Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Праздник «Комсомолки» {Окончание. Начало на 1.И стр.) Ве|рховного Совета СС|^,Р, Совета Министров СССР И. В. Капитонов горячо поэД|равил коллек­ тив редакции, а|Вторекий актив и читателей «Ком­ сомольской правды» с этим большим и радост­ ным событием. Мне доставляет глубокое удовлетворение, ска­ зал он, выполнить поручение Генерального секре­ таря ЦК КПСС товарища Леонида Ильича Брв 1 Ж- нева и передать вам, участникам торжественного собрания, его сердечный привет и пожелания дальнейших успехов в вашем благородном твор­ ческом труде на благо нашей великой социали­ стической Родины. Создание «Комсомольской правды», продолжал оратор, явилось выражением отеческой заботы ленинской партии о коммунистическом воспитании подрастающего поколения, вовлечек'ии широких масс рабочей и крестьянской молодежи в социа­ листическое строительство. С первых шагов «Комсомо 1 Льская правда» зая­ вила о себе как о достойном преемнике и про­ должателе ленинских традиций советской печа­ ти. Газета по-боевому взялась за вылолневие на­ каза партии — быть страстным проводником коммунистичесник идей, коллективным ггропа- гандистом, агитатором и организатором молоде- Страницы кКомсомольской правды», как под- черкгнул в своем приветствии газете товарищ Ле­ онид Ильич Брежнев, «запечатлели великий под­ виг тех,-кто строил Комсомольск-на-Амуре и Маг­ нитку, Туриоиб и Днепрогэс, создавал первые колхозы, нес в массы культуру и знания. Они рассказь 1 вв 1 рт о мужестве и отваге тех, кто на Фронтах войны и в тылу ковал победу над фа­ шизмом, кто поднимал из руин города и дерев­ ни, прокладывал первую борозду н» целине и первую трассу в космосе. И в наши дни газета активно мобилизует молодежь на самые ударные участки коммунистического строительства». Пятидесятилетие боевого органа ЦК ВЛКСМ— «Комсомольской правды», сказал И. В. Капитонов, отмечается на очень важном рубеже в жизни на­ шей Родины. Партия и народ ведут повседнев­ ную, нвпряженн|ую борьбу за досрочное выпол­ нение народнохозяйственного плв 1 на 1975 года, успешное завершение девятой пятилетки и до- г^йную встречу предстоящего XXV съезда В стране создана хорошая, по-настоящему творческая йтЛосфера. Советских лиздвй оадует и воодушевляет, что намеченная XXIV съездом КПСС обширная программа экономического и культурного развития страны, повышения уровня народного благосостояния последовательно во­ площается в жизнь. Период, прошедший после съезда, ознамено­ ван выдающимися успв 1 хами в осуществлении внешнеполитического курса партии—Программы мира. Она получила признание и поддержку все­ го про 1 грессивного человечества. Наши достижения в решении как внутренних, так и международных задач — это результат ге­ роического труда рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, резуль­ тат плодотворной, целеустремленной деятель­ ности всей нашей партии, ее Центрального Ко­ митета, Политбюро ЦК КПСС Во главе с товари­ щем Леонидом Ильичом Брежневым. В ответ на решения декабрьского (1974 года) пленума и сращение Центрального Комитета КПСС к партии, к советскому народу комсомоль­ цы, наша славная молодежь активно включились во всенародное соЦ|Иалистическое соревнование за повьшение эффекти 1 Вности общественного производства, ускорение технического прогресса, достижение наивысшей пронэвО|Дительно'сти тру­ да, использование всех резервов для увеличения выпуска и улучшения качества продукции. Сердцевиной работы «Комсомольской правды», всей вашей молодежной прессы были и остаются воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической идейности, преданности нашей советской Родине, в духе интврнаци 101 нализма, ак­ тивная пропаганда норм и духовных ценностей нашего общества. В заключение И. В. Капитонов еще раз от всей души поздравил коллектив редакции, журнали­ стов, полиграфистов, авто.рский актив и читате­ лей газеты с высокой и заслуженной наградой, пожелал им новых творческих успехов в труде на благо советского народа, достойно встретить XXV съезд нашей ленинской партии. И. В. Капитонов зачитал Указ Президиума Вер­ ховного Совета СССР о награждении газеты «Комсомольская правда» орденом Октябрьской Революции и под бурные аплодисменты собрав­ шихся Прикрепил' орден н знамени газеты. Главный редактор «Комсомольской правды» Л. К. Корнешов сердечно поблагадарил Комму­ нистическую партию. Политбюро ЦК КПСС, Ге­ нерального секретаря Центрального Комитета КПСС товарища П. И, Брежнева за высокую оценку труда коллектива и авторского актива га- Главный редактор газеты выступил с докладом, в котсцром рассказал о славном пути, большом вкладе «Комсомольской правды» в дело комму­ нистического воспитания подрастающего поколе­ ния, в решение задач хозяйственного и культур­ ного строительства. Коллектив и авторский актив газеты сердечно поздравили с юбилеем и высокой наградой за­ меститель главного редарктора газеты «рПравда» Р. И. Косолапов, замеетитель начальрникэ Мосиоа- ского метростроя Герой Со'цивлистического Тру­ да Т. В. Федорова, летчик-космонавт Герой Со­ ветского Союза А. А. Леонов, засл|уженный ма­ стер спорта СССР Ирина Роднина, студентка МВТУ имени Н. Э. Баумана Татьяна Посохина. Коллектив газеты приввтство 1 вал главный редак- тою газеты «Юнга вельт» Клаус Раддац. Участники торжестаенного собрания единодуш­ но принялри приветственное письмо Центрально­ му Комитету КПСС, Президиуму Верховного Со­ вета СССР, Совету М|инистров СССР. (ТАСС). А «Если тебе комсомо- удостоена работа горь- Участники фестиваля лец имя!» — под таким ковчан — «Марш энтузи- побывали на ударных ФРГТИВА ПЬ А®®”®*** проходил в астов». Призами за луч- комсомольских строй- Молдавии фестиваль ший сценарий, опера- «ах, промышленных молодежных программ торскую работу и режие- „вешюиятмя* » «овхо телестудий союзных рее- суру отмечены програм- в совхо ТЕЛЕФИЛЬМОВ посвященный мы Белоруеской, Эетон- зах и колхозах Молдав- “ 50-летию комсомола ской. Латвийской, Вол- ской ССР. А Молдавии. гоградской, Ленинград- ™ Главного приза ЦК ской. Армянской, Мол- |Корр. ТАСС), комсомола республики давекой телестудий. Кншмнев. Конкурс молодых масте­ ров по пошиву легкого жен. ского платья и верхней мужской одежды, а также ПЕРВЫЙ КОНКУРС пецкого производственного объединения «Индпошив» проводился у нас впервые. Цель его — повышение мае. терства молодых швейников, распространение передовых методов технологии раскроя и пошива одежды. Победи, телями этого интересного соревнования стали Любовь Углова, работница цеха от­ делки Липецкого Дома бы­ та, Татьяна Краснокутекая, мастер легкого платья из ателье N9 15, Вера Аверина, швея верхней мужской одежды Дома быта и Раи­ са Макарова, портниха верх­ ней мужской одежды из Ельца. Комсомолки удо­ стоены звания «Мастер — золо/ые руки». ИТПвруче. ны Похвальные грамоты и ценные подарки, в также повышены квапификацион-- ные разряды. Конкурс, организованный по инициативе комитета ВЛКСМ объединения, помог вскрыть резервы повыше, ния прои:|водительности ^**'^^* ' Й. ШИЛОВА. Этой женщине есть о чем поговорить с юными своими воспитанниками Тамара По. таповна Суровикииа, человек такой гуманной профессии — она редагог, Навуч Ди^ец- кой средней школы Нг 45 — прошла суровые дороги войны. На фронт рн« ушла в/сес- те с отцом. Четыре года в действующей армии, в разведроте. Форсировжие Днепра, освобождение Белоруссии. Да, о прошлой войне отличник народного образования пе. дагог-историк Т. П. Суровикинв рассказывает ребятам не Только по книгам. шогл ИЙИ 1 Й овщйя Милицейский патруль медлеи 1 НО двигался по улице Гагарина. Участковый инспектор капитан ММЛ 1 И 1 ЦИ-И В. П. Беляев взглянул на часы. 21 час 30 минут, А во дворе одного из домов слышались детские голоса. Патруль заглянул к ребятам, завязался разговор. Подошли и рО|ЛИтелм. На вогирос участкового: почему маль­ чишки и девчонки еще на упице, многие удивленно развели рукамги: «А разве нель- Пришлось напомнить взрослым о спе­ циальном поста«овлв!ни 1 И горисполкома, в котором указывалось, что учащиеся могут пулять только до девяти часов вечера, и что ответствемность за нарушение этого порядка несут родители. О многом в тот вечер беседовал с ро­ дителями старший мнепектор В. П. Беляев. Я не случайно вспомнил об этом эпизоде. У нас, к сожалению, папы, мамы, бабушки часто занимают позицию стороннего на­ блюдателя, когда дело касается досуга их А ведь есть и другие примеры. Правда, не в Липецке, а в Уфе и Пенииграде. Там родители, постоянно поддерживая кон­ такты с милицией, организовали дежурст­ во возле домов и скверов, соорудили СПортплощадаи. У нас же такого нет. Бее огра 1 Ничивается одними сетованиями на эту «!ужвсную» ули­ цу. Была попытка установить 1 дежурство на той же улице Гагарина, цо дв конца дело не довели. Есть среди родителей и лемало любите­ лей спорта, которые могут >организовать работу секций по разным в 1 И 1 аам. Мальчиш­ ки слоняются без толку в то) время, когда школьные спортзалы пустуют .1 Часто отцы и матери подростков, при 1 вле- каемых к уголовной отввтственно 1 сти, приз­ наются, что зря раньше не 1 обратились в милицию. Оберегали честь двма, а в итоге Так, родите 1 ЛИ Владимира Л* который за­ мешан в грабеже, возмущались в свое вре­ мя вызовами в МИЛИЦИ 110 ихл[ы1на Просили оставить его в потому что эзМ^х компрометирует. ^ В п е р ь они» горьк^Иб этом сожалеют. и Т е зря. Обратись они при первом же проступке сыи|а -в милицию, наверняка беды бы не случилось. Ведь фуккцим детской ■коллнаты — не наказы­ вать, а вослитыватьГ , Проблема занятосЧи молодежи должна волновать не только нас. Этс1 ^— аксиюмэ. Пора об этом задуматься всеоьез. В. СОКОЛОВСКИЙ, старший инспектор уголовного розыска. Л ИСТАЮ страницы бло<- нота, исписанные тороп­ ливым почерком во вре­ мя многочисленных бесед, вчи­ тываюсь снова и снова в маши, нописный текст писем, прислан, ных в редакцию и обком ВЛКСМ, пробегаю глазами строки корреспонденции стар­ шего инспектора детской ком­ наты Галины Шогоровой «Кто вернет Женьку?» и думаю, с чего начать этот грустный рас­ сказ? С протокола ли заседания педагогического совета, где го­ ворится, что «коллектив шко­ лы ни в коем случае не сни. мает с себя ответственности за Бесчеревных Евгения, не от­ рицает, что есть еще ряд труд­ ностей в воспитании «трудных» подростков», или с последнего разговора с организатором внеклассной работы Валерием Максимовичем Салрыкмным, когда я так и не услышала бо­ ли за человека? Возможно, что автор заметки в-пылу полеми­ ки высказался кое-где и рез­ ковато. Виктор Степанович Татуйко, директор первой средней шко­ лы, сказал: .«Нас возМ 1 утило, что факты никем не проверялись, а если бы это было сделано, то, может быть, и взятый тон не показался бы нам таким резким...» Что ж, на сей раз факты, о которых пойдет речь, проверены, и все же мы счита­ ем необходимым заранее из­ виниться, ибо, возможно, тон и этой статьи покажется кое- кому обидным. К сожалению, автор не имеет ни права, ни желания говорить иначе, если речь идет о равнодушии. Напомним, что в статье Г. Г. Шогоровой рассквзьгвалось о судьбе четырнадцатилетнего подростка, осужденного за кражу, которому суд вынес суровый приговор. Автора и редакцию поразил факт; по де­ лу этого подростка от школы был представлен обще^ ственный обвинитель, в то время как из других школ выступали общественные за­ щитники. В вьотиске из протокола заседания педсовета СШ № 1 четко отпечатано: «По требованию прокуратуры школа должна была выставить в суд общественного обвините­ ля по делу Бесчеревных. Реше­ нием администрации школы и педсовета им была направлена учительница А. Г. Демина». Эти строки мы попросили прокомментировать еяедовате- • ' I. Н. Каширина: По положению, я не имею права требовать ни защи 1 тника, обвинителя. Школа, наконец, глз бы выдвинуть просто поедстэвителя, который при не­ обходимости мог бы охаракте­ ризовать личность подсудимо- обаинителе? Не первая ли это попытка реабилитироваться? С кем бы ни пришлось бесе­ довать, все в один голос заяв­ ляли: «О Бесчеревных нельзя было сказать ни одного добро­ го слова. Он хулиганил на уро­ ках, обзывал учителей». Да, он двйстВ 1 Ительно, — не ангел, и согласимся на мгновение, что держать Женьку в школе бы­ ло нельзя. Тогда посмотрим, что гтредпрннимелось в течение двух пет, чтобы исправить под. Бесчеревных попал на учет только пятого декабря 1974 года, когда совершил с друзь­ ями кражу. До этого, по сло­ вам учителей, он не раз срывал уроки, а однажды, чтоб его ус- мцрить, в школу даже вызыва­ ли милицию. Тут-то бы и за­ бить тревогу, но школа почему- то промолчала. Как потом вы­ яснилось, здесь считали, ч: занятий. Никакого приказа не Так как же быть автору? Ка­ кие слова принимать на веру? Тем более, я так и не смогла выяснить существенной разни­ цы между временным исклю­ чением и «отстранением». При­ шлось обратиться к школьному Уставу, где в § 17, пункте вто­ ром четко сформулировано, что никакого временного иск­ лючения быть не может. Уж не этот ли опыт в работе с «труд­ ными» подростками имел в ви­ ду заведующий Т’ипецким гор­ оно тоа. Л^арчевский, когда писал в редакцию и обком ВЛКСМ, что «учителя и клас­ сные руководители средней школы N2 1 работают, как и все учительство города». Мы Такую запись могла сделать только мать, зная, что болит у ее ребенка и к какому врачу обращаться. Но написана она рукой старшего инспектора. В школе же о судьбе парниш­ ки не знали ровным счетом ни­ чего, но тем не менее были убеждены, что , он — неиспра­ вимая личность (это в восемь- то лет!!!). И опять очень прос­ тое объяснение; «Б классе, где учится Игорек, часто менялись преподаватели, и они не могли знать, что делается в семьях учеников». Я читаю последнюю запись в карточке Игорька, сделанную 20 апреля 1975 года. «Посетила е.емью. Псиа все нормально. Мальчик учится хорошо». И не­ вольно думаю о том, что могло но было видеть этих двух | питателей В. М. Сапрыкина и Г. Г. Шоготову, выпускников од­ ного вуза, рядом. Холодные, рзснодуш.чые суждения перво­ го, сводившиеся к отрицател ным глаголам; «Не знал, не в дел, не по,мню...» и полные г речи вопросы второй: «Почему вы никогда не зашли к нам? Вы же шеф Женьки?!». А, дей­ ствительно, почему? Вот передо мной график ежемесячного профилактиче­ ского приема учащихся школ Советского района инспектора­ ми детских комнат, где четко записано; «Каждый второй ч верг месяца организатор пер­ вой школы приходит к инспек­ торам вместе с учащимися, сто­ ящими на -»чете в милиции». учет травАлмрует подростке. Наверно, это так. Но, во всяком случае, этатрав- ма была бы несоизмеримо лег­ че последней, когда парнишка сел на скамью подсудимых. Сейчас в школе утверждают, что делалось очень многое, чтобы подросток стал на истин­ ный путь: неоднокоатные бе­ седы с ним, разборы его пове­ дения в различных инстанциях, работа с родителями, привле. чеиие в кружки, перевод из класса в класс (с целью ис­ правления). Не знаем, какие инстанции имеются в виду, но главные, те, что считаются св- мыми действенными, — совет микрорайона, комиссия По де . лам несоввршенно7|етних — оказались обойденными. Поче- Этот вопрос я адресовала прежде всего организатору внеклассной работы В. М. Сапрыкину. — Этим должна заниматься детская комната мил.иции и, в частности, товарищ Шогерова. Вот так. Ученик из первой школы, а виновата инспектор, которая даже не курирует эту школу и могла вообще не знать, кто такой Бесчеревных (ведь на учете он еще не со- В отношении Бесчеревных бы­ ла принята одна морд наказа­ ния, о которой хотелось бы сказать подробнее. Его просто исключили— на неделю. В шко­ ле Этот факт объяснили по- разному. (Привожу объяснения дословно). . А. Г. Демина, учитель русско. Го языка и В. М. Сапрыкин: — Исключался он с устного разоешения районо, под рас­ писку родителей. По этому по­ еду собирался ■малый педсо- . В. С. Татуйко, директор шко- ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ И каждый день — БОЙ ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ X на каком же основании — Мы знаем, что таксе и педсовет утвепждает, что речь лючение, а потому мы не и только об общественном дючали, а просто отстранили Ш к о л а прекрасного Шесть серебряных меда­ лей и семь почетных дипло- годном международном конкурсе детского рисунка памяти Джааахарлала Не­ ру е Дели, вручены вос­ питанникам студии изобра­ зительного искусства Двор­ ца культуры металлургиче­ ского завода имени Кирова. Среди юных художников из Макеевки, для которых участие в этой выставке стало традицией, пятый раз зазоевала приз восьми­ классница Марина Бубелец. Ее рисунки — о счастли­ вом детстве, о дружбе, о сверстниках. Жанровые своих этюдах Оксана Леоненко,' Гена Курганов, Алеша Круглое, Саша Березко и другие. Более десяти пет руко­ водит студией художник Г. Ф. Отчеиашко. Работы его воспитанников знают не только в Индии, где в этом году они показали сто пять­ десят произведений. С творчеством юных знакомы и в ГДР, и в Республике Банг. ладеш. А кондитерские фабрики Украины выпуска­ ют продукцию в коробках, оформленных школьника­ ми КЗ Макеевки. )Корр. ТАСС). Закончился учебньгй год. Подведены итоги, проа 1 нализи- розаны успехи и пробелы в ор­ ганизации политического прос­ вещения молодежи. Каковы Же они? Прежде всего, хочется отме­ тить, что за последние годы в районе сложилась четкая сис. тема политической учебы мо- лодеж-и. Уже на итоговых заня­ тиях мы помогаем каждом|У ол 1 ушатвлю определить кружок или семинар, в котором он бу- дет заниматься в новом году, строго учитывая при этом об­ щеобразовательный уровень и преемственность форм. В конце мая, таким образом, райком уже имеет примерную структуру политсети, и осенью, перед началом занятий, остает­ ся только внести некоторые по­ правки и уточнения. Это, в свою очередь, позволяет сай- кому заоанее позаботиться о подборе пропагандистов или о замене, если в этом есть необ- хоцимость, и о подробном пла­ на учебы руководителей круж­ ков и семинаров на год. В прошлом году мы особый упор делали на П(роведевие откры­ тых занятий. Это очень эффек- ОТКРЫТЬ ПРИЗВАНИЕ тивная форма. На та»жх заняти­ ях — а проводились они луч­ шими пропагандистами и, вс. таственио, в лучших организа­ циях — руководители кружков и семинаров на практика убеж­ дались в результативности тех или иных методов преподнесе­ ния знаний, изучали специфику работы с мо'Л'Одежью. С этой же целью райком ВЛКСМ обобщил опыт трех лучших пропагандистов. Нельзя ска­ зать, что мы добились идеаль­ ного порядка, но итоги года свияетельствуют о большей стабильности политсети, во всех к-ужках, за исключением неко­ торых, программа изучена пол­ ностью. Примером заинтересованного отношения к важному партий­ ному поручению является ггро- пагэнлист общепита , Татьяна Александ-'овна Кунова. Она умеет работать с молодежью, тонко понимает ее запросы и настроение, обладает искусст­ вом убеждать, и не случайно занятия в кружке, который она вела, всегда проходили живо, интересно и при высокой явке слушателей. Бьшо бы упрощением прово­ дить прямую линию от полити­ ческой учебы к сверхплановым тоннам, процентам й гектарам. Но факты говорят о том, что учеба сама меняет людей, да­ ет им возможность расширить горизонт мь:шления, делает юношей и девушек целеустрем­ леннее, и уже на производет. венные проблемы они смотрят с государстваиной точки эре- Три года комсомольцы заво­ да «Индикатор» учатся в эко­ номических кружках. Познание механизма экономики произ­ водства и конмретно своего п 1 редприят.ия заставило по-ино­ му взглянуть на случаи брака, небрежного отношения к сво­ им обязанностям. И логично, что сегодня на заводе все ком­ сомольцы имеют реальные личные комплексные пла- ньг, участвуют во Всесо­ юзном смотре резервов производства, горячо под­ держали почин лауреата пре­ мии Ленинского комсомола, своей землячки (Нины Корови­ ной, предложившей выпустить из сэнономлвнных материалов два процента продукции к встречному плану. > Посте ЯННо 4 совершенствуя систему политического просве­ щения молодежи, мы еще раз убеждаемся в том, что каждый молодой человек потенциально активен, нужное только помочь ему открыть в себе призвание, привить вкус к политике. Бла­ готворное вли 1 ЯН'»ет!.политиче­ ской учебы, идейной закалки на рост активности, инициативы комсомольцев ярко отражают и такие цифры: из полутора ты­ сяч слушателей системы ком­ сомольского пвлитпросвещэ- ния З40.,^рационал,изатофзв й изобретателей, около девятисот работают апитаторами и полит­ информаторами, 220 избраны депутатами местньгх Советов, практически каждый имеет комсомольское поручение. Подъем идеологической ра. боты, вызваннь 1 й подготовкой к обмену и обменом' комсо­ мольских документов, в конеч­ ном счете, сказывается и на производственных делах. Для многих молодых хлебо­ робов памятными на всю жизнь стали те волнующие минуты, когда они делали свою первую борозду, принимали повышен­ ные обязательства на весенний сев. И/, горячо приветствовали пионеры, ветераны колхозов и совхозов, участники художест­ венной самодеятельности. Простыв слова обязательств звучали в этой светлой, дове­ рительной обстановке. ,как клятва, данная друзьям по об­ щему делу. Так было в совхо­ зе-техникуме, колхозе «Великий Октябрь», совхозе «КомАЛунар» и в других хозяйствах. Работая «за себя и за того парня», по две-две с половиной нормы выполняли молодые механизаторы Серафим Аксе­ нов и Чвэн Шустов из совхоза «КоАшунар», Юрий Полянский и Виктор Коровкин из колхоза имени XXII партсъезда. Особое внимание в нынеш­ нем году мы решили уделить выращиванию сахарной свеклы. В колхозах и совхозах района созданы 6 комсомольско-моло­ дежных звеньев, руководители которых прошли подготовку на специальных курсах и утверж­ дены на бюро райкома ВГКСМ, а два звеньевых Николай Пе­ ров и Анатолий- Рощевкин по­ бывали у передовых свекло­ водов Винницкой области. Ком­ сомольцы решили вырастить и собрать не менее 11,5 тысячи тонн сладатих корней. Райком ВЛКСМ придержива- тической учебе каникул быть Не может, а трудовые достиже­ ния молодых механизаторов, рабочих заводе «Индикатор» И других передовиков—это мощ­ ные аргументы в нашей пропа­ гандистской и воспитательной работе, потому что сам про­ цесс становления молодых коммунистов находится в не­ разрывном единстве с их прак­ тическим участием в коммуни­ стическом строительстве. С этой точки зрения мы под­ ходим к любому мероприятию, будь то соревнование моло­ дежных звеньев или праздник первой борозды, посвящение в рабочие или праздник первого В, шикин, первый секретарь Усманского райкома ВЛКСМ. имеем основание утверждать, что зав. гороно допустил, мягко говоря, обобщение по неведе­ нию. Ведь в той же второй шко­ ле учатся сейчас Уваров и Скаков, проходившие по делу вместе с Бесчеревных. Однако на суд от школы пришел об­ щественный защитник, потому что здесь педагоги болезненно переживают неудачи, не снима­ ют с себя ответственности за судьбы подростков, не отказы­ ваются от них вот так просто, Знакомясь с работой детской комнаты милиции, я была удивлена, когда увидела заяв­ ление, Б котором неровным почерком было написано: «Прошу детскую комнату ми­ лиции помочь мне поступить в девятый класс первой средней школы». И подпись. (Я специ­ ально не называю фамилии, потому что парень сейчас за­ канчивает десятый класс и не стоит ему лишний раз напоми­ нать о столь грустнегм знаком­ стве с милицией). Как выясни­ лось, автор заявлёния закон, чип восьмой класс с неудов­ летворительной оценкой по по­ ведению. И толькп педсовет был вправе решить, брать его в девятый класс или нет. Шко­ ла приняла категоричное реше­ ние — отказать. Да, у коллек­ тива было такое право. Но пра­ во это, если тек можно сказать, административное. А как же быть тогда с ответственностью за судьбу псгдростка, о которой так громко сказано во все той Же выписке из протокола? По. чему же люди, «не снимающие с себя этой самой ответствен­ ности», на словах, так поспеш­ но отделывались от неудобно­ го ученика на деле, что даже потребовалось вмешательство других инстанций, благодаря чему парнишка и был возвра­ щен в школу? Ученик этой же школы И. Е-ов учится только в треть­ ем классе. Теперь он хорошо учится, волнений особых учи­ тельнице не доставляет. Так сказали в школе. Но знала ли школа, какой путь пришлось проделать этому ребенку (именно ребенку!), прежде, чем о нем сказали, что он хо­ роший? ...Восьмилетний мальчонка был задержан дружинниками поздно вечером на улицах го- рода и доставлен в милицию. Выяснилось, что мать бьет его, и он от побоев уходит из дому. Я листала в дотсной комнате его карточку и видела записи, сделанные руками инспекторов. Буквально через три-четыре дня оии посещали его. Беседо­ вали с матерью, отцом, бабуш­ кой. На одном из листков я прочитала: «Прием детского психиатра с 15.30 до 18.00. Прием проводится в кабинете логопеда». быть с ним, не окажись рядом этих людей? Где гарантия, что мальчонка не повторил бы путь Женьки? Ведь у Игоря все начиналось примерно тан же: неурядицы в семье, тяге к бро­ дяжничеству. И, возможно, в четырнадцать лет о нем сказа­ ли 6^.1 так же, как сейчас о Женьке — 6 вэнадеж 1 ный. Нет, что бы ни говорилось, не пристало шко..е обвинять, ее функция — воегтитывать, де­ лать вместе с семьей, милици. ей, общественностью все, чтобы из таких ««вудо 6 нь 1 х» Игорьков и Женек вьтходили настоящие люди. Да вот, кстати, и по по­ воду обществвн«ост|И. Есть при школе совет микрорайона. За год он собирался трияады (ес­ ли верить на слово его предсе­ дателю 8 . М. Сапрыкину, пото­ му что документов, подтвер­ ждающих это, нет). И речь шла о проведении новогодней елки, о том, где достать хоккейные коробки. И ни на одном из них не касались «трудных» подро­ стков. Так для чего же сущест­ вует этот совет, в который да­ же не входят работники дет­ ской, пионерской комнат? Рез. кий упрек? Не думаю. Более того, сам его председатель В. М. Сапрыкин, не стесняясь, делится «опытом», как У них закрепляют шефов за «трудны- — У нас их девять. Я за каж. дым записал шефа, а для Бес- черевных не хватило, и я взял Вот ТЭК против фамилии под­ ростка появилась фамилия ше­ фа! Такой «опыт» действитель­ но заслуживает внимания и, уж коль «городской от­ дел народного образования осуществляет постоянный конт­ роль за деятельностью в этом направлении руководителей школ, педколлективов», то мы можем надеяться, что подоб­ ное «новшество» не окажется без внимания гороно. В письме гороно есть стро­ ки, имеющие прямое отноше­ ние к работе совета микрорай. Она и прежде всего к его председателю: «Инспектора детских комнат работают в тес­ ном контакте с классными ру­ ководителями, организаторами школ». Совершенно верно. Крепкая связь установлена со второй, пятой, семнадцатой, сорок пятой, девятнадцатой, тридцать шестой школами, что никак нельзя сказать о первой. Ни разу (I) за год Валерий Максимович не побывал в дет­ ской комнате, не узнал, как об­ стоят дела с те.ми, кто на учё. те. Ни разу (!) за год нй на совет микрорайона, ни на ле, дэгогический, ни на классный час не был приглашен ншто из инспекторов, как это делают в ДРУГИХ школах. И как-то страм- График подписан зав. роно начальником Советского РОВД. Впервые с этим докуАлентом организатор внеклассной ра­ боты В. М. Сапрыкин познако­ мился в стенах редакции( 1 ). Комментарии йзлишн(И. Казалось бы, можно поста­ вить точку. Но остался еще пункт из протокола педсовета, не ответить не который нель­ зя. Педсовет поств«ов 1 И|л; «Просить начальника УВД про­ верить работу тов. Шогоровой, так Чек она не занимается «трудными» учащимися, не бы­ вает даже в школе, не держит связи с педколлективом. Со­ общить педколлективу, пользу ­ ясь какими правами и фактами, тов. Шогорова могла обвинять педагогический коллектив шко- Так вот, отвечаем; право у Г. Шогоровой одно—^право вос­ питателя, которому, как и кол. лектнву школы, вверены судь­ бы подростков. Право челове­ ка. который каждый день д жигг битву за несовершеннолет­ них. пусть даже не всегда ее выигрывая. И не лишне бы знать, что паевую школу курирует не Г. Шогорова. а лейтенант Н. Е. Неелова. Обвинение вынести проще всего, а вот обосновать его сложнее. К тому же дет­ ская комната алияиц ,И1И Совет- ского РОВД считается одной из ЛУЧШИХ. А теперь о Женьке. Женит,а скоро ■должен вернуться. Кэ" сложится его жизнь дальше? Послужит ли эта история у ро ­ ком ему, семье, школе? И встает во.прос: куда он пойд Если руководствоваться слова­ ми педсовета, который утвео- ждает, что он ,»не снимает сво­ ей ответственности за судьбу полоостка», то. значит, Женькд яолжен вернуться а школу? Тогда вопрос попутный: вернет­ ся ли он сыном в школьную семью или останется пасынком, чье пребывание в этой семье б'-яет нежелатеяьньиА? И последнее. Мы отдаем се. бе отчет в том, как нелегок, кропотлив и ювелирно тоном труд воспитателя, исполненный великого непреходящего значе­ ния. Мы убеждены и в том что в первой школе подавля­ ющее большинство педагогов — люди беспокой'Ные, остро переживающие неудачи и пони­ мающие сложность и тонкость своего дела. Но непреложной остается и та ис+ина, что руко­ водить всем процессом воспи. танмя в школе надо также, а может, и еще тактичнее и тонь­ ше, потому что тут приходится иметь Дело не только с лично­ стью воспитанника, но и сэа го воспитателя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz