Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
V & I Ш СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК. ПОСВЯЩЕННЫЙ 70-ЛЕТИЮ с о д н я РОЖДЕНИЯ М. А. ШОЛОХОВА ДАНЬ ПРИЗНАНИЯ И ЛЮВВИ шей литературы — Михаил Шолохов. Он целиком рожден Октябрем и создан советской эпохой. Он пришел в литера туру с темой рождения ново, го общества в муках и траге диях социальной борьбы. ...В нТихом Доне» он развер нул эпическое, насыщенное за- потно из жизни донского ка зачества. Но это не ограничи вает большую тему романа: «Ти. хий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности —- произведение общерусское, нациежзльное, народное. Алексей ТОЛСТОЙ. Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шо лохова. Просто, ярко, и рас-' сказываемое чувствуешь — пе. ред глазами стоит. Образный Язык, тот цветной язык, кото рым говорит казачестбо... Александр СЕРАФИМОВИЧ. ...Роман Шолохова «Тихий Дон» — произведение исклю чительной сипы по широте картин, знанию жизни и Лю дей, по горечи своей фабулы. Это произведение напоминает лучшие явления русской лите ратуры всех времен... шоло ховский роман читается с за хватывающим интересом и яв ляется ценным вкладом в ли тературу о массах. ...Возьмем, например, роман Шолохова «Поднятая целина»... Псоизведение Шолохова явля ется мастерским. Очень боль шое, сложное, полное проти воречий и рвущееся вперед содержание одето здесь в прекрасную словесную образ ную форму, которая нигде не отстает от этого содержания, нигде не урезывает, не обед- ” "*Анэтопий ЛУНАЧАРСКИЙ. По-моему, Шолохов— самый блестящий писатель великой эпохи Октябрьской револю, ции... Талант Шолохова —праа- дивый, непринужденный, см е .’ Аветик ИСААКЯН. Среди советских писателей Шолохов — одна их ярчайших фигур, крупный художник, под линный гуманист. Его произве дения «Тихий Дон», «Подня. тая целина» уже сегодня при надлежат мировой литературе. Вилли БРЕДЕЛЬ (ГДР|. Первым писателем, который оказал сильное влияние на ан глийскую культурную жизнь, был Шолохов, чьи романы, по общему признанию, облада. ют такой широтой и таким бо гатством красок и образов, что можно говорить о близости его ( классическим лро- XIX века. Джек ЛИНДСЕЙ 1Ангпия|. «МЫ ВСЕ ВМЕСТЕ И ВАЖДЫЙ ИЗ НАС ОТДЕЛЬНО ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОНЕСТЬН^ НАРОДА» МИХАИЛ ШОЛОХОВ Е д и н ен и е , которое устана,вливается меж ду рабочими-читате- лями и советскими писате лями, будет крепнуть, и только при этом УСЛ01ВИИ советская литература бу дет давать пр01иэведе«.ия все более и более высоко, го качества. (Из речи на собрании ударников Лензавода и же.леэнодороЖ 1 НР'ГО узла в Ростове-на-Дону). Когда наш далелсий или близкий читатель думает о судьбах советской питара- туры, о ее ра!ЗВ(Итии, пусть ветские писатели упорно идут к одной цели: к без заветному служению ин. Тересам нашего великого народа, нашей великой пар- (Из выступления по радио). Очень велика ответствен ность писателя перед наро дом, очень велика, Мь? все вместе и ка^ждый из нас отдельно должны быть со вестью народа. И вот что я скажу вам, молодые дру зья; не всегда приходится легко молодому автору, на до прямо сказать, нередко труднсвато бывает ему, —а все же не торопитесь вы сказать невыношенное. На до дать жизнь такой книге, кото,оая бы звучала (Из выступле »|-1 ' творческом СОМИ1 молодь 1 -х Ростовской- и Каменской областей). Будь вернь!м солдатом ленинской партии — все равно, коммунист ты или беспартийный, отдавай все го себя, все свои силы, всю душу народу, живи с ним одной жМ'Эныо, делись с МИХАИЛ ШОЛОХОВ еомольцами революции? — Идея. Стремление к счастью всего трудового че ловечества. Та же предан ность делу революции. А романтика — это ведь дело такое... Дубовые угли очень долго хранят жар под пеплом. Подует ветер, и угли снова ПЫ.Х-НУТ горя. агрономами, врачами, учителями. Обнов лялась жизнь, обновлялся Дон и его обитатели —лю. ди трудолюбивые, упорные, е характером. Часть этой жм'зни, этого обновлемия — в моих произведениях. — Я люблю молодет Ю 1 Ш ж 17Т1кГГ (Из вступительного слова на II съезде писателей Российской Фе-дерац-ии). чим синим пламене-м. И но- Люблю и понимаю ее из- вые молодые люди — ро- л-ишнюю подчас горячности, манти-ки' Иначе и не может ааносчивость, когда Наша литература яе -ся передовой, и не тольк. ‘ по идейному содержанию Крепнут наши связи рубежны.ми издательствами Книги наших писателей даются повсюду за грани цей. Они читаются, увле кая скорее С 0 !держа 1 нием, не формой, потому ч: очень велик интерес в э рубежных странах к наш< жизни, к нашей нынешней действителыности. (Из речи на XXII съезде ИЗ ИНТЕРВЬЮ С КОРРЕСПОНДЕНТОМ «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ». История всегда прове. ряда людей, на деле про веряется, из какого челове ческого материала они скроены. Эти -ЛЮДИ — из крепкой, не|ржавеющей, не- гнущейся стали. Они не жалели ни себя, ни своей жизни ради высокой идеи, ради социализма. Они бы- ■ли иеподиупнр тверды в этой; своей благородной ве- — Михаил Александро вич, Ваша жизнь, Ваше творчество тесно связаны двадцатых годов — героя Ваших произведений, годкя выросли новые моло. дые люди. Что, по-Вашвму, роднит их с первыми ком- И САУЭТРЮ надеждой, как не яблоню в цвету, когда от нее ждешь первых плодов... Что' же касается критики молодых писателей, то тут учился, формиро- должны быть проявлены и отцовская требователь ность, и •за|ботливость, что бы не подмять новый ро сток, дать ему взойти, вы- Я уверен, что человек со •эдоровыми нравств©ниыми не авэнается ни с-молоду, ни под старость, как бы он ни был славен и __ анаменит. А человек С ’каГместГо ДУшевной гнильцой аа- зиается Д 101 гдэ, когда у на го, по сути дела, еще материнское молоко на губах не обсохло. С мо- лодежью, по--моему, н-адо говорить с открытым серд цем, тогда можно найти об щий ' язык. По этому прин ципу я действукз и как пи сатель, и как секретарь Со- быть. Дайте только подуть меру, ма них ветру борьбы, и улетает пепел обьгденно- Я родился на До-ну, рос велся как человек и писа тель и воспитывался как Член нашей великой Ком мунистической партии. Я вмрос в- среде трудящегося казачества, того, которое потом, в годы гражданской войны, называли красным за поддержку Советской Путь моих аем|Ляков годняшней жизни сложный, мучительный, родило таки тарай против царского са- моде'ржавия. как Степан Разин и Емельян Пугачев. В годы революции часть ка зачество, обманутая гене ралами, была вовлечена в Поняв свою ошибку, Сд. казачество отошло от бело го движения. Почти пятьдесят лет я был свидетелем того, как оно врастало в соци.вл»зм. Из меня, видимо, вышел плохой учитель, скорее всего потому, что сам все еще учусь.™ %У ■г:. ■Й' ■ г - 4 " Сегодня, 24 мая, испол няется 70 лет выдающе муся советскому писате лю Герою Социалистиче ского Труда, члену ЦК КПСС, депутату Верхов ного Совета СССР М. А. Шолохову. Накануне этой да. ты фотокорреспондент ТАСС В. Турбин побывал в доме писателя, в стани це Вешенской. Сюда приезжают многочислен ные гости Из разных уголков страны и из-за рубежа. Постоянно заня тый творческими и об. щественными делами, Михаил Александрович находит время, чтобы принять гостей, побесе довать с ними. На снимке: писатель М. А. Шолохов. МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ Н ИКОЛАЮ Алексеевичу твльнкцы лежат неопублико- первых его отец— Макар Ива- Никифорову легче отве. вамные ниг1де иллюстрации к тить на вопрос, а ка- книге «Донские рассказы», по кой стране он не был. даренные тамбовским, худож- Легче вспомнить, в каком го- ником Александром Мэкаро- роде не выступал. Ему вообще вичем Сальниковым, урожен- трудно ответить, если его цем Дона, спрашивают, что именно он .— С этим художником, мо-- коллеиционирует. жет быть, и не столь иэвест. И все-таки, его часто назы- ным, нас породнила все та же вают хранителем литературно- любовь к Шолохову. — гово- го музея-квартиры. В его ар- ..................... сво^о долгую жизнь он иович вступил в товарищество мьсно раз участвовал в вы- совместной обработки земли, ставках, его работы отмеча- А стали организовываться кол- лись дипломами, премиями, хозы — первым написал заяв- Несколько работ Александра ление о том, чтобы приняли в Макаровича приобрел музей него всех Сальниковых. Алек- имэни Крупской в Ленинграде, сандр а то время соби- Но мне особенно дороги эти художествёный техни- самые первые, еще не профес- узнав, что требуются сионально сделанные рисунки 10 длинники — рукописи . ных писателей, кэотик художмьков. Совсем недавно этот чело век побывал в Липецке. При встрече он сказал': Липчане с одинаксв'ой бережностью относятся к то му, что создают сами и что создавалось до них. Приятно, что люди умеют ценить куль турное наследие, хорошо раз бираются в искусстве, литера туре. Интересуются каждой подробностью творческой жизни великих людей. И ко нечно же, великого нашего мастера Шолохова. Признаюсь, творчество этого неповтсЕримо- го художника слова, я, если так можно сказать, возвожу в осо бый ранг, и поэтому мне доро- каждая, бусть даже незна- «Все, что связано е великим художником...» рит Николай Але*с.сеевич. — чительная, подробность, любое Когда я рвзговзриваю с Алек, свидетельство, касающееся его сандром Макаровичем, я как жизни и работы. будто заново знакомлюсь с Зная любо 1 ВЬ Н:ик 01 лэя Алек- шолохо.вскими г©роя;ми. сеевича к Шолохову, многие Не согласиться со словами раз читал деятели литературы подарили Николая Алексеевича нельзя •опубликованные фо-го- потом 1 у, что судьба самю.го ху дожника дв:йетв.итеяьно чем-то напоми'На’Вт- судьбу шолохов ских героев. Детство и юность прошли в то время, когда люди, умеющие владеть те' никой, написал заявление приеме на курсы трактори- е начинающим худож- графии писателя, сделанные в разное время. У Никифорова хранится большая коллекция картин с изображением ста ницы бешенской, о- жизни в ко торой- Мариэтта Шагинян писа ла: «Шолохов окунается в гу щу народа, И живет среди сво их героев». И как" бы в под. Т 8 ©р.иад©ние этих слов рядом с рукогЕясью произведения писа. «Донские расска зы». Он был первым, кто по знакомил своих хуторян с этим произведением, По этой кни ге он учил читать неграмот ных. Люди сидели вокруг не,- слушая, э казачьим степям проходили Александр Макарови новая власть на Дону.. Его водап: т семью — семью хлебопаш- теля Ь> цев не вришлось агитировать потому , за Советскую власть. Одним из в ет о г юрчество этого писа- изко его хуторянам, то писатель рассказы. Книжные знаки его рабо ты есть у п,реэидента Финлян дии У.РХО Кекконена, арти стов КЭрия Никулина, Оле га Попова, писателей Сер гея Михалкова, Ираклия Анроникоаа, Павла Куд- вгляды. рявцева — доктора техниче ских наук, написавшего исто рию физики. А самый свой последний экслибрис Никифо ров недавно послал Шолохо- Е. МИТИНА. ГЕРОИ ПИСАТЕЛЯ НА ЭКРАНЕ «Тихий Дон» и «Судьба человека», «Поднятая целина» и «Донская повесть», «В лазоревой . сте пи» и «Нахапенок»... Ф> льмы эти памятны многим. Экранная судьба произведений Шолохова удиви тельно счастливая. Лучшие мастера отечественно го кино обращались к ним вдохновенно и трепет но, лучшие актеры снимались в этих картинах: С. Бондарчук и й. Матвеев, А. Абрикосов и 3. Ки риенко, Е. Леонов и Л. Чурсина... И вот закончены съемки нового шогоэховского фильма — «Они сражались за Родину». И здесь опять созвездие талантов -—режиссер С. Бондар чук; актеры В. Тихонов, В. Шукшин (ш снимке слева), И. Смоктуновский (справа), Н. Мордюко ва, Ю. Никулин и многие другие замечательные Д“ ах Шолохова... Это особая, может, ч не столь при- *мет,ная, но по-св&му эмачи_ тельная и незабываемая'^-:стрэни 1 ца в ские избы. На лавке У плетня спит Миша. И снится ему, что стащил он все яйца у чубатой курицы и прока. эыкой (ком,пО‘ЗИ'Тор Э. Гентош, слова песен Д. Долинского), и яркие Цвет- I диапоэитивы, проецируемьне на и страсти потрясающих картин ве ликого противостояния классов, они не терякэтся, они возникают как на- помин 81 Н 1 Ив О ,Идущем, О смьюле и цели этой бо.рьбы. В них в,идит ху дожник оправдание отчаячных мета. Н 1 ИЙ, ,мук, тоагедий и прозрений лю бимых своих героев. Потому-то ря дом с шолоховскими Григорием и Ак синьей, Нагульнснвым и Давыдовым, Звягймцевым и Андреем-. Соколовьгм мы с удив,ительно светлым чувством вдруг , обнаруживаем эт« трогатель ные мале,нь,кие фигурки:-^ от озор-. но,го, бедового Миши-Нахаленка из раннего «донского расска,за» до не по возрасту серьезного, обездоленного вой,ной Вани из «Судьбы челозекв» с его 'пронзающим криком: «Папка, родненький! Я знал, что ты меня най- Но какая же дружба с может быть у С'Ь'на бедняка! Икак у . . . Ю'иил Витька, стараясь выполнить н< свинье. Увидел это раскинувшийся над сценой, словно каз отца с матерью, мол, теперь небесный шатер, сферический экран, беднотой надо поосторожнее, а у Театр, ставя шолоховский рассказ, вы,держал, прош,ипел Мише: не хочет растворяться в 6 ыто,Яы,х — Твой отец — коммуняка! Вс подробностях, е достоверных дета- как только помрешь ты, и душа т А ну, ИД 1 И скида, М'ихайло ка» для своей специфической ауди тории. Очевидно, где-то опасения эти небезосновательны. Но в главном — «Нахаленок» получился. Даже об ращаясь к своим очень кэным зрите лям, театр не мог да и не хотел скрывать От них драматизма, сурово сти событий тех лет. Ведь это было спектакль «На,ха. лях. Ему важно не иллюстрировать прилетит на небо, а бог скажет: «За бы изменой Шолохову. Красивыми. ленок» (инсценировка А. Агафонсва) Шолохова, , , что твой отец был коммунистом, ГЕРОИ ПИСАТЕЛЯ НА СЦЕНЕ Испытание Шолоховым Впрочем, кажется, га,стоол,и,о,ующего в Липецке Ростов- остро, раскрыть дух ского театра юного ,зрителя. Обраще ние к шолоховской прозе — серьез нейшее испытание Для лю, 6 ого теат ра. Как сохранить неповторимую ма неру писателя, как перевести на язык сценических образов его густую, поп- 1 ОДНОМ ную лиризма и юмора,, глубок* ^ поразительно т психоло- про,изведении. Шолохова.ребенон — главный герой. Лишь однажды г тель показал больигие события ■зам,и. совсем юного человека — Ми- Ю. Ереминым и А. Габом. ши из «Нахатмнка». И сдела'л столь убедите,ф,но и точно, чтс уже полвека (рассказ написан в 1925 казачьей станицы. И новь революци- И это ростовчанам лось. Условные приемы оформлен,I (художник В. Ромахов) нисколько не мешают актерам играть шолоховских героев психологически тонко и инте ресно. Очень хороша Р. Пащенко в роли Миши. Прекрасно най,денная ...Обыденная, по законам еще до октябрьской поры текущая жизнь смысл «Наха- — отправляйся в ад!» Итак, первые уроки классовой ; многом уда- примиримости. первые конфликты. Театр, следуя Шолохову, ведет и атмосферу. По-м, юного героя к пониманию сути этой борьбы. Пусть еще детскому, но в основе своей — яснр,А^ и верному. Полюс зла—попович Витька, его ро дители, станичные богатеи. Полюс добра и справедливости—ми,шин отец, его товарищи и самый главный, са мый справедливый человек, кото,рыЙ сильными, добрыми людьми пред стают пеоед нами олец й мать Миши ( в роли отца мы видели Г. Ковален ко и А. Тубияшевича, мать играют Н. Трояновская и Л. Глинская). С к>мо,ром исполнил роль деда заел, арт. РСФСР П. Будяк. И они 1-оже дают мальчику урок мужества, урок верности революции. Пожалуй, где-то в этом шолоховском спектакле пробивается, окажем ус ловно, гайдаровская интонация, ро мантическая, гордая. Думается, она органично входит в него, в его стиль стью и естественностью каждого ду- . . . шевного движения смышле,вого, об- поднял народ «ровно пахарь полосу представления регистры, мотивы, I позволяет создателям сценического «Нэхаленка» избежать мрачности, надрьгвности в заключительной его Что ж... Шолохов не только глубок, но и широк, в его творчестве можно найти самые различные, подчас не ожиданные для привычного театра... Появляет —В, дрожащих солнечных бликах раннего утра темнеет покосив,ш,ийся плетень, взбежали на пригорок сель- онных преобразований, вдастно, радостно вторгающаяся в эту жрэйе, на сцене обыденность. и — завоевывает Революция увидена театром именно как— радость, как праздн,ик, который по-своему находит отклик в сердце маленького Мишки-Нахаленка. Отсю да — и насыщенность спектакля му- лэдающего яркой фантазией и посте пенно - постигающего сложность взрослых дел и забот мальчуга,на. Первые уроки классовости получа ет он в спектакле. Вот вдруг ..подка тился к Мишке золотушный Витька, поповский сынок (арт. Л. Малая): ' — Не уходи, Мишка! Давай искупа. ховский рассказ истинную емся и пойдем к нам играть. Тебе токацию, не перестарались мамочка разрешила приходить плуго,м»,—-Ленин. В спектакле постовчан много юмо ра, света, тепла. Отдельные сцены, скажем, баталии деда и внука, непод дельно комедийны. Иной раз даже опасаешься: не утратит ли. от этих щедрых театральных красок шоло- I спектакля, «адаптируя» «Кахален- строения. Тем подросткам, кто видел поста, новку, повезло: после спектакля они наверняка захотят познакомиться с «Нахаленком», театр пробудил в них интерес к Шолохову. А это ведь то же немало для ТЮЗа, театра-пеД 8 - ^ * В. ШДМЕТЬКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz