Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

У ИСТОРИИ нет специаль­ ны» <шоаереиных» для обобщенного выраже­ ния ее героического и траги­ ческого опыта. Но у народа’ есть художники, способные «остановить мгновение», за­ печатлеть удивительные по красоте, силе и нравственной стойкости характеры, ' ’нарисо- вать неповторимые картины могучего подъема народного духа а годину лихих исль 1 та- С. Бондарчук — один из них. В новом его фильме мы виДим лик войны — мир чудовищных перегрузок души, сверхъесте­ ственной усталости, беспре­ дельной ненависти и — неиз­ менной, неистребимой веры в победу. Если вспомнить ис­ торию, то для каждого станет ясным, чем был для нас июль 1942 года, так точно обозна­ ченный в картине. Танковые армии гитлеровцев прорвали фронт на юге нашей страны и по донским степям шли к Ста­ линграду. В те тяжелые, тра-' гические дни испытывалась наша крепость, наше единство, наша вера. Широко известны слова, которые сказал Шолохов на встрече с создателями фильма перед съемками: «Мы победили, и потому имеем право говорить о месяцах от­ ступления с той горечью, ко­ торую испытываем, вспоми­ ная о тех временах. Я — за то, чтобы в фильме все было прав­ диво до боли». ...Сизо-голубоватая степная травка — чабрец по белым камням, меловые горы, песок на зубах, мучнисто - белые вьноревшие гимнастерки; ис­ худавшие лица, полковое зна­ мя в порванном чехле, как символ непобежденной От­ чизны на фоне голубого неба. Остатки 38-го стрелкового пол­ ка отступают. Они отступают уже много дней и недель. Так длительно и ошеломляюще бы­ ло это отступление, так обо­ стренно горька была растерян­ ность, так угнетенно восприни­ мали солдаты поражения, что мы не удивляемся замкнутости и молчаливой сосредоточен­ ности Стрельцова (В. Тихонов), пытающегося осознать слу­ чившееся и определить разме­ ры катастрофы... Он так и скажет: «Мы себе представить не можем размеров катаст­ рофы». Звягинцев, Лопахин, Копытовский, Некрасов... Вот он, русский солдат, второе знойное лето бредущий по до­ рогам своей земли, столь же измученной и израненной, как и он сам. Но замечательно то, что никогда вы не увидите в его напряженном, что-то пы­ тающемся уяснить взоре, стра­ ха. Ни на минуту его не поки­ дала надежда, что все изме­ нится, придет подкрепление и врага погонят, — в этих закоп­ ченных лицах, в жестко при­ щуренных глазах жила та «теп­ лота патриотизма» — вера и надежда, о которых говорил еще Лев Толстой. Молчанием ожесточенья. Как порохом пропитан скажет об этом самочувствии фронтовой поэт Алексей Недо- гонов. Это самочувствие и у бойца Лопахина (В. Шукшин): «Плюнь на меня — слюна за­ шипит». И ты остаешься с ними на меловой высотке, чувствуешь кровавые мозоли на руках от саперной лопатки, вгрызаю­ щейся в каменистую землю, и словно с тебя тоже сходит сто потов от зноя и пыли, ты гото­ вишь окопчик, в котором при­ мешь страшный бой. Благода­ ря режиссерскому и опера­ торскому мастерству Бондар­ чука и кЬсова в твою плоть и сознание входят тот трагиче- ский и безумный июль, и мело­ вые скалы у Дона, и хруст осыпающихся на дно окопа ка­ мешков, и воспаленное, лило­ вое, какое-то нереальное све­ тило, палящее головы измучен­ ных солдат, не теряющих при­ сутствия духа и находящих в себе силы шутить, смеяться, радова1ться колоску, оставше­ муся на пепелище, улыбаться и шутить среди грохота «тигров» и «пантер», смрадно чадящих перегоревшей соляркой и иду­ щих в психическую лобовую атаку... И какой же стойко­ стью надо было обладать рус­ скому солдату, чтобы не вы­ скочить из раскаленного окоп­ чика под натиском надвигаю­ щихся чудовищ к спасительно- прохладному Дону! К Дону? За Доном для них земли не Герой эпопеи «Они сража­ лись за Родину» —■народ. Это люди вовсе не военные, их на битву позвала не повестка во­ енкомата, а собственное серд­ це. Это те, кто делал револю­ цию, и те, кто родился сразу после Октябрьской, первое. мок всех нервов в бою, в литой комок ненависти к врагу, ко­ торая определяет существо его характера, —- прямое вы­ ражение испепеляющей силы ненависти, свирепого непо. корства. Роль Лопахина — бесспор­ но, лучшая работа Василия Шукшина в кино и в этом фильме. Порой перестаешь ощущать грань между актер­ ским воплощением и жизнью. Укор старой казачки, ее през­ рение к ним, отступающим, вы­ зывает такую бездну страда­ ния в его герое, что вы чувст­ вуете боль за человека, ко­ торый принял на себя ответст­ венность за судьбу Родины и лавину ответного смертельного удара, и он, Стрельцов, не может быть с ними в этот мо­ мент. И Бондарчук, и Тихонов с талантом, равным прозрению, передали нам зримое вопло­ щение нарастания наивысшего нравственного подъема, когда полумертвый, залитый кровью, оглушенный Стрельцов кричит нечеловеческим голосом, от. боли отчаяния, что не может выбраться из окопчика и по­ бежать за товарищами. Отго­ няя нечеловеческим усилием помутнение разума, он стре­ ляет из автомата по расплыва­ ющимся зеленым мундирам, и только потом, когда воцаряет­ ся тишина, бессильно сползает :'Й' «Страны родной минувшая судьба...» З А М Е Т К И О Ф И Л Ь М Е « О Н И С Р А Ж А Л И С Ь З А Р О Д И Н У » золотое поколение, защитив­ шее грудью самое дорогое— социалистическую Отчизну. «Такое поколенье поредело! Так выщерблено! Так истонче­ но!» — воскликнет о солдатах 20—^24 года рождения В. Сема- кин в одной из своих книг. Но оно редело и уходило из жизни в штыковых боях, сра­ жениях с танками на Дону и Курской дуге вовсе не без­ молвной, аскетически одно­ родной и безымянной массой. Достоинство Шолохова и Бон­ дарчука в том, что они показы­ вают нам военную биографию этого поколения. Горечь каждодневных потерь, танко­ вые атаки, товарищество и доверие друг к другу, каша из одного котелка, терпкий запах чабреца и раскаленных кам­ ней, — это было новым жиз­ ненным опытом Тех, кому в 42-м—было по 18—20 лет. Бро- небойщик'Санька Копытовский (Г. Бурков) — один из них. Де­ ревенский парень, робкий, не­ уклюжий, нашел в себе силы противостоять врагу, проник­ ся к нему святой ненавистью, научился воевать. В боях он учился жизни и узнаванию лю­ дей, учился преодолевать естественное чувство самосо­ хранения рядом с такими прекрасными людьми, как Лопахин. На наших глазах совершается урок мужества и человечности, мы полюбили Саньку за его готовность по­ жертвовать собой ради това­ рища, терпение, волю к побе­ де. А Лопахин? Когда Санька в шутку бросит своему первому номеру после страшной танко­ вой атаки: «А сам-то поблед­ нел», тот, жестко ■прищурив­ шись, ответит: «А я завсегда бледнею». И вы вспомните эту возбужденность Лопахина - Шукшина, собранность в ко­ не может пережить поражения. За его ерничеством, солеными шрточками — саднящие думы, за внешней грубостью — за­ стенчивая мужская теплота. Достоинство Шолохова и Бондарчука и в том, что они показывают нам, что среди их героев нет ни главных, ни второстепенных, ни начальства, ни подчиненных — это совет­ ские люди, спаянные самоот­ верженной верой и мужеством, и от осознания ими своего правого дела сложилась Побе­ да. Я не могу сказать в двух словах 66 игре Вячеслава Тихо­ нова. В его работе есть две высшие точки, которые, на мой взгляд, являются наивысшими во всей картине. Разные по то­ нальности, по характеру чув­ ства. Но одинаковые по яркой актерской вь 1 разительности, по сила эмоционального потрясе­ ния зрителя. Первая — сцена отражения танковой атаки. Ранее мы видели в фильмах войну как бы на расстоянии, не зная выражения лица солдата перед смертельным сражени­ ем и во время его, когда каж­ дый клочок земли вздымает­ ся вверх от разрывов, когда ревущие чудовища и зеленые мундиры идут так плотно, что не видно поля. Горящая мель­ ница, контуженный Стрельцов, яростная в ненависти контр­ атака бойцов, штыковая... Мне думается, что мировой кине­ матограф не знал еще более потрясающей сцены обнажен­ ного солдатского подвига, когда смерть, груды металла, страшная взрывная волна не могут ничего поделать с че­ ловеком, ощутившим вдруг, что нечеловеческое напряже­ ние, с каким горстка людей отразила это саранчовое наше­ ствие, перерастает почти в иа дно Окопчика, и, кажется, умирает... И вторая точка в игре Тихо­ нова: возвращение Стрельцо­ ва в полк. Как же велико в нем мужество, его братское чувство к своим товарищам в окопах, если он, глухой, по- лунемой, уходит из лазарета в часть! Вместе с,Лопахиным мы с изумлением, сквозь сле­ зы, смотрим на Стрельцова, осознавая с новой силой, что против таких людей бессиль­ ны гитлеровские танки... 27 солдат, пятеро раненых, поутру на четвертый день событий выстроились со знаменем полка у штаба диви­ зии. Мы прощаемся с ними над величавым Доном, словно бы принимающим, как маршалы, парад :— войска походным маршем движутся к Сталин­ граду. Они не думали 6 том, что совершили подвиг, остано­ вив танки и отборных голово­ резов из СС, — эти двадцать семь. Но, глядя на победное знамя, разворачивающееся и плывущее на ветру, над До­ ном, думаешь: все они герои, все, кто шел под победным знаменем и не опозорил его. Сергей Бондарчук не погре­ шил против правдь 1 . Я вижу в ленте бережно вог!лощенную шолоховскую любовь к народу — это истинная, глубокая, муд­ рая любовь, не ослепляющая, , не оправдывающая, а позволя­ ющая верить 8 нравственное здоровье народа, в его силу и непобедимость. И по-новому осознаешь философский смысл мудрых шолоховских строк: «Если любовь к Родине мы всегда носим в сердце, то ненависть к врагам мы носим иа кончиках штыков». Юрий ПЛОТНИКОВ. С П О Р Т ПОЛКУ ЧЕМПИОНОВ ПРИБЫЛО! в Казани закончился чем­ пионат СССР по боксу среди юношей. В составе команды ЦС «Динамо» выступали два вос­ питанника Липецкой област­ ной ДЮСШ. Ю. Пузанков занял пятое место, а вот А. Данильчуку повезло больше. Он завоевал звание чемпиона СССР и теперь включен в со­ став сборной страны для под­ готовки к первенству Европы 1976 года. По единодушнрму мнению судей Данияьчук очень способный спортсмен. Достаточно напомнить, что в его весовой категории вы­ ступало 18 боксеров и во всех поединках наш земляк выходил победителем досрочно. Символично, что в эти дни в Казани проходил полуфинал по боксу на звание абсолют­ ного чемпиона СССР среди тяжеловесов, в котором выступал выпускник Липец­ кой ОДЮСШ, мастер спорта П. Заев. В упорном поединке Заев добился права на участие в финале, который пройдет в декабре этого года в Ленин­ граде. О. БЛОХИН. Игра игре ^ рознь в прошлом туре всем люби­ телям футбола, которые были сендегепями встречи липчан с курянами, игра, несомненно, понравилась. И де.по вовсе не в счете. В том матче липчане были нацелены на победу, сме­ ло шли на обострение, часто обыгрывали соперников, нано­ сили удары с любых позиций. И заслуженно победили — 3 :0 , И вот спустя четыре дня оче­ редная встреча с футболистами из Орла. И— матч закончился безрезультатно — 0 :0 . Липча­ не имели несколько стопро­ центных возможностей от­ крыть счет. Середину второго тайма они провели слабо. Вн- димо, много сип отдали штурму ворот орловчан в вом и начале второго тайма, нашему нападающему В. Сило- хину пришлось отступать через все попе, чтобы вести единое, борство с нападающими го- ' стей. В самый критический момент В. Силохин в подкате выбивает мяч на угловой. Лю­ бопытно, что наши защитники в этом моменте стояли как завороженные. К счастью, все обошлось благополучно. Ос­ тавшиеся десять минут спар­ таковцы по вполне понятны.м причинам уже не рисковали и спокойно доиграли матч. Сегодня в очередном ка­ лендарном матче липчане встречаются с соседом по турнирной таблице «Салютом» из Белгорода. Матч первого круга выиграл «Новолипецк». В. БУХАЛОВ. ТРЕТИЙ НАРОДНЫЙ КОЛЛЕКТИВ У металлургов Липецкой Магнитки большой популяр­ ностью пользуется духовой ор­ кестр, которым руководит И. А, Пастухов. Его выступления часто проходят в городских парках. Выезжают музыканты и в заводскую здравницу — «Сухоборье». На днях комиссия ВЦСПС присудила коллективу оркест­ ра высокое звание — народ­ ный. Это уже третий коллек­ тив заводской самодеятельно-:^ сти, удостоенный этого зва- ния.______________- _______ И . о. редактора И . Р О З Е Н Ф Е Л Ь Д . , Комм унальная 44, ред. газеты «Л енинец » . Т е леф оны ; редактора — 2 -3 3 -5 3 , ответственного секретаря и отдела иллю страция — — 2 -3 4 -13 , отделов; комсомольской ж изни и фотолаборатории — 2 -36 -43 , учащейся молодежи — 2 -38 -50 , писем и спорта ^ 2 -34 -48 , А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И : г. Л и п е ц к , 2 -28 -59 , идеологического отдела : Т и по гр аф и я издательства «Л енинское знам я» , Л и п е ц к , Комм унальная площ адь , 44. А Э 52747 З а к . № 5 1 18 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz