Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
СОВЕТСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ ДОКЛАД МИНИСТРА ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР Наша встреча, 01 тметип докладчик, проходит нача- нуже 105-й годовщины со днл рождения В. И. Ленина — тесиретика и стратеге циалистичеокой рееолюции оонователя К 01 мму'нистичв ОКОЙ пар 1 тии Советского Со юза и первого в мире дивл'истичесного гооударст ва. Учение В. И. Ленина о социалистической револю ции и путях строительства социализма и коммунизма явилось вершиной науки об о<бщеотво. Р'У« 0 |В 0 ДСТЕУЯСЬ ленин ским учением, наша Ком- му 1 Н'ИОтическая партия обее- печила коренныа револю- циоиные преобрвзозанчя во всех областях производ ственной, государственной, обществен-'ой и культурной жизни страны, разработала и уопеилно осуществляет зкономнчеекую и полити ческую грограмму строн- тельства со!Ц|иалиэма и ком- М 1 у 1 ниэма. Составной частью этой программы строи тельства нового общества стела культурная револю ция, приобщение широких трудящихся масс к просве щению, образовек 1 Ию, нуло- туре, к управлению госу дарством как одно из обя зательных у 1 с-ловий сохрвна- ния и упрочения диктатуры пролетариата, построения социализма и коммунизма. Приветствие Генерального секретаря ЦК КПСС товари ща Л. И. Брежнева участни кам встречи, сказал доклад чик, служит еще одним яр ким подтверждением неус танной заботы и внимания нашей партии к воспитанию молодежи, вдохновляет всех нас на новые сверше- Успешно* осуществление программы еоциалисгиче- ского строительства под няло на кебькалую высоту духов'Ч'/ю жизнь советско.'о . нвро>да, В стране, большин' В. П. ЕЛЮТИНА НА ВСТРЕЧЕ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ство квселения которой до Великой Октябрьской со циалистической революции было неграмотным, впервые в истории бь;ла создана -ю- вая, подлинно де.мократиче- ская система образования, сбеспечиашая всеобщую грамотность населения, подг отоачу и воспитание мкллио 1 Ков людей в духе социелкс-ического и ком- мукиетического мировоз зрения, способствовавшая быстромгу развитию науки и культуры. ного поколечия советский народ стал одним из са- МЫ.Х образованных и куль ту,аных народов мира, и.ду- щим в авангарде револю - , ционкого преобразования чел овеческо го обществ а. 112 миллионов советских граждан, ИЯМ 72 процента трудящихся, занятых в на родном хозяйстве, имеют {.по^^иое и неполное) обра зование, свыше 20 миллио нов специалистов с высшим и средним специальным о-5разоввнием трудятся сейчас в отраслях неродно го хозяйства и культуры страны, более миллиона на- учнык работников — чет вертая часть всех научных работников мира — занято в сфере каучно-исследова- гром.ная армия специвлистс!В и учены1Х, под готовленных советской си стемой образования, внесла и вносит выдающийся вклад в осуществление политики партии, в утверждение мар.чсистско • Ленин с к о й идеологии. Мы собрались накануне 30-яети1Я Победы над ф а шизмом, которую отмечает асе прогрессивное чело вечество, н прежд* всего, народы социалистического содружества, многие из ко торых от.мечают в атом году 30-летие освобождения своих стран от фашистского Три десятилетия мира в Европе — на континенте, дважды 6 ь!ви 1 ем ареной на чала мировых войн, явял* ются сегодня еамьщ вепи- честаекным памягником миллионам их жертв, их великая Отечественная войне советского народа и его историческая победа над фашистской Германи ей, камеревавшейся унич тожить первое в мире со циалистическое государст во, подвергнуть физическо му и духовному геноциду историю человечества как одна из самых слраведли- вь»х войн и замечательных побед, доказааших «сему миру мопущество и несо крушимую жизнеспособ ность советского общест венного и государственного строя, «...в котором, — как говорил В. И. Ленин, — ра бочие и крестьяне в боль шинстве своем узнали, по- ЧувСТБСЕЗЛИ и увидели, что они отстаивают свою, Со ветскую власть — власть трудящихся, что отстаива ют То дело, победа которо го И!Ми их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми создвния 1 МИ челове ческого т|ру|да». То бь!ла страшная, истре бительная война, противо борство двух систем, двух непримиримых идзолсгий коммунистической и ф а шистской. Коммунизм как реальная сила и как идео логия был для фашизма врагом номер один. В сво ей злобной ненависти к социалистическому строю, советокому народу, его социальным и кулыгурным завоеваниям фашистские захватчики преднамеренно уничтожали на временно оккупированной террито рии учреждения науки и культуры, учебные заведе ния и болыницы, жестоко расправлялись с предста вителями советской интел- лигеиции. Особое рвение проявляли они в уничтоже нии высших учебны* заве дений, считая их главными центрами подготовки со ветских специалистов и их идеологического вос- Фашнзм просчитался. 8 опне жеегтокой, еще неви данной в истории, борьбы с новой силой проявилось ве личие коммунистической идеолопии, величие и красо та морального облика, бла городных чувств советского патриотизма наших людей, воспитанных Коммунисти ческой партией. Значитель ный вклад в общую победу советского народа над фашизмом внесла и наша высшая школа. В огне Оте- чесгвенмой войны из числа преподавателей и студен тов выковались десятки ты сяч .замечательных руко водителей производства, кюманяи|ро 1 в и по.литработ- НИК 0 .В армии, руководите лей партизанских отрядов, отважных воинов, проявив ших личный героизм в боях в врагом, своими ус 1 Пехами умноживших славу и доб-‘ лесть Советюкой армии, Сегодая можно с полной уверенностью и большой гордостью сказать, что Ве ликая Отечественная вой на советского народа дока зала воочию всему миру нееокр,уш.имость советско го общественного и госу дарственного строя. Во время войны подверглась практической проверке и полностью выдержала ее сложившаяся новая систе ма высшего образования, принципы организации вос питания и обучения. Изучение опыта созда ния новой социалистиче ской системы образования, работы вузов а годы строи- тельствв социализма и в трудные военные годы сков, но и большое прак тическое значение дл? подьема уровня подготоа- »и коммунистического вос питания специалистов, для далынейшего развития выс шего образования, которое получ 1 ипо а послевоенный период огромный размах. В этой связи поэволю се бе остановиться на некото рых моментах становления советской системы образо- вани 1 я. Известно, что в до революционной России си стема образования имела ярко выраженный сослов но-классовый и а этой свя зи ограниченный характер. Царское правительство со знательно опраничивало просвещение народных масс, Три четверти населе ния страны были неграмот ны. Знания, образование было одной из привилегий имущих классов. Не только высшее, но и среднее об разование для детей рабо чих и »рвсть 1 *н было по су ществу недоступно. В еще худшем положении находи лись трудящиеся нацио нальных меньшинств, насе лявших тогдаш 1 НЮю Рос сию, В Казахстане, напри мер, грамотой владели 2 про.цента иаселе.ния, в Кио- гиэии —. 1 , е е Таджикиста не — 0,5 процента. Во всей Средней Азии, а также • Азербайджане, Армении, Белоруссии, Литве, Молда вии не было ни одного выс шего учебного . заведений. Из 39 государственных высших учебных заведений дореволюционной России только 4 находились в Си бири и на Дальнем Востоке, а остальные действовали >в основном в крупных горо дах Центральной России.' С первых же дней суще ствования Советская в.дасть приняла знергичные меры для раавИТИЯ народного об разования, в том числе н широкой демократизации высшей школы. Со.цнали- етическая перестройка о!б- щества открыла перед тру дящимися широкие в о з можности для приложения своих сил, вызвала огром ную тягу к знаниям, образо- В настоящее время, ска зал далее В. П. Елютин, в нашей стране фу 1 н.нцио 1 ниру- ет мощная система обра- зован-ия, основанная на строго на.учном подходе к содержанию и организации обучения, включающая ^ себя 190 тысяч общео.браг зо'вательных школ 'с 50 мил- лио.нами учащихся, окол4 5.4Ш П|рофессиональ 1 но 1 ■ических уч 1 щихся. Почти 4 . 3 1 ^ техни; кумов с 4,5 миллионами учащихся и 845 вузов, в ко 4 торых обучается 4,7 мил 1 Лиона студентов. Всеми видами обучения у нас охвачен сейчас 81 милли-| он человек. Это ознвчает) что кг»кдый третий гражда нин Страны .Советов учит ся. В настоящее время на*! ша высшая школа еже-! годно выпускает 700 тысяч| С|пециалистов с высшим об-, разованием, а техникумы —^ 1 миллион 100 тысяч спе циалистов среднего звена. Успехи советской систе мы образования неоспори мы. В то же время строи |.ил|ш й в е т с ^ ^ в 1 И^ШИ уча- н ап ^В я » . ® н а у ч а л тельство коммунизма, по стояннее развитие произво дительных сил страны, бур ный научно - технический пропресс требуют непре рывного повышения куль турного и образовательного общества и каждого Соае.тская система обра зования сыграла огромную роль в осуществлен.ии ле нинской . национальной по литики, органической со ставной частью которой был твердый курс на все- . общую грамотность граж дан асех наций и народно- отей Советской страны, создание каждым народом своих национальных кад ров, расцвет и сближение национальных культур, со циалистических по содер жанию, И 1 »тернационали- етичеених по духу. Далее докладчик остано вился на актуальных вопро сах раввитня и совершенст вования системы образова ния. в у!спов 1 Иях научно-тех- ничеЛой революции. стоящее время ученые со- ысшей школы усилия на разработку пер спектив разв.ития высшего образования, го есть на прогнозмрован.ие этого , развития, и в первую очередь не 6 лижай.щую перспективу — 80—90-е го ды нынешнего начало следующего столетия, на период, в котором будут работать а качестве спе циалистов нынешние сту- Разрабатывая эти про блемы, советские ученые исходят прежде всего из преимуществ социализма, обеспечивающих самые широкие возможности ис пользования 'на благо на рода новейших достижений неуки, культурь!, техники во всех отраслях народного хозяйства, из решения долгов.ременных стратеги ческих задач экономиче ского и социального раз вития страны, в большой степени зависящих ■.от си стемы образования; мас штабов и качества подго товки кадров и эффективно сти .их использования. Повыщение уро.внв под готовки специалистов тесно связано с ращением задач мерксистско • Ленине к о г о образования и коммунисти ческого воспитания сту денчества. Глубокое вела- дечие каждым студентом марксист 1 Ско - Ленине к и м учением, пре. 8 'ращение его в твердые жизненные убеж дения, вь!|работка, высокой классово • политичаской со знательности — главнейшая задача высшей школы. XXIV съезд КПСС поста вил перед высшей _школой задачу большой важности — воспитать нашу. моло дежь в духе комм 1 у 1 Нистиче‘ ской идейности, советско го патриотизма, социали- €тм.ческого интернэциона- лиэма, высокой организо ванности и ДИСЦИПЛИ 1 Н.И 1 РО- ванности. Советский специалист в процессе унебы должен не только в совершенстве ов ладеть своей,, специально стью, но и твердо усвоить основы марксистско-ленин ского учения, ясно видеть политические цели партии и страны. Мы стремимся к тому, чтобы получаемые в »узе знания марксистско- ленинской теории превра щались в глубокие личные убеждения, в принципы жизни и деятельности сту дентов. Этому: епособству- гот и ставшие уже традици онными Всесоюзные кон курсы студенческих работ по проблемам обществен ных наук, истории ВЛКСМ и международного моло дежного движения, кото рые значительно повыша ют интерес студенчества к ре 1 волюцио.н'ной теории марксизма - ленинизма, к обществе.ннЫ'М наукам. История советской шко лы, отметил оратор, дала замечательные образцы подлинно марксистской практики социального вос питания молодежи на всех '.-этапах развития Совет ского государства и уров ня* образования, сказал ератор. Сегодня, в услови ях обострения мдеологичв- окой борьбы, этой работе придается первостепенное эначенне. XXIV съезд КПСС под черкнул, что борьба с ан- ти.ком.мунизмом и эитисове- тизмом, а также против правого и «левого» реви зионизма, национализма по-прежнему остается важ ной, актуальной за.дачей, что главное в идеологиче ской работе партии — про паганда ИДОЙ марксизма- лвииниз-ма, нвпрнмири 1 мая наступательная борьба про тив буржуазной и ревизио нистской идеологии. ПредЭННой идеалам ком мунизма, высокооб!разо.ван- ной и трудолюбивой хотел видеть Ленин нашу моло дежь. Именно такой мы ви дим ее сегодня. Поколе ние, выросшее при со циализме, достойно прини мает эстафету трудовых свершений и побед совет ского Н 1 арода, народа-тру- женика, • строителя комму нистического общества. Особую - актуальность имеют в»йчас международ ные связи советской выс шей школы. Их еще больше возрастает условиях позитивных изме нений, происходящих в ПО" следнее время в мировой обстановке. Главной тенденцией в развитии современных меж дународных отиошен 1 ИЙ является порисходящий по ворот от «холодной вой ны» к разрядке напряжен ности, от военной конфоон- тации к улроченик? б е зо пасности и расширению принципов мирного сосу ществования во взаимоотно шениях государств с раз" личным социальным стро- Мощным рычагом пово рота от «холодной войны» к разрядке нэпряжв 1 Н.ности на мировой арене явилась выдвинутая XXIV съездом КПСС Программа ми.ра. Она получила всемирное признание как подлинно на родная, выражающая уст ремления всех противни ков войны, всех сторонни ков равноправных, демо- кр атичеокиX отношений между государствами. Ис кусное, последовательное ее проведение в жизнь нашей партией в тесном взаимодействии с братскими партиями и государствами, вьIдающа яся, р азносто ' ронияя и неутомимая рабо та по укреплению и разви тию социализма, по осу ществлению ленинской внешней политики, которую ведут ЦК КПСС, Советское государотво. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, позволили наилуч шим образом и в короткий срок использовать накоп ленную социалиэмвм ма териальную и политическую мощь для коренных сдвигов на международной арене. Сегодня социализм пред стает как самая передовая цивилизация, открывающая безграничные перспективы движения вперед. Народы .мира видят, что социализм — это устойчивая и опреде ляющая тенденция разви тия современного мира, это общественный строй, наиболее по'Лно отвечаю щий стремлениям и чаяни ям народов, удовлетворе нию их материаль.нЫ|Х и духовных потребностей. Свой вклад в укрепление дружбы социалистических стран, расширение и уг-' лубление их сотрудничества вносит и советская высшая В еузах СССР в послево- еннь 1 е годь! подготовлено для братски* социалисти ческих стран свыше 50 ты сяч ■ специалистов с выс шим образованием. Более 20 тысяч студентов еоциа- лиотических стран учатся сейчас в вузах СССР. Еже годно 10 тьюяч студентов из социалистических стран проходят ознакомительную практику в СССР и такое же число наших студентов практикуются в социали стических странах. Боль шую роль в организации новой социалистической си стемы образования в брат ских странах сы:грал опыт создания советской систе мы образования. В на стоящее время связи выс ших школ наших социали стических стран приобрепи новые, еще более совер шенные формы, основан ные на наиболее эффектив ном и плодотворном, взаи- мообогащающем сотруд- Основой взаимоотноше ний между нашими страна ми во всех областях жизни, в том числе и в области высшего образования яв ляется социалистический интернационализм, который приносит свои замечатель ные плоды. Постоянно расширяются и крепнут связи . СССР и других , социалистических стран с развивающимися странами. За последнее время около 20 тысяч молодых специапистов граждан развивающихся стран — воэвратипись на родину с дипломами со ветских учебных заведений и успешно трудятся на различных участках эконо мики, здравоохранения, культуры. Сейчас в уни верситетах и институтах со циалистических стран обу чается свыше 25 тьгсяч студентов и зспй 1 рвктов из развивающихся государств. Эта наша гуманная ия* тер 1 на;ЦИО|налистическая д ея тельность получает в ра з вивающихся странах высо кую оценку и признате.лъ- ность. Многосторонн.ял по мощь СССР и других социалистических стран раз; В 1 ивающи 1 мся странам в по.дготовке национальных кадров — яркое про 1 Явле нче пролетарской соли-' дарности наших народов с народами Азии, Африки и Латинской Америки. Долг нашего замечатель ного студенчества — бе речь и развивать завоева ния ' социализма, крепить и углублять сотрудничество, приумножать и делать до стоянием друг друга перэ- ■ довой опыт в обучен-ии и воспитании молодых граж дан социалистического об- . — Нас, представителей , старшего поколения, ис кренне радуют ваши успехи в учебе, труде, обществен ной деятельности, — сказал в заключение В. П. Елютин. — И эти сегодняшние ус пехи служат лучшей гаран тией успехов вашей буду щей деятельности на благо своих народов, на благо со циализма и коммунизма. ИДЕТ ВСЕСОЮЗНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ПОВЕРКА «РАВНЕНИЕ - НА ЗНАМЯ П0БЕДЫ1» «Клянемся^ быть достойными...» К Г ' . - е с Чрстьк>носи т о т даЛЕТ, ЛЮБА 1 4-' ВПЁРЁДИ ~ КОМСОМОЛЬбКОК ЗНАМЯ- ФОТО А. Козина. С самого утра около инсти тута необычное оживление. Бодрые ритмы марша, улыба* инциеся лица, комсомольские ананки поблескивают на солн- восемь тридцать. Празднич ная коло 1 Н 1 а студентов и пре* подавателей <|^ологическо- 1 Ч> факультета направляется к лвмятинку В. И. Ленину, что в Верхнем парке. Во главе ко лонны —■ Красное знамя, ко торое доверено нестн Ем-ению Тонких, студенту 4 курса. Кто» то запевает комсомольскую песню, м ее подхватывают де сятки голосов... X- Комсомольским группам пострбиться! — разнос и т е я коменда над площадью. Свыше трехсот будущих педагогов выстраиваются перед памятни ком Ильичу. Торжественную лююйку открывает секретарь комсомольской организации филологического факультета ЛГПИ Валя Мякотмна: , Сегодня начинается Все союзная студенческая поверка «Равнение — на Знамя Побе ды!». Нам, комсомольцам ву зов и техникумов, предстоит сверить свои дела, свои до стижения в учебе и труде с - поступью всей страны, бороть ся за честь быть сфотографи- ровеиными у Знамени Побе- Этой Всесоюзной студенче ской поверке предшествовала , большая работа. Комсорги учебны* групп рапортуют о том, как студенты готовились к эмаменатепыюй дате, о делах комсомольцев, о планах на будущее, о выполнении обяза тельств, взятых, в честь 30- летия Победы над фашистской Германией. — Сейчас по всей стране • развертывается социалистиче ское соревнование в честь 30-летия Победы, рождаются новые почины. Комсомольцы- студенты не могут стоять в стороне, — говорит комсорг группы Л-3-2 Света Жирнова. Она заверяет, что комсомоль цы этой группы приложат все силы, чтобы сохранить за со вой одно из йервых мест по уеяеваемостм на факультете. Комсорги рапортуют о го- тоююсти начать неделю Всег союзной поверки. Мтоп замечательных ме роприятий пройдут в эти дня в ЯГПИ — Ленинский урок «Героический подвиг советско го народа бессмертен», слет отлижмков вуза, собрания в группах «Твой комсомольский билет», чествования ветеранов войны, работающих в институ- А начнется поверка с почет ного караула у Вежюго огня. Решением комсомольского бюро этой чести удостоены лучшие студенты ~ Татьяна Ипьюшкина, . Галина Анохина, Татьяна Князева, Ольга Пере пелица и другие. Сегодня у нас важное собы тие — вручение первого на факультете комсомольского билета образца 1975 годгь Подучает его Любовь Самохи на, студентка 1-го курса. Оча стала 309-м членом комсо мольской организации фа культета. Комсомольский би лет ей вручила секретарь комитета ВЛКСМ института Вера Бочкова... А в это время на площади Героев у памятника воинам- лмпчанам, погибшим в борьбе с фашистскими захватчиками, звучит «Реквием» Роберта Рож- деетвенекого. комсомолки нам- факв возлагают живые цветы к подножию обелиска. Шестьде сят человек зцетыпи, минутой молчания отдавая дань пав шим. Раэднртса слова клятвы: —г В эту торжественную ми нуту во имя памяти погибших героев мы клянемся сберечь частицы этого Вечного огня в своих сердцах, клянемся про нести имена героев через всю жизнь, клянемся быть до стойными памяти солдат, от давших жизнь за нашу Роди ну! Клянемся! Клянемся! Кяя- В этот.жа день в ко ^ ас О мопь - ских организациях всех фе- культетой института > прошли смотры готовности учебных Всесоюзная поверка нача- Г. ХВОСГУНОВА, студентка ЛГПИ. На рассвете 10<феврвля 1944 года на юге Днепропетровской области раэг 01 ре|Лись ожесточенные бои. Вой ска 8-й гвардейской армии, наступав" шив от Апостоиово к Днепру, были внезапно контратакованы. Гнтле|ро 1 в- сков командование, собрав в нированнь 1 Й кулак сильную группи ровку, нанесло контрудар. Утопая колемо в грязи, фашисты шли спло.ш- ным потоком, стремясь любой ценой избежать повторения Кор- сунь-Шевченковокой катастрофы. Гвардейцы стояли насмерть, бивая одну за другой контратаки, разгар о-дной из ко-нтратак прерва лзсь телеф 01 нная связь между наблю дательным пунктом и артиллерийской группой, расположенной на противо пояожном берегу реки Ба,эавлук. Со здалось критическое положение На поиск разрыва провода были посланы командир отделения связи гвардии сержант, Малявин и гвардии рядрвой Тыныебекоа. Малявин бе- жа-л впереди, не обращая внимания на бе.спре)рывныв ,рв 1 ЭрЫ 1 вы снарядов, мин и на огненные струи тысяч трас- сирующи* пуль. У берега реки свя зисты .О|СТвН0вИЛИ:СЬ. Разрыв был почти на средине р е ки. Обегая проруби, лунки и трещи ны льда, связисты с большим труудом нашли второй конец, провода и быстро соеди 1 Нили. В сутолоке гвар дейцы не заметили, как «юнкере» сделал разворот над ними и начал пикировать. Душераздирающий свист бомб нарастал с каждой секундой. ■ Взрывы бомб раскалывали лед на большие глыбы и ставили и* на тор цы, а затем подымали вверх огром ные фонтаны воды, которые с ужа сающим шумом опускались на лед. Один из ф 01 нтан 08 обрушился на от* важных связистов. Несколько секунд Малявин был под водой. Когда утих смерч, он, держась за край льдины, искал своего товарища. Но его не было. Промокший и промерзший до ко стей, Малявин с большим трудом вылез на берег. Взявшись за про вод, о-н с силой потянул его на с«б.я и когда убедился, что провод в ис правности, спокойно сказал; «Доро-, го достался чертов разрыв». На другой день рядом с медалью «За отвагу» на груди Николая Пиме новича засиял орден Славы III с те - ' ...Потерпев жестокое поражение и потеряв почти всю Украину, коман дование немецкой группой армий «Южная Украина» рассчитывало отойти за водную преграду — Днестр и там привести в порядок потрепан ные войска. В течение длительного периода гитлеровцы усиленно ук репляли правый берег реки. Поэтому немецкое командование принимало все меры, чтобы срочно ликвидиро вать бендеровский плацдарм. Здесь подразделений, имели задачу — на нести удар по НП полка. Опьянен ные первым успехом, они шли уве ренно. И вдруг... три длинных автоматных очереди осте|Пен'Илй вояк. Оставшиеся в живых вскоре поняли, что против них сражаются только три советских воина. Гитлеровцы, используя неровности местности, ползком стали окружать гвардей- Отважнь'е связисты отбивались 'д о тех пор, пока не исгребипи всех, а затем вновь, бегом, потащили про" вод. Подвиги Николая Пименовича ТАК КОВАЛАСЬ СОЛДАТСКАЯ СЛАВА ни днем, ни ночью не смолквли бои. В этих условиях требовалось срочно установить связь с соседями. . Маля вин, Бибиков и. Юдин, повесив на плечи по две тяжелых катушки, по тянули провод. Размотав первую катушку, Бибиков и Юдин присели, чтобы соединить концы. Малявин смотрел вперед, отыскивая глазами маршрут, по которому следует тя нуть лр 01 вод дальше. На холме, при мерно в одном километре от .них, он заметил контуры четырех стрел- КОВЫ 1 Х отделений, двигающихся на встречу к НИМ. «Взвод в предбоевом порядке,--решил сержант.—Зачем он здесь?». Бросившись на землю, проиэиес: — Немцы. Посовещавшись, гвардейцы реши-' ли принять бой. Они расположились в воронках. ...В солнечный, апрельский день ар тиллеристы 57-й гвардейской стрел ковой дивизии в стереотрубу хоро шо просматривали окрестности Бер-, лмна. Казалось., еще рывок— враже ская столица будет сокрушена.' Но «близок локоть, да не укусишь». Стрелковые подразделения, подойдя к. сильно’ укрепленному узлу обороны противника, расположенно- му на высоте, залегли. . Высота была опоясана сплошными траншеями и ходами сообщения, в которых располагались десятки д зо тов и дотов. Для надежного подавления огне вой системы этой кр'епости артил леристам требовалось иметь впв;^- ди стрелковь»* подразделений опыт ных наблюдателей, хорошо умею щих корректировать огонь. Но елу- чило.сь ТЭК, что в течение первого же дня боя все разведчики-наблю датели вышли из строя. Командир полка принял решение — в каче стве наблюдателей испольаоввть связистов. Вскоре, плотно прижав шись к земле, ползли .от одного бугра к другО'Му и удачно корректи ровали ураган артиллерийского огня связисты Малявин, Бибиков и Юдин, Пятнадцать огневых точек вместе с гэрниэонам,и бЫ'Ли втоптаны ,в зем лю. Указом Президиума ^рховН'О' го Совета СССР'от 15 мая 1946 года гвардии старший сержант Малявин, наш земляк из села Ольховец Липец кой области, был награжден орд е ном Славы I степени. • Г. АНДРЕЕВ, полковник запаса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz