Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

01 эффектных радуг к аффективному гектару Помнится знойный детянй день. Иссушенные гедятам •ветром побулревшие буя-ры, с которых открывался.' вдд на обширную 'доцск.уто' '.ройяу, над ней педвижйо повисли, чуть колейлемне ветром раз* нсйшетяые радуги. Опустишься с про'калелиых бугров к этим фонтанам— словно попадаешь в иной мир. Буйно зеленеет мощный «остер, иу1вствуется прохладное дыхание зем.ти. ' ■Здесь,^ на дошмдай по-йме, стоял падахошый годаодок, здесь была мдарная районная ко.мсомольская- стройка Улья­ новской -Тосударсгвешшй оро­ сительной системы, с которой молодежь Задонского района начала свое шефство над со­ зданием орошаемых уч:аст,кО|В. Ударный КОМСОМОЛЬСКИЙ от­ ряд студентов техникума ме хя1шзаци!1 сельского хозяйства вьесте с шефа.ми — еоксльиа- ми прокладывал трубопрово­ ды, монтировал и отлажетал первые «Волжанки». 'йода за опытом съехалась па семи­ нар мелиораторы, кодасО'Моль- ские активисты н хозяйствеини- ки области. Задонны задавали тон в новом важном деле, шеф­ ство над которым взяла на се­ бя и областная 150мсО'Яольсвая ■организадая. М'И'Нуло Е1ремя, и «от :м диях, на состоя-вшейоя XXXI райоч- иоЯ отчетПо-выборюй комсо­ мольской конфербшии, двкла. дива я делегатам -о выпатие- 1Ш« решштий ХХЧУ съезда КПСС и XVII съезда ВЛКСМ, первый секретарь райдо.ма ВЛКСМ Анатолий Золоту'хая — В .настоящее время .в хо­ зяйствах .района .•оровы.ется -св.ыше пяти тьтсяч вектаряв. Это, прнмерто, пахотная пло- : ща.дь .круганаго. совхоза. И ш этом большая .заслуга 'Комсо- . мольнев -и молодежи района. . Безуслов-ио, шефство .над ' строительством ирригациоя- иых сооружений потребовало много .сил и времени, сотой тысяч рублей израсходовали хозяйства на обо.рудование. Теперь самое В1реия ■дасдот- реть, какова отдача .ют .этого условного совхоза, с чем вер­ нулся В народную .казну 1ШК- дый рубль, вло.щ,е.нный в лолкв- ной участок? Вот один красноречивый пример. Если в талходе «Ав. ^оря» , каждый юро-дааезйый текадр дал до ^четйрес.сот ия- 'тедесяти цантееров ;3®лейой масш мвРгожтних трав, то в "•савхозе «Еааажжяй» урожай на поливных участках ниже ТО, на богарных. Причина од- ..Й8Т .низкая культура жпользо- 1 а««я ибливинх земель, Ко- Н ^ о , как н всякое и-овое .дало, йсвоеине орошаемых участтав фребмет врадевд. По с момегг. та «коичаяйя страительгава систем в некоторвгх хозяйствах |рщуяо более двух лет, как, . например, в том, а?е совхозе •вУльшШ'Всгай», огдаако “аффек- фивпость поливного гектара до 4 й 1 пор остается низкой. Рай- Рлная комсомольская оргаяи- 1 а.д«я с око>няатшем строятель- чствя систем добровольно сняла свои шефские «бязашости, счи- .Т9я свою задачу выяояиеняой. Пя самом же деле была реше­ на ее'первая, и дали!0 ке са- ■Зизя сложяая, часть. Главное, состояло в том, чтобы комите. ты комсомола хозяйств -взяли •НОД свою постояЕНуло ощеку зкжользова.ние •поливальной технакп, обучение специали- яСтов, в|ргаиизащи!о комсо- дюльско-молодежных бригад, ^вторые бы занялись тра.мот- .ЦЫМ освошием орв,.шаемых •д1Я0.1дадей. Навертюе, эта работа не по 9 С'Ил»м одномт райкому ВЛКСМ, « в том, что в хозяйствах ме­ лиораторами становятся люди «еобучениые, случанные, что порою не .обеспечивается зим­ нее хранение дорогостоящих .поливальных агрегато.в и по весне обнаруживается нехват­ ка некоторых узлов, вина не только комитетов .комсомола. Однако создать два—три об­ разцовых комсомольско-моло. дежных «ормО'Добывающ»х эвена и на их при,мере в-иед- рять научное ведение шоливно- го' земледелия, было вполне щ> силам райкому комсомола. Не упусти он в свое дремя из. виду этого важного дела. : Овравеиливости ради, надо- сказать, что сегодня райком комсомола .критически оценил это упучцение. И, ка1к объявил докладчик, ныне такие звенья по кор'МопроиЗ'В.одству и выра- щнваяию ОВОЩЕЙ .соэдаются по инициативе комитета ко.м.' есмола -в совхозе «Хмелияец- ктшй». Еа каждым 'йэ них за­ крепляется поливной участок, между звеньями организуется действащшс соревнование. Не случа-йпо свои заметТаг с XXXI районной комсомольскоч кощферендип мы начали с го факта. Оя своеобразный казатель качества организаци овво-полит.и'чвской работы ра кома ВЛКСМ. И если бы трс бовалось одним словом опре делить главный недостаток е то это, будет незавсрцшнпост Другим важным делом рай онной комсомольской ортаяи- зации бы,та борьба с эррозней почв, облесение оврагов балок. За иоследаше годы сажено двести тридцать пять гектаров лесополос. Многое тут сделали учащиеся школ и техникумов, но, как констати­ ровал докладчик, в последнее вре.мй и эта работа п-ошла из Райком ВЛКСМ весколько я^т назад призвал молодежь в поход за механизацию жшот- новодетва, однада до оих пор в районе есть ферхш, где жи- вотново'лы работают по старин­ ке. И тот факт, что райкои ВЛКСМ не всегда с достаточ­ ным знанием дела и требова­ тельностью подходит к подбора кадров, тоже является доказа- тельстаом некой яезавершеи- Н0СТИ. -Умением правильно ш- рйделнть главные задачи, со- адать творческую обстановку отлияа.ются секретари ко.мите- тов ВЛКСМ совхоза «Хм-ел»- нецкИ1Й» Антоняна Алексеева, сов,чоза «Калабинский» Вален­ тина КарлО'Ва и многие дру­ гие. И 'В то ,же время встреча­ ются у руля комсомольских оргаииза'ций лю.ди безыници­ ативные, равнодушные, квет- рие -и членских взносов :»е соберут, я собрания вовремя ее проведут. И тут райком ком­ сомола .остапшияся на полюу- ти, не сумел Д-Рбиться, .чтобы ка.Ж|дый ко'мсомол'ьский акти- шет с сознанием своей. - пар. тайной отаетстиениости -отво- шлея к пш;ручда.вому делу. И логЕческн'М итогом всему сказаинояу -прозвучала в до­ клада председателя рввявкоя- -»ой -комнссда фааза о том, что райком ВЛКСМ за .отчетиыя период не вассмотрел на бю- •ро ИИ ОЯ1НОЙянформа.ши о вы- полиеийи принятых поста1!ов- Задйкская районная комсо­ мольская .орпаишзаци'Я о,»а из старейших в области. Истоки ее в бурном девятм.дад.то'м го­ ду, в первых «емногочислен- иых ячейках РКСМ. Сйгодта это — один из М'НОЮТЫСЯ'ЧНЫХ отрядов областной ко''»со- мольской оргавнзаций, кото­ рый имеет славные рсволюци- оняие, боевые и трудовые тра- жшии. И юрьезяый, деловой ..разговор, который вели деле­ гаты .« участники :ко.нфя!Жн.чй,а, пршнипиальная . критика яе- дастатков, .объективная . оцен­ ка оделявноге — .все .ато не- 'П.релож'н:ое св.н.детел.ьство бу-. д.ущнх успехов. Делегаты пряняли по о&уж, давшемуся вопросу постанов­ ление, избра.тя новый состав райко.ма, . ревком'всеии, делега­ тов на областную комсомоль­ скую .конференцию. В работе ковференции пришли участие пепвый секретарь райкома КПСС И. Г. Наумов, секи.етари райкома КПСС В. А. Спесив­ цев, М. А. Якуинна. На срстояв'шемся организа­ ционном пленуме райкома ВЛКСМ первым секретарем был избран Анатолий Золо- Н. НИКОЛАЕВ. твоя С Т Р О К А в Б И О Г Р А Ф И И П Я Т И Л Е Т К И >1 >■;; - ' Ж На трудовом каленАарс строгальщика Виктора Кре- тинина уже 1977 год. А сам он на заводе с семидесято­ го. Пришел он тогда учени­ ком к Сел^ену Васильевичу Панаелееву. Много.му на­ учил его опытный мастер. «Детали», которые изготов­ ляет сейчас Виктор на свеем стенке, поистине ги­ гантские. И хотя некоторые из них достигают сорока тонн, требовгкяе к качест­ ву и точности работы не у.меныаается. НА с т м Ш ; передовик ПОСИЗЕСДСТбЕ, СТВОГЭЯЬЩИК ОР.МЦ НЛМЗ Е-п.!тор Кре- Фато Я. Дргбкчна. т С о СТОРОНЫ, навер­ ное, ^^се немного п’ро,ще.л'^ь1 — мастер про.из.волственного обуче­ ния, есть у тебя ученики, и ты их воспитываешь, Под­ сказываешь, помогаешь, наставляешь... Будто одним СЛОВОМ все можешь по­ править, А я сейчас ночи бессонные вспоминаю — сколько их было! Ведь иной раз пустяковый вроде бы разговО'Р с мальчишкой д е ­ сятки раз в памяти перево- роши.шь: те ли были слова, то ли сказал, понял ли меня провинившийся? А еще — строчки из писем вспоминаю. Теплые, трогательные, хоть и по- мужски скупые порой. Бла­ годарят ребята. И нет. для маня ничего дороже этих писем; Значит, правильные слова- -сказал я когда-то, .значит, сумел помочь, зна­ чит, стала счастливой , еще одна *.| 5 дьба. У Гены Наза­ рова, -у Володи Балычева, Володи Кучеренко... Каждый год приходят к нем я училище «первачки». Многое .им внове: люди, е которыми встречаются еж е ­ дневно, учебные мэстео- ские и классы, завод с его четким ритмом и ' строгой дисциплиной. Но далеко каждый способен, что зьизается, без сучка и доринки войти в новую об ­ становку, успешно учиться, стать умелым специалистом. И, конечно же, с самых первых дней в каждом легком и трудном деле мы, воспитатели, должны быть Очень ответственное это звание: наставник. Его лич­ ность, кругозор, его муд­ рость — все становится важным. Это прежде всего человек, которому есть что поведать, чем поделиться с молодежью. В нашем училище по праву гордятся лучшими наставникам.и — заслуженными преподава­ телями профтехобразова­ ния РСФСР Н, М. ГероЕич, A. С. Кароченко, 6 . У. Му- ругоБой, мастерами произ­ водственного обучения Е.М. Бирюковым, О. И. Чеберяк, B, Е. Ульяновым. Они не только воспитывают ребят, но и щедро делятся .своим опытом с молодыми педа- Убежден-: один мастер не в СО.СТОЯНИИ полностью ве­ сти воспитательную работу в группе,. без делового, действенного и энергичного актива. Сплочение кол­ лектива, организация' досу­ га, работа кружков техниче- ско.го творчества, всевоз­ можные экскурсии, со.рев- нования, общеучилищные мероприятия просто не мыслимы без самого не­ посредственного участия актива группы. В последнее время у нас сложилась та­ кая практика: условно ра з ­ биваем группу на три под­ группы, каждую из которых возплав'ляют староста, комс­ орг и профорг. Между подгруппами организовано соревнование, и в конце месяца «треугольник» от- родительский актив: кс из ребят нужно- осо( внимание, помощь, за и нужно усилить контроль ТЭК далее. В поле зрения побывать сегодня. Поэна- ро-дительского актива по- комлкэсь с новыми зэпися- Нисколько не пр^^^щ ших ребят. За один день и вательно продолжается в связи. А если нет? Если п не обойти все эти цехи. Од- трудовом коллективе. чему-либо попадает па нако завтра я обязательно Хочется сказать и еще об нишка в другой коллектив? приду туда, где не успел одном — об индивидуаль- Тут уже может сложиться работе с учащимися, по-разному.,Дг| очень бодь- бьиает, если не сумеют Рядом с подростком лано. Сразу же определя­ ем лучшую подгруппу. Это очень дисциплинирует р е ­ бят, они становятся друж­ нее, организованнее каждый старается на . под­ вести своих товарищей, об итогах соцсоревнования рас­ сказываем в групповой стенгазете. Большое значение ' при­ даем родительским собра­ ниям. Если собрание тща­ тельно подготовлено, если ставит перед родителями конкретные задачи, то оно дает большой эффект. Мно­ гие вопросы решает у нас стоянно находятся и неко­ торые нерадивые папа.ши и мамаши. Одним из самых главных наших дел считаем воспи­ тание трудом. Хочу ска­ зать о пр.оизводствекной практике. По опыту знаю: если- ребята не загружены на работе, если в цехе ви­ дят в них только «подсоб­ ников», если им неинтерес­ но, то нередко случается, что учащиеся даже в из­ бранной специальности разочаровываются. Всеми силами стараемся этого не допустить. Как раз сейчас, например, проходит произ- В'Одстзенную практику моя группа. В разных цехах и участках Новолипе.цкого з а ­ вода можно встретить на­ ми в рабочих дневника 1 Х, поинтересуюсь: чему еще успели научиться мои под­ опечные, какое у них нэспроение. Иначе просто нельзя. Признаюсь; отдельные цехи завода мы уже внесли в свой «черный список». Те, где к практикантам из учи­ лища не. всегда бывают в.ии- мательны, где зачастую ис­ пользуют их, не заботясь о тематике и программе обу- Во время практики уча­ щиеся активно включаются во все общественные м е­ роприятия завода, живут интересной жизнью. Таким образом, то, что началось в учебном заведении, це- ленапрааленно и последо- в ней не может 6 ь(ть ос­ тановок. В памяти у меня теперь уже много приме­ ров, когда приходилось буквально завоевывать до­ верие «трудных» подрост­ ков и только потом, капля по капле, помогать им вы­ ходить на правильный путь. нует одна проблема. Труд­ но расставаться с ребятами на выпускном вечере. Но я спокоен, если мой не­ давний подшефный попа­ дает в хороший трудовой коллектив, к чуткому, ум­ ному наставнику. Так обыч­ но и быв.вет, если выпуск­ ник идет на НЛМЗ, наше базовое предприятие, с которым у нас крепкие поддержать подростка. Думается, надо серьезней заботиться 6 том, чтобы на всех предприятиях рабо ­ тали советы наставников, ...На всю жизнь памятно мне одно из заседаний бю­ ро обкома комсомола. В тот день, мне вручили Знак ЦК ВЛКСМ «Наставник , лодежи». Радостно было, и не только за себя — весь педагогический к лектив училища. Однако сразу подумалось: сколько еще предстоит сделать!? Ведь где-то рядом так нуж­ даются в помощи другие мальчишки... В. ЗЕМЦОВ, мастер производствен­ ного обучения ТУ-27. В МАРТЕ этого гада, посл'.э окон- чейия в..гчерного ■ отд.э-ясния ст.рои'гель'Н.ого техиикума', , я стал бригадиром монтажников. -Нр.э,д-. лагали должность и повыше — м.з- стеро.м. Отказался. Надо ■смг 1 чаяа научиться одной бригадой руково- Замьрслил создать бригаду, друж­ ную, надежную, высок'оп.ро‘иэводи- тельную. Уходя н з коллектива, в ко ­ тором до этого работал рядеаым монта.жни«ом,- я «взял» с собой двух диплом-ированных ов.арщиков: Ва­ силия Георгиевича Попадькн-а и Эдуарда Иванникова. Бритвдиру бы- •яо все равно, .останутся они или уйдут из бригады. Я бы, между прочим, ме отпустил таких-спецнали- А пригла.сил я их с собой >не только как мастеров. Зна-я, что не­ стоящие они монтажники. Опорой моей, в новой бригаде -будете, говорю. Созда,дим такой коллектив, чтобы и р-зкорды трудовые были, и заработок неплохой, и жизнь инте­ ресная. Первым козырем нашего ко.л- лектива стала высокая профессио­ нальная мвалификация. Подучились, освежили знания, и вэж,-дый ов-ладел четырь.мя специальностями: свар- щ.ика, газорезчика, слесаря и стро­ пальщика. И это было не роскошью, не запасом на в.сякий случай, 'а жиз­ ненной -.необходимостью. ■Работа такая, что каждый успевает за смену .ишользовать все -четыре .свои ■про­ фессии, Работаем звеньями. Звенья — не постоянные. Каждый день я прикидываю, кто какое из .заданий выполнит лучше. В соответствии с ним и расставляю людей. Полу­ чается, что сегодня один резчиком,' завтра—другой. Если кто-то заканчи­ вает свое задание раньше, н.дот к другим и смотрит, какая помощь нужна: слесарная или, скажем, св.а- Бторая существ.энная чарта ха­ рактера нашей . бригады, прямо влияющв-я на производительность, на стройплощадке и не заметна. Быт. Худо коллективу, которому да ­ же собраться негде перед сменой. Мы с самого начала потребовали от­ дельный вагончик. Прибили таблич­ ку и взялись как следует за обору­ дование бытовки. Установили и покрасили шкафы, повесили на о.кна занаазски. На стену — карту, кото­ рая нужна для проведения политин­ формаций. Собрали .библиотеку, оформили уголок по технике безо ­ пасности. По очереди дежурили в бытовке. Ни у кого на участке мет сейчас такого уютного помещения, как у нас. На первый взгляд, это мелочь. Но ведь стройка начинается с бытовки. И обеденный перерьт монтажники проводят в ней. Уют- нь 1 Й быт — приятный отдых. А от этого и настроение повышается. Без преувеличения можно сказать, что вагончик сплачивеет бригаду. В своей бытовке мы собираем­ ся за полчаса до начала смены. Со­ общаю рабочее задание, ставлю его из обсуждение. Кто и как предло­ жит выполнить его, чтобы с нэи- меньшимм эатр.ата.ми и в кратчай­ ший срок? Очень дельные предло­ жения рождаются в бригаде, если Т Р И Б У Н А Г В А Р Д Е Й Ц Е В П .Ч Т й Л Е Т К И ^ приучить ЛЮДОЙ думать, анаяиэкро- воть предстоящее дело. Вот, к .гтримеру, совсем недавно пО‘Яв.мАесь в бриседе лвП 0 Стков.ая -05,влу:$к:а — очередчав каше рацпредложение, сокращающее норматиа.ное время » четьгре ра.аа. Или .взять .устэнаВ'Ку анкерных -болтсе в фундаменты .цеха холодного проката углеродистых -.сталей. Мх откаокение <п оси сооруже;тя не пр-эвышает 1—2 мил­ лиметров при допустимом — 1—5 .■миллиметров. Тако.й Евврхточией работы мы бы но добились без :рЕЕло««в, а мы установили . будку для их хр^не-ния пр .ям ^»а .. участка. Три минуты — и б а л л т Я Я объекте. Заранее знаем яредстожций фронт работ и з.а. 6 яягввр-с-менно между делом подтягиваем туда свою ма­ лую мвх.®нмз*цию. Электрокабель. Почти но уходит у нас допо-лнитоль- но-по времени на подготовительные Что касается М 1 еханизмов, то в ношей бригаде все есть. Техническое оснащение — на уровне сегодняш­ него дня. Ручного труда — почти Т о в а р и щ б р и г а д а придуманных в бригв'де приспосиб- Эти примеры — лучшее доказа­ тельство того, что бригада наша ужо 'привыкла работать высококачест­ венно, творчески, -постоянно забо­ титься об экономии материалов. ;В®рно говорят, Ч.ТО стройка < 6 огатв потерями. Думаю, это -оттого, что брипады б е з тревоги смотрят на перерасход металла, «кслорода, злоктроэнерлии. Стройка, мол. все.спишет. И далеко не - каждый представляет себе стоимость по- В нашей бригаде все знают цену материалам. -Второй месяц мы за каждую хмену экономим их 'Столь­ ко, чтобы их хватило бригаде на час .раб-оты. Такое наш подарок XXV съезду партии. Стройка, действительно, богата потерями, и, в принципе, любая монтажная бригада может добиться такой экономии,, как и мы. Стоит только захотеть. Казалось бы, пустяк: электрод, Тем более — его остаток, который каж- дьгй сварщик выбрасывает, не заду­ мавшись. Н еши же сварщики сдела­ ли держатели элект>роАО.в .в- аппара-. те максимально уэкимм. Электроды стали выжигаться почти до конца. В смену у нас постоянно работают 3—4 сварщика, -И каждый из них блэгода 1 ря узкому держателю сбе- регаот за день Ш—15 электродов. Экономя материалы, нельзя не думать об ЭКОНОМ 1 ИИ времени. Что стоит за высокой вьгрзботкой на­ шей бригады, которая никогда не бывает ниже 115—120 процентов нормы, а в октябре составила 140 процентов? Конечно, она обусловле­ на и мастерством каждого из нас, и взаммозамеиявмостью. Но в ней немало и от экономии времени. Этот резерв мь 1 тоже привели в действие. На одной только доставке кислоро­ да каждый резчик бригады сберега­ ет ежедневно час-полтора. Дело в том, что за баллонами с кислоро­ дом из других бригад ездят в уп- нет. И это во многом зависит от 'Самих строителей. Я ^ ем я т ся ли они получить новую ^ В ш к у , не чураются ли ее? Да что новинки! Сплошь -и рядом видишь, что в бригадах всего по -одному резаку. Что, не хватает их? Да нет же, лежат на складе. -Просто 'НИКТО «не доду­ мается», что их нужно д а бригаду больше, чем один. А у ”нас каждое эвечо работает со своим резаком. И -последнее, что ■-помогает нам добиваться успехов. При любой, самой современной технике, все зависит ют настроя людей, от их отношения к р ^ о т е . Чтобы бригада труди-лаоь хорошо, нужна большая самоотдача каждого. В конце ме- ояца в кашей бытовке проходят бригадные -собрания. На них Мы рассматриваем работу каждого за -прошедший период и выводим ко­ эффициент трудового участия. Бригада выводит. Потом протокол собрания подкалывается *к табелям, и эта оценка прямо влияет на зарплату. Но, думаю, дело не только 8 заработке. Моральное влияние коллектива 6 лагодг 1 ря таким вот обсуждениям настолько. усиливается, что просто не захочешь работать с прохладц-ей. Я сейчас и ив припомню такого, чтобы кому-то иэ нас бригада вывела -коэффициент 'Ниже единицы. О таком коллективе я и мечтал. Не в том смысле, конечно, что бригада достигла всех возможнф высот. Звание колпектива комму нистнчеекого труда мы еще н: воевали. Пока только -боремся э^го почетное пр-аво. Но все-та глубоко убежден, что в делах, заботах, рабочих буднях нашей бригады проявились и пррявляются характерные черты сегодняшнего дня, черты коллектива девятой пя­ тилетки. В. ОВЧАРОВ, бригадир комсомольско- молодежной бригады монтажников СУ-1 треста «Липецкетрой». НАСТАВНИЧЕСТВО: Приглашаем к р а з г о в о р у 'Сорошкх производственных показателей до­ бивается коллектив опытного завода «Красная Пресня» Всесоюзного научно-исспедоаательско- го института литейных машин. Весомый вклад в выполнение социалистиче­ ских обязагепьетв, принятых в честь иредстоя- щего XXV съезда КПСС, вносит комсомольская организация инструментального цеха. Включившись в еорепнование з а право подпи­ сать Рапорт Ленинского комсомола съезду пар­ тии, молодежь цеха стремится сдавать про­ дукцию с первого предъявления, повышает свое профессиональное мастерство, соревнуется за то, чтобы досрочно закончить план завершающе­ го года пятилетки. По итогам соцсоревнования 1975 года коллек­ тив этого цеха неоднократно занимал первое ме­ сто среди молодежных коллективов. НА СНИМКЕ: группа передовиков производст­ ва — слесарей инструментального цеха. Фото В. Будана. (Фотохроника ТАСС). НАЙТИ СБОЕ МЕСТО... М ОДНЫЕ плащи, курт- ки, джинсы. В отдел кадро-в подростки редко заходят в одиночку - э ^ в в о е м , втроем как-то в ^ ^ ^ с е . Здесь их встрсча- га^с надеждой. А потом быза-зт по-всякому. Имена одних новичков в цех-э про­ износят с гордостью. Име­ на других — со вздохом: Вот и выучили. Из двухсот деталей он и -со­ рока за смену сделать не усп-звг.ат. Насчет новичков «с улицы» на зпзодо ни­ кто из питает иллюзий: от­ ношение к ребятам в ’ цех-ах в точности соответствует их отношению к работе. ...Уходят молодые из це ­ хов Лебедянского маши­ ностроительного завода, уезжают из дому — им ка­ жется, что они вытянули, наконец, счастливый билет. Из дому их гонят не мвте- риальные лишения. Их гонит «жажда» новизны впечатлений, многие это стремление «упаковывают» в эффектную словесиую оболочку: «Желаю осо­ знать себя в деле, утвер­ диться в жизни», А на деле выбор нового места, как и выбо>р завода, с которым скоропалит 1 ельно порваны все связи, оказывается все таким же случайным. Как не допустить этого? Как помочь увидеть челове ­ ку в заводе — «свей дом», найти зв станком свое НЕ РУБЛЯ РАДИ... ^ В. иарткоме машзавода, комитете комсомола, проф­ союзе давно замечено, что тем; кому за двадцать три, охота к перемене мест почти не угрожает. А вот тем, кто моложе... Совсем не безразлично админист­ рации предприятия, поче­ му новички мечтают о дальних стройках и других заводах. Поэтому года три назад и был поставлен во­ прос ребром : нельзя счи­ тать эффектным стиль работы комсомольской о р ­ ганизации и кадровых рабо­ чих с наличками. Пора м е ­ нять формы шефства. Ну- жэи совет наставников. Слово секретарю партий­ ного комитета завода И. В. Оилиппсау: — Анализируя работу наставников, мы пришли к выводу: легче всего научить человека ос­ новам профессии. Эту мысль не раз доводилось слышать и на заводских слетах шефов - воспит.зте- ников. Сейчас мы разраба ­ тываем новую учебную програ.мму курсов. Акцент делаем на том, что волнует -всех воспитателей: труднее привить молодежи твердое по-нимание цели, к которой она должна стремиться, по­ нимание подлинных ценно­ стей. Ведь сегодняшний новинок составит ядро ра­ бочего класса во-сьмидеся- Мы всегда прикрепляли новичков к хорошим спе­ циалистам. Профессией р е ­ бята овладевали быстро. Выработка, а соответствен­ но и заработки, росли. Но... Все отчетливее проявля­ лись у «овичков и качества, взгляды, прививаемые ра ­ бочими, все производствен­ ные и личные интересы ко­ торых «:футились» только вокруг денег. Подшефный заражался от «воспитателя» «вирусом» погони за длин­ ным рублем. Старался за­ работать больше. Это было, на первый взгляд, силь­ ным стимулом к быстрому овладению мастерством. Все вроде должны быть д о ­ вольны, все в выгоде... Но вот совсем недавно по­ требовалось провести пол­ ную реконструкцию про­ изводственного процесса на заводе. И здесь нужны были усилия не только специалистов, но и рабочих. Коллектив завода успешно справился с этим ответст­ венным заданием. В но­ вую пятилетку предприя­ тие вступит обновленным, помолодевшим. Это и — за­ кономерно. Новая ПЯТИ­ ДОБРЫЕ ВСХОДЫ Славке Плотникову по­ везло, Был он робким, за­ стенчивым, видно, нелегко ему в жизни пришлось. По­ пал он в ученики к прекрас­ ному мастеру своего дела, человеку с разносторонни­ ми интересами — токарю Ивану Павловичу Костину. Работа ветерана -просто заворожила новичка. Дви­ жения Ивана Павловича ловкие, уверенные. По- Такой он всегда. Подой­ дет к ученику и простоит возле его станка столько, сколько надо. Причем, ко­ рить за неумение или не­ знание не станет. «Токарить» Иван Павло­ вич начал в -тридцать девя­ том. И было у него е~ той поры более тридцати уче­ ников. Работают сейчас в резных цехах. Дело свое любят. Не забывают учите­ ля. Это «Ударник девятой тодического центра. На­ пример, программу учеб­ ных курсов для наставни­ ков, которые начнут вновь действовать с первого но­ ября, разработали в парт­ коме. А комитет ВЛКСМ? Здесь он выступал лишь в роли наблюдателя. И на недавней отчетно-выбор­ ной конференции его спра­ ведливо критиковали, дока­ зательно, по-деловому. За Их встречают с надеждой летка будет «Пятилеткой качества». Вот уже сейчас подготовились к ней. Но новое никогда не дается легко. Когда началась ре­ конструкция, в стороне ос-' тались немногие. И среди первых, модернизация предприятия требовала ие только физической отдачи, но и творческого поиска. Рабочие внедряли новую оснастку, прогрессивную технологию, массовым ста­ ло рационализато.рство. Но те, кто был поглощен лишь заботами о заработке, есте­ ственно, совершенно не интересовались достижени­ ями техники, науки приме-'- нительно их профессии. Профессиональное мыш- выходило за рамки буднич­ ных забот: побольше вы­ дать деталей, вовремя под­ крутить, смазать, заточить, поправить. И, во-вторых, им были Чужды общие интере­ сы, поскольку они ие ка­ сались личных. Вот чем и обусловлено наше особое внимание к проблемам .наставничества. этому и Славке не терпе лось побыстрее самостоя тёльно стать за станок Самому сработать чисто без брака. Но воевать чале приходилось не с цами и чертежами, а крючком и жгутами струж ки, забившейся под с И вот настал день, когда Плотникову пришлось по­ ломать голову над тем, как подступиться к накатке резьбы на вал. Взглянул п-арень .в сторону наставни­ ка; тот вроде совсем за­ крутился с мелочами, в пятый раз настраивает свой станок, укрепляет слож­ нейшую деталь. Но и ми­ молетного взгляда — таков уж удел воспитателя, ■— достаточно, чтобы оценить ситуацию. Костин отметил: с оснасткой парень спра­ вился, а вот с резцом... — При заточке, Славик, ты перемудрил.—Иван Пав­ лович объяснил ошибку. —- Дядя Ваня, да что ты из-за меня по пустякам от­ влекаешься? — Резец — это не пу- пятилетки» Николай Кора- стелин, Александр Василь­ ев первыми пришли по­ здравить своего бывшего настазника с высокой на­ градой — орденом Лени- В рабочих ^ д н я х ма­ шиностроителей нетрудно увидеть штрихи из жизни других предприятий обла­ сти. Это естественно. Но «свое» у лебедянцев, пожалуй, то, что ни одна санкция в -отношении но­ вичков не осуществляется без ведома совета ка- ставников, анализа ситуа- . Запомнились слова Ива­ на Павловича: «Нужно ве­ рить своему воспитаинику, верить в себя и в него. Тогда даже на провинив­ шемся человеке не по­ ставишь «крест». Нам ведь, наставникам, и наказывать приходится. Но при этом не надо ломать человека, о необходимо помогать ему становиться на ноги». Вот здесь-тс сказать о деятельности митета комсомола, как порой *зв.алйвает на плечи других, при этом не оказы­ вая им помощи. Но вспоми­ наю слова секретаря парт­ кома завода И, П. Филип- - - На нашем заводе со­ вет действует лишь третий год. И, возможно, он пустил за это время какие- то ошибки. Хотелось бы, чтобы о нас не столько рас ­ сказали, сколько подсказа­ ли, как избежать оши 6 о« К вам в цех, на ваш уча­ сток пришел новичок, Ка« вы его встречаете? .Обу­ чая секретам мастерства, все ли делаете для того, чтобы ваш подопечный з а ­ думался, чего же он хочет в жизни, каким может й должен стать? А ты, «новичок» е «ули­ цы», доволен, как тебя встретили в -трудовом кол­ лективе? Напиши нам. Ждем твоих писем. Хотим знать мнение и тех, кто только перешагнул заводскую проходную, и тех, кЮ встречает новичков. В. ШАМЕТЬКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz