Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКИМ УРОКОМ: «ПЯТИЛЕТКЕ - ПОБЕДНЫЙ XXV СЪЕЗДУ КПСС ■ ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ!» НАЧАЛИСЬ ЗАНЯТИЯ К СИС­ ТЕМЕ КОМСОМОЛЬСКОГО ПОЛИТПРОСВЕЩЕНИЯ. в и Юмсшн н дмушки дотн- ны ясно сознавать, что ст]»о> итепьство коммунизма н«- возможно без глубокой марксистско - ленинской за­ калки, без практической борьбы за научно-техниче­ ский прогресс, увеличение производства стали, угля, нефти, электроэнергии, ма­ шин, хлеба, мяса, одежды и обуви, повышение произ­ водительности труда, каче­ ства выпускаемой продук­ ции, экономим и бережли­ вость. Сейчас, как и рань­ ше, верным компасом дол­ жно быть указание велико­ го Ленина : о том, чтобы «...каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практи­ чески гу или иную задачу общего труда, пускай са­ мую маленькую, пускай са­ мую простую». (Из Постановления ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах ком­ мунистического воспи­ тания молодежи»). Клуб комсомольских пропагандистов В КАНУН эяиятий в си­ стеме комсомольской . политической учебы при Дофовском РК ВЛКСМ был проведен семинар пропагаадн- стов района. Во время болышо- го разговора было поднято много вопроео!», по вое оии сво­ дились к одному: в чем кроет­ ся успех в работе с моло­ дежью, - что еужио- сделать для того, чтобы занятия к'рул!- ка были интересными, способ- ствО:ва,ти росту трудовой ак­ тивности. Слово участяикам семинара. Говорит второй секретарь РК ВЛКСМ Елена ВАЛИХОВА: — :Мы подсчитали: в: этом го­ ду в тридцати четыре* кружках и семинарах района будет учиться около восьмисот юно­ шей и. девушек. Цифры.говорят, что по" оравмейим. с прошлым годам увелич.илось число -круж­ ков, воэросло количество слу­ шателей. Но это чисто стати­ стическая сторона дела. На се­ минаре нас водиовз.’ю качество предстоящей работы, выбор форм и методов про 1 Ввдения за- Д ля большшства пропаган- • дистов райша этот учеб>ный год бу!дет первым в и* жизни. Поэтому главное внима-ние ив семиияре • мы уделили обмену опытом. Своими мыслями, на­ блюдениями делались руково­ дители кружков, Чей стаж па- счиы?юаез^.''-весколыко Но об этом, я думаю, они расЬка- жут :<ами, а мие бы хотелось выделить сейчас главное. Н а­ чало снового учебного года сов­ падает с 55-летиек речи ' В. И. Ленина иа III съезде РКСМ, ставшей программой жизни советйких юношей и девушек. Второго октября I мы повсеме­ стно проведем лекции, беседы, встречи с ветеранами партии и комсомола, стахановцами - се- мадесятьи. 1ят«летке — победный.- фа ими! -.ХХУ съезду КПСС — до- стойиую встречу!». Урок явится важным, этапом иа пути да.дь- нейшего повышения, трудовой и ■лодитической активности •тодежи. 1 На семи-варе особо , было иодчеркнуто, что ориовньш со­ держанием пол.нтической и э.ко ■яомической учебы должно бы: глубокое изучеме марксие ско-денилокой теории, вопросов внутренней и внешней полити­ ки партии. Особенности пред стоящего учебного года в том что проходит ОН-в период верщення девятой пятилетки, в что чне^о «шешпий эффект, коммунистической перибд подготовки и работы Д ля пропа 1 гаиднста всего важ- колхоз 1 Мая. ХХУ съезда КПСС. Материалы нее должен быть результат — Первые занятия всегда са- и решения съезда определят на- ' занятия, его КПД. Вот ка« я !^ые труДвые. Когда, со слуша- правлеияе учебы, составят ее посоветовал бы- начина'Юш.и:м телями встречаешься не пер- содержание. прсшага-ядиста-м подготовить вый раз, то в начале учебного морали», две-—три мштуты, яо на.к ажгив- И'О включились в спор слушате- .Ч 1 И, Сколько бы.ло высказано дельных замечаний. Такое за- в,ят.ие никак не назовешь бес­ полезным, А рассказал я еле- Не внешний эффект, а глубина ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ОПРЕДЕЛЯЕТ КПД ЗАНЯТИЯ М. Ф, ПРОТОПОПОВ, глав­ ный агроном совхоза «Добров- ский». иропагамдист; — Для меня этот учебный год будет шестым. Из опыта знаю, что. занятия лишь тогда ^ пр^оходят уепешво, ког-да нрак- тичесясие задания для слуша- те.лей рассчитаны на целый учебный год. К примеру, рас­ сматривали мы в прошлом го­ ду тем-у: .«Девятый пятилетний план и повышение эффективно­ сти. производства». Коснулись ' вопроса: «Рациональное ис­ пользование земельных уго­ дий». Если рассматривать эту тему , саму по себе и оераш - читься лишь лекцией, то она вызовет V слушателей разве крунсковцев к заияино по этой ' теме. Каждому слушателю, да­ ется конкретное ■вадапие.; Одии... выяотяс |, есть ли в хозяйстве «утечки», пашни, другой аналй- зирует ход «ремойта» по.тей, нет ли попросту «прогуливаю- , щего» поля, третий^ |шсхвд во­ ды В мелиорат>ив.ярй еистеме и т, д. Эти задавия раавибаютса- мвсюягельнвсть, требуют ра­ боту мысли. И когда на заня­ тии каждый кружкрвея рриво- - дит свои примеры, :: изучепиый. . материал станов.итея по*ятие.е, усваивается, быстрее и с внте- Года, уже_^,по обычаю, принима­ ешь'/у... подопечных свое- . обраашй* зачет за лето. Рас- опроснть.,!о. работе, поинтересу­ ешься, кажнй'книги прочитали, гд’е ' побываля'детом. А. если за плечами .пет опыта я занятие В 1 ^уж к е пропагандиста,пер­ во*'В. 'ЖИЗНИ? Здесь, разумеет­ ся, все, сяо-жл-ее. Но я, жа«‘ и ,,й1ихайД Федорович Протопо- пов, всегда советую в з е тш о - Щ 1 Ш• 'ружвоодителяк 'кружков быть в -своих выстутиейиях предеяъво-' ■краткими, уметь теоретические выкладки под­ твердить своими личными «а- блюдениями. По..м«ю, как на пересказ одной н.епригдядной истории я пог.ратил "буквально дующее: на останов.ке автобуса стояла очередь, у всех были би­ леты,. поэтому ншпо не волао- ва.тся, не суетился. ■ Подошел автобус. И вдруг! Молодые ре­ бята ринулись приступом, к дверям, стали расталкивать по­ жилых -людей, детей. Усевшись на сйдетиях, они победно по­ сматривали В4 0 .КН 0 . Вот и все «вдруг». То ' есть с этого «вдруг» и начался у пас |раз- говор. Ребята оценивали по­ ступки своих сверстийков, ана­ лизировали .их. с иравственных Но не только отрицательные примеры мы разбирали :ня эа- Л 1 ЯТИЯХ. Много и положитель­ ных- примеров привожу слуша­ телям. У меня в блокноте фа­ милия восемнадцатилетпего кандидата в члены КПСС, трак­ ториста Василия .Малышева обведена красным кружком. ;Оп один из лучших механизаторов в хозяйстве, удерживает при­ зовое место в соцсоревновашш. В прошлом учебном году, каса­ ясь вопросов для собеседова­ ния: «Счастье и творческий труд. Почему неразрывно сря- закы эти яонятия?», комсо­ мольцы м.иого говорили о комм'уннстичеоком отношении Василия к труду, В эти дни он также добился высокой произ- вод,ит€двиоетн труда. И вот я жду первого занятия кружка, жду разговора о глав­ ном, о высокой производитель­ ности и качестве — основе ос­ нов в-работе. И, конечно, рас­ сказывая о тех, кто борется ,за почетное право подписать Ра ­ порт Ленинского КО.МСОМОЛЗ XXV съезду КПСС, я обяза­ тельно одним из первых упомя­ ну фа.милию Малышева. Такие люди уже не могут жить толь­ ко работой и зарплатой; им нужно "уважеане товарищей — идея еоревкова.н»я овладела ими прочно. А это, что ни гово­ рите, — главное., Н а в е р н о е , не одного меня заинтересовали простые слова Г. Е. Давыдовой, старшего - ин­ женера по организации и нормированию труда Ли­ пецкого тракторного заво­ да. Обращаясь к коллегам — комсомольским пропа­ гандистам — Галина Ефи­ мовна делилась с ними сво­ ими заботами и раздумьями по организации политиче­ ской учебы. На ярких примерах, взятых из жизни слушателей своего кружка, она говорила о проблемах, каждодневно встречающих­ ся у любого пропагандиста. Но ведь не секрет, что далеко не всякий руководи­ тель кружка или семинара находит верное и нужное решение. Поэтому речь шла о действенности в работе. Трудно было найти среди собравшихся на областную научно-методическую кон­ ференцию пропагандистов человека, которого не вол­ новала бы эта тема. На первое занятие кружке знаний» к Галине Ефи­ мовне пришли двадцать пять молодых рабочих тракторного цеха. Станоч­ ники, токари, фрезеровщи­ ки, шлифовщики. Люди различные и по стажу рабо­ ты на заводе, и просто по характеру. Предстояло сде- помощниками, но и едино- же занятии некоторые из них обнаружили полней­ шее нежелание заниматься в кружке, другие робко входили в комнату и стара­ лись устроиться незаметнее. Были сомнения, неудачи, но нашлись все-таки темы, ко­ торые смогли объединить всех, увлечь! Взять хотя бы пример с личными и бригад­ ными комплексными плана­ ми, Г. Е. Давыдова дала слушателям практическое задание: как в цехе, на уча­ стке, в бригадах, составля­ ются эти планы, что дает их осуществление? Оказалось, что некоторые списывали обязательства не задумы­ ваясь над их смыслом. Од­ на девушка нигде не учи­ лась, а главным пунктом поставила; «Учиться на хорошо и отлично». Немало было таких казусов. Все это тщательно обсудили в кружке, во всем разобра­ лись и вывод, к которому пришел пропагандист, был одним: пусть не останется безответным ни одно, даже самое скромное предложе­ ние, ни одна конкретная идея, родившаяся на заня- Да, в работе пропаганди­ ста не может быть шабло­ на. Об этом свидетельству­ ет опыт наших лучших ру­ ководителей кружков . и семинаров: «Т. И. Некрасо­ вой из Измаяковского района, Т. А. Куновой из Усмани, О. М. Болховитино­ ва из ‘ Ельца, Ф. Д. Саввина из Долгорукова и многих Начался новый учебный год в системе комсомоль­ ского политического про­ свещения. Он открывается Ленинским уроком «Пяти­ летке — победный финиш! ХХУ съезду КПСС — до- кие даже самь!е совершен­ ные средства не могут за­ мените главного—страстно­ го партийного слова про­ пагандиста, агитатора, вос­ питателя, вожака и на­ ставника молодежи. Ныне у нас подавляющее большин­ ство руководителей круж­ ков и семинаров — люди, имеющие стаж пропаганди­ стской работы, восемьде­ сят четыре процента —. члены Или кандидаты в чле­ ны КПСС, восемьдесят из ста пропагандистов имеют Действенность политиче­ ской учебы проявляется прежде всего в сознатель­ ной деятельности молодых тружеников по повышению эффективности обществен­ ного производства, каче­ ства работы, в коммунисти­ ческом отношении к труду, в моральной чистоте, ак­ тивной общественной ра­ боте, в разумном использо­ вании свободного време­ ни. Поэтому в новом учеб­ ном году необходимо со­ средоточить усилия про. Знания-убежденйя- дейстБия П. ГОРЛОВ, СЕКРЕТАРЬ ОБКОМА ВЛКСМ стойную' встречу», который должен стать важным эта­ пом дальнейшего повыше­ ния трудовой и политиче­ ской активности молодежи. В этом году в кружках и семинарах комсомольской политучебы будут занимать­ ся более двадцати девяти тысяч юношей и девушек области. Закончился под­ готовительный период. Он показал, что во многих ко­ митетах комсомола с дол­ жным пониманием отнес­ лись к организации полит­ учебы. На Новолипецком металлургическом заводе, на предприятиях .города Ельца, в Советском районе города Липецка четко оп­ ределили задачи и фюрмы учебы, полностью ском­ плектовали кружки и семи­ нары. Но нельзя этого сказать об организациях Правобережного, Лебедян­ ского, Красниискрго райо­ нов. Цифры в статистиче- митетов ВЛКСМ подчас оказывались неточными, взятыми из прошлогодних сводок. Этот факт должен заставить задуматься преж­ де всего работников на­ званных райкомов, которые с первого шага по собствен­ ной инициативе обрекают себя на неудачу. Необхо­ димо срочно устранить по­ добные недостатки. лестные курсы руководите­ лей кружков и семинаров. Состоялся интересный об­ мен опытом, прочитаны глу­ бокие и содержательные ленцин. Комсомольские пропагандисты разъехались по районам области с же- ланием внести в свою ра­ боту все лучшее и новое, что накоплено практикой. В октябре будет прове­ ден семинар руководите­ лей кружков «Основы пра- ресная программа введена впервые. Руководители ор­ ганов юстиции и отделов внутренних дел с желанием откликнулись на просьбы комитетов ВЛКСМ помочь в организации учебы по ос­ новам советского права. Создано более шестидеся­ ти кружков. Начало нового учебного года совпадает с 55-летием речи В. И. Ленина на III съезде РКСМ «Задачи Союзов молодежи», став­ шей программой жизни миллионов юношей и деву- важно, чтобы каждый мо- лодой человек хорошо изу­ чил историческую речь вождя, умом и сердцем до­ шел до смысла ленинского завета «учиться коммуииз- пагандистсв и слушателей на изучении проблем воз­ растания роли партии в современных условиях, ре­ зультатов ... деятельности . КПСС по руководству ком­ мунистическим строитель­ ством. На основе партий­ ных документов, речи Л. И. Брежнева на XVII съезде вать заботу КПСС о моло- 8 коммунистическом стро­ ительстве. Приступая к новом учебном году, нельзя не оглянуться назад, не оценить ступени роста со­ циальной активности моло­ дежи, ее возросший ин­ терес к политической учебе. Необходимо отметить, что за последние годы про- менения в структуре и методах работы системы политического просвеще­ ния молодежи. Изучение марксистско - лен и н с к о й теории все больше и боль­ ше освобождается от фор­ мализма и риторики, тес­ нее связывается со злобо­ дневными проблемами со­ временности, с практиче­ скими задачами. Особое вни.мание среди всех форм учебы необходи­ мо уделять пропаганде эко- иомических знаний, кото. девушкдм оценивать рабо­ ту, своих товарищей точно, обоснован­ но, побуждают их искать новые резервы повышения производительности: труда. Например, во многом влия­ ние политической учебы сказалось на возросшей трудовой и общественной активности четырехсот пят­ надцати слушателей Елец­ кого' элементного завода. Среди них нет невыполняю­ щих норм выработки, кро­ ме Того, средний процент ■ вышопнения уленных зада­ ний составляет сто двад­ цать пять — сто тридцать процентов. Каждый третий завершил пятилетку. По­ ловина всех слушателей но­ сят высокое звание удар­ ников коммунистического Валентина Анатольевна Костикова, пропагандист кружка «Основы экономи­ ческих знаний» колхоза имени^ Свердлова Добров- окого района, считает, что выполнение практических заданий слушателями по­ могает не только убеди­ тельно и доступно объяс­ нить тооретический мате­ риал, но и направляет кол­ лектив на решение насущ­ ных проблем хозяйства. Слушатели ее кружка вы­ полняли практические за­ дания по изучению органи­ зации труда на ферме, рас­ чету себестоимости и то­ варности молока, изготов­ ляли наглядные пособия, оформляли красный уго- Год 1975-й — Год особый. Он проходит под знаком подготовки К партийному форуму и поэтому необхо­ димо тесно увязывать по­ литическую учебу с трудо­ выми делами юношей и де- Зевершится учебный год Ленинским уроком — «Пар­ тия — ум, честь и совесть нашей эпохи», который подведет итоги тонкого мастерства пропагандистов, даст оценку полученным слушателями знаний. Вот почему уже с первого дня занятий мы должны гото­ виться к нему самым серь­ езным образом. Чтобы е полным правом сказать: но­ вый учебный год стал важ­ ной вехой на пути к даль­ нейшему совершенствова- ВИЮ форм и методов идей­ но-политического воспита­ ния молод«жн. ПРОПАГАНДИСТ Ом спокойно перешаг­ нет порог аудитории и как шесть пет назад ска­ жет своим спушателям; «Ну, вот, ребята, и на­ чался наш учебный год»... И двадцать пар­ ней и девушек будут внимательно следить за Анатоиием Прокофье­ вичем Унчнковым, сво­ им пропагандистом. В течение года они вместе будут изучать «Основы коммунистической мора­ ли». Вместе будут об­ суждать рефераты, спо­ рить и с каждого заня­ тия будут уносить с со­ бой полученные знания и удивляться умению Анатолия Прокофьеви­ ча, интересно рассказы­ вать о самом прозаич- НА СНИМКЕ; А. П. Унчиков, мастер по из­ готовлению и ремонту оборудования в трубном цехе № 2 завода «Сво­ бодный сокол», пропа­ гандист кружка «Осно­ вы коммунистической Фото В. Ельшаева. Л УЧШИМ не липецком заводе «Центролит» два года подряд считается кружок «Основы коммунистической морали», кото­ рый ведет пропегандист Алексей Басинских. — На мой взгляд, — говорит Алек­ сей, — наиболее эффективной фор­ мой являются практические зада­ ния. Предлагаю слушателям тему, называю яитературу, художественные произведения, заранее подобранные, в которых рассказывается о рабочей Молодежи, о жизни цеха. Трудно переоценить обзоры фильмов, крат­ кие устные рецензии, которые дела­ ют сами слушатели. Наименее эф­ фективным методом проведения занятий считаю лекционные. Даже в тех случаях, когда лекция необхо­ дима, стремлюсь провести ее в фор- Алексей надолго запомнил • те первые дни, когда на занятиях круж­ ка из девятнадцати слушателей яв­ лялось пять—семь человек. Вот и гадал после этого; то ли сам, как пропагандист еще никудьииний, то ли слушатели не подготовлены в доста­ точной степени. Понимал: обязан­ ность пропагандиста — труд нелег­ кий. Дело здесь не только в том, чтобы прочесть курс по предложен­ ной программе. Нужно работать со слушателями и вне учебного про­ цесса: скажем, побывать на рабочих местах у электриков, помочь соста­ вить и экономически обосновать встречные планы и обязательства, следить за тем, как они выполняют­ ся. Чем скорее молодежь овладеет рациональными и эффективными ме­ тодами труда, тем действеннее бу­ дет соревнование. Этой задаче Долж­ на служить учеба. В свое время, были в электроцехе рабочие, которые равнодушно от­ носились и дорогостоящему обору­ дованию, с ленцой, халатно выполня­ ли ремонт. Здесь не только «эко­ номическая слепота», но и пример нравственного несовершенства лич­ ности. Вот почему занятия по осно­ вам коммунистической' морали А. Басинских старался как можно теснее связать с жизнью цеха, бригады, каждого рабочего. На при­ мерах цеховой экономики он воспи­ тывал в своих слушателях истинных хозяев своего производства. А эти примеры и явились важным сред­ ством идейного воспитания молрде- шать общеобразовательный и идей- , но-политический уровень, активно участвовать в общественной рабо­ те...». Это ведь к вам «Правда» об­ ращается. Так что в соцобязательст­ вах надо оговаривать и учебу. Гля­ дишь, учиться лучше будешь, если перед коллективом себя обяжешь. В нынешнем году в электроцехе создан кружок «Основы правовых знаний», — Я с большим желанием отклик- НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО личности — ЦЕЛЬ ПРОПАГАНДИСТА ' часто бывает, конкретная тягивает за собой множество вопро­ сов, которые требуют разрешения. — Просмотрел я ваши обязатель­ ства, ребята, — говорил как-то Алексей на занятиях после январ­ ского собрания, — не могу сказать, что все меня в них .удовлетворило. Все вы имеете неоконченное сред­ нее, или среднее образование. Ра­ бота ваша требует творческого под- хода. Электрик, например, должен семь раз отмерить, прежде чем что-то сделать. Фильмы вы тоже смотрите, книги читаете и, думаю, сложилось у вас представление, ка­ ким должен быть сегодня молодой рабочий. Техника обновляется. Мо­ жет быть, завтра ваша профессия бу­ дет назьматься инженер-электрик, а не просто электрик с таким-то раз­ рядом. Учиться надо. — Так ведь не все же писать в обязвтельствах, — возразила Светла­ на Кузнецова. — Именно все! Вот слушайте: «Молодой рабочий должен стре­ миться не только к повышению ква- лификации. Он должен также повы- нулся на предложение вести этот кружок, — говорит пропагандист,— Конечно, я не юрист и уже сейчас: сознаю асе трудности, которые меня ждут. Но знания, полученные на се­ минарах в Доме политпросве­ щения, во время учебы в уни­ верситете марксизма-ленинизма (кстати, окончил он его с отличием), общение с молодежной аудиторией помогут' мне успешно справиться и, с Этой задачей, сделать занятия рвз: иообразными и интересными. Возвращаясь к комсомольско-поли­ тической учебе на заводе, хотелось бы отметить следующее. И в про-, шлом, и в нынешнем году комитет' ВЛКСМ обобщал опыт работы луч­ ших пропагандистов. Есть у комитета и четкая система контроля за тем, как комсомольцы относятся к заня­ тиям в кружках. И это, несомненно, способствует повышению качества занятий, посещаемости кружков и школ коммунистического труда. И одним из активнейших организаторов такого контроля, обобщения пере­ дового опыта стал Алексей Басинских — член комитета ВЛКСМ завода. В. ШАМЕТЬКО. Перъо-май сорок бторого гада парт.яза'ны отпраздно­ вали ск'уадо: сидели иа по- луго-лодном пайке, да и по- года'-ие' баловала; то шел хол 0 д«ый»ао.ждь, то вдруг небв.оч.И'П^лось От туч и подапмался у.рагаи,- отчего бряпОк'ий в ес то выл, то стояал равЕпым зверем. — Кймисса'р, командиров взводов к командиру отря­ да! — крмснул на ходу связной, и побежал, • даль- ^омаядир Дубровского партизанского отряда Мар- тьиов ход|*л взад-вперед по эемлавке,: временами по­ глядывая в подслеповатое окно, из которого струился косым лучом сеет, — Позвал всех сюда, чтоб о деле потолковать, '-Значит, так. Идет со станаии Дуб­ ровки в глубь нашей страны желбзйодо,рожная ветка. Гонят фашисты по этой ветке войнсете эшелоны. Надо ее вывести из строя. (У'Т... —^Он быстро назвал состав ■штурмовой' группы. — Итак, шестяаддать че- ; ловек,—подбил итог коман- - Группа выстумнда на за- жаУе со.чнцЯ. ‘ ’ Чйсо.в 8 одйявайнать ночи из-за громоздившихся об­ лаков выглянул* лут!8. Она повисла фшарем , высветив ЕЛосНогорьс километров н« .пять. Вдалеке смутно стала видна станция Дубровка, бежа-вшая от нее, насыпь с поблескивающей лентой ре-чьсов. ;— Ребята, привал! — ■скомандовал командир от­ ряда. Дальше идти ‘опасно, разведать надо. , Пойти к во-дотну дороги вызвал:ся комиссар. Вести он скоро принёс малоутеши­ тельные: полицейский пост .с^ои! Б полкилометре» со- с-гряние дороги .через каж ­ дые полчаса проверяет во­ енный патруль. м л Ш т ш в т Петр МИХ-ЯЙ.ПОВИЧ. рас- шли но шн: пределнл обязавности — реговарива' кому идти минировать по­ лотно. кому в боевое охра- лам, шумно Ко‘\5анди;р взвода Зайцев был ,включен в -основную группу, которой было пору­ чено взорвать полотно. К насыпи подползли трос: Николай, Иван Романович Белугаи н Андрей Парфено- вич Васин. Зайцев было мет­ нулся к полотну, но тут же отпрянул назад: метрах » пятидесяти, те-за поворота, показался' патруль, Не«яцы Партизаны влипли в бе­ рег насыпи, замерли. А когда эатих.тн шаги, Нико­ лай повторил вылазку. Грунт был неподатливый. Лопата то и дело наты.каясь на ка.\иш, предательски скрежетала. Зайцеву пока­ залось, что он провозился цел'ую вечность, а выкопал скромную лунку,- в которой едва поместится килограм­ ма два тола. . ' На ста.нции Дубровка раз­ дался пронзительный гу­ док варовоаа. -«Сейчас пой­ дет состав, а я все маюсь»,— э.пи.'юя на свою нерастороп­ ность Ия 1 колай. — Кончай, не бомбоубе­ жище копаешь! Закладывай тол. Васин, раскатывай шнур! А паровоз набирал ско­ рость. Уже с-тышпы его тяжелые, прерывистые вздо­ хи. Ли.чорадочно 'дрожали рельсы. Паровоз тащил тяжелый состав. Зайцев наспех прясы.[|ал тол, ироверил — нет ди обрыва шнура и кубарем скатился с насыпи. Мина сработала отлично. -Паровоз, наскочив на огаен- 1ШЙ столб, вздыбился, как .мощный черный конь, и, объятый пламенем, рухнул под откос, С грохотом, скре­ жетом ломались- и падали ва-го'ны. ...На базу партизаны воз­ вращались в приподнятом настроении. Они гордились майским «концертом». Ж е­ лезная дорога выведена на строя минимум на неделю. Но радоваться было рано. За деревней Студенец на­ рвались на немцев. Дорогу им перерезали две маши­ ны, до отказа набитые фа­ шистами. Мартынов дал команду принять бой. Но силы были неравные, и отряд занял оборону на чердаке полуразрушешюй цернвл. Немцы окружили Трижды немцы предпри- инмалн попытку ворват-ься в церковь, по встречеиные , дружным автоматно-пуле­ метным огнем., откатыва­ лись и решили похорммть партизан под облонка-ми, подтянув пушки. Но шгаиу немцев не удалось сбыться. Иа выручку группе Марты­ нова пришел Рорнедииский партизаиекий отряд под командованием Соядатдако и комиссара Казеевича. За мужество, проявлен­ ное при выролпении боево­ го задания, группа парти­ зан, в том числе командир взвода, наш земляк из Данкова Николай Зайцев были награждены одденами Отечественной войны пер­ вой степени, ...После . войны Зайцев вернулся в родной Данкдр. Сейчас он на пеясви, но ^ . забываются старому СОЛА^- ту трудные партизавскне тропы. и. КОСАРЕВ. г. Даш(ош.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz