Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

ГЧ ОЙНА застала Изана Пд,Вишнякова в летной школе. Он и Алексей Маресьев были там инструкто­ рами. Все курсанты неудержи­ мо рвались на фронт. Каждый месяц писали новые рапорты. А при подходящем случае уст­ но обрв 1 цались с той же прось­ бой к командованию, И вот пришел этот долго­ жданный день. 8 начале июля 1941 года начальник школы полковник Кутасин отдал приказ о формиро­ вании боевой эскадрилий. В нее вошел и командир звена Иван Вишняков. Авиационный полк манора Баранове полу­ чил первое боевое задание —• бомбить колонну немецких войск в районе Бобринец. Фа- шиствм досталось крепко. Вскоре был получен^ приказ послать шесть самолетов на бомбежку острова Хортица. Летчики отлично спрааились с боевой задачей. Однако в мо­ тор самолета Вишнякова по­ пал шальной снаряд, и он кое-как дотянул до болота. Кругом враги, липкая грязь. Долго полз. Добрался к своим благополучно, правда, только а одном сапоге. После этого случая Ваню а шутку прозвали «безлошадником». ПотОм младшего лейтенанта Вишнякова перевели ,в другое летное соединение, Вдесь он начал упорно и настойчиво ос­ ваивать ночные полеты. В июне 1942 года звено Виш­ някова вылетело на бомбежку Гремячего, который находил­ ся километрах в двадцати юго-западнее Воронежа. Про­ летели Липецк, Елец, Задонск, Семилуки... А вот и Дон-ба- тгошка. РЯДО.М Гремячий. По­ казалось много немецких ист­ ребителей и тяжелогруженых «юнкерсов». Вишняков, Алек- сэндрнэк, Соболев и Неста- тяжелых упорных боев было покончено с Курляндской груп­ пировкой. Германия -подписа­ ла акт о безоговорочной ка­ питуляции. И вот 6 июля 1945 года двухмоторный самолет А1Н-2 взял курс на Москву. Вишняков получил отпуск на шесть суток. Он успел побы­ Бывая в Данковв; я часто слышал рассказы моих земля­ ков о «небесном» послании Вишнякова. Женщины мне го­ ворили: — Во время войны, бывало, заурчит немецкий самолет, дети начинают плакать. А мы им говорили: не бойтесь. завтра — ДЕНЬ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР в огненном небе ре««о решили дерзко напасть на КЗ-В7. Пять «юнкерсов» рухнули на землю. Затем вишняковцы атаковали четыре амессершмитта». Те «в при.«я- ли бой и ретировались. в полку торжествовали. Еще бы1 Четверо одержали бле­ стящую победу над двадцатью са,иолетами противника. По­ том был смелый и отчаянный налет из района Мцавска на аэродром Орел, где скопилось 70—80 вражеских самолетов. Там была горячая схватка, Бь:- ло уничтожено десять стервят­ ников, которые так и не успели вашететь, повреждено семь и пять нащли себе смерть в воздушной схватке. 8 октябре 1944 года бьша освобождена Рига. 315-я ист­ ребительная дивизия, где слу­ жил Вишняков, стала имено­ ваться Рижской. Вскоре после вать и на родине, е Тербуиски* Выселка» Данковского района Липецкой облаети. Здесь про­ шли его дэтстео и отрочесто. Невольно вспомиились Вивд- някоау его первые полеты. В начале войны он несколько раз пролетал над Дзнкоеом. Как- то, идя курсом на Тербунские Выселки, получил разрешение командования поприветство­ вать своих земляков. Он напи­ сал письмо и сбросил его над отчим кровом, 6 письме гово­ рилось; «До(рогие колхозни- ки{ Враг потерпел большое поражение, но он еще не раэррамлен окончательно, не добит. Успех будущих сраже­ ний зависит от нас с вами. Ваш труд воодушевляет вои­ нов на героизм и отвагу. С вашей помощью мы непремен­ но выиграем битву. Ваш зем­ ляк Иван Вишняков». Вот дядя Ваня задаст фаши­ стам жару.., Вишняков показывает мне одну дорогую реликвию, ко­ торую его родные берегли, как святыню. Это письмо командо­ вания полка. «Дорогие Алексей Ефимович и Ефимия Васильевна! Мы по­ лучили ваша письмо от 13 июля 1943 года. Оно бьало прочитано всему личному со- став!у и опубликовано, в нашей армейской газэте а тот мо­ мент, когда ваш сын Иван Алексеевич вместе со своими друзьями возвратился с боево­ го задания. В этот день он лично сбил 2 самолета против­ ника, а его подчиненные — на­ сколько немецких стерв яткм- 8аше письмо еще больше мобилизовало весь наш бое­ вой коллектив на' решающие ТАМ, ЗА ОБЛАКАМИ бои с В 1 рагом. Заверяем вас, дорогие Алексей Ефимович и Ефимия Васильевна, что отда­ дим все свои знания и умение для того, чтобы быстрее очи­ стить нашу землю от гитлероа- еиой нечисти, с честью выпол­ нить задачи, поставленные на­ шим правительством и пар- Жеяаем вам здоровья и ус­ пехов в труде на благо побе­ ды нашей Радины. Примите привет от всего боевого кол­ лектива. Командир части, под- полков;Н 1 И 1 к Орляхин». Да, поистине Иван Алек­ сеевич Вишняков удивитель­ ный человек. Патриот. Ком­ мунист. Генерал с комсо­ мольским сердцем. Его заме­ чательный портрет рзботь^ на­ шего земляка заслуженного художника РСФСР Андрея Ивановича Плотнова -выстав­ лен в картинной галерее Но- волипецкога металлургическо­ го з.!йода. За годы Великой Отечест­ венной войны вместе со сво­ ими друзьями - летчиками Вишняков совершил 21,40 вы­ летов, лично сам провел 100 воздушных боев и сбил 23 вра­ жеских самолета. Звездным мгновением своей жизни он считает тот час, когда узнал об Указа Президи­ ума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Г. БАБКИН, ветеран Великой Отечестзеяной войны, член Союза журналистов СССР. ДгВЕ ВСТРЕЧИ ВШПЕЦКОМ АЭРОПОРТУ т в о ив ВЗЛЕТ На снимка.х — само- родском Доме леты, парашюты, трена- ров. жеры. И бьшо как-то не- В шестнадцать лет,,, привычно слышать, как Да, человек Таня нетер- эти сугубо «мужские» пеливый. Иной раз это фотографии комменти- нетерпение, это неудер- рует девушка. Таня—человек скро.м- ный. Долго не соглаша­ лась рассказать о себе. жимое стремление тать подводило ее. Так, однажды подошла к тренажеру без инструк- рость: объяснить, чиые публикация в газете ней вселит уверенность Рейят, в девушек, мечтающих стать пилотами. Это подействовало. Только потом., посла нашей беседы с Таней Алеши­ ной, я поняла, почему мы... о« самоволие при­ шлось расплачиваться. _ летали, п.оыга- Но для нее существует ли с парашютом без только эта... ' нее. Без нее однокашни- и вот Татьяна Алеши- ки из школы пришли с на ~ пилот. Летает на руководителем в аэро- пассажирских самоле- клуб. Таня в это время тех Липецкого аэропор- лежала в пастели и зли- та она так сочувственно ...... >7'. ---- лась. На сеоя. В наказа^ Всякое было в ее ние за непослушание в работе. Таня хорошо «лубе устроили ей са- „омнит тот вечер, когда профес- мую строгую проварку, спецрейсом увозила с Сильных Вьедержэла. Грязинского аэродрома Самостоят е л ь к а я мальчика с сильными жизнь. Для многих дру- ожогами. С того самого зей, товарищей она аэродрома, где первый начиналась поступлени- раз в шестнадцать лет служила всей своей ®институт, техникум, села за штурвал самоле- жизнью, всей своей ра- казалось, об этом та. не думала. Но это толь- Таня вспоминает ин- ко казалось. Дорога ту- тересные случаи, рас- да, где она ^хотела сказьшаат о любимых отнеслась к чужой меч- сия сильных, духож — Так Это не громкие слова. Право на них она за­ говорит. ботой. Когда Таня была маленькой, мама груст­ но шутила: если к Але- шиным вызывают врача, бьша сложнее и маршрутах. Мечта ста- адреса ке спраши- гораздо боль- ла обычным, будничиььм ших испьпвний. Нужно делсим, но на ■ утратила было заслужить право для девушки ни грана на взлет. Право на то, романтики. Она ни разу этом чтобы самолеты стали не пожалела о своем. Та- делом всей жизни, а не выборе. Ей нравится спортом. ранним утром, когда Сколько раз ее угоза- еще город не проснулся, )Т бежать на самый первый в автобус, следующий до Министерстве граждан- аэропорта. Ей нравится знал, чего стоили Тане ской авиации, ЦК перемолвиться слозеч- ее спортивные успехи. ДОСААФ, куда она при- ком с людьми, которые Как упорно и настойчиво езжала после того, как в тоже едут к самолету шла она к цели, к мечте летном училище отка- и, конечно, не подозре- зались принять ее до- вают, что эта скромная кументы. Не женское тихая девушка — лет- ей. чик. Пилот, чьими пзс- от- сажирами они станут не­ личных профессий. Она рез несколько минут. ваэт... Да, болела тогда Таня часто. Но когда об много позже узнал НИН учитель физкульту ры, он не поверил и на­ чал перечислять виды ривали отказаться спорта, какими занима- своей мечты! Даже лась девочка. Он Л м т т т и м т Ок(И возвращались из по- лето13 в разное время. Устало садились, молчали. Трудно представить их несколько минут назад улы­ бающимися, бодро прово­ жающими пассажиров. Красивые, в синих, тща­ тельно выглаженных фор­ мах с «ипельно белы.ми воротничками, они были так элегантны, так уверены в себе, доброжелательны. Не удивительно, что им многие пассаж 1 ^роз завидуют, и не случайно в редакцию приходят пись­ ма с просьбой рассказать о профессии этих девушек. 'Людмила Максимова — инструктор бортпроводниц Липецкого аэропорта, вни­ мательно читает исписан­ ные листочки и говорит: — Двести шестнадцать бовзкия. Я ужа не говорю прыжков с парашютом, о сервисе стола,, о приеме Ведь я с девятого класса пассажиров на борт... занималась в азроклубе, — Значит, при поступле­ нии к вам обязательно нуж­ но уже иметь какое-то от­ ношение к авиации? — Нет, но предпочтение, конечно, отдается тем, кто с авиацией уже более или менее знаком. Главное в нашей работе—сделать для полет прият­ ным и СПОКОЙКЬ!М. А это, если хотите, целая наука. 'Вот перелистайте наши инструкции. Всего их двад­ цать восемь. Сотни пунк- Т 0 |В, которые требуют стро­ жайшего исполнения. Тех­ нология предполетной под­ готовки. Думаете, так прб- — А я ведь тоже когда- сто? На нее дается час. А —■ Сегодня мне приш­ лось наблюдать, как одна из ваших девушек несла бикс с медикаментами... -Л ' с ' Л то писала в газету. И тому же поводу. Но в дел за этот час надо ус­ петь сделать множество. И в-ремя узнать о путях - до- на каждое отведены -счи- рогах к профессии борт- тэнные минуты. Иначе — Да, медицинскую проводницы в. Липецке бы- нельзя: работа в авиации мощь тоже приходится ока­ ло гораздо сложнее. В называть. Совсем недавно Гале Угловой пришлось как нигде строго система- шем аэропорту были са,мо- тизироззна. ___ _____ ^ ______ _ леты марки АН-2. Только А общение с пассажира- течение всего полета''п:ро- два года назад построили ми? Бортпроводниц обычно стоять около женщины, по- бетонные полосы и- начали представляют лучезарно чувствовавшей себя плохо, 'осзаивать ЯК-40. Вот тогда улыбающимися. Это есте- Бо>тпр080Дница до конца' и понадобились люди моей ственко. Мы, хотим, чтобы была рядом, давала киело- профессии. . наша улыбка родила ответ- род. Была 'промежуто-чная —. Но стаж вашей рабо- нуго, сообщила людям доб- остановка, можно бы и вы- ты на лайнере насчитывает более трех лат... — Это варво. чем приехать в больше года работала Воронежско..м аэропорту. рое настроение. Но ставьте: у человека _ __ ^ Прежде приятности, о« озабочен, щина прилетела в свой ' го- Липецк, летит по какому-то серьез- род вовремя, ному делу, а вы ему эдак беззаботко улыбаетесь. пред- садить заболевшую, но Га­ ля сделала все, чтобы жен- Сейчася с удовольствием своей о небе, И доби­ лась своего. В шестнад- -цать лет она летала пер- это дело, говорили вый раз. Это произошло Разве мало других в период занятий в клу- ! бе космонавтов при го- соглашалась: — Значит, путь-дорогу Ведь это может его нарви- бы вам книгу вы все-тави нашли? . ---- --- -----розать. Вот почему от нас Аобрыми пожеланиями — Как видите. Правда, требуют быть предельно благодарностями паесажи- прэжде, чем перпый раз внимательными при встреча нашим девушкам — пригласить пассажи- с пассажирами на трапе. самой роз в самолет, поработать кладовщицей Вглядываясь а лица, мы в том же аэропорту. Это стараемся угадать наспрое- тоже не прошло без поль- ние тех, кто отправляется зы. Освоилась с людьми, а дорогу. Иногда чутье под­ аэропортом. А потом повезло; при первом Оле Бабаниной, Гале Уг- наборе бортпроводниц прошла по конкурсу. “ Что вам помогло пришлось Внимательными и чуткими, аовой , Ира Арлановой, Те­ не Уткиной, да не имею права брать документа­ цию Е борта самолета, Ч.® интерес- мне сказывает: у человека —т гордимся своей же беда. Ему нужна не улыб- Работой. Мы любим небо. кэ, а доброе слово, сочув- К беседе в самолете предъявляются особые тре- Бесеяу вела Е. МИТИНА. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пя,, 44, ред. газеты «Лепанен». Телефоны; реда; 1 Тора — 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстраций —2-28^59, идеологического отдела — 2-34-13, отделов; комсомольской жизни и фо.олаОораторнн — 2-30-43, учашснся молодежи — 2-38-50, писем и спорта —• 2-34-46. ' Типография издательства «Ленинское з::акя». Лапеак, Коммунальная площадь, 44. Зак. Ж 5550

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz