Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Г ЕРОЙ нового а-морикаи- ского двухсерийного фильма «О, счастлив­ чик!» Майкл Трэвис (актер Малкольм Макдоуэлл) полон неистощимого оптимизма^ на­ дежд и уверенности — всего того, чем вообще должен об­ ладать молодой человек, всту­ пающий в самостоятельную жизнь. Голубоглазый и улыб­ чивый, он входит в мир непря­ мым путем, а по своеобраз­ ным Кругам жизни. Поэтому создатели картины (сценарист Д. Шарвин и режиссер А. Ан­ дерсон) составили свое произ­ ведение из нескольких новелл, разнородных по содержанию. Каждая новелла — самостоя­ тельный круг жизни киногероя. Знакомясь с Майклом Трэ- реферантом миллионера. Уже в первые минуты пребывания в высшем свете Трэвис оказался очевидцам случая, обнайтизше- го жесточайшую ' безжалост­ ность финансовых заправил. Но задумываться над этим Майклу некогда: слишком бы­ стро он вступает в общество, для жизни в котором еще не созрел. Окунувшись еще боль­ ше в новую жизнь, Трэвис ста­ новится свидетелем и неволь­ ным соучастником грязнейших валютных махинаций. А свер­ нуть с этого пути новоиспечен­ ный референт уже не может. Да и какое ему до этого дело, если сам он ничего пока нет», ряет? И все же новый круг жизни Трэвиса — это мир, в котором за все нужно платить деньга/Аи. А расплачиваться, висом, зритель узнает, что этот молодой человек решил сде­ лать свою карьеру в фирме, торгующей кофе. Ему сразу везет — Майкл получает перс­ пективное место торгового агента, а вместе с этим — клю­ чи от служебной машины. Уже 8 самом начале самостоятель­ ной жизни юноша включается в сложный ритм работы. Все вроде бы идет гладко: работа ему нраэится, финансовое по­ ложение в своих руках — чем больше сбудешь кофейной продукции, тем больше пере­ падет в собственный карман,. Все идет так, как должно быть в жизни среднего англичанина. Однако, чтобы удержаться на месте, нужно зарекомендовать себя. Поэтому Майкл постоян­ но ищет и расширяет рынки Во время одного из таких по­ исков он вдруг оказызается схваченным в качестве подо­ зреваемого в шпионаже. 8 от­ дела контрразведки на допро­ са наш знакомый вдруг созна­ ется, что... является агентом, получающим зарплату не в фунтах или долларах, а а руб­ лях (!) Зубодробильные мето­ ды позволяют контрразведке добиться нужных показаний, сделать бело* — черным, ложь —• правдой.,. Еще бы 1 Пфеспо- вутая шпиономания протолкну­ ла в конгрессах и палатах ряда капиталистических держав мнсхжество реакционных за­ конов относительно «советской угрозы». Счастливая случайность поз­ воляет Майклу избежать зна­ комства С электрическим сту­ лом. Он, ко-нечно, мог вернуть­ ся к прежней работе. Но на горизонте заманчиво про­ мелькнуло несколько блестя­ щих удач. На пути к одной из них юный герой знакомится с Патрицей, дочерью миллионе­ ра Джеймса. Несмотря на ее предупреждение о каверзно- сти жизни в высших слоях ка­ питалистического общества, Майкл добивается аудиенции с Джеймсом. Успешно решена новая сделка — он становится собствэнио, ему нечем. Поэто­ му по воле своего босса Майкл взааливааг- на себя тяжкое бремя ответственности дель­ цов, сорвавших солидный куш. И он попадает за решет­ ку, а имущие преступники ос­ таются в тени. Пройден ещё один круг. Причем, слишком быстро. Майклу он ничего не дзет, кро­ ме печальных последствий. Майкл подобен муравью, не знающему, что за каждым подъемом следует падение, но упрямо катящему вверх коле­ со своей судьбы. Время, про­ веденное в изоляции от боль­ ного общества, позволяет чи- ногерою выработать нозукэ по­ зицию, глубже понять окружа­ ющий мир, Й не хочет поэтому наш горемьжа возвращаться за контрибуцией к «до.пжнику- миллиокеру». Он становится альтруисто.А по натуре. Внутренняя жажда хоть чем-нибудь помочь лю­ дям, по вине общества оказав­ шимся «на дне», направляет Майкла в одну из ночлежек печально известных трущоб большого капиталистического города. Страстно звучит обра­ щение «прозревшего» киноге­ роя к десяткам оборванных, донельзя опустившихся лю­ дей — постояльцев ист - энд- ской ночлежки. Пламя ночного костра, разноцветные краски фильма усиливают интонации Трэвиса-оратора. Но слушатели не способны понять нового, к тому же несостоятельного ме­ цената — не он первый пыта­ ется изменить их положение, Добродетели приходили и ухо­ дили, а судьба этих обездолен­ ных людей оставалась преж­ ней; безработица, отсутствие крова над головой и т. п. По­ этому речь Майкла на сей раз вызывает такую отрицательную реакцию трущобной публики, что он чудом остается в жи- Будучи непринятым и в са­ мых низких слоях общества, Майкл окончательно запуты­ вается в понимании реальной действительности. За короткий период своей жизни он сумел встретиться с алчностью и кор­ рупцией, постоянной конкурен­ цией и обездоленностью, Все это каждый раз брало верх над его искренностью и добропо­ рядочностью,* уверенностью и оптимизмом. «Счастливчик» почему-то не находит своего счастья, проигрывает поединок в погона за призраком удачи. Итак, круги замкнулись. «О, счастливчик!» — фильм- притча,_ в котором действуют маски: простака и' ученого, ин­ спектора и музыканта, контр­ разведчика и миллионера, по­ лицейского и психолога... Все они включены в конвейер жиз­ ни, в погоню за удачей и не могут свернуть с избранного пути или изменить свой облик. Любая попытка отступить «от норм имущих мира сего-» при­ водит к краху. Все брошены а хаос, где каждому нужно ре­ шить, как добиться благополу- чия. Режиссер Линдсей Андер­ сон усиливает это новой фор­ мой кинематографического рассказа: здесь и полифония в образной .системе, и соедина- киэ документальности с фан­ тастикой. Те, кто смотрел фильм «О, счастливчик!», на могли не заметить одну осо­ бенность,. В фильме сделана попытка показать реальность, одновременно дискредитируя еэ. Достигается это соединени­ ем невероятности с фантасти­ кой. Но от этого, на наш взгляд, фильм только выкгры- ваат; показывая героя в раз­ личных ситуациях, а том числе и невероятных, а, порой, фан­ тастических, создатели кино­ картины позволяют зрителю лучше воспринять особенности прогнившего строя. Эпизод С приживлением к свиному ту­ ловищу чэлоаечэскрй головы подчеркизает давно известную истину: в современном капита­ листическом обществе прость 1 Э люди, порой, готовы жертво­ вать собой, почуяв' намек на какую-то денежную' компенса- В созданном рэапьно-фан- тестичэском Мире бежит впе­ ред и .Майкл, Именно бежит, вьшужден, бежать, " поскольку во всем этом хаосе отсутствует разумный порядок, царит не- истсастзо случая. Сознавая усложненность формы своего прризвэдания, постановщики в качества па­ раллели визуальному действию йспольэб'вали 'Музыку, -которая вводит зрителя в курс последу­ ющих событий, по существу яв­ ляется «мостиколл» между раз­ личными по содержанию ко- веллалАИ. А посему в фильме периодически возникает из­ вестная группа Алана Прайса во глазе с самим композито­ ром, Исполнителем ‘популяр­ ных песен. Весь фильм прони­ зан ритмичной жизнерадост­ ной музыкой о «счастливчике» и заповедях о «счастье». Запо­ веди в каждом случае конкрет­ ные, Например, «помни, что а беге жизни ты на должен от- стэазть, а отстал—значит, про­ пал». Мир, благодаря новому даваемому этой музыкой, из­ мерению, приемлется таким, каков есть. Вот песня подска-, зьшает, что можно выиграть, и Майкл снова бежит, обгоняя всех своих конкурентов в об­ щем потоке устремившихся на кинопробу. Так он оказывается на съемочной площадке, где ему предстоит сыграть роль счастливчика — «полного оп- тнмизма, надежд и узэренно- стив, — практически показать свою прошлую жизнь в розо­ вом свете, необходимом по­ становщикам. Внутренне он протестует. Но пощечина ре­ жиссера возвращает его к ре­ альной действительности, вы­ зывая у Майкла нужную для дубля улыбку. Поистине стран­ ный мир! Только в таком — по­ щечина может превратиться в улыбку. В. ЕЛИСЕЕНКО, А. ЧЕРНЫШОВ. . Франкенштейн, автоматчик Джо, дижарка Магяльда н.еще пара гонщиков со столь же звучными прозвищами садятся за руль и П)-скаются в путь. На три дня -Страна —- от Нью-Йорка до Лос- .4нджелеса.— превращается в ог­ ромный охотничий загон'. . На перекрестках надписи для пешехо­ дов «идите» заменены на «беги­ те».. Впрочам, читать их некому: люди прячутся по домам, спасаясь от убийц на колесах. По правилам гошш, чтобы побе­ дить, не обязательно прийти к финишу первым. Главное — на­ брать больше бч 1 ^в . Их начйс.тя- ют за каждого сбй-його. Головы пе­ шеходов ценятся по-разному.' Пе­ рейдешь зазевавшегося старика — получай сто очков. Ребенка зада­ вишь — еще семьдесят приплюсо­ вывай. Молодежь идет по сорок очков, а по самой низкой цене — люди средиего возраста. У каждого гонщн);та свой «по­ черк». Один накалывает пешехо­ дов на метал.тячесаие рога, дру-, гой вспарывает их гигантским кон­ сервным ножом, пришреплвпиьш к радиатору, третий палит по «им ракетами. И любой из гонщиков, если не хватает очков,, готов зада­ вить механика собственной «тех­ нички»... ' ' ■' ’ Что это? Бред, плод больного воображения? Может быть и так, хотя я лишь пересказал сюжет выпущенного недавно на северо- америжанские экраны . фильма «Смертельные, гоаки 2000 года». Он пр:шадлежи.т к одному из мод­ ных сейчас в Америке направле­ ний. По!Вса,днсв!Ность -г инфляция, безработица, преступность — осто­ чертели местному жителю донель­ зя. Услуж.тивые творцы так назы­ ваемой массовой к\'.аьтуры, у.чов'ив это, «занр.чглм Пегаса з телегу вре.маш'» и-предлагают кинозри­ телям совершить па иен недорогое и приятное путешествие в буду­ щее. Что же зритель видит, пеоено- сясь на пару часов в XXI век? Ка­ кое будущее пророчат ес.ли йе ему, .то его потомкам? " Одыавр.емешю со «Смертельны­ ми. гслками» на здешние экраны вышел фильм-«Роллерболл». Дела- ’ .дя -их разные кинематографисты, а эволюцию сезероа.мериканского общества предсказали почти оди­ наково; ; На первый взгляд XXI век принес - .долгожданный прогре.сс. Нет больше ии войн, ни инфляций, ИИ перенасечдеяяоети. городов. До­ стигнуто полное, изобилие. Про- СТЫ 1 .М . с.мертнЫ'М предоставлено право нежиться, в лености, а обя-. занность у ня.х одна:, ни о чем. не думать и не спрашивать, доверн-в бремя забот о своем собственном благе совету корпораций. У совета хлопот немногим боль­ ше: населению предус.чотритель- но стерилизовали мозги. Тем . не менее презращенным в пос.душное стадо гражданам, вре 1 мя от време­ ня требуется встряска: иначе, не дай бог, взбунтуются :И,;ОПрО!СИНуТ устои общества. И гражданам, по взо’бретешгому еще в древнем Ри­ ме рецепту', пред.тагают развлече­ ния: в одном фильме — смертель­ ные гонки, в другом—роллербо.дл. Развдечеиия по форме разные, но суть одна; санкциоиироваииое убийство. В роллербблл играют ко.манда на команду. Задача — пронести по треку металлический шар и попасть им в памагапчец- ный круг па щмте соперника. По ходу матча игроки давят друг, друга мотоциклами, бьют в со.д- н^иое сплетение роликовыми коньками и раокраивают черепа нерчатками с нашитыми стальны­ ми шипа.мн — все по правилам! Чтобы зрелище не приедалось. РОЛЕРБОЛ ИЛИ ЭКСКУРС В.. НАСТОЯЩЕ правила периодически меняют. В конце концов объявляют, что иг­ ра буд^т вестись без лимита вре­ мени н замен, до полного извичто- жения. ...Тех, кого здесь всерьез волну­ ет вопрос: «Куда идешь, Амери­ ка?», изображённая в «Смер­ тельных гонках» и «Ро.тлерболле», картина будущего бросает в дрожь. Местные кинокритики счи­ тают, что обе ленты лишь форме фантастичны. А показывгЩ|р Ют они, заявляет, например, оттав­ ская газета «Джорнэл», в сущно­ сти сегодняшнее общество и . се­ годняшний 'профессиомальБый спорт. Роллербо.м — не что иное, ка.к сплав хожея, нетча, ро.ллер- дер-би и амершканокого футбола. Публика же, что в фильмах, что в действительности, одинакова. Чтобы в этом убедиться, н.е обя- затадьпо и.дти в кино: хохот и одобрительные вопля, которыми сопровождаются самые кровавые кадры, даже на улице . слышно. Другая столичная газета — «Си- тиз’ен» характеризует обе ленты еще лаконичнее; «Фильмы, сделан­ ные для того, чтобы утолить жаж­ ду крови в каждом из нас». . Следует, впрочем, упомянуть и более циничных критиков. Ну что, в самосм деле, к «Смертельным гошсам» привязались, пишет одни из них, ведь фильм-то комедий­ ный... Другой предлагает не при­ давать значения обеи.м лентам; мол, их смотрят лишь те, кто жизни не читал ничего, кроме миксов. Страиное, однако, дело; и «Роллерболл», и «Смертельные гонки» крутят уже которую не­ делю, а те, кто 'запустил их в про­ кат, на плохую посещаемость, по­ хоже, не жалуются... Оттава. А. ПАЛЛАДИИ, соб. корр. АПН. МУЗЕЙ СПАГЕТТИ С.чагетти — самое популярное итальяпокое национальное блюдо. За тарелкой горячих, душистых макарон и стаканом вина обсуж­ даются последние новости, а когда в доме гости, то хозяйка, а зачастую и са-.м хозяин священно­ действуют на кухне с тестом и со- Снагетти едят в Италии .повсю­ ду — в горных деревутпках Аб- р\ 1 щи и Пьемонта, в ' Венеции и на Сардинии, В каждой области, а зачастую :и в каждой провинции Ита.апн име­ ются десятки видов спагетти, сек­ реты приготовления которъьх пе- .редаются из поколения в поколе­ ние. Не удивите.чьно поэтому, что в ..местечке Понтедассио, в - сотне ийломет.ров от Генуи, имеется единственный в мире музей спа­ гетти. 82-летний Винченцо Аньези основал .музей в 1956 году н по сей день является его директором. В музее собраны сотни рецептов приготовления макарон, самых разнообразных приправ и' со­ усов к ним. Самой ценной релик­ вией, по словам Аньези, является записка генуэзского солдата, да­ тированная 1279 годо.м, в которой он завещал потомкам лукошко с макаронами. Всех посетителей музея неиз­ менно встречает сам директор Аньези, иеомотря на свой преклон­ ный возраст. Он горячо рекомен­ дует ежедневно есть спагетти, ут­ верждая, будто они помогают ра­ боте сердца и же.тудка, укрепляют нервную систему н продлевают жизнь. Н. ТЕТЕРИН, корреспондент ТАСС. Р им. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны; редактора 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстраций -2-28-59, и д е о л о ги ч е с к о го 0ТДСЛ8 5-Я4-1Я . ЛТПРЯЛП» упм глм л п кл ц ’лй « А п т л п яй лп атпгчми ___ «тагмг-йлп п/ьпг»д5!гп — пкгряа ы ?*пппта АЭ 53536 1 \\^ттуп ,псп у 1 1 ш,^ чч, [>с . 1 .з с 1 ш «д сп п си . 1 с.чсчпл 1 м ; ^с <зН 1 и й оа оо , и 1 ВС 1 С I с п пш и * к 2-34-13, отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-36-43, учащейся молодежи — 2-38-50, писем и спорта Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная площадь, 44. За к. № 6301.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz