Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)

СОВЕТСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ ДОКЛАД МИНИСТРА ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР Наша встреча, 01 тметип докладчик, проходит нача- нуже 105-й годовщины со днл рождения В. И. Ленина — тесиретика и стратеге циалистичеокой рееолюции оонователя К 01 мму'нистичв ОКОЙ пар 1 тии Советского Со юза и первого в мире дивл'истичесного гооударст ва. Учение В. И. Ленина о социалистической револю­ ции и путях строительства социализма и коммунизма явилось вершиной науки об о<бщеотво. Р'У« 0 |В 0 ДСТЕУЯСЬ ленин­ ским учением, наша Ком- му 1 Н'ИОтическая партия обее- печила коренныа револю- циоиные преобрвзозанчя во всех областях производ­ ственной, государственной, обществен-'ой и культурной жизни страны, разработала и уопеилно осуществляет зкономнчеекую и полити­ ческую грограмму строн- тельства со!Ц|иалиэма и ком- М 1 у 1 ниэма. Составной частью этой программы строи­ тельства нового общества стела культурная револю­ ция, приобщение широких трудящихся масс к просве­ щению, образовек 1 Ию, нуло- туре, к управлению госу­ дарством как одно из обя­ зательных у 1 с-ловий сохрвна- ния и упрочения диктатуры пролетариата, построения социализма и коммунизма. Приветствие Генерального секретаря ЦК КПСС товари­ ща Л. И. Брежнева участни­ кам встречи, сказал доклад­ чик, служит еще одним яр­ ким подтверждением неус­ танной заботы и внимания нашей партии к воспитанию молодежи, вдохновляет всех нас на новые сверше- Успешно* осуществление программы еоциалисгиче- ского строительства под­ няло на кебькалую высоту духов'Ч'/ю жизнь советско.'о . нвро>да, В стране, большин' В. П. ЕЛЮТИНА НА ВСТРЕЧЕ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ство квселения которой до Великой Октябрьской со­ циалистической революции было неграмотным, впервые в истории бь;ла создана -ю- вая, подлинно де.мократиче- ская система образования, сбеспечиашая всеобщую грамотность населения, подг отоачу и воспитание мкллио 1 Ков людей в духе социелкс-ического и ком- мукиетического мировоз­ зрения, способствовавшая быстромгу развитию науки и культуры. ного поколечия советский народ стал одним из са- МЫ.Х образованных и куль­ ту,аных народов мира, и.ду- щим в авангарде револю - , ционкого преобразования чел овеческо го обществ а. 112 миллионов советских граждан, ИЯМ 72 процента трудящихся, занятых в на­ родном хозяйстве, имеют {.по^^иое и неполное) обра­ зование, свыше 20 миллио­ нов специалистов с высшим и средним специальным о-5разоввнием трудятся сейчас в отраслях неродно­ го хозяйства и культуры страны, более миллиона на- учнык работников — чет­ вертая часть всех научных работников мира — занято в сфере каучно-исследова- гром.ная армия специвлистс!В и учены1Х, под­ готовленных советской си­ стемой образования, внесла и вносит выдающийся вклад в осуществление политики партии, в утверждение мар.чсистско • Ленин с к о й идеологии. Мы собрались накануне 30-яети1Я Победы над ф а­ шизмом, которую отмечает асе прогрессивное чело­ вечество, н прежд* всего, народы социалистического содружества, многие из ко­ торых от.мечают в атом году 30-летие освобождения своих стран от фашистского Три десятилетия мира в Европе — на континенте, дважды 6 ь!ви 1 ем ареной на­ чала мировых войн, явял* ются сегодня еамьщ вепи- честаекным памягником миллионам их жертв, их великая Отечественная войне советского народа и его историческая победа над фашистской Германи­ ей, камеревавшейся унич­ тожить первое в мире со­ циалистическое государст­ во, подвергнуть физическо­ му и духовному геноциду историю человечества как одна из самых слраведли- вь»х войн и замечательных побед, доказааших «сему миру мопущество и несо­ крушимую жизнеспособ­ ность советского общест­ венного и государственного строя, «...в котором, — как говорил В. И. Ленин, — ра­ бочие и крестьяне в боль­ шинстве своем узнали, по- ЧувСТБСЕЗЛИ и увидели, что они отстаивают свою, Со­ ветскую власть — власть трудящихся, что отстаива­ ют То дело, победа которо­ го И!Ми их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми создвния 1 МИ челове­ ческого т|ру|да». То бь!ла страшная, истре­ бительная война, противо­ борство двух систем, двух непримиримых идзолсгий коммунистической и ф а ­ шистской. Коммунизм как реальная сила и как идео­ логия был для фашизма врагом номер один. В сво­ ей злобной ненависти к социалистическому строю, советокому народу, его социальным и кулыгурным завоеваниям фашистские захватчики преднамеренно уничтожали на временно оккупированной террито­ рии учреждения науки и культуры, учебные заведе­ ния и болыницы, жестоко расправлялись с предста­ вителями советской интел- лигеиции. Особое рвение проявляли они в уничтоже­ нии высших учебны* заве­ дений, считая их главными центрами подготовки со­ ветских специалистов и их идеологического вос- Фашнзм просчитался. 8 опне жеегтокой, еще неви­ данной в истории, борьбы с новой силой проявилось ве­ личие коммунистической идеолопии, величие и красо­ та морального облика, бла­ городных чувств советского патриотизма наших людей, воспитанных Коммунисти­ ческой партией. Значитель­ ный вклад в общую победу советского народа над фашизмом внесла и наша высшая школа. В огне Оте- чесгвенмой войны из числа преподавателей и студен­ тов выковались десятки ты­ сяч .замечательных руко­ водителей производства, кюманяи|ро 1 в и по.литработ- НИК 0 .В армии, руководите­ лей партизанских отрядов, отважных воинов, проявив­ ших личный героизм в боях в врагом, своими ус 1 Пехами умноживших славу и доб-‘ лесть Советюкой армии, Сегодая можно с полной уверенностью и большой гордостью сказать, что Ве­ ликая Отечественная вой­ на советского народа дока­ зала воочию всему миру нееокр,уш.имость советско­ го общественного и госу­ дарственного строя. Во время войны подверглась практической проверке и полностью выдержала ее сложившаяся новая систе­ ма высшего образования, принципы организации вос­ питания и обучения. Изучение опыта созда­ ния новой социалистиче­ ской системы образования, работы вузов а годы строи- тельствв социализма и в трудные военные годы сков, но и большое прак­ тическое значение дл? подьема уровня подготоа- »и коммунистического вос­ питания специалистов, для далынейшего развития выс­ шего образования, которое получ 1 ипо а послевоенный период огромный размах. В этой связи поэволю се­ бе остановиться на некото­ рых моментах становления советской системы образо- вани 1 я. Известно, что в до­ революционной России си­ стема образования имела ярко выраженный сослов­ но-классовый и а этой свя­ зи ограниченный характер. Царское правительство со­ знательно опраничивало просвещение народных масс, Три четверти населе­ ния страны были неграмот­ ны. Знания, образование было одной из привилегий имущих классов. Не только высшее, но и среднее об­ разование для детей рабо­ чих и »рвсть 1 *н было по су­ ществу недоступно. В еще худшем положении находи­ лись трудящиеся нацио­ нальных меньшинств, насе­ лявших тогдаш 1 НЮю Рос­ сию, В Казахстане, напри­ мер, грамотой владели 2 про.цента иаселе.ния, в Кио- гиэии —. 1 , е е Таджикиста­ не — 0,5 процента. Во всей Средней Азии, а также • Азербайджане, Армении, Белоруссии, Литве, Молда­ вии не было ни одного выс­ шего учебного . заведений. Из 39 государственных высших учебных заведений дореволюционной России только 4 находились в Си­ бири и на Дальнем Востоке, а остальные действовали >в основном в крупных горо­ дах Центральной России.' С первых же дней суще­ ствования Советская в.дасть приняла знергичные меры для раавИТИЯ народного об­ разования, в том числе н широкой демократизации высшей школы. Со.цнали- етическая перестройка о!б- щества открыла перед тру­ дящимися широкие в о з ­ можности для приложения своих сил, вызвала огром­ ную тягу к знаниям, образо- В настоящее время, ска­ зал далее В. П. Елютин, в нашей стране фу 1 н.нцио 1 ниру- ет мощная система обра- зован-ия, основанная на строго на.учном подходе к содержанию и организации обучения, включающая ^ себя 190 тысяч общео.браг зо'вательных школ 'с 50 мил- лио.нами учащихся, окол4 5.4Ш П|рофессиональ 1 но 1 ■ических уч 1 щихся. Почти 4 . 3 1 ^ техни; кумов с 4,5 миллионами учащихся и 845 вузов, в ко 4 торых обучается 4,7 мил 1 Лиона студентов. Всеми видами обучения у нас охвачен сейчас 81 милли-| он человек. Это ознвчает) что кг»кдый третий гражда­ нин Страны .Советов учит­ ся. В настоящее время на*! ша высшая школа еже-! годно выпускает 700 тысяч| С|пециалистов с высшим об-, разованием, а техникумы —^ 1 миллион 100 тысяч спе­ циалистов среднего звена. Успехи советской систе­ мы образования неоспори­ мы. В то же время строи­ |.ил|ш й в е т с ^ ^ в 1 И^ШИ уча- н ап ^В я » . ® н а у ч а л тельство коммунизма, по­ стояннее развитие произво­ дительных сил страны, бур­ ный научно - технический пропресс требуют непре­ рывного повышения куль­ турного и образовательного общества и каждого Соае.тская система обра­ зования сыграла огромную роль в осуществлен.ии ле­ нинской . национальной по­ литики, органической со­ ставной частью которой был твердый курс на все- . общую грамотность граж­ дан асех наций и народно- отей Советской страны, создание каждым народом своих национальных кад­ ров, расцвет и сближение национальных культур, со­ циалистических по содер­ жанию, И 1 »тернационали- етичеених по духу. Далее докладчик остано­ вился на актуальных вопро­ сах раввитня и совершенст­ вования системы образова­ ния. в у!спов 1 Иях научно-тех- ничеЛой революции. стоящее время ученые со- ысшей школы усилия на разработку пер­ спектив разв.ития высшего образования, го есть на прогнозмрован.ие этого , развития, и в первую очередь не 6 лижай.щую перспективу — 80—90-е го­ ды нынешнего начало следующего столетия, на период, в котором будут работать а качестве спе­ циалистов нынешние сту- Разрабатывая эти про­ блемы, советские ученые исходят прежде всего из преимуществ социализма, обеспечивающих самые широкие возможности ис­ пользования 'на благо на­ рода новейших достижений неуки, культурь!, техники во всех отраслях народного хозяйства, из решения долгов.ременных стратеги­ ческих задач экономиче­ ского и социального раз­ вития страны, в большой степени зависящих ■.от си­ стемы образования; мас­ штабов и качества подго­ товки кадров и эффективно­ сти .их использования. Повыщение уро.внв под­ готовки специалистов тесно связано с ращением задач мерксистско • Ленине к о г о образования и коммунисти­ ческого воспитания сту­ денчества. Глубокое вела- дечие каждым студентом марксист 1 Ско - Ленине к и м учением, пре. 8 'ращение его в твердые жизненные убеж­ дения, вь!|работка, высокой классово • политичаской со­ знательности — главнейшая задача высшей школы. XXIV съезд КПСС поста­ вил перед высшей _школой задачу большой важности — воспитать нашу. моло­ дежь в духе комм 1 у 1 Нистиче‘ ской идейности, советско­ го патриотизма, социали- €тм.ческого интернэциона- лиэма, высокой организо­ ванности и ДИСЦИПЛИ 1 Н.И 1 РО- ванности. Советский специалист в процессе унебы должен не только в совершенстве ов­ ладеть своей,, специально­ стью, но и твердо усвоить основы марксистско-ленин­ ского учения, ясно видеть политические цели партии и страны. Мы стремимся к тому, чтобы получаемые в »узе знания марксистско- ленинской теории превра­ щались в глубокие личные убеждения, в принципы жизни и деятельности сту­ дентов. Этому: епособству- гот и ставшие уже традици­ онными Всесоюзные кон­ курсы студенческих работ по проблемам обществен­ ных наук, истории ВЛКСМ и международного моло­ дежного движения, кото­ рые значительно повыша­ ют интерес студенчества к ре 1 волюцио.н'ной теории марксизма - ленинизма, к обществе.ннЫ'М наукам. История советской шко­ лы, отметил оратор, дала замечательные образцы подлинно марксистской практики социального вос­ питания молодежи на всех '.-этапах развития Совет­ ского государства и уров­ ня* образования, сказал ератор. Сегодня, в услови­ ях обострения мдеологичв- окой борьбы, этой работе придается первостепенное эначенне. XXIV съезд КПСС под­ черкнул, что борьба с ан- ти.ком.мунизмом и эитисове- тизмом, а также против правого и «левого» реви­ зионизма, национализма по-прежнему остается важ­ ной, актуальной за.дачей, что главное в идеологиче­ ской работе партии — про­ паганда ИДОЙ марксизма- лвииниз-ма, нвпрнмири 1 мая наступательная борьба про­ тив буржуазной и ревизио­ нистской идеологии. ПредЭННой идеалам ком­ мунизма, высокооб!разо.ван- ной и трудолюбивой хотел видеть Ленин нашу моло­ дежь. Именно такой мы ви­ дим ее сегодня. Поколе­ ние, выросшее при со­ циализме, достойно прини­ мает эстафету трудовых свершений и побед совет­ ского Н 1 арода, народа-тру- женика, • строителя комму­ нистического общества. Особую - актуальность имеют в»йчас международ­ ные связи советской выс­ шей школы. Их еще больше возрастает условиях позитивных изме­ нений, происходящих в ПО" следнее время в мировой обстановке. Главной тенденцией в развитии современных меж ­ дународных отиошен 1 ИЙ является порисходящий по­ ворот от «холодной вой­ ны» к разрядке напряжен­ ности, от военной конфоон- тации к улроченик? б е зо ­ пасности и расширению принципов мирного сосу­ ществования во взаимоотно­ шениях государств с раз" личным социальным стро- Мощным рычагом пово­ рота от «холодной войны» к разрядке нэпряжв 1 Н.ности на мировой арене явилась выдвинутая XXIV съездом КПСС Программа ми.ра. Она получила всемирное признание как подлинно на­ родная, выражающая уст­ ремления всех противни­ ков войны, всех сторонни­ ков равноправных, демо- кр атичеокиX отношений между государствами. Ис­ кусное, последовательное ее проведение в жизнь нашей партией в тесном взаимодействии с братскими партиями и государствами, вьIдающа яся, р азносто ' ронияя и неутомимая рабо­ та по укреплению и разви­ тию социализма, по осу­ ществлению ленинской внешней политики, которую ведут ЦК КПСС, Советское государотво. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, позволили наилуч­ шим образом и в короткий срок использовать накоп­ ленную социалиэмвм ма­ териальную и политическую мощь для коренных сдвигов на международной арене. Сегодня социализм пред­ стает как самая передовая цивилизация, открывающая безграничные перспективы движения вперед. Народы .мира видят, что социализм — это устойчивая и опреде ­ ляющая тенденция разви­ тия современного мира, это общественный строй, наиболее по'Лно отвечаю­ щий стремлениям и чаяни­ ям народов, удовлетворе­ нию их материаль.нЫ|Х и духовных потребностей. Свой вклад в укрепление дружбы социалистических стран, расширение и уг-' лубление их сотрудничества вносит и советская высшая В еузах СССР в послево- еннь 1 е годь! подготовлено для братски* социалисти­ ческих стран свыше 50 ты­ сяч ■ специалистов с выс­ шим образованием. Более 20 тысяч студентов еоциа- лиотических стран учатся сейчас в вузах СССР. Еже­ годно 10 тьюяч студентов из социалистических стран проходят ознакомительную практику в СССР и такое же число наших студентов практикуются в социали­ стических странах. Боль­ шую роль в организации новой социалистической си­ стемы образования в брат­ ских странах сы:грал опыт создания советской систе­ мы образования. В на­ стоящее время связи выс­ ших школ наших социали­ стических стран приобрепи новые, еще более совер­ шенные формы, основан­ ные на наиболее эффектив­ ном и плодотворном, взаи- мообогащающем сотруд- Основой взаимоотноше­ ний между нашими страна­ ми во всех областях жизни, в том числе и в области высшего образования яв­ ляется социалистический интернационализм, который приносит свои замечатель­ ные плоды. Постоянно расширяются и крепнут связи . СССР и других , социалистических стран с развивающимися странами. За последнее время около 20 тысяч молодых специапистов граждан развивающихся стран — воэвратипись на родину с дипломами со­ ветских учебных заведений и успешно трудятся на различных участках эконо­ мики, здравоохранения, культуры. Сейчас в уни­ верситетах и институтах со­ циалистических стран обу­ чается свыше 25 тьгсяч студентов и зспй 1 рвктов из развивающихся государств. Эта наша гуманная ия* тер 1 на;ЦИО|налистическая д ея ­ тельность получает в ра з ­ вивающихся странах высо­ кую оценку и признате.лъ- ность. Многосторонн.ял по­ мощь СССР и других социалистических стран раз; В 1 ивающи 1 мся странам в по.дготовке национальных кадров — яркое про 1 Явле ­ нче пролетарской соли-' дарности наших народов с народами Азии, Африки и Латинской Америки. Долг нашего замечатель­ ного студенчества — бе­ речь и развивать завоева­ ния ' социализма, крепить и углублять сотрудничество, приумножать и делать до­ стоянием друг друга перэ- ■ довой опыт в обучен-ии и воспитании молодых граж­ дан социалистического об- . — Нас, представителей , старшего поколения, ис­ кренне радуют ваши успехи в учебе, труде, обществен­ ной деятельности, — сказал в заключение В. П. Елютин. — И эти сегодняшние ус­ пехи служат лучшей гаран­ тией успехов вашей буду­ щей деятельности на благо своих народов, на благо со­ циализма и коммунизма. ИДЕТ ВСЕСОЮЗНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ПОВЕРКА «РАВНЕНИЕ - НА ЗНАМЯ П0БЕДЫ1» «Клянемся^ быть достойными...» К Г ' . - е с Чрстьк>носи т о т даЛЕТ, ЛЮБА 1 4-' ВПЁРЁДИ ~ КОМСОМОЛЬбКОК ЗНАМЯ- ФОТО А. Козина. С самого утра около инсти­ тута необычное оживление. Бодрые ритмы марша, улыба* инциеся лица, комсомольские ананки поблескивают на солн- восемь тридцать. Празднич­ ная коло 1 Н 1 а студентов и пре* подавателей <|^ологическо- 1 Ч> факультета направляется к лвмятинку В. И. Ленину, что в Верхнем парке. Во главе ко­ лонны —■ Красное знамя, ко­ торое доверено нестн Ем-ению Тонких, студенту 4 курса. Кто» то запевает комсомольскую песню, м ее подхватывают де­ сятки голосов... X- Комсомольским группам пострбиться! — разнос и т е я коменда над площадью. Свыше трехсот будущих педагогов выстраиваются перед памятни­ ком Ильичу. Торжественную лююйку открывает секретарь комсомольской организации филологического факультета ЛГПИ Валя Мякотмна: , Сегодня начинается Все­ союзная студенческая поверка «Равнение — на Знамя Побе­ ды!». Нам, комсомольцам ву­ зов и техникумов, предстоит сверить свои дела, свои до ­ стижения в учебе и труде с - поступью всей страны, бороть­ ся за честь быть сфотографи- ровеиными у Знамени Побе- Этой Всесоюзной студенче­ ской поверке предшествовала , большая работа. Комсорги учебны* групп рапортуют о том, как студенты готовились к эмаменатепыюй дате, о делах комсомольцев, о планах на будущее, о выполнении обяза­ тельств, взятых, в честь 30- летия Победы над фашистской Германией. — Сейчас по всей стране • развертывается социалистиче­ ское соревнование в честь 30-летия Победы, рождаются новые почины. Комсомольцы- студенты не могут стоять в стороне, — говорит комсорг группы Л-3-2 Света Жирнова. Она заверяет, что комсомоль­ цы этой группы приложат все силы, чтобы сохранить за со­ вой одно из йервых мест по уеяеваемостм на факультете. Комсорги рапортуют о го- тоююсти начать неделю Всег союзной поверки. Мтоп замечательных ме­ роприятий пройдут в эти дня в ЯГПИ — Ленинский урок «Героический подвиг советско­ го народа бессмертен», слет отлижмков вуза, собрания в группах «Твой комсомольский билет», чествования ветеранов войны, работающих в институ- А начнется поверка с почет­ ного караула у Вежюго огня. Решением комсомольского бюро этой чести удостоены лучшие студенты ~ Татьяна Ипьюшкина, . Галина Анохина, Татьяна Князева, Ольга Пере­ пелица и другие. Сегодня у нас важное собы­ тие — вручение первого на факультете комсомольского билета образца 1975 годгь Подучает его Любовь Самохи­ на, студентка 1-го курса. Оча стала 309-м членом комсо­ мольской организации фа­ культета. Комсомольский би­ лет ей вручила секретарь комитета ВЛКСМ института Вера Бочкова... А в это время на площади Героев у памятника воинам- лмпчанам, погибшим в борьбе с фашистскими захватчиками, звучит «Реквием» Роберта Рож- деетвенекого. комсомолки нам- факв возлагают живые цветы к подножию обелиска. Шестьде­ сят человек зцетыпи, минутой молчания отдавая дань пав­ шим. Раэднртса слова клятвы: —г В эту торжественную ми­ нуту во имя памяти погибших героев мы клянемся сберечь частицы этого Вечного огня в своих сердцах, клянемся про­ нести имена героев через всю жизнь, клянемся быть до ­ стойными памяти солдат, от­ давших жизнь за нашу Роди­ ну! Клянемся! Клянемся! Кяя- В этот.жа день в ко ^ ас О мопь - ских организациях всех фе- культетой института > прошли смотры готовности учебных Всесоюзная поверка нача- Г. ХВОСГУНОВА, студентка ЛГПИ. На рассвете 10<феврвля 1944 года на юге Днепропетровской области раэг 01 ре|Лись ожесточенные бои. Вой­ ска 8-й гвардейской армии, наступав" шив от Апостоиово к Днепру, были внезапно контратакованы. Гнтле|ро 1 в- сков командование, собрав в нированнь 1 Й кулак сильную группи ровку, нанесло контрудар. Утопая колемо в грязи, фашисты шли спло.ш- ным потоком, стремясь любой ценой избежать повторения Кор- сунь-Шевченковокой катастрофы. Гвардейцы стояли насмерть, бивая одну за другой контратаки, разгар о-дной из ко-нтратак прерва лзсь телеф 01 нная связь между наблю дательным пунктом и артиллерийской группой, расположенной на противо пояожном берегу реки Ба,эавлук. Со здалось критическое положение На поиск разрыва провода были посланы командир отделения связи гвардии сержант, Малявин и гвардии рядрвой Тыныебекоа. Малявин бе- жа-л впереди, не обращая внимания на бе.спре)рывныв ,рв 1 ЭрЫ 1 вы снарядов, мин и на огненные струи тысяч трас- сирующи* пуль. У берега реки свя­ зисты .О|СТвН0вИЛИ:СЬ. Разрыв был почти на средине р е ­ ки. Обегая проруби, лунки и трещи­ ны льда, связисты с большим труудом нашли второй конец, провода и быстро соеди 1 Нили. В сутолоке гвар­ дейцы не заметили, как «юнкере» сделал разворот над ними и начал пикировать. Душераздирающий свист бомб нарастал с каждой секундой. ■ Взрывы бомб раскалывали лед на большие глыбы и ставили и* на тор­ цы, а затем подымали вверх огром­ ные фонтаны воды, которые с ужа­ сающим шумом опускались на лед. Один из ф 01 нтан 08 обрушился на от* важных связистов. Несколько секунд Малявин был под водой. Когда утих смерч, он, держась за край льдины, искал своего товарища. Но его не было. Промокший и промерзший до ко­ стей, Малявин с большим трудом вылез на берег. Взявшись за про­ вод, о-н с силой потянул его на с«б.я и когда убедился, что провод в ис­ правности, спокойно сказал; «Доро-, го достался чертов разрыв». На другой день рядом с медалью «За отвагу» на груди Николая Пиме­ новича засиял орден Славы III с те - ' ...Потерпев жестокое поражение и потеряв почти всю Украину, коман­ дование немецкой группой армий «Южная Украина» рассчитывало отойти за водную преграду — Днестр и там привести в порядок потрепан­ ные войска. В течение длительного периода гитлеровцы усиленно ук­ репляли правый берег реки. Поэтому немецкое командование принимало все меры, чтобы срочно ликвидиро­ вать бендеровский плацдарм. Здесь подразделений, имели задачу — на­ нести удар по НП полка. Опьянен­ ные первым успехом, они шли уве­ ренно. И вдруг... три длинных автоматных очереди осте|Пен'Илй вояк. Оставшиеся в живых вскоре поняли, что против них сражаются только три советских воина. Гитлеровцы, используя неровности местности, ползком стали окружать гвардей- Отважнь'е связисты отбивались 'д о тех пор, пока не исгребипи всех, а затем вновь, бегом, потащили про" вод. Подвиги Николая Пименовича ТАК КОВАЛАСЬ СОЛДАТСКАЯ СЛАВА ни днем, ни ночью не смолквли бои. В этих условиях требовалось срочно установить связь с соседями. . Маля­ вин, Бибиков и. Юдин, повесив на плечи по две тяжелых катушки, по­ тянули провод. Размотав первую катушку, Бибиков и Юдин присели, чтобы соединить концы. Малявин смотрел вперед, отыскивая глазами маршрут, по которому следует тя­ нуть лр 01 вод дальше. На холме, при­ мерно в одном километре от .них, он заметил контуры четырех стрел- КОВЫ 1 Х отделений, двигающихся на­ встречу к НИМ. «Взвод в предбоевом порядке,--решил сержант.—Зачем он здесь?». Бросившись на землю, проиэиес: — Немцы. Посовещавшись, гвардейцы реши-' ли принять бой. Они расположились в воронках. ...В солнечный, апрельский день ар­ тиллеристы 57-й гвардейской стрел­ ковой дивизии в стереотрубу хоро­ шо просматривали окрестности Бер-, лмна. Казалось., еще рывок— враже­ ская столица будет сокрушена.' Но «близок локоть, да не укусишь». Стрелковые подразделения, подойдя к. сильно’ укрепленному узлу обороны противника, расположенно- му на высоте, залегли. . Высота была опоясана сплошными траншеями и ходами сообщения, в которых располагались десятки д зо ­ тов и дотов. Для надежного подавления огне­ вой системы этой кр'епости артил­ леристам требовалось иметь впв;^- ди стрелковь»* подразделений опыт­ ных наблюдателей, хорошо умею­ щих корректировать огонь. Но елу- чило.сь ТЭК, что в течение первого же дня боя все разведчики-наблю­ датели вышли из строя. Командир полка принял решение — в каче­ стве наблюдателей испольаоввть связистов. Вскоре, плотно прижав­ шись к земле, ползли .от одного бугра к другО'Му и удачно корректи­ ровали ураган артиллерийского огня связисты Малявин, Бибиков и Юдин, Пятнадцать огневых точек вместе с гэрниэонам,и бЫ'Ли втоптаны ,в зем ­ лю. Указом Президиума ^рховН'О' го Совета СССР'от 15 мая 1946 года гвардии старший сержант Малявин, наш земляк из села Ольховец Липец­ кой области, был награжден орд е ­ ном Славы I степени. • Г. АНДРЕЕВ, полковник запаса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz