Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
ВСТРЕЧИС«БОЛЬШОЙ МУЗЫКОЙ) На днях а залах Липецкой филар монии и Дома культуры города Ельца состоялись концерты симфоническо го оркестра Воронежской филармо нии. Интерес к его гастролям поня тен — такие коллективы редко гос тят у нас. Концерты ати примеча тельны и тем, что проходили они а знаменательное для аоронежских музьжантое аремя;— в »том году ор кестр отмечает свое пятидесятиле тие. О сегодняшнем дне оркестра, з а ботах и планах коллектива рассказал нашему корреспонденту дирижер Владимир Вербицкий, дипломант международного конкурса им. Гер берта фон Караяна, проходившего в Западном Берлине. — У нашего коллектива - боль шой творческий опыт, давние тради ции. Нынешний юбилейный год для нае торжествен вдвойне! совсем не давно по итогам Всероссийского кон курса оркестру присвоена первая ка тегория. Юбилейный сезон открылся Б октябре. И сразу — гастроли у вас в городе. Привезли две, программы; симфонические утренники для стар шеклассников,, на которых юноши и девушки, встретились с,- музыкой ко роля вальсов» Иоганна Штрауса, и вечерние концерты, составпенныв из ' музыки - Вилло - Лобаса, Моцарта, С. Прокофьева. В этом сезона мы бу дем, у вас частыми ■гостями —: при едем в середине декабря, в , конце . зимы й весной. Абонементы на эти концерты ужа распространены. О наших планах на сезон? Как и в прошлые годы, будем постоянно вы езжать в города, ив предприятия, в хозяйства Воронежской и. .. соседних . областей. Особенно радостно; со эн а - . вать, что в начале 1976 года' мы при глашены на гастрольную поездку в Москву. Это — свйдетельство наше го роста,'зрелости, мастерства. . Итак, сегодня уже с полным осно ванием можно сказать! концерты симфонического оркестра Воро нежской филармонЖ прошли по-на стоящему празднично. Звучали жиз неутверждающие, полные света и солнца моцартовскме мелодии. Сво бодно преодолевая сложности, кото рых немало в моцартовском концер те для валторны е оркестром и ко торые требуют виртуозного мастер ства, аспирант Ленинградской кон серватории, солист Юрий Щеглов ис полнил это произведение ярко, лег ко и цельно. Коллектив также ост ро, е точным ощущением своеобра зия музыки исполнил «Бразильскую бэхиану» № 4 Вилло Лобаса, Особо хочется остановиться на удачном воплощении философских возвышенных, темпераментно-воле- вь!Х, остро-характерных музыкальных образов прокофьевской пятой сим фонии. Написанная в 1944 году, нэка-, нуне Великой Победы, она насыщена энергией, задором. Мужественно-им- . пульсивный, чёканный стиль, мощна.ч оригинальная трактовка тем — все это.было откровением и открытием советского композитора. Пятая сим фония, отмеченная в 1946 году Госу- ■дарственной премией, с ее лириче ской одухотворенностью и драматиз- МО.М, основанная на оригинальной г а р г монии, построенная на активных, во левых ритмах, произвела сильное впечатление на слушателей. И не вольно подумалось: как мало «боль шой музыки» слышат липчане в сте нах филармонии!.. Просветительская направленность концертных гастролей наших сосе дей, высокий исполнительский уро-, ввнь делают встречи с этим коллек тивом значительным событием в культурной жизни города В. ШАМЕТЬКО. Кажется, совсем не давно ученики Панмко- вёцксй средней школы Елецкого района реши ли создать клуб фила- талиетов. Люба Горшко ва, Виктор Лыков, Гали на Матюхина, Валентина Славщева принесли тог да первые марки. И вот прошло два года, а кол. лакция клуба насчитыва ет уже десятки темати ческих подборок; «Жизнь и деятельность В. И. Ле нина», «Флора и фауна нашей Родины», «Города СССР», «Писатели и ху. ДОЖНННИ9, «Спорт». Фото Ю. Клюеса. С ЕГОДНЯ эта певица знакома мил лионам зрителей. Многие песни, впервые исполненные Валентиной Толкуновой, обретают популярность на долгое время. Национальный характер русского певческого стиля, осмыслен ность каждой интонации, правда чувств отличают ее песенное мастерство. В ее голосе звучат нежность, доброта, порой легкая грусть. Ее скромность, женствен, ность, изящество, манера общения, да же прическа стали предметом подража ния молодых девушек. Валентина Толкунова поет просто, без нарочитых жестов, без лишней аффекта ции. Она не ищет проторенных путей в искусстве. В репертуаре певицы нет ни одной песни, ставшей еще до ее испол нения шлягером. Толкунова — полно- йравный соавтор поэта и композитора. Так, песня Павла Аедоницкого и Екате рины Шевелевой «Серебряные свадьбы» в исполнении Валентины Толкуновой бы ла удостоена звания лауреата Все союзного телевизионного конкурса «Песня-73». И вновь в ее исполнении становится лауреатом этого конкурса 1^74 года песня Мигули и Гина «Погово ри со мною, мама». Благодаря ее ис полнению эти произведения знают и поют не только а СССР, но и за рубе жом: а Чехословакии, ГДР, Польше, Почему же девочка из московской средней школы, мечтавшая о профессии педагога, стала певицей? — Я люблю песню, — говорит Вален тина.—С песней связана вся моя жизнь. Очень хорошо помню, как мы с мамой пели в два голоса. Она и моя бабушка, знавшие м.чого русских народных пе сен, научили меня любить их, бережно относиться к ним. Но я тогда не предпо- Ш ЕЛ двадцать седьмой год, как за участив в студенческих вол нениях в Петербурге, он был выслан в Тамбовскую губернию, в имение матери село Полинино (ныне Ли пецкой области). Быть мо жет, другой бы совсем оди чал от безделья в деревен ской глуши и запил бь: горькую от скуки... Но не таков был он, Сергей Т ^ - пигорев, бывший студент, исключенный из столичного университета. Журиэлисги» ка к здесь была его верной спутницей. В то время, летом 1867 года, в Уфимской и Самар ской губерниях разразился страшный голод. 8 помощь голодающим была объяв лена подписка: принима лись пожертвования, глав- иь 1 м образом хлебом. Сер гей Терпигерее так вспоми нает об этом времени: «В Козлове, нашем уезд ном городе, лежали по жертвованные купцами и привезенные из других мест, громадные запасы хлеба в зерне и муке..'. Од нажды, Б это время, я при ехал в Козлов, и мне рас сказывают вдруг, что эти тромгдкь!е запасы не мо-. гут, быть двинуты в голода ющую местность потому, что железная, дорога, коз- ловско-рязвнекая,- тогда только что отстроенная и открытая для движения, не берет их к отправке... Дело... заключалось в том, что Дервиз с Меком — хозяева дороги, выстроив шие еэ за баснословную до рогую цену, не довольст вуясь теми барышами, ко торые они получили от по стройки дороги, задумали эксплуатировать ее еще и в смысле ; своей монополии по отправке грузов.. : По жертвованный хлеб, всего около трех миллионов; пу дов, Так и лежал сваленный ■Под открытым небом у са- - мого вокзала. ...Когда я по ехал смотреть это безобра зие,; меня лро.сто поразили наглость и бесстыдство дер- вмзовскмх и мековских ин- женеро.в, управлявших по рядками на дороге ,., Пред ставьте себе бугры и холмы, с порядочные дома; величи ною,, по 1 (рытые, свежей яр кой зеленью: это кули с овсом и рожью проросли от бывших перед тем дож дей, и это хлеб, собранный и назначенный к отправке голодающим!», Сергей Терпи'горез на писал тогда статью о «вопи ющем безобразии» на коз- лово ь рязанской желез ной дороге в петербург скую газету «Голос». Статью опубликовали. Из Петербурга в Козлов документами он , вновь отбыл в Петербург. Настал день суда над Краеаским. С. Н, Терпигорев так вспоминал о нем: «Началось судебное дей ство... Первым говорил Спа- сович (т. е. обвинитель —- А. К.). Затем суд удалился, обьявив, что делает на ш го т и от тодй РАССКАЗЫВАЕТ КРАЕВЕД приехала комиссия, кото рая, конечно, не нашла ви новных в миллионных убыт ках и уехала обратно. Но статья все же подойстаова- ла: комиссионерство Дер- виза и Мека было упраздне но на этом дело не окон чилось. Сергей Терпигорев Получил письмо от редакто ра —ь издателя газеты «Го лос» Краеаского, «а кото ром тот писал, чтобы я как можно скорее выехал в Пе тербург и вез с собой оправдательные докумен ты, так как раздраженные на нас Дервиз и Мек подали жалобу в диффамации», то есть обвиняли в оглаше нии сведений, порочащих частное лицо (такая статья была в царском уголовном праве). . _По приезде в Петербург, Терпигорев узнал, что Кра- евскому грозит тюремное заключение,- Чтобы- этого не случилось, С. Н. Тёрпигоре- ву необходимо представить в суд квитанции на приня тый и на отправленный во время хлеб, а также письма в редакцию от тоВароо-Гпра- вителей. Для этой цели Терпигорев снова приехал В Козлов. В города состоя лось заседание Думы, ко торая вынесла специальное постановление, «благодар ственный адрес Краеаско- му за то, что он напечатал правду об этом разбойном комиссионерстве». С. Н. Терпигорев взял несколь ко квитанций на неотправ ленный вовремя хлеб и письма, в которых адресаты сообщали о вопиющих бе зобразиях на козлово-ря занской дороге, С этими сколько-то времео^;и пе рерыв». Во время перерыва С. Н, Терпигорев-подошел к Спа- совичу и заявил, что это он писал корреспонденцию, опубликованную в «Голосе» за подписью «С. Т.». На что Спасович пообещал Тер- пигорёву «отучить писать в «Голоса». Заседание суда возоб новилось. Снова к присут ствующим обратился Спз- сович. Судя по воспомина ниям С. Н. Терпигорева, он произнес следующее: «Впрочем я, лично, ниче го не имею против издате ля «Голоса», статского со ветника Краевского и об ращу все мои требования к автору корреспондекции, подписавшемуся буквами «С. Т.», если только г. Кра- евский назовет его здесь». | Но Краевский не назвал автора корреспонденции. Настала очередь говорить защитнику Орди'ну, который огласил адрес городской Думы Козлова. Реакция со стороны Кра евского была бурная; «— Но это небывалый факт в России, — говорит Краевский, — журналист по лучил за свою деятельность и оказанную им услугу об ществу благодарственный адрес от целого города». Публика встретила заявле ние шумными одобрения ми. И все же суд подверг Краевского штрафу в раз мере 25 рублей. Вот о каком событии из яркой жизни нашего писа теля - земляка С. Н. Терпи- гореаа мне захотелось рас сказать. А, ДУЛОВ. Поет Валентина Толкунова лагзла, что стану профессиональной пе вицей. В школу, в которой училась Валя, при ехал преподаватель детского хора при Дворце культуры железнодорожникоз. Ее пригласили петь в хоре, — Еще в детстве, — рассказывает За- яентинэ, — каждый человек мечтает о какой-либо профессии, связывает Свою мечту с каким-то примером, конкрет ным человеком, героем прочитанной книги, которому хотелось бы подражать. Таким примером для меня стала Татья на ^ Овчинникова, замечательный хор-\ мейстер и прекрасный человек. Я по знакомилась с ней, когда училась в четвертом классе. Она раскрыла передо мной огромный мир -—мир музыки. Мной неотступно завладела мачта быть такой, как она, учить детей понимать этот мир. Позже, будучи пионервожа той, я решила попробовать свои силы. Стала разучивать со своим отрядом пес ни, которые знала. Ни одного сбора у нас на проходило без песни. Я -видела, как песня сплачивает ребят, делает их дружнее. Поэтому после окончания школы у меня не было проблемы: кем стать. Выбор был сделан давно и безо говорочно — дирижер-хоровик. Я по ступила в Институт культуры. Но в 1966 году маня неожиданно пригласили кэ профессиональную сцену. В это время организовывался оркестр ВИО -66 под руководством Юрия Саульского. Ан самблю был необходим высокий голос. Так в 19 пет я начала путь профессио. нальной певицы. Работая в оркестре, я . не забыла о своей мечта стать хормей стером и в 1967 году поступила в Мо сковское музыкальное училища имени Гнесиных. Сегодня даже трудно пред ставить, как успевала я работать и учить ся, Очень часто для сдачи экзаменов приходилось выезжать в Мрсяау из дру гих городов, а которых ансамбль нахо дился на гастролях, В 1971, году я полу чила диплом, и, казалось, мечта стать дирижером-хоровиком совсем близка к осуществлению. Но... Валентине предложили записать песни для многосерийного телевизион ного фильма «Д.энь за днем»,, созданные композитором Ильей Катаевым. Через некотороё время Тоякунова стала лауре - атом-музыкальной телевизионной пере дачи кАртлото». ■Чем объяснить популярнстсть певицы? Казалось бы, и голос у нее не очень сильньгй, й мелодии незамысловатые, -а . вот волнует и трогает ее песенное ма стерство. Когда слушаешь Толкунову, ка жется, что поет она только для тебя и о — Вероятно, я не ошибусь, — продол- ■жаёт певица, — если скажу, что у каж дого актера есть своя мысль, своя тема творчества, которые он хочет донести до зрителя, чтобы они волновали зри теля, как самого актера. Такая тема есть и у меня. Но не всякая песня подходит мне — и по вокальным возможностям, и по музыке, тексту, наконец, по душев ному настрою. Потому-то я и стараюсь отбирать произведения очень тщатель но, не спешить с их показом, на какой- то период «заболеть» песней. Она долж на звучать во мне в любое время и всю ду. Пробую спеть ее по-разному. Ищу тональность, ритм, акценты. Я люблю петь лирические сочинения, наполнен ные сюжетностью, так как для меня песня — это, спектакль, который надо с достоинством сыграть. Хочется, чтобы зал переживал за судьбы героев моих Ну, а как же мечта быть педагогом? Сбудется. Обязательно. Сейчас Вален тина Толкунова учится на четвертом курса дирижерско-хорового отделения Института культуры. И стремление ее к этой профессии очень велико. — Я очень люблю детей, — рассказы вает Валентина; — и когда-нибудь, когда перестану выступать, буду рабо тать с детьми. Заветное мое желание —учить детей понимать прекрасный мир музыки, раскрывать перед ними . все таинства песни. Жозефина ХАИМОВА. (АПН). I Редактор II. Н. СМОЛЬЯНИНОВ. Обком ВЛКСМ с прискорбием из вещает о безвременной трагической кончине заведующего организацион ным отделом Доброзского райкома ВЛКСМ ОВЧИННИКОВА Вячеслава Михайпезича и выражает соболезнование семье и близким покойного. . Телсфо:ты: редактора - 2-33-53, ответственного секретаря7 отдела иллюстраций -2-28-59, ^идеологического отдела - 2-34-!3, отделов; комсомольской жизни и фоголабор аторил - 2-36-43, учащейся м ол од еж и - 2-38-50, писем и спор, а - 2-34-40. АЭ 52977 —— ------------------------------ Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная площадь, 44. Зак, 6934.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz