Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

читатель- газета- читатель тртяп НПЫРЕ ДРУГЙ Во.т и закончилась наша прамт 1 И«а в школе. Доб­ ров, замечаггель'нов время. Лишь после того, как ты возьмешь а руки свой первый классвый жур­ нал, оридешь к ребятам, увидишь их глаза—по-иа- стояадему почувствуешь высокий смысл профес­ сии учителя. Два месяца мы были для ребят учителями. Те­ перь М.Ыпоняли, что нам рредстои(т взять с собой: больше знаний, и не только о своем предмете, но и о тех, кого мы будем учить. Сейчас одна из главных задач в школе -— нрав- ственное воспитание учащихся. Кому, кок не нам, будущим учителям-сяовеоникам, предстоит каж­ дый день, на каивдом уроке воплощать зто в жизнь. Ведь уроки литературы — это не просто обши|31ныв познания, это еще. и твоя индивидуаль­ ность, твое понимание, ты сам. Вспоминаю свой самый Т 1 рудный урок. Робея, «хожу в десятый класс. Ребята смотрят на меня »ниматв 1 льно, понимающе. Они знают, что за по­ следним столом сидит методист, который строго оценивает каждый мой шаг. Они то и дело огля­ дываются, словно спрашизая: «Ну, как?». Начинаю опрос. Хочу знать, как меня по.няяи. Вызываю одного ученика, а глаза его так и умо­ ляют; «.Посадите меня, не мучайте...». А я рассчитывала, что он ответит. Это о нем мне оказали — «сильный». Что же делать дальше? Спросить другого? Вот этого-то я в конспекте не план Ир овала. Но вот страх проходит. Объясняю урок снова. Схемы отброшены — начинается живое общение. И чувствую: по'нимают они меня, понимают! Чув­ ствую, что писатель предстает теперь перед ними, как личность, а не просто кек имя в учебнике... Праздником казался только первый урок — по­ том наступили будни. Но для ребят наши будни каждый раз должны быть праздником. Вот это я очень остро ощутила. Интересно, что уже у всех практикантов наме­ тился свой профессиональный почерк, свой стиль и манера ведения, урока. Таня Гончарова, на­ пример, стремилась раскрыть пс.ихологи 1 ^дскив глубины текста. Женя Трунов, наш начинающий поэт, считал наиболее важным показать, как «сде­ лано» произведение, какова функция слова, обра­ за. Вера Шилова очень кепосредотвенна, часто встречалась с ребятами И не на уроках. Рассказы­ вала им о литературе, о многих новинках. Неред­ ко ее можно было видеть со старшеклассниками за выпуском стенгазеты... Школьники хорошо встретили нас, практикантов. Вот одно из пожеланий на прощанье: «Не имейте сто рублей, а имейте тридцать четыре друга из 10-го «А». Хочется, чтобы столько же друзей бы­ ло в каждом классе, где мы будем работать. Т. МОГУНОВА, студентка ПГПИ. И ОПЯТЬ письмо о длин­ ных во-лосах' и потер- ть:х джинсах. Корот­ кое и боевое. Автор его — школьник по имени Сергей — пишет: «Я прочитал вашу статью — 200 откровенных строк «Борода для личности или личность для бороды?», и мне захотелось прибавить к этим 200 строкам еще не­ сколько строк. В этой ста­ тье я не увидел основной мысли.' Написано много, а непонятно. Из того, что я понял, возникла дилемма. Школа говорит: не носи длинные волосы, а мода го. ворит: носи. Если бы я не имел собственного мнения, я бы не зная, что делать — носить или не носить. А я хочу носить длинные волосы и потертые джинсы. Так по­ чему же мне запрещают?! Нет, я не хочу, чтобы т о мне оценили личность», я просто хочу носить длинные волосы. Я прошу вас, от­ ветьте конкретно: почему нельзя носить длинные во­ лосы и поте;ртые джинсы? Если вы не ответите на этот воп!рос, я буду считать, что вам нечего ответить, что я одержал победу». «Носить или на носить?». Ну, прямо как у Шекспира: бьпь или не быть? Школа говорит одно, мода — дру­ гое, письменный вопль юной души, самоотверженно от­ стаивающей право на потер­ тые джинсы, подкрепляются сразу и допросительным, и восклицательным знаками: «Так почему же мне запре­ щают?!». В общем, надо все бросить и ответить, наконец, Сергею конкретно: почему? Сам он, ну, никак не дога­ дается, что смущает учите­ лей в столь желанном ему Ну, попробуем. Сначала— о длинных волосах. Знаешь, Сергей, я лично подозре­ ваю, что главная П|рин 1 ина на­ ложенного на них загдаета проста: извини за прозаиче­ ское объяснение, но это — соображения гигиены. Поче­ му-то среди неистовых рев­ нителей моды не так уж м н о го разнителей чистоты. Не исключено, что ее счи­ тают из моды вышедшей. Борясь за волосы, длина ко­ торых будет на урс!В«а ми­ ровых стандартов, их до­ вольно часто забывают мыть. Согласись, зто до­ вольно грустно — немыть!е, а иногда и кеч^есанные пат­ лы, многолетний траур под длинными — опять же по моде! — ногтями. О нет, я думаю, что ты лично не­ чистоплотен. Более того: я охотно предполагаю, что те­ бе длинные волосы удиви­ тельно к лицу. Однако школьные правила не дела ­ ют исключений. Они, так сказать, регушируют длину вюлск: для всех: и для тех, 'КТО умает за собой рладить. аккуратности, эстетика соб­ р а н ости, дисциплиниро- вэнности, чистоты. Надеюсь, ты не лишен вкуса, чтобы понять это. Поэтому не надо стано­ виться в, позу обиженного борца за моду и с пафосом декламировать о своем пра- на потертые джинсы. Не нужно превращать' их в «ХОЧУ ПОТЕРТЫЕ ! » и для тех, кто этому еще не научился. В этом есть логика и спразедливость, как ты считаешь? Теперь — о джинсах, ви­ новат! — о поте 1 ртых джин­ сах. По-моему, эти своеоб­ разного покроя бркжи, не­ зависимо от степени их по­ тертости, очень удобны и практичны в стройотряде, в походе, во дворе. И здесь всякие возражения против склонности к джинсам, по крайней мере, были бы не­ лепы. Если же тебе, Сергей, приходится их вьюлушивать, я думаю, что в этом случае нужно просто призвать не помощь чувство юмора. У взрослых то­ же могут быть свои сла­ бости. Но тут есть одна тон­ кость. В кирзовых сапогах не примято ходить в театр. В вечернем платье, незаме­ нимом для бала, смешно появляться в заводском це­ хе. А в потертых джинсах не стоит приходить в класс. По­ тому что кирзовые сапоги будут неуместны в празд­ ничной, приподнятой атмо­ сфере театра, вечернее пла­ тье — среди станков и агре­ гатов, а любимые тобой джинсы — в Ш'коле, где то­ же сложился свой стиль, своя эстетика. Деловая. Скромная. Серьезная. Огимь символ самоутаарждеиия, самостоятельности. Об этом, кстати, и шла речь в статье «Борода для личности или личность для бороды?», ко­ торая показалась тебе такой непонятной. Вот конкретный ответ на замучиешйй тебя вопрос: «Носить или не носить?». А теперь — о вещах, более серьезных и важных. О ве­ щах, отсутствие коих не прикроешь и самыми длин­ ными волосами. Ты пишешь: «Нет, я не хочу, чтобы «во мне оц тили личность», я просто хочу носить длинные волосы». Не кажется ли те­ бе, что тут ты напрасно гю- скромничалТ Не верю я этим твоим словам, Сергей. Не хочу верить. Слишком уж это худо, если длинные во­ лосы — предел твоих меч­ таний, потолок твоих стрем­ лений. Даже в запальчиво­ сти не стоило так заявлять, Не знаю, сколько тебе — тринадцать, четырнадцать,, пятнадцать лет. Во всяком случав — ты достаточно взрослый человек, чтобы за­ думаться о том, кто ты, ка­ кой ты. зачем ты? А между прочим, именно с этих во­ просов и начинается лич­ ность, а не с твоего наивно­ го: носить или не носить по­ тертые джинсы? Я перечитываю письмо твое и Пытаюсь догадаться: хороший ли ты человек? Че­ стный ли? Прямой ли? Бла­ городный ли? Мне интерес­ но, что ты читаешь, кем хочешь быть, что тебе нра­ вится, с чем ты воюешь. Но... Увы, обратиться в ре­ дакцию, вероятно, в первый раз в жизни, ты счел нуж­ ным исключительно по по- ВО.ДУ джинсов и длинных во­ лос. Мы, признаться, при­ выкли получать от твоих оверстникоа другие, куда белее интересные письма. О необычных людях, с ко- торь^мIЙ им посча^ливилось встретиться. О товарищах. О работе в стройотряде. Иног­ да — очень тревожно, с го­ речью и болью нам пишут; о чем-либо плохом, неопра- ведливом, о таком, что тре­ бует немедленного вмеша­ тельства газеты, о тех, кому надо помочь. Хорошие пись--^ ма. И хотя в них обычно ав- ’' торы редко рассказь 1 вэют о себе, мы все равно о них многое узнаем. Ну, вот и все. Я отв на твой вопрос. Затрудн: юсь сказать, удовлетворит ли тебя мой ответ или ты решишь, что, выражаясь Твоими словами, «одержал победу». 8 любом случае желаю, чтоб в жизни твоей почаще были бы дру­ гие, более достойные и серьезные поводы, произ­ нести эту торжествующую фразу: «Я одержал победу». И. НЕВЕРОВ. Матчи будут боевыми! Завтра, после двухне­ дельных «каникул», на льду липецкого зимнего Дворца спорта вновь за­ стучат клюшки. Хоккеи­ сты СКА МВО (Липецк) встретятся с командой «Салават Юлаев» из Уфы. Хоккеисты Бешкири'и проводят свой пятнадца­ тый сезон во всесоюзных сорезно-ваниях. Осенью 1960 года команда спор- ТИВ 1 НОГО клуба «Салават Юлаев» дебютировала в классе «Б». Первое вы­ ступление оказалось до­ вольно успешным — тре­ тье место в зоне. В оче­ редном зональном тур­ нире уфимцы финиши­ ровали уже вторыми, вслед за челябинским «Буревестником». В этом сезоне «Салават Юлаев» провел первые междуна­ родные встречи с хокке­ истами ГДР и дважды по­ бедил—5:4 и 5:3. Очеред­ ные два турнира оказа­ лись для хоккеистов сто­ лицы Башкирии менее удачнь:ми. Тем не менее Федерация хоккея СССР сочла возможным включить коллектив в класс «А».. Сезон ока-, зался трудным; горечь поражений уфимцы ис- пытьшали гораздо чаще, чем радость побед. И все же в упорной борьбе с оренбургским «Строи­ телем» «Салават Юлаев» отвоевал место во вто­ рой группе. Особенно успешно хоккеисты Башкирии за­ кончили чемпионат 1969 года. Всего одного очка не хватило «Салавату Юлаеву», чтобы полу­ чить право на переход в высшую лигу. Трониррвал коллектив мастер спорта В. П. Ка« равдин. Минувший чем­ пионат принес команде четвертое место. В первой половине нынеш­ него сезона игра коман­ ды не отличалась ста­ бильностью. Однако высокий по­ тенциал этого коллек­ тива достаточно изве­ с т и и, по м.нению мно­ гих специалистов, уфим­ цы на финише могут значительно «прибавить». В. СОЛОВЬЕВ. Девять из десяти человек, даже весьма далеких от спорта, смогут без труда назвать имена изобра­ женных на снимке двух фигуристов. Благодаря те­ левидению они стали любимы миллионами людей. Речь идет о чемпионах мира и Европы в парном катании Ирине Родниной и Александре Зайцеве. У Ирины в багаже спортивных наград по шесть золотых медалей о европейских и мировых пер­ венств и чемпионская медаль с Олимпиады в Сап­ поро. Ее партнер А. Зайцев «толвко» дважды чем­ пион мира и нашего континента. Сейчас у чемпионов горячая пора: сначала стщэты предолимпийской зимы, а потом и сама Бе­ лая Олимпиада-76 в австрийском городе Инсбру­ ке. С нынешнего сезона два московских препода­ вателя (оба они недавно кончили столичный ин­ ститут физкультуры) тренируются у Татьяны Тара­ совой. Ло-прежнему, как показало их выступле­ ние на Международном турнире фигуристов «Мос­ ковские коньки», их отличают высокий артистизм и мастерство, которые заставляют забыть о тех­ нических трудностях программы. — Прыжками и поддержками сейчас никого не удивишь, — говорит Ирина Роднина. — В этом плане силы у многих фигуристов сейчас равные. А вот в способе подачи программы, чувстве музыки — этих, казалось бы, субъективных компонентах-— диапазон для совершенствования очень большой. Они и дальше собираются не только бороться за высокие титулы, но и вести творческий поиск. Нынешней зимой главными аренами для выступ­ лений у нашего несравненного дуэта будут чемпи- онат Европы в Копенгагене и первенство мира в американском городе Колорадо-Спрингс. (Ю. ХРОМОВ, корр. ТАСС). НА СНИМКЕ: И. Роднина и А. Зайцев. Фото в. Ун Да-енна. (Фотохроника ТАСС). АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 2-28-59, идеологического отдела — 2-34-13, отделов: Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. 44, ред, газеты «Ленинец». Телефоны; редактора — 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстрации комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-36-43, учащейся молодежи — 2-38-50, писем и спорта —.2-34-46. АЭ 52064 Областная типография упркйлення издательств, полиграфии и книжной тоеговли. Липецк. Коммунальная нлощадь, 44. Зак. № 306

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz