Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
С ПвКТАКЛЬ Калужского тЧра- матичеекого театра «Энер>- гичныэ П40ДИ-» — сатира.. Это' первый театральный опыт Ваеили.л Шукшина —• талантливого прозаика, кинорежиссера и ак тера. Последние произведения В. М. Шукшина свидетельствуют о том, что он выходил на, дорогу сатирика,, и пролегала эта дорога через театр. И в «Точке зрения», и а повести-сказке «До третьих пе- ту-хов»-, и 3 «Энергичны* людях»— серьезные шукшинские раздумья о добре, сг смысле жизни, об ис тинны* и мнимых ее ,ценностях. В них — доброе сердце Шукшина и его неистовость, нвтерпи 1 мость к мещанству, самоуверевном-у жирному хамству и пошлости. Поеесть для театра «Энергичны® люди» написана, как и все, что он делал — до конца — кровью сердца. «Энергичны® люди» — это О' тех, — говорил автор, — кто пыг таете® в нашем общества «,пр«. цветать» за счет общества, Об «энтузиаста*»- собственного кар- Какие ж® «энергичные» люди действуют в спектакле (режиссер- постановщик Е А. Кемарская!, художник — М. Е. Степанова)? На открытой сцен® — много- комнатна® квартира предводите- л* энергичных людей Аристарха Петроеича Кузькина (любопытен уже выбор имени, ведь Аристарх в перевод® с греческого — самый лучший, начальствующий) и его жены Веры Сергеевны. Оба они, по рекомендации. «в.т.ора,, «кон кретные, жилистые люди». Над уютным их мирком висит огром ный овал портрете счастливой супружеокой. четы. Свое главное и единственное обещание, дан ное еще невесте, Аристарх (арт. Г. С. Шевченко) выполнмя. Вера теперь, спустя девять лет после свадьбы, самая. 6о!гата,я женщина- микрорайона Есть в дома ее им портные гарнитуры, хрусталь, но вейшие магнитофоны. А вот ува жения! друг к другу, духовной гар монии в семействе этом нет. А эта «швабра», «чумичка в караку ле» (так аттестует Аристарх жену) требует еще и верности, элемен тарной супружеской честности. Время от времени воопаленный красный луч тяжелой тенью ло жится на овал портрета. Чем богаче становится дом, тем пустее душа, ничтожмее- помыслы, пошлее и карыстнее «друзья». Примечательно, что имя Шукшин дает лишь одному предводителю. Други его игрищ и забав имеют лишь клички — Брюхатый, Че|э«я- вый. Простой,, Курносый. Если 3 сценарии и фильме «Ка лин® крас.чая» В. Шукшин, сумел в отпетом уголовнике обнаружить скрытые духовны® глубины; истин ную чепове-чиость, то здесь он исследует знтичеяозечную. фило софию хапуги и стяжателя, ее вопиющую. безнравственность. Энергичные люди «‘импроеизиру- ют!>- н® только автомобильными по,крышками, грузовиками с. пи лы; Интереоно разработана в первой, части спектакля партитура застолья. Это вывшая точка, власти «энергичных» над жизнью, и» апофеоз. Тщетные попы,ткн прео долеть страх, забыться — ват что собирает их всех вместе. Им вс® время хочется улететь, уехать туда, ГД® не будет угрозы.' наказа ния. Возника-ю-т образы люден без- корней., без будущего, ни чтожных факи-ров не. час. Ие- получится из Аристарха и его друзей ни журавлей,; ни: лебедей.. ГАСТРОЛИ КА.ЙУЖСКОГ0 ДРАЛ1АТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ А. В. ЛУНАЧАРСКОГО ломатеривлам 1 И, но и — духовны ми ценностями. Мы не оговорились. Речь, дей ствительно, идет о философии. Гадкой, подлой философии по требителя. Идеолог эмергичных — Аристарх убежден, что- опреде ленная прослойка людей должна жить «с выдумкой, боле® развяз но, не иопыты'вать ни в чем за труднений». Он ра-заивает свою «э«о,номическую теорию»; «И про курор твой, и все, кто всерье-з за нимается экономикой, прекрас,но знают, что воруют. Больше того, какой-то процент, кажется ?5%, государствекного бюджета от водится сгтециаяьно под- воров ство, Всякое развитое общест во живет инициативой энергичных людей... Но чем же мне тогда воз местить з а мою энергию? То, что я украл; — это есть мои преми альные. Это мне дают по неглас ному эко 1 ном 1 ичеекому закону». Мы видим этих людей' в течение суток, но не в моменты взлета «деловой» энергии, а * часы за столий и пиршеств, и еще — в часы, когда они спасают свою шкуру от грозящего во-змездия, когда даже первоклассный дефи цитный ко',нья« 31эстревавт в. гор- Шукшин дает своих героев в двух крайних проявлениях, и оба доводит до абсурда, до гипербо- ни веселых и беззаботных путе шественников. А а«орее напоми нают они- (не, потому ли все а красных носках?) нвуклю-жих до машних лапчатых гусей, которым никогда не взлатеть. В той удущ- ливой. атмосфер®, в которую они. езми^ себя засадили, — на взле- Сатира — жанр многотрудный; Похвально, что Калужский театр, обращается к нему, но огорчи тельно, что- н® до конца, вера» его законам, сбивается на развлека тельность. Особен,но энергичны и изобре тательны персонажи повести * деле опасения от неминуемого возмездия. Обидно Аристарху; что угроза исходит от жены, с. Которой прожито столько лет, с которой «сымлрозизировгано» уютное коопврвт;иа«о,а гнездыш ко,. Возглавляя «риминальныгй. поход а спальню жены, он пре дупреждает: «Никакой рперетты.''». Так зачем же оперетта на сцене в момент подготовки убийства? Не- кото.рая развлекательность, об- легченкость сценических портре тов присуща спектаклю. ГТорою, кажется, театр хочет всвго-навсе-. го посмешить публижу. Отсюда и беско,нечнов чередование, смеш ных, но необязательных деталей, игра на публику, попурри из модньех песенок. Энергичные люди из спектакля кзлужэн не так уж стра,шны, иног да они становятся прост® милыми забавниками. П'рз.исходит смеще ние аеторегки* кгцентоз, утрачива ются острота и ш-уншинска.» н®- «стаеостть. __ Шукшин, будучи- очень чутким к вравде, человеческому ест-аству, воо,бщ®. на, терпит ни малейшей фальши, нажима, насилия нед чв-ловечаокой природой, даоке ес ли это природа жулика. Матерый спекулянт Брнэхатый а. исполнении, артиста В. И. Рома новского — страшноватая фигу ра. Веришь Простому человеку, «огда е» говорит; «Вот этого бы я п-зсэдйл, не- моргнув: глазом. Ох, ото... журавль, скажу тебе! Это самый главный воротила». Актер нешел верную интонацик».. Запо минаются глаза Брюхатого — же стки®, холодные, его отечески ласкозый тон, каким 'он, поучает Зару Сергеевну примерами из собственной уголовной жизни. Н как все время- старательно выти рает носовым платкам свои «чистые». ру|геи-. Тем более непоня. тан у него вдруг животный парок сизм страх*.. Такого н® так легко- емутмть. Сло 1 Жн* и: многапланава ро ль ^ р ы Сергеавны (арт. Т. И. Ев. докжмоза), V нее кураж на свой лад —• угрозой одарааить письмо прежурору она пытается добиться выгоды для себя. Не жажда олраэедлиеости заговори ла: * ней, а мститвль.нр® чувство, обманутой жены. Фальшивый яружвекия хоровод, котррый водят вокруг не® спасенные энер гичны,® люди, •— кульминация ее торжества. Она снова ® привыч ном кругу. Ва этот р а з— в цент- ре. Все С 1 Пошявно; челз 1 ввчвск-ие ценности, любовь, рривязан- «:о,сть, брак, уважение — все- поте— ,ряяо иетмкиый смысл. Сами же энергичные люди ре- зобщены страхом, подозревают друг друга, явназидя-т. Но нельзя недооценивать- их. С 01 циаяьнуго опасность. Они нано сят -не только матер-нальный, к® и -нраа-ств-енный ущерб нашему ,о-б- ществу. Шукшин борется с н-ими,. перечерк-ивая их силой своей сатиры. И чем бэспощад-нве и и-равди- в,ев, будут 'вьвв,едены на чистую- во-ду эти «отдельные элементы», тем суровее будет приговор, зри тельного зала. Л. ВАСИЛЬЕВА, Веселые старты Солнечное утро разноцветнымэ< флагами приветствовало участимиов соревнования п<> легкой атлетике — ребэт из дворовых отрядов поселка тракторозаводцев по легкой атлетике. На стартовых дорожках стадиона «Пламя» ЛГЗ после упорной борьбы вышли вперед отряды «Чайка» и имени А. Гайдара. Успех сопутство. вап им и в других видах спорта. Ребят ждут увпекатепьиые шахмат ные турниры, соревнования по теи. ни«у, плаванию, туриетекне походьс. В. КУПАВЫХ. Еще в мае к* стадно- иш( и спортивных пло щадках Липецкой: 01 ^ а - сти начались нервые иг ры юных футболистов: на приз клуба «Кожаный мяч». Три с пожшмиой тысячи мальчишек шкшли на старты. В мледщей возрастной группе со стязались -12-яетие школьники, в старшей —- ребята 13—ТАлет. Игры на приз клуба «Кв)нзный мяч» — осо бые. В: них К]М«|ИМ8ЮТ: участие те ребята, кото рые не занимаются в детских юношеских спор- тиюнях школа* на отда лении футбола, в группах подготовки команды ма стеров. И такое решение спраеедливо. Есюг у теб» есть хоть маленькое вле чение и футболу, ты обя зательно станешь участ ником состязаний. И уж потом, выстуюш несколь ко раз в матчах на при* клуба «Кожаный м-яч», ты непременно захо чешь совершенствовать ся дальше. Придешь к н^тоящему тренеру, приступишь к регуляр ным тремировкам. И, кто знает, может, через не сколько лет мы услышим имя нового игрока комшды мастеров. А ведь начало было здесь, в клубе, когда ты, в со ставе уличной, шкояиюй или команды домоуп- равленшг, впервые 1 ^ - няя участие в розыгры ше «Кожаного мяча», В июне проводились финальные игры городов и районов, потом состоя- лнсь кустовые состяза ния, В них и выявились сильнейшие, которые со- браштсь вчера со цсей области в Липецк на ста дием «Пламя». Особенно массовыми 6шт игры юных футбо листов в об я а стом цент ре. И мы уже знаем чем пионов. Это ребята Со- ' ветскего района из др- моуправления На 19 тре ста «ХКтецкетрой». Ош бьюи первыми сре;р| комаед младшей в о з д е т о й группы. Старшие ребята из команды «Ор- пенок» этого же райома тоже стшт чемпионами. И: т е п ^ ь им вредстоит еразштьея в финале, 0;р<мнадцать лучших фут&шьиых мальчише ских команд взяли вчера старт. Ну, а кто будет чемпионом, мы узнаем в воскресенье. Именно завтра заканчивается этот турнир. Победите лей ждут новые старты в более представите 1 шных турнирах. Е. ЕВГЕНЬЕВ. Фото автора. 1 . '- '. .,;гда СУББОТНИЕ УЛЫБКИ НЕРАВНЫЙ ПОЕДИНОК ...Он, высунув язьж и часто сличая написанное с татуиров кой на своей руке, старательно вь;рвзал «Не забуду Клаву» но жом на березе. Я вспомнил о членском биле те общества охраны природы, который мне торжественно вручил профорг, и рэссвире- — Не губи природу! Он с презрением глянул на предьявленную мною книжеч ку, достал свою от общества охраны памятников истории и культуры и отпарировал; — По спецзаданию. Шабашка для потомков.' С такими: нельзя существо вать мирно. Порывшись в кар манах,. я вынул членсх>^ билет общества «Спартак» и двинул ся на него. Я не спортсмен, но внешность у меня довольно штангисгская. в ответ на мои угрожающие действия о» вытащил книжечку красного цвета, окззаашукэся удостоверением дружинника, ,..0«, беспечно попыхивая си гаретой, энергично., квалифици рованно тащил мен» куда-то, а я сокрушался. До чего ж обид но, что наш профорг не раздал членские билеты добровольно го общества содействия пожар ной охране. Я бы с него с живого не слез за курение в. сухом лесу. А. АДПОСТЕНКОВ. — За- че» очередь, 'и а дают? Ш®п»и, дуб.ч,ешж. ботнйки? Би,четы> Какие билеты? Ас, » кжнр. Кто последш-ш?'.. Дедушка, аавераете, то. есть, отер»», те один. К искусству тоже падс приобщаться... То- варащ-й, это какой свисток, то есть, звонок?' Тре тий уже? Когда же о.ни успели? Подождите, ке- закрывайте, меня забыла. Я говорю, забыли меня, пустите, у мен» билет. В'от. Уллочено. Тринадца тый ряд, тринадцатое место. Двадцать пять ко пеек. Спасибо,. ве 1 Свас не забуду. А то уж хотел жалобную книгу просить. Кстати, есть? Нет? Ну, и хорошо. Обойдемся. Так, тртадцатый ряд,, три надцатый ряд... Теснотища-то какая. Сеет давно потушн.ш 1 ? Я говорю, свет давно выключили? З а чем же руками радма-кшать, я- вас не оскорбляю, а вежливо слрашива'ю. Так бы сразу а, сказаяи, что- неда-вно. А то: цьщ' да цыц. Кстати, где три надцатый рад? Сам знаю, что рядом с даеаадаатым. Еы-то. на каком устроились? На двадцать пятом? 31га- чит, недалеко. Будем искать. Бабушка, а бабуш- кй„. Гражданка, да проснитесь, вы, накоиец.! Нет, 1 ге пожа-р, пройти .мне надо. Это ведь транаДцатый яршщЕШ Я кстству ряд? вот, бабучг», им и «атнлись. Так. тщшад- цатое мест.»... Где трявадцатое место? Дайте пройти человеку; Что аюячт. куда? Н а место. Устал я. Посидеть, охота. Не бесплатна же. Ты, что здесь делаешь, »а.чьч»к? Сидашь? Посидел и- хватит. Дай дядя сядет. Ах, ты у мамы на коле нях? Это другое дело. А где ж мое место? У-ф-ф, наксмец-то. Какой фильм? Фильм какой, спраши ваю? к Крючков играет? Почему? Ничего; обой демся бе» Крючкова. Штопор есть? Товарищ», у кого есть штопор? У тебя нет? А чего же ты тогда здесь, делаешь? Сем,ечки лузгаешь? Прекрати, не а ресторане,. Оставь на закуску. Минуточку, у кого-то что-то увало,.. Поитилось... Оя, это у МИ 1 Ж Личиь. бы н-е разбилась. Скажи там, впере ди, чтоб назад катнул», а заодво иас.чет ста:- кащчика; ноинтересуйся, Заяем свет вкяючняи. ктв> ак,тючл.т свет? Что, все уже? Ну, :а- какой счет? Судью н-а- .мы-ы-л-о-ЫД А . к л и м а в . Редактор Н . С М О Л Ь Я Н И Н О В . Р Е Д А К Ц И И : г. Л и п ец к , Комм унальиая в л ., 44, ред, г а з е т к «Л енинец » . Телефоны : редактора — 2 -3 3 -5 3 , ответствевного секретаря в отдела иллюстраций — идеологического отдела - - 2 -8 4 -13 , отделов : комсомольской ж изни и фотолаборатории — 2 -36 -43 , учащейся молодежи — 2 -36 -50 , писем и спорта — 2 -3 4 -4 6 А Э 533Г9 Т и по гр аф и я и здательства «Л енинское внамя» . Липецк^ К о м м ^ а л ъ н а я площ адь , 44. Здк. № 4836.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz