Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

ВСТРЕЧИС«БОЛЬШОЙ МУЗЫКОЙ) На днях а залах Липецкой филар­ монии и Дома культуры города Ельца состоялись концерты симфоническо­ го оркестра Воронежской филармо­ нии. Интерес к его гастролям поня­ тен — такие коллективы редко гос­ тят у нас. Концерты ати примеча­ тельны и тем, что проходили они а знаменательное для аоронежских музьжантое аремя;— в »том году ор­ кестр отмечает свое пятидесятиле­ тие. О сегодняшнем дне оркестра, з а ­ ботах и планах коллектива рассказал нашему корреспонденту дирижер Владимир Вербицкий, дипломант международного конкурса им. Гер­ берта фон Караяна, проходившего в Западном Берлине. — У нашего коллектива - боль­ шой творческий опыт, давние тради­ ции. Нынешний юбилейный год для нае торжествен вдвойне! совсем не­ давно по итогам Всероссийского кон­ курса оркестру присвоена первая ка­ тегория. Юбилейный сезон открылся Б октябре. И сразу — гастроли у вас в городе. Привезли две, программы; симфонические утренники для стар­ шеклассников,, на которых юноши и девушки, встретились с,- музыкой ко­ роля вальсов» Иоганна Штрауса, и вечерние концерты, составпенныв из ' музыки - Вилло - Лобаса, Моцарта, С. Прокофьева. В этом сезона мы бу­ дем, у вас частыми ■гостями —: при­ едем в середине декабря, в , конце . зимы й весной. Абонементы на эти концерты ужа распространены. О наших планах на сезон? Как и в прошлые годы, будем постоянно вы­ езжать в города, ив предприятия, в хозяйства Воронежской и. .. соседних . областей. Особенно радостно; со эн а - . вать, что в начале 1976 года' мы при­ глашены на гастрольную поездку в Москву. Это — свйдетельство наше­ го роста,'зрелости, мастерства. . Итак, сегодня уже с полным осно­ ванием можно сказать! концерты симфонического оркестра Воро­ нежской филармонЖ прошли по-на­ стоящему празднично. Звучали жиз­ неутверждающие, полные света и солнца моцартовскме мелодии. Сво­ бодно преодолевая сложности, кото­ рых немало в моцартовском концер­ те для валторны е оркестром и ко­ торые требуют виртуозного мастер­ ства, аспирант Ленинградской кон­ серватории, солист Юрий Щеглов ис­ полнил это произведение ярко, лег­ ко и цельно. Коллектив также ост­ ро, е точным ощущением своеобра­ зия музыки исполнил «Бразильскую бэхиану» № 4 Вилло Лобаса, Особо хочется остановиться на удачном воплощении философских возвышенных, темпераментно-воле- вь!Х, остро-характерных музыкальных образов прокофьевской пятой сим­ фонии. Написанная в 1944 году, нэка-, нуне Великой Победы, она насыщена энергией, задором. Мужественно-им- . пульсивный, чёканный стиль, мощна.ч оригинальная трактовка тем — все это.было откровением и открытием советского композитора. Пятая сим­ фония, отмеченная в 1946 году Госу- ■дарственной премией, с ее лириче­ ской одухотворенностью и драматиз- МО.М, основанная на оригинальной г а р г монии, построенная на активных, во­ левых ритмах, произвела сильное впечатление на слушателей. И не­ вольно подумалось: как мало «боль­ шой музыки» слышат липчане в сте­ нах филармонии!.. Просветительская направленность концертных гастролей наших сосе­ дей, высокий исполнительский уро-, ввнь делают встречи с этим коллек­ тивом значительным событием в культурной жизни города В. ШАМЕТЬКО. Кажется, совсем не­ давно ученики Панмко- вёцксй средней школы Елецкого района реши­ ли создать клуб фила- талиетов. Люба Горшко­ ва, Виктор Лыков, Гали­ на Матюхина, Валентина Славщева принесли тог­ да первые марки. И вот прошло два года, а кол. лакция клуба насчитыва­ ет уже десятки темати­ ческих подборок; «Жизнь и деятельность В. И. Ле­ нина», «Флора и фауна нашей Родины», «Города СССР», «Писатели и ху. ДОЖНННИ9, «Спорт». Фото Ю. Клюеса. С ЕГОДНЯ эта певица знакома мил­ лионам зрителей. Многие песни, впервые исполненные Валентиной Толкуновой, обретают популярность на долгое время. Национальный характер русского певческого стиля, осмыслен­ ность каждой интонации, правда чувств отличают ее песенное мастерство. В ее голосе звучат нежность, доброта, порой легкая грусть. Ее скромность, женствен, ность, изящество, манера общения, да­ же прическа стали предметом подража­ ния молодых девушек. Валентина Толкунова поет просто, без нарочитых жестов, без лишней аффекта­ ции. Она не ищет проторенных путей в искусстве. В репертуаре певицы нет ни одной песни, ставшей еще до ее испол­ нения шлягером. Толкунова — полно- йравный соавтор поэта и композитора. Так, песня Павла Аедоницкого и Екате­ рины Шевелевой «Серебряные свадьбы» в исполнении Валентины Толкуновой бы­ ла удостоена звания лауреата Все­ союзного телевизионного конкурса «Песня-73». И вновь в ее исполнении становится лауреатом этого конкурса 1^74 года песня Мигули и Гина «Погово­ ри со мною, мама». Благодаря ее ис­ полнению эти произведения знают и поют не только а СССР, но и за рубе­ жом: а Чехословакии, ГДР, Польше, Почему же девочка из московской средней школы, мечтавшая о профессии педагога, стала певицей? — Я люблю песню, — говорит Вален­ тина.—С песней связана вся моя жизнь. Очень хорошо помню, как мы с мамой пели в два голоса. Она и моя бабушка, знавшие м.чого русских народных пе­ сен, научили меня любить их, бережно относиться к ним. Но я тогда не предпо- Ш ЕЛ двадцать седьмой год, как за участив в студенческих вол­ нениях в Петербурге, он был выслан в Тамбовскую губернию, в имение матери село Полинино (ныне Ли­ пецкой области). Быть мо­ жет, другой бы совсем оди­ чал от безделья в деревен­ ской глуши и запил бь: горькую от скуки... Но не таков был он, Сергей Т ^ - пигорев, бывший студент, исключенный из столичного университета. Журиэлисги» ка к здесь была его верной спутницей. В то время, летом 1867 года, в Уфимской и Самар­ ской губерниях разразился страшный голод. 8 помощь голодающим была объяв­ лена подписка: принима­ лись пожертвования, глав- иь 1 м образом хлебом. Сер­ гей Терпигерее так вспоми­ нает об этом времени: «В Козлове, нашем уезд­ ном городе, лежали по­ жертвованные купцами и привезенные из других мест, громадные запасы хлеба в зерне и муке..'. Од­ нажды, Б это время, я при­ ехал в Козлов, и мне рас­ сказывают вдруг, что эти тромгдкь!е запасы не мо-. гут, быть двинуты в голода­ ющую местность потому, что железная, дорога, коз- ловско-рязвнекая,- тогда только что отстроенная и открытая для движения, не берет их к отправке... Дело... заключалось в том, что Дервиз с Меком — хозяева дороги, выстроив­ шие еэ за баснословную до­ рогую цену, не довольст­ вуясь теми барышами, ко­ торые они получили от по­ стройки дороги, задумали эксплуатировать ее еще и в смысле ; своей монополии по отправке грузов.. : По­ жертвованный хлеб, всего около трех миллионов; пу­ дов, Так и лежал сваленный ■Под открытым небом у са- - мого вокзала. ...Когда я по­ ехал смотреть это безобра­ зие,; меня лро.сто поразили наглость и бесстыдство дер- вмзовскмх и мековских ин- женеро.в, управлявших по­ рядками на дороге ,., Пред­ ставьте себе бугры и холмы, с порядочные дома; величи­ ною,, по 1 (рытые, свежей яр­ кой зеленью: это кули с овсом и рожью проросли от бывших перед тем дож­ дей, и это хлеб, собранный и назначенный к отправке голодающим!», Сергей Терпи'горез на­ писал тогда статью о «вопи­ ющем безобразии» на коз- лово ь рязанской желез­ ной дороге в петербург­ скую газету «Голос». Статью опубликовали. Из Петербурга в Козлов документами он , вновь отбыл в Петербург. Настал день суда над Краеаским. С. Н, Терпигорев так вспоминал о нем: «Началось судебное дей­ ство... Первым говорил Спа- сович (т. е. обвинитель —- А. К.). Затем суд удалился, обьявив, что делает на ш го т и от тодй РАССКАЗЫВАЕТ КРАЕВЕД приехала комиссия, кото­ рая, конечно, не нашла ви­ новных в миллионных убыт­ ках и уехала обратно. Но статья все же подойстаова- ла: комиссионерство Дер- виза и Мека было упраздне­ но на этом дело не окон­ чилось. Сергей Терпигорев Получил письмо от редакто­ ра —ь издателя газеты «Го­ лос» Краеаского, «а кото­ ром тот писал, чтобы я как можно скорее выехал в Пе­ тербург и вез с собой оправдательные докумен­ ты, так как раздраженные на нас Дервиз и Мек подали жалобу в диффамации», то есть обвиняли в оглаше­ нии сведений, порочащих частное лицо (такая статья была в царском уголовном праве). . _По приезде в Петербург, Терпигорев узнал, что Кра- евскому грозит тюремное заключение,- Чтобы- этого не случилось, С. Н. Тёрпигоре- ву необходимо представить в суд квитанции на приня­ тый и на отправленный во­ время хлеб, а также письма в редакцию от тоВароо-Гпра- вителей. Для этой цели Терпигорев снова приехал В Козлов. В города состоя­ лось заседание Думы, ко­ торая вынесла специальное постановление, «благодар­ ственный адрес Краеаско- му за то, что он напечатал правду об этом разбойном комиссионерстве». С. Н. Терпигорев взял несколь­ ко квитанций на неотправ­ ленный вовремя хлеб и письма, в которых адресаты сообщали о вопиющих бе­ зобразиях на козлово-ря­ занской дороге, С этими сколько-то времео^;и пе­ рерыв». Во время перерыва С. Н, Терпигорев-подошел к Спа- совичу и заявил, что это он писал корреспонденцию, опубликованную в «Голосе» за подписью «С. Т.». На что Спасович пообещал Тер- пигорёву «отучить писать в «Голоса». Заседание суда возоб­ новилось. Снова к присут­ ствующим обратился Спз- сович. Судя по воспомина­ ниям С. Н. Терпигорева, он произнес следующее: «Впрочем я, лично, ниче­ го не имею против издате­ ля «Голоса», статского со­ ветника Краевского и об­ ращу все мои требования к автору корреспондекции, подписавшемуся буквами «С. Т.», если только г. Кра- евский назовет его здесь». | Но Краевский не назвал автора корреспонденции. Настала очередь говорить защитнику Орди'ну, который огласил адрес городской Думы Козлова. Реакция со стороны Кра­ евского была бурная; «— Но это небывалый факт в России, — говорит Краевский, — журналист по­ лучил за свою деятельность и оказанную им услугу об­ ществу благодарственный адрес от целого города». Публика встретила заявле­ ние шумными одобрения­ ми. И все же суд подверг Краевского штрафу в раз­ мере 25 рублей. Вот о каком событии из яркой жизни нашего писа­ теля - земляка С. Н. Терпи- гореаа мне захотелось рас­ сказать. А, ДУЛОВ. Поет Валентина Толкунова лагзла, что стану профессиональной пе­ вицей. В школу, в которой училась Валя, при­ ехал преподаватель детского хора при Дворце культуры железнодорожникоз. Ее пригласили петь в хоре, — Еще в детстве, — рассказывает За- яентинэ, — каждый человек мечтает о какой-либо профессии, связывает Свою мечту с каким-то примером, конкрет­ ным человеком, героем прочитанной книги, которому хотелось бы подражать. Таким примером для меня стала Татья­ на ^ Овчинникова, замечательный хор-\ мейстер и прекрасный человек. Я по­ знакомилась с ней, когда училась в четвертом классе. Она раскрыла передо мной огромный мир -—мир музыки. Мной неотступно завладела мачта быть такой, как она, учить детей понимать этот мир. Позже, будучи пионервожа­ той, я решила попробовать свои силы. Стала разучивать со своим отрядом пес­ ни, которые знала. Ни одного сбора у нас на проходило без песни. Я -видела, как песня сплачивает ребят, делает их дружнее. Поэтому после окончания школы у меня не было проблемы: кем стать. Выбор был сделан давно и безо­ говорочно — дирижер-хоровик. Я по­ ступила в Институт культуры. Но в 1966 году маня неожиданно пригласили кэ профессиональную сцену. В это время организовывался оркестр ВИО -66 под руководством Юрия Саульского. Ан­ самблю был необходим высокий голос. Так в 19 пет я начала путь профессио. нальной певицы. Работая в оркестре, я . не забыла о своей мечта стать хормей­ стером и в 1967 году поступила в Мо­ сковское музыкальное училища имени Гнесиных. Сегодня даже трудно пред­ ставить, как успевала я работать и учить­ ся, Очень часто для сдачи экзаменов приходилось выезжать в Мрсяау из дру­ гих городов, а которых ансамбль нахо­ дился на гастролях, В 1971, году я полу­ чила диплом, и, казалось, мечта стать дирижером-хоровиком совсем близка к осуществлению. Но... Валентине предложили записать песни для многосерийного телевизион­ ного фильма «Д.энь за днем»,, созданные композитором Ильей Катаевым. Через некотороё время Тоякунова стала лауре - атом-музыкальной телевизионной пере­ дачи кАртлото». ■Чем объяснить популярнстсть певицы? Казалось бы, и голос у нее не очень сильньгй, й мелодии незамысловатые, -а . вот волнует и трогает ее песенное ма­ стерство. Когда слушаешь Толкунову, ка­ жется, что поет она только для тебя и о — Вероятно, я не ошибусь, — продол- ■жаёт певица, — если скажу, что у каж­ дого актера есть своя мысль, своя тема творчества, которые он хочет донести до зрителя, чтобы они волновали зри­ теля, как самого актера. Такая тема есть и у меня. Но не всякая песня подходит мне — и по вокальным возможностям, и по музыке, тексту, наконец, по душев­ ному настрою. Потому-то я и стараюсь отбирать произведения очень тщатель­ но, не спешить с их показом, на какой- то период «заболеть» песней. Она долж­ на звучать во мне в любое время и всю­ ду. Пробую спеть ее по-разному. Ищу тональность, ритм, акценты. Я люблю петь лирические сочинения, наполнен­ ные сюжетностью, так как для меня песня — это, спектакль, который надо с достоинством сыграть. Хочется, чтобы зал переживал за судьбы героев моих Ну, а как же мечта быть педагогом? Сбудется. Обязательно. Сейчас Вален­ тина Толкунова учится на четвертом курса дирижерско-хорового отделения Института культуры. И стремление ее к этой профессии очень велико. — Я очень люблю детей, — рассказы­ вает Валентина; — и когда-нибудь, когда перестану выступать, буду рабо­ тать с детьми. Заветное мое желание —учить детей понимать прекрасный мир музыки, раскрывать перед ними . все таинства песни. Жозефина ХАИМОВА. (АПН). I Редактор II. Н. СМОЛЬЯНИНОВ. Обком ВЛКСМ с прискорбием из­ вещает о безвременной трагической кончине заведующего организацион­ ным отделом Доброзского райкома ВЛКСМ ОВЧИННИКОВА Вячеслава Михайпезича и выражает соболезнование семье и близким покойного. . Телсфо:ты: редактора - 2-33-53, ответственного секретаря7 отдела иллюстраций -2-28-59, ^идеологического отдела - 2-34-!3, отделов; комсомольской жизни и фоголабор аторил - 2-36-43, учащейся м ол од еж и - 2-38-50, писем и спор, а - 2-34-40. АЭ 52977 —— ------------------------------ Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная площадь, 44. Зак, 6934.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz