Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
ЗВЕЗДА' И КРАСНЫ Й Г А Л С Т У К - РЯДОМ О К. чета о проделаш|ной работе. Нет, не потому, что времени не хватает или не о чем пи сать. Наоборот, трудно обо всем рассказать на бумаге. Конечно, проще простого на писать о тонне собранной ма кулатуры, о том, что одержи вали победы в спортивных со ревнованиях, в конкурсе Строя и песни, О том, как всем о т . рядом заслужили похвалу от «Пионерской правды» за уча стие во Всесоюзню 1 Й еи 1 ктори- не «Подвиг»* ^ вот как расскажешь, что чья-нибудь «тройка» была до роже «пятерки» отличника? Как перед уроком математики подходили к Аде Аркадьевне и просили вызвать Мишу к доске? «Понимаете, —* говори ли, — письменно у него хуже получается. Сделает одну ошибку, все насмарку идет. А у доски его поправить мож но». 8 этот отчет не вклеишь :т с отметками по англий скому, где напротив фамилми Валеры Чиркова давно исчез ли двойки. И ребята его те перь иногда называют «боц маном». Дл я него это не обид но. Просто в классе никто не любит так читать о морепла вателях, как этот мальчик, И тайну свою Валера доверил одноклассникам- Решил стать моряком. Раньше-то ничего о себе не рассказьшзл. ...Мы сидим с ребятами в давно опустевшей школе. Ив. редка раздаются голоса- д е . журных, занятых уборкой. Да же со спортивной площадки все разбежались По домам. Школьный сторож несколько раз заглянул в класс, но так и не напоАмил, мол, пора укр- дить. Неверное, привык к то- М 1 у, что 5кА» вот так подолгу засиживается. За окном кру- жилиха из тополиного пуха. Нет-нет. да и на некоторое время умолкнут пятикпассни, ки, и все вместе наблюдают, как школьный двор постепен но покрьпзается белым пухоМ, Когда последний раз допозд на задерживались в школе? Пожалуй, перед Днем Победы. Готовили подарки для участ. никое войны. 8 ыж 1 И 1 гали, выши вали, рисовали. Можно было бы собрать де 1 Н|Ьли, П 10 Й 1 ТИ в ма газин и купить что-нибудь без хлопот. Но от такого подарка холодом бы веяло* Может быть, год назад, а четвертом классе, так и сделали бы, А Нет, не расскажешь на бу- маге, как. долгими вечерами в течение четырех месяцев Лена Карпычева со своей мамой Любовью Николаевной рабо тали в библиотеках. Им прино сили из книгохранилищ самые пожелтевшие, самые запылен, ные книги, подшивки газет. И нужно-то было найти всего подпись к алк 10 му-еди 1 Н 1 Ст- веиному снимку, опублико- ванному в 1942 году. Помните мальчика у станка, пришедше го работать на, завод вместо Погибшего отца? А ско-лько было радости, когда в своем грооде удалось встретить че- лбвека, чья судьба так похожа на историю мальчика- Трудит ся на тракторном заводе Иван Пав 1 Лович Пажитньи. Че тырнадцать лет ему было, когда в 1943 году появилась первая запись в его трудовой книжке. За все это долгое время менял 1 И:сь только 1Д0лж. ности. Тридцать два года каж дое утро идет он к своей про ходной. И вдруг к нему прихо дят незнакомые ребята, гово рят: «А мы про вас в «!Пион 1 ер- скую правду» написали», И работники музея запомни, ли этих ребят. Г 1 ришл 1 И к ним настойчивые мальчишки, по просили помочь узнать о жиз ни пионеров Липецка в годы войньА. Музей на ремонте бьпл. Но им не отказали. ...Пятый класс позади. Мно- го было интересных уроков. Но самым главным, самым любимьщ стал урок мужества. Он продолжался целый год- И учителей 6 ь!ло множеся'. во. В школе «рангятся со чинения 5 «А» на тему «Ор ден а моем доме». Тетрадей ровно столько, сколько уче . ников в классе. Значит, ни од ну семью война не обошла. Дед Андрея и Саши Казан- цевьвх Александр Николаевич погиб в феврале 1943 го-да. Погиб вместе со своим экипа жем. На том месте до сих пор не сеют хлеб • память о погиб- На Кубани, Тамани, под Но вороссийском, Керчью, над Бугом, Вислой, Одером, под Хелмом, З^блнном, Варшавой, Берлином громил с неба фа шистов Михаил Филимонович Бердащкевич ■" дед Валеры М|И1хайлова, Дед Алеши ТКулькова сра. жался на фронтах двух войн —' гражданской и Отечествен- Нет, не расскажешь на бу маге, как ответственно носить фамилии людей, завоеваащ.их спокойную мирную жизнь... Е. СЕРГЕЕВА^ РШК, втт! #амбовскИ| братишкой В| ) альчишек^амое обычно* ребячпф^’ хлопоты. Саша лопату. П< рили, где увидали вместе^ двоюродным 1итей Лучкиным задумали аленькую березку, чтоб лес, на кордон. Хотели дома. Наскоро позавтра- велосипед, прихватили л, по дороге, все спо- I ^чше посадить березку— л их бедой. Ребята бурого дыма. На по ляне горела сухая прошлогодняя трава, осыпавшаяся хвоя. Языки пламени побежали уже по кронам молодых сосен. А ветер будто радо вался, яростно срывал огоньки с вет вей, гнал их все дальше, в глубь Огонь и пес, который может по гибнуть. И только они здесь, двое мальчишек. Сашка-пятнкяашка, да Витя—чуть постарше. Не мешкая ни секунды, бросились спасать зеленого Саша успел приглядеть неподале ку лужицу, намочил кеды, чтобы не загорелись, и начал притаптывать траву, сбивать огонь папкой, Витя попробовал было тушить пидияком, а потом взялся за лопату. Полетели наземь горящие ветки,. Ловкие у мальчишек руки, но и ветер дело свое недоброе делает. А дышать трудно—дым сплошной пе леной. Все чаще низко-низко, и са мой земле, наклоняется Саша, чтобы хоть чуточку вдохнуть свежего воз духа. Витю совсем не видно, скрылся за деревьями.... Потом приехали «пожарки». Ребята помогли подтащить шланги и снова бросились к горящим соснам. Прибежали еще Копя Канатов, Игорь и Женя Лихоперские. Как приказ, прозвучали для мальчишек слова: «Главное — не пустить огонь на до. рогу1» И они не пустили. До последней минуты, пока не миновала опасность, оставались рядом со взрослыми. ....Ну вот, теперь и домой можно идти. Саша с Витей направипись к велосипеду. Лопатку искать не стали, да и Не к чему—разбилась она вся. Не выкопали они сегодня березку. Но нисколько не огорчились. Ведь зато они спасли ее, -маленькую бе. резку, которой еще расти и расти на радость людям. Спасли от гибели це- Самое обычное утро было у маяь. чишек... Г. ГОЛУБЕВА. е. Троицкое /Типецкого районе. <И для ТЕБЯ, И ДЛЯ МЕНЯ ОН СДЕЛАЛ ВСЕ,ЧТО М0Г..< ЭКСПЕДИЦИЯ «ПАМЯТЬ» МАРШРУТ ЧЕТВЕРТЫЙ У ЭТОЙ <скв«ащи» тоже своя судьба. Ока не эн»- лв войнн не была в бою, она с,дела 1 К'а руками ребят. Ма кет, экспо 1 Н'а 1 Т... По-разному на. зовут ее еегод,ня те, кто; впер вые переступит порог музея. А для ребят она ма- всвгда останется не просто поделкой — орикос- новеиием. к по,даи 1 гу, священ ной ПвМЯТЬЮ, С 1 ЫН 01 ВНИМ дол- Та «катюша» знала в'ойну. Знала бой. И с ней раэдвлни свой смертный час гвардии капитан Иван Андреевич Фле- «В.»м, калита|Н, доверяется воэнная и го.-;уцарственная тай на первостепенко-Я важмости. По-дчерк 1 И 1 ваю! перв| 0 ств 1 пеН 1 - ной! Ваша часть станет родона- чапь-ницей «ОВ 10 ГО оружия, кю- то!р 101 му, как это уже теперь ясно, п 1 рм 1 надле|Жит громадное будущее. Ни в коем случа 1 в враг не должен получить ка- ких.Л|ибо данньих о «ем! В без выходном полежеиии боевые у:стэно 8 ки. и .боеприпасы взор вать. &сли,вы не сделаете это го... — знайте: вашей жизни «э хватит, чтобы искупить свою в-ину перед Родиной. Понимае те?» —• Понимаю, товарищ гене рал, — тиооо ответил Флеров.., А потом была темная осен няя ночь. Дерев,№Я Богатырь, что в Знаменском районе См,о- Ленской области, йрджеская засада. Немецкие |Танки ‘уже рванулись вперед, Фгобы взять батарею. Прорваться через за . саду нельзя — силы слишком Н 1 ераэные. Отойти на,зад, чтобы дать залп, нет врем.з'ни. Оста. л, 01 сь, одно: дать залп с места,, вызвать у врага замешательст во. И немедленно взорвать боевые установми. Завязался неравный бой. Уже использованы все боеприпасы. Флеров тяжело ранен Захле- бьшаясь когавью, он изо всех сил старался не потерять соз нание. . Нельзя, никак нельзя дать в,рагу захватить оружие. С большим трудом влез комбат в кабиму, где на. ходился общий шульт управле ния. Через несколько м, 1 ''нут про'эаунал оглушительный В сорок первом это бы,ло. Но н е по (врк з а далью лет подвиг гефоя. И в память о К 1 ем от,крКт в селе Дзуречк'И, где роди|фя и провел детство И. А. Флюов; 'М|уэей бо'еаой славы. (Открыт благодаря большой г|оиско,вой работе, ко . то,рую прАвели красные с ле допыты пвд ру;-<ово,лством ди ректора ф о лы Петра Иван, о . В 1 ича Колч|ва'И старшей пио- нерзожат.» Мерии Алексеев, ны Королевой. ...Под могучим дубом — све- жеср 1 у 6 ле 1 | 1 ый . . .. дерзвякный дс|М. точн|| такой,4 в каком жила ко в о т ы семья Флеровых У входа — ме- мо'р 1 иальк,а 11 доск-а. Никогда уже не ст!|п 1 ит на это ирыль,цо « зек, нй'Торьдй^^вел здесь ' юной|ТЬ, иоЩ Р ду т сотни их юных, чтобы узнать о 6 ессм,ертнчм подвигэ флероз- цев. 3 экспозиционном зале они увидяп! горсть священной земли, привезенной с места последнего боя, фотографии, прочтут письма бывших бата рейцев, осга®Ш 1 их,оя в Ж1ивы« и егО', комбата, строчки: «В,аля! может бьАт 1 >, больше не в-стре- ти,мся. Пое; 1 едня,я просьба к те бе — врспАтай «сьина Честным, праздивы,м-и преда,нны.м Роди не человекЬм. Пусть сыну бу дет дорога Iпамять об отце»... Побываю: посетители мУзея 'И в мэлэньАой комнапке Ивана Ан(дрее,вича| Вещи, которые находятся 1 в ней, окружали когда-то будущего комамдира. Примус, саА|овар, книги... А нынче !— открьпгие музея. Вместе с дАуреченцами отме тить это св^'Ытие приехалт в,е- войны, ба-'^|^кь| ком- ЩРл Ф|леро4а — лЯИЛ аззро - вич Бобров! Валентин Иванович Овсов, Иван Егорович Гаври. лов. Как сг 1 А|,Ы 1 х дорогих гостей всто-ртдаи н« в ‘ Отзвучали: торжественные марши. Колфнна пионеров под алыми знамфами приближает ся к музею] Далеко над селом разносятся ! слова любимой «Вь 1 хо;дил,а' на берег Катюша, На высоки |1 берег, на к,ру. В почетный караул перед входом в музей становятся воины, пригяашет 1 ые на тор жество. Директор школы П, И. Колчев открывает митинг. — Товарищи односельчане, дорогие гости! Сегодня мы собрали 1 СЬ еюда, чтобы отдать дань героиче. скому подвигу своих земляков. Тридцать лет назад была за . воевана Победа над фашиз мом. Среди славных сынов ва шей Родины, павших в боях. более пятисот человек — из нашего села. В память о заме чательном земляке, команди. ре первой в стране ракетной батарен, гвардии капитане Иване Андреевиче Флерове, в память о подвигах наших одно сельчан, Героев Советского Союза Литазрина, Басинского, Бахазва, Приеекина мы откры. ваем сегодня музей боевой Сл'ОВ>а бесконечной благо дарности героям про,звучали в выступлениях секретаря Гря- эинского горкома КПСС В. Ф . Чилигина, первого секретаря Грязинского горкома комсомо ла Г. А. Лошакова, юного еле-' допыта Оли Пахомовой, и Дру гих. Необычная тишина стояла на|Д площадью, когда бывшие флеррвцы рассказывали о своем коман,Ц|Ире. Наступает самая торжествен ная минута. Владимир Филип пович Чипигин разрезает злую ленту у входа. Музей открыт. Первыми почетными посетите- Москва Можайск ЮБВОИ ПУТЬ К ! а п ш п .® 1 н а У.А.ФЛБЮБ 31 РУДНЯ БОРИСОВ Н.\ СНИМКЕ: БОЕВОЙ ПУТЬ КАПИТАНА И. А. ФЛЕРОВА. ДОМ-МУЗЕЙ ВОИНА.ГЕРОЯ. СТРОКИ, ДОШЕДШИЕ К НАМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТИЛЕТИЯ. ЕСТЬ О ЧЕМ ПОГОВОРИТЬ ВЕТЕРАНАМ- ФЛЕРОВЦАМ С ЮНЫМИ СЛЕДОПЫТАМИ... ДОСТОЙНЫ БУДЕМ ПАМЯТИ ГЕРОЕВ!.. Фото А. Драбкина. /и ( й,, • * лями его стали боевые товари,-; щи Флерова. I Подолгу задерживаются в ; зале односельчан^ героя *— , , убеленные сединамй участники войны, матери сыновей, навеч но оставшихся молодьими. Нельзя без эолмения смотреть на их лица. Нельзя без вол««- ния слышать их слова призна тельности мальчишкам и дев чонкам в кО'Эсных галстуках. ■ Они, ребята, по праву заслу жили эти добрые слова. В четвертом учились нынеш ние восьмикпассники. когда одному из ОТРЯДОВ было при своено имя Героя Советского Союза Тимофея Зотовича При. секина. Пионеры решили уз нать, как по.гиб о», где похо ронен. Так началась первая страничка поиска. Из архивов, музеев, от ччастников войны — со всех сторон приходили теперь в школу письма. И ни одно из них не осталось без внимания, не прошло незаме ченным. Берегли каждый ли. сточек, тщательно изучали все материалы. Начали собирать документы об остэльны* геро- ях-земляках. Особо заинтересовались красные следопыты боевой судьбой первых ракетчиков. Узнали адреса тех, «то остался а живьтх, завязали переписку. В 1972 году вся аружина езди ла по м€ста.м боев фяеровской бэтареи. 19 ноября, в День артилле рии, в школе по традиции уже проходят тоожествен1Ные сбо ры. Но не Просто келендар. ную дату отААечагот ребята — они дскладыва)От о своей по- исковой работе, с том что уз,вали '.ЭВОГ.О. Спросите в школе о лучщих слетопытах. Ваи назовут Надю Мещеряков», Олю Пахомову, Тоню Двуреченскую, Сережу Скаков а... Назовут еще много- много имен, ПОТОМ.У что в по» иске участвует вся пионерская дружина. ...Может, и не всем запом. нится маленькая «катюша», что стоит в музее. Ребятам — з а . помнится. Навсегда. Ведь о,на стала для них частичкой боль» шого и доброго дела. Священ ной памяти. Сыновнего долга. Г. КАЙДАШКО. г. Двуредаи,, Грязинежий район. «НЕ ПОДВЕДУТ РЕБЯТА»... ■ г й В школу-интернат Люба при. ехала со своими сестрами. Гля дя в окно автобуса, она вспоми нала последние дни, проведен ные дома, настасления матери. Но эти мысли все время закры вала одна: как она там будет! Так уж сложилось, что сестры Яковлевы одна за дру гой приезжали учиться из род ного села в город, в шкОлу- интернат N9 2. «Династия Яковлевых» в шутку звали их подруги. Теперь «династия» была в полном составе. Но беелокойство Любы вскоре улеглось. Да и о чем было беспокоиться. Девочка, с ' ' .V- 'л привыкшая к сеяьско- “ У труду, была рада увидеть и здесь рсё то, что ей так до рого: огромный сад, раскинув шийся на восьми гектарах. коолиководческую ферму и даже свиноводческую. Любе нашлось здесь дело по душе. И немала]я заслуга в этом преподавателя биологии Нины Ивановны Шипулиной. Однажды пионеры решили: неплохо бы создать биологиче.' ский кабинет. Да такой, чтобы ставить там настоящие опыты. Нина Ивановна смотрела на ре бят и улыбалась. Ведь они угадали ее сокровенные мысли. Вскоре мечта ребят осущест вилась. И Попробуйте вечером Лроводить шестиклашек из теплицы. Куда там! Все взрослы© были пощажены тем рвением, тем трудолюбием, с которым пионеры взялись за работу. Но еще больше удиви, лись, когда узнали, что ребята ставят опыты по заданию Ли пецкой опытной станции. Опы ты по выращиванию гибридных растений, скрещиванию, выра. щиванию новых сортов пшени цы обобщались, и на основе их делались сообщения, док лады. Но не только научные опыты ставились в теплицах. Тот же Витя Колосов, который удивил всех своих обстоятель. ным сообщением на семинаре директоров, готов днями и но чами просиживать в теплице, где выращиваются помидоры. Урожай восполняет сторицей ребячий труд. ./ Не покладая рук, "работают и юные животноводы. Кроли ководческая и свиноводческая фермы — это участки, где ре бята трудятся е особым удо вольствием. Заместитель директора шко лы по воспитательной работе Евдокия Петровна Китаева го- — За фермы наши мы спо койны. Ребята ие подведут. Очень они у нас старательные.. Да* груда пионеры вкла дывают немало. Ежегодно они -выращивают около 500 кроли ков, а свиноферма приносит каждый год 20 тысяч рублей прибыли. Надо сказать, что ребята во обще взяли за правило обхо диться без нянек. Я пойнтере, созалея, какую же работу они выполняют? Евдокия Петровна м.9лча подвела меня к окну. На спортивной площадке, не-гер- пелизо пофыркивая, стоял са- мссвал, а ребята кто носилка ми, а кто лопатами уже рас- таскийапи по всей площадке д 'мящийся асфальт, тут же укатывая его катком. Они работали так дружно, что я не решился отвлекать их. Зато на следующее утро, при ехав в интернат, опять увидел на спортплощадке паренька, поправляющего катком и так, казалось бы, идеально уло женный асфальт. Это был Ле ша Марков. Я спросил, что это он в такую рань ровняет пло щадку.-Подняв на меня удив ленные глаза, Леша сказал: — Так ведь она еще краси вее будет. Не для себя стара емся мы, для всех. Здесь все играть будут. А если для всех делать, »о и для ме ня это будет приятие.- И здесь я понял всех ребят, которые накануне несколько часов подряд укладывали го рячий асфальт. Они работали для всех, не для себя. Онира- бо али как настоящие пионе- Многим ребятам в этой шко ле труд помог понять самые глазные ценности в жизни. Прошлое у Владимира Тара сова было тяжелым и по сте пени «трудности» он превзошел уже самых «трудных» ребят. Но Альберт Яковлевнч Иванов, преподаватель автодела, на шел путь к сердцу Владимира. — Я все вспоминаю этот слу чай, — говорит Альберт Яков левич, когда ранней весной мы стояли во дворе и смотре ли на трактор е плугом, кото рый готовился пахать при школьный участок. Тракторист делал последние приготовле ния. И вдруг из толпы моих школьников выходит Володя и, пошептавшись е трактористом, сс ится за руль. Взревел дви гатель, и трактор пошел по полю, оставляя за собой поло су черной,^ свежевспаханной земли. И гьядя на радостное лицо парнишки, я понял, что на его сердце тоже прошла пер вая пахота, изменившая его прошлое. Неважно, что ему было еще далеко до того мо мента, когда он мог получить удостоверение водителя. Я знал, что Втшдимир будет че- логеком... Можно бы еще много гово-, рнть о трудовых делах уча щихся интерната, приводить колонны цифр и фамилий. О многих из них написать целые статьи. Но, по-моему, лучшим отражением пионерской дея тельности стало все то, что ребята создали сами. С. ДУДИНОВ. г. Липецк, школа- интернат № 2 , ГОРНИСТЫ, ИГРАЙТЕ «ПОХОД»! Сводная колонна из двадца ти трех отрядов юнармейцев под звуки горноз входит на центральную площадь рай. центра. Так в Добром на чался районный смотр-конкуре строя и песни. Замерли в строю пионеры, на алом шелке знамен —- от светы весеннего солнца. Открыл смотр-конкуре за меститель райвоенкома А. Н. Сдвижков. Он поздравил всех присутствующих с праздником 30-летия Победы, которому посвящен смотр, пожелал юн- армейцам успехов. Победителями смотра стали Доброзская еоедняя и вось милетняя школы. В, ТЕРЕХОВ, первый секретарь Добровского РК ВЛКСМ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz