Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
читатель- газета- читатель тртяп НПЫРЕ ДРУГЙ Во.т и закончилась наша прамт 1 И«а в школе. Доб ров, замечаггель'нов время. Лишь после того, как ты возьмешь а руки свой первый классвый жур нал, оридешь к ребятам, увидишь их глаза—по-иа- стояадему почувствуешь высокий смысл профес сии учителя. Два месяца мы были для ребят учителями. Те перь М.Ыпоняли, что нам рредстои(т взять с собой: больше знаний, и не только о своем предмете, но и о тех, кого мы будем учить. Сейчас одна из главных задач в школе -— нрав- ственное воспитание учащихся. Кому, кок не нам, будущим учителям-сяовеоникам, предстоит каж дый день, на каивдом уроке воплощать зто в жизнь. Ведь уроки литературы — это не просто обши|31ныв познания, это еще. и твоя индивидуаль ность, твое понимание, ты сам. Вспоминаю свой самый Т 1 рудный урок. Робея, «хожу в десятый класс. Ребята смотрят на меня »ниматв 1 льно, понимающе. Они знают, что за по следним столом сидит методист, который строго оценивает каждый мой шаг. Они то и дело огля дываются, словно спрашизая: «Ну, как?». Начинаю опрос. Хочу знать, как меня по.няяи. Вызываю одного ученика, а глаза его так и умо ляют; «.Посадите меня, не мучайте...». А я рассчитывала, что он ответит. Это о нем мне оказали — «сильный». Что же делать дальше? Спросить другого? Вот этого-то я в конспекте не план Ир овала. Но вот страх проходит. Объясняю урок снова. Схемы отброшены — начинается живое общение. И чувствую: по'нимают они меня, понимают! Чув ствую, что писатель предстает теперь перед ними, как личность, а не просто кек имя в учебнике... Праздником казался только первый урок — по том наступили будни. Но для ребят наши будни каждый раз должны быть праздником. Вот это я очень остро ощутила. Интересно, что уже у всех практикантов наме тился свой профессиональный почерк, свой стиль и манера ведения, урока. Таня Гончарова, на пример, стремилась раскрыть пс.ихологи 1 ^дскив глубины текста. Женя Трунов, наш начинающий поэт, считал наиболее важным показать, как «сде лано» произведение, какова функция слова, обра за. Вера Шилова очень кепосредотвенна, часто встречалась с ребятами И не на уроках. Рассказы вала им о литературе, о многих новинках. Неред ко ее можно было видеть со старшеклассниками за выпуском стенгазеты... Школьники хорошо встретили нас, практикантов. Вот одно из пожеланий на прощанье: «Не имейте сто рублей, а имейте тридцать четыре друга из 10-го «А». Хочется, чтобы столько же друзей бы ло в каждом классе, где мы будем работать. Т. МОГУНОВА, студентка ПГПИ. И ОПЯТЬ письмо о длин ных во-лосах' и потер- ть:х джинсах. Корот кое и боевое. Автор его — школьник по имени Сергей — пишет: «Я прочитал вашу статью — 200 откровенных строк «Борода для личности или личность для бороды?», и мне захотелось прибавить к этим 200 строкам еще не сколько строк. В этой ста тье я не увидел основной мысли.' Написано много, а непонятно. Из того, что я понял, возникла дилемма. Школа говорит: не носи длинные волосы, а мода го. ворит: носи. Если бы я не имел собственного мнения, я бы не зная, что делать — носить или не носить. А я хочу носить длинные волосы и потертые джинсы. Так по чему же мне запрещают?! Нет, я не хочу, чтобы т о мне оценили личность», я просто хочу носить длинные волосы. Я прошу вас, от ветьте конкретно: почему нельзя носить длинные во лосы и поте;ртые джинсы? Если вы не ответите на этот воп!рос, я буду считать, что вам нечего ответить, что я одержал победу». «Носить или на носить?». Ну, прямо как у Шекспира: бьпь или не быть? Школа говорит одно, мода — дру гое, письменный вопль юной души, самоотверженно от стаивающей право на потер тые джинсы, подкрепляются сразу и допросительным, и восклицательным знаками: «Так почему же мне запре щают?!». В общем, надо все бросить и ответить, наконец, Сергею конкретно: почему? Сам он, ну, никак не дога дается, что смущает учите лей в столь желанном ему Ну, попробуем. Сначала— о длинных волосах. Знаешь, Сергей, я лично подозре ваю, что главная П|рин 1 ина на ложенного на них загдаета проста: извини за прозаиче ское объяснение, но это — соображения гигиены. Поче му-то среди неистовых рев нителей моды не так уж м н о го разнителей чистоты. Не исключено, что ее счи тают из моды вышедшей. Борясь за волосы, длина ко торых будет на урс!В«а ми ровых стандартов, их до вольно часто забывают мыть. Согласись, зто до вольно грустно — немыть!е, а иногда и кеч^есанные пат лы, многолетний траур под длинными — опять же по моде! — ногтями. О нет, я думаю, что ты лично не чистоплотен. Более того: я охотно предполагаю, что те бе длинные волосы удиви тельно к лицу. Однако школьные правила не дела ют исключений. Они, так сказать, регушируют длину вюлск: для всех: и для тех, 'КТО умает за собой рладить. аккуратности, эстетика соб р а н ости, дисциплиниро- вэнности, чистоты. Надеюсь, ты не лишен вкуса, чтобы понять это. Поэтому не надо стано виться в, позу обиженного борца за моду и с пафосом декламировать о своем пра- на потертые джинсы. Не нужно превращать' их в «ХОЧУ ПОТЕРТЫЕ ! » и для тех, кто этому еще не научился. В этом есть логика и спразедливость, как ты считаешь? Теперь — о джинсах, ви новат! — о поте 1 ртых джин сах. По-моему, эти своеоб разного покроя бркжи, не зависимо от степени их по тертости, очень удобны и практичны в стройотряде, в походе, во дворе. И здесь всякие возражения против склонности к джинсам, по крайней мере, были бы не лепы. Если же тебе, Сергей, приходится их вьюлушивать, я думаю, что в этом случае нужно просто призвать не помощь чувство юмора. У взрослых то же могут быть свои сла бости. Но тут есть одна тон кость. В кирзовых сапогах не примято ходить в театр. В вечернем платье, незаме нимом для бала, смешно появляться в заводском це хе. А в потертых джинсах не стоит приходить в класс. По тому что кирзовые сапоги будут неуместны в празд ничной, приподнятой атмо сфере театра, вечернее пла тье — среди станков и агре гатов, а любимые тобой джинсы — в Ш'коле, где то же сложился свой стиль, своя эстетика. Деловая. Скромная. Серьезная. Огимь символ самоутаарждеиия, самостоятельности. Об этом, кстати, и шла речь в статье «Борода для личности или личность для бороды?», ко торая показалась тебе такой непонятной. Вот конкретный ответ на замучиешйй тебя вопрос: «Носить или не носить?». А теперь — о вещах, более серьезных и важных. О ве щах, отсутствие коих не прикроешь и самыми длин ными волосами. Ты пишешь: «Нет, я не хочу, чтобы «во мне оц тили личность», я просто хочу носить длинные волосы». Не кажется ли те бе, что тут ты напрасно гю- скромничалТ Не верю я этим твоим словам, Сергей. Не хочу верить. Слишком уж это худо, если длинные во лосы — предел твоих меч таний, потолок твоих стрем лений. Даже в запальчиво сти не стоило так заявлять, Не знаю, сколько тебе — тринадцать, четырнадцать,, пятнадцать лет. Во всяком случав — ты достаточно взрослый человек, чтобы за думаться о том, кто ты, ка кой ты. зачем ты? А между прочим, именно с этих во просов и начинается лич ность, а не с твоего наивно го: носить или не носить по тертые джинсы? Я перечитываю письмо твое и Пытаюсь догадаться: хороший ли ты человек? Че стный ли? Прямой ли? Бла городный ли? Мне интерес но, что ты читаешь, кем хочешь быть, что тебе нра вится, с чем ты воюешь. Но... Увы, обратиться в ре дакцию, вероятно, в первый раз в жизни, ты счел нуж ным исключительно по по- ВО.ДУ джинсов и длинных во лос. Мы, признаться, при выкли получать от твоих оверстникоа другие, куда белее интересные письма. О необычных людях, с ко- торь^мIЙ им посча^ливилось встретиться. О товарищах. О работе в стройотряде. Иног да — очень тревожно, с го речью и болью нам пишут; о чем-либо плохом, неопра- ведливом, о таком, что тре бует немедленного вмеша тельства газеты, о тех, кому надо помочь. Хорошие пись--^ ма. И хотя в них обычно ав- ’' торы редко рассказь 1 вэют о себе, мы все равно о них многое узнаем. Ну, вот и все. Я отв на твой вопрос. Затрудн: юсь сказать, удовлетворит ли тебя мой ответ или ты решишь, что, выражаясь Твоими словами, «одержал победу». 8 любом случае желаю, чтоб в жизни твоей почаще были бы дру гие, более достойные и серьезные поводы, произ нести эту торжествующую фразу: «Я одержал победу». И. НЕВЕРОВ. Матчи будут боевыми! Завтра, после двухне дельных «каникул», на льду липецкого зимнего Дворца спорта вновь за стучат клюшки. Хоккеи сты СКА МВО (Липецк) встретятся с командой «Салават Юлаев» из Уфы. Хоккеисты Бешкири'и проводят свой пятнадца тый сезон во всесоюзных сорезно-ваниях. Осенью 1960 года команда спор- ТИВ 1 НОГО клуба «Салават Юлаев» дебютировала в классе «Б». Первое вы ступление оказалось до вольно успешным — тре тье место в зоне. В оче редном зональном тур нире уфимцы финиши ровали уже вторыми, вслед за челябинским «Буревестником». В этом сезоне «Салават Юлаев» провел первые междуна родные встречи с хокке истами ГДР и дважды по бедил—5:4 и 5:3. Очеред ные два турнира оказа лись для хоккеистов сто лицы Башкирии менее удачнь:ми. Тем не менее Федерация хоккея СССР сочла возможным включить коллектив в класс «А».. Сезон ока-, зался трудным; горечь поражений уфимцы ис- пытьшали гораздо чаще, чем радость побед. И все же в упорной борьбе с оренбургским «Строи телем» «Салават Юлаев» отвоевал место во вто рой группе. Особенно успешно хоккеисты Башкирии за кончили чемпионат 1969 года. Всего одного очка не хватило «Салавату Юлаеву», чтобы полу чить право на переход в высшую лигу. Трониррвал коллектив мастер спорта В. П. Ка« равдин. Минувший чем пионат принес команде четвертое место. В первой половине нынеш него сезона игра коман ды не отличалась ста бильностью. Однако высокий по тенциал этого коллек тива достаточно изве с т и и, по м.нению мно гих специалистов, уфим цы на финише могут значительно «прибавить». В. СОЛОВЬЕВ. Девять из десяти человек, даже весьма далеких от спорта, смогут без труда назвать имена изобра женных на снимке двух фигуристов. Благодаря те левидению они стали любимы миллионами людей. Речь идет о чемпионах мира и Европы в парном катании Ирине Родниной и Александре Зайцеве. У Ирины в багаже спортивных наград по шесть золотых медалей о европейских и мировых пер венств и чемпионская медаль с Олимпиады в Сап поро. Ее партнер А. Зайцев «толвко» дважды чем пион мира и нашего континента. Сейчас у чемпионов горячая пора: сначала стщэты предолимпийской зимы, а потом и сама Бе лая Олимпиада-76 в австрийском городе Инсбру ке. С нынешнего сезона два московских препода вателя (оба они недавно кончили столичный ин ститут физкультуры) тренируются у Татьяны Тара совой. Ло-прежнему, как показало их выступле ние на Международном турнире фигуристов «Мос ковские коньки», их отличают высокий артистизм и мастерство, которые заставляют забыть о тех нических трудностях программы. — Прыжками и поддержками сейчас никого не удивишь, — говорит Ирина Роднина. — В этом плане силы у многих фигуристов сейчас равные. А вот в способе подачи программы, чувстве музыки — этих, казалось бы, субъективных компонентах-— диапазон для совершенствования очень большой. Они и дальше собираются не только бороться за высокие титулы, но и вести творческий поиск. Нынешней зимой главными аренами для выступ лений у нашего несравненного дуэта будут чемпи- онат Европы в Копенгагене и первенство мира в американском городе Колорадо-Спрингс. (Ю. ХРОМОВ, корр. ТАСС). НА СНИМКЕ: И. Роднина и А. Зайцев. Фото в. Ун Да-енна. (Фотохроника ТАСС). АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 2-28-59, идеологического отдела — 2-34-13, отделов: Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. 44, ред, газеты «Ленинец». Телефоны; редактора — 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстрации комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-36-43, учащейся молодежи — 2-38-50, писем и спорта —.2-34-46. АЭ 52064 Областная типография упркйлення издательств, полиграфии и книжной тоеговли. Липецк. Коммунальная нлощадь, 44. Зак. № 306
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz