Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
Праздник «Комсомолки» {Окончание. Начало на 1.И стр.) Ве|рховного Совета СС|^,Р, Совета Министров СССР И. В. Капитонов горячо поэД|равил коллек тив редакции, а|Вторекий актив и читателей «Ком сомольской правды» с этим большим и радост ным событием. Мне доставляет глубокое удовлетворение, ска зал он, выполнить поручение Генерального секре таря ЦК КПСС товарища Леонида Ильича Брв 1 Ж- нева и передать вам, участникам торжественного собрания, его сердечный привет и пожелания дальнейших успехов в вашем благородном твор ческом труде на благо нашей великой социали стической Родины. Создание «Комсомольской правды», продолжал оратор, явилось выражением отеческой заботы ленинской партии о коммунистическом воспитании подрастающего поколения, вовлечек'ии широких масс рабочей и крестьянской молодежи в социа листическое строительство. С первых шагов «Комсомо 1 Льская правда» зая вила о себе как о достойном преемнике и про должателе ленинских традиций советской печа ти. Газета по-боевому взялась за вылолневие на каза партии — быть страстным проводником коммунистичесник идей, коллективным ггропа- гандистом, агитатором и организатором молоде- Страницы кКомсомольской правды», как под- черкгнул в своем приветствии газете товарищ Ле онид Ильич Брежнев, «запечатлели великий под виг тех,-кто строил Комсомольск-на-Амуре и Маг нитку, Туриоиб и Днепрогэс, создавал первые колхозы, нес в массы культуру и знания. Они рассказь 1 вв 1 рт о мужестве и отваге тех, кто на Фронтах войны и в тылу ковал победу над фа шизмом, кто поднимал из руин города и дерев ни, прокладывал первую борозду н» целине и первую трассу в космосе. И в наши дни газета активно мобилизует молодежь на самые ударные участки коммунистического строительства». Пятидесятилетие боевого органа ЦК ВЛКСМ— «Комсомольской правды», сказал И. В. Капитонов, отмечается на очень важном рубеже в жизни на шей Родины. Партия и народ ведут повседнев ную, нвпряженн|ую борьбу за досрочное выпол нение народнохозяйственного плв 1 на 1975 года, успешное завершение девятой пятилетки и до- г^йную встречу предстоящего XXV съезда В стране создана хорошая, по-настоящему творческая йтЛосфера. Советских лиздвй оадует и воодушевляет, что намеченная XXIV съездом КПСС обширная программа экономического и культурного развития страны, повышения уровня народного благосостояния последовательно во площается в жизнь. Период, прошедший после съезда, ознамено ван выдающимися успв 1 хами в осуществлении внешнеполитического курса партии—Программы мира. Она получила признание и поддержку все го про 1 грессивного человечества. Наши достижения в решении как внутренних, так и международных задач — это результат ге роического труда рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, резуль тат плодотворной, целеустремленной деятель ности всей нашей партии, ее Центрального Ко митета, Политбюро ЦК КПСС Во главе с товари щем Леонидом Ильичом Брежневым. В ответ на решения декабрьского (1974 года) пленума и сращение Центрального Комитета КПСС к партии, к советскому народу комсомоль цы, наша славная молодежь активно включились во всенародное соЦ|Иалистическое соревнование за повьшение эффекти 1 Вности общественного производства, ускорение технического прогресса, достижение наивысшей пронэвО|Дительно'сти тру да, использование всех резервов для увеличения выпуска и улучшения качества продукции. Сердцевиной работы «Комсомольской правды», всей вашей молодежной прессы были и остаются воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической идейности, преданности нашей советской Родине, в духе интврнаци 101 нализма, ак тивная пропаганда норм и духовных ценностей нашего общества. В заключение И. В. Капитонов еще раз от всей души поздравил коллектив редакции, журнали стов, полиграфистов, авто.рский актив и читате лей газеты с высокой и заслуженной наградой, пожелал им новых творческих успехов в труде на благо советского народа, достойно встретить XXV съезд нашей ленинской партии. И. В. Капитонов зачитал Указ Президиума Вер ховного Совета СССР о награждении газеты «Комсомольская правда» орденом Октябрьской Революции и под бурные аплодисменты собрав шихся Прикрепил' орден н знамени газеты. Главный редактор «Комсомольской правды» Л. К. Корнешов сердечно поблагадарил Комму нистическую партию. Политбюро ЦК КПСС, Ге нерального секретаря Центрального Комитета КПСС товарища П. И, Брежнева за высокую оценку труда коллектива и авторского актива га- Главный редактор газеты выступил с докладом, в котсцром рассказал о славном пути, большом вкладе «Комсомольской правды» в дело комму нистического воспитания подрастающего поколе ния, в решение задач хозяйственного и культур ного строительства. Коллектив и авторский актив газеты сердечно поздравили с юбилеем и высокой наградой за меститель главного редарктора газеты «рПравда» Р. И. Косолапов, замеетитель начальрникэ Мосиоа- ского метростроя Герой Со'цивлистического Тру да Т. В. Федорова, летчик-космонавт Герой Со ветского Союза А. А. Леонов, засл|уженный ма стер спорта СССР Ирина Роднина, студентка МВТУ имени Н. Э. Баумана Татьяна Посохина. Коллектив газеты приввтство 1 вал главный редак- тою газеты «Юнга вельт» Клаус Раддац. Участники торжестаенного собрания единодуш но принялри приветственное письмо Центрально му Комитету КПСС, Президиуму Верховного Со вета СССР, Совету М|инистров СССР. (ТАСС). А «Если тебе комсомо- удостоена работа горь- Участники фестиваля лец имя!» — под таким ковчан — «Марш энтузи- побывали на ударных ФРГТИВА ПЬ А®®”®*** проходил в астов». Призами за луч- комсомольских строй- Молдавии фестиваль ший сценарий, опера- «ах, промышленных молодежных программ торскую работу и режие- „вешюиятмя* » «овхо телестудий союзных рее- суру отмечены програм- в совхо ТЕЛЕФИЛЬМОВ посвященный мы Белоруеской, Эетон- зах и колхозах Молдав- “ 50-летию комсомола ской. Латвийской, Вол- ской ССР. А Молдавии. гоградской, Ленинград- ™ Главного приза ЦК ской. Армянской, Мол- |Корр. ТАСС), комсомола республики давекой телестудий. Кншмнев. Конкурс молодых масте ров по пошиву легкого жен. ского платья и верхней мужской одежды, а также ПЕРВЫЙ КОНКУРС пецкого производственного объединения «Индпошив» проводился у нас впервые. Цель его — повышение мае. терства молодых швейников, распространение передовых методов технологии раскроя и пошива одежды. Победи, телями этого интересного соревнования стали Любовь Углова, работница цеха от делки Липецкого Дома бы та, Татьяна Краснокутекая, мастер легкого платья из ателье N9 15, Вера Аверина, швея верхней мужской одежды Дома быта и Раи са Макарова, портниха верх ней мужской одежды из Ельца. Комсомолки удо стоены звания «Мастер — золо/ые руки». ИТПвруче. ны Похвальные грамоты и ценные подарки, в также повышены квапификацион-- ные разряды. Конкурс, организованный по инициативе комитета ВЛКСМ объединения, помог вскрыть резервы повыше, ния прои:|водительности ^**'^^* ' Й. ШИЛОВА. Этой женщине есть о чем поговорить с юными своими воспитанниками Тамара По. таповна Суровикииа, человек такой гуманной профессии — она редагог, Навуч Ди^ец- кой средней школы Нг 45 — прошла суровые дороги войны. На фронт рн« ушла в/сес- те с отцом. Четыре года в действующей армии, в разведроте. Форсировжие Днепра, освобождение Белоруссии. Да, о прошлой войне отличник народного образования пе. дагог-историк Т. П. Суровикинв рассказывает ребятам не Только по книгам. шогл ИЙИ 1 Й овщйя Милицейский патруль медлеи 1 НО двигался по улице Гагарина. Участковый инспектор капитан ММЛ 1 И 1 ЦИ-И В. П. Беляев взглянул на часы. 21 час 30 минут, А во дворе одного из домов слышались детские голоса. Патруль заглянул к ребятам, завязался разговор. Подошли и рО|ЛИтелм. На вогирос участкового: почему маль чишки и девчонки еще на упице, многие удивленно развели рукамги: «А разве нель- Пришлось напомнить взрослым о спе циальном поста«овлв!ни 1 И горисполкома, в котором указывалось, что учащиеся могут пулять только до девяти часов вечера, и что ответствемность за нарушение этого порядка несут родители. О многом в тот вечер беседовал с ро дителями старший мнепектор В. П. Беляев. Я не случайно вспомнил об этом эпизоде. У нас, к сожалению, папы, мамы, бабушки часто занимают позицию стороннего на блюдателя, когда дело касается досуга их А ведь есть и другие примеры. Правда, не в Липецке, а в Уфе и Пенииграде. Там родители, постоянно поддерживая кон такты с милицией, организовали дежурст во возле домов и скверов, соорудили СПортплощадаи. У нас же такого нет. Бее огра 1 Ничивается одними сетованиями на эту «!ужвсную» ули цу. Была попытка установить 1 дежурство на той же улице Гагарина, цо дв конца дело не довели. Есть среди родителей и лемало любите лей спорта, которые могут >организовать работу секций по разным в 1 И 1 аам. Мальчиш ки слоняются без толку в то) время, когда школьные спортзалы пустуют .1 Часто отцы и матери подростков, при 1 вле- каемых к уголовной отввтственно 1 сти, приз наются, что зря раньше не 1 обратились в милицию. Оберегали честь двма, а в итоге Так, родите 1 ЛИ Владимира Л* который за мешан в грабеже, возмущались в свое вре мя вызовами в МИЛИЦИ 110 ихл[ы1на Просили оставить его в потому что эзМ^х компрометирует. ^ В п е р ь они» горьк^Иб этом сожалеют. и Т е зря. Обратись они при первом же проступке сыи|а -в милицию, наверняка беды бы не случилось. Ведь фуккцим детской ■коллнаты — не наказы вать, а вослитыватьГ , Проблема занятосЧи молодежи должна волновать не только нас. Этс1 ^— аксиюмэ. Пора об этом задуматься всеоьез. В. СОКОЛОВСКИЙ, старший инспектор уголовного розыска. Л ИСТАЮ страницы бло<- нота, исписанные тороп ливым почерком во вре мя многочисленных бесед, вчи тываюсь снова и снова в маши, нописный текст писем, прислан, ных в редакцию и обком ВЛКСМ, пробегаю глазами строки корреспонденции стар шего инспектора детской ком наты Галины Шогоровой «Кто вернет Женьку?» и думаю, с чего начать этот грустный рас сказ? С протокола ли заседания педагогического совета, где го ворится, что «коллектив шко лы ни в коем случае не сни. мает с себя ответственности за Бесчеревных Евгения, не от рицает, что есть еще ряд труд ностей в воспитании «трудных» подростков», или с последнего разговора с организатором внеклассной работы Валерием Максимовичем Салрыкмным, когда я так и не услышала бо ли за человека? Возможно, что автор заметки в-пылу полеми ки высказался кое-где и рез ковато. Виктор Степанович Татуйко, директор первой средней шко лы, сказал: .«Нас возМ 1 утило, что факты никем не проверялись, а если бы это было сделано, то, может быть, и взятый тон не показался бы нам таким резким...» Что ж, на сей раз факты, о которых пойдет речь, проверены, и все же мы счита ем необходимым заранее из виниться, ибо, возможно, тон и этой статьи покажется кое- кому обидным. К сожалению, автор не имеет ни права, ни желания говорить иначе, если речь идет о равнодушии. Напомним, что в статье Г. Г. Шогоровой рассквзьгвалось о судьбе четырнадцатилетнего подростка, осужденного за кражу, которому суд вынес суровый приговор. Автора и редакцию поразил факт; по де лу этого подростка от школы был представлен обще^ ственный обвинитель, в то время как из других школ выступали общественные за щитники. В вьотиске из протокола заседания педсовета СШ № 1 четко отпечатано: «По требованию прокуратуры школа должна была выставить в суд общественного обвините ля по делу Бесчеревных. Реше нием администрации школы и педсовета им была направлена учительница А. Г. Демина». Эти строки мы попросили прокомментировать еяедовате- • ' I. Н. Каширина: По положению, я не имею права требовать ни защи 1 тника, обвинителя. Школа, наконец, глз бы выдвинуть просто поедстэвителя, который при не обходимости мог бы охаракте ризовать личность подсудимо- обаинителе? Не первая ли это попытка реабилитироваться? С кем бы ни пришлось бесе довать, все в один голос заяв ляли: «О Бесчеревных нельзя было сказать ни одного добро го слова. Он хулиганил на уро ках, обзывал учителей». Да, он двйстВ 1 Ительно, — не ангел, и согласимся на мгновение, что держать Женьку в школе бы ло нельзя. Тогда посмотрим, что гтредпрннимелось в течение двух пет, чтобы исправить под. Бесчеревных попал на учет только пятого декабря 1974 года, когда совершил с друзь ями кражу. До этого, по сло вам учителей, он не раз срывал уроки, а однажды, чтоб его ус- мцрить, в школу даже вызыва ли милицию. Тут-то бы и за бить тревогу, но школа почему- то промолчала. Как потом вы яснилось, здесь считали, ч: занятий. Никакого приказа не Так как же быть автору? Ка кие слова принимать на веру? Тем более, я так и не смогла выяснить существенной разни цы между временным исклю чением и «отстранением». При шлось обратиться к школьному Уставу, где в § 17, пункте вто ром четко сформулировано, что никакого временного иск лючения быть не может. Уж не этот ли опыт в работе с «труд ными» подростками имел в ви ду заведующий Т’ипецким гор оно тоа. Л^арчевский, когда писал в редакцию и обком ВЛКСМ, что «учителя и клас сные руководители средней школы N2 1 работают, как и все учительство города». Мы Такую запись могла сделать только мать, зная, что болит у ее ребенка и к какому врачу обращаться. Но написана она рукой старшего инспектора. В школе же о судьбе парниш ки не знали ровным счетом ни чего, но тем не менее были убеждены, что , он — неиспра вимая личность (это в восемь- то лет!!!). И опять очень прос тое объяснение; «Б классе, где учится Игорек, часто менялись преподаватели, и они не могли знать, что делается в семьях учеников». Я читаю последнюю запись в карточке Игорька, сделанную 20 апреля 1975 года. «Посетила е.емью. Псиа все нормально. Мальчик учится хорошо». И не вольно думаю о том, что могло но было видеть этих двух | питателей В. М. Сапрыкина и Г. Г. Шоготову, выпускников од ного вуза, рядом. Холодные, рзснодуш.чые суждения перво го, сводившиеся к отрицател ным глаголам; «Не знал, не в дел, не по,мню...» и полные г речи вопросы второй: «Почему вы никогда не зашли к нам? Вы же шеф Женьки?!». А, дей ствительно, почему? Вот передо мной график ежемесячного профилактиче ского приема учащихся школ Советского района инспектора ми детских комнат, где четко записано; «Каждый второй ч верг месяца организатор пер вой школы приходит к инспек торам вместе с учащимися, сто ящими на -»чете в милиции». учет травАлмрует подростке. Наверно, это так. Но, во всяком случае, этатрав- ма была бы несоизмеримо лег че последней, когда парнишка сел на скамью подсудимых. Сейчас в школе утверждают, что делалось очень многое, чтобы подросток стал на истин ный путь: неоднокоатные бе седы с ним, разборы его пове дения в различных инстанциях, работа с родителями, привле. чеиие в кружки, перевод из класса в класс (с целью ис правления). Не знаем, какие инстанции имеются в виду, но главные, те, что считаются св- мыми действенными, — совет микрорайона, комиссия По де . лам несоввршенно7|етних — оказались обойденными. Поче- Этот вопрос я адресовала прежде всего организатору внеклассной работы В. М. Сапрыкину. — Этим должна заниматься детская комната мил.иции и, в частности, товарищ Шогерова. Вот так. Ученик из первой школы, а виновата инспектор, которая даже не курирует эту школу и могла вообще не знать, кто такой Бесчеревных (ведь на учете он еще не со- В отношении Бесчеревных бы ла принята одна морд наказа ния, о которой хотелось бы сказать подробнее. Его просто исключили— на неделю. В шко ле Этот факт объяснили по- разному. (Привожу объяснения дословно). . А. Г. Демина, учитель русско. Го языка и В. М. Сапрыкин: — Исключался он с устного разоешения районо, под рас писку родителей. По этому по еду собирался ■малый педсо- . В. С. Татуйко, директор шко- ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ И каждый день — БОЙ ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ X на каком же основании — Мы знаем, что таксе и педсовет утвепждает, что речь лючение, а потому мы не и только об общественном дючали, а просто отстранили Ш к о л а прекрасного Шесть серебряных меда лей и семь почетных дипло- годном международном конкурсе детского рисунка памяти Джааахарлала Не ру е Дели, вручены вос питанникам студии изобра зительного искусства Двор ца культуры металлургиче ского завода имени Кирова. Среди юных художников из Макеевки, для которых участие в этой выставке стало традицией, пятый раз зазоевала приз восьми классница Марина Бубелец. Ее рисунки — о счастли вом детстве, о дружбе, о сверстниках. Жанровые своих этюдах Оксана Леоненко,' Гена Курганов, Алеша Круглое, Саша Березко и другие. Более десяти пет руко водит студией художник Г. Ф. Отчеиашко. Работы его воспитанников знают не только в Индии, где в этом году они показали сто пять десят произведений. С творчеством юных знакомы и в ГДР, и в Республике Банг. ладеш. А кондитерские фабрики Украины выпуска ют продукцию в коробках, оформленных школьника ми КЗ Макеевки. )Корр. ТАСС). Закончился учебньгй год. Подведены итоги, проа 1 нализи- розаны успехи и пробелы в ор ганизации политического прос вещения молодежи. Каковы Же они? Прежде всего, хочется отме тить, что за последние годы в районе сложилась четкая сис. тема политической учебы мо- лодеж-и. Уже на итоговых заня тиях мы помогаем каждом|У ол 1 ушатвлю определить кружок или семинар, в котором он бу- дет заниматься в новом году, строго учитывая при этом об щеобразовательный уровень и преемственность форм. В конце мая, таким образом, райком уже имеет примерную структуру политсети, и осенью, перед началом занятий, остает ся только внести некоторые по правки и уточнения. Это, в свою очередь, позволяет сай- кому заоанее позаботиться о подборе пропагандистов или о замене, если в этом есть необ- хоцимость, и о подробном пла на учебы руководителей круж ков и семинаров на год. В прошлом году мы особый упор делали на П(роведевие откры тых занятий. Это очень эффек- ОТКРЫТЬ ПРИЗВАНИЕ тивная форма. На та»жх заняти ях — а проводились они луч шими пропагандистами и, вс. таственио, в лучших организа циях — руководители кружков и семинаров на практика убеж дались в результативности тех или иных методов преподнесе ния знаний, изучали специфику работы с мо'Л'Одежью. С этой же целью райком ВЛКСМ обобщил опыт трех лучших пропагандистов. Нельзя ска зать, что мы добились идеаль ного порядка, но итоги года свияетельствуют о большей стабильности политсети, во всех к-ужках, за исключением неко торых, программа изучена пол ностью. Примером заинтересованного отношения к важному партий ному поручению является ггро- пагэнлист общепита , Татьяна Александ-'овна Кунова. Она умеет работать с молодежью, тонко понимает ее запросы и настроение, обладает искусст вом убеждать, и не случайно занятия в кружке, который она вела, всегда проходили живо, интересно и при высокой явке слушателей. Бьшо бы упрощением прово дить прямую линию от полити ческой учебы к сверхплановым тоннам, процентам й гектарам. Но факты говорят о том, что учеба сама меняет людей, да ет им возможность расширить горизонт мь:шления, делает юношей и девушек целеустрем леннее, и уже на производет. венные проблемы они смотрят с государстваиной точки эре- Три года комсомольцы заво да «Индикатор» учатся в эко номических кружках. Познание механизма экономики произ водства и конмретно своего п 1 редприят.ия заставило по-ино му взглянуть на случаи брака, небрежного отношения к сво им обязанностям. И логично, что сегодня на заводе все ком сомольцы имеют реальные личные комплексные пла- ньг, участвуют во Всесо юзном смотре резервов производства, горячо под держали почин лауреата пре мии Ленинского комсомола, своей землячки (Нины Корови ной, предложившей выпустить из сэнономлвнных материалов два процента продукции к встречному плану. > Посте ЯННо 4 совершенствуя систему политического просве щения молодежи, мы еще раз убеждаемся в том, что каждый молодой человек потенциально активен, нужное только помочь ему открыть в себе призвание, привить вкус к политике. Бла готворное вли 1 ЯН'»ет!.политиче ской учебы, идейной закалки на рост активности, инициативы комсомольцев ярко отражают и такие цифры: из полутора ты сяч слушателей системы ком сомольского пвлитпросвещэ- ния З40.,^рационал,изатофзв й изобретателей, около девятисот работают апитаторами и полит информаторами, 220 избраны депутатами местньгх Советов, практически каждый имеет комсомольское поручение. Подъем идеологической ра. боты, вызваннь 1 й подготовкой к обмену и обменом' комсо мольских документов, в конеч ном счете, сказывается и на производственных делах. Для многих молодых хлебо робов памятными на всю жизнь стали те волнующие минуты, когда они делали свою первую борозду, принимали повышен ные обязательства на весенний сев. И/, горячо приветствовали пионеры, ветераны колхозов и совхозов, участники художест венной самодеятельности. Простыв слова обязательств звучали в этой светлой, дове рительной обстановке. ,как клятва, данная друзьям по об щему делу. Так было в совхо зе-техникуме, колхозе «Великий Октябрь», совхозе «КомАЛунар» и в других хозяйствах. Работая «за себя и за того парня», по две-две с половиной нормы выполняли молодые механизаторы Серафим Аксе нов и Чвэн Шустов из совхоза «КоАшунар», Юрий Полянский и Виктор Коровкин из колхоза имени XXII партсъезда. Особое внимание в нынеш нем году мы решили уделить выращиванию сахарной свеклы. В колхозах и совхозах района созданы 6 комсомольско-моло дежных звеньев, руководители которых прошли подготовку на специальных курсах и утверж дены на бюро райкома ВГКСМ, а два звеньевых Николай Пе ров и Анатолий- Рощевкин по бывали у передовых свекло водов Винницкой области. Ком сомольцы решили вырастить и собрать не менее 11,5 тысячи тонн сладатих корней. Райком ВЛКСМ придержива- тической учебе каникул быть Не может, а трудовые достиже ния молодых механизаторов, рабочих заводе «Индикатор» И других передовиков—это мощ ные аргументы в нашей пропа гандистской и воспитательной работе, потому что сам про цесс становления молодых коммунистов находится в не разрывном единстве с их прак тическим участием в коммуни стическом строительстве. С этой точки зрения мы под ходим к любому мероприятию, будь то соревнование моло дежных звеньев или праздник первой борозды, посвящение в рабочие или праздник первого В, шикин, первый секретарь Усманского райкома ВЛКСМ. имеем основание утверждать, что зав. гороно допустил, мягко говоря, обобщение по неведе нию. Ведь в той же второй шко ле учатся сейчас Уваров и Скаков, проходившие по делу вместе с Бесчеревных. Однако на суд от школы пришел об щественный защитник, потому что здесь педагоги болезненно переживают неудачи, не снима ют с себя ответственности за судьбы подростков, не отказы ваются от них вот так просто, Знакомясь с работой детской комнаты милиции, я была удивлена, когда увидела заяв ление, Б котором неровным почерком было написано: «Прошу детскую комнату ми лиции помочь мне поступить в девятый класс первой средней школы». И подпись. (Я специ ально не называю фамилии, потому что парень сейчас за канчивает десятый класс и не стоит ему лишний раз напоми нать о столь грустнегм знаком стве с милицией). Как выясни лось, автор заявлёния закон, чип восьмой класс с неудов летворительной оценкой по по ведению. И толькп педсовет был вправе решить, брать его в девятый класс или нет. Шко ла приняла категоричное реше ние — отказать. Да, у коллек тива было такое право. Но пра во это, если тек можно сказать, административное. А как же быть тогда с ответственностью за судьбу псгдростка, о которой так громко сказано во все той Же выписке из протокола? По. чему же люди, «не снимающие с себя этой самой ответствен ности», на словах, так поспеш но отделывались от неудобно го ученика на деле, что даже потребовалось вмешательство других инстанций, благодаря чему парнишка и был возвра щен в школу? Ученик этой же школы И. Е-ов учится только в треть ем классе. Теперь он хорошо учится, волнений особых учи тельнице не доставляет. Так сказали в школе. Но знала ли школа, какой путь пришлось проделать этому ребенку (именно ребенку!), прежде, чем о нем сказали, что он хо роший? ...Восьмилетний мальчонка был задержан дружинниками поздно вечером на улицах го- рода и доставлен в милицию. Выяснилось, что мать бьет его, и он от побоев уходит из дому. Я листала в дотсной комнате его карточку и видела записи, сделанные руками инспекторов. Буквально через три-четыре дня оии посещали его. Беседо вали с матерью, отцом, бабуш кой. На одном из листков я прочитала: «Прием детского психиатра с 15.30 до 18.00. Прием проводится в кабинете логопеда». быть с ним, не окажись рядом этих людей? Где гарантия, что мальчонка не повторил бы путь Женьки? Ведь у Игоря все начиналось примерно тан же: неурядицы в семье, тяге к бро дяжничеству. И, возможно, в четырнадцать лет о нем сказа ли 6^.1 так же, как сейчас о Женьке — 6 вэнадеж 1 ный. Нет, что бы ни говорилось, не пристало шко..е обвинять, ее функция — воегтитывать, де лать вместе с семьей, милици. ей, общественностью все, чтобы из таких ««вудо 6 нь 1 х» Игорьков и Женек вьтходили настоящие люди. Да вот, кстати, и по по воду обществвн«ост|И. Есть при школе совет микрорайона. За год он собирался трияады (ес ли верить на слово его предсе дателю 8 . М. Сапрыкину, пото му что документов, подтвер ждающих это, нет). И речь шла о проведении новогодней елки, о том, где достать хоккейные коробки. И ни на одном из них не касались «трудных» подро стков. Так для чего же сущест вует этот совет, в который да же не входят работники дет ской, пионерской комнат? Рез. кий упрек? Не думаю. Более того, сам его председатель В. М. Сапрыкин, не стесняясь, делится «опытом», как У них закрепляют шефов за «трудны- — У нас их девять. Я за каж. дым записал шефа, а для Бес- черевных не хватило, и я взял Вот ТЭК против фамилии под ростка появилась фамилия ше фа! Такой «опыт» действитель но заслуживает внимания и, уж коль «городской от дел народного образования осуществляет постоянный конт роль за деятельностью в этом направлении руководителей школ, педколлективов», то мы можем надеяться, что подоб ное «новшество» не окажется без внимания гороно. В письме гороно есть стро ки, имеющие прямое отноше ние к работе совета микрорай. Она и прежде всего к его председателю: «Инспектора детских комнат работают в тес ном контакте с классными ру ководителями, организаторами школ». Совершенно верно. Крепкая связь установлена со второй, пятой, семнадцатой, сорок пятой, девятнадцатой, тридцать шестой школами, что никак нельзя сказать о первой. Ни разу (I) за год Валерий Максимович не побывал в дет ской комнате, не узнал, как об стоят дела с те.ми, кто на учё. те. Ни разу (!) за год нй на совет микрорайона, ни на ле, дэгогический, ни на классный час не был приглашен ншто из инспекторов, как это делают в ДРУГИХ школах. И как-то страм- График подписан зав. роно начальником Советского РОВД. Впервые с этим докуАлентом организатор внеклассной ра боты В. М. Сапрыкин познако мился в стенах редакции( 1 ). Комментарии йзлишн(И. Казалось бы, можно поста вить точку. Но остался еще пункт из протокола педсовета, не ответить не который нель зя. Педсовет поств«ов 1 И|л; «Просить начальника УВД про верить работу тов. Шогоровой, так Чек она не занимается «трудными» учащимися, не бы вает даже в школе, не держит связи с педколлективом. Со общить педколлективу, пользу ясь какими правами и фактами, тов. Шогорова могла обвинять педагогический коллектив шко- Так вот, отвечаем; право у Г. Шогоровой одно—^право вос питателя, которому, как и кол. лектнву школы, вверены судь бы подростков. Право челове ка. который каждый день д жигг битву за несовершеннолет них. пусть даже не всегда ее выигрывая. И не лишне бы знать, что паевую школу курирует не Г. Шогорова. а лейтенант Н. Е. Неелова. Обвинение вынести проще всего, а вот обосновать его сложнее. К тому же дет ская комната алияиц ,И1И Совет- ского РОВД считается одной из ЛУЧШИХ. А теперь о Женьке. Женит,а скоро ■должен вернуться. Кэ" сложится его жизнь дальше? Послужит ли эта история у ро ком ему, семье, школе? И встает во.прос: куда он пойд Если руководствоваться слова ми педсовета, который утвео- ждает, что он ,»не снимает сво ей ответственности за судьбу полоостка», то. значит, Женькд яолжен вернуться а школу? Тогда вопрос попутный: вернет ся ли он сыном в школьную семью или останется пасынком, чье пребывание в этой семье б'-яет нежелатеяьньиА? И последнее. Мы отдаем се. бе отчет в том, как нелегок, кропотлив и ювелирно тоном труд воспитателя, исполненный великого непреходящего значе ния. Мы убеждены и в том что в первой школе подавля ющее большинство педагогов — люди беспокой'Ные, остро переживающие неудачи и пони мающие сложность и тонкость своего дела. Но непреложной остается и та ис+ина, что руко водить всем процессом воспи. танмя в школе надо также, а может, и еще тактичнее и тонь ше, потому что тут приходится иметь Дело не только с лично стью воспитанника, но и сэа го воспитателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz