Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
ОЧЕНЬ ГРУСТНЫЙ ВАЛЬС. в фильме «Лрощаниа с Петербургом» есть и бога тейшая цветовая палитра, и К|расивые и пышные ко стюмы середины прошло го века, и пейзажи живо писных окрестностей л е - тербургских пригородов. Есть там, конечно, и музы ка — картина-то о компо зиторе. Но после просмот- ра-н евольно возникает во прос; а при чем здесь, соб ственно, Иоганн Штраус? Неужели авторам нужно было непременно при- крь»ться именем великого композитора, чтобы создать этот конфетный мелодрама тичный фильм? Музыка Штрауса, легкая и изящная. фильм, сделать его лег ким {в хорошем смысле слова) и изящным, но она играет второстепенную роль, служит только ф о ном для, развертывания лю бовной интриги. Две самые высокие, са мые прекрасные челове ческие страсти — любовь и м;узыка — по воле авторов Лревращагатся в кокую-то нелепую игру. Герой не со чиняет музыку, а играет в композитора. Обычно в картинах о ве ликих музыкантах мы при общаемся к тайне творче ства, видим мучительный процесс рождения того или иного произведения. Здесь же этого нет и в помина. И должна была бы наполнить хотя известно, что Штраус очень легко сочинял музы ку, мь 1 не верим молодому, и, возможно, хорошему, ак теру ГиртУ Яковлеву, не смотря на то, что он весь ма старательно хмурит брови и пытается придать своему лицу . выражение одухотворенности. То же самое и в любви. Герой не любит — он иг рает в любовь. И актер опять-таки старательно вздыхает и выжимает из глаз слезы. И в финале, как бы ж е лая окончательно умилить зрителей прогрессивностью и демокрвтичнрстью взгля дов великого австрийского композитора, авторы за ставляют его сделать «ши рокий жест». На прощаль ном вечера Штраус заявля ет, что будет играть всю ночь, если каждый из при сутствующих пожертвует рубль в пользу героев Крымской ^ кампании. Раст роганные слушатели р азм а хивают купюрами различ ного достоинства и полива ют их слезами умиления и восторга. Да, нежный и печальный вальс «Прощание с Петер бургом» производит, увы, удручающее впечатление оттого, что звучит в таком фильме; сером, несмотря на внешнюю красивость й блеск. Л. МУРАТОВА. „ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ* Таорчёская группа киностудии «Леифильм» проводит в Крыму съемки новой картины по одноименному произведению Томаса Майн Рида «Всад ник без головы». В фильме играют Л . Савельева, О. Видов, Э. Нуньес, Э. Санти-Эстебан, Р . Диас, А-. Годинес и другие советские и кубинские артисты. Режиссер-постановщик — В. Вайншток, оператор - - 'К - Рыжов. НА СНИМКЕ: исполнительница главной роли Людмила Савельева. Фото Ю. Ильенко. (Фотохрони.ка ТАСС). „Ч ЕТВЕРТЫ Й " В творческом объеди нении «Луч» режиссер ■ Александр Сто.тпер сни мает фильм по одно именной пьесе Констан тина Симонова «Четвер тый». Главный герой фильма американский журна лист — человек нелег кой и запутанной судь бы — стоит перед ди леммой: и.чи ои поможет разоблачить ^ происки тайных сторонников вой ны и в связи с этим ли шится тех земных благ, которых он столь ретиво добивался последние годы, или, сделав вид, что _он ничего не знает, даст возможность неко торым кругам поставить мир на грань новой тра гедии. ненном пути: боевые то варищи военных лет, от давшие жизни свои за счастье .людей всей зем ли. ■ Главные роли в филь ме исполняют артисты; Маргарита Терехова, Юрий Соло.\шн, Армен Джигарханян, . Влади мир Высоцкий. Н а съемках фильма. Кэт — актриса М. Тере хова. Он --- артист В. Высоцкий. Фото в. Мастюкова. (Фотохроника Т.ЙСС). Сюжет фильма — это, по сути дела, диалог ге роя со своей совестью, А олицетворением его совести являются насто ящие люди, с которыми он встречался на жиз- \ V . М .... ..... .‘ Ж ' О БЕССИЛЕН Н Ы Е, надломившиеся под бременем бесрмыс- .леиного физического напря жения, люди задыхаются. Падают. Поднимаются; что бы продолжить бесконеч ный бег по кругу. Ради призрачного выигрыша, ко торый. .позволи т этим обездоленным безработным ' хоть как-то пережить кри-‘ зис, они идут иа- муку и унижение. Когда смотришь эти по трясающие кадры, когда видишь искаженные стра данием и ужасом лица, горький комок подкатывает к горлу и злые с.чезы жгут глаза. Это — са.мьш драма тический эпизод в замеча-, тельном фильме прогрессив ных американских худож ников «Загнанных лоша дей пристреливают, не правда .ли?». , И вдруг где-то в зале раз дается смешок. Жизнера-' достные молодые голоса громко и цинично коммен тируют происходящее на экране. Зрители возму щаются, пробуют утихоми р и т ь , весельчаков, но те.м хоть бы что... Нет, я не о правилах по ведения в общественном ме сте. Не о культуре поведе ния, а о чем-то гораздо бо лее сложном о культуре чувств, о способности пони мать и воспринимать . ’пре красное, трагическое или смешное в жизни и в ис кусстве. Вспоминается рассказ о том, как в первые годы Со- • ветской , власти солдаты- красноармейцы смотрели в театре «Отелло». Когда шекспировский герой уби вал . Дездемону, зрители смеялись. Но смех этот оз- . начал йе равнодушие и не- , понимание,, а напротив —■ желание отодвинуть от се- ■ бя ужасное, показать, что -ОНИ видят разницу между сценой и действительной . жизнью. Так что здесь не искушенные в театральном зрелище люди оче^ 1 ь остро, в какой-то мере — болез ненно реагировали на. тра гедию. Но смешки в кинозале, где демонстрируются «За гнанные лошади», или. «Ук рощение огая» (это не ук ладывается в голове, но на- ' ходятся субъекты, которым кажется забавным эпизод смерти Башкирцева)— сов сем другое. Тут смеются и изощряются в неандерталь- скши остроумии те, кто страдает духовной глухо той. “ Пожалуй, люди эти. не способны видеть суть ве щей. Чувствовать То, что стоит за внешним. Странно выглядят в «Ук рощении огня» лежащий на обочине дороги конструк тор Башкирцев и его друг, распластавший . над ним СВОЙ плащ, чтобы уберечь от дождя. ■ .Некрасива героиня Инны Чуриковой в фильме «На чало». - Только это ведь все — форма. А .за формой -ТО — беда или трагедия, высокий порыв человеческого духа ИЛИ напряженная жизнь та ланта. То, о чем я рассказала,— крайнее проявление эмо циональной, если хотите, —- нравственной глухоты, низ кого интел. 11 ектуального раз . вития. А вообще-то не столь вопиющие и все-таки очень тревожные факты подобно- нематографа как искусства, произведения — «Набереж ная туманов» и «Дядя В а ня», «Укрощение огня» ’ и «9 дней одного года». И разве нам безразлично, что смотрят, чем восхищаются зрители — безвкусным бое виком про ’ . «красивую жизнь» аристократов или истинно' красивым, необыч ным по манере .фильмом по Лескову «Драма из старин ной жизни»?. Это как будто аксиома. Однако, сколько раз она по- втррялась, а сдвигов особых КИНО и го же рода мы наблюдаем, увы, нередко. З.азфядный детектив, где интерес сосредоточен ис ключительно на внешней динамике — погонях, пере стрелках, загадочны.х проис шествиях (разумеется, ..я имею в виду вовсе не такие превосходные ленты, как «Мертвый сезон» или дйло- - гию о «Сатурне»), — смот рят с восторгом, билет до стать невозможно. А скром ная, но серьезная, содер ж ательн ая ’ картина «Рас скажи мне о себе» прошла в полупустых залах. О чем она? Фильм не бо- ■гат событиями. Случайно брошенная фраза; «Я с нез 1 знакома с фронта». И вот уже проходит перед нами жизнь чистой, мужествен ной, прекрасной советской женщины. Жизнь, достой ная са.мого высокого уваже- ння, признательности, на конец, — подражания. Нет в фильме ничего развлека тельного, но те, кто сидит в зале, смотрят его, затаив дыхание. Обидно, что си- дит-то очень немного. Мы ратуем за то, чтобы люди учились слушать й понимать серьезную музы ку. А кино... . Чего ж , его, кажется, пропагандировать и популяризировать, оно и без того популярно и лю- бимо^ народом. Д а только есть кино — и — «кино»,’ ИЛИ, как иногда говорят, «киношка». Есть преслову тая «Анжелика» и — ум ные, яркие, действительно, свидетельствующие о гро мадных возможностях ки не видно. Кинопрокат, дн -^ рекцня кинотеатров, судят по всему, мало озабочены трудной проблёмой эсте тического воспитания зри теля, умелым руководст вом его интересами,' его вниманием. Скудость,, а . са.мое глаз ное, поразительное од нообразие рекламы —- со вершенно одинаково рек- л а 1 мируют и «Смешную дев чонку», - унылую, бессмыс. ленную, поделку, которую поставил, -ЯВНО пойдя на компромисс с кинокоммер- еантами, большой. мастер Уильям . Уайлер, и «Ук рощение огня»: крайне ред кое обращение к таким фор-мам пропаганды, как киновечер, дискуссия, кон ференция; отсутствие го родского киноклуба — все это свидетельствует .о том, что нам не до воспитания зрительских, вкусов. Был бы план,.Любой ценой! Я пишу это .ш невольно думаю о бесполезности сво ей тирады. Уж сколько , пи сано, сколько сказано. Но не будем терять на дежды. Сегодня вонросам искусства, и киноискусства в частности, уделяется мно го внимания. Вышло важ ное постановление ЦК КПСС. .Таково требование ЖИЗНИ;.-' Причем, воспита ние зрителя — одно из ос новных; направлений... Осо бенно — молодого зрите- И. ТКАЧЕНКО. Редактор СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ : г. Липецк, Коммунальная ял., ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2—33—53, ответственного секретаря и отдела иллюстрации — Й —28—5 9 ,идеологический отдел— 2—34—13, отделов: комсомольской жизни и фотолабора тории — 2—36—43, учащейся м олодежи -^ 2—38—50, писем и спорта—2—34—46.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz