Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Н едавно один цеит' ральный журнал опубликовал инте­ ресное, умное письмо рабочего-токаря из города Уральска, Человек взвол­ нованно писал о том, чего ждет современный читатель, ■зритель от искусства на­ ших дней. Почему, спра­ шивает автор письма, д о сих пор чувствуется не­ сколько боязливое отно­ шение художников к так называемой «производст-^ венной теме»? «Она, эта тема, — точно отмечает он, — выступает скорее как фон для действия ге­ роев. Вне всякого сомне­ ния, главной задачей ху­ дожника, объектом его устремлений является внут­ ренний мир человека. Но где еще так может глу­ боко раскрыться его внутренний мир, как не » главной сфере, в сфере производственной?». Тем более, дсбэви 1 м мы от себя, когда в этой сфе­ ре происходит коренная перестройка методов руко­ водства экономикой, обост­ ряющая драматизм ситуаг ций. Так что производство становится по сути дела основой социально-нравст­ венных конфликтов. Эконо­ мическая р ^ о р м а предъ­ являет особые требования к каждому человеку, заня­ тому в производстве: от рабочего до руководителя предприятия. Какие же это требования? Герой спектак­ ля «Человек со стороны» сформулировал их. коротко и просто: «Все счита'гь, все подвергать анализу». Его принцип как инженера: нельзя добиваться произ­ водственных успехов, не считая затрат, <слю6ой це­ ной», долой систему накат чек. Только точный расчет, только точный анализ в противов!ес •расплывчатому (принципу «н-и шатко, ни валко». Именно , эти проблемы подняты в пьесе Иг­ натия Дворецкого «Чело­ век со стсироны» (жанр е е определен так: совре­ менная хроника). Поставле­ на она и у нас в Липецке. Главный герой спектакля — 1 инженер Чешков, кажет­ ся, шагнул на сцену прямо из жизни. Более того: л(ож- но сказать, что он рожден самой жизнью. В простом пересказе «Человек со стороны» мо­ жет вызвать скептическое недоумение. Ну, что -тут нового, необычного: при­ ехал на завод новый инже­ нер Чешков — и начал вы­ водить производство из прорыва. Все, кажется, элементарно, чуть ли не шаблонно. Но все дело в том, как Он это делает. 8 спектакле нет ничего белого и черного: абсо­ лютно положительного но­ ватора и абсолютно отри­ цательных рутинеров и бю ­ рократа. Ну, какие ж это бюрок­ раты, рутинеры — люди ярких, завидных биогра­ фий, предшные производ­ ству, не мыслящие себя без завода?! Когда-то, в дни войны, они, нережча- не, с оружием в руках за­ щищали его в одном опол­ чении. Каша из одного ко­ телка, шинель одна на двоих. Они крепко связа­ ны героическим прошлым. А настоящее? Вправе ли мы вот тек, сходу, как это делает Чешков, не ща­ дя ни гордости, ни тради­ ций нережчан, обвинить коренных хозяев Нережа в развале производства? Ну, а если вся беда в том, что сами нережчане не заметили, как эти хорошие традиции, эта боевая друж­ ба превратились в па-ш- братство, в снисзод’итель- ное похлопывание по плечу вместо должной требова­ тельности и 'ДИСЦИПЛИНЫ, во всепрощение, в ширму, за которой кое-кто прячет свое неумение, а порой и нежелание работать? Как в таком случае дол­ жен был посгу 1 пить всякий вдумчивый руководитель производства? О новом спектакле Липецкого драматического театра Как поступает Чешке»? —■Нужна постепенная пе­ рестройка, — говОрим мы. — Нет, нужна ломка! — говорит Чешков.' Десять дней он знако­ мится с цехом. Десять дней с блокнотом и ка- СО СТОРОНЫ? рандашом он ведет.... эле­ ментарный подсчет гото­ вой продукции. А на один­ надцатый он вдруг преры­ вает обычное течение двухчасового рапорта рез­ ким: «Остановите его!» Чешков останавливает не рапорт. Чешков останавли­ вает непрекращающуюся болтовню вокруг дела: «Больше этого не будет!» ОгньЖе Он требует четко­ го, технически грамотного анализа работы за сутки. Он беспощадно наказьгеэет за ложь, за ук|ры 1 ватеяьст- во, за недобросовестность в любом ее проявлении. Его действия кажутся жесткими и крутыми. И на стол Чешкоза ложатся заявления сб уходе. Но от Чешкова ли уходят коман­ диры? Нет. Уходят от реальности, от необходи­ мой дисциплины, от науч­ ной организации труда. У нережчан идет мучитель­ ная ломка прежних пред­ ставлений. Их надо еще убедить, что работа «лю­ бой цен(й» ненаучна, что это вчерашний день произ­ водства. И если победит он, Чешков, то выиграют цех, завод, страна. ' Решая сложную пробле­ му человеческих вэаимо- отнш 1 екий в ходе зконо- мической реформы, драма­ тург сконцентрировал вяи- маиие на образе Чешкова, Каким же предстал пе­ ред нами на липецкой сцене этот руководитель,^ производства, современ­ ник научно-технической революции? На наш взгляд, Чешкову в испол 1 нении Г. Медовщи- к<иа недостает сдержан­ ности, строгости. Излишняя суетливость, повышенный тон нарушают цельность об­ •Производственные и нравственные аспекты экономической реформы. • Кто он, Чешков: „сукарь-технократ“ или современный руководитель про­ изводства? •Типичен ли он, человек со стороны? •Коллектив и личность. •Чешковы ли нам нужны сегодня? •И один в поле воин? • Бахирев, Чешков и коллектив. • А, вам жотелось бы работать с Че- шковым? ПРИГЛАШАЕМ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ, ИНЖЕНЕРОВ; ТЕХНИКОВ, РА­ БОЧИХ, КОМАНДИРОБ ПРОИЗВОДСТВА ПОГОВОРИТЬ О СПЕКТАКЛЕ «ЧЕЛОВЕК СО СТОРОНЫ». раза. А ведь Чешков — человек с уже сложивши­ мися взглядами и прин- ципам 1 И, опытный инженер, прошедший хорошую шко­ лу на производстве, при­ выкший брать не эмоция­ ми, а спокойствием, не па­ фосом, а логикой цифр и фактов. Из-за этого, кстати, про­ игрывает в общем контек­ сте спектакля сильная и яркая сама по себ е сцена рапорта. Именно в ней, по за1мыслу драматурга, впер- вь!е так полно раскрывает­ ся Чешков. От него уходят опециал 1 Исты, Они отказы­ ваются понять его. И тут- то Чешков взрывается. Он, чувствуя, что терпит пора­ жение, вдруг начинает поч­ ти умолять принять его, поверить •ему. Это неожи­ данно и психологически очень важно. Но посколь­ ку актер и до того не еди­ ножды «вэрывввеяз, : в этом эпизоде потерян эффект неожиданности, экст,раордика 1 рнос 1 и его по­ ведения. «Человек со стороны» — произведение не о судьба Чешкова, но прежде всего, о судьбе завода, о людях большого коллектива. По­ этому от того, насколько интересны персонажи вто­ рого и даже третьего пла­ на, завйсит многое. И здесь у театра есть и свои удачи, и полуудачи, и — будем откровенны — белые пятна. Вот Грамоткии. Он далеко не прост, не однозначен. Для него приход Чеш­ кова — крах карьеры. Вся -его жизнь связана с заво­ дом. С винтовкой в руках защищал его, здесь полу­ чил орден га освоение ли­ тейного цеха. И вдруг — он, герой, которого не су­ дят, вдруг оказался подсу­ димым, даже обвиняемым. Естественно, он растерян, обижен, ему нелегко с этим примириться. Актер В. Ко- бец сумел показать его слабость, мягкотельнреть, душевную неорганизован­ ность. И тем не менее — Гра- мотиин находит в себе му­ жество прийти к Чешкову, предложить работать вмес­ те. - Образ этот — еще одна трудная задача для Ча.и- коза. Задача помочь чело­ веку обрести себя вновь. И не только Грамоткину, но и Монагарову и многим другим, с кем ему придет­ ся работать. Готов пи Чеш­ ков к этой роли воспита­ теля? Не переоценивает ли он рубль как главное вос­ питательное средство? Достанет ли Чешкову для этого мудрости политика и принципиальности бойца? Наконец, кто он, человек со стороны? Тот ли это руководитель, которого требует сегодня время? Все эти вопросы мы адресуем нашим читателям. «Человек со сторонь!» публи 1 цистичен, злободне­ вен в полном смысле это­ го слова. И еще — поле­ мичен. Он вовсе не пре­ тендует на выдачу рецеп­ тов решения производст­ венных конфликтов. Пото­ му-то ТЭК нетрадиционны, «ненерматиены» его герои. Театр не стремился отве­ тить' на все вопросы и раз­ решить все противоречия. Он приглашает сидящих в зале размышлять и спорить вместе с ним. И мы при­ глашаем поспорить . читате­ лей на страницах чашей газеты. Е. РОМАНЦОВ. И. НЕВЕРОВ. Редакюр Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: ♦. Липецк, Коммунальная пл„ реа. гатеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2—33—53, ответе геенною секретаре и 2 —28 -5 9 . идеолт)!ический отдел— 2—34—13, отделов; комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-^36 —43, учащейся молодежи- 2 38—50, отдела иллктстрации — писем и спорта 2—34—48. АЗ 29023 Областная типография управления издательств, полиграфии и книжной •торговли. Липецк, Коммунальная площадь, 44. Зак. Л'Ь' 10081.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz