Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
У ИСТОРИИ нет специаль ны» <шоаереиных» для обобщенного выраже ния ее героического и траги ческого опыта. Но у народа’ есть художники, способные «остановить мгновение», за печатлеть удивительные по красоте, силе и нравственной стойкости характеры, ' ’нарисо- вать неповторимые картины могучего подъема народного духа а годину лихих исль 1 та- С. Бондарчук — один из них. В новом его фильме мы виДим лик войны — мир чудовищных перегрузок души, сверхъесте ственной усталости, беспре дельной ненависти и — неиз менной, неистребимой веры в победу. Если вспомнить ис торию, то для каждого станет ясным, чем был для нас июль 1942 года, так точно обозна ченный в картине. Танковые армии гитлеровцев прорвали фронт на юге нашей страны и по донским степям шли к Ста линграду. В те тяжелые, тра-' гические дни испытывалась наша крепость, наше единство, наша вера. Широко известны слова, которые сказал Шолохов на встрече с создателями фильма перед съемками: «Мы победили, и потому имеем право говорить о месяцах от ступления с той горечью, ко торую испытываем, вспоми ная о тех временах. Я — за то, чтобы в фильме все было прав диво до боли». ...Сизо-голубоватая степная травка — чабрец по белым камням, меловые горы, песок на зубах, мучнисто - белые вьноревшие гимнастерки; ис худавшие лица, полковое зна мя в порванном чехле, как символ непобежденной От чизны на фоне голубого неба. Остатки 38-го стрелкового пол ка отступают. Они отступают уже много дней и недель. Так длительно и ошеломляюще бы ло это отступление, так обо стренно горька была растерян ность, так угнетенно восприни мали солдаты поражения, что мы не удивляемся замкнутости и молчаливой сосредоточен ности Стрельцова (В. Тихонов), пытающегося осознать слу чившееся и определить разме ры катастрофы... Он так и скажет: «Мы себе представить не можем размеров катаст рофы». Звягинцев, Лопахин, Копытовский, Некрасов... Вот он, русский солдат, второе знойное лето бредущий по до рогам своей земли, столь же измученной и израненной, как и он сам. Но замечательно то, что никогда вы не увидите в его напряженном, что-то пы тающемся уяснить взоре, стра ха. Ни на минуту его не поки дала надежда, что все изме нится, придет подкрепление и врага погонят, — в этих закоп ченных лицах, в жестко при щуренных глазах жила та «теп лота патриотизма» — вера и надежда, о которых говорил еще Лев Толстой. Молчанием ожесточенья. Как порохом пропитан скажет об этом самочувствии фронтовой поэт Алексей Недо- гонов. Это самочувствие и у бойца Лопахина (В. Шукшин): «Плюнь на меня — слюна за шипит». И ты остаешься с ними на меловой высотке, чувствуешь кровавые мозоли на руках от саперной лопатки, вгрызаю щейся в каменистую землю, и словно с тебя тоже сходит сто потов от зноя и пыли, ты гото вишь окопчик, в котором при мешь страшный бой. Благода ря режиссерскому и опера торскому мастерству Бондар чука и кЬсова в твою плоть и сознание входят тот трагиче- ский и безумный июль, и мело вые скалы у Дона, и хруст осыпающихся на дно окопа ка мешков, и воспаленное, лило вое, какое-то нереальное све тило, палящее головы измучен ных солдат, не теряющих при сутствия духа и находящих в себе силы шутить, смеяться, радова1ться колоску, оставше муся на пепелище, улыбаться и шутить среди грохота «тигров» и «пантер», смрадно чадящих перегоревшей соляркой и иду щих в психическую лобовую атаку... И какой же стойко стью надо было обладать рус скому солдату, чтобы не вы скочить из раскаленного окоп чика под натиском надвигаю щихся чудовищ к спасительно- прохладному Дону! К Дону? За Доном для них земли не Герой эпопеи «Они сража лись за Родину» —■народ. Это люди вовсе не военные, их на битву позвала не повестка во енкомата, а собственное серд це. Это те, кто делал револю цию, и те, кто родился сразу после Октябрьской, первое. мок всех нервов в бою, в литой комок ненависти к врагу, ко торая определяет существо его характера, —- прямое вы ражение испепеляющей силы ненависти, свирепого непо. корства. Роль Лопахина — бесспор но, лучшая работа Василия Шукшина в кино и в этом фильме. Порой перестаешь ощущать грань между актер ским воплощением и жизнью. Укор старой казачки, ее през рение к ним, отступающим, вы зывает такую бездну страда ния в его герое, что вы чувст вуете боль за человека, ко торый принял на себя ответст венность за судьбу Родины и лавину ответного смертельного удара, и он, Стрельцов, не может быть с ними в этот мо мент. И Бондарчук, и Тихонов с талантом, равным прозрению, передали нам зримое вопло щение нарастания наивысшего нравственного подъема, когда полумертвый, залитый кровью, оглушенный Стрельцов кричит нечеловеческим голосом, от. боли отчаяния, что не может выбраться из окопчика и по бежать за товарищами. Отго няя нечеловеческим усилием помутнение разума, он стре ляет из автомата по расплыва ющимся зеленым мундирам, и только потом, когда воцаряет ся тишина, бессильно сползает :'Й' «Страны родной минувшая судьба...» З А М Е Т К И О Ф И Л Ь М Е « О Н И С Р А Ж А Л И С Ь З А Р О Д И Н У » золотое поколение, защитив шее грудью самое дорогое— социалистическую Отчизну. «Такое поколенье поредело! Так выщерблено! Так истонче но!» — воскликнет о солдатах 20—^24 года рождения В. Сема- кин в одной из своих книг. Но оно редело и уходило из жизни в штыковых боях, сра жениях с танками на Дону и Курской дуге вовсе не без молвной, аскетически одно родной и безымянной массой. Достоинство Шолохова и Бон дарчука в том, что они показы вают нам военную биографию этого поколения. Горечь каждодневных потерь, танко вые атаки, товарищество и доверие друг к другу, каша из одного котелка, терпкий запах чабреца и раскаленных кам ней, — это было новым жиз ненным опытом Тех, кому в 42-м—было по 18—20 лет. Бро- небойщик'Санька Копытовский (Г. Бурков) — один из них. Де ревенский парень, робкий, не уклюжий, нашел в себе силы противостоять врагу, проник ся к нему святой ненавистью, научился воевать. В боях он учился жизни и узнаванию лю дей, учился преодолевать естественное чувство самосо хранения рядом с такими прекрасными людьми, как Лопахин. На наших глазах совершается урок мужества и человечности, мы полюбили Саньку за его готовность по жертвовать собой ради това рища, терпение, волю к побе де. А Лопахин? Когда Санька в шутку бросит своему первому номеру после страшной танко вой атаки: «А сам-то поблед нел», тот, жестко ■прищурив шись, ответит: «А я завсегда бледнею». И вы вспомните эту возбужденность Лопахина - Шукшина, собранность в ко не может пережить поражения. За его ерничеством, солеными шрточками — саднящие думы, за внешней грубостью — за стенчивая мужская теплота. Достоинство Шолохова и Бондарчука и в том, что они показывают нам, что среди их героев нет ни главных, ни второстепенных, ни начальства, ни подчиненных — это совет ские люди, спаянные самоот верженной верой и мужеством, и от осознания ими своего правого дела сложилась Побе да. Я не могу сказать в двух словах 66 игре Вячеслава Тихо нова. В его работе есть две высшие точки, которые, на мой взгляд, являются наивысшими во всей картине. Разные по то нальности, по характеру чув ства. Но одинаковые по яркой актерской вь 1 разительности, по сила эмоционального потрясе ния зрителя. Первая — сцена отражения танковой атаки. Ранее мы видели в фильмах войну как бы на расстоянии, не зная выражения лица солдата перед смертельным сражени ем и во время его, когда каж дый клочок земли вздымает ся вверх от разрывов, когда ревущие чудовища и зеленые мундиры идут так плотно, что не видно поля. Горящая мель ница, контуженный Стрельцов, яростная в ненависти контр атака бойцов, штыковая... Мне думается, что мировой кине матограф не знал еще более потрясающей сцены обнажен ного солдатского подвига, когда смерть, груды металла, страшная взрывная волна не могут ничего поделать с че ловеком, ощутившим вдруг, что нечеловеческое напряже ние, с каким горстка людей отразила это саранчовое наше ствие, перерастает почти в иа дно Окопчика, и, кажется, умирает... И вторая точка в игре Тихо нова: возвращение Стрельцо ва в полк. Как же велико в нем мужество, его братское чувство к своим товарищам в окопах, если он, глухой, по- лунемой, уходит из лазарета в часть! Вместе с,Лопахиным мы с изумлением, сквозь сле зы, смотрим на Стрельцова, осознавая с новой силой, что против таких людей бессиль ны гитлеровские танки... 27 солдат, пятеро раненых, поутру на четвертый день событий выстроились со знаменем полка у штаба диви зии. Мы прощаемся с ними над величавым Доном, словно бы принимающим, как маршалы, парад :— войска походным маршем движутся к Сталин граду. Они не думали 6 том, что совершили подвиг, остано вив танки и отборных голово резов из СС, — эти двадцать семь. Но, глядя на победное знамя, разворачивающееся и плывущее на ветру, над До ном, думаешь: все они герои, все, кто шел под победным знаменем и не опозорил его. Сергей Бондарчук не погре шил против правдь 1 . Я вижу в ленте бережно вог!лощенную шолоховскую любовь к народу — это истинная, глубокая, муд рая любовь, не ослепляющая, , не оправдывающая, а позволя ющая верить 8 нравственное здоровье народа, в его силу и непобедимость. И по-новому осознаешь философский смысл мудрых шолоховских строк: «Если любовь к Родине мы всегда носим в сердце, то ненависть к врагам мы носим иа кончиках штыков». Юрий ПЛОТНИКОВ. С П О Р Т ПОЛКУ ЧЕМПИОНОВ ПРИБЫЛО! в Казани закончился чем пионат СССР по боксу среди юношей. В составе команды ЦС «Динамо» выступали два вос питанника Липецкой област ной ДЮСШ. Ю. Пузанков занял пятое место, а вот А. Данильчуку повезло больше. Он завоевал звание чемпиона СССР и теперь включен в со став сборной страны для под готовки к первенству Европы 1976 года. По единодушнрму мнению судей Данияьчук очень способный спортсмен. Достаточно напомнить, что в его весовой категории вы ступало 18 боксеров и во всех поединках наш земляк выходил победителем досрочно. Символично, что в эти дни в Казани проходил полуфинал по боксу на звание абсолют ного чемпиона СССР среди тяжеловесов, в котором выступал выпускник Липец кой ОДЮСШ, мастер спорта П. Заев. В упорном поединке Заев добился права на участие в финале, который пройдет в декабре этого года в Ленин граде. О. БЛОХИН. Игра игре ^ рознь в прошлом туре всем люби телям футбола, которые были сендегепями встречи липчан с курянами, игра, несомненно, понравилась. И де.по вовсе не в счете. В том матче липчане были нацелены на победу, сме ло шли на обострение, часто обыгрывали соперников, нано сили удары с любых позиций. И заслуженно победили — 3 :0 , И вот спустя четыре дня оче редная встреча с футболистами из Орла. И— матч закончился безрезультатно — 0 :0 . Липча не имели несколько стопро центных возможностей от крыть счет. Середину второго тайма они провели слабо. Вн- димо, много сип отдали штурму ворот орловчан в вом и начале второго тайма, нашему нападающему В. Сило- хину пришлось отступать через все попе, чтобы вести единое, борство с нападающими го- ' стей. В самый критический момент В. Силохин в подкате выбивает мяч на угловой. Лю бопытно, что наши защитники в этом моменте стояли как завороженные. К счастью, все обошлось благополучно. Ос тавшиеся десять минут спар таковцы по вполне понятны.м причинам уже не рисковали и спокойно доиграли матч. Сегодня в очередном ка лендарном матче липчане встречаются с соседом по турнирной таблице «Салютом» из Белгорода. Матч первого круга выиграл «Новолипецк». В. БУХАЛОВ. ТРЕТИЙ НАРОДНЫЙ КОЛЛЕКТИВ У металлургов Липецкой Магнитки большой популяр ностью пользуется духовой ор кестр, которым руководит И. А, Пастухов. Его выступления часто проходят в городских парках. Выезжают музыканты и в заводскую здравницу — «Сухоборье». На днях комиссия ВЦСПС присудила коллективу оркест ра высокое звание — народ ный. Это уже третий коллек тив заводской самодеятельно-:^ сти, удостоенный этого зва- ния.______________- _______ И . о. редактора И . Р О З Е Н Ф Е Л Ь Д . , Комм унальная 44, ред. газеты «Л енинец » . Т е леф оны ; редактора — 2 -3 3 -5 3 , ответственного секретаря и отдела иллю страция — — 2 -3 4 -13 , отделов; комсомольской ж изни и фотолаборатории — 2 -36 -43 , учащейся молодежи — 2 -38 -50 , писем и спорта ^ 2 -34 -48 , А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И : г. Л и п е ц к , 2 -28 -59 , идеологического отдела : Т и по гр аф и я издательства «Л енинское знам я» , Л и п е ц к , Комм унальная площ адь , 44. А Э 52747 З а к . № 5 1 18 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz