Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Областтм €М€тр еемьекзй худ0жествеиш€и самодеягелвяост .преобразования сел. \ в ходе подго­ товки к 50-летию образования СССР значитепьно активизировали .эту ра­ боту. Сейчас .в районе работает ^ д е е 1§0 кружков -художественной са®о- де-ятельностн, насчитывающих в свои.х рядах полторы тысячи челойж. В ос- НЕ ПОДВЛАСТНА МОДЕ вые коллективы и вокальные ансамб­ ли. 'Подтверждением тому — репер­ туар самодеятельных коллективов До.чгоруковеком и Елещсо'го рай­ о н о в— участников третьего дня об­ ластного смотра ‘ сельской художест- веиной самодеятельности. Преоблада­ ние в репертуарах народной музыки — явление не случайное. .Оно отра­ жает стремление молодых со.времен- ников сохранить всю прелесть, нацио­ нального колорита, своеобразие и не­ повторимость искусства, корням-и -ухо. дящего в глубину истории. Отрадно отметить, что за два го- да, прошедилщ со времени проведе­ ния последнего областного смотра, исполнительский уровень ^-частииков художественной самодеятельности за­ метно возрос. Жители села проявля­ ют большой интерес к самодеятель­ ным началам ,в искусстве, Оаобеиио активна в г -ом молодежь; не отста­ вать от города 8 культурной жизни стало бугемльио ее девизом. Долгоруковские комсомольцы — йници-аторы гижша — убеди.ти нас в этом. Они первыми в области успеш­ но завершили двухлетку культуриого тюаном— это .юноши и девушки ком- сомольсасого возраста. В дни прове­ дения ввоеияего сева и уборошой страды 17. агитбригад обслуживали полевые станы й сельские клубы. . Отчет долгоруко.вцев отличался большим жан.рсьвьш разнообразием. Признаться, приятно было слышать выступление эдхового оркестра сов­ хоза и,м-еви- Тимирязева (руководи­ тель А. Батыров). Мы познакомились и с творчеством хоровых коллективов совхоза имени Тимпрязева, колхоза «Советосая Россия», русского 'народ­ ного хора (РДК)., вокальным' кварте­ том Стега.тавского СДК, эстрадным ансамблем, интересны-мн вокалиста­ ми: Александром .Меркуловым, Верой Слащеной, Михаилом Алжсеевьш й Алексам Володи'кьш. Как и прежде, порадовала любителей руосжой песни лауреат о.бластного смотра художест­ венной самодеяте.аьности Тамара Л.ю- тов%, .‘нсп.ашиЕЩая песню Г. Потома- реико.«Старая яблоня». Особо хочется\отм.етить программу ельяад (.режиссер концерта Валерй'й Н.ек,расо.в). Она была у.мело скомпа- нована. В.е отличала идейная направ- лашшсть. С© сцены Дворца' «зиьтуры трактв,ро.отрвитея,ей, где яроходял третий день ,смотра, звучали русские, 5 жра®нса\ие, эстоисяше, ыолдавокие пешя .'И мелодии. Гораздо шире бы.чя -представлены .ра-йоном и сель-окие до­ ма культуры. Высокую оценку жюри получил во­ кальный ввеамбль районного Дома жультуры, исполвавший на смотре ре- -волющонную песню -«Слушай» и ао» тчжекую яарод-ну'ю — «Качешт». Вто­ рая исполнялась а капел.ча. Хорошхчо .®вка.тьнуж) подготовку продемонстри- равая дуэт Тамары Гореяшовой ,и Людмилы Селя'Нйной из Казацког-о сшльского ДК. , Надо егметать, что пятую часть Л'!»граммы ельчан составили -ном-ера самодеятельных артястов Казацкого сельского Дома культуры. Большой уепе.х выпал, на долю Раисы Алтуни­ ной я Сергея Белашова -— танце­ вальной лары из районното ДК. Как уже отмечалось, в коицерте участвовало много -молодежи. Уча- щаеся 10-го класса Казацкой средней школы Таня Ледвяевя дважды выхо­ дила на сцену. Один раз в составе Бшального трио, другой — как соли­ стка. Оша, правда, - еще не всегда умеет распорядиться своим голосом,— во эт-о, надо надеяться, придет. Жюри сочло нужным отметить вы­ ступление Таня. Значительное место в програм.ме было отведено д:.ум наиболее круп- •ным коллективам района; анса.мблю народных ймструментов РДК (руко­ водитель В. Некрасов) и хору Казац- й кого 'СДК (руч-:оводитель М. Прон- , й чекко).' • V Третий-день смотра наказал, - что Й успех, приходит тогда, ко.'-да по-на- | стояще.му ценят народную -старинную а Й современную песню, истинно народ- § ное искусство. В А. ЧЕРНЫШОВ. р Научить детей понимать прекрасное — такую задачу поставил перед собой педагогический кол­ лектив восыиияетией липецкой школы АЬ 35. Здесь созданы музыкальные кружки, где ребята рвладеваюг азами игры на фортепьяно, баяне, аккордеоне и других инструментах. И девочки, и мальчики с интересом ждут занятий, которые от­ крывают перед ними двери в неведомый до сих пор мир музыки. Старшие наставники — препода­ ватели музь№;а.тьнбй школы Ае 2 : НА ОН'ИМКЕ: преподаватель музыкальной шко­ лы А” 2 Виктор Яковлевич Нейольсия со своим учеииком Володей Ивановым. Фото Ш. Макаенкова. м ОЖЕТ, Б .каком-то со­ лидном ученом труде описан и дотошно про- кожмеатирооая этот народный обычай, когда обсыпают ухшр.а- ющег.о золотыми зернами, а по­ том сдувают их с него, шепчут полупонятное замииание, отго­ няющее смерть, и топором кре­ стят. А еще — разбирают соло- менную крышу голого и темно­ го дома, чтобы не среди четы­ рех стен — под небом высоким — последние минуты свои чело­ век прожил. Только искусство — -не ста­ тья по этнографии иля йсто ]Ж и религии... Только, если уж вос­ произвел режиссер в фильме «.Могила льва» странный для нынешнего глаза обычай, то. яе толкования и объяснения наве- ,ки ушедшего интересовали его .в первую очередь, а — ашаая поэзия. Не ритуал как -таковой, а отразившаяся в нш веря на­ родная. что сила любви бянако- ро и смерть перабороть может. Наконец, мудрая и саоеабраз- •иая красота -фаятазни пращу­ ров, ла которую —,в песню ли, рублевскую икону или седее по­ верье воплощенную — так жа- Я .0 .отзываются сердца двадца­ того, малость жесжоватого, раиионалист; 1 чяого века. Сила искуюства, надо думать, .как раз и в том выражается, «Т 0 -способно оно вот так за- яросхо .сближать, связы,вать сталетаи и делать понятными мысли, деда, души и предков .наших, и иных народов. Му,, что М'не, с.озрам,енни.ку космических полетов н лазеров, старинное белоруижое сказание о кузнеце .Машеке, у которого отнял гаизь Всесяав любимую я который поднял топор бунта? Лучше всего на вопрос этот сам фильм отвечает. Потому мта волнует, -Потому что вос- принямается кшс нечто большее, чем просто красивое, яркое зре­ лище -со звоном мечен, топотом «опыт лошадиных и ромаятиче- -ежой любовью главных героев, Н-е одинока яа экранах на- Ешх -«Могила льва». Снятая на -студии «■&еларусьфяяьм», она загшмает место свое в уже не­ малочисленной обой.ме таких кинолент, как «Захар Беркут», сделанной на Укра-и-не, как «Подвиги Рустама», «-Рустам я Сухраб», «Он не хотел уби­ вать...». Есть, стало бьпъ, в этом по­ требность у сегодняшнего зри­ теля, у сегодняшнего художян- ка. Потребность читать и пере- нитшвать вместе с. книгами со- рый, мгновенной при-хоти под­ чиняясь, может приказать й казнить с.хвачепного Машеку, -и в И0два.те за-мка сгн-оить, а то и — нет, -моя, ничего запретно- го дли меня! — отпустить. -Не -из прикош велит он оста» .вить Машеку на воле. Он дога­ дывается, что, взяв в наложни- цш .невесту кузнеца Любаву, Разгошр со зрмтшш ст€)ль .необ,ычея. Вот ан, пожа-* лун, .дейс.тштелшо легшдно- эпйчеи, хотя н на .неко тде-то ■сп^роецираванл слойш.ос1ъ, не- .одноананностЕ., ©тметнашая Всеслава. Дело в том, что авторы пы- врем-йтнижов—«Слоте о полку . №о:реве» я слушать рядом с джазом вном. открытые ста­ ринные грузинские песнопения. То есть — потребность ощутить себя, свое поколение, свою эпо­ ху звеном в великой цепи. Ст.рашщей в бо,!ашой истории. Не тем .ла провфяется аре- .лость народов; способностью помдать и ценить? Тем более, — народов Со- ■ветской страны, наследующих от прошлого идея гумаиязма я евободы, в которых откриетал- дизовывался тысяче-четняй опыт людей труда. Начинается фи-тьм стихами Янш Куиалы о тем, что в ,на- ’Юде «ходит легеяда такая...*. И авторы картины славно бы вк-тючаются в ряд безымянных оказгителей, чтобы предложить свой вариант седого предания. Двадцатый век не мог те' от­ разиться в рассказашюй нам истории. Образы фильма не- -.асолько утрати-чя эпич.ескуюэа» вершеиаость, ту величествен­ ную, и ^ { 0 , 1 ько яеводвймшую, что лц, акрухлость, псахологн- ческую однотонность..свойст­ венную народной легенде п.чи былине. Пос.мотрим хоть .на князя Всеслава. Его .играет знамени­ тый артист балета М. Яие- т , на сей раз показавший не­ заурядный талант драматиче­ ского актера., Всеслава делает он не черным злодеем, не .вла­ стительным са.модуром, крта- гюступш падле, ло-варовскн. Стыд борется .в нем с лрииыч- ньш: .я—«князь, 'мое право та­ кое. они—-крестьяне—всем обя­ заны мне, мало я крови за ник на войне пролил, так что пусть терпят, покоряются... Смутно и все же — ощутимо — брезжит во. Всеставе чувство нааправедяивости со.бственного лроязвола. М. Лиепа открывает нам это часто полунамеком, сдержанно и тонко. Работа его одна из самых приметных в фильме. Зато иезуитствующий, меч­ тающий о власти, чтобы за­ крыть головой своею небо дру­ гим людям, брат Всеслава на . в чем не колеблется. Он, тень князя, -патологичен в ненави- стн ко всему на: свете,- что не есть ей сам. Нашшанмьгй сценаряста-м Я. Лакербаем -и сыгранный И. Ясуловичем на контрасте -между в.неш.ней елейноетью, почти монашеской тихостью, благостью и—.бушучощей внут­ ри жаждой насилия, подавле­ ния — пренгде всего насяляя духо-шого, — он тоже'-не тра- ди-цйонея. И, -возможно, самое нетрадидавнное здесь — отно- шея-не к «ему авторов, отиоше- ние_ тревож.ное, обусловленное хорькам опытом нашего века, признаком коего стали не толь­ ко побеждаемые страшнме не­ дуги .4 -снахрофазотроны, но и — фашистские концлагеря. К- 5 ’зн-гц Машека, правда, яе таются дать его, так сжазать., в развитии. Сначала ,®н просто хочет уйти от князя, быть по­ дальше от крови и несиравед.аи- вости кияисеской. Совет гусля­ ра Андрея ковать топор ему -не . слишком по душе. Потом, после похищения Любавы, ои .собира­ ет .людей и начинает мстить. Но как только выясняется, что .Лю­ бава уже никогда не сможет быть его, он признается, что не видит смысла в продолженя-и борьбы. Тогда-то и говорит ему Андрей, что биться с кня­ зем — долг его не -из-за одной обиды, а нз-за о,бид, нанесея- НЫ.4 всем, ради справедливости биться. " ^ Задуманное сцена-рието-м, яо-. моему, не до конца выполнеда актером. Да а режиссер не сов­ сем о"Ргетливо выстроил харак­ тер. Уже само приглашение на роль Машида О. Видова, акте­ ра, снявшегося до того в не- еколь-ких близких к :Эт.ой по ти­ пу ролях (в частности, в ленте «К-расяа-я мантия»), каж.ется, заранее .ставило -иод сомнеше возможиомъ такого решения образа. > Многое в гюведвннн Машеки -скорее продекларировайо; -чем сыграно. Как я у Всеслава — брат .его, -есть в «Могиле льва» тень, только .оаетйая, и у Машекн. Есть двойник, который выража­ ет те же порывы ,и чувства, что' и Машека, только четче и рез­ че. Это ■— ;гусля.р ■ Андрей в | испогшении В. Никулнна, изве- | стиого по труднейшей роли 1 Смещ-ЯЕОгва в «Братьях Кара- « .мазоаых». Если мы догадьюа- - емся об эволющш Машеки, I во многом бяародаря -отчР1 а няюэд&му. его Андрею. ■ ^ Гусляр — живой человек. Мо гусляр — это я ояицетво'рекме ,'1 совбодолюбивого духа народа. ! Ои вездесущ и беесмертен, как I вездесуща и бвссмерт-на лешя | народа, ивкуество народа. | Тако» этот фильм. Оя .по ,з«^^ | комил нас с многообещаюаи^ВЗ молодым режиссером Ва,тери:й1г | ■Рубинчаком, В основном, . | В.. Рубинчяк сумел доби-ться ус- | пеха. Правда, гд-е-то чувствует- I е-я вторитеость каких-тв част- | ,нык решеняй, образных ходов,, 1 иногда без труда .определя-ешь ; да-же, откуда заимствовано. Это касается, .скажем, эпизо- | да , где вольную красавицу Лю- | блву (арт. В,. Шенарнкова) , пе- ;* рея гем, как геэсадирь на трои | княжной, туго аат-япнвзют — запе.чбны-зают бесконечным по-' у лотно-м, превращают в куклу. С Также вот одевали-заковыва.чи ^ в к,взинцев,сз(ом «Гам.- 1 ете» О ф е ^ ^ ЛИЮ— А. Вертинскую... Легко отьюкиваетса. парад- | лель к линии с предателем Не- чи.пвр 0 .м— она в пезабы-ваемом «Андрее РубяЕв.е» .Андрея Тар- | ковского. • ’ ■Впрочем, гаком воздейег- 4 } ВИИ на нацио-мальную, можно даже сказать, — подчеркиуто национальную ленту кинорабо' других республик стоит отме-' тить и положительный -момент. Подобное азаи-мовлияние, взан- . мообогашевие, .пусть порою невольное .заимствование —еще раз надамннает о традиции мщзгонахдаонального -соаетскв- го йскужсгва. О традидиа учебы ДРТт У друга .мастеров разны* нааиональяо.стен, траданш важной и плодо.творяой... И. НЕВЕРОВ. Редактор й . СМОЛЬЯНИЛОВ, АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липеик, Ком.муяальаая -пл., ред. газет-ы «Ленинец». Телефоны: редактора — 2—33—53, ответственного секретаря о отдела иллюстрааия — ■э —:28—58, идеолш'ическаб отдел— 2 —34—13, отделав: комсомольской жизни и фотолабора тории — 2—36—43, учащейся молодежи —2—38^—50, инеем « спорта—2—34—46, Ш 29026 Областная тавографня управления издательств, полиграфии и книжной торговли. Липецк, Коммунальная площадь, 44. Зак. Ш131. Б у д т о -стах яа жн-уту ша­ лый ветер, и откуда-то из. далека донесся добрый . девичий голос. Как рвался он на про­ стор, какой тоской властно околдо­ вывал всех! Девушка пела про род­ ной край, про яблогто рл'сскую,. про ее щедрость, нежность и доброту.;. Что и говорить: не подвластна мо­ де песня, в истоках которой лежит народное искусство. Не одно десяти- таяетле питает оно мастеров .сцены: прбфеосионалоБ и любителей, хоро­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz