Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

БРВГАНТИНА С т р а н и ч к а д л я ш к о л ь н и к о в И з ж изни школьного к ом с ом о ла И завтра, икаждый день „ДАЙ МНЕ РУКУ , ДЕСЯТЫЙ КЛАСС. Сначала было так. В этот девятый собрали уче 1 НИ 1 КОв из бывших вось- мь]х. А у каждого класса — свой ха­ рактер, свои привычки. И пошла Одни; «Уж лучше бы нас слили е 8-м «Д», чем с этими неприступнььми гордячками». Другие: «Уж лучше быть гордячками, »чем (рамильярни- чать с мальчишками». А посреди этих бушующих страстей Лидия Паз- ловна Кряжова,- их новый классный руководитель, тоже только что рас­ ставшаяся с Полюбившимися ребята­ ми. И ей, третейскому судье — пер­ вый вопрос: кВь] за что — за гор­ дость или естественность и красо­ ту?» Подумала, неторопливо ответи­ ла: «Я йумаю, что эти качества в че­ ловеке вовсе не противоречат друг другу. Но, если они у вас пока ие- совместимы, то я за девичью гор­ дость». Что тут поднялось: «Значит за иихи... Так из бывших 8-го «Г» и 8-го «Е» надо было делать, по выра­ жению Лидии Павловны, единый и неделимый 9-й «В». Как? Начали с того, что изменили са­ мое понятие слова «актив». Ведь как бывает. Останутся комсорг, ста­ роста, еще двое-трое «ответствен- • ных», решают дела. А «масса» потом заявляет: «Вы решили, вы и выпол­ няйте». Теперь оставались на боль­ шую думу после уроков 15—20 че­ ловек, намечали темы собраний, бу­ дущих дискуссий. С первых же не­ дель выработали «неписаные зако­ ны нашего класса». Так это и назьн веется. Сюда входят три пункта. Первое — никогда не говорить о человеке, если его нет в классе, об- . еуждать любой проступок учащегося только при нем. Второе — за один пропущенный урок ставить по пове­ дению за неделю «неудовлетвори­ тельно». Третье — во всех^ школьных мерогариягиях 'участвовать всем. Что еще особенного волнует в 16 лет? Выбор прссрессии, как найти се; 6я, не ошибиться, не обмануться. Снова беседа в классе, назвали «Твое место в жизни, современник». А потом экск'урсия на завод. Когда я разговаривала е Лидией Павловной, она сказала, что ей всю жизнь везет на хорошие классы. А когда беседовала с ребятами, то уз­ нала, что им сказочно повезло на классного руководителя, который все понимает. Наверное, в этих вза­ имоотношениях и таится секрет ус­ пеха, Класс — интересный. И по учебе, и по комсомольским делам в школе его отмечают' особо. И, ко­ нечно, потому, что здесь очень чув- етвуется: эти ~ единый коллек­ тив. Наверное, лучше сказать 33, без Лидии Павловны не мыслится 9-й «В». »У меня каждый — лич 1 ИОСть», —го­ ворит Она и может рассказывать о своих ребятах бесконечно, А ведь этой любви пришлось выдержать и испытания, и разочарования. Идет общешкольное комсомоль­ ское собрание. И Лидия Павловка видит, что ее милые питомцы, с та­ ким жаром обсуждающие этические проблемы, умеют, оказывается, пре- отлично втирать очки. Члены ред­ коллегии* Кузнецов и Потапович по собственной инициативе ни одной га­ зеты не выпустили, а отчитываются, как примерные! А Подольская, кото­ рая на классных собраниях их по­ едом ела, туг молчит. Итак, честь мундира 9-го «В» оказалась дороже при 1 Нципиальности. «Да, рано петь дифирамбы», — за 1 П'И 1 сапа Лидия Павловна в своих заметках. Снова будут разговоры, не один, не два. Разговоры длиною в два года, пока они с ней, ее тридцать два. Разго­ вор о комсомольской чести, высо- КС 1 Ми чистом чувстве гражданствен­ ности. Ленинский зачет помог комсо­ мольцам класса еще яснее увидеть хорошее в товарище, подсказать, как исправить плохое. И, что особенно.,важно, высказа­ лись «тихие», в каждом классе есть такие. С этого дня началась и ак- -гивная жизнь для них, 9-й «В»—по-хорошегиу жадный к рианиям класс. Наверное, по-этому темы их собраний самые разные. Сделал Саша Нечаев умный и ори­ гинальный доклад о профессиях. По­ том спорили о Чернышевском и До­ стоевском, сами отвечали на вопро­ сы, чему учит роман «Что делать?» современную молодежь. И не по бумажкам. Это тоже один из зако­ нов класса. Говори от души, говори, как думаешь Стал 9-й «В»—десятым. «Недоволь­ на я ими, — говорит Лидия Павлов­ на, — вялые какие-то. Конечно, за­ ниматься приходится много. Но что- то не узнаю своих». И вот классный час, особенный. Его готовили сами ребята вместе со студенткой-пра 1 Кти- канткой. Тема «Пою мое отечество». Парты сдвинуты к стенкам, участ­ ники расселись дружеским полукру- ■том. Вижу в действии одну из запо­ ведей класса — без бумажек. Чита­ ют стихи, говорят о сложных ве­ щах — демократии, содружестве на­ ций, экономических связях—от себя, просто, искренне, доступно, как по­ нимают, И, как всегда, когда 32 соберутся вместе, расходиться не хочется.' По-моему, надо по-особенному любить жизнь, чтобы видеть и уметь останавливать мгновенья прекрасного * стихотворении, в танце, в рисунке. Поиски и утверж­ дение прекрасного придают большой и глубокий смысл тому, что мы делаем, ради чего живем. Павел Петрович Сергеев преподает рисованш; к чер­ чение в средней школе № 25. И вряд ли кто зиаеТ-, сколько сил, знания и любви отдает он своему делу. Многие ученики благодаря ему серьеэво ^ е ч е в ы р»* сованием, резьбой по дереву, чеканкой по металлу. Одна из его учениц — Надя Бесчеревных, окончив 10 классов, поступила на курсы хохломской росписи и сейчас работает художницей в цехе «Сувенир». Около Павла Петровича всегда ребята, увлеченные творчеством. НА СНИМКЕ; сегодня тема — резьба во дереву. П. П. Сергеев проводит занятия е ребятами. Фото в. Купавых. Когда я попросила Лену Клокову — секретаря коми­ тета комсомола липецкой средней школы № 5 рас­ сказать о жизни комсо­ мольской организации, она вопросительно посмотрела на меня; «С чего же на­ чать?». И начала с того, что име­ нуют пятой трудовой чет­ вертью. Уже третье лето старшеклассники трудятся в . совхозе «Петровский» Добринского района. В этом году ребята сооружа­ ли склад резино-техниче­ ских изделий и плодоовоще- храиилище. И хотя каждый год стройотряд приезжает в совхоз в новом составе, ребята чувствуют себя здесь как долга. — У нас даже своя ули­ ца есть, Комсомольская, — е гордостью говорит Лена (она была комиссаром от­ ряда).—Фундамент каждо­ го дома этой улицы . зало­ жен нашими ребятами — выпускииками 1972 годе, Но если раньше, стройот­ рядовцы ■были в основном подсобниками, то в этом го­ ду ребятам доверили более серьезное дело. Нехитрый вроде бы инструмент ма­ стерок, а хлопот новоиспе­ ченным каменщикам доста­ вил немало, прежде чем . появились у них некоторая сноровка и уверенность. А вот Сергей Земан бы­ стро освоился с незнакомой, профессией. Кладка у пего сразу стала получаться ровной, красивой. «Талант», — Так отозвалась о его ра­ боте комиссар. А уже после нескольких диен работы трудно было сказать, кто же лучший ка­ менщик. И все же .передо­ вики были. Чаще др\гих на комсомольских . собра­ ниях отряда звучали имена Жеци Одинцова,. Нины Меркушшшй, Сергея Зе« мана," сестер Поповых. Бой­ цы «Солнеяного» (так на­ зывался отряд) не только хорошо работали, но и ин­ тересно отды.хали. И как это часто бывает, именно здесь, при постоянном общении ребята неожиданно, открыли в своих же товарищах та­ ланты, о которых раньше и не подозревали. Таня Кузь­ мина из 10-го «А» класса и Олег Надежкии из 10-го «Б» оказались отличными танцорами,' хотя прежде об этом мало кто знал. Много интересного узна­ ли стройотрядовцы и о своих сельских сверстни- . ках, с которыми поддержи­ вали постоянный контакт. А чем не хуже любого липец­ кого ансамбля. Пожалуй, главным собы­ тием в жизни отряда была встреча с ■делегатами I Всесоюзного слета шгголь- кых строительных отрядов. В честь гостей зажгли ко­ стер дружбы, дали концерт и даже оргаПизовали кон­ ференцию, на которой пред- сгавители. строительных отрядов Украины, Белорус­ сии, Узбекистана, Прибал­ тики иоделились своими впечатлениями от слета и от поездки сюда, в совхоз «Петровский». Главное событие начав­ шегося учебного года — .нервый ./1енинскйй урок «Мы — патриоты, интерна­ ционалисты»'. В каждом классе были’ изучены и за­ конспектированы работы В. И. Ленина. На итоговом собрании секретарь коми­ тета комсо-мола сделал доклад по работе В. И. Ле­ нина. «О национальной гор­ дости великороссов*. Комс­ орги рассказали об обя­ зательствах, ' принятых их группам)!, а «живая» газета сообщила ребятам об их сверстниках в .союзных республиках. Учебный год только Чщ - чался. И от самих ребят, а в первую очередь от ком­ сомольцев, зависит, каким будет этот -год. Завтра и каждый день. И. СЕРГАЧЕВА. «ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ...» Стенд под таким названием готовят уча­ щиеся гряэинской средней школы № 51. Хаждая из пятнадцати его страничек рас­ скажет о географическом положении рес­ публик, особенностях их исторического раз­ вития, новостройках пятилетки, экономиче­ ской и культурной жизни народов-братьев. Заочное Путешествие по стране решили проводить на воспитательном часе, на пио­ нерских и комсомольских собраниях. Гида­ ми станут старшеклассиики. Сейчас ребята собирают необходимые материалы. Среди нид главное место зай­ мет переписка со сверстниками из союзных республик. В школу, уже пришли письма из Латвии и Эстонии. А. ПОХВАЩЕВ. г. Грязи. В ГОСТЯХ у ШЕФОВ Гостей, старшеклассников школы-интер­ ната № 1 Грязи, встречали все комсомоль­ цы цеха. Если уж хотят познакомиться пр- б'лижв с их работой, то пусть все посмот­ рят своими глазами, решили хозяева. Грязинский пищевой комбинат знают не только в Липецкой области, но и _во мно­ гих городах страны. С восторгом смотрели младшие, как ловко управляется со слож­ ным автоматом по- фасовке товаров комс­ орг цеха, машинистка Надя Чу.зшчкина. Четкий ■ритм конвейера связал работу ав­ томатчицы-машинистки Тони Гордеевей,. упаковщицы Вали Бобровой, закле!)щицы Вали Иеченкиной. Перевыполнение произ­ водственного задания каждой из них — это тысячи красиво оформленных паке­ тов и пачек готовой вкусной продукции, которую ждут покупатели. А-за работу конвейера, всего оборудова­ ния це.ча отвечают комсомольцы, слесари. Геннад)ш Юрковский, Ва.гентии Аверья­ нов, Владимир Кобзев. С интересом слушали гости их рассказ о том, как технически совершенствуется про­ изводство- комбината, о профессиях, кото­ рые нужны здесь. Рассказали они и о том, как выполняют комсомольцы цеха социали­ стические обязательства в честь праздни­ ка Октябр^!, в честь -50-летия образования СССР. А .затем и шефы и подшефные со­ брались в красном уголке комбината. Те­ перь уже гости порадовали хозяев — они пока;зали нм концерт художественной само­ деятельности. ■ Надолго запомнится .ребятам этот день — день встречи со старшими товарищами, комсо.мольцами. В. КАРПОВ. г. Грязи. К ЗВЕЗДАМ ПЕРВЫЕ ШАГИ Гтод назад при Елецкой станции "Юных техников был . открыт планетарий для школьников. За это время его посетили около двух тысяч юных ельчан. Ребята смотрели кинофильмы и диафильмы, слу­ шали интересные беседы. А сколько восторг га было, когда глядели в звездное небо! В новом учебном году, в иданетарш) бу­ дут прочитаны лекции " «Миф о .звездном царстве», «Человек в кос.мическом прост­ ранстве», «Штурм космоса продолжается», «Венера — планета загадок» и другие. Уча­ щихся начальных классов наверняка ;заинг терссует цикл бесед «Небесный -зверипец». ...Идут сюда мальчишки и девчонки. Кем они станут? Трудно знать. Но если км и ' самом деле придется ступигь на далекие планеты, оян иепремеяно -вспомнят свой пл^анетарий, первую встречу с большим ми­ ром науки. М. МЕЛЕШЕНКО. г. Елец. Л Ш Ш Р Е Ш У Д Р Ы Ж СМ Л .ЗОШ Утихла неугомонная пуб. лика, но затем с новой си­ лой вспыхивают дружные аплодисменты. Конечно, каждый мальчик или дев­ чонка знает Наталью. Ни­ колаевну и тысячу раз го­ тов приветствовать своего ^^обро^о старшего друга. По существу, для них, присутствующих в этом зале, чей возраст от 7 до 16 лет, Наталья Николаевна и строгий пастЗвник, и добрый советчик, а еще, что самое главное, веселый, грустный и поэтичный ска­ зочник и рассказчик. А еще Наталья Николаевна ре­ жиссер, постановщик, глав­ ный художник, бутафор школьного кукольного теат­ ра.. Вот-уже 25 лет она совмещает все эти «должно­ сти». А началось все с трех кукол, 1шторые нашла Наталья Николаевна в здании школы в 1947 году. Сейчас она уже не помнит, что остановило ее у этих трех игрушек. Навертое, то,’ что она увидела в них не И)Р51)!КИ. с Э 1 ИМИ тремя бу­ дущими' «героями» На­ талья Николаевна пришла к ребятам и зажгла школь­ ников идеей создать свой кукольный театр. Сейчас первым актера м, тогдашним третьеклассницам — Джем­ ме Мереиовой, Светлане Михайловой, Жене Алеши­ ной, Нине Кузьминой — за тридцать лет. С грустью о прошедшем Наталья Нико­ лаевна рассказывала о первой постановке — спек­ такле «-Маша II мед. ведь». С тех пор прошло четверть века. А это сотни выступлений в районах об­ ласти, в Липецке и Вороне­ же, в Центральном театре кукол и ' многих других Местах, -1 В этом театре, наверное, самая большая текучка, ак­ теров. За 25 лет его суще­ ствования здесь играли большие и маленькие роли более полутора тысяч елецт ких школьников. В день юбилея гости тол­ пились у выставки, органи­ зованной сегодняшними артистами. Среди эксцоиа. тов—и потемневшие от ■вре­ мени первые куклы, и об-ч ширная переписка е Акаде­ мией . педагогических наук, с Центральным театром кукол, многочисленные от­ зывы. Наталья Николаевна е любовью рассказывает о своих первых учеииках. В нам ят вс'Ь: и ма.-шпькие радости , , и смешные слу­ чаи. — Прихожу однажды к ребятам, — вспоминает На­ талья. Николаевна, а ма­ ленькая Алла Загорских чуть ие плачет. Я стала ее успокаивать й выяснила: у Аллочки не получалось пение петуха. А через не­ делю,-придя в школу на ре- петицию, я. с удивлением услышала чистый-чистый петушиный крик. Удиви­ лась, откуда он появился в школе. А из-за ширмы сча­ стливое лицо девочки: иа-. училась! Наталья Николае в и а улыбается, рассказывая об этом случае. Ведь для того, чтобы научиться подражать, Алла заставила маму ку­ пить настояще-гд, петуха' и целую неделю , просыпалась на заре, чтобы послушать его утреннюю побудку. Рос театр, а в м е с п й с иим росли й его' артисты. Женя Алешина — теперь руководитель профессио­ нального кукольного теат­ ра, Алла Кобзева, Таня Исаева и многие ' другие окончили театральные учи­ лища. Им Наталья Ни- . колаевна привила добрые чувства, помогла выбрать дорогу в жизни. Около двадцати назва­ ний спектаклей поставлево за эти годы в самодеятель­ ном театре. Часто во вре­ мя выпусков «живой ку­ кольной газеты» вскакива­ ли зрители и в обиде за­ являли: ■— Нет, это ие я! «Живая кукольная га­ зета» — тоже находм На­ тальи Николаевны. Ее вы­ пуски чаще всего проходят в классах, на переменах. При помощи кукол ребята высмеивают нерях, двоеч­ ников, драчунов. Наталья Николаевна не­ сколько раз выступала с докладами в. Академии . педагогических наук. По до­ стоинству отмечена обще- ■■ственно полезная работа 'участников ' театрального Коллектива, роль театра в борьбе за высокую- успевае­ мость, в развитии художе­ ственных способностей де­ тей. Упорство и трудолюбие- реОят о1мечал народный артист СССР С. Образцов. Это было бо.шшое событие д-.я Ы'огра. Сергей Влади­ мирович ириИчасил их к себе в гости. Он радушно принимал елецких школь­ ников, с удовольствием смотрел их спектакли, зна- • комил с коллективом Мо­ сковского театра кукол, де- ДИ.1СЯ с ребятами своими планами. В газете «Советское ис­ кусство» С. В, Образцов пи­ сал о елецких кукольни­ ках; «Мы полюбили этих ребят не только за то, что они так же, как и мы, «иг­ рают в куклы», что они ва­ ши коллеги по искусству. В гораздо большей степени мы полюбили их за удиви­ тельную дружбу, спаян- яость II замечательное чув­ ство ответственности каж­ дого за общее дело». Сердечно приветствовал театр и известный доветский поэт С. Я. Маршак. Он .чутко относился к их гвор- честву, присылал в Елец свои книги, пьесы, беседо­ вал с ребятами, когда они были в Москве. Есть в Ельце интересный творческий коллектив. Все успехи его связаны с име­ нем заслу!^еииого доис- ля народного образова.тя Натальи Николаевны ио- лухииой. Каждый год при- , ходят, к ней новые ученики, , оставляя вечно молодым ее , сердце. В. КУЛИКОВ. Как бы мн был совершенен чело­ век, у нею всегда есть возможность стать еще лучше. Вся жизнь че.тове- ка — это иеирерывно идущий-про­ цесс са.мосовершепствования, хотя на эту сторону, жизни мы обычно не обращаем особого викмаиия. Госу­ дарство, используя свои мощные ап­ параты влияния, в первую .очередь, ’ школу, стремится создать наиболее благоприятные условия для всесто­ роннего и гармоничного развития личности человека. Стало быть, что же, можно спокойно и пассивно на­ блюдать за своим становлением и. ■ развитием? Нет, человек — , актив­ ный творец своей жизни. Каждый день, каждый час, пусть он внешне и похож на предыдущие, требует от нас новых усилий ума, воли, сердца.,. Вечный двигатель самовоспитания, - его душа — увлечеиность. Человек, увлеченный каким-либо делом, чем-, то общественно значимым, всегда вызывает наше уважение, а иногда и зависть. Замечено, что увлечение развивает умение находить радость, удовлетворение, оч,аро,ваиие, удивле­ ние в неприметных на первый .взгляд деталях и чертах повседневной жиз­ ни: в общении с новыми людьми, в красках природы, на страницах'уже прочитанной книги, на обычном уреке. Увлечениоезь помогает по­ стигать глубокий смысл в обыден­ ном, ^испытывать радость от самого процесса познания или процесса труда. ...Я ходил по их музею, спрятав руки за спину, потому что очень хо­ телось все потрогать и пощупать, ко всему прикоснуться. Верилось и не верилось, что такую красоту могут сделать руки четвероклассников, се- миклзееннков и десятпкласспииов. УВЛЕЧЕННОСТЬ Состояние было такое,- будто бы по­ пал в сказочную пещеру Али-Бабы, Малиновые стены школьного коридо­ ра искрятся, светятся десятками, сотнями застекленных портретов, пейзажей, фотографий, аппликаций, поданных так изящно, красиво, ие стандартно, что невольно' возникает в душе высокая песня. И радость со­ провождает осмотр, и встречу с те­ ми, кто |А в ал и утверЛкэту кра­ соту. Во!Щ1кое состояЯ ^ испытал автор статьи, познакомившись с ре­ бятами литературного клуба «Парус» из сорок первой липецкой шкоды, с их музеями, с историей их коллек­ тивной увлеченности. Все началось с обычного школьно­ го драмкружка, который приготовил и показал всем литературную компо­ зицию, посвященную М. Ю. Лермон­ тову.. Правда, была одна необыч­ ность. Руководитель кружка, учи­ тельница литературы Алла.^ Матвеев­ на Шаталова, на уроках дикции,' грима, актерского/ мастерства суме­ ла заронить в души ребят личную заинтересованность к судьбе вели­ кого русского поэта. Лермонтов стал всепоглощающей страстью ребят с окраинной городской школы. Лер­ монтов повел их по дорогам своей жизни и тропам своих увлечений, Тарханы —• Пятигорск — Грузин­ ские перевалы — российские сёла — Родина — вот маршрут необычных пу'тешествий ребят. Драмкружок стал клубом, организацией роман­ тической н солидной, имя этому клубу было выбрано гордое — «Па­ рус». Эпиг рафом и. девизом членов стало.. лермонтовское завещание; «Пускай историю страстей и дел мо­ их хранят далекие потомки». О том, как выполняется этот завет маль­ чишками и девчонками со значками и эмблемами паруса, надо писать це­ лую книгу. мушке, ветке рябины,- зшшвеске, ри­ сунке для музея. Ищут самый, точ­ ный, самый искренний текст к лю­ бому портрету. Как они долго выхо­ дили на свой, не'повторимый рису- иок Парусника, для эмбле,мы1 . «...Надо быть взволнованным сильт ной сграс1ыо или иметь один из тех беспокойно-любопытных характеров, Назову только некоторые приметы ребячьей увлеченности лермониадой. Будничные приметы: прекрасное зна­ ние отечественной литературы и ис­ тории и повальное увлечение поэзи­ ей. В клубе все пишут стихи (как А1 Ю. Лермонтов), все отлично ри­ суют или копируют рисунки (как М. Ю. Лермонтов). Все страстно лю­ бят и ценят книгу, у всех прекрас­ ные личные библиотеки (как уМ. 10. Лермонтова). Все трепетно воспри­ нимают и бережно ценят природу, как ценил ее великий Поэт и Граж­ данин. Трудовые приметы: все свои­ ми руками, любая работа — твор­ чество. Ребята К0Т011ЫЙ год ле­ том е:1дят «к Лерйоитову» в Тар.та- ны или Пятигорск работать «а б.па- гоусгройстве музеев и заповедных мест. • Спорят до хрипоты о каждом ка- которые готовы сто раз пожертво­ вать жизнью», — писал Михаил Юрьевич Лермонтов. Такая сильная страсть, увлеченность рождает в пионерах и комсомольцах литера­ турного клуба качества бойцов и граждан. Десятки писем, телеграмм были посланы школьниками в Мини­ стерства и Ведомства по поводу му­ зеев, заповедников, просто дорогих сердцу советского человека мест, связанных с Лермонтовым и требу­ ющих более высокой заботы,, внима­ ния и охраны. И вот что любопыт­ но, в борьбе этой обре-ти ребята са­ мых разных, но одинаково прекрас­ ных старших друзей. Каждый н:з нас знает, что такое дружба верных, добрых, внутренне щедрых взрослых людей. 'Они «с вымогают эту дружбу, как ие выпра1шшиют и автогпз|!и>1. I КНИЖКИ .ИЛИ картины. Сегодня в му­ зеях и библиотеке клуба много ин­ тереснейших документов, авторских экземпляров, посланий прекрасных людей нашей'Родины, в том числе лауреатов Ленинской и Государст­ венной премий Расула Гамзатова, Касына Кулиева. Страстный лермон- товед ''Ираклий Андроников посы­ лает ребятам свои книги, делится своими планами и просит советы. Художница Л. Смирнова рриеылает живописные этюды лермонтовских мест. Говорят: труд прибавляет масла в лампаду жи:зни, а увлечеквость за­ жигает ее. Увлеченность судьбой М. Ю. Лермонтова привела ребят к увлеченности литературой. В Воро­ нежском университете учатся актив­ ные члены клуба —^ Володя Полука- ров, Надя Сокольских. На библио­ течном отделении Задонского^, культ- просвет училища — Катя Мячетина. Окончила филологический факуль­ тет И теперь работает иаучны.м со­ трудником в Тарханах Лариса Зло- бииз. , Сегодняшние «марусята» учатся в четвертых, питых, девятых классах. У них разные планы. Напри,•«ер, Ко­ ля Ве|я”гнн хочет быть следователем, Наташа Богомолова — учителем, по и Коля II Наташа, как и все их дру­ зья по клубу, пе мыслят теперывою жизнь без книги, театра, без боргьбы за счлстье всех людей, — Раньше я жила как бы без пс- тбмолова. - - Увлечение Лермшгго-. вым привело к лнчиоп высокой це-‘ ли. В клубе, я почувствовала себя другой, стала другой, я поняла смысл учения, дружбы. Доведение до конца кан^дой кол­ лективной мысли, порожденной кол­ лективными делами, и завершение любого дела, порожденного общей мыслью друзей, стало законом в клубе «Парус». Интересно, Пробовали ли вы, ре­ бята, проследить за тем, всегда ли удается вам сохранять гармонию между- своими взглядами, суждения­ ми и поступками, повседневными действиями? Воспитание такой гар­ монии в себе дело сложное и труд­ ное. Часто ключ к такому самовос­ питанию в серьезном увлечении вы­ соким делом и мыслью. Смолоду все хотят и должны утверждать себя. Как знать, может быть, будет на- я^Сана еще одна страстная книга— исследование о М. Ю. Лермонтове Ларисой Злобиной. Вполне возмож­ но, что когда-нибудь сделает персо­ нальную выставку Таня Евсикова •— лучшая художница «Паруса», что откроет новые заповедные места ув­ леченный литературой- Володя Полу- каров. И все остальные школьники, что станут рабочими и поэтами, сле- довате.тями и учителями, пе растеря­ ют драгоценные дары страны Увле­ ченности. Увлечение приводит к Желанию, а за Желанием, как правило, следуют Действие н Труд, а Труд всегда со­ провождается Успе.чом, который при­ водит к своей Звезде. С, ШМАКОВ, доцент Липецкого педагогиче­ ского института, кандидат

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz