Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
Б о т таким запомнился образ спектакля: синяя, есенински чистая, сквозяще прозрачная березовая роща, задумчиво печальное курлыканье журавлей над деревней, а на первом плане — сруб колодца, «ом- яеватые, старые бревна у стены... Си нее, нежно синее небо, и на фоне его — Веселый перепляс деревенских налич ников, доверчивая распахнутость стазкей со всем тем, что видим мы в сельском окне — горшочками с цветами, вышиты ми занавесками, силуэтами вечно заня тых хозяйством женщин.„ Художник А. Нестеров был точен в метафоре и в том специально скупо из бранном динамическом ее воплощении незавершенчости движения. Не привыч ной для понимания статичности сельско го уклада, а незримой внешне его из менчивости, продолжаемости. Выйдет председатель, стукнет в рельс, начнет сбираться народ, усталый, посла работы в поле, и начнется суд над трак тористом Венькой Зябликовым, который «в непотребном месте», то €ишь убор ной, запер свою тещу, Елизавету Ва сильевну Киселеву, забил дверь гвоздя ми и написал: «Запломбировано, Не кантовать!». И мы узнаем, что сделал он это по той единственной причине, что давно копил деньги на гармонь, а теща на эти сто шестьдесят рублей, «кров ных, ;заработанных», купила себе шубу. «И добро бы не было ни одной, а то уже есть, две!..». И разбор жалобы гражданки Киселевой (а,отистка Л. Ли- хачаза) на глазах у зрителей переходит в большой и нелицеприятный разговор о жизни, о тем главном, что в ней есть, о ценностях истинных и мнимых, о ду ховности, окрыляющей челозека, и без радостном, тягостном накопительстве. Инсценировка А. Гончарова по моти вам рассказов Василия Шукшина проста, сюжет пьесы столь же немудреный, сколь и необычный, и раскрывается он в интонации почти бытописательской, в будничной последовательности. На круг выходят один за другим односельчане Веньки Малышева, каждый вспоминает вслух случай из своей жизни. Незамыс ловатая, в общем-то, история с гармо нью, с мечтой, которую отняли грубо и нагло, всколыхнула каждого до глубины души, пробудила лучшие чувства, заста вила оглянуться на прожитую жизнь. На народе-то, говорят, и смерть красна, — вот и не стыдятся односельчане вынести на суд свои слабости и ошибки, высве- чизаются перед нами до донышка... Бее прозрачно в мире — это свойство Голубых, больших осенних днзй, ■ Птиц охватывает беспокойство: Гнезда их становятся видней, — вспоминаются стихи прекрасного поэта В. Соколова. Моральный конфликт — основа действия пьесы и спектакля — это столкновение - общего и личного, «наше» и «мое», старого, отжившего, упорно цепляющегося с новым в созна нии людей. Так понял идею инсцениров ки постановщик спектакля Б. Н. Голубиц кий « бережно, словно боясь рэсплес- когд'й от дяди Ермолая остался холмик на кладбище, так мается Вася? Нет его, про случай тот все забыли. Но не забыл Вася. Нравственный урок, полученный им, заставил его понять подлинную боль простого человека за народное добро, оценить красивую душу и доброту, строгую требовательность и неприми римость к разгильдяям. Заслуженный артист РСФСР Г. Бессчетное удивительно точно схватил характер человека, воспи танного нашим В|ременем, и передал его зрителю с почти физической ощутимо стью. Или другой персонаж, ветеринар Козулин. Тихий, незаметный человек в калошах, неловкий, даже неуклюжий, вдруг удивил^ все село странной выход- кать, принес вместе с творческим кол лективом в зрительный зал большой, чи стый и прекрасный мир Василия Шукши на с его неистребимой любовью к лю дям, пронзительной открытостью чувст ва и меткой народной речью. И как «очень любит осень в эту пору отобрать, отсеять, отцедить», так и режиссер с ак терами в насышенных, изящно сделан ных миза;асценах, отбирают все ценное, скрытое, подспудно зреющее в челове ческой личности, отсеивают все нанос ное, стыдное, заскорузлое, освобождая душу героев от бескрылой приземпен- ности и посвящая нас в таинство про буждения / добрых, творческих начал, евразы и судьбы людей, стоящих за сюжетом, увлекли актеров и режиссера. Увлеченность, как часть таланта, стала их силой. Вот дядя Ермолай (артист Г. Бзссчет- нов). Колхозный бригадир, старый чело век, вечный труженик. Двое парней, Гришка да Васька, посланные им сторо жить ночью зерно на току, прогуляли до утра с девушками, а потом, не моргнув глазом, соврали, что ночевали на току, в скирда. Дядя Ермолай знает все, мы видим, как тяжело ему слышать ложь молодых ребят, стыдно за них, и он всей душой жаждет их раскаяния. В ка кую-то секунду, не выдержав, он грозит снять с каждого по пять трудодней, но тут же виновато глядит на ребят, точно незаслуженно обидел и говорит: «Не сниму я... Только скажите правду: были на току?». Молодость, порой, неосознан но жестока, и новая ложь, как удар хлыста, сгибает плечи и без того согну того, старого человека. «Эх, вы...»—ска жет и уйдет, теперь уже навечно, с этим укором в глазах. Но по>чему же теперь. кой: в три часа ночи открыл пальбу « криком: «Даешь сердце!». Председа тель вызвал участкового на предмет проведения беседы с нарушителем об- ш,ественного .спокойствия. И оказалось, что этот человек в калошах (не одно и то же, что человек в футляре) «отсалюто вал» в небо новой победе человеческо го разума: * Кейптауне произвели пер вую в мире пересадку сердца человеку. Актер В. Батенин создает запоминаю щийся образ одного из тех шукшинских чудаков, которые в жизни «свою красо ту ищут», по словам председателя. И характер ветеринара сразу оборачива ется для нас новой, прекрасной в своей неожиданности, стороной, которая от крывает, в свою очередь, бездухов ность добросовестного служаки участ кового (эту роль интересно играет В. Сумик), и привычную инерцию Мат вея Степановича Рязанцева (артист Г. Богуславский), ко всякого рода разбо рам в председательском кресле. Пого вори он с Козулиным по душам, и на понадобился бы милиционер. Много лет Рязанцев на трудном посту, уважаем людьми, а чуть заважничал, отгородился от живого человека официальным барь ером —- и попал впросак: Коэулин-то, оказывается, прекрасный человек, хоть и с чудинкой. «Ну, так что ж, чудаки украшают мир!» — словно бы говорит вместе с Шукшиным театр и подтверж дает это сценой с микроскопом, на мой взгляд, одной из лучших в спектакле. Ну, как сперва не посочувствовать, а за тем не полюбить столяра Андрея Ери- на, притащившего домой . микроскоп вскоре после того, как зловредная же на отходила его ухватом за «утерю» 120 рублей! Артист А. Душин с подлинным талантом «вживается» в образ, не «по дыгрывает» своему герою, а находит живые, яркие краски, чтобы воспроиз вести процесс пробуждения творческой личности. Андрей Ерин становится для нас личностью именно в тот момент, когда осознает, что может сделать его «открытие» для людей. Мы ощущаем, как в герое А. Душина зреет прекрас ный сплав мысли и чувства, некий повы шенный возбужденный ток Познания, Сейчас в ходу модный термин: «эф фект присутствия». Обозначают им некий феномен телевидения: ощущение безус ловного чувства, сиюминутно происхо дящего в жизни. Мне думается, этот эффект присутствия ощутили в полной мэра все те, кто сидел в зрительном за ле. И в названных, и в сценах с «хозяи ном бани и огорода», возникло то, ради чего работает театр—полное, безуслов ное проживание происходящего на сце не, Хорош П. Тямушев в роли Тимофея Худякова, зэзскладом, воплотивший прозрение собственника, осознавшего, что «плохо спея песню, а песня-,то хоро шая была», уродливого в.своей ожесто ченной бездуховности и жестокости. За мечателен заслуженный артист РСФСР В. Боков в роли Наума Евстигнеевича, на старости лет обретшего «смысел» — вы вести в люди восьмиклассника Юрку, живущего у него на постое, сделать из него врача. Трудно сказать о всех актерах, игра каждого достойна похвалы. В спектакле мы столкнулись со стройным внеамб- лем, актеры вложили в своих героев столько любви, понимания, сострадания, что зрителю открылась простая и муд рая шукшинская мысль; учить надо соб ственной жизнью, учиться вниманию к ближнему, добру, честности, терпению. Надо уметь слушать людей сердцем — и многое тебе откроется. Спектакль «Характеры» в постановк Б. Н. Голубицкого стал гимном высок: доброты, духовной чистоты, поэтическо го восприятия мира и современника, Я ничего не сказал о музыкальном оформлении. Думается, успех «Характе ров» в полной маре могут разделить композитор В, Ларьков и поэт Б. Шаль- нез. Их песни, частушки, музыкальные заставки содействовали установлению такого контакта со зрительнь1М залом, когда крепнет чувство душевной связи а;гтера и зрителя. Гармония целого —- без этого был бы немыслим успех спек такля, ставшего, несомненно, одним из лучших за последнее время на сцене Липецкого драматического театра. Ю. ПЛОТНИКОВ. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ, УЧЕБНЫЙ ПУНКТ ТРЕСТА «Л ИПЕЦКМЕТАЛЛУРГСТРОЙ» объявляет прием на курсы с отрывом и без отрыва от производства в группы по специальностям: каменщик-монтаж ник, монтажник стальных и железобетонных кон струкций, кровельщик. Принятые в группы с отрывом от производства обеспечиваются стипендией, кровельщики мягкой кровли — 75 рублей, монтажники н каменщики — 90 рублей. В тресте имеется благоустроенное об щежитие. За справками обращаться: ул. Крупской, 1, Учебный пункт. ЛИПЕЦКОЕ ГОРОДСКОЕ ПРОФТЕХУЧИЛИЩЕ № 13 объявляет дополнительный прием учащихся на 1975—76 учебный год Адрес училища; г. Липецк, ул. Краснознамен ная, 2. Базовое предприятие Ордена Ленина ЛТЗ, им. ХХШ съезда КПСС. УСЛОВИЯ ПРИЕМА; со сроком обучения 1 год ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ: оператор автомати ческих формовочных линий, стержневщик, термист, кузнец на молотах и прессах (в возрасте 17,5 лет). Учащиеся вышеуказанных специальностей нахо дятся на полном гособеспечении. Дополнительно выплачивается стипендия в размере 30 рублей в месяц. ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ: токарь, фрезеров щик, слесарь механосборочных работ (в возрасте 16 лет). Учащиеся находятся на гособеспечении. ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ: крановщик мосто вых кранов. Принимаются девочки с образованием 10 классов, не моложе 17,3 лет. Учащиеся нахо дятся на гособеспечении и ежемесячно выплачи вается стипендия в сумме 30 рублей. ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ; контролеры ОТК (в возрасте 17,5 лет). Учащиеся находятся на гос обеспечении. СО СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ 3 ГОДА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ: электромонтер по ремонту электрооборудования, модельщик по металлическим и деревянным моделям, токарь, слесарь, фрезеровщик, слесарь-инструментальщик, слесарь по ремонту оборудования (в возрасте 15 лет). Учащиеся находятся на гособеспечении. СО .СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ 3,5 ГОДА Наладчик агрегатных и специальных станков (в возрасте 15 лет). Окончившие училище со сро ком обучения 3 и 3,5 года получают дипломы об окончании училища по избранной специальности и о среднем образовании. Принимаются юноши и девушки с образованием в объеме 8—10 классов. Для поступления необходимо предъявить лично свидетельство о рождении или паспорт, справку с места жительства, справку о составе семьи, харак теристику, четыре фотокарточки, (размером 3x4 см.), документ об образовании, заявление. Медицинскую кемисеяю поступающие проходят при училище. Все учащиеся обеспечиваются 3- разовым питанием и обмундированием, а юноши, поступающие в группы с 3- и 3,5-годичным сроком обучения — общежитием. ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ объявляет прием слушателей на дневное подго товительное отделение (398662, г. Липецк, Л ПИ, корпус «Б», ком. 215, телефон 2-90-44). Срок обучения с отрывом от производства 8 ме сяцев. Принимаются лица не старше 34 лет, имеющие законче.чное среднее или среднетехническое обра- ' зование, из числа передовых рабочих, колхозников (с непрерывным стажем работы на данном пред приятии не менее 1 года) и закончивших службу « рядах Вооруженных Сил СССР по направлени ям промышленных предприятий, строек, организа ций транспорта и связи, совхозов, колхозов, гео логоразведочных организаций, командования во инских частей и «Сельхозтехники». Принимаются освобожденные секретари партийных, комсомоль ских и председатели профсоюзных организаций, избранные из числа рабочих и колхозников.. Слушателям подготовительных отделений, за численным на обучение с отрывом от производ ства, выплачивается стипендия в размере 40 руб лей в месяц, направленные предприятиями полу чают стицеидию на 15 процентов выше обычной. Успешно выдержавшие выпускные экзамены за числяются на I курс дневных факультетов поли технического института без вступительных экзаме нов. Институт готовит высококвалифицированных инженеров на факультетах: металлургическом, ме ханическом, машиностроительном и строительном. Лица, направленные на подготовительное отде ление Л ПИ, представляют на имя ректора инсти тута: заявление, направление по установленной форме, выписку из трудовой книжки, заверенную руководителем предприятия, документ о среднем образования (подлинник), характеристику, 6 фо токарточек (размером 3x4), медицинскую справку (форма № 286). Документы принимаются до 10 ноября. С по ступающими проводится собеседование по мате матике и физике. Иногородним предоставляется общежитие. Начало занятий — 1 декабря. За бланками заявлений и направлений, а также за всеми справками обращаться в деканат подго товительного отделения в обычные дни и часы работы. РЕДАКЦИИ; г. Липецк. Коммунальная пя., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстраций -2-28-39, отческого отдела — 2-34-13, отде лов: комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-36-43, учащейся молодежи — 2-38-50, писем и спорта — 2-Й-46, Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная ллощадь, 44. АДРЕС идеол гичес АЭ 57190 За К. № 6301.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz