Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

ОЧЕНЬ ГРУСТНЫЙ ВАЛЬС. в фильме «Лрощаниа с Петербургом» есть и бога­ тейшая цветовая палитра, и К|расивые и пышные ко­ стюмы середины прошло­ го века, и пейзажи живо­ писных окрестностей л е - тербургских пригородов. Есть там, конечно, и музы­ ка — картина-то о компо­ зиторе. Но после просмот- ра-н евольно возникает во­ прос; а при чем здесь, соб­ ственно, Иоганн Штраус? Неужели авторам нужно было непременно при- крь»ться именем великого композитора, чтобы создать этот конфетный мелодрама­ тичный фильм? Музыка Штрауса, легкая и изящная. фильм, сделать его лег­ ким {в хорошем смысле слова) и изящным, но она играет второстепенную роль, служит только ф о ­ ном для, развертывания лю­ бовной интриги. Две самые высокие, са­ мые прекрасные челове­ ческие страсти — любовь и м;узыка — по воле авторов Лревращагатся в кокую-то нелепую игру. Герой не со­ чиняет музыку, а играет в композитора. Обычно в картинах о ве­ ликих музыкантах мы при­ общаемся к тайне творче­ ства, видим мучительный процесс рождения того или иного произведения. Здесь же этого нет и в помина. И должна была бы наполнить хотя известно, что Штраус очень легко сочинял музы­ ку, мь 1 не верим молодому, и, возможно, хорошему, ак­ теру ГиртУ Яковлеву, не­ смотря на то, что он весь ­ ма старательно хмурит брови и пытается придать своему лицу . выражение одухотворенности. То же самое и в любви. Герой не любит — он иг­ рает в любовь. И актер опять-таки старательно вздыхает и выжимает из глаз слезы. И в финале, как бы ж е ­ лая окончательно умилить зрителей прогрессивностью и демокрвтичнрстью взгля­ дов великого австрийского композитора, авторы за ­ ставляют его сделать «ши­ рокий жест». На прощаль­ ном вечера Штраус заявля­ ет, что будет играть всю ночь, если каждый из при­ сутствующих пожертвует рубль в пользу героев Крымской ^ кампании. Раст­ роганные слушатели р азм а ­ хивают купюрами различ­ ного достоинства и полива­ ют их слезами умиления и восторга. Да, нежный и печальный вальс «Прощание с Петер­ бургом» производит, увы, удручающее впечатление оттого, что звучит в таком фильме; сером, несмотря на внешнюю красивость й блеск. Л. МУРАТОВА. „ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ* Таорчёская группа киностудии «Леифильм» проводит в Крыму съемки новой картины по одноименному произведению Томаса Майн Рида «Всад­ ник без головы». В фильме играют Л . Савельева, О. Видов, Э. Нуньес, Э. Санти-Эстебан, Р . Диас, А-. Годинес и другие советские и кубинские артисты. Режиссер-постановщик — В. Вайншток, оператор - - 'К - Рыжов. НА СНИМКЕ: исполнительница главной роли Людмила Савельева. Фото Ю. Ильенко. (Фотохрони.ка ТАСС). „Ч ЕТВЕРТЫ Й " В творческом объеди­ нении «Луч» режиссер ■ Александр Сто.тпер сни­ мает фильм по одно­ именной пьесе Констан­ тина Симонова «Четвер­ тый». Главный герой фильма американский журна­ лист — человек нелег­ кой и запутанной судь­ бы — стоит перед ди­ леммой: и.чи ои поможет разоблачить ^ происки тайных сторонников вой­ ны и в связи с этим ли­ шится тех земных благ, которых он столь ретиво добивался последние годы, или, сделав вид, что _он ничего не знает, даст возможность неко­ торым кругам поставить мир на грань новой тра ­ гедии. ненном пути: боевые то­ варищи военных лет, от­ давшие жизни свои за счастье .людей всей зем­ ли. ■ Главные роли в филь­ ме исполняют артисты; Маргарита Терехова, Юрий Соло.\шн, Армен Джигарханян, . Влади­ мир Высоцкий. Н а съемках фильма. Кэт — актриса М. Тере­ хова. Он --- артист В. Высоцкий. Фото в. Мастюкова. (Фотохроника Т.ЙСС). Сюжет фильма — это, по сути дела, диалог ге­ роя со своей совестью, А олицетворением его совести являются насто­ ящие люди, с которыми он встречался на жиз- \ V . М .... ..... .‘ Ж ' О БЕССИЛЕН Н Ы Е, надломившиеся под бременем бесрмыс- .леиного физического напря­ жения, люди задыхаются. Падают. Поднимаются; что­ бы продолжить бесконеч­ ный бег по кругу. Ради призрачного выигрыша, ко­ торый. .позволи т этим обездоленным безработным ' хоть как-то пережить кри-‘ зис, они идут иа- муку и унижение. Когда смотришь эти по­ трясающие кадры, когда видишь искаженные стра­ данием и ужасом лица, горький комок подкатывает к горлу и злые с.чезы жгут глаза. Это — са.мьш драма­ тический эпизод в замеча-, тельном фильме прогрессив­ ных американских худож­ ников «Загнанных лоша­ дей пристреливают, не правда .ли?». , И вдруг где-то в зале раз­ дается смешок. Жизнера-' достные молодые голоса громко и цинично коммен­ тируют происходящее на экране. Зрители возму­ щаются, пробуют утихоми­ р и т ь , весельчаков, но те.м хоть бы что... Нет, я не о правилах по­ ведения в общественном ме­ сте. Не о культуре поведе­ ния, а о чем-то гораздо бо­ лее сложном о культуре чувств, о способности пони­ мать и воспринимать . ’пре­ красное, трагическое или смешное в жизни и в ис­ кусстве. Вспоминается рассказ о том, как в первые годы Со- • ветской , власти солдаты- красноармейцы смотрели в театре «Отелло». Когда шекспировский герой уби­ вал . Дездемону, зрители смеялись. Но смех этот оз- . начал йе равнодушие и не- , понимание,, а напротив —■ желание отодвинуть от се- ■ бя ужасное, показать, что -ОНИ видят разницу между сценой и действительной . жизнью. Так что здесь не­ искушенные в театральном зрелище люди оче^ 1 ь остро, в какой-то мере — болез­ ненно реагировали на. тра­ гедию. Но смешки в кинозале, где демонстрируются «За ­ гнанные лошади», или. «Ук­ рощение огая» (это не ук­ ладывается в голове, но на- ' ходятся субъекты, которым кажется забавным эпизод смерти Башкирцева)— сов­ сем другое. Тут смеются и изощряются в неандерталь- скши остроумии те, кто страдает духовной глухо­ той. “ Пожалуй, люди эти. не способны видеть суть ве­ щей. Чувствовать То, что стоит за внешним. Странно выглядят в «Ук­ рощении огня» лежащий на обочине дороги конструк­ тор Башкирцев и его друг, распластавший . над ним СВОЙ плащ, чтобы уберечь от дождя. ■ .Некрасива героиня Инны Чуриковой в фильме «На­ чало». - Только это ведь все — форма. А .за формой -ТО — беда или трагедия, высокий порыв человеческого духа ИЛИ напряженная жизнь та ­ ланта. То, о чем я рассказала,— крайнее проявление эмо­ циональной, если хотите, —- нравственной глухоты, низ­ кого интел. 11 ектуального раз . вития. А вообще-то не столь вопиющие и все-таки очень тревожные факты подобно- нематографа как искусства, произведения — «Набереж­ ная туманов» и «Дядя В а ­ ня», «Укрощение огня» ’ и «9 дней одного года». И разве нам безразлично, что смотрят, чем восхищаются зрители — безвкусным бое­ виком про ’ . «красивую жизнь» аристократов или истинно' красивым, необыч­ ным по манере .фильмом по Лескову «Драма из старин­ ной жизни»?. Это как будто аксиома. Однако, сколько раз она по- втррялась, а сдвигов особых КИНО и го же рода мы наблюдаем, увы, нередко. З.азфядный детектив, где интерес сосредоточен ис­ ключительно на внешней динамике — погонях, пере­ стрелках, загадочны.х проис­ шествиях (разумеется, ..я имею в виду вовсе не такие превосходные ленты, как «Мертвый сезон» или дйло- - гию о «Сатурне»), — смот­ рят с восторгом, билет до­ стать невозможно. А скром­ ная, но серьезная, содер­ ж ательн ая ’ картина «Рас­ скажи мне о себе» прошла в полупустых залах. О чем она? Фильм не бо- ■гат событиями. Случайно брошенная фраза; «Я с нез 1 знакома с фронта». И вот уже проходит перед нами жизнь чистой, мужествен­ ной, прекрасной советской женщины. Жизнь, достой­ ная са.мого высокого уваже- ння, признательности, на­ конец, — подражания. Нет в фильме ничего развлека­ тельного, но те, кто сидит в зале, смотрят его, затаив дыхание. Обидно, что си- дит-то очень немного. Мы ратуем за то, чтобы люди учились слушать й понимать серьезную музы­ ку. А кино... . Чего ж , его, кажется, пропагандировать и популяризировать, оно и без того популярно и лю- бимо^ народом. Д а только есть кино — и — «кино»,’ ИЛИ, как иногда говорят, «киношка». Есть преслову­ тая «Анжелика» и — ум­ ные, яркие, действительно, свидетельствующие о гро­ мадных возможностях ки­ не видно. Кинопрокат, дн -^ рекцня кинотеатров, судят по всему, мало озабочены трудной проблёмой эсте­ тического воспитания зри­ теля, умелым руководст­ вом его интересами,' его вниманием. Скудость,, а . са.мое глаз­ ное, поразительное од­ нообразие рекламы —- со­ вершенно одинаково рек- л а 1 мируют и «Смешную дев­ чонку», - унылую, бессмыс. ленную, поделку, которую поставил, -ЯВНО пойдя на компромисс с кинокоммер- еантами, большой. мастер Уильям . Уайлер, и «Ук­ рощение огня»: крайне ред­ кое обращение к таким фор-мам пропаганды, как киновечер, дискуссия, кон­ ференция; отсутствие го­ родского киноклуба — все это свидетельствует .о том, что нам не до воспитания зрительских, вкусов. Был бы план,.Любой ценой! Я пишу это .ш невольно думаю о бесполезности сво­ ей тирады. Уж сколько , пи­ сано, сколько сказано. Но не будем терять на­ дежды. Сегодня вонросам искусства, и киноискусства в частности, уделяется мно­ го внимания. Вышло важ ­ ное постановление ЦК КПСС. .Таково требование ЖИЗНИ;.-' Причем, воспита­ ние зрителя — одно из ос­ новных; направлений... Осо­ бенно — молодого зрите- И. ТКАЧЕНКО. Редактор СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ : г. Липецк, Коммунальная ял., ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2—33—53, ответственного секретаря и отдела иллюстрации — Й —28—5 9 ,идеологический отдел— 2—34—13, отделов: комсомольской жизни и фотолабора тории — 2—36—43, учащейся м олодежи -^ 2—38—50, писем и спорта—2—34—46.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz