Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
Г ЕРОЙ нового а-морикаи- ского двухсерийного фильма «О, счастлив чик!» Майкл Трэвис (актер Малкольм Макдоуэлл) полон неистощимого оптимизма^ на дежд и уверенности — всего того, чем вообще должен об ладать молодой человек, всту пающий в самостоятельную жизнь. Голубоглазый и улыб чивый, он входит в мир непря мым путем, а по своеобраз ным Кругам жизни. Поэтому создатели картины (сценарист Д. Шарвин и режиссер А. Ан дерсон) составили свое произ ведение из нескольких новелл, разнородных по содержанию. Каждая новелла — самостоя тельный круг жизни киногероя. Знакомясь с Майклом Трэ- реферантом миллионера. Уже в первые минуты пребывания в высшем свете Трэвис оказался очевидцам случая, обнайтизше- го жесточайшую ' безжалост ность финансовых заправил. Но задумываться над этим Майклу некогда: слишком бы стро он вступает в общество, для жизни в котором еще не созрел. Окунувшись еще боль ше в новую жизнь, Трэвис ста новится свидетелем и неволь ным соучастником грязнейших валютных махинаций. А свер нуть с этого пути новоиспечен ный референт уже не может. Да и какое ему до этого дело, если сам он ничего пока нет», ряет? И все же новый круг жизни Трэвиса — это мир, в котором за все нужно платить деньга/Аи. А расплачиваться, висом, зритель узнает, что этот молодой человек решил сде лать свою карьеру в фирме, торгующей кофе. Ему сразу везет — Майкл получает перс пективное место торгового агента, а вместе с этим — клю чи от служебной машины. Уже 8 самом начале самостоятель ной жизни юноша включается в сложный ритм работы. Все вроде бы идет гладко: работа ему нраэится, финансовое по ложение в своих руках — чем больше сбудешь кофейной продукции, тем больше пере падет в собственный карман,. Все идет так, как должно быть в жизни среднего англичанина. Однако, чтобы удержаться на месте, нужно зарекомендовать себя. Поэтому Майкл постоян но ищет и расширяет рынки Во время одного из таких по исков он вдруг оказызается схваченным в качестве подо зреваемого в шпионаже. 8 от дела контрразведки на допро са наш знакомый вдруг созна ется, что... является агентом, получающим зарплату не в фунтах или долларах, а а руб лях (!) Зубодробильные мето ды позволяют контрразведке добиться нужных показаний, сделать бело* — черным, ложь —• правдой.,. Еще бы 1 Пфеспо- вутая шпиономания протолкну ла в конгрессах и палатах ряда капиталистических держав мнсхжество реакционных за конов относительно «советской угрозы». Счастливая случайность поз воляет Майклу избежать зна комства С электрическим сту лом. Он, ко-нечно, мог вернуть ся к прежней работе. Но на горизонте заманчиво про мелькнуло несколько блестя щих удач. На пути к одной из них юный герой знакомится с Патрицей, дочерью миллионе ра Джеймса. Несмотря на ее предупреждение о каверзно- сти жизни в высших слоях ка питалистического общества, Майкл добивается аудиенции с Джеймсом. Успешно решена новая сделка — он становится собствэнио, ему нечем. Поэто му по воле своего босса Майкл взааливааг- на себя тяжкое бремя ответственности дель цов, сорвавших солидный куш. И он попадает за решет ку, а имущие преступники ос таются в тени. Пройден ещё один круг. Причем, слишком быстро. Майклу он ничего не дзет, кро ме печальных последствий. Майкл подобен муравью, не знающему, что за каждым подъемом следует падение, но упрямо катящему вверх коле со своей судьбы. Время, про веденное в изоляции от боль ного общества, позволяет чи- ногерою выработать нозукэ по зицию, глубже понять окружа ющий мир, Й не хочет поэтому наш горемьжа возвращаться за контрибуцией к «до.пжнику- миллиокеру». Он становится альтруисто.А по натуре. Внутренняя жажда хоть чем-нибудь помочь лю дям, по вине общества оказав шимся «на дне», направляет Майкла в одну из ночлежек печально известных трущоб большого капиталистического города. Страстно звучит обра щение «прозревшего» киноге роя к десяткам оборванных, донельзя опустившихся лю дей — постояльцев ист - энд- ской ночлежки. Пламя ночного костра, разноцветные краски фильма усиливают интонации Трэвиса-оратора. Но слушатели не способны понять нового, к тому же несостоятельного ме цената — не он первый пыта ется изменить их положение, Добродетели приходили и ухо дили, а судьба этих обездолен ных людей оставалась преж ней; безработица, отсутствие крова над головой и т. п. По этому речь Майкла на сей раз вызывает такую отрицательную реакцию трущобной публики, что он чудом остается в жи- Будучи непринятым и в са мых низких слоях общества, Майкл окончательно запуты вается в понимании реальной действительности. За короткий период своей жизни он сумел встретиться с алчностью и кор рупцией, постоянной конкурен цией и обездоленностью, Все это каждый раз брало верх над его искренностью и добропо рядочностью,* уверенностью и оптимизмом. «Счастливчик» почему-то не находит своего счастья, проигрывает поединок в погона за призраком удачи. Итак, круги замкнулись. «О, счастливчик!» — фильм- притча,_ в котором действуют маски: простака и' ученого, ин спектора и музыканта, контр разведчика и миллионера, по лицейского и психолога... Все они включены в конвейер жиз ни, в погоню за удачей и не могут свернуть с избранного пути или изменить свой облик. Любая попытка отступить «от норм имущих мира сего-» при водит к краху. Все брошены а хаос, где каждому нужно ре шить, как добиться благополу- чия. Режиссер Линдсей Андер сон усиливает это новой фор мой кинематографического рассказа: здесь и полифония в образной .системе, и соедина- киэ документальности с фан тастикой. Те, кто смотрел фильм «О, счастливчик!», на могли не заметить одну осо бенность,. В фильме сделана попытка показать реальность, одновременно дискредитируя еэ. Достигается это соединени ем невероятности с фантасти кой. Но от этого, на наш взгляд, фильм только выкгры- ваат; показывая героя в раз личных ситуациях, а том числе и невероятных, а, порой, фан тастических, создатели кино картины позволяют зрителю лучше воспринять особенности прогнившего строя. Эпизод С приживлением к свиному ту ловищу чэлоаечэскрй головы подчеркизает давно известную истину: в современном капита листическом обществе прость 1 Э люди, порой, готовы жертво вать собой, почуяв' намек на какую-то денежную' компенса- В созданном рэапьно-фан- тестичэском Мире бежит впе ред и .Майкл, Именно бежит, вьшужден, бежать, " поскольку во всем этом хаосе отсутствует разумный порядок, царит не- истсастзо случая. Сознавая усложненность формы своего прризвэдания, постановщики в качества па раллели визуальному действию йспольэб'вали 'Музыку, -которая вводит зрителя в курс последу ющих событий, по существу яв ляется «мостиколл» между раз личными по содержанию ко- веллалАИ. А посему в фильме периодически возникает из вестная группа Алана Прайса во глазе с самим композито ром, Исполнителем ‘популяр ных песен. Весь фильм прони зан ритмичной жизнерадост ной музыкой о «счастливчике» и заповедях о «счастье». Запо веди в каждом случае конкрет ные, Например, «помни, что а беге жизни ты на должен от- стэазть, а отстал—значит, про пал». Мир, благодаря новому даваемому этой музыкой, из мерению, приемлется таким, каков есть. Вот песня подска-, зьшает, что можно выиграть, и Майкл снова бежит, обгоняя всех своих конкурентов в об щем потоке устремившихся на кинопробу. Так он оказывается на съемочной площадке, где ему предстоит сыграть роль счастливчика — «полного оп- тнмизма, надежд и узэренно- стив, — практически показать свою прошлую жизнь в розо вом свете, необходимом по становщикам. Внутренне он протестует. Но пощечина ре жиссера возвращает его к ре альной действительности, вы зывая у Майкла нужную для дубля улыбку. Поистине стран ный мир! Только в таком — по щечина может превратиться в улыбку. В. ЕЛИСЕЕНКО, А. ЧЕРНЫШОВ. . Франкенштейн, автоматчик Джо, дижарка Магяльда н.еще пара гонщиков со столь же звучными прозвищами садятся за руль и П)-скаются в путь. На три дня -Страна —- от Нью-Йорка до Лос- .4нджелеса.— превращается в ог ромный охотничий загон'. . На перекрестках надписи для пешехо дов «идите» заменены на «беги те».. Впрочам, читать их некому: люди прячутся по домам, спасаясь от убийц на колесах. По правилам гошш, чтобы побе дить, не обязательно прийти к финишу первым. Главное — на брать больше бч 1 ^в . Их начйс.тя- ют за каждого сбй-його. Головы пе шеходов ценятся по-разному.' Пе рейдешь зазевавшегося старика — получай сто очков. Ребенка зада вишь — еще семьдесят приплюсо вывай. Молодежь идет по сорок очков, а по самой низкой цене — люди средиего возраста. У каждого гонщн);та свой «по черк». Один накалывает пешехо дов на метал.тячесаие рога, дру-, гой вспарывает их гигантским кон сервным ножом, пришреплвпиьш к радиатору, третий палит по «им ракетами. И любой из гонщиков, если не хватает очков,, готов зада вить механика собственной «тех нички»... ' ' ■' ’ Что это? Бред, плод больного воображения? Может быть и так, хотя я лишь пересказал сюжет выпущенного недавно на северо- америжанские экраны . фильма «Смертельные, гоаки 2000 года». Он пр:шадлежи.т к одному из мод ных сейчас в Америке направле ний. По!Вса,днсв!Ность -г инфляция, безработица, преступность — осто чертели местному жителю донель зя. Услуж.тивые творцы так назы ваемой массовой к\'.аьтуры, у.чов'ив это, «занр.чглм Пегаса з телегу вре.маш'» и-предлагают кинозри телям совершить па иен недорогое и приятное путешествие в буду щее. Что же зритель видит, пеоено- сясь на пару часов в XXI век? Ка кое будущее пророчат ес.ли йе ему, .то его потомкам? " Одыавр.емешю со «Смертельны ми. гслками» на здешние экраны вышел фильм-«Роллерболл». Дела- ’ .дя -их разные кинематографисты, а эволюцию сезероа.мериканского общества предсказали почти оди наково; ; На первый взгляд XXI век принес - .долгожданный прогре.сс. Нет больше ии войн, ни инфляций, ИИ перенасечдеяяоети. городов. До стигнуто полное, изобилие. Про- СТЫ 1 .М . с.мертнЫ'М предоставлено право нежиться, в лености, а обя-. занность у ня.х одна:, ни о чем. не думать и не спрашивать, доверн-в бремя забот о своем собственном благе совету корпораций. У совета хлопот немногим боль ше: населению предус.чотритель- но стерилизовали мозги. Тем . не менее презращенным в пос.душное стадо гражданам, вре 1 мя от време ня требуется встряска: иначе, не дай бог, взбунтуются :И,;ОПрО!СИНуТ устои общества. И гражданам, по взо’бретешгому еще в древнем Ри ме рецепту', пред.тагают развлече ния: в одном фильме — смертель ные гонки, в другом—роллербо.дл. Развдечеиия по форме разные, но суть одна; санкциоиироваииое убийство. В роллербблл играют ко.манда на команду. Задача — пронести по треку металлический шар и попасть им в памагапчец- ный круг па щмте соперника. По ходу матча игроки давят друг, друга мотоциклами, бьют в со.д- н^иое сплетение роликовыми коньками и раокраивают черепа нерчатками с нашитыми стальны ми шипа.мн — все по правилам! Чтобы зрелище не приедалось. РОЛЕРБОЛ ИЛИ ЭКСКУРС В.. НАСТОЯЩЕ правила периодически меняют. В конце концов объявляют, что иг ра буд^т вестись без лимита вре мени н замен, до полного извичто- жения. ...Тех, кого здесь всерьез волну ет вопрос: «Куда идешь, Амери ка?», изображённая в «Смер тельных гонках» и «Ро.тлерболле», картина будущего бросает в дрожь. Местные кинокритики счи тают, что обе ленты лишь форме фантастичны. А показывгЩ|р Ют они, заявляет, например, оттав ская газета «Джорнэл», в сущно сти сегодняшнее общество и . се годняшний 'профессиомальБый спорт. Роллербо.м — не что иное, ка.к сплав хожея, нетча, ро.ллер- дер-би и амершканокого футбола. Публика же, что в фильмах, что в действительности, одинакова. Чтобы в этом убедиться, н.е обя- затадьпо и.дти в кино: хохот и одобрительные вопля, которыми сопровождаются самые кровавые кадры, даже на улице . слышно. Другая столичная газета — «Си- тиз’ен» характеризует обе ленты еще лаконичнее; «Фильмы, сделан ные для того, чтобы утолить жаж ду крови в каждом из нас». . Следует, впрочем, упомянуть и более циничных критиков. Ну что, в самосм деле, к «Смертельным гошсам» привязались, пишет одни из них, ведь фильм-то комедий ный... Другой предлагает не при давать значения обеи.м лентам; мол, их смотрят лишь те, кто жизни не читал ничего, кроме миксов. Страиное, однако, дело; и «Роллерболл», и «Смертельные гонки» крутят уже которую не делю, а те, кто 'запустил их в про кат, на плохую посещаемость, по хоже, не жалуются... Оттава. А. ПАЛЛАДИИ, соб. корр. АПН. МУЗЕЙ СПАГЕТТИ С.чагетти — самое популярное итальяпокое национальное блюдо. За тарелкой горячих, душистых макарон и стаканом вина обсуж даются последние новости, а когда в доме гости, то хозяйка, а зачастую и са-.м хозяин священно действуют на кухне с тестом и со- Снагетти едят в Италии .повсю ду — в горных деревутпках Аб- р\ 1 щи и Пьемонта, в ' Венеции и на Сардинии, В каждой области, а зачастую :и в каждой провинции Ита.апн име ются десятки видов спагетти, сек реты приготовления которъьх пе- .редаются из поколения в поколе ние. Не удивите.чьно поэтому, что в ..местечке Понтедассио, в - сотне ийломет.ров от Генуи, имеется единственный в мире музей спа гетти. 82-летний Винченцо Аньези основал .музей в 1956 году н по сей день является его директором. В музее собраны сотни рецептов приготовления макарон, самых разнообразных приправ и' со усов к ним. Самой ценной релик вией, по словам Аньези, является записка генуэзского солдата, да тированная 1279 годо.м, в которой он завещал потомкам лукошко с макаронами. Всех посетителей музея неиз менно встречает сам директор Аньези, иеомотря на свой преклон ный возраст. Он горячо рекомен дует ежедневно есть спагетти, ут верждая, будто они помогают ра боте сердца и же.тудка, укрепляют нервную систему н продлевают жизнь. Н. ТЕТЕРИН, корреспондент ТАСС. Р им. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны; редактора 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстраций -2-28-59, и д е о л о ги ч е с к о го 0ТДСЛ8 5-Я4-1Я . ЛТПРЯЛП» упм глм л п кл ц ’лй « А п т л п яй лп атпгчми ___ «тагмг-йлп п/ьпг»д5!гп — пкгряа ы ?*пппта АЭ 53536 1 \\^ттуп ,псп у 1 1 ш,^ чч, [>с . 1 .з с 1 ш «д сп п си . 1 с.чсчпл 1 м ; ^с <зН 1 и й оа оо , и 1 ВС 1 С I с п пш и * к 2-34-13, отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-36-43, учащейся молодежи — 2-38-50, писем и спорта Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная площадь, 44. За к. № 6301.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz