Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
Экспортный участок сборочного цеаса трак торного завода. Продукция ЛТЗ, от правляемая в различные страны мира, не только отличная по качеству, но красиво отделана. Оран- нш(ые, красные — самых я|И 1 »»х цветов тракторы ухедят из Липецка = во Францию, Италию, ГДР. Работать на экспорт ном; участке сложно и ответственно. Комсо мольске - молодежная смена Валентина Рощуп кина, которого вы види те на снимке, — одна из лучших в цехе. ВЕСТИ ИЗ ШКОЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ОТРЯДЖ РЕМОНТИРУЕМ ШКОЛУ ■Ед|ва отавенел а Ш'нюле гга- следний звонок, здесь оразу же закипела работа. Застучали молоткн, коридоры наполни ли,сь запахом краски, побелки. Это ребята приступили к р е монту. Очень старались маль_ чишии и девчонки из седьмого («Б» — ‘и они первыми отремон- 8 школе создана своя ре монтная б|ри'гада. Она уже мно гое успела. Отремо 1 нтированы с, несколько кабине- , начинается работа в дру- помещениях. гребоввии- ям оборудуют школьиики спортивную площадку. Впереди еще мтото работы, но к «ача- В. БОРОДИН. Грачевокая средняя школа, . Усма 1 Н'С«|ИЙ район. СТАРШИЕ ГОВОРЯТ: «МОЛОДЦЫ!» Уже в конце учебного года на комсомольских собраниях старшеклассники города Усма- ни решили оказать помощь в уборке нового урожая совхозу «Уемвнекий». Сейчас учащиеся десятых классов средней школы № 1 под 1 РУКОВО 1 ДСТВ 0 М преподава телей Н. А. Сухоруковой и Н. В. Корнеевой трудятся вместе с садоводами пятого отдея-енг^я хо 13 ЯЙ 1 Ства. Они собирают смо родину. бжедневно на планта цию выходят около тридцати человек. Все комсомольцы ра ботают добросовеспно,-НО осо- бьих похвал заслужили Люба Яблокова, Надя Коровина, Та ня Стрелывикова, Валя Иванова и другие. Всего ребята собрали уже бдлее пятисот килограм- 8 вишневом саду четвертого отделения совхоза работают учащиеся второй и третьей ус- манекях школ. Они соревнуют ся меАсду собой. Пока первен ство уде.рживают комсомоль цы средней школы № 2. Бо лее трехсот килограммов виш ни убирают ребята ежедневно. Тон в работе задают Ира Ас- ташовЬ, Надя Крючкова, Люба Жуликова и другие. В хозяйстве очень хорошо отзываются о работе школьни ков. кМолодцы!»—так говорят о реАтах. В. ПОЛЯКОВ, учащийся Усманского совхоза-техимкума. И пусть наш спор решает жатва! ШАЛЯ мнит - тчйя! С ШЕСТЬДЕСЯТ седь мого года работаю я комбайн ер ом за вы четом двух армейских лет. Еще раньше два сезона штурвальным был. В общем, Если верить о,пыту ст^^и;* ков, то урожай ячменя — а культура эта в нашем отде лении занимает особенно много земли:—^должен быть -где-то центнеров двадцать —^двадцать четыре. Так они говорят. По нынешней пого де это не так уж и плохо. Но не тот ведь урожай, что мах. Комбайнер тля'дит на поле по-своему. Ячмень, да и другие культуры выдались низкорослые, а значит, жат ку надо ладить на низкий срез. Комбайны можно пус тить на повышенных ско ростях, но это при утроен ной бдительности, насторо- жен 1 НОСти, чтобы не поте рять -ни эе-рныш 1 кл. Это не- Задача у комбайнера по. армейски четкая и конкрет ная; убрать весь хлеб и без потерь. Это значит, что твой агрегат должен своевремен- Перед началом уборки двор совхозной мастерской живет предстартовыми з а ботами. В ремонте комбай- иов большое участие при нимает «Сеяьхозтохникал. Казалось бы, там должны понимать какая нагрузке будет на каждый узел ма шины, и .делать свое дело на совесть. Но... начнешь проверять «готовыйл ком- ся: до уборки так мало в ре мени, а -нужно заменить, пе реставить и то, и другое, и Контрогайки не оказалось я муфте молотилки, стакан в «ороб,ку передач поставили какой-то «склеенный», ко торый, без сомнения, не прослужил бы и недели. Не заметь я в мастерской — пришлось бы терять на уст- р*не.ние поломки дорогое когда вокруг комбайны ра ботают, а твой — стоит, В прошлом РОДУ я намо лотил восемь тысяч центне ров зерна. Принимая обяза тельство на этот год, прики нул, что нереально замахи ваться- на большее, потому что если разделить ^ пло щадь, занятую 8 нашем соа- козе «Коробовский» под зерновые, на число ком байнов да учесть ожидае мый урожай — то выйдет. сячморо р'^Лежа я должен -Предельно выявжитьс*. А тут и сопернш мне нешея- ся. в Грязинском райкоме ко 1 МСО:Мола повели со мной такой разговор: в совхозе ты и так все время выхо- в!сТретиться не^ -при 1 - ласть на районный слет мо лодых механизаторов. Но вызов Бориса принимаю и обязуюсь, как и он, намоло тить не менее восьми тьь сяч центнеров зерна. О вызове Меле.хова м;не с«*|3®яа Нина -Дятчкиа,, ком сорг сов«:оз-а. — Му, как, — спрашивает, — перегонишь «го? Если б дело только от моего жела ния зевисеаэо, говорю, то о ВШвВ ВОРИСЙ - ИРИИИМЙЮ бы* трудаостей с о«-о»кой зерна не предвидится.. Ма шин -хвашт, тем более, что в этом году совхоз приоб рел 1 МОВ-Ь» грузовиюч. Штурвальным у меня бу дет, «ак,« в пржжн'ие време на, Анатеямй Круяков, про- верв:ганм|й парень, понимаю щий тедиику. С ним мы и уопеху радовались, к-огда попучали поздрмительнукэ теле-грв-мму от космонавта Андриана Николаева, с -ним и в прошлом году работаян, ■квгда нвмояот 1 или -совсем ДИ 1 ШЬ победителем, а вот потягайся-ка с мастерами из других хозяйств. Вон, в сов хозе «Вперед» молодой ко 1 мбаЙ 1 нер Иван Манжов работает. Поздравительную телеграмму от космонавта Ни|ко*авва получал... Дело как раз пеоед рай онным слетом молодых ме ханизаторов бь!ло. Подумал л и согласился на такое со- рва.нование. Прямо на слете и оказал, что вызываю Не- нах 01 ва на соревнование. Комбайн свой я подгото вил надежно. Сип мне не занимать. Пыль, жара, гудо- ввнь к этому быстро при выкаешь, Вот только к про стоям, нельзя привыкнуть. Да ладно, уж если что-то сломалось — вечного ведь ишь с полным бункером, ждешь машины, а е е мет, потому что шофер либо не торопится, либо просто на речку уехал. Случалось такое в прошлом году. Пря мо окажу: самые ненадеж ные шоферы — из «Сель хозтехники». Зарплату они с учетом разных там коман дировочных получают не плохую при любой выработ ке, а ответстве 1 Ниость за со хранность урожая у них сла бая — вот и покидают по рой хлебную трассу без всяких на то причин. Вот о чем хотел бы я посовето вать -задуматься товедищам из «Сельхозтехники» сего дня, на старте жатвы. Уборка — дело спешное, тут важна каждая минута. байн в попе находится поч ти четьтре месяца. Начина ешь по жаре, а подсолнеч ник убираешь уже в фуфай ке. Много выходит у ком байнера полевого времени. А складывается оно все-те ми из минут. И каждая ми нута — горячая, Борис МЕЛЕХОВ, момбайнюр сосхоза кКоробовский», чем речь? Кому не хочется быть первы 1 м! Да только не вчгегда все складьтаа-рся, как хочет-ся. Комбайн свой я отладил на совесть, и п ер я ь» .дни ко совицы гороха показьгвают, что машина, что называется, в полной боевой. Да, ду маю, и любой другой ком байнер, если у него душа хлеборобская, готовил свой «самоход» на совесть. Осо- Комбайнер всегда торо пится: сначала — побыстрее комбайн отремонтировать, затем не терпится ему по быстрее в поле выехать, окунуться с головой в на стоящую работу, а в поле уж все мысли о том, чтобы к*к мошмо раньше закон чить уборку. Хлеб, что в поле, ещ'е не хлеб. То зерно начнет высыпаться из коло са, то пойдут дожди и ко лосья начнут мокнуть, тем неть — того и гляди гниль цой запахнет. А сухо и жар нечно, на это некогда обрг щать внимания, но трудно сти остаются трудностями, И легче переносить их поз- .вол-яет сознание, что ты не один. Кроме меня, молодых комбайнеров в совхозе «Вперед» нет. А Борис Ме лехов — мЪй ровесник, и во многом сходны мы с рят, он еще и шофер, и ■дракторист, И поэтому наше соревиоваяие с ним — это не только кто больше на молотит. Мы вроде бы ;роД|СТвя)Н'НЫЙ С 01 ЮЗ заключи ли. Теперь он будет не только своими намолотами интересоваться, но и мои ми. И меня будут интересо вать его успехи. Хочется, чтобы мне постоянно сооб щали о делах соперника. Самим-то нам некогда бу дет ездить в гости друг к Ивэя НЕНАХ08, комбайнер совхоза ОТ РЕДАКЦИИ: Борис Мелехов и Иван Кеиахов — двое I шестнадцати молодых комбайнеров, уча стников жатвы в Грязинском районе. Так сложилось, что почти все ребята работают разных хозяйствах. Поэтому соревнование между молодыми комбайнерами возможно организовать только в масштабе района. А о связано с трудностями. Борис Мелехов и Иван Ненахов взяли обязательство намолотить по восемь тысяч центнеров зерна. Цифры не такие уж высо ко они выражают пределы реального. Больше эти парни просто не успеют Иамо- ть, им не хватит поля. В других же хо зяйствах может оказаться либо комбайнов меньше, либо посевов зерновых больше. Там можно и н^жно брать более высокие обязательств». Вывод напрашивается сам собой: чтобы соревнование принесло удов летворение всем, оно должно быть как можно конкретнее, с учетом всех условий, которых находятся соревнующиеся. И здесь, думается, соревнование по парам — очень ценная форма. Мелехов и Ненахов находятся в одинаковых условиях. Но, к со жалению, только они из всех шестнадцати молодых комбайнеров района вызвали друг друга на трудовое соперничесгво. Коллеги соревнуются со всеми и ни с кем кон- Итоги работы мс.тодых комбайнеров е поощрением в Грязинском районе будут подводиться один раз — по окончании ра боты. Именно тогда первый раз будут вру чаться пять вымпелов ГК ВЛКСМ, учреж денных нв время уборки. Нет слов, лучших молодых хлеборобов сезона нужно отметить, наградить. Но зада ча соревновамия заключается в том, прежде всего, чтобы мобилизовать людей на макси. мально эффективное использование техни ки. Важно не только констатировать дости жения, но и доходить непосредственно до их творцов. И в этом смысле хотелось бы, чтобы горком комсомола использовал и та кие формы, как учреждение ежедневных переходящих вымпелов, подведение итогов и поощрение за успехи в отдельные перио ды уборки. Горком комсомола, комсомоль ский штаб уборки намерены добиваться гласности успехов путем выпуска «молний», «боевых листков», через районную газету «Ленинская искра». Это все хорошо, но это не заменит одного: иогда комбайнер из рук в руки берет завоеванный вчерашним удар ным днем знак отличия. Большую роль в обеспечений гласности, действенности социалистического соревно вания молодых комбайнеров района обяза ны сыграть комсорги хозяйств. Они долж ны информировать о работе своих комсо- мельцев-комбайнереа горком комсомола и самих хлеборобов об успехах соперников. Борис Мелехов высказывает претензии к работе командированных шоферов. Как со общили из горкома, в этом году впервые было проведено совещание с молодыми водителями из «Сельхозтехники» и грязин- ских предприятий, направленных на вывозку зерна. Будем надеяться, что работа с этой группой водителей не ограничится одним только совещанием, и в этом году Борису не придется простаивать с полным бунке ром. Достижению организованности и высо кого качества уборочных работ призваны служить также 54 поста «Комсомольского прожектора», созданные в районе, опера тивный отряд, члены которого совместно е сотрудниками ГАИ будут заботиться о пра вильной транспортировке зерна, а также районный комсомольский штаб уборки, на считывающий семь человек. Не так давно работает Любовь Буева в четвер том сборочиом цехе завода пусковых двигателей. М олодеж на^рн гада , которую о н ^ ^ возглавляет, встала на Я ^ р к у ю вахту в ч е с |А кХ У съезда КПСС. Р е ш Я ^ что каждый слесЩРсборщик от . работает по шестнадцать часов на субботниках, намечено сэкономить деталей на сумму не менее двухсот рублей. Фото в. Еяьшвсва. Т О ЛИ ОТ,СМУЩЕНИЯ, то ли от лелней жары, у него на обеих щеках — румянец. Волоебм— рус, глаза — ярко-голу:бые, с у МЫ'М.блеском. Пришел на завод ле восьмого класса — не осилил про .грамму девятого... Был сначала «рас пред ом», то есть при складе I бегушках. Неизвестно, сколько цев пришлось бы ему так «бегать», если бы не заметил пареньке меха ник цеха Владимир Харин. — Гайки в какую сторону■крутишь, знаешь? Месяца не прошло — а было это два года назад, — как Виктор полу чил первый разряд. Не все шло глад ко у парня. Скажем, пошлет его мас тер сбивать ящикй, а он отказывает ся, грубит: «еинтвревно ему закола чивать гвозди. Старший мастер Ми_ рохин круто взялся за Виктора, И когда заметил, что намечается кон такт между Владимиром Хариным и его учеником, не колеблясь -пере дал воспитание Виктора новому на- Владимир Херин — тридцатмиетний, подтянутый, худощавый, взгляд при- ставыный, острый — респолоясип к себе с первых же слов. Сам он про шел суровую школу, закончил вечер ний тех-никум при заводе. Так что и жизненный опыт, и моральное право быть шефом у Владимира есть. Но слушаешь его рассказ, и не-вольно возникает какое-то чувство неудов- летворвнности. Нет, подшефный Вла димира ни в чем предосудительном не замешан, и все-таки для т бы лучше, полнее 1 энать характер пар н*—^не мешало бы побывать дома, узнать, чем парень интересует ся, как проводит досуг. Район, где он ж-ивет, —^ знамени тый Аргамач — на отшибе, тишиной никогда не отличался. К тому ж ма у Виктора — пьющий отчим, ходит, парень предоставлен самому себе и улице. Странно и то, что за два года работы на заводе Виктор, несмотря на то, что в цехе работает о друг, заместитеяь комсорга цеха, >к и не вступил в комсомол. А ведь Поло-женим о наставничестве, лежа щем в папке ком'Итета комсомола, сказано о том, что наставник раничивается только профессиональ подготовкой, а прививает . _ дому рабочему трудовые, политике идейно-нравствввные прмици- ^ традиции рабочего класса," в числе и вовлекает их в ряды ВЛКСМ, приобщает к спорту, к само- деятелыности. И хотя Виктор, по его словам, хороший пловец, он ни разу не участвовал в занятиях завод- опортсекции. Словом, парень ■1 остался «неохваченным». В чем же дело? —» обращаюсь к методисту по работе с подростками Е. С. Диденко. Лолучэю недвусмыс- ленный ответ: в последнее время подростков вообще стараются не П;ри 1 нимать, да и на заводе они, по сути, задерживаются ненадолго: год, то и лолгода. До армии. Невы-год- I. Возни М 1 НОГО, а отдачи — ника кой. Вот и получилось, что сейчас на за 1 Во.де всего 17 подростков. А, ос- талъньге? Молодежь комсомольского возраста? Разве она меньше нуждает ся и в наставническом совете, и в прямой профессиональной помощи? — Да, мысль такая была, — отве чает методист. — Хотели было орга- ниэовать молодежные бригады под руководством одного опытного мас- тера-иасгавника). но, откровен 1 но гово ря, побоялись ответственности. А как руководит завод работой настав 1 ников? По плану один раз в месяц прово- дигся заседание совета шефов, а раз ца. Наставница поможет не только еловом — займет ей денег, макор' МИТ, а наперед посоветует не эконо мить таким образом. Не зря считают Таисию Николаевну лучшей на заводе наставницей. При шла новенькая без специальности — определяют к ней, потому что знают: лучшего учителя трудно сыскать. И в цехе, если сломался станок, не за везли агломерата, и за пределами завода — Таисия Николаевна всегда поможет. Она прианается: — Даже муж ревнует. Он у меня Шефский самотек в квартал наставники обязаны отчи тываться о своей работе и обменива ются опытом. Однако Владимир Ха рин опытом ни разу не делился и не отчитывался. Он даже не имел «По ложения об обязанностях и правах наставника». Поэтому чуть не откры тием для шефа были -слова о том, что он должен интересоваться, читает ли его подопечный газеты, за писан ли в библиотеку. На заводе с подростками кое-как работают, а за его проходными кон чается всякое шефство. Полезно бы ло бы провести семинар с наставни ками, раздать методичеокие пособия, брошюры... • Другая встреча с нветавником, или точнее, наставницей, произошла на элементном заводе в цехе КБС-2. У Таисии Николаевны Киселевой подо печных не один, а целая бригада: 32 человека. Длинный пролет цеха, з а ставленный даумя рядами станков. Девушки вставляют стержни е эле менты, тут же изолируют и отматы вают их. Процесс механизирован, но требуются оноровка, проворство. Что бы представить количество движений за смену, можно привести цифру прои 13 водимы>х за 8 часов э>леме 1 Нтов. В среднем это 10, а то и 11 и даже больше тысяч штук. Таисия Николаевна, пришедшая на завод 14-летним подростком, прора ботала здесь 30 лет. Была актив 1 Ной комсомолкой. Сейчас она — мастер участка, член КПСС. Ей ли не знать психологию подростка. Веселость ос талась и сейчас: в открытых карих глазах, подвижной фигуре. Ее любят 8 бригаде потому, что она своим девчатам больше, чем на ставник. О каждой она и говорит, как о дочери. Понимает, как трудно многим без жилья, на квартирах, где и постирать,' и приготовить под не дремлющим оком хозяйки — проб лема. Или, бывает, потратит девчо 1 М- ка зарплату на модное платье, в са ма ходит прозрачней дневного м»ся- одесь же , в соседнем цехе работает, «Все бы, говорит, тебе со своими комсомолками шастать».. Однако хоть и ревнует, а какую помог сде лать фотовитрину а цехе и ХХХ-ле- тию Победы! Все, казалось бы, хорошо. И знак «?1учший наставник» на груди, и р а дость от сознания нужности своей работы. Все же завод и здесь не оказывает нужной пом‘Ощи. Так, за пять лет Таи сия .Николаевна не помнит, чтобы со бирали наставников на семи 1 нар об меняться опытом работы ни на за воде, ни в масштабе города. Хотя в заводском Положении по массовому развитию наставничества говорится: «Создать заводскую школу настав ничества, где проводить занятия на темы морали и права, педагогики и .покхологии». Дальше: «Оформить на глядную агитацию, плакаты в цехах с рассказом о работе лучших наставни ков», «Проводить совещания с на ставниками и МОЛО:Де:ЖЬЮ». Но со СЛОВ Таисии Николаевны, лучшей настэв 1 НИ 1 ЦЫ, мы узнали, что ни на одном из подобна™ совещаний по обмену опытом она не была. В чем же дело? На обоих заводах картина сходная, если судить не по аккуратно подши тым делам, в по реально сделанной работе. К сожалению, на «Гидропри воде», элементном ничего пут ного не могли сказать и комсомоль ские активисты. Они просто были не в курсе того, кто и как работает с на ставниками. Так и пришлось доволь ствоваться сухими цифрами отчетов и сводок, «Положений» и «Правил». Но отметь?—отчетами, а стоило бы и методистам наставников, и комсо молу не выпускать из поля зрения и всячески помогать этому необходи мому звену рабочего коллектива, от ?»оторого в немалой степени зависит нынешний и завтрашний день нашей ■СПОРТ 4 1 1 Т]№тье поржаеине дома Да, в третий раз не помопт родные стены «Новолипецку», т«« перь — во встрече с «РевтрудомА (Тамбов]. Гости занимают послед нее место в зоне. За 15 игр они забили всего 9. мячей. Зато в Ли пецке им повезло. «Ревтруд» сде лал сразу три «пробоины» в во|М>- тах хозяев. Вот т ^ е и аутсайдер! Что случилось с «Новопипец- ком»! Почему команда с каждой встречей играет все хуже и хуже! Эти вопросы задают сейчас ли пецкие любители футбола. Мы понимаем, что «Новолипецк» - одна из самых молодых команд зоне. Но молодости свойственно дерзать. Недостаток опыта и тех ники, как правило, должен ком пенсироваться работоспособно стью. Но, к сожалению, в послед них трех встречах болельщики это го не увидели. Тамбовчанам, как говорится, те рять было нечего. С первых минут они начали обстреливать ворота липчан с дальних диста 1 щий. Осо бенно удавались удары Лунину, Андриянову, Кирсанову. И вот на 7-й минуте с 32 метров капитан гостей Б. Андриянов бьет и заста ет врасплох голкипера Тюяенева— На тридцатой минуте липчанин В. Бородин бьет через себя, мимо. Затем следует сильный г стрел А. Бакулина, но к мячу кто не подоспел. Вот, пожалуй, и все опасные моменты у ворот «Ревтруда» в первом тайме. А го сти смогли забить еще один мяч. После ошибки В. Корнева это сде лал седьмой номер тамбовчая А. Тарасов — 2 : 0 . Второй тайм -начался с очеред ного успеха гостей. На 50-^й мину те А. Григорьев доводит счет д< 3 : 0. И здесь липчане начали шеве, литься. Достаточно напомнить, что в течение 45 минут 14 раз по давали угловые, а гости же только два раза. На 70-й минуте за снос в штрафной площади В. Буганова был назначен 11-метровый. Его четко выполнил В. Шардыкии. А спустя шесть минут,'он мог сокра тить разрыв, но мяч от удара го ловой угодил в крестовину. Боль шего липчане сделать не сумели. В. БУХАЛОВ. А -УДИТОРИЯ гудела. Гово-р?хли хором и нвперюбой, и невоз- М'ожн-о бь?ло уловить от дельные фразы . Казалось, одним только настроением напоянила‘Сь комната. Стран- иь?м настроением: и во взглядах р ^ я т , и в интона ции откровенно сквозило решительное недовольство. Не бь?ло свободных мест, одна группа стайкой при- стрвилась у стены. Третье курсники... И кто-то среди них — ввтор письма. Впро чем, этот «?по-70» уверенно выразил общее мнение, за- кончив письмо солидной подписью; «Учащиеся тре- «...Пишем вам из Конь- Колодезского совхоза-тех никума Хлевенского рай она. Сейчас у нас приближа ется экза-менационная сес- витыся к ней надо очень много, а у нас Ареме-ни сов сем нет. С утра и до двух часов идут ав-чятия по рас- винь? восьмого мы выезжа ем на обработку свекль?. Это у нас в'Ых<йит три раза""' в неделю. Приходим с рабо- тм, -еле успеваем покушать в СТО.ЛОЕОЙ, а о6мь?ться у нас нет .аоемени, тем более, что бытовая комната не ра ботает, нет горячей воды... Мы вас убедительно просим помочь нам. Может ли быть такой распорядок дня, тем более, что на уроках нам ставят двойки, и преподава тели говорят нам, что надо успевать делать все? А ведь у нас экзамень?; после бу- ' дет производственная прак- ниями будем работать? За то, что мь? не выходим на свеклу, снимают со сти пендии, а если пойдешь на свеклу, ясное дело,—чурека знать не будешь. За обра- Думалось, все довольно просто. Ну, не рассчитали е техникуме возможностей ребят. А пора была е хо зяйстве горячая — все, ви димо, заслонила забота об урожае. Но дело, в общем- то, поправимое, и какой-то опт?«малъный выход найти будет можно. Однако все оказалось куда сложнее... Скажу сразу: не было этих изматывающих недель. Не было «такого распоряд ка». $ь?ло всего четыре дня. И даже в эти-то дни далеко не..'всех третьекурскиков ви- <дели на свекольном поле. И эти 80 .^у:жяенные ли ца. теперь, это неукротимое желание убедить меня в не законности происходив'ше- е две недели, а пожертвовать, сознавали, Потому дней десять... — Да, побольше недели- — В общем, неделю... Громко и яихорадочно подсчитывали студенты дни. Нетерпеливо перетля- 4 10 трудно им буде не могло быть я сумели д а и ноу 5 у просить и по-раэному ). Но приказывать. Но в той об- поняли, не станов’ке, которая сложи- это святое лась в хозяйстве, которая не .... ™-гило только терпела ни часа промедле- , чтобы с грехом попо- ния, можно было и просто !ОТ;работать», чувствуя «непедагогично» прика- «Аза свеклу нам не платят..^ дывались, вспоминали. VI ии- ко 1 му невдомек было, что не мерой времевн надо счи тать эти дни, а мерой граж данской зрелости, комсо мольского долга, собствен- пришлось нарушить разме- реннь?й ритм их жизни. Не по чьей-то прихоти, а пото му, что это земле, полю, всем нужно. И ребятам ли, будущим специалистам сельского помощь? Им сказали корот ко, как в бою; «Идем на свеклу». Хотя взрослые и сознавали, конечно, что чем-то ребятам придется себя, однако, ужасно ос корбленными, чтобы тут же, прямо после боя, не разду мывая, написать письмо в редакцию. Кто-то скажет; а что к ним придираться-то, есть же еще -и юридимеекие «можно — нельзя». Так ли уж заслужили ребята упре ка? И все-таки заслужили... О многом может сказать, к примеру, такая вот де таль. Спрашивала я третье курсников: «А если бы вас просто попросили?». «Ах, вот если бы попросили — тогда другое дело». Попросили — приказали... Возможно, об этом и стои ло бь? поговорить отдельно. зать, И взрослые ребята, завтрашние специалисты, должиь? бь?ли все понять, болью откликнуться за уро жай, за общее дело. Нв все в жизни есть свои правильнь?е правила. Никто, наверное, не стал бь? судить кол/^мольца— Анатолия Ме’рзлова, если бь? он поки нул горящее поле. Но он остался, ценой своей жизни спасая хлеб... Совсем не лиш 1 нее отдают порой люди другим. И это тоже прави ло. Только его не прочитать нужно, не услышать, а са мим в себе выстрадать и вь?пестовать. Огорчает и другое. Нь?- нешние третьекурсники сов хоза-техникума не только не сумели проявить свою зр е лость, когда иопь?таяие кос нулось их, будем уж так го ворить, профессиональных качеств, но и во многом другом они остались еще на положении маменькиных сь?««с?в. Комоомольць? усердно жаловались на то, что у них... «нет ни 1 какой комсомольской работы». Скучно им •— и все. Даже члены комитета комсомола «зрько сетовали, И что удивляться, еспи даже каш большой разговор о еввкле, о делах, ребята закончили вопросом: «А почему нас заставляют подстригать ся?». Вот уж поистине серь езная проблема? Зрелость и самостоятель ность не всегда приходят с возрастом. И если сегодня есть за что упрекнуть ре-- бят, то немало ответственнь? за это и их наставники. Бо рис Николаевич Быстров, заместитель директора сов хоза-техникума по учебной части, просил меня: «Вь? когда будете с .ними разго- вэривать, обязательмо на помните им, объясните, что Я, случайнь?й в теХ 1 НИ«уме человек, должна была объ яснить третьекурсникам то, что они уже долж?-?ь? были понять за три года учебь?, что должно уже быть дич- ?4ь?м убеждением каждого студента? Несколько слов особо р бь?товь?х условиях, о кото- рь?х тоже шла речь в пись- ме. Да, действительно, в об щежитии на великие блага не рвзмахнешься. Здание старое, переполненное. Еди 1 нственной бытовой ком наты, безусловно, малова то. Но если нет возможно сти оборудовагъ вторую, то уж добавить в эту лишний десяток тазиков, корыт, ко нечно, следовало бь?. И сов. сем недопустимо держать бытовую комнату закрь?той, когда студенты возвраш,а- Мело-чи? Нет. В этом тоже элемент воспитания. Сегод- няшние етуденть? завтра станут руководителями. Им предстоит заботиться о лю дях, но не только об их ра боте — о добром настрое нии тоже. Значит, и о быте. дня сами не почувствуют этой заботы? Этому нужно учиться. И этому нужно учить. Каждый день, и даже на таких вот «мелочах». Г. КАЙДАШКО, наш спец. морр. Село Комь-Колодезь, Хлевенский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz