Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
ГЧ ОЙНА застала Изана Пд,Вишнякова в летной школе. Он и Алексей Маресьев были там инструкто рами. Все курсанты неудержи мо рвались на фронт. Каждый месяц писали новые рапорты. А при подходящем случае уст но обрв 1 цались с той же прось бой к командованию, И вот пришел этот долго жданный день. 8 начале июля 1941 года начальник школы полковник Кутасин отдал приказ о формиро вании боевой эскадрилий. В нее вошел и командир звена Иван Вишняков. Авиационный полк манора Баранове полу чил первое боевое задание —• бомбить колонну немецких войск в районе Бобринец. Фа- шиствм досталось крепко. Вскоре был получен^ приказ послать шесть самолетов на бомбежку острова Хортица. Летчики отлично спрааились с боевой задачей. Однако в мо тор самолета Вишнякова по пал шальной снаряд, и он кое-как дотянул до болота. Кругом враги, липкая грязь. Долго полз. Добрался к своим благополучно, правда, только а одном сапоге. После этого случая Ваню а шутку прозвали «безлошадником». ПотОм младшего лейтенанта Вишнякова перевели ,в другое летное соединение, Вдесь он начал упорно и настойчиво ос ваивать ночные полеты. В июне 1942 года звено Виш някова вылетело на бомбежку Гремячего, который находил ся километрах в двадцати юго-западнее Воронежа. Про летели Липецк, Елец, Задонск, Семилуки... А вот и Дон-ба- тгошка. РЯДО.М Гремячий. По казалось много немецких ист ребителей и тяжелогруженых «юнкерсов». Вишняков, Алек- сэндрнэк, Соболев и Неста- тяжелых упорных боев было покончено с Курляндской груп пировкой. Германия -подписа ла акт о безоговорочной ка питуляции. И вот 6 июля 1945 года двухмоторный самолет А1Н-2 взял курс на Москву. Вишняков получил отпуск на шесть суток. Он успел побы Бывая в Данковв; я часто слышал рассказы моих земля ков о «небесном» послании Вишнякова. Женщины мне го ворили: — Во время войны, бывало, заурчит немецкий самолет, дети начинают плакать. А мы им говорили: не бойтесь. завтра — ДЕНЬ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР в огненном небе ре««о решили дерзко напасть на КЗ-В7. Пять «юнкерсов» рухнули на землю. Затем вишняковцы атаковали четыре амессершмитта». Те «в при.«я- ли бой и ретировались. в полку торжествовали. Еще бы1 Четверо одержали бле стящую победу над двадцатью са,иолетами противника. По том был смелый и отчаянный налет из района Мцавска на аэродром Орел, где скопилось 70—80 вражеских самолетов. Там была горячая схватка, Бь:- ло уничтожено десять стервят ников, которые так и не успели вашететь, повреждено семь и пять нащли себе смерть в воздушной схватке. 8 октябре 1944 года бьша освобождена Рига. 315-я ист ребительная дивизия, где слу жил Вишняков, стала имено ваться Рижской. Вскоре после вать и на родине, е Тербуиски* Выселка» Данковского района Липецкой облаети. Здесь про шли его дэтстео и отрочесто. Невольно вспомиились Вивд- някоау его первые полеты. В начале войны он несколько раз пролетал над Дзнкоеом. Как- то, идя курсом на Тербунские Выселки, получил разрешение командования поприветство вать своих земляков. Он напи сал письмо и сбросил его над отчим кровом, 6 письме гово рилось; «До(рогие колхозни- ки{ Враг потерпел большое поражение, но он еще не раэррамлен окончательно, не добит. Успех будущих сраже ний зависит от нас с вами. Ваш труд воодушевляет вои нов на героизм и отвагу. С вашей помощью мы непремен но выиграем битву. Ваш зем ляк Иван Вишняков». Вот дядя Ваня задаст фаши стам жару.., Вишняков показывает мне одну дорогую реликвию, ко торую его родные берегли, как святыню. Это письмо командо вания полка. «Дорогие Алексей Ефимович и Ефимия Васильевна! Мы по лучили ваша письмо от 13 июля 1943 года. Оно бьало прочитано всему личному со- став!у и опубликовано, в нашей армейской газэте а тот мо мент, когда ваш сын Иван Алексеевич вместе со своими друзьями возвратился с боево го задания. В этот день он лично сбил 2 самолета против ника, а его подчиненные — на сколько немецких стерв яткм- 8аше письмо еще больше мобилизовало весь наш бое вой коллектив на' решающие ТАМ, ЗА ОБЛАКАМИ бои с В 1 рагом. Заверяем вас, дорогие Алексей Ефимович и Ефимия Васильевна, что отда дим все свои знания и умение для того, чтобы быстрее очи стить нашу землю от гитлероа- еиой нечисти, с честью выпол нить задачи, поставленные на шим правительством и пар- Жеяаем вам здоровья и ус пехов в труде на благо побе ды нашей Радины. Примите привет от всего боевого кол лектива. Командир части, под- полков;Н 1 И 1 к Орляхин». Да, поистине Иван Алек сеевич Вишняков удивитель ный человек. Патриот. Ком мунист. Генерал с комсо мольским сердцем. Его заме чательный портрет рзботь^ на шего земляка заслуженного художника РСФСР Андрея Ивановича Плотнова -выстав лен в картинной галерее Но- волипецкога металлургическо го з.!йода. За годы Великой Отечест венной войны вместе со сво ими друзьями - летчиками Вишняков совершил 21,40 вы летов, лично сам провел 100 воздушных боев и сбил 23 вра жеских самолета. Звездным мгновением своей жизни он считает тот час, когда узнал об Указа Президи ума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Г. БАБКИН, ветеран Великой Отечестзеяной войны, член Союза журналистов СССР. ДгВЕ ВСТРЕЧИ ВШПЕЦКОМ АЭРОПОРТУ т в о ив ВЗЛЕТ На снимка.х — само- родском Доме леты, парашюты, трена- ров. жеры. И бьшо как-то не- В шестнадцать лет,,, привычно слышать, как Да, человек Таня нетер- эти сугубо «мужские» пеливый. Иной раз это фотографии комменти- нетерпение, это неудер- рует девушка. Таня—человек скро.м- ный. Долго не соглаша лась рассказать о себе. жимое стремление тать подводило ее. Так, однажды подошла к тренажеру без инструк- рость: объяснить, чиые публикация в газете ней вселит уверенность Рейят, в девушек, мечтающих стать пилотами. Это подействовало. Только потом., посла нашей беседы с Таней Алеши ной, я поняла, почему мы... о« самоволие при шлось расплачиваться. _ летали, п.оыга- Но для нее существует ли с парашютом без только эта... ' нее. Без нее однокашни- и вот Татьяна Алеши- ки из школы пришли с на ~ пилот. Летает на руководителем в аэро- пассажирских самоле- клуб. Таня в это время тех Липецкого аэропор- лежала в пастели и зли- та она так сочувственно ...... >7'. ---- лась. На сеоя. В наказа^ Всякое было в ее ние за непослушание в работе. Таня хорошо «лубе устроили ей са- „омнит тот вечер, когда профес- мую строгую проварку, спецрейсом увозила с Сильных Вьедержэла. Грязинского аэродрома Самостоят е л ь к а я мальчика с сильными жизнь. Для многих дру- ожогами. С того самого зей, товарищей она аэродрома, где первый начиналась поступлени- раз в шестнадцать лет служила всей своей ®институт, техникум, села за штурвал самоле- жизнью, всей своей ра- казалось, об этом та. не думала. Но это толь- Таня вспоминает ин- ко казалось. Дорога ту- тересные случаи, рас- да, где она ^хотела сказьшаат о любимых отнеслась к чужой меч- сия сильных, духож — Так Это не громкие слова. Право на них она за говорит. ботой. Когда Таня была маленькой, мама груст но шутила: если к Але- шиным вызывают врача, бьша сложнее и маршрутах. Мечта ста- адреса ке спраши- гораздо боль- ла обычным, будничиььм ших испьпвний. Нужно делсим, но на ■ утратила было заслужить право для девушки ни грана на взлет. Право на то, романтики. Она ни разу этом чтобы самолеты стали не пожалела о своем. Та- делом всей жизни, а не выборе. Ей нравится спортом. ранним утром, когда Сколько раз ее угоза- еще город не проснулся, )Т бежать на самый первый в автобус, следующий до Министерстве граждан- аэропорта. Ей нравится знал, чего стоили Тане ской авиации, ЦК перемолвиться слозеч- ее спортивные успехи. ДОСААФ, куда она при- ком с людьми, которые Как упорно и настойчиво езжала после того, как в тоже едут к самолету шла она к цели, к мечте летном училище отка- и, конечно, не подозре- зались принять ее до- вают, что эта скромная кументы. Не женское тихая девушка — лет- ей. чик. Пилот, чьими пзс- от- сажирами они станут не личных профессий. Она рез несколько минут. ваэт... Да, болела тогда Таня часто. Но когда об много позже узнал НИН учитель физкульту ры, он не поверил и на чал перечислять виды ривали отказаться спорта, какими занима- своей мечты! Даже лась девочка. Он Л м т т т и м т Ок(И возвращались из по- лето13 в разное время. Устало садились, молчали. Трудно представить их несколько минут назад улы бающимися, бодро прово жающими пассажиров. Красивые, в синих, тща тельно выглаженных фор мах с «ипельно белы.ми воротничками, они были так элегантны, так уверены в себе, доброжелательны. Не удивительно, что им многие пассаж 1 ^роз завидуют, и не случайно в редакцию приходят пись ма с просьбой рассказать о профессии этих девушек. 'Людмила Максимова — инструктор бортпроводниц Липецкого аэропорта, вни мательно читает исписан ные листочки и говорит: — Двести шестнадцать бовзкия. Я ужа не говорю прыжков с парашютом, о сервисе стола,, о приеме Ведь я с девятого класса пассажиров на борт... занималась в азроклубе, — Значит, при поступле нии к вам обязательно нуж но уже иметь какое-то от ношение к авиации? — Нет, но предпочтение, конечно, отдается тем, кто с авиацией уже более или менее знаком. Главное в нашей работе—сделать для полет прият ным и СПОКОЙКЬ!М. А это, если хотите, целая наука. 'Вот перелистайте наши инструкции. Всего их двад цать восемь. Сотни пунк- Т 0 |В, которые требуют стро жайшего исполнения. Тех нология предполетной под готовки. Думаете, так прб- — А я ведь тоже когда- сто? На нее дается час. А —■ Сегодня мне приш лось наблюдать, как одна из ваших девушек несла бикс с медикаментами... -Л ' с ' Л то писала в газету. И тому же поводу. Но в дел за этот час надо ус петь сделать множество. И в-ремя узнать о путях - до- на каждое отведены -счи- рогах к профессии борт- тэнные минуты. Иначе — Да, медицинскую проводницы в. Липецке бы- нельзя: работа в авиации мощь тоже приходится ока ло гораздо сложнее. В называть. Совсем недавно Гале Угловой пришлось как нигде строго система- шем аэропорту были са,мо- тизироззна. ___ _____ ^ ______ _ леты марки АН-2. Только А общение с пассажира- течение всего полета''п:ро- два года назад построили ми? Бортпроводниц обычно стоять около женщины, по- бетонные полосы и- начали представляют лучезарно чувствовавшей себя плохо, 'осзаивать ЯК-40. Вот тогда улыбающимися. Это есте- Бо>тпр080Дница до конца' и понадобились люди моей ственко. Мы, хотим, чтобы была рядом, давала киело- профессии. . наша улыбка родила ответ- род. Была 'промежуто-чная —. Но стаж вашей рабо- нуго, сообщила людям доб- остановка, можно бы и вы- ты на лайнере насчитывает более трех лат... — Это варво. чем приехать в больше года работала Воронежско..м аэропорту. рое настроение. Но ставьте: у человека _ __ ^ Прежде приятности, о« озабочен, щина прилетела в свой ' го- Липецк, летит по какому-то серьез- род вовремя, ному делу, а вы ему эдак беззаботко улыбаетесь. пред- садить заболевшую, но Га ля сделала все, чтобы жен- Сейчася с удовольствием своей о небе, И доби лась своего. В шестнад- -цать лет она летала пер- это дело, говорили вый раз. Это произошло Разве мало других в период занятий в клу- ! бе космонавтов при го- соглашалась: — Значит, путь-дорогу Ведь это может его нарви- бы вам книгу вы все-тави нашли? . ---- --- -----розать. Вот почему от нас Аобрыми пожеланиями — Как видите. Правда, требуют быть предельно благодарностями паесажи- прэжде, чем перпый раз внимательными при встреча нашим девушкам — пригласить пассажи- с пассажирами на трапе. самой роз в самолет, поработать кладовщицей Вглядываясь а лица, мы в том же аэропорту. Это стараемся угадать наспрое- тоже не прошло без поль- ние тех, кто отправляется зы. Освоилась с людьми, а дорогу. Иногда чутье под аэропортом. А потом повезло; при первом Оле Бабаниной, Гале Уг- наборе бортпроводниц прошла по конкурсу. “ Что вам помогло пришлось Внимательными и чуткими, аовой , Ира Арлановой, Те не Уткиной, да не имею права брать документа цию Е борта самолета, Ч.® интерес- мне сказывает: у человека —т гордимся своей же беда. Ему нужна не улыб- Работой. Мы любим небо. кэ, а доброе слово, сочув- К беседе в самолете предъявляются особые тре- Бесеяу вела Е. МИТИНА. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пя,, 44, ред. газеты «Лепанен». Телефоны; реда; 1 Тора — 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстраций —2-28^59, идеологического отдела — 2-34-13, отделов; комсомольской жизни и фо.олаОораторнн — 2-30-43, учашснся молодежи — 2-38-50, писем и спорта —• 2-34-46. ' Типография издательства «Ленинское з::акя». Лапеак, Коммунальная площадь, 44. Зак. Ж 5550
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz