Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
Н едавно один цеит' ральный журнал опубликовал инте ресное, умное письмо рабочего-токаря из города Уральска, Человек взвол нованно писал о том, чего ждет современный читатель, ■зритель от искусства на ших дней. Почему, спра шивает автор письма, д о сих пор чувствуется не сколько боязливое отно шение художников к так называемой «производст-^ венной теме»? «Она, эта тема, — точно отмечает он, — выступает скорее как фон для действия ге роев. Вне всякого сомне ния, главной задачей ху дожника, объектом его устремлений является внут ренний мир человека. Но где еще так может глу боко раскрыться его внутренний мир, как не » главной сфере, в сфере производственной?». Тем более, дсбэви 1 м мы от себя, когда в этой сфе ре происходит коренная перестройка методов руко водства экономикой, обост ряющая драматизм ситуаг ций. Так что производство становится по сути дела основой социально-нравст венных конфликтов. Эконо мическая р ^ о р м а предъ являет особые требования к каждому человеку, заня тому в производстве: от рабочего до руководителя предприятия. Какие же это требования? Герой спектак ля «Человек со стороны» сформулировал их. коротко и просто: «Все счита'гь, все подвергать анализу». Его принцип как инженера: нельзя добиваться произ водственных успехов, не считая затрат, <слю6ой це ной», долой систему накат чек. Только точный расчет, только точный анализ в противов!ес •расплывчатому (принципу «н-и шатко, ни валко». Именно , эти проблемы подняты в пьесе Иг натия Дворецкого «Чело век со стсироны» (жанр е е определен так: совре менная хроника). Поставле на она и у нас в Липецке. Главный герой спектакля — 1 инженер Чешков, кажет ся, шагнул на сцену прямо из жизни. Более того: л(ож- но сказать, что он рожден самой жизнью. В простом пересказе «Человек со стороны» мо жет вызвать скептическое недоумение. Ну, что -тут нового, необычного: при ехал на завод новый инже нер Чешков — и начал вы водить производство из прорыва. Все, кажется, элементарно, чуть ли не шаблонно. Но все дело в том, как Он это делает. 8 спектакле нет ничего белого и черного: абсо лютно положительного но ватора и абсолютно отри цательных рутинеров и бю рократа. Ну, какие ж это бюрок раты, рутинеры — люди ярких, завидных биогра фий, предшные производ ству, не мыслящие себя без завода?! Когда-то, в дни войны, они, нережча- не, с оружием в руках за щищали его в одном опол чении. Каша из одного ко телка, шинель одна на двоих. Они крепко связа ны героическим прошлым. А настоящее? Вправе ли мы вот тек, сходу, как это делает Чешков, не ща дя ни гордости, ни тради ций нережчан, обвинить коренных хозяев Нережа в развале производства? Ну, а если вся беда в том, что сами нережчане не заметили, как эти хорошие традиции, эта боевая друж ба превратились в па-ш- братство, в снисзод’итель- ное похлопывание по плечу вместо должной требова тельности и 'ДИСЦИПЛИНЫ, во всепрощение, в ширму, за которой кое-кто прячет свое неумение, а порой и нежелание работать? Как в таком случае дол жен был посгу 1 пить всякий вдумчивый руководитель производства? О новом спектакле Липецкого драматического театра Как поступает Чешке»? —■Нужна постепенная пе рестройка, — говОрим мы. — Нет, нужна ломка! — говорит Чешков.' Десять дней он знако мится с цехом. Десять дней с блокнотом и ка- СО СТОРОНЫ? рандашом он ведет.... эле ментарный подсчет гото вой продукции. А на один надцатый он вдруг преры вает обычное течение двухчасового рапорта рез ким: «Остановите его!» Чешков останавливает не рапорт. Чешков останавли вает непрекращающуюся болтовню вокруг дела: «Больше этого не будет!» ОгньЖе Он требует четко го, технически грамотного анализа работы за сутки. Он беспощадно наказьгеэет за ложь, за ук|ры 1 ватеяьст- во, за недобросовестность в любом ее проявлении. Его действия кажутся жесткими и крутыми. И на стол Чешкоза ложатся заявления сб уходе. Но от Чешкова ли уходят коман диры? Нет. Уходят от реальности, от необходи мой дисциплины, от науч ной организации труда. У нережчан идет мучитель ная ломка прежних пред ставлений. Их надо еще убедить, что работа «лю бой цен(й» ненаучна, что это вчерашний день произ водства. И если победит он, Чешков, то выиграют цех, завод, страна. ' Решая сложную пробле му человеческих вэаимо- отнш 1 екий в ходе зконо- мической реформы, драма тург сконцентрировал вяи- маиие на образе Чешкова, Каким же предстал пе ред нами на липецкой сцене этот руководитель,^ производства, современ ник научно-технической революции? На наш взгляд, Чешкову в испол 1 нении Г. Медовщи- к<иа недостает сдержан ности, строгости. Излишняя суетливость, повышенный тон нарушают цельность об •Производственные и нравственные аспекты экономической реформы. • Кто он, Чешков: „сукарь-технократ“ или современный руководитель про изводства? •Типичен ли он, человек со стороны? •Коллектив и личность. •Чешковы ли нам нужны сегодня? •И один в поле воин? • Бахирев, Чешков и коллектив. • А, вам жотелось бы работать с Че- шковым? ПРИГЛАШАЕМ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ, ИНЖЕНЕРОВ; ТЕХНИКОВ, РА БОЧИХ, КОМАНДИРОБ ПРОИЗВОДСТВА ПОГОВОРИТЬ О СПЕКТАКЛЕ «ЧЕЛОВЕК СО СТОРОНЫ». раза. А ведь Чешков — человек с уже сложивши мися взглядами и прин- ципам 1 И, опытный инженер, прошедший хорошую шко лу на производстве, при выкший брать не эмоция ми, а спокойствием, не па фосом, а логикой цифр и фактов. Из-за этого, кстати, про игрывает в общем контек сте спектакля сильная и яркая сама по себ е сцена рапорта. Именно в ней, по за1мыслу драматурга, впер- вь!е так полно раскрывает ся Чешков. От него уходят опециал 1 Исты, Они отказы ваются понять его. И тут- то Чешков взрывается. Он, чувствуя, что терпит пора жение, вдруг начинает поч ти умолять принять его, поверить •ему. Это неожи данно и психологически очень важно. Но посколь ку актер и до того не еди ножды «вэрывввеяз, : в этом эпизоде потерян эффект неожиданности, экст,раордика 1 рнос 1 и его по ведения. «Человек со стороны» — произведение не о судьба Чешкова, но прежде всего, о судьбе завода, о людях большого коллектива. По этому от того, насколько интересны персонажи вто рого и даже третьего пла на, завйсит многое. И здесь у театра есть и свои удачи, и полуудачи, и — будем откровенны — белые пятна. Вот Грамоткии. Он далеко не прост, не однозначен. Для него приход Чеш кова — крах карьеры. Вся -его жизнь связана с заво дом. С винтовкой в руках защищал его, здесь полу чил орден га освоение ли тейного цеха. И вдруг — он, герой, которого не су дят, вдруг оказался подсу димым, даже обвиняемым. Естественно, он растерян, обижен, ему нелегко с этим примириться. Актер В. Ко- бец сумел показать его слабость, мягкотельнреть, душевную неорганизован ность. И тем не менее — Гра- мотиин находит в себе му жество прийти к Чешкову, предложить работать вмес те. - Образ этот — еще одна трудная задача для Ча.и- коза. Задача помочь чело веку обрести себя вновь. И не только Грамоткину, но и Монагарову и многим другим, с кем ему придет ся работать. Готов пи Чеш ков к этой роли воспита теля? Не переоценивает ли он рубль как главное вос питательное средство? Достанет ли Чешкову для этого мудрости политика и принципиальности бойца? Наконец, кто он, человек со стороны? Тот ли это руководитель, которого требует сегодня время? Все эти вопросы мы адресуем нашим читателям. «Человек со сторонь!» публи 1 цистичен, злободне вен в полном смысле это го слова. И еще — поле мичен. Он вовсе не пре тендует на выдачу рецеп тов решения производст венных конфликтов. Пото му-то ТЭК нетрадиционны, «ненерматиены» его герои. Театр не стремился отве тить' на все вопросы и раз решить все противоречия. Он приглашает сидящих в зале размышлять и спорить вместе с ним. И мы при глашаем поспорить . читате лей на страницах чашей газеты. Е. РОМАНЦОВ. И. НЕВЕРОВ. Редакюр Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: ♦. Липецк, Коммунальная пл„ реа. гатеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2—33—53, ответе геенною секретаре и 2 —28 -5 9 . идеолт)!ический отдел— 2—34—13, отделов; комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-^36 —43, учащейся молодежи- 2 38—50, отдела иллктстрации — писем и спорта 2—34—48. АЗ 29023 Областная типография управления издательств, полиграфии и книжной •торговли. Липецк, Коммунальная площадь, 44. Зак. Л'Ь' 10081.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz