Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

м^’ московской гости- ку, а ^основным средством ребятам радость ннтеллек- батвльныо открытия, новью ницр «Юность». зую возможность с глазу на глаз говорить с ним, спорить, думать и... пора­ жаться. До этой встречи я как-то слушал доклад на одной ленинградской кон­ ференции, читал его книги и, статьи, сталкивался с его ярыми сторонниками и про­ тивниками, что-то не прини- поддерживал. И вдруг, как взрь||Е, как ослепление, —■ переворот в сознании от прямого человеческого об­ щения с этим удивительно простым, застенчивым и необычайно мудрым учите­ лем. Сухомликский был не­ многословен в наших гости­ ничных дискуссиях, но за немногословием скрыва­ лась енциклопедичность, поразительная начитан­ ность, глубочайшая эруди- Уже'позднее я узнал, что в его личной библиотеке девятнадцать тысяч томов книг, что он окончил два факультета педагогическо­ го института, что почти в совершенстве владел не­ мецким, польским, чеш­ ским, болгарским, энглий- оким, французским, ис­ панским и японским язы- сельского учителя?! На­ стоящего? Современного? Нет! И поэтому никого не должно удивлять, что им опубликовано около 350 научных трудов, в том чис­ ло сорок книг. Он искал большую аудиторию собе­ седников) ему надо было отдать на совет свои мыс- ‘ ли, свои сомнения. И еще он торопился. Смертельно раненый в годы войны, он десятилетия' под сердцем рваный кусок ме- .талла, а не сердце неизле­ чимую рану — страшную смерть жены.и крохотного сына, казненных в звстен- гестапо. В единствен- 1 сохранившейся скупой автобиографии, написанной немецкого издания своей книги «Сердце отдаю детям», он написал: «...Меня вдохновляли и вдохиовля- , а чувства — любовь и ненависть. Любовь к детям л ненависть к фашизму, к бесчеловечности»... В. А. Сухомлинский ' по­ строил свою педагогику, сосредоточенную на ог- воздействия |избрал добро, ту. Прежде всего его доб­ рота раскрывалась а глав­ ном виде труда учителя— в преподавании. Он счи­ тал, что учить можно всех детей, способных и неспо- тей — медленная река, и не надо ее торопить. «Не зубрежка, а бьющая клю- НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ чом интеллектуальная жизнь, протекающая в ми­ ре игры, сказки, красоты, музыки,, фантазии, творче­ ства, — таким будет обуче­ ние моих питомцев», — раз­ мышляет В. А. Сухомлин- И его школа сознательно продлевает детство малы­ шей. Учащиеся начальной школы в Павлыше сочиня­ ют сказки «вечерних суме­ рек», приносят в школу любимые игрушки, создают «изумрудное царство», стра­ ну Лилипутию, играют ме­ сяцами на «Острове чудес», Директор школы Сухомлин- ский сам работает клас­ сным руководителем с ма­ лышами, целый год ведет у них уроки под открытым небом, в -лесу, в поле, у реки. Сухомлинский снача­ ла учит - чувствовать, а по­ том понимать красоту при­ роды, затем красоту искус­ ства, и, наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни, С первого класса ребята проходят предмет «шахма­ ты» и «любимый труд», в третьем классе учатся вы­ ращивать хлеб, в четвертом — водить настоящий трак­ тор. «Знание учителя — чувство учителя — чувство ученика — знание ученика» — вот формула его обуче- туального напряжения и методы? Их нет, точнее, связанных с ним пе,режи-‘ они есть, но Кроются в ваний, делал познание простой истине: глубочай- удоеольстЕием. В се ,......кто шем уважении приезжали в Павлыш, поре- детства и вера I жались: во всех классах на бенка. На случайно же уроках лес рук. Он первым половина учащихся ■ Пав- отказался от двоек в на- лышской школы кончает В. А. Сухомлинский. чальной школе, и стал лишь положительно оценивать стремление учиться, каж­ дый шаг вперед. Василий Александрович воспитывает ребят, чтобы выработать у них желание учиться, и учит, чтобы вы­ звать стремление быть хо­ рошим человеком. При ста­ ром школьном доме — оранжерея, цветники, кор­ пуса кролиководческой фермы, пасеки, голубятни, два сада—обычный школь­ ный и сад для солдатских вдов, для матерей. Эмо­ циональное пробуждение ума — вот метод учителей Павлы'шской школы. Су ­ хомлинский, как это ни па­ радоксально, уважает дет­ ское познание, у него нет погони за процентом, он не позорит детей за слабый ответ, он предельно про­ фессионально терпелив, он воспитывает самоуважение. учебный год с похвальны­ ми грамотами. Половина! А другая — учится без троек. Этого мог добиться только очень влюбленный в детей человек. «кровную» обиду учителя — тревогу» «Воспитание — очень Лег­ кое дело, воспитание счастливое дело, никакая законов другая работа по своей ■ ■ ■ " легкости, по исключитель­ но ценному, ощутимому, реальному удовлетворе­ нию не может сравниться е работой воспитателя», — писал Антон Семенович Макаренко. Что это? Па­ радокс? Нет, аксиома на­ шего труда. Окружив сво­ их подопечных счастливым фоном, 'творчества, успе­ хов, продвижения в зна­ ниях, доужелюбием, В. А. Сухомлинский добивался датской чуткости и совест­ ливости, отзывчивости и щедрости к людям. у эллинов когда-то были педагоги, которых звали вдохновителями. Мудрая стратегия В. А. СухоМпин- ского и построена на вдох­ новении школьников, на даре восхищения, понима­ нии гармонии прекрасного и красоты научных истин, то есть на тех свойствах, что роднят людей заурядных е подлинными поэтами. век столько силы и вдохно­ вения? Как успевал руково­ дить большой школой, во­ дить ребят в походы, до­ сконально изучить все школьные предметы, • пе­ ререшать все задачи, со­ ставить для родителей «Книгу человечности», вос­ питать замечательный коп- лектив учителей - масте­ ров? Разгадка в его сло­ вах: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь Секрет — а самой лично­ сти педагога. Только ха­ рактер может воспитать ха­ рактер, только личность способна сформировать богатую, полноценнук» личность. Талант — Только очень влюбленный в ребят педагог проводит в школе пять праздников цветов: ландышей, тюльпа­ нов, сирени, роз и хриэан- ................ ........____________ те.м. Только очень влюблен- ный поиск в лабиринте уста. ш. 1 й - детей наставник ут- новленных канонов, СВОЙ «ОСЕННИЙ СЧЕТ» Во многие хозяйства области внесли свой труйовой вклад учащиеся ШТУ-28 Г 01 рода Липецка. ' На уборке овощей в совхозе «Дружба» Грязияакого района несколько дней работали пят§я и девят- ■ надцатад группа. Сто восемьдесят тоня , — таков их «.осенний счет». Все стара­ лись на совесть, »о особенно много доб­ рых .слов,заслужили Тере.хова Галина, Короткова Валеетина, Шацких Антони­ на, 3.вягинщеваТалдаа. Хри группы трудились в совхозе «Кр.и- вецкий» ДобрО'ВС'Кого ,района. За десять дней учащиеся убрали картофель е пло­ щади 80 се.мьд 1 есят гектаров. И здесь бы­ ли с®о.и ударвяш — Филиппова Наташа, Варварина В.ера, Литвинова. Людмила -и другие. М. ВОЛГИНА. верждает . четыре культа: Родины, человека, родно­ го слова, книги. Только очень влюбленный в ме­ леньких человечков вос­ питатель путешествует с ними на плотах и лодках, слушает музыку леса в пещере и лесном тереме. Все гениальное — про­ сто: красота — средство воспитания совести, чести, жалости, уважения. В прак­ тике Сухомлинского отсут­ ствовали вызовы родителей в школу, ссорящие детей с матерями и отцами, тен­ денция обсуждать ребенка на родительском или лю­ бом ином собрании. Роди­ телей он просто учил, тел им трехсотпятидесяти- чассвой курс семейной пе­ дагогики. Педагогические победы даются великим, изумляю­ щим терпением, при кото­ ром детское незнание, от­ куда бы оно ни шло, даже от лени, вызывает озабо- детская грубость вызывает не злобу, не всегда высота и глубина мысли, обогащающая че- .ловеческую жизнь чем-то новым, это душевная Щед­ рость к людям. Крупней­ ший педа 1 Гог современно­ сти, человек колоссальной рвботосгюсобности был беспредельно чуток к мо‘ лодым учителям. Он уста­ новил правило: первые три.года не критиковать молодого учителя, помо­ гать ему. Он откликался но все просьбы молодых. В 1968 году он приелел боль­ шое письмо студентам Ли­ пецкого пединститута и фотографию, опубликован­ ную в этой газете. В письме он пишет: «Каж- У дый умный и преданный делу учитель способен при­ думать нечто такое, что другому не сделать; Но это нечто — его личность, неповторимая учительская судьба». Это он сумел доказать своей жиЗнью... С. ШМАКОВ, кандидат педагогйче- Мечту^_Пр-Онес сквозь огненные годы Около школы аллея высоких разгоревшихся на подступах к тополей. Каждый день спешит Волгограду и Воронежу, он был по ней к своим шумным питом- тяжело ранен. учитель Михаил Егорович Петров. Нет-иет да и вспомнит­ ся ему, как сажал тонкие де­ ревца со своими одноклассни­ ками пятнадцатилетиям парень­ ком. Кажется, недавно это бы­ ло. А, глядишь, и вся жизнь прошла. Кем стать? Такой вопрос не­ изменно встает перед каждым только вступающим в жизнь. Когда в 1039 году Михаил Его­ рович закончил Замартынов- скую семилетку, он твердо После ранения вернулся в родное село, где и стал препо­ давать в школе. Так сбылась его заветная мечта, которую он пронес сквозь огненные годы войны. С тех пор прошло 32 года. Давно возмужали первые вы­ пускники Михаила Егоровича, на смену им за школьные пар­ ты пришли их дети. Но по- прежнему любят и уважают учителя на селе, по-прежнему знал, ЧТО сТр^ц.ь. т е Г ^ . Г с ь Г в Г л е Чаплыгинское педа- Петров ведет большую ,* общественную работу. ступил готическое училище, чить его не успел -— начала--: война. и только в самые торжест- В 1941 году, когда Петрову венные дни Михаил Егорович не исполнилось и 18 лет, он прикалывает к груди прави- стал курсантом, а чере.з восемь тельствениые награды, и среди месяцев после вероломного на- них самая дорогая для него падения фашистов на нашу медаль «За отвагу». аллея высо- мевую роту. тополей. Каждый день спе- ...Самые ожесточенные бои щит по пей к своим питомцам взвод лейтенанта Петрова при- Михаил Егорович Петров. под Смолс 1 !С]ком, пытаясь' прорвать ожссточекнук? обо­ рону немцев. Воевать Петрову пришлось недолго, в трудных сражениях, Л. ШУБАЕВА, ученица 9-го «А» класса Замартыновской средней школы Добровского района. И УРОКИ ДРУЖБЫ ... Так, повелось, в ный февральсетй день день встречд.с -вылусмниками. традйцион- ойи во всем были в школе за­ чинателями самого иятёресяогб. Это Петр Федорович ' подай нашей Лвпедаой средней школе нам, старшйклассянка.м,, мыслк создать в школе свой клуб. Что за вечера были у Шас в клубе! Было где блеснуть каждому и самодеятельньш'и талантами, и '12 собИ|рается всегда весе класс. Весь, хотя прошло у р е .много лет, как мы. окончи- Школу, - давно стая-и стоятелщымя людьми — ниже- остроумием, и эруд 1 И|ЦИ 6 й, Вме- Петром Федоровичем ор- ганйзовали мы и сйОй туриств- чес,кий клуб. , Дирек-тор' не по­ жалел для этого оредств ^— ку- ма-тки, и спортинвея- нераМ'И, педагога.ми, 'одним каждого с®о,яг жизнь, свои -се­ мьи, свои мечты и планы. Но, идио, лсива в нас бешокойи; юность, .жрешая дружба, рож- тары Часто он де:Н|Н.ая и ш коле ,, А родМась она яе < себе. Мы’, учились ей;, другим, осиовиым предметам, лялся с нами I Вербилово. Никогда не забудем мы и Герои в наших судьбах Р Е П О Р Т А Ж Судьба липецкой героини, восем- надцатилетней медсестры Ксении Константиновой породнила коллектива — комсомольско-моло- дежную бригаду монтажников Вик- тора Аньшина из СУ-11 «Липецкстрой» ^ 4 творческий коллек- тив областного театра. Бригада носит имя Героя Советского Союза, а театр открыл св(ОЙ пятьдесят сезон спектаклем «Сестра милосер- дня» по пьесе А. Баюианского. Мо- лодые монтажники, включив лектив Ксению Константинову, все ЭТО время трудятся по-удариому. Они уже в марте выполнили свою пятилетку и работают сейчас будущего года. На днях актеры побывали ! де Виктора Аньшина. Строители еще раз увидели сцены из спектакля, и,, в свою очередь, рассказали ш нах, работе. Героиня сегодня в строю, годня «на линии Ю. СЫРЫХ, наш мешт. корр. НА СНИМКАХ; фотография на па- мять, в одном строю стоят занятые в спектакле, имонтажники из комсомольско-молодежной наста 1 Викков. Проходят не жалели с . года:, «о-Яе забываем мы люби- что учили, жизнелюбию'и дру- мых учителей — Поояеловых. жбе. В День учителя мы, .вы- Але 1 ксаядра ; Ни-колаввна пре- иуоиники, шлем им самые доб- подавала Нам литературу и- рые пожблання,' слова иризна- русский Язык, Петр Федорович, тельности и любви, директор шк-оль! - - историю. Эти уроки были для нас всег­ да желанными. Но полюбжти мы своих учителей не только за то, что они хорошо знали свой 'предмет ,' но и 'з а ,то , что О. БЕСЕДИНА, Н. ДУБИНА, Л. ЧАЛЫХ, А. ПЕТРОСОВ, бывшие выпускники Липецкой средней школы № 13. ды, носящей ее и сОото А. Драбиина. ]^АС1АШЩК «ЭДЕЛЬВЕЙСА» Выпускники средней школы № 39 Влади­ мир Кукушкии и Михаил Затонских теперь рабочие Липецкого тракторного завода. Но их частеншо можно видеть в родной школе. Ови приходят сюда на репетиции вокально- ннструтиентального ансамбля «Эдельвейс», которым вот уже несколько лет руководит преподаватель пения Владимир Федорович Еремшко. . , Много сделал этот человек для того, что­ бы ребята яо-настоящшу полюбили музыку. И совсем не случайно концерты школьного анса.мбля пользуются неизменным уопехо,м. А выступают ребята охотно и часто: и на своих вечерах, и у шефов . тракторострои­ телей, и в других школах. К 'тридцатилетию Победы - ансамбль «Эдельвейс» подготовил интересную про- гра-мму. Л . РУБЛЕВА. /ЧР1ТЕЛЫ У Д аже когда он за,кая. чивает свой земной путь, он продолжает жить в Она входила в класс не то, чтобы быстро, а очень молодо и обязательно прикрывала дверь. Этот легкий, изящный поворот к двери и взмах руки с короткой паузой почему-то очень .запомнились. А, может быть, это запомнилось потому, что я люблю ее руки, тоикие, музыкальные пальцы. Я помню ощущение счастья на ее уро.ках, о щ у т и т е без­ молвной радости от всего; от , .что рядом стоит умная, женщина, которая может вы- разителышм жестом и на­ смешливой фразой сразить е только какого-нибудь Обло­ мова, но и любого из нас, в «ом есть что-либо похожее, и от то­ го, что еще пять минут тому на­ зад она была так проста с на- '■ , когда пела и играла на школьном рояле модмые совре- мепные песенки, а мы вопреки обычаю наскоро зубрить недо­ ученное толпились вокр-уг. Теперь каждый из .нас готов был провалиться сквозь зем­ лю, если бы мямлил что-нибудь недалекое под угрозой на­ смешливых глаз и острого сло­ ва. Она учила как бы мимохо­ дом всему: и этике, и умешю воспитывать в себе любовь к прекрасному, рассказывая на уроках о музыке, о живописи. П омню сочинение, .когда с пар - ты не убиралась ни одна кн.ига — пусть себе лежат. Разве поднимется рука описать, если тебе верят? Да разве расскажешь о всех мелоча.х, из которых оклалыва- ется образ большого человека? Их много, все они в нашей па­ мяти и стали, может быть, давно уже частичкой меня и мнотох из , тех, кого Ьна «пре­ красно мыслить научила». А учить она у.мела как-то очень ненавязчиво, тактично, что для нас, подростков, было очень важно. Она не просто любила детей, ■она любила в них будущих лю­ дей, а может быть, даже и ви­ дела наше будущее -и вас самих лучше, чем мы были на самом 1963 года, я с присущим юио- сти легкомыслием, легко взбе­ жал в белом халате по боль­ ничной лестнице с веточкой бе­ лой сирени, и мы долго болтали ВИЯ от общения с интересным человеаюм. Так мы стали друзьями. А з а ­ одно я заочно подружился со всеми ее близкими. И никому В Е Ч Н О В Ж и Ш И Ф Е Й и вот на нашего молодого, полного энергии, иронии и оп­ тимизма учителя свалилась эта насмешка судьбы — тяжелая болезнь, Пршы 1 Ш 1 ая к школь- ному шуму, она очень тяжело пережив’'ала больничное одино­ чество. Но это я узнал уже по­ том из ее писем. А тогда, веслой обо всем на свете, читали сти­ хи, говорили о новинках, при­ чем, Зинаида Федоровна всегда читала и знала все, что печата­ лось в журналах . и выходило интересного в издательствах. «Это чтобы ,вам. не было со мной скучно», — .смеялась она в перерывах между, укола- М.И. Я уходил, вернее, 'улетал в 'Липецк, окрыленный и насы- щевиый чувством удовольст- «Я ничуть не заблуждаюсь .«а счет твоей неповторц|мости», — мне были тогда так необходи­ мы эти слова, делап.Щ‘Ие меня человеком, в которого верит Учитель. И не просто верит и отпускает советы, но и- забот­ ливо щелкает: «Вот только ты не пишешь, где тебя поселили. как устраиваешься с питанием Что тебя сейчас особенно ув лекает? Может, напашешь?». Вот .она . всегда так: не «на пиши», а именно ,«может, наян Может быть, это немяожеч (Усмешно так говорить, н меня вдохновляла. Мы письмах не теряли юмора, смотря на ее болезнь, а, _ _ ■рее, вопреки ей, Я .получал от веты без сентиментальных ски Ее н.»ко-гда не покидал юмор «Гром 1 «> именуюсь инвали­ дом П группы, получаю пенсию (еще это слово писать не на­ училась, все «пеа 1 я» получает ся). Читаю много. Гуляю в том направлении, где стоит школа в те ча.сы, когда оттуда расхо­ дятся..,». А потом непременно следовал ■. подробный перечень книг, повестей, критических и нолемичесашх статей, прочитан­ ных за последнее время. А однажды она написала: «Хочу к тебе обратиться за со­ ветом, чем разйообразить свое бытие, чтобы меньше времени оставалось на тоскливое разду­ мье, Вот и помогай!». И я предложил вы.ход: пусть болезнь приковала к постели и она 'не может ходить в, школу,- но есть не только дочь' и дру­ зья, .есть у нее ушеники. Пусть это будет своего рода учеба на дому." Признаться, я завидовал иногда самому себе —..не калс- , дому выпадает ' счастье иметь учителя, когда 'окончена 'шко- ...В майские ■дни 1965 года, когда шел второй год моей солдатской службы, я узнал о безвозвратной , утрате дорогого и близкого мне человека Зи.на- иды Федароапы Шмелевой. Я и поныне храню - бесценные 'кон­ верты, надписанные ее ровным учительским почерком, в уголке своего легкого на подъем че- .модаяа... памяти... сердца. Л. СВЕТОВ. К ОГДА ; ' первого': сен. тдбря в этом году Николай переступил порог ГПТУ № 28, он не­ вольно останавилея: за эти.м порогом начиналась новая окизнь... МНОГО ЛЕТ НАЗАД — Папа, а кем я буду? Александр Иннокентьевич задумался. Ну, что ответить сыну? .Рабочим? Инжепе- •ром? Учителем? Улыбнулся: «Держись за книги, сынок... , Человеком тогда будешь». — Кем быть? — переопро- ри, идущих рядом с сыном- И вдруг ушла слабость из сил Борис Нгаюлаевич. — Я солдатом. Радость Нико- ног, разгорались все .ярче бы на твоем месте стал учи- лая, вернувшегося в родной глаза учителя, и в классе телем. Почему? Да потому, город. наступила напряженная' ти- что выше и лучше профес- В тот же день побежал к шина. Слушали его с не,под- си'И пет. Все начинается с любимому учителю. Борис дельным внимание.м. СТ'Ителя... ■ Николаевич встретил его А иа^за последней парты ач.инается сучи те- радушно.. Текла беседа, на него смотрела Наталия вспоминали годы учебы,, од- Сергеевна ‘ Сикнрина, пре- ноклассников Николая, но подаватель литературы. ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА... Почему случилось так, что старый учитель понимал, Он’а-т.о сразу и'почувствова- лосле окончания школы Ко- что Николай пришел неспро- ла; будет парень педагогом, ля постуяил в политехниче- с т а . . Но эти слова она сказала е - 1 шчувст»иван что на институт — сказать — Ну что, сержант, опять ему только в послеяиий смотрят Коля 'поднял трудно- Но, проучившись в «политех.»? А я думаю, день практики, когда Ни- гЬлову 'Борис Никотаевич ^ понял: не его сти- цодавайжа ты в педаго- колай держал в дрожащих Петелия, учитель, ничего т ая. Все чаще и чаще о сказал,- но ка.к-то сер.ьезно ра-шался к.литературе, посмотрел .на Колю. в форме с петли- Из школы они шли вме- СТС. ГО'ВОПИЛИ о многом. Па.рнишку с р а з и л о то глу- та.нкиста появился, бокое понимание жизни, ко- .торым обладал Борис Нико- лаевяч. А когда раостава- лись, учитель предложил вдруг зайти к нему домой. гнческий.,. Через месяц Николай № - барев стал студентом 'лит- НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД фака. Ииститудские годы, ложа-- руках букет цветов, а до.м стояли, взволнованные ребята: смахивали слезы девчонки и как-то очень старательно молчали маль­ чишки... вступительных эгааменах Л ГНИ, к: смотрел кателя счастья»! За послед-’ луй, пронеслись _ , стрее, чем школьные. Экза­ мены, лекции, семинары, клуб «Радуга»-, где Николай ^ ^ три года был лрезидентом, опять занятия, практика; месяцы'с;- 1 уж бы в том и и вз 1 ротнуГ®'Ува'Гцато пар- это м т В комнате удашленно о с - Н и о . 'а ” * ™ это еш еТ '° с учите.чя с Бориса I ® тановился:,книги были вез- уроки кто это еще. лаевича. Теперь все будет де — на столе, на полках и — Здравствуйте, ребята! начинаться с него, Николая, даже на подоконнике. Нико- ...Поезд остановился у Меня , зовут Николай...-^-и, 0 ц — учитель... лай решил: сейчас опросить липецкого перрона. Радость чуточку помедлив, добавил, самое время. встечн, радость отца и мате- — Александрович. С. ДУДИНОВ^ Николай Кибирев смот­ рит на своих воспйтавников, учащихся ГПТУ. Теперь, ом уже Николай Александро- . преподаватель литера-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz