов-ио, шефство .над ' строительством ирригациоя- иых сооружений потребовало много .сил и времени, сотой тысяч рублей израсходовали хозяйства на обо.рудование. Теперь самое В1реия ■дасдот- реть, какова отдача .ют .этого условного совхоза, с чем вер нулся В народную .казну 1ШК- дый рубль, вло.щ,е.нный в лолкв- ной участок? Вот один красноречивый пример. Если в талходе «Ав. ^оря» , каждый юро-дааезйый текадр дал до ^четйрес.сот ия- 'тедесяти цантееров ;3®лейой масш мвРгожтних трав, то в "•савхозе «Еааажжяй» урожай на поливных участках ниже ТО, на богарных. Причина од- ..Й8Т .низкая культура жпользо- 1 а««я ибливинх земель, Ко- Н ^ о , как н всякое и-овое .дало, йсвоеине орошаемых участтав фребмет врадевд. По с момегг. та «коичаяйя страительгава систем в некоторвгх хозяйствах |рщуяо более двух лет, как, . например, в том, а?е совхозе •вУльшШ'Всгай», огдаако “аффек- фивпость поливного гектара до 4 й 1 пор остается низкой. Рай- Рлная комсомольская оргаяи- 1 а.д«я с око>няатшем строятель- чствя систем добровольно сняла свои шефские «бязашости, счи- .Т9я свою задачу выяояиеняой. Пя самом же деле была реше на ее'первая, и дали!0 ке са- ■Зизя сложяая, часть. Главное, состояло в том, чтобы комите. ты комсомола хозяйств -взяли •НОД свою постояЕНуло ощеку зкжользова.ние •поливальной технакп, обучение специали- яСтов, в|ргаиизащи!о комсо- дюльско-молодежных бригад, ^вторые бы занялись тра.мот- .ЦЫМ освошием орв,.шаемых •д1Я0.1дадей. Навертюе, эта работа не по 9 С'Ил»м одномт райкому ВЛКСМ, « в том, что в хозяйствах ме лиораторами становятся люди «еобучениые, случанные, что порою не .обеспечивается зим нее хранение дорогостоящих .поливальных агрегато.в и по весне обнаруживается нехват ка некоторых узлов, вина не только комитетов .комсомола. Однако создать два—три об разцовых комсомольско-моло. дежных «ормО'Добывающ»х эвена и на их при,мере в-иед- рять научное ведение шоливно- го' земледелия, было вполне щ> силам райкому комсомола. Не упусти он в свое дремя из. виду этого важного дела. : Овравеиливости ради, надо- сказать, что сегодня райком комсомола .критически оценил это упучцение. И, ка1к объявил докладчик, ныне такие звенья по кор'МопроиЗ'В.одству и выра- щнваяию ОВОЩЕЙ .соэдаются по инициативе комитета ко.м.' есмола -в совхозе «Хмелияец- ктшй». Еа каждым 'йэ них за крепляется поливной участок, между звеньями организуется действащшс соревнование. Не случа-йпо свои заметТаг с XXXI районной комсомольскоч кощферендип мы начали с го факта. Оя своеобразный казатель качества организаци овво-полит.и'чвской работы ра кома ВЛКСМ. И если бы трс бовалось одним словом опре делить главный недостаток е то это, будет незавсрцшнпост Другим важным делом рай онной комсомольской ортаяи- зации бы,та борьба с эррозней почв, облесение оврагов балок. За иоследаше годы сажено двести тридцать пять гектаров лесополос. Многое тут сделали учащиеся школ и техникумов, но, как констати ровал докладчик, в последнее вре.мй и эта работа п-ошла из Райком ВЛКСМ весколько я^т назад призвал молодежь в поход за механизацию жшот- новодетва, однада до оих пор в районе есть ферхш, где жи- вотново'лы работают по старин ке. И тот факт, что райкои ВЛКСМ не всегда с достаточ ным знанием дела и требова тельностью подходит к подбора кадров, тоже является доказа- тельстаом некой яезавершеи- Н0СТИ. -Умением правильно ш- рйделнть главные задачи, со- адать творческую обстановку отлияа.ются секретари ко.мите- тов ВЛКСМ совхоза «Хм-ел»- нецкИ1Й» Антоняна Алексеева, сов,чоза «Калабинский» Вален тина КарлО'Ва и многие дру гие. И 'В то ,же время встреча ются у руля комсомольских оргаииза'ций лю.ди безыници ативные, равнодушные, квет- рие -и членских взносов :»е соберут, я собрания вовремя ее проведут. И тут райком ком сомола .остапшияся на полюу- ти, не сумел Д-Рбиться, .чтобы ка.Ж|дый ко'мсомол'ьский акти- шет с сознанием своей. - пар. тайной отаетстиениости -отво- шлея к пш;ручда.вому делу. И логЕческн'М итогом всему сказаинояу -прозвучала в до клада председателя рввявкоя- -»ой -комнссда фааза о том, что райком ВЛКСМ за .отчетиыя период не вассмотрел на бю- •ро ИИ ОЯ1НОЙянформа.ши о вы- полиеийи принятых поста1!ов- Задйкская районная комсо мольская .орпаишзаци'Я о,»а из старейших в области. Истоки ее в бурном девятм.дад.то'м го ду, в первых «емногочислен- иых ячейках РКСМ. Сйгодта это — один из М'НОЮТЫСЯ'ЧНЫХ отрядов областной ко''»со- мольской оргавнзаций, кото рый имеет славные рсволюци- оняие, боевые и трудовые тра- жшии. И юрьезяый, деловой ..разговор, который вели деле гаты .« участники :ко.нфя!Жн.чй,а, пршнипиальная . критика яе- дастатков, .объективная . оцен ка оделявноге — .все .ато не- 'П.релож'н:ое св.н.детел.ьство бу-. д.ущнх успехов. Делегаты пряняли по о&уж, давшемуся вопросу постанов ление, избра.тя новый состав райко.ма, . ревком'всеии, делега тов на областную комсомоль скую .конференцию. В работе ковференции пришли участие пепвый секретарь райкома КПСС И. Г. Наумов, секи.етари райкома КПСС В. А. Спесив цев, М. А. Якуинна. На срстояв'шемся организа ционном пленуме райкома ВЛКСМ первым секретарем был избран Анатолий Золо- Н. НИКОЛАЕВ. твоя С Т Р О К А в Б И О Г Р А Ф И И П Я Т И Л Е Т К И >1 >■;; - ' Ж На трудовом каленАарс строгальщика Виктора Кре- тинина уже 1977 год. А сам он на заводе с семидесято го. Пришел он тогда учени ком к Сел^ену Васильевичу Панаелееву. Много.му на учил его опытный мастер. «Детали», которые изготов ляет сейчас Виктор на свеем стенке, поистине ги гантские. И хотя некоторые из них достигают сорока тонн, требовгкяе к качест ву и точности работы не у.меныаается. НА с т м Ш ; передовик ПОСИЗЕСДСТбЕ, СТВОГЭЯЬЩИК ОР.МЦ НЛМЗ Е-п.!тор Кре- Фато Я. Дргбкчна. т С о СТОРОНЫ, навер ное, ^^се немного п’ро,ще.л'^ь1 — мастер про.из.волственного обуче ния, есть у тебя ученики, и ты их воспитываешь, Под сказываешь, помогаешь, наставляешь... Будто одним СЛОВОМ все можешь по править, А я сейчас ночи бессонные вспоминаю — сколько их было! Ведь иной раз пустяковый вроде бы разговО'Р с мальчишкой д е сятки раз в памяти перево- роши.шь: те ли были слова, то ли сказал, понял ли меня провинившийся? А еще — строчки из писем вспоминаю. Теплые, трогательные, хоть и по- мужски скупые порой. Бла годарят ребята. И нет. для маня ничего дороже этих писем; Значит, правильные слова- -сказал я когда-то, .значит, сумел помочь, зна чит, стала счастливой , еще одна *.| 5 дьба. У Гены Наза рова, -у Володи Балычева, Володи Кучеренко... Каждый год приходят к нем я училище «первачки». Многое .им внове: люди, е которыми встречаются еж е дневно, учебные мэстео- ские и классы, завод с его четким ритмом и ' строгой дисциплиной. Но далеко каждый способен, что зьизается, без сучка и доринки войти в новую об становку, успешно учиться, стать умелым специалистом. И, конечно же, с самых первых дней в каждом легком и трудном деле мы, воспитатели, должны быть Очень ответственное это звание: наставник. Его лич ность, кругозор, его муд рость — все становится важным. Это прежде всего человек, которому есть что поведать, чем поделиться с молодежью. В нашем училище по праву гордятся лучшими наставникам.и — заслуженными преподава телями профтехобразова ния РСФСР Н, М. ГероЕич, A. С. Кароченко, 6 . У. Му- ругоБой, мастерами произ водственного обучения Е.М. Бирюковым, О. И. Чеберяк, B, Е. Ульяновым. Они не только воспитывают ребят, но и щедро делятся .своим опытом с молодыми педа- Убежден-: один мастер не в СО.СТОЯНИИ полностью ве сти воспитательную работу в группе,. без делового, действенного и энергичного актива. Сплочение кол лектива, организация' досу га, работа кружков техниче- ско.го творчества, всевоз можные экскурсии, со.рев- нования, общеучилищные мероприятия просто не мыслимы без самого не посредственного участия актива группы. В последнее время у нас сложилась та кая практика: условно ра з биваем группу на три под группы, каждую из которых возплав'ляют староста, комс орг и профорг. Между подгруппами организовано соревнование, и в конце месяца «треугольник» от- родительский актив: кс из ребят нужно- осо( внимание, помощь, за и нужно усилить контроль ТЭК далее. В поле зрения побывать сегодня. Поэна- ро-дительского актива по- комлкэсь с новыми зэпися- Нисколько не пр^^^щ ших ребят. За один день и вательно продолжается в связи. А если нет? Если п не обойти все эти цехи. Од- трудовом коллективе. чему-либо попадает па нако завтра я обязательно Хочется сказать и еще об нишка в другой коллектив? приду туда, где не успел одном — об индивидуаль- Тут уже может сложиться работе с учащимися, по-разному.,Дг| очень бодь- бьиает, если не сумеют Рядом с подростком лано. Сразу же определя ем лучшую подгруппу. Это очень дисциплинирует р е бят, они становятся друж нее, организованнее каждый старается на . под вести своих товарищей, об итогах соцсоревнования рас сказываем в групповой стенгазете. Большое значение ' при даем родительским собра ниям. Если собрание тща тельно подготовлено, если ставит перед родителями конкретные задачи, то оно дает большой эффект. Мно гие вопросы решает у нас стоянно находятся и неко торые нерадивые папа.ши и мамаши. Одним из самых главных наших дел считаем воспи тание трудом. Хочу ска зать о пр.оизводствекной практике. По опыту знаю: если- ребята не загружены на работе, если в цехе ви дят в них только «подсоб ников», если им неинтерес но, то нередко случается, что учащиеся даже в из бранной специальности разочаровываются. Всеми силами стараемся этого не допустить. Как раз сейчас, например, проходит произ- В'Одстзенную практику моя группа. В разных цехах и участках Новолипе.цкого з а вода можно встретить на ми в рабочих дневника 1 Х, поинтересуюсь: чему еще успели научиться мои под опечные, какое у них нэспроение. Иначе просто нельзя. Признаюсь; отдельные цехи завода мы уже внесли в свой «черный список». Те, где к практикантам из учи лища не. всегда бывают в.ии- мательны, где зачастую ис пользуют их, не заботясь о тематике и программе обу- Во время практики уча щиеся активно включаются во все общественные м е роприятия завода, живут интересной жизнью. Таким образом, то, что началось в учебном заведении, це- ленапрааленно и последо- в ней не может 6 ь(ть ос тановок. В памяти у меня теперь уже много приме ров, когда приходилось буквально завоевывать до верие «трудных» подрост ков и только потом, капля по капле, помогать им вы ходить на правильный путь. нует одна проблема. Труд но расставаться с ребятами на выпускном вечере. Но я спокоен, если мой не давний подшефный попа дает в хороший трудовой коллектив, к чуткому, ум ному наставнику. Так обыч но и быв.вет, если выпуск ник идет на НЛМЗ, наше базовое предприятие, с которым у нас крепкие поддержать подростка. Думается, надо серьезней заботиться 6 том, чтобы на всех предприятиях рабо тали советы наставников, ...На всю жизнь памятно мне одно из заседаний бю ро обкома комсомола. В тот день, мне вручили Знак ЦК ВЛКСМ «Наставник , лодежи». Радостно было, и не только за себя — весь педагогический к лектив училища. Однако сразу подумалось: сколько еще предстоит сделать!? Ведь где-то рядом так нуж даются в помощи другие мальчишки... В. ЗЕМЦОВ, мастер производствен ного обучения ТУ-27. В МАРТЕ этого гада, посл'.э окон- чейия в..гчерного ■ отд.э-ясния ст.рои'гель'Н.ого техиикума', , я стал бригадиром монтажников. -Нр.э,д-. лагали должность и повыше — м.з- стеро.м. Отказался. Надо ■смг 1 чаяа научиться одной бригадой руково- Замьрслил создать бригаду, друж ную, надежную, высок'оп.ро‘иэводи- тельную. Уходя н з коллектива, в ко тором до этого работал рядеаым монта.жни«ом,- я «взял» с собой двух диплом-ированных ов.арщиков: Ва силия Георгиевича Попадькн-а и Эдуарда Иванникова. Бритвдиру бы- •яо все равно, .останутся они или уйдут из бригады. Я бы, между прочим, ме отпустил таких-спецнали- А пригла.сил я их с собой >не только как мастеров. Зна-я, что не стоящие они монтажники. Опорой моей, в новой бригаде -будете, говорю. Созда,дим такой коллектив, чтобы и р-зкорды трудовые были, и заработок неплохой, и жизнь инте ресная. Первым козырем нашего ко.л- лектива стала высокая профессио нальная мвалификация. Подучились, освежили знания, и вэж,-дый ов-ладел четырь.мя специальностями: свар- щ.ика, газорезчика, слесаря и стро пальщика. И это было не роскошью, не запасом на в.сякий случай, 'а жиз ненной -.необходимостью. ■Работа такая, что каждый успевает за смену .ишользовать все -четыре .свои ■про фессии, Работаем звеньями. Звенья — не постоянные. Каждый день я прикидываю, кто какое из .заданий выполнит лучше. В соответствии с ним и расставляю людей. Полу чается, что сегодня один резчиком,' завтра—другой. Если кто-то заканчи вает свое задание раньше, н.дот к другим и смотрит, какая помощь нужна: слесарная или, скажем, св.а- Бторая существ.энная чарта ха рактера нашей . бригады, прямо влияющв-я на производительность, на стройплощадке и не заметна. Быт. Худо коллективу, которому да же собраться негде перед сменой. Мы с самого начала потребовали от дельный вагончик. Прибили таблич ку и взялись как следует за обору дование бытовки. Установили и покрасили шкафы, повесили на о.кна занаазски. На стену — карту, кото рая нужна для проведения политин формаций. Собрали .библиотеку, оформили уголок по технике безо пасности. По очереди дежурили в бытовке. Ни у кого на участке мет сейчас такого уютного помещения, как у нас. На первый взгляд, это мелочь. Но ведь стройка начинается с бытовки. И обеденный перерьт монтажники проводят в ней. Уют- нь 1 Й быт — приятный отдых. А от этого и настроение повышается. Без преувеличения можно сказать, что вагончик сплачивеет бригаду. В своей бытовке мы собираем ся за полчаса до начала смены. Со общаю рабочее задание, ставлю его из обсуждение. Кто и как предло жит выполнить его, чтобы с нэи- меньшимм эатр.ата.ми и в кратчай ший срок? Очень дельные предло жения рождаются в бригаде, если Т Р И Б У Н А Г В А Р Д Е Й Ц Е В П .Ч Т й Л Е Т К И ^ приучить ЛЮДОЙ думать, анаяиэкро- воть предстоящее дело. Вот, к .гтримеру, совсем недавно пО‘Яв.мАесь в бриседе лвП 0 Стков.ая -05,влу:$к:а — очередчав каше рацпредложение, сокращающее норматиа.ное время » четьгре ра.аа. Или .взять .устэнаВ'Ку анкерных -болтсе в фундаменты .цеха холодного проката углеродистых -.сталей. Мх откаокение <п оси сооруже;тя не пр-эвышает 1—2 мил лиметров при допустимом — 1—5 .■миллиметров. Тако.й Евврхточией работы мы бы но добились без :рЕЕло««в, а мы установили . будку для их хр^не-ния пр .ям ^»а .. участка. Три минуты — и б а л л т Я Я объекте. Заранее знаем яредстожций фронт работ и з.а. 6 яягввр-с-менно между делом подтягиваем туда свою ма лую мвх.®нмз*цию. Электрокабель. Почти но уходит у нас допо-лнитоль- но-по времени на подготовительные Что касается М 1 еханизмов, то в ношей бригаде все есть. Техническое оснащение — на уровне сегодняш него дня. Ручного труда — почти Т о в а р и щ б р и г а д а придуманных в бригв'де приспосиб- Эти примеры — лучшее доказа тельство того, что бригада наша ужо 'привыкла работать высококачест венно, творчески, -постоянно забо титься об экономии материалов. ;В®рно говорят, Ч.ТО стройка < 6 огатв потерями. Думаю, это -оттого, что брипады б е з тревоги смотрят на перерасход металла, «кслорода, злоктроэнерлии. Стройка, мол. все.спишет. И далеко не - каждый представляет себе стоимость по- В нашей бригаде все знают цену материалам. -Второй месяц мы за каждую хмену экономим их 'Столь ко, чтобы их хватило бригаде на час .раб-оты. Такое наш подарок XXV съезду партии. Стройка, действительно, богата потерями, и, в принципе, любая монтажная бригада может добиться такой экономии,, как и мы. Стоит только захотеть. Казалось бы, пустяк: электрод, Тем более — его остаток, который каж- дьгй сварщик выбрасывает, не заду мавшись. Н еши же сварщики сдела ли держатели элект>роАО.в .в- аппара-. те максимально уэкимм. Электроды стали выжигаться почти до конца. В смену у нас постоянно работают 3—4 сварщика, -И каждый из них блэгода 1 ря узкому держателю сбе- регаот за день Ш—15 электродов. Экономя материалы, нельзя не думать об ЭКОНОМ 1 ИИ времени. Что стоит за высокой вьгрзботкой на шей бригады, которая никогда не бывает ниже 115—120 процентов нормы, а в октябре составила 140 процентов? Конечно, она обусловле на и мастерством каждого из нас, и взаммозамеиявмостью. Но в ней немало и от экономии времени. Этот резерв мь 1 тоже привели в действие. На одной только доставке кислоро да каждый резчик бригады сберега ет ежедневно час-полтора. Дело в том, что за баллонами с кислоро дом из других бригад ездят в уп- нет. И это во многом зависит от 'Самих строителей. Я ^ ем я т ся ли они получить новую ^ В ш к у , не чураются ли ее? Да что новинки! Сплошь -и рядом видишь, что в бригадах всего по -одному резаку. Что, не хватает их? Да нет же, лежат на складе. -Просто 'НИКТО «не доду мается», что их нужно д а бригаду больше, чем один. А у ”нас каждое эвечо работает со своим резаком. И -последнее, что ■-помогает нам добиваться успехов. При любой, самой современной технике, все зависит ют настроя людей, от их отношения к р ^ о т е . Чтобы бригада труди-лаоь хорошо, нужна большая самоотдача каждого. В конце ме- ояца в кашей бытовке проходят бригадные -собрания. На них Мы рассматриваем работу каждого за -прошедший период и выводим ко эффициент трудового участия. Бригада выводит. Потом протокол собрания подкалывается *к табелям, и эта оценка прямо влияет на зарплату. Но, думаю, дело не только 8 заработке. Моральное влияние коллектива 6 лагодг 1 ря таким вот обсуждениям настолько. усиливается, что просто не захочешь работать с прохладц-ей. Я сейчас и ив припомню такого, чтобы кому-то иэ нас бригада вывела -коэффициент 'Ниже единицы. О таком коллективе я и мечтал. Не в том смысле, конечно, что бригада достигла всех возможнф высот. Звание колпектива комму нистнчеекого труда мы еще н: воевали. Пока только -боремся э^го почетное пр-аво. Но все-та глубоко убежден, что в делах, заботах, рабочих буднях нашей бригады проявились и пррявляются характерные черты сегодняшнего дня, черты коллектива девятой пя тилетки. В. ОВЧАРОВ, бригадир комсомольско- молодежной бригады монтажников СУ-1 треста «Липецкетрой». НАСТАВНИЧЕСТВО: Приглашаем к р а з г о в о р у 'Сорошкх производственных показателей до бивается коллектив опытного завода «Красная Пресня» Всесоюзного научно-исспедоаательско- го института литейных машин. Весомый вклад в выполнение социалистиче ских обязагепьетв, принятых в честь иредстоя- щего XXV съезда КПСС, вносит комсомольская организация инструментального цеха. Включившись в еорепнование з а право подпи сать Рапорт Ленинского комсомола съезду пар тии, молодежь цеха стремится сдавать про дукцию с первого предъявления, повышает свое профессиональное мастерство, соревнуется за то, чтобы досрочно закончить план завершающе го года пятилетки. По итогам соцсоревнования 1975 года коллек тив этого цеха неоднократно занимал первое ме сто среди молодежных коллективов. НА СНИМКЕ: группа передовиков производст ва — слесарей инструментального цеха. Фото В. Будана. (Фотохроника ТАСС). НАЙТИ СБОЕ МЕСТО... М ОДНЫЕ плащи, курт- ки, джинсы. В отдел кадро-в подростки редко заходят в одиночку - э ^ в в о е м , втроем как-то в ^ ^ ^ с е . Здесь их встрсча- га^с надеждой. А потом быза-зт по-всякому. Имена одних новичков в цех-э про износят с гордостью. Име на других — со вздохом: Вот и выучили. Из двухсот деталей он и -со рока за смену сделать не усп-звг.ат. Насчет новичков «с улицы» на зпзодо ни кто из питает иллюзий: от ношение к ребятам в ’ цех-ах в точности соответствует их отношению к работе. ...Уходят молодые из це хов Лебедянского маши ностроительного завода, уезжают из дому — им ка жется, что они вытянули, наконец, счастливый билет. Из дому их гонят не мвте- риальные лишения. Их гонит «жажда» новизны впечатлений, многие это стремление «упаковывают» в эффектную словесиую оболочку: «Желаю осо знать себя в деле, утвер диться в жизни», А на деле выбор нового места, как и выбо>р завода, с которым скоропалит 1 ельно порваны все связи, оказывается все таким же случайным. Как не допустить этого? Как помочь увидеть челове ку в заводе — «свей дом», найти зв станком свое НЕ РУБЛЯ РАДИ... ^ В. иарткоме машзавода, комитете комсомола, проф союзе давно замечено, что тем; кому за двадцать три, охота к перемене мест почти не угрожает. А вот тем, кто моложе... Совсем не безразлично админист рации предприятия, поче му новички мечтают о дальних стройках и других заводах. Поэтому года три назад и был поставлен во прос ребром : нельзя счи тать эффектным стиль работы комсомольской о р ганизации и кадровых рабо чих с наличками. Пора м е нять формы шефства. Ну- жэи совет наставников. Слово секретарю партий ного комитета завода И. В. Оилиппсау: — Анализируя работу наставников, мы пришли к выводу: легче всего научить человека ос новам профессии. Эту мысль не раз доводилось слышать и на заводских слетах шефов - воспит.зте- ников. Сейчас мы разраба тываем новую учебную програ.мму курсов. Акцент делаем на том, что волнует -всех воспитателей: труднее привить молодежи твердое по-нимание цели, к которой она должна стремиться, по нимание подлинных ценно стей. Ведь сегодняшний новинок составит ядро ра бочего класса во-сьмидеся- Мы всегда прикрепляли новичков к хорошим спе циалистам. Профессией р е бята овладевали быстро. Выработка, а соответствен но и заработки, росли. Но... Все отчетливее проявля лись у «овичков и качества, взгляды, прививаемые ра бочими, все производствен ные и личные интересы ко торых «:футились» только вокруг денег. Подшефный заражался от «воспитателя» «вирусом» погони за длин ным рублем. Старался за работать больше. Это было, на первый взгляд, силь ным стимулом к быстрому овладению мастерством. Все вроде должны быть д о вольны, все в выгоде... Но вот совсем недавно по требовалось провести пол ную реконструкцию про изводственного процесса на заводе. И здесь нужны были усилия не только специалистов, но и рабочих. Коллектив завода успешно справился с этим ответст венным заданием. В но вую пятилетку предприя тие вступит обновленным, помолодевшим. Это и — за кономерно. Новая ПЯТИ ДОБРЫЕ ВСХОДЫ Славке Плотникову по везло, Был он робким, за стенчивым, видно, нелегко ему в жизни пришлось. По пал он в ученики к прекрас ному мастеру своего дела, человеку с разносторонни ми интересами — токарю Ивану Павловичу Костину. Работа ветерана -просто заворожила новичка. Дви жения Ивана Павловича ловкие, уверенные. По- Такой он всегда. Подой дет к ученику и простоит возле его станка столько, сколько надо. Причем, ко рить за неумение или не знание не станет. «Токарить» Иван Павло вич начал в -тридцать девя том. И было у него е~ той поры более тридцати уче ников. Работают сейчас в резных цехах. Дело свое любят. Не забывают учите ля. Это «Ударник девятой тодического центра. На пример, программу учеб ных курсов для наставни ков, которые начнут вновь действовать с первого но ября, разработали в парт коме. А комитет ВЛКСМ? Здесь он выступал лишь в роли наблюдателя. И на недавней отчетно-выбор ной конференции его спра ведливо критиковали, дока зательно, по-деловому. За Их встречают с надеждой летка будет «Пятилеткой качества». Вот уже сейчас подготовились к ней. Но новое никогда не дается легко. Когда началась ре конструкция, в стороне ос-' тались немногие. И среди первых, модернизация предприятия требовала ие только физической отдачи, но и творческого поиска. Рабочие внедряли новую оснастку, прогрессивную технологию, массовым ста ло рационализато.рство. Но те, кто был поглощен лишь заботами о заработке, есте ственно, совершенно не интересовались достижени ями техники, науки приме-'- нительно их профессии. Профессиональное мыш- выходило за рамки буднич ных забот: побольше вы дать деталей, вовремя под крутить, смазать, заточить, поправить. И, во-вторых, им были Чужды общие интере сы, поскольку они ие ка сались личных. Вот чем и обусловлено наше особое внимание к проблемам .наставничества. этому и Славке не терпе лось побыстрее самостоя тёльно стать за станок Самому сработать чисто без брака. Но воевать чале приходилось не с цами и чертежами, а крючком и жгутами струж ки, забившейся под с И вот настал день, когда Плотникову пришлось по ломать голову над тем, как подступиться к накатке резьбы на вал. Взглянул п-арень .в сторону наставни ка; тот вроде совсем за крутился с мелочами, в пятый раз настраивает свой станок, укрепляет слож нейшую деталь. Но и ми молетного взгляда — таков уж удел воспитателя, ■— достаточно, чтобы оценить ситуацию. Костин отметил: с оснасткой парень спра вился, а вот с резцом... — При заточке, Славик, ты перемудрил.—Иван Пав лович объяснил ошибку. —- Дядя Ваня, да что ты из-за меня по пустякам от влекаешься? — Резец — это не пу- пятилетки» Николай Кора- стелин, Александр Василь ев первыми пришли по здравить своего бывшего настазника с высокой на градой — орденом Лени- В рабочих ^ д н я х ма шиностроителей нетрудно увидеть штрихи из жизни других предприятий обла сти. Это естественно. Но «свое» у лебедянцев, пожалуй, то, что ни одна санкция в -отношении но вичков не осуществляется без ведома совета ка- ставников, анализа ситуа- . Запомнились слова Ива на Павловича: «Нужно ве рить своему воспитаинику, верить в себя и в него. Тогда даже на провинив шемся человеке не по ставишь «крест». Нам ведь, наставникам, и наказывать приходится. Но при этом не надо ломать человека, о необходимо помогать ему становиться на ноги». Вот здесь-тс сказать о деятельности митета комсомола, как порой *зв.алйвает на плечи других, при этом не оказы вая им помощи. Но вспоми наю слова секретаря парт кома завода И, П. Филип- - - На нашем заводе со вет действует лишь третий год. И, возможно, он пустил за это время какие- то ошибки. Хотелось бы, чтобы о нас не столько рас сказали, сколько подсказа ли, как избежать оши 6 о« К вам в цех, на ваш уча сток пришел новичок, Ка« вы его встречаете? .Обу чая секретам мастерства, все ли делаете для того, чтобы ваш подопечный з а думался, чего же он хочет в жизни, каким может й должен стать? А ты, «новичок» е «ули цы», доволен, как тебя встретили в -трудовом кол лективе? Напиши нам. Ждем твоих писем. Хотим знать мнение и тех, кто только перешагнул заводскую проходную, и тех, кЮ встречает новичков. В. ШАМЕТЬКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz