Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
к трудовому семестру готовы.. Третий семестр стал для :студентов настоящей шко лой трудовой и политиче ской закалки, идейной и гражданской зрелости. Об атом говорилось 21 февраля на заседании Центрального штаба студенческих строи тельных отрядов ЦК ВЛКСМ. Открывая засе дание, секретарь ЦК ВЛКСМ В. Житинев отмс тил, что движение студен ческих отрядов после XXIV съезда КПСС приоб ретает еще больший раз мах. Доверие партии, вы- хокая. оценка деятельности строительных отрядов на Всесоюзном слете студен тов в речи Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Л. И, Брежнева заставляет глубоко задуматься над перспективами зтого дви жения. Об итогах работы Все союзного студенческого строительного отряда ми нувшим летом и о важных задачах на 1972 год рас сказал командир Всесоюз ного строительного отряда А. Семенченко. В первом году пятилет ки в ходе трудового семест ра выполнена производст венная программа объемом 685 миллионов рублей. Юноши и девушки участво вали в строительстве 280 тысяч объектов. Они по строили 4.000 жилых домов в общежитий, 725 клубов. библиотек, школ, протяну ли 10.750 километров линий Электропередачи. Доклад чик отметил, что в этом: году на ударные стройки,! сельские объекты отпра-! вится 500-тысячный отряд лучших представителей студенческого комсомола. Студенты примут участие в строительстве Каховской : и Куйбышевской ороси тельных систем, сооруже ний в зоне большого Став ропольского, Севсро-Крым-' ского и Саратовского к.эна- лов. На заседании штаба вы ступили руководители от рядов, представители ми нистерств и ведомств. (ТАСС). :Г ( Г 7 , е р а т о э , ИАОТДЕПШОМ МЕРВДИ1ИЕ в Уже два года дружат студенты Липецкого филиала Московского института стали н сплавов и Высшей технической школы имени Отто хфон Герике в Магдебурге, Они обмениваются туристическими делегациями, Знакомятся с промышленными предприятиями ГДР. Друзья из ГДР, в свою очередь, знакомят ся с родственными заводами Липецка и области. В, КОРШИКОВ. в комитете комсомола педагогического ин ститута я увидел солидную стоику листочков. Заявления в строительные отряды, И в кажвом — непременная просьба; «Прошу принять.,.». В этом году в институте будет создано шесть строительных отрядов. Четыре уже полностью скомплектованы. Они заключили договоры на ве дение строительных работ в Стамовлянском, Во- ловском. Данковском и Грязинском районах. Д. СЕРГЕЕВ. (И Второй год в ком сомольской оргайиза-, ций- Липецкого, филиала .Мбёковскогр ■нвститута стали и„сплавов .ведется соревнование на' лучшую . комсомольскую группу, .При подведении-,нтр- гой; учитывается ■ успе- ваемос"1Ь студентол, учаруие б общественнрй| жизни' института, в .бпе,- .ра'ГивяЫх'. Г', строите.чь-' зш-х отрядах, В; Художе ственной ' сам одеятель-' тзоетн. Лучшие ' .группы: премируются. ■:.деяными подарками,. их чествуют в а ^ :рбщекомсомольской собрании. В. коРЕ вако в . попробуй. С НАЧАЛА я Их представ- ешь, стараешься" лю: Люда Бузмазтова, Ма- угоди им1, ’ рия Нечаева и Лида Суха- Вожатый посмотрел на кргю- , яо.ва. Все трое из села. Все трое иую от возмузцеззия девушку и учатся на четвергом курсе отде-, посоветовал ей набраться тер- , ления литературы и русского ЯЗЫ-' пения, и опыта,. Это. был хороший . раз шаша ■ слушает - д ■ ■- ка Липецкого педагогического совет, добрый совет, ценность ко- историю своей матери. Она уже “««Оппт или нет’ Автобус внсти.З'ута. Н все учатся хорошо, торого. вряд ли потускнеет с го- хорошо-знает, Чзо'мать -хотела бж°-чы. ПЕ Р ВЫЕ ШАГИ . МАША ди. многих лзодей, едущих по раз- В который аз Ма а с ает Она еще не .1..- энает; поступит или . нет? втобус ! у Дйми. стать ушительштей, ио ззе сложи- даже прозвище одно на тротх. Третий курс принес зз радости, лась зкизнь по-писавому, не . правда шутливое — «троица». Ви- и... |>азочаропанис. Впервые Люда сбылась мечта. И говорит мЯть: 1ДИте Машу, — значит, Люда к стала за учительский сто.ч. Было — Учись, Маша. Я не смогла, Лида где-то рядом. И наоборот, это в селе Демшинка Добринско- так хоть ты будешь. Итак, начнем зназтомство. ' го района. Се,тьскому прак- Так и пошло. У Марии три по- ЛЮДА „ тиканту работать труднее, чем, .мощника: мама, учительница- рус- 1 -' < . 'уродскому, хотя бы потому, что ского языка Мария Алексесана Отдом Люда .ордизся. Ьще бы! там нет преподавателей-методи- Нучнина и книги. Ведь- преподаватель физики ■ ■ . - •' . . средней школы совхоза «Петров- — ^-----------——-— ---------------------------------— ............... . ский» Добрнпского района изве стен не только в своей школе. Уже выросли и стали взрослыми те, 140Г0 учил старый строгай фи зик, Казалось ему, что и малень-^. кая Люда совсем недавно пошла в первый класс, а вот уже берет ■учебник физики и входит в каби- ЗНАКОМСТВО стов, которые смогли бы попра- Но- случилось так, 'что приш лось, девушке вернуться, обратно.. Знала она, что не будет упрекон, не будет нареканий. Будут толь ко-, -усталые ,'глаза, которые' ска-: жуТ; .рее, Лида встретила ;:пба- держку и ободрение. ' ■ . -Проработав:- год нионервожатой,' Суханова виовь поехала -в Лй-' .ззецк. Па этот раз автобус Лиду обрапю не привез. Приеха-та уже она.-осенью и показала Марии .Алексеевне синюю книжечку - иадп'исью:, .«Студенческий '...,бй- лез». В институтё и встретилась с Машей Нечйвой.' К ним присое- ________ . . ____________ ^ динилась \Лзода Бузмакова, Практику Лида проходила в Однажды в' совхозе «Борисов- Горицкой _восьззилетией школе Быззало, вечерами заходил у Й13Х вить, посоветовать. ^ ский», что в Добровском районе, Доорозского’района. 26 часов вне- разговор о жизни, с будущем Предложили девушке вести де- пшеазывали спектакль «Таня», делю—эго много даже для опыт- -Тюды. Советовал отец пойти вятый. Люда знала, что этот Молодая девушка-врач уезжа- ного преподавателя. И класс до- пп ргл учительским, стопам, класс принадлежит’к той кате- ® глухузо деревню и работает стался не.чегкий. Да и, .бываюз .чи только... Правда, там. Ой, как за.чогелось* Маше овв легкие? За пять лет. у ребят тоже надеть белый -халах!. сменилось .!.2 препвДавателей., Но после десятого , класса- Учнтёля там долго не задрр.жнва-. поехала^ в Липецк, поступила на лись. После колебаний .Лида отделение русского языка и лите- взялась за работу. Кбнечно, бмло.. ратуры, . , .......... . \ тяжело, иногда обидно до слез. Первая практика. Маша десять Но проходил .день, д-рутой, и все , .дет училась в сельской школе, а -постепенно получалось, учихелеи хеперь попросилась на практику Скоро Лида тоже 'заканчивает .иткуда . же в'тороджую. Такую возможность институт. Скоро поедет -оиа .но тут своя исто- !ории, что'зовут трудной, ■ . ■ Когда она пришла в уч-итель- Преподаватель русского языка скую ‘перед своим первы.м уро- и литературы Аграфена Ивановна ком, одна учте . 1 ьница сказала: Быкова , дуща_ класса, Сама «.^ачем ' же\ты . выбрала такой чел^в-ет .. - жицои, . обаятельный, кяасс?.Молодая, милая, и к таким всегда ищущии, рна.., приметила варварам идти...». Упало у Люды любознательную Девчонку, и при-,, на<;троеаие. Новых охотила ее к чтению. Все чаще в всегда проверяют .чаще можно было видеть Люду в . . . . . . . . библиотеке, в книжном, магазине. , ■ ей предоставили , и направили в дороге к светдомуаданиюснад- А потом ...появ'илбсь и другое^ Теперь Люда, смеясь, расска- 12-ю среднюю шко.чу. Запомни- п.исью:. «Средняя школа». 'Она желание, познакомить своих дру- зывает: «Сижу дрожу: на первой яась эха шйрла тем,, что впервые ' очень хочет этого, зей С прочитанными страницами, парте — подозрительный'' маль- -^аша йЫступала. не. только в ро- .. нр’г к о п г . 1 сп г п п к • Очень . нравилась рассказывать, чишка. Журнал открываю, а -аД Учителя, но и классного, руко-■ Б ЧДКПЮЧ р н и р особенно тем, кто еще не умеет сама смотрю. Знакомлюсь с ре- водителя. ,. о.VI\юЕи г с п и ь читать. Разве проследишь,' как битами и все лсду — что В 1 Ж'И- Появилась : перед. .ребятами . Четыре года: учебы про.шли' и рождается будущий. учитель?, И нут? Но прозвучал спаситель 1 ный бойкая розовощекая девушка и пролетели. Прошли потому, ^что, Так, наверное, тоже. звонок (оказывается, для' учите- сразу взяла быка за рога. Во оглядываясь назад, ви.дищь.. весь. Выпускной вечер и гоустныя и ■Дой он гоже епасительным быва- «неурочное время биа - помогала се#., труд, все, те .знания..:кого^ веселый по-особеяному. Погом от). Буквально вылетаю из клас- «Ровести диспуты, викторины. накапливались день за днем, ' экзамены, и, наконец, известно Итак, Маша .Нечаева.. ■ видела Пролетели потому, что дни эти решение комиссии: ^Зачислить» .Но потом Люда увидела - в #®“ Лава.н-Де в с е л е , в е л а , , настолько быстро-сменяли один Один шаг в будущее сделан. Те-^ «Страшном» классе мною хоро- ® Какой же.шзод?, ДРУгои, -что только календарь ус-, перь - годы учебы;. Учебы по ш»о. Н класс полюбил.:, юную ®««•чо- И не .потому, что певал их-отсчитывать, любимой специальности по вы- учительницу. Когда .она уезжала, ..она. сама из села, хотя^это .,тож,е Девушки ждуг направления, бра,иному направлению. ’ А оно, автобус ее ходил . прово- Н не напоказ. А потому, Они хотят поергь в село. В, рас- как рельсы, стало правильно - *«»'« весь..девятый. . , что., там .она ^ чувствует себя сказе о каждой из них я выделяд « а ,« г , ..««„льк. „ е с . „ . Л » . Вот. уже и два. года, позади. Бузмакова сдаст государст- . Рассказ о ней непосредственно чтобы в селе было легче, работать. Теперь практика .в... пионерском. получит -дин- рвядац {. Планы .обширные. лагере. Люде она, была .ю.роаер-- ‘'•®® четко стопт «специаль- .Дида . Суханова училась в одной В конце беседы я спросил у кон, на гот ли путь стала; она? «°.сть учитель». школе с Машей Нечаевой. Сгром- Люды, Маши иЛиды: гчто. они-- П е в тягость ли будет ей работа?. испрашиваю: „оц. -влияние на нее .оказала все :хотят поятелать первокурсникам Ведь жизнь „ оказалась куда Пе боишься ехать в дорев- ха же Мария Алексеевна Пуч- (да и другим курсам-тоже)? 0г-. сладнее. , , , . ,ц;Ю, ведь иеизвестио, как сложат- иина, вех был единым: Однантды она .спросила старше- ся обстоятельства? ...Уже работает мотор, послед- — Не дерлсаться за .асфальт, го вожатого: Что вы! По-моему, в селе ние прощальные слова, к вот, как Не бояться села. Плохому оно'' Ну, почему дети не играют? работать гораздоинтереснее, чем бы нехотя, автобус выезжает из не научит. ' ’ Ведь и одно и другое придума- в городе. толпы провожающих. В нем ере- ■ С. ДУДИ НОВ. „СНЕЖНАЯ РЕСПУБЛИКА-72 «Снеленая республика»..*: Странные .ж немного- зага дочные слова. Если вслу шаться, они покажутся 'Кра сивыми и . романтичными. Если вдуматься — увидишь ейцие .сугробы, зимний лес. и твн-и уходящего дня. -А если там побывать -т- эти словй зазвенят, рассыплют ся по сказочной зиме весе- .лым смехом и .песней.,, ■ . Обычай «республики» —- - каждому давать дел,о -. п о - вкусу и способностям. По этому дрл^бсти «м-иникр- . ров», которые более почет-' ны| чем Обременительны, ро-:- лучают самые солидные , и авторитетные товарищи, 4;-»'- . ...На лед вызывается ,от- ;■ ряд «СОС». зрители сразу ' узнают персонажей сказки «Репка»,и с ул'ыбкой ждут ее обычного исхода. Дейст вие развивается, достирает кульминации... Однако ' что- то медлит с выходом ,Мыш- - ка. Морозец ул<е дает о се бе знать. Наконец, появ ляется... Л1ышка, которая на две головы выше Дета. Попробовав на йрочпость Кошкин хвост, она берется за дело оаювательно, И; вот уже Репку везут на съеде ние... Балет на льду отря да «сое» отмечен главвым -. призом: самым большим тортом. Эго и есть «Снелитая- рес публика»,' основанная 'зимёй :Прошлого-года -школа ком- сомольско-ирофсоюзного ЙК; тива Липецкого педннститу'- та; Ее знамя вновь подня лось'на зимних каникулах в домеютдыха НЛМЗ «Сухо- борье». ' '. ' .Граждане «республики»— студенты. Это народ, изне- -ОТНЫЙ своим ОПТИМИЗМОМ; ^юио-ром; нзобретателыю- -стъю, с помощью которых он выполтяет-'са'мые - труд ные исерьезные дела.' А де’ ла «Снежной-' реопубл-ики» очень серьезные. На общем собрании студентами опре= делена- сущность гралсдани-. на «ре<^убЛйки»; «По' зда- шш. — ‘«ресяублика-нец», -по должности—курсант». Зим ние сборы,--это, прежде все го, учеба вожатых, буду щих педагогов, ироходя- щая под девизом: «Учи тель доллтен все знать н уметь». ' Лекции работяяет» облоио и обкома ВЛКСМ неизмен но сопровождались целым рядом вопросов, Проблема возрастания роли молодежи в современных условиях, 'проблема воспитания подро стков — все вызывает инте рес, широко обсуждается, Любопытные факты, данные статистики -бер 5 'тся на ка рандаш. Каждый день заполнен. ю-гся ношле-'Методы работы тин. с молодежью. 'В гости . к студентам приезжали ректор института Б. Н. Бабин, сек ретарь партбюро В. В. Щеу- лин, секретарь обкома ВЛКСМ В. Ф. Юркин, Была еще -одна запоминающаяся встреча — с :-бывши.м лет чиком Н. и, Золотаревым. Дотошные . первокурсники приходили-с блокнотами не только на лекции,-но и на вечера отдыха, КВН, кон церты; Они пока учатся учиться, чтобы потом:овла- :реть умением- учить,-.Нович ки стремятся участвовать в о : верх дедах: .'‘«республики-»,,, схватывать саМ;Ое'. интерес ное. .Старшекурсники пере дают '«м весь .свой опыт, учат умению увлекать, за* жиГать сВ'ОЙм Д&.ТОМ. Пять дней пролетели Не заметно. На торжественной линейке - «республиканцы» прощаются с «СухобО’рьём», с НОВЫМИ .друзьями. Немно го грустно расставаться со «Снежной республикой» на ■целый ГОД. Но в автобусе звучит веселый смех, и вновь раздается песня: — Вожатый—профессчя- птица, Труднее-ее не сыскать. А. КУЗНЕЦОВА, студентка 1-го курса лгпи. Иа снимке внизу: сту'- денты-активисты на. : заия- ♦*****«*«*«««**Ф«*****«*****^., Сокращенно его называ ют «ФОН». Если расшиф. ровать — факультет обще ственных профессий. '-^н- ституте он на особом ‘»шло- жении, потому что здесь занимаются все — истори ки п физики, литераторы и биологи, студенты 1—-2-го курсов. Наш институт — педа гогический. Он готовит учи- зс.чей средней школы. Ка ким же должен быть совре менный учитель, воспита тель подрастающего поко ления? Л. И. Брежнев н.л Всесоюзно.м слете студентов'^ сказал: «Современный спе циалист — это человек вы сокой культуры, широкой эрудиции, в общем, это на стоящий специалист но вого, социалистического об щества». Широта кругозо ра, глубокое знание сво его предмета - - вот . что отличает педагога сегод няшнего дня. Но доетаточ-. но ли только знать предмет, пусть велике но? Нам думается, что учи телю нужно знать и как организовать в школе ку кольный театр и поставить сказку к новогоднему вече ру, и как провести пионер скую линейку, сбор, КВН, диспут. Ответы на эти и - многие другие вопросы сту-' дейты получают-на заняти ях факультета обществен ных профессий. Факультет существует в пашем институте с 1965 года. Сейчас иа его отделе ниях занимается больше 300 человек. Для перво курсников занятия на фа- О с о б ы А ф & ж у л ъ т е т культете начинаются со вто рого семестра обучения. Это необходимо для того, чтобы дать веэможность новичкам войт» в; ритм У'шбы, осмотреться; найти себя. Занятия идут по трем направлениям: «Общест венный цикл», «Спорт»; «Искусст;?»». В «Общее г- венный цикл» входят два лекторских отделения — лекторов ■ международни ков и лекторов - литерату роведов, школа инструкто ров пионерской работы и журналистское отделение. Цикл «Спорт» составляют спортивные секции — лыж ная, волейбольная, легкой атлетики, пулевой стрель бы, гимнастики. Цикл «Искусстве-’ — это отделе ния . дк'1 /ерско-хоровое, хореографическое, теат рально-режиссерское. Ведут занятия кандида ты наук, мастера спорта, ведущие преподаватели ка федр института. Сама специфика отделе ний фгчультета общест венных профессий предпо лагает широкое примене ние на практике получен ных знаний. Так, слушатели журналистского отделения регулярно выступают в областной печати с замет ками о жизни института. Хор в 1971 году занял пер* вое место на. оИтзстком смотре хоровых коллек тивов и получил высокую оценку жюри на декабрь ском вечере акапельного пения. Пионерское отделе ние шефствует над дет ским домом Ла 1. Факультет растет и рас ширяется, увеличивается его материальная база. Во втором семестре 1971— 1972 учебного года будут открыты новые отделения— три лекторских по профи лям: «Текущая политика», «Физика». «Биология»; сту дия изобразительного ис кусства, 0 'где.ление скульп- торов-резчиков, студенче ский театр эстрадных . миниатюр, кукольный . те атр. Недавно создана и успешно начала свою рабо ту школа комсомольского актива. Вот так я работает ФОП — факультет обществен ных профессий. Думается, что знания и умения, полу ченные на факультете, по могут, молодым учителям, выпускникам Липецкого государственного педаго гического института, стать настоящими педагогами, мастерами своего благо родного и нелегкого дела. С. ВОРОБЬЕВ, . декан факультета общественных профессий. З НАКОМЛЮСЬ с селом. Захо жу 'В школу, клуб — всюду. На- складе семян ощущаю ра дость от шуршанв'я в яадокях круп ных,- :янта'рных зере 1 Н пшеницы. Слу шаю шутки работающих здесь лю ден. Пртятеш незлобивый; мягкий юмор сельчан. Мимоходом разгля дываю стеклышк'И-,Л^ышки .расчи- щен'ных 8 ' снегу, на реке кДтков. Речка Ягодная Ряса здесь тиха и яеприметнаг Умиротворяет, успокзи- 'вает сельская тишина. ■Но не идут из.'ТОЛО'ВЫ слова; «...Везде пишут: «Вот тут ком сомольцы отлично поработали. Комсомольская бригада... добивает ся отличных успехов о труде». А почему у нас этого нет? Конкретнее, почему у нас в совхозе «Победа» мало таких комсомольцев?». Из всех бесед и разговоров так. и не удалось выявить автора письма.. Он предпочел остаться, в нензвест- носги. Совхоз «Победа» в Чаплыган-’ сшм районе—картофеле-мояоч'ного направления. В девяти населенных пунктах его насчитывается около четырех е половиной ■ тысяч жите*": лей. На,ходигся он под боком у Чап лыгина, . в треугольнике:; железных дорО‘Г. Это накл’адывает свой от печаток на занятость жителей. Лишь около восьмисот из них связаны с. крестьянскйм 'трудом, остальные работают а ;шрде и на железной; дороге. Хрудн^-уцравлятв^:: ■: таким' хозяйством*’ Й;:.'Ж»Вут ЛЮДИ’:"В’ сслё,- а 'заставить их помо'чь в стаадиую пору не всегда удается. Пото'му. и приходится .руководству совхоза привлекать рабочую силу со сторо- лы.-В этом году тоже -собираются ехать ■вербовщики от хозяйства ■ в лежащие неподалеку села Дубовое или гСкопино Рязанской области. Приглашаются в основном люди на сезонные, полевые, работы. По стоянно же, размышляет директор .:В; А. Цоля^нский; шедбетает человек восемь подменных доярок и прибли зительно столько же механизаторов. В совхозе успешно развивается жи- ■вотноййдство, ,предполагают ;Строить: новую ферму, неплохо бы иметь и ''■еще--В' запасе рабочие :рукй. Словом, остйвались бы каждый год по 8--16 ::вьщУскник.О'В средней ,школы, и сов хоз обходился. бы ,без старателей со, стороны. ,. ■ , '• ■ : ‘ Если' посчитать,- сколько молодых людей осталось в селе за эти не- : сколько лет, , перечтешь ПО пальцам. :Но':ёсли заглянуть в среднюю школу,; Которая распо,пожена рядом-с конто- ,- -'рой ■совхоза, и выяснить настроение завтрашних выпускников —.десятя- .'класеников, „.„картина представшей ■ве такая уж'-мрациая. Лишь, двое из сО'рО'Ка учащихся''' расписываются в окончательной нелюбви к селу. Больше половины из них, несмотря на эту любовь, предпочитают искйть счастье вдали от дома. А шестнад цать юношей и девушек пока что ■намерены остаться работать в сов хозе. Вот бы и встретиться мечте Ди ректора и желанию ребят. Иб поче му же' все-таки в совхозе «Победа» мало «комсомольцев-'- тфуда», со всем нет «комсомольских бригад»? Почему .йе взаимно заинтересован ные сторон» до.: сих иор Не поймут- друг друга?' «Скучно. Скучно в селе. Мет ве селья». В'один голос.твердили асе, с кем- приходилось встречаться,^ в совхозе;: И ' всцоминали злополучные «струны русского инструм:ента», ко торые никак не звучат. Автор' пись-' ма обвинял в том в, первую очередь администрацию, которая «не заинте ресована была шлюлнением рядов молодежи в совхозе», потому и не создавала последней веседье, Прав- ■да, ■’МихайЛ' Костин, секретарь ком- сомо-льёкой организации, доказывал, что в клубе регулярио' идут репети ций Духового нсгрунного оркестров, в школе тоже после за-иятий дуют в трубы. Веселья все-таки не было. Кто виноват?' Администрация, кд- торая закупила Для рельскбй мо лодежи три оркестра, учредала При ' клубе не знаемую - доселе ' должность хормейстера? Заметив, что побаиваются комсомольцы ин струментов, что калачом не зама нишь их на. репетиции, ‘ сели . за пюпитры бухгалтер ''Татьяна Лету- иовская, .парторС А. Камышников, зав. почтой -Т. Щурова? главный зеотехник В,- Дедов. Не пра,вда ли—список внушительный? Но ведь люди они занятые. Не ■всегда могут обслужить танцы в клубе. А шесть десят комсомольцев села Ломовое до сих пор не смогли подобрат'ь де сяток оркестрантов. Отсюда впэлне понятна холодная обстановка, кото рая царит в маленьком , сельском клубе. Уверена, до тс.х пор, пока М. Костин вместе с хормейстером В. Летуновским, -зав.' клубом В. Мерзлик'иным, при. актив-ном уча- стаи каждого из шесгидесята стоя щих на учете комсомольцев, не пе рестанут пребывать в роли иждивен- :цев-— в новом большом клубе, ко торый совхоз планирует достроить эти-м летом, будет так же холодно, скучно и сонно. •^ : Но ведь 'Весельем :одним сыт пе будешь, когда-тО( наверное, надо ’ и работать. Чтобы вот так зимой зай'у: й закро-ма и подержать на ла-дони янтар-ные. зерна, взращенные тобой, надо .иметь не только энер гию,-но и жеЗ!анкую профессию,' и любовь к земле. В Самом- деле,'«по чему :нет их, жомсомольцев труда?». Вернее, есть, но мало. Неплохо ра ботает в этом году в совхозе меха низированный отряд по вывозке удобрений, который почти полностью состоит из молодых механизаторов. Слаба еще в совхозе связь со школой. Для того, чтобы пере.д вы пускными.. экзаменам пда^та д- де сятиклассникам и преддажять ' ос таться в родном селе, надо про вести совместно не один вечерг • и рую мы воспитываем у наших юно шей и девушек со школьной скамьи? Логический вывод напрашивается сам собою. Нужна такая организа ция труда, которая бы исключала- сезонность, обеспечивала бы радво- мерное использование рабочей силы ».-совхозе круглый-год.' Как показы- ' :.вают :..цифры, отттосительно благо получно обстоит дело у механиза торов и животноводов, хунте — у полеводов.. Значит, полеводство, — это в -основном в совхозе — выра- . ■щивание картофеля, — самая «не-. .. удобная» отрасль, где занято очень мало молодых рабочих., Где -же- , вывод? Нам кажется, он в том, . чтобы н в этой отрасли создать та-.--' кие производственные ' объедиие- . ния, которые, во-первых,, были . бы-’ обес-пёчейы все.ми необходимыми, - машиналш и исключили ручной труд; начиная с посадки и кончая убор--- ксй. Технология производства в ' этом случае как раз и должна обес- -вечить занятость членов этого объединения целый год. Есть ли такие объединения в практике дру гих, хозяйств? Да. Более или менее отвечают этим требованиям спе- -, цкализированиые звенья.по выращ-и- „ХОЧУ УКРАСИТЬ С ЕЛ 0 ‘‘ письмо ПОЗВАЛО в ДОРОГУ '■трудовой день.- Выпускники' мало знают о :терспектавах хозяйства. Это видно из бесед с ' ними. На вопрос, что нужно) сделать в селе,, чтобы оставалась мо.-иодежь, пятнад цать. человек ■'Эая'в 1 или,'что ’ТтеобхО'- димо механизировать фермы, -что ■труд доярок:пока оче'нв тяжел; За-^ явление,-:признаться, йеейолько”обес куражило. ^Перед встречей СО'ШКОЛЬ- йиками состоялась бесеХа с дйрЁх-^’ -тором совхоза В; А, ПоляноКим; &я сообщал, что фермы механизирова ны "полностью. Выходит, -что Алла Дедова, мать которой работает--эе- теринаром,' .а отец .'— г.аавньш зоо техником в .совхозе, не ; знает,- чем ж'нв.ут родители? Не знают 'об этом- и Володя Ба дулин- с Сёренгей -Ме-Д’ ведевым, .матери которых работают доярками? ’«Л4ы хотим, чтобы фермы были : механизированы, если будет сделано всё, чтобы облегчить труд, тогда каждый из час останется в совхозе!» — так считает -Вол-.!ДЯ Бадулии. Вели речь о механизации ферм именно те из шёстнадщти’ школьникоз, коТО 1 рие. не ирбтав ра ботать в родном селе. Но вот в чем проблема. Посмот рим, какова -зарплата ■вьТпускника семидесятого года Николая Кокаре- ва, работающего в совхозных ма стерских токарем. Она колеблется между 70—80' рублями. То есть поч ти соотаетсгвует той, которую и:чел бы в этих обстоятельствах городакой. карецек. Дальше с ростом, мастерст ва она будет соответственно ра сти, Средняй заработок в совхозе у ■тракториста-машиниста.за -минувший год -держится :на' уровне 92 рублей. С . Николаем. КоКаревым все благо-,. Пр.лучно. С .механизаторами—тоже. Но,.вот будущий выпускник . Саша :Бобровский, тоже мечтающий стать токарем й очень любящий ' свое.се- ■ЛО, жить в нем, не, со&трается. Он знает, что совхозу не нужны больше т.окари, а ■идти на разные' работы... Тут следует поставить вопрос о «комсомольцах -труда» с головы на- .йогй. Для. этого обратимся к Циф рам, данным мне экономистом В. И. Бобровских. Механизатор, занят в' году работой 140 дней, животновод — 354, шофер — 266, полевод — 'Всего 73. Значит, где-то около в.деь- мй-д’евяти месяцев последний, зани мается неизвестно чем. Отсюда, и средняя зарплата: у полевода мень ше пятидесяти .рублей. Ио зарплата еще не все-. .Какому' .молодому человеку в наше .стреми- тельрое время не наскучит такое вот сезонное времяпрепровождение? Как совместить незанятость с жаждой созидательной деятельности, кото- ва^<ию кормов, свеклы, кукурузы,, ка-ртофеля, Очевидно, настало время думать и о том, чтобы -создавать таМе объединения и по производст ву зерна. Необходимость прнг.па- шать гастролеров из чужих'обла-- стен диктуется прежде всего низ-, кой производителыюстыо ручного труда, д,, совхозе, скажем, на уборке картофеля. А поднять ее может тблько звено, вооруженное комплек- со.м машин. Вот куда привела нас ниточка город—село в понятии се годняшних выпускников. ' ' ........... ,':':Можно, конечно, и справедливо, . упрекать администрацию совхоза в ■слабой связи со школой, что воспи тание ведется в яепостижиыом ртры- зяйстиа и для школы — это пока еще страна неведомая. И в том, что в совхозе даже и не пытались соз'да- вать молодежные специализирован- • ные звенья. ............. Но . имеет ли сегодня совхоз воз- моЖ'Ность так резко перестроить , всю организацию труда? Нет. Это не делается по мановению волшеб ной палочки. Для этого надо, чтобы заводы выпустили соответствующие машины, чтобы люди овладели ими, чтобы была тончайше и гибко отра ботана вся экономика хозяйства. Для этого .потребуются годы нелег кого труда. И это должен знать каждый-, молодой человек, получаю щий аттестат зрелости(I). Он дол жен по-нинагь, что не все зависит только от благих намерений руко водства, 'И давать отпор деиагогичф- ски-инфЗншль'пьтм заяв,ченйям типа «а директору совхоза нет дела, до ТОРО, что в клубе скучно», -В последнее время модным стало гойорить о любви к родному селу с одной запятой «Я люблю свое село и не против работать в нем, но (есть запятая) нет электричества, (водопровода, теплых мастерских, клуба, оркестра, баяниста, фермы ве механизированы, организация труда плохая, урожаи невысоки и т. д.), и потому я не могу остаться». . Но позвольте, а если бы все это было, то зачем оставаться? И уро жаи, и клубы, и мастерские никто не преподносит на блюдечке ■каемочкой. И что это за иждивен ческая любовь к родным пенатам? - .Говоря словами поэта, «надо жизнь сначала переделать», а уж, «пере делав, можно воспевать». Л. БОБА, наш спец, корр. Совхоз «Победа», Чаплыгинокого района.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz