Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

. п®рв#Ц^ть»ая г*о- Не обед?нвтсл ли она, игра 9 та, а»я, которым могут * будущем следние номера «Лите- игрой не ради проблемы, а — раарушить союз Адама и Еаы? игрой 3 проблему? Сомнекмя Ну, неверность. Ну, разлука. Ну, не случайно еозни-кающие. ворчливая свекровь. Ну, реа- Природа спектакля действи- ность к прошлым увлечениям тельно двойственна, протизо- — оказывается, даже у восем- речива. надцатидетнвй Евы есть и это Вот само судебноа разбира- прошлое, и эти увлечения, а тельство. Ну, конечно, это иг- коих она не Хочет признаться ра. Все понарошку. Пересказы- Адаму. И асе? /Ане предстазпя- вая его, надо все время добав- ется, что создатели «Дела» так ратурки». На глаза по палея очередной диалог о мо­ лодой семье. Ранние браки... Процент разводов... Взанмоот- нощения супругов... Вечером— спектакль Ростовского ТЮЗа по пьесе драматурга из ГДР Руди Штраля «Дело Адама и Евы». Жанр — «судебное раз­ бирательство в 2 -х отделеки- лять нарочитое «очень», и не набрались смелости что-то ях». Адам и Ева собирались в Очень-очень деловой секретарь договорить до конца. Честно и загс, а попали в суд. И суду суда (арт. Б. Гранатов). Такой определенно. Я так и не знаю, этому предстоит вынести приговор; быть или не быть но­ вой семье? Не чересчур ли по­ спешно решение молодых лю­ дей? Насколько глубоко и серьезно их чувство? Прочным ли будет союз их? кого журнализма с его праг- деловой и хлопотливый, что в способны ли эти милые маль- зале не смолкает смех. Очень- чик и девочка на жертвы ради очень придирчивая, въедливая любви своей, ради семьи своей обвинительница (эрт. С. Яст- будущей? ребова). Такая, знаете ли, про- Когда в суде . вьхетупает не- фессиональная неудачница и ожиданно появившийся свиде- пессимистка, которая и мысли тель, — трубач Ханзи, тот, ко- Вот уж истиино; «утром — в не допускает, что у кого-то все торый любил Еву, мне вдруг газете, вечером — в куплете», может сложиться удачнее и становится очень интерерно. то бишь — на сцене. Причем, лучше, чем у нее‘было. Она не Наметилось нечто важное, пе- театр, похоже, ничего не боит- допрашивает, а злорадно под- реломное для. всего спектакля, ся. Он не смущается открытой лазливает, сердито шипит на Звонкая труба Ханзи возаести- дидактики. Он на сей раз *не Адама и Еву; «А пОч-ч-чему ла о том, что есть куда менее просто публицистично дискус- вы?..». Очень элегантный, очень очааилные, зато . большие сионен, он подчеркнуто выби- бодрый, очень, так сказать, за- опасности для будущего се- рает путь откравенного газет- щищающий защитник (арт. мейства. Опасность эгоизма. А. Симкович). Защитник в Опасность. взаимного непони­ мания. Разделенности духов­ ных интересов. А вдруг, суп­ ружество, малые и большие за­ боты о домашнем очаге, по­ мешают Адаму и Бзе осущест­ виться в чем-то еще, помимо любви? На вступят ли в непри­ миримый и разрушительньж конфликт их любовь и стремле­ ние, как сказал бы Ханзи, во что бы то ни стало взять верх­ нее «до», то есть реализовать­ ся в любимом деле, раскрыть­ ся как гражданину — . погано и гармонично? ^ Получить материал для отве- матическои установкой на не- квадрате. А что? Игра есть иг- та на эти вопросы мне, при- медленную реакцию.Ему ма- ра. И в персонажах этих узнают- знаться, и хотелось в ходе «су- ло устроить насцене «суд бра- ся черты традиционных теат- дебного разбирательства а 2 -х ральных масок. отделениях». Но его как раз и И в то же время те, чье да- недостаточно. Об Адаме и Еве ло заслушивает «высокий суд», мы узнали немногим больше — Адам и Ева поднимаются на того, что они милые, чистые, сцену из зала. Из ж!и.эни — хо- что «они красивые», как заме­ нам авторы спек- тила одна из зрительниц, и — такля. Задача у м о л о д ь е х акте- по молодости — неопытные и ров, надо сознаться, не проста, наивные, В итоге — проблема Безоговорочно веришь Г. Ива- в «Деле» на столько постаале- новой. В ней все так просто, сколько названа, тонко, естественно, искренне. Мне глубоко симпатичен и Адам Г. Чиковкина, по- любопытен Ростовский ТЮЗ. ж к а . а я я м ГАСТРОЛИ РОСТОВСКОГО ТЮЗа косочетания», ему нужно лю­ быми средствам 1 и вовлечь в это разбирательство зал. Не просто подтолкнуть людей, пришедших на спектакль, по­ размыслить и про себя сделать тяг сказать в-гводы, а — заставить выс­ казаться. Тут же. Во все­ услышание. Включиться в спор—и с театром, и со своим соседом по ряду. Для того в финале и объявляется голосо­ вание. Кто хочет, чтобы Адам и моему, Ева поженились, — поднимите чей. И руки. А кто против? А почемиу? Но это лишь кажется, что те­ атр ничего не боится. Боится. Правда, не назидания, а скуки назидания. И погружа­ ет все в атмосферу игры, ре­ шая свой спектакль в ритме вроде бы непритязательной ко- Игра с залом — в ТЮЗ^ де­ ло привычное. Кто из нас не помнит этого очарования дет­ ских «утренников»? «Ребята, скажите, куда-куда убежал се­ рый волк?». И малыши, под- прыгивая Б креслах от воз­ буждения, подсказывают Крас- ной Шапочке: «Под деревом, под деревом!». столь оргаяи- Мне, как и многим, импоииру- все же оба акте- то. что ростовчане пробуют осуществить в «Деле Адама Евы®. Поэтому я решился по­ говорить и о том, что театру не совсем удалось, хотя, по традиции, критические отзывы на гастроли не приняты. Читатели заметок о спек­ такле, фильме, книге, на- Но то — малыши. С аудито­ рией, на которую рассчитано «Дело», асе куда трудней и рискованней. Ведь могут и не отозваться. Будут посмеивать­ ся, переглядываться, а потом— ра преодопели сложность, двойственность бытия своих ге­ роев — они и — в игре, наро­ читой, демонстративной, и в жизни — настоящей, непод­ дельной, такой, чтобы сидя­ щие в зала узнавали в них Но вот спектаклю в целом терпеливо пробираясь через оправиться с этой раздвоенно- дабри разбора частных стью —г не дано. Игра — да, ДОсто:и«ств и просчетов, ищут получил.ась. Она развивается общий диагноз: хорошо или непри 1 нужденно, легко. Пе- плохо. «Дело Адама и Евы» — реключение игры в план спектакль интересный. Таяаит- серьезного разгово 1 ра о пйвый. Увлеченньгй. И — что серьезном удается куда закономерно, — спорный, Вовлечение в р>аз- негладкий, не достигший говор зала, уничтожение гра- гармонии, да, наверное, ниц между теми, "кто судит ЛЮ- к ней и не стремящийся, бовь Адама и Евы на сцене, и б ТЮЗе есть, конечно, и более теми, кого усиленно приглаша- совершенные, цельны'в работы ют принять участие а суде, — — скажем, отличный «Швейк» еще меньше. Зрители на этом по Я. Гашеку. И все-таки раду- спектакле, как мне кажется, ешься за театр, рбратизшийся охотнее смеются, чем размыш- к такой пьесе. За театр, яяют. А иногда — испытывают не боящийся разойдутся. У этой игры—иные неловкость. Ибо там, где театр ра, ищущий ___ пусть и не законы. И первый: чтобы зри- пытается сделать вид, что рам- До конца удачно __ от- тель принял всерьез заданный пы уже нет, чувствуется на- крытого гражданского контак- ему вопрос, ощутил бы резль- тужность... Рампа-то остается. И та с юной своей аудиторией, ную его сложность, жизнен- если разговору-игре ока не Не все сказалось, как мечта- ность смоделированной авто- мешает, то для диспута в под- лось. Многое просто не сказэ- ром и сыгранной актерами си- линном смысле слова — рампа лось. Ну, что ж. Скажется в туации. И второй: чтобы он по- эта, исключающая интимную следующий раз. Дорого уже верил в искренность, непод- доверительность контакта, поч- само желание мастеров сцены дельную заинтересованность ти неустранимое препятствие, помочь понять молодежи важ- ’^°ч’е о Г Г Пожалуй, лишь судье - арт. кую, нужную истину: учитель Чеоез улыбк-Г ^ раадумью. Г. Маркович — удалось перейти любить. Умейте проверить ал- - ^ ^ ^ серьезному его, наити мудрую человечную геброй гармонию своей люб- инггонацию... ви. Если это истинная любовь И еще: так ли уж точно у®и- — она выдержит и такую про- дены драматургом и — вслед заическую, трезвую проверку за ним — режиссером Е. Баси­ лашвили сложности и препятст- И. НЕВЕРОв. разговору и даже спору. Не­ простой путь. Где кончается иг­ ра и начинается то самое, для чего она затеяна — раздумье, диалог с молодым зрителем? ЧЕГО НЕ СДЕЛАЕШЬ РЕКЛАМЫ РАДИ.. . ! Дирекция Рейнского краевед­ ческого музея а Бонне выпус­ тила в рекламных целях плака­ ты и почтовые открытки, на ко­ торых изображены тРи профи­ ля: ве.пикого Бетховена, канц­ лера Аденауэра и... неандер­ тальца. Подпись на плакате: «Три самых известных урожен­ ца района за последние 50 тысяч лет». Директор музея Доктв 1 р Рюгер в Ответ на кри­ тику этой рекламы заявил: «Неандерталец известен всему миру, однако мало кто знает, что его останки, обнаруженные при раскопках в близлежащей долине р е к и Неандра, хранятся в нашем музее, который почти всегда пуст». Пусть всегда будет солнце! |Фотохроника ТАСС]. С ВЕРКАЮЩИЕ шкафы усили- реключиться на западные' шляге- телей, стаи микрофонов, ры, как его оригинальность исче- километры .изаивающнмся зает, и о.н превращается в ззуряд- электрош 1 ну|ров — так выглядит ный трескучий бит-состав. Видимо, молодые артисты еще недостаточно верят в свои силы, если прибегают к импортному до- К сожалению, чувство меры по­ рой изменяет и ао«ально-и«С1ру- ментальному ансамблю «Амра» (Абхазская филармония), давше­ му -преть концертов в Липецке. Право же, «Песенка пьяного» — сценка скорее для капустника, чем для открытого концерта. Особенно досадно, когда в про- зстрадньвй^ пейзаж 70-х годов. У сегодняшней эстрады ярко выра­ женное элвкт,рон«о-вокапь«о-'Иист- рументальное направление. Как грибы после дождя, возникают десятки и сотни профессиональ­ ных, по.лупрофесоионалыньих и просто самодеятельных ансамб­ лей с ин-тригуЮ'Щими названиями. Не счесть «поющих», «звенящих», «стонущих» гитар, а также гитар всех цветов радуги. Вокально . инструментальные ансамбли есть сейчас при каждой филармонии. В большинстве сво­ ем они — как патроны в одной обойме, и это сходство рождает представление о стиле, как о чем- то грохочущем и однообразном. Недав 1 но закО)нчившиес,я в Липец­ ке гастроли ряда известных в на­ шей стране ансамблей и оркест­ ров (майская афиша на редкость богата и разнообразна!), пожалуй, не слишком могли разубедить в этом любителей эстрадного ис­ кусства. Каждому ансамблю, конечно, хочется иметь свой репертуар, свои новые, яркие, специально псевдоцыганский опус «Целуй ме­ для него написанные, произведе- „я» . 8 подкрепление ему «Амра» ния. Но, увы, на каждому это до- исполняет душещипательную пе- ступно. Маститые композиторы к св««у «Две гитары», вокально - инструментальному в своих обработках народных стилю относятся с некоторым песен ансамблю удалось сохра- скегкисом, молодежь, легко себя „итъ ч>^ство меры: оберегая ме- а . чувствующая в ритмической сти- лодическое богатство своего и а - ^ К хии, не всегда может похвастать рода_ уходящее корнями в глубо -^^ мелодическим разнообразием, „ую старину, он в то же время не­ сколько отстраняется от песни, как бы расценивая события, про­ исходящие в ней, с точки зрения сегодняшнего слушателя. Сказав изрядное количество ле­ стных слов и о структуре про­ грамме с такими чу^(есными наци­ ональными музьжальными аква­ релями, как «На родной земле» или «ЧаГуна», вдруг по-являе-гся Ансамбли иэзестные испытывают репертуарный «голод» в меньшей степени — у них всегда есть круг своих авторов. Московские «Са­ моцветы», например, связаны творческой дружбой с Д. Тухма- новым и М. Фрадкиным. Минские ^рамм, и об отдельных номерах, «Песняры»—с И. Лученком, чер­ новицкая «Смеричкэ» — с 3. Иаа- сюком. Ленинградский вокально-инст­ рументальный ансамбль «Лира» существует не больше трех лет. все же испытываешь чувство не­ удовлетворенности, которое слов­ но витает в самом воздухе эст­ радных представлений (это в рав­ ной мере относится и к выступле­ нию такого большого коллектива, как эстрадньт оркестр «Советская песня»). Дело здесь, пожалуй, да­ же не 3 наличии номеров, откро­ венно слабых, а в общей «вторич- ности» почти всего узиденного и услышанно-го. Номера кочуют из концерта в концерт, повторяются из месяца в месяц. Мы не сомневаемся, что к «Ли­ ре» и «Амре» придет со време­ нем умение пользоваться всем многообразием звуковой палитры, раскрывается качество, присущее верим, что строже станет вкус именно этому коллективу, — не- ^ подборе песенного репертуара, повторимая напевность, задушев- появится по-настоящему ост- ность. Яркий образец таких песен^ роумный разговооный текст. Ведь «Не цветы твои люблю я» В. Доб- артист, вышедший на сцену, доя- рынина, «Два кольца» Ивэсюка. «ен сознавать свою о.тветствен- А вот одна из последних песен „^хсть не только перед зрителем, В. Морозова «Что же, парень, ты ^ перед самодеятельными кол- женишься?» или Д. Тухманова вегами, равняющимися на него. «Жил-был я» вызывает чувство не- Он — активный участник эстетиче- ловкости за здоровых молодых ского воспитания и е этих позиций людей, публично впадающих в ис- должен предьявлять своему твор- терику по поводу неудазшеися требования по самому вы- любви. Вряд пи можно зачислить докому счету. Популярность обя- в актив ансамбля пошловатую пе- зьшает Но мастерство молодых артистов (художественный руководитель Владимир Петров) крепло столь быстро, что им доверили пред­ ставлять ленинградскую эстраду на пятом Всесоюзном конкурсе, где они стали дипломантами. Программа «Лиры» достаточно разнообразна, она насыщена ли­ рикой, юмором, не чужда ей и гражданская патетика. В лириче­ ских песнях особенно ощутимо сенку Р. Л\айорова «Что со мной ты сделала». Ансамбль «Лира» само­ бытен там, где не отрывается от родных корней. Но стоит ему пе- А. ЧЕРНЫШОВ. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. Р В Д А К Ц И И : г. Л и п е ц к , К омм унальная пл ., 44, ред. газеты «Л енинец » . Телефоны : редактора — 2 -3 3 -3 3 , ответственного секретаря и отдела и ллю страций — ж - т - а ^ , идеологического отдела — 2 -3 4 - 1 3 , отделов : комсомольской ж изни и фотолаборатории — 2 -36 -43 , у ч ащейся молодежи — 2 -38 -50 , писем и спорта — 2-34-40 . А Э 51780 Т и по гр аф и я издательства «Л енинское зн ам я» . Л и п е ц к , Комм унальная площ адь , 44. З а к . 3852.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz