Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
. п®рв#Ц^ть»ая г*о- Не обед?нвтсл ли она, игра 9 та, а»я, которым могут * будущем следние номера «Лите- игрой не ради проблемы, а — раарушить союз Адама и Еаы? игрой 3 проблему? Сомнекмя Ну, неверность. Ну, разлука. Ну, не случайно еозни-кающие. ворчливая свекровь. Ну, реа- Природа спектакля действи- ность к прошлым увлечениям тельно двойственна, протизо- — оказывается, даже у восем- речива. надцатидетнвй Евы есть и это Вот само судебноа разбира- прошлое, и эти увлечения, а тельство. Ну, конечно, это иг- коих она не Хочет признаться ра. Все понарошку. Пересказы- Адаму. И асе? /Ане предстазпя- вая его, надо все время добав- ется, что создатели «Дела» так ратурки». На глаза по палея очередной диалог о мо лодой семье. Ранние браки... Процент разводов... Взанмоот- нощения супругов... Вечером— спектакль Ростовского ТЮЗа по пьесе драматурга из ГДР Руди Штраля «Дело Адама и Евы». Жанр — «судебное раз бирательство в 2 -х отделеки- лять нарочитое «очень», и не набрались смелости что-то ях». Адам и Ева собирались в Очень-очень деловой секретарь договорить до конца. Честно и загс, а попали в суд. И суду суда (арт. Б. Гранатов). Такой определенно. Я так и не знаю, этому предстоит вынести приговор; быть или не быть но вой семье? Не чересчур ли по спешно решение молодых лю дей? Насколько глубоко и серьезно их чувство? Прочным ли будет союз их? кого журнализма с его праг- деловой и хлопотливый, что в способны ли эти милые маль- зале не смолкает смех. Очень- чик и девочка на жертвы ради очень придирчивая, въедливая любви своей, ради семьи своей обвинительница (эрт. С. Яст- будущей? ребова). Такая, знаете ли, про- Когда в суде . вьхетупает не- фессиональная неудачница и ожиданно появившийся свиде- пессимистка, которая и мысли тель, — трубач Ханзи, тот, ко- Вот уж истиино; «утром — в не допускает, что у кого-то все торый любил Еву, мне вдруг газете, вечером — в куплете», может сложиться удачнее и становится очень интерерно. то бишь — на сцене. Причем, лучше, чем у нее‘было. Она не Наметилось нечто важное, пе- театр, похоже, ничего не боит- допрашивает, а злорадно под- реломное для. всего спектакля, ся. Он не смущается открытой лазливает, сердито шипит на Звонкая труба Ханзи возаести- дидактики. Он на сей раз *не Адама и Еву; «А пОч-ч-чему ла о том, что есть куда менее просто публицистично дискус- вы?..». Очень элегантный, очень очааилные, зато . большие сионен, он подчеркнуто выби- бодрый, очень, так сказать, за- опасности для будущего се- рает путь откравенного газет- щищающий защитник (арт. мейства. Опасность эгоизма. А. Симкович). Защитник в Опасность. взаимного непони мания. Разделенности духов ных интересов. А вдруг, суп ружество, малые и большие за боты о домашнем очаге, по мешают Адаму и Бзе осущест виться в чем-то еще, помимо любви? На вступят ли в непри миримый и разрушительньж конфликт их любовь и стремле ние, как сказал бы Ханзи, во что бы то ни стало взять верх нее «до», то есть реализовать ся в любимом деле, раскрыть ся как гражданину — . погано и гармонично? ^ Получить материал для отве- матическои установкой на не- квадрате. А что? Игра есть иг- та на эти вопросы мне, при- медленную реакцию.Ему ма- ра. И в персонажах этих узнают- знаться, и хотелось в ходе «су- ло устроить насцене «суд бра- ся черты традиционных теат- дебного разбирательства а 2 -х ральных масок. отделениях». Но его как раз и И в то же время те, чье да- недостаточно. Об Адаме и Еве ло заслушивает «высокий суд», мы узнали немногим больше — Адам и Ева поднимаются на того, что они милые, чистые, сцену из зала. Из ж!и.эни — хо- что «они красивые», как заме нам авторы спек- тила одна из зрительниц, и — такля. Задача у м о л о д ь е х акте- по молодости — неопытные и ров, надо сознаться, не проста, наивные, В итоге — проблема Безоговорочно веришь Г. Ива- в «Деле» на столько постаале- новой. В ней все так просто, сколько названа, тонко, естественно, искренне. Мне глубоко симпатичен и Адам Г. Чиковкина, по- любопытен Ростовский ТЮЗ. ж к а . а я я м ГАСТРОЛИ РОСТОВСКОГО ТЮЗа косочетания», ему нужно лю быми средствам 1 и вовлечь в это разбирательство зал. Не просто подтолкнуть людей, пришедших на спектакль, по размыслить и про себя сделать тяг сказать в-гводы, а — заставить выс казаться. Тут же. Во все услышание. Включиться в спор—и с театром, и со своим соседом по ряду. Для того в финале и объявляется голосо вание. Кто хочет, чтобы Адам и моему, Ева поженились, — поднимите чей. И руки. А кто против? А почемиу? Но это лишь кажется, что те атр ничего не боится. Боится. Правда, не назидания, а скуки назидания. И погружа ет все в атмосферу игры, ре шая свой спектакль в ритме вроде бы непритязательной ко- Игра с залом — в ТЮЗ^ де ло привычное. Кто из нас не помнит этого очарования дет ских «утренников»? «Ребята, скажите, куда-куда убежал се рый волк?». И малыши, под- прыгивая Б креслах от воз буждения, подсказывают Крас- ной Шапочке: «Под деревом, под деревом!». столь оргаяи- Мне, как и многим, импоииру- все же оба акте- то. что ростовчане пробуют осуществить в «Деле Адама Евы®. Поэтому я решился по говорить и о том, что театру не совсем удалось, хотя, по традиции, критические отзывы на гастроли не приняты. Читатели заметок о спек такле, фильме, книге, на- Но то — малыши. С аудито рией, на которую рассчитано «Дело», асе куда трудней и рискованней. Ведь могут и не отозваться. Будут посмеивать ся, переглядываться, а потом— ра преодопели сложность, двойственность бытия своих ге роев — они и — в игре, наро читой, демонстративной, и в жизни — настоящей, непод дельной, такой, чтобы сидя щие в зала узнавали в них Но вот спектаклю в целом терпеливо пробираясь через оправиться с этой раздвоенно- дабри разбора частных стью —г не дано. Игра — да, ДОсто:и«ств и просчетов, ищут получил.ась. Она развивается общий диагноз: хорошо или непри 1 нужденно, легко. Пе- плохо. «Дело Адама и Евы» — реключение игры в план спектакль интересный. Таяаит- серьезного разгово 1 ра о пйвый. Увлеченньгй. И — что серьезном удается куда закономерно, — спорный, Вовлечение в р>аз- негладкий, не достигший говор зала, уничтожение гра- гармонии, да, наверное, ниц между теми, "кто судит ЛЮ- к ней и не стремящийся, бовь Адама и Евы на сцене, и б ТЮЗе есть, конечно, и более теми, кого усиленно приглаша- совершенные, цельны'в работы ют принять участие а суде, — — скажем, отличный «Швейк» еще меньше. Зрители на этом по Я. Гашеку. И все-таки раду- спектакле, как мне кажется, ешься за театр, рбратизшийся охотнее смеются, чем размыш- к такой пьесе. За театр, яяют. А иногда — испытывают не боящийся разойдутся. У этой игры—иные неловкость. Ибо там, где театр ра, ищущий ___ пусть и не законы. И первый: чтобы зри- пытается сделать вид, что рам- До конца удачно __ от- тель принял всерьез заданный пы уже нет, чувствуется на- крытого гражданского контак- ему вопрос, ощутил бы резль- тужность... Рампа-то остается. И та с юной своей аудиторией, ную его сложность, жизнен- если разговору-игре ока не Не все сказалось, как мечта- ность смоделированной авто- мешает, то для диспута в под- лось. Многое просто не сказэ- ром и сыгранной актерами си- линном смысле слова — рампа лось. Ну, что ж. Скажется в туации. И второй: чтобы он по- эта, исключающая интимную следующий раз. Дорого уже верил в искренность, непод- доверительность контакта, поч- само желание мастеров сцены дельную заинтересованность ти неустранимое препятствие, помочь понять молодежи важ- ’^°ч’е о Г Г Пожалуй, лишь судье - арт. кую, нужную истину: учитель Чеоез улыбк-Г ^ раадумью. Г. Маркович — удалось перейти любить. Умейте проверить ал- - ^ ^ ^ серьезному его, наити мудрую человечную геброй гармонию своей люб- инггонацию... ви. Если это истинная любовь И еще: так ли уж точно у®и- — она выдержит и такую про- дены драматургом и — вслед заическую, трезвую проверку за ним — режиссером Е. Баси лашвили сложности и препятст- И. НЕВЕРОв. разговору и даже спору. Не простой путь. Где кончается иг ра и начинается то самое, для чего она затеяна — раздумье, диалог с молодым зрителем? ЧЕГО НЕ СДЕЛАЕШЬ РЕКЛАМЫ РАДИ.. . ! Дирекция Рейнского краевед ческого музея а Бонне выпус тила в рекламных целях плака ты и почтовые открытки, на ко торых изображены тРи профи ля: ве.пикого Бетховена, канц лера Аденауэра и... неандер тальца. Подпись на плакате: «Три самых известных урожен ца района за последние 50 тысяч лет». Директор музея Доктв 1 р Рюгер в Ответ на кри тику этой рекламы заявил: «Неандерталец известен всему миру, однако мало кто знает, что его останки, обнаруженные при раскопках в близлежащей долине р е к и Неандра, хранятся в нашем музее, который почти всегда пуст». Пусть всегда будет солнце! |Фотохроника ТАСС]. С ВЕРКАЮЩИЕ шкафы усили- реключиться на западные' шляге- телей, стаи микрофонов, ры, как его оригинальность исче- километры .изаивающнмся зает, и о.н превращается в ззуряд- электрош 1 ну|ров — так выглядит ный трескучий бит-состав. Видимо, молодые артисты еще недостаточно верят в свои силы, если прибегают к импортному до- К сожалению, чувство меры по рой изменяет и ао«ально-и«С1ру- ментальному ансамблю «Амра» (Абхазская филармония), давше му -преть концертов в Липецке. Право же, «Песенка пьяного» — сценка скорее для капустника, чем для открытого концерта. Особенно досадно, когда в про- зстрадньвй^ пейзаж 70-х годов. У сегодняшней эстрады ярко выра женное элвкт,рон«о-вокапь«о-'Иист- рументальное направление. Как грибы после дождя, возникают десятки и сотни профессиональ ных, по.лупрофесоионалыньих и просто самодеятельных ансамб лей с ин-тригуЮ'Щими названиями. Не счесть «поющих», «звенящих», «стонущих» гитар, а также гитар всех цветов радуги. Вокально . инструментальные ансамбли есть сейчас при каждой филармонии. В большинстве сво ем они — как патроны в одной обойме, и это сходство рождает представление о стиле, как о чем- то грохочущем и однообразном. Недав 1 но закО)нчившиес,я в Липец ке гастроли ряда известных в на шей стране ансамблей и оркест ров (майская афиша на редкость богата и разнообразна!), пожалуй, не слишком могли разубедить в этом любителей эстрадного ис кусства. Каждому ансамблю, конечно, хочется иметь свой репертуар, свои новые, яркие, специально псевдоцыганский опус «Целуй ме для него написанные, произведе- „я» . 8 подкрепление ему «Амра» ния. Но, увы, на каждому это до- исполняет душещипательную пе- ступно. Маститые композиторы к св««у «Две гитары», вокально - инструментальному в своих обработках народных стилю относятся с некоторым песен ансамблю удалось сохра- скегкисом, молодежь, легко себя „итъ ч>^ство меры: оберегая ме- а . чувствующая в ритмической сти- лодическое богатство своего и а - ^ К хии, не всегда может похвастать рода_ уходящее корнями в глубо -^^ мелодическим разнообразием, „ую старину, он в то же время не сколько отстраняется от песни, как бы расценивая события, про исходящие в ней, с точки зрения сегодняшнего слушателя. Сказав изрядное количество ле стных слов и о структуре про грамме с такими чу^(есными наци ональными музьжальными аква релями, как «На родной земле» или «ЧаГуна», вдруг по-являе-гся Ансамбли иэзестные испытывают репертуарный «голод» в меньшей степени — у них всегда есть круг своих авторов. Московские «Са моцветы», например, связаны творческой дружбой с Д. Тухма- новым и М. Фрадкиным. Минские ^рамм, и об отдельных номерах, «Песняры»—с И. Лученком, чер новицкая «Смеричкэ» — с 3. Иаа- сюком. Ленинградский вокально-инст рументальный ансамбль «Лира» существует не больше трех лет. все же испытываешь чувство не удовлетворенности, которое слов но витает в самом воздухе эст радных представлений (это в рав ной мере относится и к выступле нию такого большого коллектива, как эстрадньт оркестр «Советская песня»). Дело здесь, пожалуй, да же не 3 наличии номеров, откро венно слабых, а в общей «вторич- ности» почти всего узиденного и услышанно-го. Номера кочуют из концерта в концерт, повторяются из месяца в месяц. Мы не сомневаемся, что к «Ли ре» и «Амре» придет со време нем умение пользоваться всем многообразием звуковой палитры, раскрывается качество, присущее верим, что строже станет вкус именно этому коллективу, — не- ^ подборе песенного репертуара, повторимая напевность, задушев- появится по-настоящему ост- ность. Яркий образец таких песен^ роумный разговооный текст. Ведь «Не цветы твои люблю я» В. Доб- артист, вышедший на сцену, доя- рынина, «Два кольца» Ивэсюка. «ен сознавать свою о.тветствен- А вот одна из последних песен „^хсть не только перед зрителем, В. Морозова «Что же, парень, ты ^ перед самодеятельными кол- женишься?» или Д. Тухманова вегами, равняющимися на него. «Жил-был я» вызывает чувство не- Он — активный участник эстетиче- ловкости за здоровых молодых ского воспитания и е этих позиций людей, публично впадающих в ис- должен предьявлять своему твор- терику по поводу неудазшеися требования по самому вы- любви. Вряд пи можно зачислить докому счету. Популярность обя- в актив ансамбля пошловатую пе- зьшает Но мастерство молодых артистов (художественный руководитель Владимир Петров) крепло столь быстро, что им доверили пред ставлять ленинградскую эстраду на пятом Всесоюзном конкурсе, где они стали дипломантами. Программа «Лиры» достаточно разнообразна, она насыщена ли рикой, юмором, не чужда ей и гражданская патетика. В лириче ских песнях особенно ощутимо сенку Р. Л\айорова «Что со мной ты сделала». Ансамбль «Лира» само бытен там, где не отрывается от родных корней. Но стоит ему пе- А. ЧЕРНЫШОВ. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. Р В Д А К Ц И И : г. Л и п е ц к , К омм унальная пл ., 44, ред. газеты «Л енинец » . Телефоны : редактора — 2 -3 3 -3 3 , ответственного секретаря и отдела и ллю страций — ж - т - а ^ , идеологического отдела — 2 -3 4 - 1 3 , отделов : комсомольской ж изни и фотолаборатории — 2 -36 -43 , у ч ащейся молодежи — 2 -38 -50 , писем и спорта — 2-34-40 . А Э 51780 Т и по гр аф и я издательства «Л енинское зн ам я» . Л и п е ц к , Комм унальная площ адь , 44. З а к . 3852.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz