Ленинец. 1975 г. (г. Липецк)
я и М Ы СЕГОДНЯ В ВЫПУ СКЕ ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧ Е,С КОГО СОРЕВНОВАНИЕ- ЗНАЧИТ ТВОРЧЕСТВО, ПОИСК, УВЛЕЧЕННОСТЬ СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ ... • О МОЕМ УЧИТЕЛЕ М ЯНВАРЯ в нашей газет® были опубликованы обя зательства молодого ка менщика треста «Жилстрой» Анато лия Гришкина. Он решил выло1Л1н.ить годовое задание за шесть месяцев. Мы попросили начальника отдела труда и зарплаты треста И. Н. Свир- кина рассказать о том, как идут дела у передовика-комсомолъца. . В•январе у-Анатолия Гришкина,-ка менщика^ из бригады С. А. Попова СУ-3, вышло восемнадцать рабочих дней. Остальные потратил на по ездку в Москву —для фотографиро вания у Знамени Победы. Средняя выработка .—четыре с половнной ку бических метра кладки за смену. Вфеврале —21 рабочий день. Вы работка 4,9 кубических метра. Нор- Высокая производительность труда, скажете вы. Но добавите: все же Анатолий Гришкин пока ие прибли жается к намеченному — выполнить годовое задание за шесть месяцев. Для этого ему надо бы по пять «ку бов» кладки за смену производить. Но, во-первых, ртстввенивумолодого каменщика составляет в сумме всего одиннадцать кубических метро® клад ки, а это для него —каких-нибудь полторы—две смены. Он и по шесть ««убое» давал в фев'рале. А, во-вто рых, отставание у Гришкина не по его вине. УАнатолия есть блокнотик, куда он заносит ежедневно не только результаты каждой смены, но и вре мя, и причины вынужденных просто ев. И блокнот этот, между прочим, не только самому Ан«тол 1 ИЮ нужен. Внего заглядывают и бригадир, и прораб, и кто «выше». Виспещренных цифрами листках много примечательного. Это—свое- С прицелом на рекорд образный паспорт комсомольской активност-и. Тетрадь экономического самообраэовйния, если хотите. За метим, что свои «кубы» Гришкин под- считьтает не для контроля заработ- „ка (бригада работает по общему наряду и зарплата делится между рабочими с учетом только количест ва отработанных смен■и разрядов), а для„оценки, для анализа . своего труда, своих сил. Отработал смену и знаешь свою выработку без всяких там спразок у инженеров и эконо мистов. Блокнот Гришкина побужда ет к размышлениям. Д 1 очему вчера дал. столько «кубов», а сегодня мень ше? В каком ритме надо, работать, чтобы достичь максимального ре зультата? Этот блокнотик дал передовому ка менщику треста очень многое. По зволил отладить работу до точности часового механизма, побудил заду маться над каждым движением и приемом, изучить технологические карты трудовых процессов, научные^ рекомендации, вь;брать наиболее ра-Ш циональлое для наших условий. понять «ркреты» его мастерства. И, любопытное, секретов, в никаких нет. То есть, они и давно известны, выяснилось. Время на пол но-3аклюЧ!ителыные рзбо- <л до четырех минут, —минуты эти не входят в время. Кладку начинает восемь утра, успев к этому бадью с раствором и за- рпийом поставить на самое место. Наверное; у каждого !«Фой оптимальный ва- мэтериалов на готовите ты сокрс причем, сменное моменту риант-'размещен: рабочем!месте. Кирпичукладывает одним движени ем руки., На это уходит секунда. Рас-, шивку Ш 1 В 01 Вделает по ходу кладки. Пользуется соврёменны 1 Ми инстру ментами.] 1 Может)быть, главное в его рабо- —..сос!редото‘м* 1 ость. Весь комп- кс ,опе))аций ^ИРен,щ.ика держит в голове «на ^н,дном месте» и, делая одно движение, уже «программиру ет» другое, тоже — в оптимальном Гришкин Нашел самый, подходящий для себя темп работы. Конечно, про пустить за смену через свои руки восемь тонн груза — столисо весят пять кубических метров кладки — это неле1?к0. Но если не делать лиш- На всесоюзном конкурсе профес сионального мастерства, проходив шем в Липецке, Гриш,кин уложил за четыре часа 5,27 кубических метра кладки. Но одно дело — соревнова ние, где выжимаешь из себя все, другое —ежедневная работа. Ана толий проверяет на себе ка,< раз ЭТО: каков допустимый предел каждодневной запреты усилий. Н/, и что из этого, спросите вы. А из этого выходит как раз то, что уже сегодня в «Жилстрое» есть живой, так сказать, эталон, образец регулярно рекордной работы, при мер, который как бы заново открыл глаза на сегод,ия 1 Ш 1 ние возмо,жности Ю древ,ней профессии., .Раньше 2,5—3,5 кубических метров .кладки за смену считались отличной вьработкой. Ком- | со-молец . Гришкин доказал, что ^ эти цифры устарели.- Его обычная производительность : труда — это рекорд для треста. . ■Работой Гришкина: уже заимтере- совались в других городах. Матери алы запросило наше министерство. А в тресте растут ряды последо вателей Г,ри 1 Ш«и,на. ■" Плотник Петр Слепокуров . из СМУ-5 обязался годовое задание— 2100 квадратных метров дощатых и • паркепньж полов —^выполн.ить ^ к Дню строителя, пе(эекрывая смен ные задания не меньше, чем вдвое. 2100 квадратных метров —это полы во всех бД-х квартирах девяти 1 Этажчо-‘ го дома. Обычно такой объем работ ■10--15 человек выполняют за три Молодые плотники Михаил Спири донов, Сергей Беляев, каменщик Ивам Сопомьжин также последовали примеру Анато,лия Гр|ИШ 1 Кина: уста новить сегодняшние пределы рекорд ной производительности труда. Примечатель.но, что .все они также завели себе блокноты, занялись «фо- толрафирова 1 Ние,м» своей смены, -подсчетом и анализом выполне 1 Нно^„ го объема работы. Рядовой рабочий —комсомолец с карандашом в ру ке, за пособиями по экомомике — это просто здорово! Это важное свидетельство высокой трудовой ак- молодь:,х. И. СВИРКИН, начальник отдела труда и зарплаты треста «Жилстрой». У САШИ Полякова жизнь на две части рзсколо<лась. Одна словно темная тучка на ве сеннем небе — жизнь у матери. Другая — окошко в иной счаст ливый и неведомый мир —жизнь у Томоровых. 1 сердце словно на две части поделилось. Таисия Ивановна — строгая, заботливая и добрая. И а —тоже добрая, только эта безучастная доброта скорее пуга нем сопревает, а злые, пьяные огоньки в глазах, которые он видит каждый день, отталкива- И встал между сыном и ма терью, словно невидимая стена, один январский вечер... Вернувш'|ись е работы, пьяная Анна уснула. Когда пришел отчим, в доме было нетоплено и грязно. Слово за слово — разгорелась отчаянная перепалка. Саша, как го ворится, попал под. «горячую» ру ку. За дверь, вслед мальчугану, вместе с пальто и шапкой полетел портфель с книжками. Мать ушла к соседке. Саша остался на улице. ...Таисия Ивановна горестно всплеснула руками — перед ней стоял весь в снегу Саня. — В такую погоду... — начала она и осеклась. Молча накормила мальчика, уложила в постель. Рас спрашивать ни о чем ие стала — расскажет сам, когда отойдет. Не первый раз двери ее дома откры вались перед Сашей, не первый раз находил он у нее приют, доб роту и заботу. Мальчик учился вместе с ее сы ном Сергеем в одном классе. По-мнит Таисия Иввновне, как по- хорошему завидовала она Анне, видя, какой умный, ласковый мальчуган растет у нее. Ч первом он учился на одни четверюи и пятерки. А потом вдруг стали появляться первые двойки. Пропускал уроки. Учи- в начали жаловаться: не сдер- , груб, очень нервен. Таисия Ивановна, как председатель роди тельского комитета; зашла к По ляковым. Говорили долго, пыта лась вразумить Анну. Та слушала. Охотно соглашалась со всем, обе- 1 обратить внимание на сына, бросить пить. Соглашалась... И все оставалось по-прежнему. Ви- .1 Томоровой^ повторялись, но достучаться в холодное сердце Сашиной матери ей так и не уда- родного. Саша словно отогревался у них... Потому-то студеной январ- ской ночью он и постучал в дверь квартиры именно Томоровь:х. Два месяца прожил Саша у Таисии Ивановны, и все эти два месяца ждал, что стукнет, нако нец, дверь и за ним придет мама. Первым шаг к прими|ре'нию сде лать не хотел, да и не был уверен, что в доме матери он нужен. ...Дверь мне открыла сама Ан на, она только что вернулась с работы. Руки в угле — растапли- Рядрм за столом примостился Саша: накинув материнский пе редник поверх костюмчика, прики- во женщина. —Какое это имеет значение? Сегодня, например, пи ла на работе, скинулись по 50 копеек на бутылку. Ну и что? Не хотела она ни в чем раскаи ваться, не думала о вине перед сыном. Они бь>ли рядом, мать и сын. Одинаковые чер«ь:е глаза, одинаковый овал лица. Но они бы ли давно врозь. Их судьбы, сопри касаясь, отталкивались. ...Беопокойные, натруженные ру ки Таисии Ивановны Томоровой, видно, не привыкли быть без депа. Они то нервню поправляли ска терть, то приглаживали волосы, то перелистывали книгу. ~ Сейчас мы все обеспечены, гонимся за тряпками и не замеча- пьянки отца, после смерти матери —^интбрнат. Когда вернулся из него посла восьмого класса, понял: совсем он ПЛОТН 1 И 1 КОМ, дали место в об щежитии. Работа не понравилась. Уехал в Москву к приятелю, прожил там полтора месяца. Снова вернулся. Ссоры с сестрой. Бездомность. Мог потребовать, чтобы она раз меняла квартиру родителей, но не стал. Понимал —семья у Вали, ребвнок. Вечерами мальчишка с тоской заглядывал в светящиеся окна. Дом. Близкие, Этого у него не ДВЕРИ, ОТКРЫТЫЕ ЛЮДЯМ... I тогда Таисия Ивановна ак тивно вмешалась в его судьбу. Узнав, что мальчик мечтает стать авиаконструктором, принесла книгу А. Яковлева «Цель жизни». Когда Саня прочитал ее одним духом, дала другие. К Сереге Са гал заходить часто. УТоморовых всегда бьшо шум- >и весело, и встречали его, как —Что ему обижаться на меня и Николая? —начала Анна—Обут. Одет. Не бью, как другие, —сын бросил исподлобья вэпляд на —ИНиколай относится как род ной к нему. Погорячился в тот вечер. Ну, всякое бывает. Сам потом раскаивался. Я не поехала за Сашей сразу: вначапв думала— СЭМ вернется, а потом неудобно было без денег к Таисии Федо- роаие появляться. —Иввновне, —поправил сын, недобро усмехнувшись. Потом заторопилась, горячо за говорила, устремив пустой взгляд в прос-прэнство: —За...заплачу я ей деньги! За- «Зэплачу» — это слово больно резануло меня. За что? За душев ную теплоту? За то, что чужая женщина на протяжении стольких дней заботилась о ребенке Анны, как о сьте? За то, что и сейчас его судьба ее очень волнует? Единственная плата, которую при няла бы Т. И. Томор'ова, — это воэвращенная счастливая улыбка Саши, материнская любовь, кото рой он сейчас, в сущности, пол ностью лишен. ' ^—Давно пьете? Так и знала, что об . этом спросите, ■—усмехнулась нетреа- ем порой, как нелегко людям, — горячо говорит она. —■Взять и мать Саши. Можно, конечно, ее лишить материнства, но разве это выход из положения? Кто мальчи ку заменит ее? Жил у меня, а видела: ждет ее, скучает. А какой он добрый и ласковый! Будет из Анну Таисия Ивановна не осуж дала. Пыталась понять, помочь. Относилась теотеливо, как врач к тяжелобольной, и мучило ее, что не может-помочь этой женщине I подняться из грязи. За быстро промелькнувшие дни знакомства я многое узнала о Таи сии Ивановне итолько П 0 |ражалась ее стойкости и человеколюбию. . ...Славу Елистратова, кучерявого, оборван|Н 10 го, вечно шляющегося, с гитарой, Таисия Ивановна при метила у себя во дворе еще с лета. Со всех сторон неслось: «Хулиган, бандит». Однажды Се- рега привел его с собой; —Мам, накорми, он совсем голодный. Снял Сла.вка резиновые сапоги, а ноги почти босые —это в де- кебре-то! —Вванну, —скомандовала Та исия Ивановна. Принесла парню чистую рубаху сына, дала новые носки, трико. Славу пр;иняяи у Томоровых сердечно. Мало-помалу узнали о егв нелегкой жизни. Вдетстве — Ночевал в общежитии, куда приходил после одиннадцати, когда уходил комендант, и так же, крадучись, покидал его рано ут ром. Ивот однажды ему повезло: заоветились и для него окна Томоровых, и он произнес забы тое слово «мама», обращаясь к невысокой, полной добродушной женщине, о существовании кото рой еще совсем недавно и не Скоро Таисию Ивановну видели общежитии. Добилась —выде- или Славке комнату. нее», —реши^ все. Теперь он щеголяет в пестром пиджаке, на, очереди— ботикки;. ...Со Славой Таисии Иавнов.не нелегко. Бывают срывы, но «мамая- не сдается, ...Когда я пришла к Томоровым; почти вся семья была в сбо ре. Слава с Сережей пели, аккоЦ’ панируя себе на гитаре. Позже всех появился Николай. Работает горновым на НЛМЗ. — На следующий год будет поступать в метэллургичеокий' техникум, — говорит о нем е, гордостью мать. — Старший, Игорь, учится в политехническом институте, тоже металлург. А вот УСлавы пока восемь классов; — говорит с прустью. --- Ну, ничего, — (уже решительнее) — осенью пойдет в вечернюю школу^^ —Трудно вам с ними? -цЩзо- —Да что вы! —И 1 скренне уди вилась женщина. —Вдетях все мое счастье. Только ими и живу. Люблю, когда они шумят, играют. Раздался звонок, зашла 'при ятельница Таисии Ивановны и—с порога: —Что случилось-то? у вас се годня закрыто! „ Таисия Ивановна тихо объясни- Потом —в милиции. —Да не бандит о:н, просто заброшенный, а— душа добрая. Отогреть надо. ...Таисия Ивановна удивлвнно ог лянулась: перед ней, смущенно переминаясь, стоял Славка. —Возьми, мама, —и протянул смятые рубли, свою первую зар плату. С тех пор заработанные деньги Слава клал молча в се мейную копилку. А вечером - все вместе прикидывали, сколько на питание, сколько на покупки, ко му что купить в первую очередь. Начали со Славы. — «Ему нуж- юговорить! Двери этой квартиры так ,же, “как и сердца, открыты людям, их бедам и радостям. Заглянули с хозяйкой в комна ту мальчишек. Портрет Гагарина. Вуглу книги. Книголюбы здесь все, кроме Славки, — еще один пробел в воспитании его. За вос полнение его энергично взялась Таисия Ивановна, Вкомнате как- то по-особенному светло и уют- ...Уходила я от ТоМ|Оровых позд но. Слава сидел с ребятами. В общежитие он явно не торопился. — Едва с рабрты — и к нам, часто и ночевать остается. Когда мы прощались, Таисия Ивановна протянула мне книгу;' — Самая любимая. Почитайте, очень понравится. ...Вечером я открыла книгу А. Югова «Страшный суд»; и вдруг мне показалось, что .плав ную героиню Ольгу Александ ровну Шатрову, женщину сильную, гордую и самоотверженную, я уже где-то встречала. Со страниц на меня взглянула синеглазая Таисия Ивановна. И. ТКАЧЕНКО. г. Липецк. АВТОРЫЭТИХСНИМКОВ—ЧЛЕНЫФОТОКЛУ БА «ЛИПЕЦК». ВЫСТАВКА РАБОТ ФОТОКЛУБА НЕДАВНО ОТКРЫЛАСЬ ВЛИПЕЦКЕ. ГЛАВНЫЙ ЕЕ ГЕРОЙ—НАШСОВРЕМЕННИК. НА СНИМКЕ А. ПИВОВАРОВА - ЮНЫЕ ФО ТОГРАФЫ, РЕБЯТА, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ В СТУДИИ ПРИ ЛЕВОБЕРЕЖНОМ ДОМЕ ПИОНЕ РОВ. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ИХ ВНИМАНИЕ? ЧТО ПО ПАДЕТ В ОБЪЕКТИВ ЭТИХ УВЛЕЧЕННЫХ МАЛЬ ЧИШЕК? СНИМОК А. КОЗИНА, ОЧЕВИДНО, НЕ НУЖ- ДАЕТСЯ ВКОМШНТАРИЯХ. ЭТО—ПОРЫВ, ЭТО —СЧАСТЛИВАЯ УЛЫБКАЮНОСТИ. ЯХОЧУВАМ РАССКАЗАТЬ «ВЫЗЫВАЮ ОГОНЬ НА СЕБЯ...» лет. День Победы он встретил в Берлине. Ког да ему кто-то говорит, что его ученикам всего шестнадцать лет, он по правляет: «Нет^ моим ученикам уже шестнад цать». И Михаил Георги евич, как никто другой, имеет право строга и требовательно спраши вать с нас. Потому что в таком возрасте, как мы сейчас, он был солда том, защитником Роди- Однажды, это было в Польше, батадьон оста новился недалеко от од ной деревушки. Послали разведчиков, те донес ли, что в деревне немцев нет. Но под утро де ревню заняли отступаю щие немецкие части. Михаил Георгиевич в то время был радистом. Вместе с командованием полка он первым въехал вДеревню. Наши-то были уверены, что врага там нет. Но из крайнего до мика вышел старик- поляк и предупредил их об опасности. Они укры лись у него. И оттуда по рации Михаил Георгие вич вызвал огонь наших «катюш» на себя. Ни один гитлеровец, ни один танк противника не ушел из этой небольшой деревушки. Сейчас Михаил Геор гиевич работает в нашей школе учителем труда. Все ребята глубоко ува жают и любят его. Саша МОТОРИН. Школа № 12, г. Липецк. Э ТОТ фильм с первых же кадров ззвоевывает . зрите ля. Да и не может быть иначе. Не могут не расположить к себе его герои, учЕстники :сруп- нейшей современной стройки, — неважно, где она находится -—в далекой -Армении, или, может быть, в нашем городе. Где их сегодня нет, гитантоких строек, важных, необходимых большой стране. Ина каждой можно встре тить таких же рабочих, как Ксения и Федор. По.звди у Федора и Ксении не мало дорог, других строек. Они— «очвани 1 Ки, пр'ИвЫ 1 К 1 Шие и Кнеуст роенности быта, и К неизбежным сложностям повседневной рабо ты. Но человек есть человек, В его душе всегда живет тяга к своему дому, согретому теплом семейного очата, к счастью и, ко нечно, —к большой, чистой люб ви. ААыне знаем, как Это было, но это было —-.В 1 втретились здесь, на стройке, да*' человека и потяну лись друг кдругу. Нам ОМИочень симлатичмы —и мягкая, обаятельная, трогательно смешная в своей боязни за проч ность неожиданно пришедшего к ней счастья Ксения, и порывистый, даже .неМ!Ного сумато^цный, внеш не грубоватый, но такой бережно внимательный к Ксюше —Федор. Невозможно не «при 1 нять» их. Мы видим, как на наших глазах рождается новая семья-и так хо чется, чтобы у нее все бьвло хоро шо. Ну, что для этого требуется? Кажется, совсем немного. Люби мая работа? Есть! Федор'—^виртуоз шоферского дела, на конкурсе водителей- первенство завоевал. Свой дом? Вот он, ордер на но венькую квартиру. Какая семья без детей —так Федор и Ксения ждут ребенка. Чего же еще? Втом-то и дело, что все не так просто и примит;ИВ1НОУпомрэвив- шихся нам молодоженов. Неодно- энэчмыми предстают перед нами герои режиссера В. Мельникова. Чем дальше ведет зрителей фильм, чем глубже знакомит нас со взвимоотношениями Ксении и Федора, тем реже вспыхивает в зале добродушный смех, рожден ный первыми кадрами. Все чаще наступаетраздумчивая тишина. Да, подумать есть над чем... «История маленькой любви» заставляет задумываться каждо го из нас о Нравственной стороне существования героев. Все как будто есть, у Ксении и Федора для семейного сч^тья, но встает между ними незримая сте на, разъединяющая их ' духовно. Ксюша — человек щедрой души, открытый миру, жизни, чуткий к друзьям, да и просто к каждому встреченному ею человеку. Она рада полученной квартире, а вот запасной ключ поспешит ' пред ложить лучшей подруге. Пусть все приходят в их общий с Федо ром дом, чувствуют здесь себя хозяевами. А как же иначе? А взять историю ее взаимоотно шений с начальникРМ участка Сидоровым. Настроил ее Федор, она пригляделась к нему повнима- тельней и оказалось, что все это — неправда. СидорЬв-то, можно сказать, на этой стройке по-своему героическая личность. И вся его грубость — и не грубость вовсе, а активная защита честного отно шения к делу. Кирпич у него на участке зря «не топчут». Трубы он, если даже на него напирают из треста, не примет до тех пор, по ка не будет готова строительная площадка., И Ксюша, разобрав шись в чем дело, просто нб'может не принять сторону Сидорове. Имечется любящий Ксюшу Фе дор: не может пбнять причины конфликта, с женой. Вроде бы хочет он все сделать как лучше. Все несет в дом: и подвернувшу юся под руку брошенную канист ру —а хозяйстве сгодится, — доски, —етараегся, хлопочет, жена хмурится. А тут не стерпел — прогнал из квартиры девчат, пришедших из общежития «на по стирушку». И 'опять обиделась Ксюша. И уж совершенно непо нятно ему, почему Ксения предала егб, как он считает, изменив свое отношение к Сидорову. Сам не хочет приглядеться к этому человекуд не принимает его Хороший 0 )Н, Федор. И трудит ся отлично, и хозяин отменный. Да только назовет его Валентина, подруга Ксюши, — «И1Нвали1дом». И Ксюша ничего не возразит Мягкая, тихая женщина промол чит, сердцем соглашаясь, что счастье ее — трудное. И мы молодоженов, дальше не сложи лось, она не уступит Федору. Он, если дорожит ее чувством, дол жен пройти нелегкий путь само совершенствования, той самой «переоценки ценностей», смотра своих взглядов на м; в Ж,И 31 ЙИ. Новый фильм режиссера В. Мельникова, как будто 6 ь 1 притязательный, — острый, циально активный. Он ведет бой с равнодушием и душевной черствостью, отрицает пон ние счастья, ограниченного т ко собственным благополучием. Причем, он затрагивает не тольн льгчную сторону жизни своих Г( роев, но и общественную. Мы ^ видим в картине впечатляющих кадров гигантской стройки, трудятся молодожены, но уж ■очень запоминается стойко воюющий против Хч неорганизов,анности, а если разоб- раться,—того же самого равноду шия к делу, начальник участка Сидоров. Лев Дуров, несмотря н то, что мы видим его героя одно- планово, многое сумел поведать об этом интересном, сложном и бескомпромиссном, человеке. Мне кажется, для В. Мельнико ва характерна неожиданность I бора актера. Каждой своей рабо- «Ксения, любимая жена Федо ра». «Ленфильм». Авторы сцена рия Александр Гельман, Татьяна Калецкая. Ре>(<иссер-постановщнк Виталий Мельников. Главный оператор Юрий Векслер. Компо зитор Олег Каравайчук. В ролях: Алла Мещерякова, Станислав Любшин, Лев Дуров, Людмила Зайцева, Василий Меркурьев. ми именами, или дает возмож ность увидеть уже знакомых торов в новом ракурсе. Так слу чилось и на этот раз. Ксюша - первая — и удачная — большая роль выпускницы БГИКа АллыМе щеряковой. Особо хочется сказать о работе Станислава Любшина. Трудно н почувствовать, с каким творческим подъемом ищет актер новые новые краски для своего отнюдь не безупречного героя. ...Этот фильм с первых же кад; ров вызывает самые теплые чув ства' зрителей. Не потому ли, его герои легко узнаваемы, они —из жизни, а, может быть, даже в чем-то похожи на нас? Араз так то вглядеться в них стоит... Л. ДУВАНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz