Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

V & I Ш СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК. ПОСВЯЩЕННЫЙ 70-ЛЕТИЮ с о д н я РОЖДЕНИЯ М. А. ШОЛОХОВА ДАНЬ ПРИЗНАНИЯ И ЛЮВВИ шей литературы — Михаил Шолохов. Он целиком рожден Октябрем и создан советской эпохой. Он пришел в литера­ туру с темой рождения ново, го общества в муках и траге­ диях социальной борьбы. ...В нТихом Доне» он развер­ нул эпическое, насыщенное за- потно из жизни донского ка­ зачества. Но это не ограничи­ вает большую тему романа: «Ти. хий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности —- произведение общерусское, нациежзльное, народное. Алексей ТОЛСТОЙ. Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шо­ лохова. Просто, ярко, и рас-' сказываемое чувствуешь — пе. ред глазами стоит. Образный Язык, тот цветной язык, кото­ рым говорит казачестбо... Александр СЕРАФИМОВИЧ. ...Роман Шолохова «Тихий Дон» — произведение исклю­ чительной сипы по широте картин, знанию жизни и Лю­ дей, по горечи своей фабулы. Это произведение напоминает лучшие явления русской лите­ ратуры всех времен... шоло­ ховский роман читается с за­ хватывающим интересом и яв­ ляется ценным вкладом в ли­ тературу о массах. ...Возьмем, например, роман Шолохова «Поднятая целина»... Псоизведение Шолохова явля­ ется мастерским. Очень боль­ шое, сложное, полное проти­ воречий и рвущееся вперед содержание одето здесь в прекрасную словесную образ­ ную форму, которая нигде не отстает от этого содержания, нигде не урезывает, не обед- ” "*Анэтопий ЛУНАЧАРСКИЙ. По-моему, Шолохов— самый блестящий писатель великой эпохи Октябрьской револю, ции... Талант Шолохова —праа- дивый, непринужденный, см е .’ Аветик ИСААКЯН. Среди советских писателей Шолохов — одна их ярчайших фигур, крупный художник, под­ линный гуманист. Его произве­ дения «Тихий Дон», «Подня. тая целина» уже сегодня при­ надлежат мировой литературе. Вилли БРЕДЕЛЬ (ГДР|. Первым писателем, который оказал сильное влияние на ан­ глийскую культурную жизнь, был Шолохов, чьи романы, по общему признанию, облада. ют такой широтой и таким бо­ гатством красок и образов, что можно говорить о близости его ( классическим лро- XIX века. Джек ЛИНДСЕЙ 1Ангпия|. «МЫ ВСЕ ВМЕСТЕ И ВАЖДЫЙ ИЗ НАС ОТДЕЛЬНО ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОНЕСТЬН^ НАРОДА» МИХАИЛ ШОЛОХОВ Е д и н ен и е , которое устана,вливается меж­ ду рабочими-читате- лями и советскими писате­ лями, будет крепнуть, и только при этом УСЛ01ВИИ советская литература бу­ дет давать пр01иэведе«.ия все более и более высоко, го качества. (Из речи на собрании ударников Лензавода и же.леэнодороЖ 1 НР'ГО узла в Ростове-на-Дону). Когда наш далелсий или близкий читатель думает о судьбах советской питара- туры, о ее ра!ЗВ(Итии, пусть ветские писатели упорно идут к одной цели: к без­ заветному служению ин. Тересам нашего великого народа, нашей великой пар- (Из выступления по радио). Очень велика ответствен­ ность писателя перед наро­ дом, очень велика, Мь? все вместе и ка^ждый из нас отдельно должны быть со­ вестью народа. И вот что я скажу вам, молодые дру­ зья; не всегда приходится легко молодому автору, на­ до прямо сказать, нередко труднсвато бывает ему, —а все же не торопитесь вы­ сказать невыношенное. На­ до дать жизнь такой книге, кото,оая бы звучала (Из выступле »|-1 ' творческом СОМИ1 молодь 1 -х Ростовской- и Каменской областей). Будь вернь!м солдатом ленинской партии — все равно, коммунист ты или беспартийный, отдавай все­ го себя, все свои силы, всю душу народу, живи с ним одной жМ'Эныо, делись с МИХАИЛ ШОЛОХОВ еомольцами революции? — Идея. Стремление к счастью всего трудового че­ ловечества. Та же предан­ ность делу революции. А романтика — это ведь дело такое... Дубовые угли очень долго хранят жар под пеплом. Подует ветер, и угли снова ПЫ.Х-НУТ горя. агрономами, врачами, учителями. Обнов­ лялась жизнь, обновлялся Дон и его обитатели —лю. ди трудолюбивые, упорные, е характером. Часть этой жм'зни, этого обновлемия — в моих произведениях. — Я люблю молодет Ю 1 Ш ж 17Т1кГГ (Из вступительного слова на II съезде писателей Российской Фе-дерац-ии). чим синим пламене-м. И но- Люблю и понимаю ее из- вые молодые люди — ро- л-ишнюю подчас горячности, манти-ки' Иначе и не может ааносчивость, когда Наша литература яе -ся передовой, и не тольк. ‘ по идейному содержанию Крепнут наши связи рубежны.ми издательствами Книги наших писателей даются повсюду за грани цей. Они читаются, увле кая скорее С 0 !держа 1 нием, не формой, потому ч: очень велик интерес в э рубежных странах к наш< жизни, к нашей нынешней действителыности. (Из речи на XXII съезде ИЗ ИНТЕРВЬЮ С КОРРЕСПОНДЕНТОМ «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ». История всегда прове. ряда людей, на деле про­ веряется, из какого челове­ ческого материала они скроены. Эти -ЛЮДИ — из крепкой, не|ржавеющей, не- гнущейся стали. Они не жалели ни себя, ни своей жизни ради высокой идеи, ради социализма. Они бы- ■ли иеподиупнр тверды в этой; своей благородной ве- — Михаил Александро­ вич, Ваша жизнь, Ваше творчество тесно связаны двадцатых годов — героя Ваших произведений, годкя выросли новые моло. дые люди. Что, по-Вашвму, роднит их с первыми ком- И САУЭТРЮ надеждой, как не яблоню в цвету, когда от нее ждешь первых плодов... Что' же касается критики молодых писателей, то тут учился, формиро- должны быть проявлены и отцовская требователь­ ность, и •за|ботливость, что­ бы не подмять новый ро­ сток, дать ему взойти, вы- Я уверен, что человек со •эдоровыми нравств©ниыми не авэнается ни с-молоду, ни под старость, как бы он ни был славен и __ анаменит. А человек С ’каГместГо ДУшевной гнильцой аа- зиается Д 101 гдэ, когда у на­ го, по сути дела, еще материнское молоко на губах не обсохло. С мо- лодежью, по--моему, н-адо говорить с открытым серд­ цем, тогда можно найти об­ щий ' язык. По этому прин­ ципу я действукз и как пи­ сатель, и как секретарь Со- быть. Дайте только подуть меру, ма них ветру борьбы, и улетает пепел обьгденно- Я родился на До-ну, рос велся как человек и писа­ тель и воспитывался как Член нашей великой Ком­ мунистической партии. Я вмрос в- среде трудящегося казачества, того, которое потом, в годы гражданской войны, называли красным за поддержку Советской Путь моих аем|Ляков годняшней жизни сложный, мучительный, родило таки тарай против царского са- моде'ржавия. как Степан Разин и Емельян Пугачев. В годы революции часть ка­ зачество, обманутая гене­ ралами, была вовлечена в Поняв свою ошибку, Сд. казачество отошло от бело­ го движения. Почти пятьдесят лет я был свидетелем того, как оно врастало в соци.вл»зм. Из меня, видимо, вышел плохой учитель, скорее всего потому, что сам все еще учусь.™ %У ■г:. ■Й' ■ г - 4 " Сегодня, 24 мая, испол­ няется 70 лет выдающе­ муся советскому писате­ лю Герою Социалистиче­ ского Труда, члену ЦК КПСС, депутату Верхов­ ного Совета СССР М. А. Шолохову. Накануне этой да. ты фотокорреспондент ТАСС В. Турбин побывал в доме писателя, в стани­ це Вешенской. Сюда приезжают многочислен­ ные гости Из разных уголков страны и из-за рубежа. Постоянно заня­ тый творческими и об. щественными делами, Михаил Александрович находит время, чтобы принять гостей, побесе­ довать с ними. На снимке: писатель М. А. Шолохов. МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ Н ИКОЛАЮ Алексеевичу твльнкцы лежат неопублико- первых его отец— Макар Ива- Никифорову легче отве. вамные ниг1де иллюстрации к тить на вопрос, а ка- книге «Донские рассказы», по­ кой стране он не был. даренные тамбовским, худож- Легче вспомнить, в каком го- ником Александром Мэкаро- роде не выступал. Ему вообще вичем Сальниковым, урожен- трудно ответить, если его цем Дона, спрашивают, что именно он .— С этим художником, мо-- коллеиционирует. жет быть, и не столь иэвест. И все-таки, его часто назы- ным, нас породнила все та же вают хранителем литературно- любовь к Шолохову. — гово- го музея-квартиры. В его ар- ..................... сво^о долгую жизнь он иович вступил в товарищество мьсно раз участвовал в вы- совместной обработки земли, ставках, его работы отмеча- А стали организовываться кол- лись дипломами, премиями, хозы — первым написал заяв- Несколько работ Александра ление о том, чтобы приняли в Макаровича приобрел музей него всех Сальниковых. Алек- имэни Крупской в Ленинграде, сандр а то время соби- Но мне особенно дороги эти художествёный техни- самые первые, еще не профес- узнав, что требуются сионально сделанные рисунки 10 длинники — рукописи . ных писателей, кэотик художмьков. Совсем недавно этот чело­ век побывал в Липецке. При встрече он сказал': Липчане с одинаксв'ой бережностью относятся к то­ му, что создают сами и что создавалось до них. Приятно, что люди умеют ценить куль­ турное наследие, хорошо раз­ бираются в искусстве, литера­ туре. Интересуются каждой подробностью творческой жизни великих людей. И ко­ нечно же, великого нашего мастера Шолохова. Признаюсь, творчество этого неповтсЕримо- го художника слова, я, если так можно сказать, возвожу в осо­ бый ранг, и поэтому мне доро- каждая, бусть даже незна- «Все, что связано е великим художником...» рит Николай Але*с.сеевич. — чительная, подробность, любое Когда я рвзговзриваю с Алек, свидетельство, касающееся его сандром Макаровичем, я как жизни и работы. будто заново знакомлюсь с Зная любо 1 ВЬ Н:ик 01 лэя Алек- шолохо.вскими г©роя;ми. сеевича к Шолохову, многие Не согласиться со словами раз читал деятели литературы подарили Николая Алексеевича нельзя •опубликованные фо-го- потом 1 у, что судьба самю.го ху­ дожника дв:йетв.итеяьно чем-то напоми'На’Вт- судьбу шолохов­ ских героев. Детство и юность прошли в то время, когда люди, умеющие владеть те' никой, написал заявление приеме на курсы трактори- е начинающим худож- графии писателя, сделанные в разное время. У Никифорова хранится большая коллекция картин с изображением ста­ ницы бешенской, о- жизни в ко­ торой- Мариэтта Шагинян писа­ ла: «Шолохов окунается в гу­ щу народа, И живет среди сво­ их героев». И как" бы в под. Т 8 ©р.иад©ние этих слов рядом с рукогЕясью произведения писа. «Донские расска­ зы». Он был первым, кто по­ знакомил своих хуторян с этим произведением, По этой кни­ ге он учил читать неграмот­ ных. Люди сидели вокруг не,- слушая, э казачьим степям проходили Александр Макарови новая власть на Дону.. Его водап: т семью — семью хлебопаш- теля Ь> цев не вришлось агитировать потому , за Советскую власть. Одним из в ет о г юрчество этого писа- изко его хуторянам, то писатель рассказы. Книжные знаки его рабо­ ты есть у п,реэидента Финлян­ дии У.РХО Кекконена, арти­ стов КЭрия Никулина, Оле­ га Попова, писателей Сер­ гея Михалкова, Ираклия Анроникоаа, Павла Куд- вгляды. рявцева — доктора техниче­ ских наук, написавшего исто­ рию физики. А самый свой последний экслибрис Никифо­ ров недавно послал Шолохо- Е. МИТИНА. ГЕРОИ ПИСАТЕЛЯ НА ЭКРАНЕ «Тихий Дон» и «Судьба человека», «Поднятая целина» и «Донская повесть», «В лазоревой . сте­ пи» и «Нахапенок»... Ф> льмы эти памятны многим. Экранная судьба произведений Шолохова удиви­ тельно счастливая. Лучшие мастера отечественно­ го кино обращались к ним вдохновенно и трепет­ но, лучшие актеры снимались в этих картинах: С. Бондарчук и й. Матвеев, А. Абрикосов и 3. Ки­ риенко, Е. Леонов и Л. Чурсина... И вот закончены съемки нового шогоэховского фильма — «Они сражались за Родину». И здесь опять созвездие талантов -—режиссер С. Бондар­ чук; актеры В. Тихонов, В. Шукшин (ш снимке слева), И. Смоктуновский (справа), Н. Мордюко­ ва, Ю. Никулин и многие другие замечательные Д“ ах Шолохова... Это особая, может, ч не столь при- *мет,ная, но по-св&му эмачи_ тельная и незабываемая'^-:стрэни 1 ца в ские избы. На лавке У плетня спит Миша. И снится ему, что стащил он все яйца у чубатой курицы и прока. эыкой (ком,пО‘ЗИ'Тор Э. Гентош, слова песен Д. Долинского), и яркие Цвет- I диапоэитивы, проецируемьне на и страсти потрясающих картин ве­ ликого противостояния классов, они не терякэтся, они возникают как на- помин 81 Н 1 Ив О ,Идущем, О смьюле и цели этой бо.рьбы. В них в,идит ху­ дожник оправдание отчаячных мета. Н 1 ИЙ, ,мук, тоагедий и прозрений лю­ бимых своих героев. Потому-то ря­ дом с шолоховскими Григорием и Ак­ синьей, Нагульнснвым и Давыдовым, Звягймцевым и Андреем-. Соколовьгм мы с удив,ительно светлым чувством вдруг , обнаруживаем эт« трогатель­ ные мале,нь,кие фигурки:-^ от озор-. но,го, бедового Миши-Нахаленка из раннего «донского расска,за» до не по возрасту серьезного, обездоленного вой,ной Вани из «Судьбы челозекв» с его 'пронзающим криком: «Папка, родненький! Я знал, что ты меня най- Но какая же дружба с может быть у С'Ь'на бедняка! Икак у . . . Ю'иил Витька, стараясь выполнить н< свинье. Увидел это раскинувшийся над сценой, словно каз отца с матерью, мол, теперь небесный шатер, сферический экран, беднотой надо поосторожнее, а у Театр, ставя шолоховский рассказ, вы,держал, прош,ипел Мише: не хочет растворяться в 6 ыто,Яы,х — Твой отец — коммуняка! Вс подробностях, е достоверных дета- как только помрешь ты, и душа т А ну, ИД 1 И скида, М'ихайло ка» для своей специфической ауди­ тории. Очевидно, где-то опасения эти небезосновательны. Но в главном — «Нахаленок» получился. Даже об­ ращаясь к своим очень кэным зрите­ лям, театр не мог да и не хотел скрывать От них драматизма, сурово­ сти событий тех лет. Ведь это было спектакль «На,ха. лях. Ему важно не иллюстрировать прилетит на небо, а бог скажет: «За бы изменой Шолохову. Красивыми. ленок» (инсценировка А. Агафонсва) Шолохова, , , что твой отец был коммунистом, ГЕРОИ ПИСАТЕЛЯ НА СЦЕНЕ Испытание Шолоховым Впрочем, кажется, га,стоол,и,о,ующего в Липецке Ростов- остро, раскрыть дух ского театра юного ,зрителя. Обраще­ ние к шолоховской прозе — серьез­ нейшее испытание Для лю, 6 ого теат­ ра. Как сохранить неповторимую ма­ неру писателя, как перевести на язык сценических образов его густую, поп- 1 ОДНОМ ную лиризма и юмора,, глубок* ^ поразительно т психоло- про,изведении. Шолохова.ребенон — главный герой. Лишь однажды г тель показал больигие события ■зам,и. совсем юного человека — Ми- Ю. Ереминым и А. Габом. ши из «Нахатмнка». И сдела'л столь убедите,ф,но и точно, чтс уже полвека (рассказ написан в 1925 казачьей станицы. И новь революци- И это ростовчанам лось. Условные приемы оформлен,I (художник В. Ромахов) нисколько не мешают актерам играть шолоховских героев психологически тонко и инте­ ресно. Очень хороша Р. Пащенко в роли Миши. Прекрасно най,денная ...Обыденная, по законам еще до­ октябрьской поры текущая жизнь смысл «Наха- — отправляйся в ад!» Итак, первые уроки классовой ; многом уда- примиримости. первые конфликты. Театр, следуя Шолохову, ведет и атмосферу. По-м, юного героя к пониманию сути этой борьбы. Пусть еще детскому, но в основе своей — яснр,А^ и верному. Полюс зла—попович Витька, его ро­ дители, станичные богатеи. Полюс добра и справедливости—ми,шин отец, его товарищи и самый главный, са­ мый справедливый человек, кото,рыЙ сильными, добрыми людьми пред­ стают пеоед нами олец й мать Миши ( в роли отца мы видели Г. Ковален­ ко и А. Тубияшевича, мать играют Н. Трояновская и Л. Глинская). С к>мо,ром исполнил роль деда заел, арт. РСФСР П. Будяк. И они 1-оже дают мальчику урок мужества, урок верности революции. Пожалуй, где-то в этом шолоховском спектакле пробивается, окажем ус­ ловно, гайдаровская интонация, ро­ мантическая, гордая. Думается, она органично входит в него, в его стиль стью и естественностью каждого ду- . . . шевного движения смышле,вого, об- поднял народ «ровно пахарь полосу представления регистры, мотивы, I позволяет создателям сценического «Нэхаленка» избежать мрачности, надрьгвности в заключительной его Что ж... Шолохов не только глубок, но и широк, в его творчестве можно найти самые различные, подчас не­ ожиданные для привычного театра... Появляет —В, дрожащих солнечных бликах раннего утра темнеет покосив,ш,ийся плетень, взбежали на пригорок сель- онных преобразований, вдастно, радостно вторгающаяся в эту жрэйе, на сцене обыденность. и — завоевывает Революция увидена театром именно как— радость, как праздн,ик, который по-своему находит отклик в сердце маленького Мишки-Нахаленка. Отсю­ да — и насыщенность спектакля му- лэдающего яркой фантазией и посте­ пенно - постигающего сложность взрослых дел и забот мальчуга,на. Первые уроки классовости получа­ ет он в спектакле. Вот вдруг ..подка­ тился к Мишке золотушный Витька, поповский сынок (арт. Л. Малая): ' — Не уходи, Мишка! Давай искупа. ховский рассказ истинную емся и пойдем к нам играть. Тебе токацию, не перестарались мамочка разрешила приходить плуго,м»,—-Ленин. В спектакле постовчан много юмо­ ра, света, тепла. Отдельные сцены, скажем, баталии деда и внука, непод­ дельно комедийны. Иной раз даже опасаешься: не утратит ли. от этих щедрых театральных красок шоло- I спектакля, «адаптируя» «Кахален- строения. Тем подросткам, кто видел поста, новку, повезло: после спектакля они наверняка захотят познакомиться с «Нахаленком», театр пробудил в них интерес к Шолохову. А это ведь то же немало для ТЮЗа, театра-пеД 8 - ^ * В. ШДМЕТЬКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz