Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

“■ЛЛЛ«>^ЛЛЛЛ/^ЛЛ/V^Л/^/^/^/V^/^/V/\ЛЛЛЛЛ1<V^/^/VV^/V\ЛЛ/VV^/^/V^/^/^ЛЛЛЛЛ/^Л/V^/V\Л/^/V^/^/^Л/у^/\/VVЛЛ/V^ЛЛ/^ЛЛ/^ЛЛЛ/^Л^ Б о й н а огненным смерчем' прошла в судьбах мно* гнх, опадив. души и ос­ тавив тяжелые/ неизгладимы^ всюпомияаяия. Ее нельая и не--' возможно забыть,, роэтому '8« случайно советские канематО- Трафисты. вновь и ”вно1Вь обра* щайтся к этой неисчерпаемой теме й открывают в ней что-тб - свое,: неТговторимре, . ' Новая работа талантливого режиссера Станислава Ростоц­ кого «А зори здесь тихие.,,л тоже посвящена одному из бес» численных , эпизодов войны.. В; ней с необьйсноветной глубиной ' а правдивостью рассказывается 'О героизме жёншия-бойцов на фронте, о ншосйльной ряЖеста, выпавшей на их до.ТЮ. ' ;. В основу фильма леглё одно- им®яая повесть'.Бориса Василь- еша. Ее инсщениравки с .успехом прошли на многих театрал.ьяых ■подмостках страны.'Но д.Тя ус­ пеха постиовки одябй;доброт- пой литературной основы мало, ведь очень многое, если не все, зависит от исполнителей. Ис­ полнительский состав а фильме подобран прекрасно,. Несмотря на свою молодость, аастеры бле­ стяще справились с трудными ролями. они для нас,, что, переборов се­ бя, ч^меля сделать невозмож- йое — остановить во много, раз превосхо.дяший их по чиатенио- Сти десант.. Героини взрослеют на наших глазах. От насмешливых девчо­ нок, изводящих старшину Фе­ дота Вайко;Ба,' который в огча- ■янйи просит лучше отправить йго на ф:]к)яг, чем оставлять •командовать этим'«невоенным взводом»,.' в конце фильма' не остается и следа. Они мужают, - пройдя испытания, и становят­ ся настоящими бо.йдами, хлад- . накровными и мужественными. У-каждой свой счет к врагу. У гордой Жени Комельковой —- раострелянные на ее глазах мать с ма.чеяьким братом и се- Родиной, и-омраченная корич­ невой чумой фашизма. В самую трудную минуту .по­ хода-— в бою,-обнажающем.до ксица все сокровевдое в чело­ веке, старшина- Ваековна'шнает. .видеть в своих зенитчицах не только бойцов, но и .интерес- ' нб ; х _людей,,с непохожими ха­ рактерами и.разными судьбами. Девушки, в свою очередь, от- Крывщот в Нем много для себя . неожиданного , — ' доброту, сметливость бывалого охотни- ■ка, большой житейский опыт. Федот и зенитчицы становятся насто.ящими друзьями. Тем больнее для Васкова ги­ бель смелой Жени, лиричной Сони, су:р 01 Вой Риты, просто­ душной Елизаветы и самой мо- БОЙ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ Нельзя не поразиться жиз­ ненной- правдивости, простоте, с ■Кото!рой сыграл Андрей Марты- ^ , ' недавний выпускник ■ГИТНСа, роль Ф. Васкова, на­ много старшего его по возра­ сту,- мастерству -актрис И-рииы Шевчук, Елены Драпеко, Оль­ ги . Остроумовой, Екатерины Марковой, Ирины -Долгано-вой. : Напи сов.ременяицы .сумели уловить основные черты глав-, йы хгероинь , отдаленных от Щ 1 Х четвертью века, и' создать 1а. экране, полнокровные, само­ бытные образы,. близкие и по- яятяые . зрителю..' Зенитчицы,. прежде всего, женщины .— неж- .ные, беззащитные, но тем не ме- йСе.в .нужнее, минуту.умеющие сжать в кулак свои .слабости и 'отдать жизнь с оружием .в.ру­ ках. Ни одной из пяти девушек не; хотелось умиратж даже дерз­ кой и отчаяншй'.Жене Комель­ ковой было стращно, когда она Смело бросилась навстречу вра­ гу, но тем и п.ри 1 влекатедьны ;стренкой, у Риты . Осяниной разрушенная войной самья, по­ гибший муж, у Лизы. Брички- ной — оборвавная-первая лю­ бовь, у Сони Гурвич — роди­ тели, оставшиеся в оки^широ- ванном:Минске и, по всей ве­ роятности, там погибшие, уГа- ли .Четвертак, счастливая юность, подаренная ей, сироте. ЛО.ДОЙ -Галки. Каждая из них в будущем могла стать кеза>ряд- ной личностью, матерью, а ,они .умирали, недолюбив, не познав радости первого поцелуя. ■ . Бой, который ведет горстка зештчиц, в очередной сводке Совинформбюро - будет ' позже назван «боем местного значе- НИ.Ч*. А. в. день гибели девуцек Г 4 3 I/ Н и радио передаст, всего несколько :скупых строчек: «В течение третьего июня на фронте ничего существенного не- произошло». Ничего суцествеаного... Ги­ бель юных героинь фильма в масштабе войны — лишь не­ большой эпизод. Выходит, стар­ шина Басков справедливо, муча­ ет себя сомнением/ «Ради чего он положил этн пять жизней?», . Ради десятка фрицев? Ведьде-. саят могли уничтожить воин­ ские частя, охраняющие канал, к.которому .рвались.. немцы. «Нет, — говорит /уашрающая Рита Осянияа.,,— Мы , запщ'- щали Родину, сначала ее, 'а , потом канал». Девушки первые повстречали врага и встали на его пути, защищая Отчизну. . Это .был их долг, долг солдат.. Фи.чьм трагичен, но трагизм , его полон оптимизма. Юные зё - . нитчшды погибли ради, овобо- ’ дн , их имена не будут забыты. Не случайно в финальной сцене постаревший Федот вместе,., с с ы н о м . Р и т ы О с я н и н о й — - МО- ' лодьш офицер.ом, прикрепляют, к скале, расположенной на.мэ- сте сражения, ;сжрамную’ мемз- .риадыгую п.читу, на-которой вы­ биты фамилии; героинь. Эта. . сцена С;ИМ®олична. В.шей выра­ жена преемствфяость двух по­ колений. ■■ К ' '; В фильме «А. зори здесь Ти­ хие...» жестокость себя оправ­ дывает, она даже, необходима: для реалистического изображе­ ния страшных будней войны, • Удачно в постановке кино­ картины. органическое соедияе-- ние трагичеекого с комическим... В этой смене яркости ‘красок, в. правдивости и' заключена ■сила; воздействия фильма на. зрител.ч.. ■ Не случайно на тридцать тре­ тьем международном ганофе- стизале,- состоявшемся а этом году в Венеции, эта новая ра­ бота советских кинематографи­ стов получила высокую оценку. И. ТКАЧЕНКа Д^/V\Л/\/^Л/^/^/у^/^Л/V^/^ЛЛ/^Л/^/^/V^/^ЛЛ/ЧУVV^Д/^/VV^ЛАлО^ЛЛ/^Л/^АЛ/^лЛлЛ/^ЛЛАЛЛЛЛЛЛЛ/^ О н и делают все, чтобы лю. да к ним шли. Пусть да ­ же и не за тем, чтобы поклвнйтьея кресту или горячо помолиться, а хотя бы просто —;из любопытстаа,: из желания полюбоваться неиривы?щой ка[Г« тиной богослужения. Может, кого-то зашпяо'гази- рует все это, покажется ' при* влекателшым, поколеблет не­ верие. Разных людей можно уви­ деть 8 Елецком соборе. Воу чуть поодаль от очереди за .«овятой» водой стоят двое; мо*, лодая женщина и девочка б учеником алгебры за-* восьмой класс. Нет, они еще не целовали тот большой серебряный крест, чтр держит 8 руке священник, * не окроплялись «целебной» водой Но... ■ На лицах их так и читается сомнение. Конечно, все это сказки, ну, а вдруг?.. Вдруг эта вода, в самом деле, излечивает , болезни? Может,.. попробовать асе-таиси?.. И они, наконец, решаются и занимают место в очереди. У небольшого: помоста обра­ зовалась толпа. Сюда подходят покаяться в трехах, окрестить , детей. Священник с Напускной чут­ костью беседует с верующими, «отпускает грехи». Рядом со . взрослыми, стоят смиренно ■застььвшие мальчишиг , я дев- . чонкн, те, которые, по. всей ве- . роятности,, ^учатся, в наших со­ ветских школах. Их единицы, но она есть. Не .знаю: В03.М0Ж.Н0, некото- ; рыв' беседуют со овященнослу- жителем без особой веры, на всякий отучай — глядишь, по­ советует чего, доброе ■ слово окажет. И если слово это. при­ дется кстати, то человегса опять потянет сюда. Так может нача'гься перерож­ дение души, в которую вместе с ободрением из уст служите­ ля церИБИ польется сладкая . ложь, способная-в конце кон­ цов'ояяести, запутать человека, превратить в слабое существо,, Девающее не на, себя, не на тех, кто его окружает, но — на бога. Еще один эпизод, так ска­ зать, из будней собора.; Трое .Парней разговаривают с нокаш-' кой, Одному из них она пе* чально сообщает; «Вашего ре­ бенка батюшка 'крестить не будет, потому что имя мальчику ■ вы даете не православное.,-.». - Сейчас Таня учится в чет­ вертом классе двадцать второй елецкой школы. Нет, педагоги не заметили-за те несколько месяцев, что, они ее знают, ка- 'кой-то" подавленности, отчуж­ денности:. Девочка как ; девоч­ ка. В меру озорная, довольно офцительнан. В художествен­ ной самодеятельности участву-, ет .. В общем; как и все. И семья как будто неплохая, во: Всяком случае — среди не- благополучн-ых -не числится.- -. А: вот в, церкви, как евнде- ПИСЬМООЕОММЁНТАРОЯМО и в том, что Таня, пусть и не осознавая этого, в полной мере, - - уже получила первые урсиси- лицемерия, лжи. В школу — в пионерском галстуке, без кре­ стика. В церковь — с ирестя- ком, но, надо полагать, -— без , галстука. Таковы первые плоды бабуш­ киного воспитания. Мама уве­ ряет,: что .насчет , целования НТО СЛУЧИЛОСЬ с ТАНЕЙ КОСЫРЕВОЙ? Интересно, 'кто 'эта худенькая девочка, тихая, даже чуть сгор­ бившаяся под тяжелым велико­ лепием храм'а? Батюшка при­ стально смотрит ей в глаза. Да­ ет приложиться к-кресту.. По-- том он г.чадит ее по , .голове, протягивает руку для поцелуя. ■Узнаю: ее-'зовут Таня Косы- рева, -она выпускница началь­ ной школы № 10. Таня-‘показы 1 вает .мне Свой крестик, говорит: «Правда, в школу я его не ношу, потому что я пионерка». В церковь Таня ходит с ба­ бушкой. Мама ее работает на заводе' медицинксого оборудо- вания, папа. •*- на автобазе. ...В один из воскресных дней я снова посетила собор, смот-" рела, нет ли Тани. Ее не было, но я увидела других детей, ее ровееяйков, они стояли и моли­ лись, такие смиренные,. покор­ ные, точно и не дети вовсе, а ' маленькие :старички и старуш­ ки..И это так горько, так тре­ вожно было видеть. Э, ШИЛОВА, учительница. г. Елец. тельствует Э. Шилова-, Таня совсем другая. Сама девочка -г6:ворит, что ей в соборе делает­ ся' страшно. По.лумрак, на сте­ нах — дядыси с мечами... Три раза пока она была там, вместе с бабушкой. ' Танина мама, Нина Пет­ ровна, не видит в. том ничего ненормального. Бабушка, де­ скать, старенькая, вот и про. сит' внучку проводить ее в цер­ ковь. .Что тут такого? . ' А в бога она, конечно, не верит. Пионерка ведь. ‘ Между прочим, мама тоже совсем не так давно была ком­ сомолкой—выбы.ла по возрасту. И тоже, по ее словам, не рели- гНозна. Тем -не менее дочка ее Таня — крещеная. — 'Как же так? — спросили мы у Косыревой-старшей. ■ И опять услыша.ли в ответ: — 'А что тут такого? Разве запрещено? Вот какая это «благополуч­ ная» мама. . • Она ничего дурного не усмаг- ривает в том, что ее девочке неуютно,- страшно,- тревожно под сводами «храма божьего». - креста ей ничего не иэвестао. Стравно,. конечно. А чего же еще можно было ждать, коли родители заняли столь неопре- деленн^'ю позицию, и, в сущ­ ности, поощряют постепенное привыкание ребенка к церков­ ной атмосфере, релипюзяым обрядам, обману своих това­ рищей, учителей? Об , истории е Таией говорил наш сотрудник и в Е.лецком горкоме комсомола. Здание -горкома расположено, в двух шагах от собора. И не исключено, что секретарь гор­ кома ВЛКСМ Зоя Антипина могла видеть, как Таня, со своей бабушкой: направля.лась к дверям храма., А уж в том, что комсомольские.- работники . на­ верняка наблюдали других мальчишек и девчонок, посеща­ ющих собор, или по крайней ;мере хорошо об этом ооведом- ■лены, — сомневаться не при­ ходится. Ну, а раз осведомлены, то не могут и по Службе, и по ду-- ■ше не тревожиться, не би-гь в ’ набат. С этого :и началась беседа: — Как поста 1 влена- антерели- гиозная пропаганда, а точнее атейстйчесжое .вбспйтайке ■в- школах города? ■Что делает - комсомол, чтобы на смену ему росли убеждетаые безбожники? Увы! Плана по анта религиоз­ ной работе корреспО'Нденту «Лёнийца» увидеть не. посчаст­ ливилось. Рабо'гшши' горкома долго перебирали бумаги, но так и не обнаружили его. По­ верьте, мол, На слово, есть ' он у нас, только второй секретарь в отлучке, а без него найти яе можем. Ограаичились знакомством, с прошлогодним постановлением «О мероприятиях по . усиленшо научно-атеисганеской прояа- , гаяды среди молодежи города», к которому приложен пример­ ный перечень этих самых ме- ропряятий, не: отличающихся, к сожалению, в большинстве сво­ ем особой- конкретностью. Не многое сумела добавить к информации и секретарь Зоя Антипина. В перспективном плане отдела школ об атеистн-. ческом воспитании нет ни еди­ ной строчки. - в постановлении, правда, есть один ^пункт о создания школьных ’ клубов читателей'-' журнала «Наука и религия»; На вопрос, имеются ли таковые на сегодняшний день, Зоя отве­ тила до-вольно абстрактно: — Должны быть. г, .Вот так. Должны — и" все тут! А все-таки — есть или нет? Впрочем, даже, если -она где-то а открыты, можно ли на этом поставить точку и успоко-' иться? Тем более,' что жиаиь дает нам такие печаутьные и не­ опровержимые примеры. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС'РЕДАКЦИИ: <. Липецк/Коммунальная пл., рея. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора —• 2—33—53, ответе гвенного секретаря и ртдела яллюстраиии — 2 —28 - 59,идеолп| ический отдел— 2—34—13, отделов; комсомольской жизни в фотолаборатории — 2—36—43, учашейся молоае.жв —2 - 3 8 —:50, писем, и ёп ор та -2—34—48, ^ АЭ 29050 ~ * " ' Областная типография управления издательств, полиграфии и книжной торговли. Липецк. Коммунальная площадь, 44. Зак. № 10602.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz