Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
товарищ наставник СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК «ЛЕНИНЦА», ПОДГОТОВЛЕННЫЙ НЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ Август— месяц не только вступительных экза менов. Август — это еще и месяц, в котором выпускники школ и профтехучилищ начинают свою трудовую биографию. Сотни юношей и д е вушек с новеньким аттестатом зрелости в кар мане этим петом пришли в цехи заводов, на пло щадки строек, на фермы и .полевые станы кашей области. Об их трудовых р е кор ;^х говорить, ко нечно, пока рано. Их сегодняшняя задача — учиться. Учиться строить. Учиться работать. Учиться профессии, секретам мастерства у стар ших товарищей — рабочих педагогов, кадровых наставников. Р й зщ ш и и й КЛАСС Сдвинуты парты в коридоре. Пахнет свежей- краской в классах. Все блестит, сверкает, радуя глаз. Только на первом этаже еще сохранились следы старой, потемневшей за год побелки... Вообще-то бригада Ираиды Логуновой строит Магнитку. Но на август лучший коллектив отде лочниц треста «Липецкетрой» получил особое задание — отремонтировать подшефную двад . цать девятую среднюю школу. Слой за слоем 'ложится краска на стены классов, коридоров, ка бинетов. Для многих девушек из знаменитой бригады маляров это — один из первых объек тов, в который они вложат частицу своего труда. Каждый год комсомольско-молодежный коллек тив, который возглавляет кавалер двух орденов Трудового. Красного Знамени И. Д. Логунова, по полняется выпускницами профессионально-тех нических училищ. Всего же за годы бригадирства наставник-коммунист дала путевку в рабочую жизнь ста двадцати комсомолкам. Когда-то совсем неопытными — и кисть-то правильно держать не умели — пришли в брига ду из ГПТУ Ксения Постникова, Галина Зотова, Людмила Колесникова, Вера Полева. А теперь они — квалифицированные специалисты. У них самих уже ученицы есть, Вера Макарова, Нина Наставшева и их подруги по последнему выпуску из профтехучилища. ' ...Перерыв... Девчонки усаживаются за парты. Рассказывают — каждая о своей совсем недав ней еще школьной жизни. Вдруг кто-то шут ливо вскрикивает; — Класс, встать! Учитель идет!.. В дверях с кистью в руке появляется Ираида. В разноцветном комбинёеОке она подходит к классному столу и, потрогав, высохла ли краска, МАРКА УЧИТЕЛЯ Успехам нового ученика электрик Ми хаил Васильевич Наумов и удивляйся, и радовался. Электротехника — / д е л о сложное, не всем легко' дается. А Олег Иванов наставника с полуслова пони мал. Так что период «чистого» учениче ства у Олега был совсем 'небольшим. Только-только сдал экзамены по техми нимуму — и сразу же Наумов реко мендовал службе энергетика направить его на самостоятельную работу. Доверили, Олегу обслуживать пла вильное отделение — самый ответст венный участок сталелитейного цеха ЛТЗ. У плавильщиков оборудование не простое. Поломка, может, и I тельная, а у электрика забот по горло. Однажды «полетел» на пятнадцатитон ном кране электродвигатель. На его за мену чуть ли не целый день рабочий по норме положен. А он —• крав этот — все производство держит. Им жидкий металл по литейным конвейерам рас пределяют. Даже малейшая заминка в его работе означает простои заливщи ков и формовщиков. А если поломка серьезная — значит, под угрозой вы полнение не только суточного задания... В «прорыв» бросили добровольцев. Отремонтировать кран взялись Олег и Михаил Васильевич Наумов вместе с коллегой — Г. П. Бородиным. Сталь по шла в формы уже через две часа. Но не только умению быстро ориен тироваться в аварийных ситуациях обу чил Олега Наумов. Рационализаторская «жилка» в характере Иванова — тоже от Михаила Васильевича. Однажды Олег обратил внимание на работу элек тросварщиков, сооружающих оборудо вание для охлаждения плавильных, элек тропечей. И решил облегчить эту тяже лую операцию. Через несколько дней о н , принес в БРИЗ чертежи приспоерб- ‘ лвния, благодаря которому труд свар- Ь^иков значительно упростился. Но, осо бенно ценным для всего цеха стало предложение Олега перенести электро- выключатели ближе к рабочим Местам «печников». Оно позволило немало электроэнергии. , Большим событием было для молодого электрика недавнее вступление в партию. А в июне Олега избрали депутатом Ли пецкого городского Совета депутатов трудящихся. Простои оборудования из- за поломок на участке, который рн об служивает, минимальные. Марку своего наставника — кадрового рабочего На умова — молодой коммунист несет вы- В. ЮДИН. Натружеино «дышат» компрессоры азотнотукового производства НЛМЗ. На огромных щитат( — стрелки бесчис ленных приборов. И з а показаниями каждого надо не просто следить. Надо постояннр^^ поддерживать работу меха низмов в заданном технологическом ре жиме. Поначалу выпускнице профтех училища Любови Яськовой {снимок сле ва] казалось, что справиться с такой ра ботой просто невозможно, не под силу месяцы, и Люба стала управлять обрруг дованием так же четко, как и ее настав ница, —- ветеран завода Мария Георги евна Овсянникова. Ударник коммунистического труда комсомолец Николай Губин (снимок в центре) — подменный машинист коксо вого цеха. Профессия эта — одна из са мых сложных на всем Новолипецком металлургическом заводе. Знать назу бок всю технологию производства здесь мало. Необходимо еще и уметь заме нить товарища на любом рабочем мес те. Да так, чтобы коллектив даже и не почувствовал, что ты <а4[||в пульт уп равления машиной в се гЛ Р г од к у смену. Двадцать семь лет тг- таков трудовой стаж яаборанта-химика кислородного цеха НЛМЗ Ии Константиновны Царько- вой. За эти годы наставница обучила своей сложной профессии чуть ли не всех своих младших коллег. Заканчива ется ученический сро к , ' юные химики переходят на самостоятельную работу, но п о^реж н ем у со всеми непонятными в о г м ^ м и , трудными «задачами» они и д у Я Л . К. Царьковой. Галина Алфимо ва — тоже одна из бывших ее учониц. Галя и Ия Константиновна (снимок спра ва) часто проводят лабораторные анали- Фото А. Щуроза. ШКОЛА МОДЕЛЬЩИКА. ЕВСЮКОВА — Ведь как может получиться, —г оглядывает ребят Евсюков. — Изго товили мы, к примеру, драйер. От правили его в чугунолитейный цех. Там его в дел о пустили, а модель оказалась с браком. Значит, — от ливка на переплав. Труд литейщика из-за . нас пропал даром . Завод не выдаст несколько десятков радиато- Подростки в новеньких спецовках оживленно переглядываются. Зада ют вопросы... Вот у>йе который год, принимая со циалистические обязательства, бри гадир слесарей-модельщиков заво да «Свободный сокол» А. И. Евсюков включает в свой встречный план пункт, который поначалу удивляя многих его коллег. Пункт о воспита нии подростков-учеников. За свою трудовую биографию Александр Иванович разработал своеобразную методику рабочей педагогики. Зна комство с подростком он всегда на чинает с разговора по душам. С расспросов о семье, об учебе, о выборе профессии, о досуге. Затем — обязательное знакомство с цехом вообще; оборудованием и техноло гией производства. А затем Евсюков начинает обучать подопечных секре там своей специальности. Работа слесаря —■ сложная. Слеса ря-модельщика ' втрое, вчетверо сложней. Вот, к примеру, модель ра диатора М-'Е40. Или стержневые ящи ки для центробежных труболитей ных машин. Более десятка тонких, операций производит модельщик с каждой деталью. Зазор между ними измеряется долями миллиметра. Не случайно ведь труд модельщика на зывают ювелирным; И передать «тайны» этой профессии ученику, значит, как считает Евсюков, прежде всего, научить молодого рабочего ответственности за качество выпол ненного задания. Многие ученики Александра Ива новича стали отличниками цеха. Ви талий Кузнецов, например, ’награж-, ден Почетным знаком. «Ударник д е вятой пятилетки». Всегда раньше на меченного срока выполняют заказы Анатолий Литвинов, Алексей Полив- кин, Михаил Большаков. Не один де сяток молодых рабочих' прошли «школу модельщика Евсюкова». Не все, правда, остались в цехе. Влади мир Чубаров теперь — инженер. Вла димир Жуков — офицер Советской Армии. Но настоящее место в жизни нашел каждый. П. МЫСИН. - П ■■Г о рячев ?., володя ?..' Да с ним сладу ни какого нет! Невос питанный, дисциплины для не го не существует. Опоздать или раньше на час из цеха уй ти у него дело обычное. Слу шать ничего не хочет. Замеча ние сделаешь — так тебе же еще и нагрубит... Нет, это не цитата из протб- кола детской комнаты мили-, ции. И подросток Владимир Горячев — вовсе не отпетый хулиган. Он — рабочий завода • «Центролит». Ученик в модель ном цехе. А слова эти — из ха рактеристики, которую дал ему его же... наставник — П; Я. Се- востьянов. Не будем, однако, излишне придирчивы к сказанному. Раз воспитатель отзывается о сво ем подопечном столь нелестно — у него, наверное, есть ^для этого основания. По крайней м ере , должны ,быть. Да, говорить о Владимире в таком безнадежном тоне при чины у Петра Яковлевича дей ствительно были. Только вот со всем не те, которые можно бы ло бы предположить. Все ока залось гораздо банальнее. Се- востьянов просто-напросто и не думал заниматься воспита нием подростка. Кроме окри ков и г 6 ль 1 х назиданий, Влади мир ничего от него не слышал. А наставник даже и не пытал ся понять, отчего же Горячев так себя ведет. Для Севостья- нова за все долгие месяцы его «шефства» так и осталось тай ной за семью замками, что ,в семье подростка — очень сложная ситуация. Что маль чишка рос без отца. Что мать для него ннког.дв не была да и не могла быть авторитетом. Что Володя учился в вечерней школе, но в девятом классе бросил заниматься. Все момен ты трудной биографии ученика новали. С матерью Володи Сег востьянов поговорить не пы тался (хотя она рядом, в со седнем цехе работает). Ни у Володи дома, ни в ШРМ он, конечно, не был. Севостьянов,* оказывается, вполне искренне считал, что быть наставником, значит, только за тем следить, чтоб ученик «от и до»-в цехе был и не болтался без дела. О том же, что добиться этого без хотя бы минимального знания характера, образа жизни под ростка, невозможно — он и не задумывался. Но ставить это в вину толь ко Севостьянову было бы не справедливо. Дело в том, что в модельном цехе «Центролн- та» такое вот «воспитание» подростков «испокон веков» считалось явлением вполне нормальным. По официально му списку в цехе—девятнад цать молодых рабочих, за ко торыми закреплены' наставни ки. Но загляните в этот спи сок! В нем всего четыре гра<|>ы; фамилия, специаль ность, р а зряд подопечного и имя учителя. Никаких данных о возрасте, об образовании уче ника, о том, комсомолец он или нет. Не указаны домашний адрес, место работы его роди телей. Даже нет сведений о том, учится ли подросток! Не только Севостьянов — носятся к своим подопечным точно так же. Рабочие-шефы Б. Н. Загорский, А. Т. Ульянни* ничество в модельном цехе на самотек, привела к более серьезным последствиям. Вот факты, установленные прокуратурой, «Наставник» Е, Е. Наумов — опытный слесарь- модельщик участка металло- моделей явился на беседу с мов девал мне деньги, и я привозил ему красное вино по 1 рублю 02 копейки... Ничего вразумительного о своем -подопечном не смог сказать и рабочий М. Г. Ува- ученйках у на рудник Наумов 4здит, а в пе рерыв они вместе с Уваровы; пьют. Так бывает раз пять месяц. Раза два Уваров посы лзл и меня в гастроном. Я ез дил на автобусе, привозил п две бутылки красного вин; Посылал и в третий раз. Я от «МАСТЕРА» И «ПОДМАСТЕРЬЯ» ков, П. Ф. Вахрушев, А. А. Ка расева не знают даже возра ста учеников. Учебой подрост ков в школе рабочей молоде жи, их жилищно-бытовыми ус ловиями, положением в семье не интересуются. Но все это — еще полбеды. Такое положение дел ведь не трудно и исправить. Нашелся бы только настоящий органи затор наставничества. Ведь пе дагогике, умению быть воспи тателем рабочих шефов надо учить, а не просто ставить «га лочку» против их фамилии в графе «ученик». Беда — в дру гом. В том, что такая вот бес печность заводской админист рации, профсоюзных органов, комитета ВЛКСМ «Центролита», фактически пустивших настав- помощником прокурора горо да по делам несовершенно летних Р. Г. Гусевой ■в не трезвом состоянии. Ничего определенного о своем уче нике Вячеславе Селезневе ска зать не мог. Знал только, что подросток систематически прогуливает, нарушает трудо вую дисциплину. На вопрос: «Какие вы принимали меры?» — ответил с поразительной развязностью; — Я его гоняю за водкой на рудник и заставляю пить. Все это можно было бы принять за бред нетрезвого человека. Но вот слова его подопечного — Вячеслава Се лезнева: — Я действительно ездил во время работы в магаэ'ин. Нау- Кажется, Попов Сашка. С ка кого года? Не знаю.,-. Вроде, несовершеннолетний. Кажется, ходил в ве*чернюю школу. В какой класс — не помню. Как учился — ' не знаю, какая се«Хья—не знаю, есть ли у него отец — не знаю. А вообще-то, кажется, учеником у меня — Болдырев Иван. Сверились с уже уполляну- тым списком. «Подопечным» М. Г. Уварова действительно является Иван Болдырев, А Александр Попов 1958 года рождения — «ученик» Н. М. Уварова — сына М. Г. Уваро ва. Впрочем, Уваров - млад ший "'от своего папаши неделе-, ко ушел. Вот что сказал о нем подросток А. Попов: — На велосипеде за водкой казался. Он начал ругаться на меня матом. На эти факты, согласитесь, уже не закроешь глаза. За та кие «штучки» уже не адми нистративная — уголовная от ветственность полагается. Но самым странным во всей этой истории является то, что в це хе многие (в том числе и ад министрация, и цехком проф союза, и бюро ВЛКСМ) знали о систематических пьянках кфрумовв и Уваравь 1 Х В рабо чее время. Знали, что учени ков своих эти «мастера» д ер жат на побегушках... за ви ном. Всё знали. Но никаких мер никто не принимал. Нау мову, правда, выговор как-то объявили. Но что толку! Все на следующий, же день воз вратилось «на круги своя». Когда Уварова - старшего спросили, что он сам обо всем этом думает, горе - настав ник ответил: — Я Болдырева своему делу научу. Будет хорошо рабр- Что ж! Пожалуй, дай таким вот «наставникам» волю, не только Болдырев, все подрост ки в цехе через пяток-другой лет стали бы «асами», пьян ствующими на работе. Мнение‘«шефов от бутылки» мы узнали. А вот как оцени вают случившееся руководите ли цеха, комсомольской и других общественных органи заций, выяснить оказалось значительно трудней. Самые, так сказать, заинтересованные лица' — члены цехового сове та , наставников М. Г. Конкин (председатель), А. Я. Дрож - ' женов, В./1. Забаровский ниче го внятного'сказать не смогли. Забаровский же заявил, что совет просто не знает, чем за ниматься. Может быть, он вообще не нужен? Нет, нужен. В доказа тельство и члены совета, и ад- минис-трация (в лице замести теля начальника модельного- цеха Г. К. Фомина) привели массу доводов. Только вот по чему, прекрасно понимая зада чи наставничества, никто в це хе палец о палец не ударил для организации этого движе ния, объяснить ответствен ные товарищи не смогли. После того, как на завод пришло письмо из прокурату ры, спвщнр ' начали составлять планы всевозможных м еро приятий и в цеховом, и в за водском советах наставников. Комитет ВЛКСМ, «Центролита» тоже «решТкл принять мерь:». А пока — ходившие в «подмастерьях» подростки — Вячеслав Селезнев, Александр Попов и Иван Болдырев уже целый месяц «не у дел». В гастроном их, правда, преж ние «шефы» уже не «гоняют», но и новых, настоящих настав ников у ребят нет. В. КУРГАННИКОВ. ОТ РЕДАКЦИИ: Когда в ер стался этот номер, нам сооб щили, что в модельном цехе .завода «Центролит» состоялся товарищеский суд над «шефа ми от бутылки». Модельщик Е. Е. Наумов на один месяц переведен в разнорабочие. Н. М. Уаарову объявлен вы говор, М, Г. Уварову — обще ственное порицание. Итак, горе-воспитатели на казаны. Но, тем не менее, «за крывать» проблему организа ции рабочего шефства на «Центролите» рано. Ведь эти взыскания ~ еще не решение вопроса. Развитие наставничест ва требует, прежде всего, чет кой позитивной программы, повседневного внимания и ад министрации, и комитета ВЛКСМ к задачам воспитания молодых рабочих. ПЕРЕД ПЕРВЫМ звенком Женщина была удивлена и обрадована. Ее непослуш ного, «трудного» Володьку хвалили. класснь|й руко водитель специально для этого пришел к ним в дом. «Спасибо, большое спаси бо!» — сказала мать. Этот разговор стал началом доб рых отношений еще одной семьи с педагогами девя той школы. Индивидуальные контак ты с родителями. В девятой школе это—стиль всей рабо ты. Здесь давно отказались от печальной практики, ког да приходит отец на роди тельское со'брание, а на него при всех сыплются уп реки учителей/ за сына или дочь. Такое воздействие вряд ли дает нужный • эф фект. Людей это задевает, возникает напряженность между родителями и шко лой, что неизбежно отража- В девятой школе учителя беседуют с родителями о проступках их детей только наедине, тактично и вдум чиво. Тут же дают советы, рекомендации, вместе ищут наиболее верный педагоги ческий ход. Вообще здесь уделяется ■ большое- внимание , инди видуальной работе с роди- ,успешно действует роди тельский всеобуч. Заплани рованы лекции,- У каждого учителя саоя 'темв , которая основывается не только на теоретических .выкладках, МО и на анкетировании р е бят, личных наблюдениях за их поведением ., •Девчонки и мальчишки еще играют в куклы, ходят в детсад, а папы и мамы уже посещают школV, где -им объясняют, как ребят надо подготовить к заняти ям. Учителя заранее узна ют, кто к ним придет в первый класс, знакомятся с семьями своих будущих по допечных. И такая систематическая работа дает свои-положи тельные результаты. Умень шается в школе число «трудных». Родители стали активными помощниками учителя. АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ Но далеко не во всех школах Правобережного района дело обстоит столь же благополучно. Об этом шла речь на августовском совещании педагогов рай она. В частности, о пробле ме «трудных» подростков. Вот примеры. В двадцать седьмой некоторые учите ля планы воспитательной работы составляют наспех, не заводят на педагогиче ски запущенных детей ха рактеристики. В школе низ кая дисциплина. : В сорок первой школе 74 «трудных» подростка. Это немало. Причем, как выяс нилось, более половины ре бят не имеют обществен ных поручений, только 15 записаны в кружки, трид цать три за год не прочи тали ни одной книжки. Учи теля очень редко загляды вают в семьи таких школь ников. А, между тем, здесь ' имеются списки официаль ных шефов над «трудны ми». Только работают эти шефы на бумаге. Августовские совещания учителей — большой совет перед новым учебным го- 'ЙоМ. На них подводятся итбги. ставятся новые зада чи. Интересный материал для анализа содержался в выступлении заведующего Правобережным районе В. Н. Путилина. По сравнению с прошлы ми годами выросла успева емость — с 98,9 процента до 99,5. Сорок процентов ребят учатся на «хорошо» и «отлично». В школах рабочей моло дежи за четыре года полу чили среднее ' образование восемьсот сорок человек, восьмилетнее — триста во семьдесят. Жизнь выдвигает новые, требования к мастерству педагога. Чтобы улучшить качество обуче ния, в 1975—76 году Йу- дет проведена аттестация учителей. Повышению м’етодиче- ского мастерства способ ствует и курсовая перепод готовка при областном ин ституте усовершенствова ния учителей. В этом году ее прошли 120 человек. Эти цифры, безусловно, радуют. Но на августовском совещании поднимались и вопросы, которые не полу чают разрешения уже в течение ряда лет. К приме ру, работа на Пришкольных участках. Ребята изучают естество' знание, ботанику, не пере ступая порога класса и ла боратории. Участки в боль шинстве школ заброшены, Видимо, "педагоги забывают О том, что труд на земле, опытничество вос 1 титывает любовь к природе, помога-" ет пробудить V юных ис следовательский интерес, делают для них есте<^тво- знание увлекательнее и ближе. . Серьезное внимание в школьной' программе отво дится трудовому ' воспита нию. Лучшие учителя, та кие, как Л. В. Попов, М. Й. Флусов, 3. Ф. Сотникова, Т. П. Люликова, ведут тру довое обучение на б азе об щеобразовательных зна ний, помогают закрепить их и использовать на практике, приобщают детей к техни ческому творчеству. Но в отдельных школах до сих пор недооценивают роли этого предмета, не прояв ляют заботы об укреплении материальной базы мастер- Не случайно на районную выставку детского техниче ского творчества школам №№ 3 ,8 .2 4 ,2 7 , 28, 32 и 44 нечего было представить. ...Закончилось совеща ние. Но главное — впереди. Впереди — целый учебный год, год большой работы, творческих исканий педа- И. ТКАЧЕНКО. Штанга стала тяжелее... моподежиое первенство РСФСР в липец ком Дворце спорта «Динамо». Восемь об- звать липчанина В. Свечникова. В полутя- ластей — победители зональных чемпиона- жёлом весе он получил три медали: за были представлены в фийале. Забе- победу в рывке (130 кг], толчке (155 кг) и гая вперед, можно сказать определенно штанга потяжелела. И это свидетельствует о том, что класс молодых тяжелоатлетов .стал выше. Для сравнения можно напом нить, что две недели назад на международ ных соревнованиях «Кубок Балтики» побе дитель в полусреднем весе имел в сумме 282,5 кг. Победитель липецкого помоста в этой категории мастер спорта М. Первушин (Липецк) набрал в сумме двоеборья 280 сумму двоеборья — [285 кг). В среднем весе молодой кандидат в ма стера спорта В. Пятохин (Липецк) занял второе место. А победителем стал мастер спорта А. Мулев (Владимир). Его земляк Н. Лопатенков был сильнейшим среди бо гатырей наилегчайшего веса. В легком весе вне конкуренции оказался мастер спорта из спортклуба «Новолипецк» Но нужно еще учесть, что в липецком й- Матоков—250 кг. Динамовец Ю. Успов, Дворце спорта соревновались молодые проиграв победителю 7 кг, занял второе штангисты, а в Польше — взрослые. место. Упорная борьба развернулась в легчай- В командном зачете, с отрывом в 12 оч- шем весе. В рывке (37,5 кг) выиграл Е. По- ков, победили молодые штангисты Лнпец- ливанов (Иваново), в толчке (112,5 кг) А. Ко- «ой области. Вторыми были владимировцы, зодеров (Липецк), а победная сумма ^третьими — ярославцы. г ,- , ^ БЛОХИН. 192,5 «кг оказалась у Л. Павлова (Воронеж). Но истинным героем все-таки надо - У липчан - «серебро»... в этом году турнир самбистов спортивно го общества «Динамо», который проходил в Липецке, собрал двести богатырей из двадцати областей, краев и автономных республик РСФСР. Во Дворце «порта «Ди намо» на ковер вышли весьма именитые соперники: один чемпион мира, три чем пиона Европы, два чемпиона СССР и мно го сильных мастеров спорта России. В со ставе команды липецких борцов вместе е перспективной молодежью были и хорошо известные самбисты. Чемпион Европы Г. Бирюков (вес до 62 кг) остался верен себе и на этот раз. В первой схватке он встретился 'с молодым самбистом из Кирояа В. Боковым. Как ни старался дебютант выиграть поедипок, но все-таки на пятой минуте судьи остановили встречу ввиду явного преимущества лип чанина. Однако успешное выступление Г. Бирю кова и еще двух наших самбистов не поз волило в общекомандном зачете занять команде липчан высшую ступеньку пьеде стала почета. Куйбышевцы оказались на этот раз сильнее. Липчанам досталось «ее- В. БУХАЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz