Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
Г Д Р — страна друзей В ЕИД4АР, Ои сразу же выделяется из прочих - городов ГДР. Нет^ вовсе не доа 1 а- ми готического стиля. И да же не жнтеля 1 ми. Здесь, в Веймаре, меня поразило другое; овоеобраэный поэ тический мир, задумчивая ■пишша, краски города. Осенние краски, Нет, совсем не случайно этот город называют ллте- ратураой Меякой. Здесь, только здесь-мог.ти жить великие яе,че,цкяе писатели- гу.чаииеты Гете й Шиллер. Я бывал .80 многих лите- рату'рны.х местах у нас на Родме. И сейчас, сравни вая их с Веймаро 1 М, улав ливаешь тот же, невидимый поэтический дух атмосфе ры, зданяй, деревьев. Поэ тические Яенияграя. Пуш- !шно, Ми.хайловское я Вей- .мар. ' Вот он — шеститысячный Торо,дО|К; восемиадцатото ве ка. Ти.хнй, зеленый «пята чок» Саксонии, которым правил герцог Карл Август. По его приглашению и при ехал сюда в 1775 году , ‘Иогаин Вольфганг Гете. Жизнь великого гуманиста изменила этот горо.док, пре вратив его в жуяьтурный центр Гер.маняи, Покло ниться вел'иким просветите лям приезжают тысячи лю дей всего мира. Пришли сюда И- мы, туристы из Ля- пеша. С трепетом ступаю я «а площадь перед домом Ге- ..те. А.врт и портал самого до.ма. Войдемте, читатель, туда. Многочнсленные комна ты с це»нейшя 1 ми предме- та.«-н иокусства: живописью й скульптурой. хМиогие При везены из путешествий по Ита.тйи. Всю коллекцию не возможно было., .разместить на стенах и столах. Моне ты и медали, рисуикя и гравюры помещены в спе- циальиые шкафы н суэдду- Шз блокнота! журналиста кя. Свою коллекцию Гете «собирая ке по прихоти и не блучай.но, а всякий раз следуя плану и намерению последоватёльио разбивать свои ЗНЭШ 1 Я». И «е только свой. В Ва'вёщашй он пи шет б том, что его музеем бущет владеть немецкий на род.' И иарод им владеет, бережно хранит наследие зе.чикого поэта. Комната, которая произ вела на меня наиболее сильное впечатление, вовсе не богато, рбставлепиые го стиная и столовая, а «келья». Именно так назы вал Гете . свою. рабочую комнату. Вся, обстано.зка, находящаяся здесь, остави ла след .хозяина. Но удявн- тельяо друтое; опартакский вид «ГАб-льн». Нет картин, деревянные стулья, стол, кровать. «Скромиое жили ще для меня самое подхо дящее. Здесь мне представ ляется полная -свобода дей ствий и творчества», — го ворил Гете о своей рабочей ком-нате. Именно в «келье». он написал «Фауста», «По эзию я Правду», «Итальяи- окое пут-ешествие», «Анна лы» я многае сти.чотворе- ния. Его карьера как . го-су дарстзенвото деятеля в правительстве герцога Кар ла Августа не увенчалась успехом. Миогочи.слеиные реформы, предложенные Гете, наталкивались на. отг ста-тые нравы жителей Вей мара и феодальной вер- хуцнки. Раздчаровапяе з государ ственной деятельнвети за ставило Гете отдать все свои творческие шлы ру ководству Вец'.марскц.м теат_ ро-м. Фактически ои явился создателем иехточтого на ционального театра. . . Имвн«о здесь на под.мо- стках Веймарского театра прошли все пьесы другого, не менее значительного иё- . мецкого просветителя, Фридриха Ш-иллера, самого блязкого друга Гете,- При езд Шил.лера в Веймар • вдохнул в уже стареюще го писателя творческое го- реииё. «Вы принесля мне вторую мо.лодость и сдела ли ме«я снова поэтом, ко торым я почти перестал быть», — пишет Гете свое му другу. Вечером Веймар словно замирает. Я иду туда, на- площадь перед театрам, где в центре. высвещвнный улячцымя ф 0 |наря 1 ми, высит: ся памятник. Они вместе — Гете и Шиллер. Как и мно го-много лет иазад, по.тпые добра и любви к .людям. Е. РОМАНЦОВ. Лияецк--Веймар. ,;||||319а!а9!1111Н11и111111111111111111111111и11ип11Н1и111П111111Н1111||11111П11111Н11111Н11Ш1иш1И1пп111Шши1Ш11шн111шшн1п>1И1Ш11шнш1111шп1И111Ш||||тп111нп|Ш1>« Действие этого фильма происходит в современной Итепии. Действие этого фильма происходит а сумасшедшем доме и за решетками тюремных камер, на окраинной пдсмца- ди города, залитой кровью, и в поли цейском участке... За долгое наше знакомство с твор чеством итальянских кинематографи стов мы увидели на экране многолтвсую, порою даже казалось, — не сводимую воедино Италию. Бродил по улицам большого равно душного города беэр 1 Йотный Риччи со своим сьгнишкой. Он искал украденный велосипед — ведь без него Риччи гфи- шлось бы отказаться от долгожданной работы. Тягостную жизнь влачили на планта циях сборщиии риса, и он, действитель но, был горек, этот рис, смоченный не дождем, а — слезами и потом. По-своему трудно жил и журналист из Рима, маленький человек без руля и без ветрил, вынужденный пресмы каться перед сильными мира сего. Но мателю Ломунно рабочий лидер Риццо. Он лежит, тяжепораненый, в растека ющейся луже крови и хохочет.'Он не дает унести себя с площади. Ведь это будет — отступлением. Нет, первьил до,лжен уйти Ломунно... Хохочут над комиссаром Бонавиа Ло мунно и его приспешники. Хохочут над его .бессилием, хохочут, ибо они и на сей ра-з победили, оказались ке под властны закону и могут и дальше тво рить безнаказанно любые преступле ния. И улыбается им в ответ сам комиссар Разговор со зрителем — Зачем столько ужасов,—^спрашивает зритель,—зэче.м столько жестокскгти? Во прос требует ответа, он отнюдь не праздный и не лишний. Кстати, постав лен он и в анкете «Кино и общество», которая проводится сейчас «Литератур ной газетой». Вот как ответила на него польская актриса Беата Тышкевич: «Я не боюсь жестокости на экране. Я счи таю, что мы живем в такое время,-ког да жизнь дает примеры куда большей Я однажды вспомнил он себя времен вой ны, себя —' участника Сопротивления и вдруг — отчаянно и лихо залепил по щечину унижавшему его боссу. А талантливый режиссер Нанни Лой, из тех мужественных мастеров, что пря мо заязл.чют о верности своей тради циям неореализма, рассказал нам. о че тырех днях Неаполя, о четырех дня* народного восстания против фаидюма. Да. героем его фильма был народ, ко торый вынес многое, которого ждали впереди новые испытания, но который не утратил оптимизма и веры. Преодолевая горечь, минуты полного отчаяния и растерянности, художники и герои их почти всегда находили в себе силы для надежды. И в который раз обманутая, потерявшая все — любовь, последнюю возможность возродиться, начз-ь иную, светлую и чистую жизнь, маленькая проститутка Кабирия сквозь сле-н ,-арит людям незабываемую свою улыбку. Но этот фи.пь.м... Он безжалостен к зрителю. Он наполнен тревогсж и ужа сом, Он не просветлен ни улыбкой, ни елевом утешения. Правда, и в «Приз нании комиссара полиции прокурору республики» мы, если не ошибаюсь, трижды видим улыбающиеся лица или слышим смех. Не в статистике, разуме ется. дело, но в том, какой это смех! Смех ненависти, смех мести, смех рне- за... Хохочет Б лицо гангстеру-предприни- ПОЯВЛЯЕТСЯ н о в ь кость на экране должна утвердить г,у- ” манность и справедливость в жизни. 5 Художники объявили войну мафии и ; строю, КОТОРЫЙ ей потворствует. Вот “ почему «Признание комиссара поли- 2 -ци.и» мы вправе назвать прогрессив- « ным, гуманистическим произведением. 2 Тем более, что проблемы, поставлен- д ныв им, актуальны не только для Ита- 5 ЛИИ, Достаточно, к примеру, привести « такую цитдту из книги «США: преступ- 5 . ность и политика»: «Страна... породила 2 и преступный синдикат, называемый 3 иначе мафией, «Коза Ностра», «пре- 2 ступной конфедерацией». Это организз- д ция профессиональных преступников, которая настолько прочно вошла в по вседневную жизнь ряда крупных горо- 2 дов США, что. многие американцы^ не д И отличают некоторые формы ее актив- 2 ности от обычной предприни.м.зтальской д мгновение выхва- точным выстрелом Бонавиа. А через тывает пистолет V убивает Ломунно... Так смеются в этом фильме. Не только тюрьма запечатлена в его кадрах. Оператор снимал и фешене бельные кварталы, и обставленные в стиле «модерн» респектабельные квар тиры, и рестораны. Однако и такие ин терьеры в ссПризнэнии» вызывают страж и омерзение. Ведь где-то в начале фильма комиссар Бонавиа говорит о том, что откроешь кран в удобной уют- 1 ной квартире — а из него может по течь кровь, поскребешь штукатурку — в под нею — чей-то палец или глаз. И это сказано отнюдь не в переносном смысле. Бандиты из мафии, куппенные Ломунно, замуровывают а строительные плиты убитых по приказу хозяина не угодных ему, опасных людей... Можно обвинить режиссера Дамиано, Дэмиани в пристрастии к натуралистиче ским подробностям, к жестокости, про низывающей чуть ли не каждый кадр. Это, действительно, трудно смотреть. Это бьет по нервам. «Признание комиссара полиции» — фильм не для отдыха, на для развлечения. И все-теки — это хо роший, честный и мужественный фильм. жестокости, чем мы сами можем при думать. Другое дело, во имя чего ху дожник показывает нам картину жесто кости». Именно: во имя чего? Дамиано Да- миани не может не быть жесток к си дящим в кинозале. Ему нужно разбить равнодушие, разбудить совесть, трево гу, гражданскую ответственность. Обращение к проблемам мафии для него не случайно. Мы помним другой его фильм о том же — сСо'Ва появля ется днем». И там был полицейский, пытающийся в рамках закона бороться . с богатым гангстером. И там он, как и Бонавиа в «Признании,..», оказывался в одиночестве и был побежден, потому что врагу его покровительствовали власть имущие; они были с ним заод но, о« был одним из них. Над миром Дамиано Дамиани раски нула крылья гигантская сова — вест ник несчастья, вестник беды и горя. Хлопанье ее крыльев заменяют писто летные выстрелы, тень от ее крыльев ложится смертельной бледностью на лица... Нельзя смягчать рассказ о социаль ном зле, нельзя утешать, нельзя ща дить тех, кому он адресован. Жесто- деятельности-.». 2 Дамиано Дамиани . сделал картину д мрачную, но все-таки — не базысход- 2 ную. Ему очень дорога и важна мысль “ о цепной реакции протеста. Гибель д профсоюзного вожака Риццо заставила 2 задуматься о необходимости бооьбы со д злом, полицейского комиссара Бонавиа. 2' Выстрел Бонавиа а Ломунно, а затем— д смерть самого комиссара от руки по- 2 донков — мелких мафиози оазрушили д иллюзии о ВОЗМОЖНОСТИ соблюсти за- 2 конность, не переделывая общества, у д прокурора Трзяни. 2 Последний кадр фильма — кздр-во- 2 прос: Траянн молча смотрит в лицо ге- 2 нарального прокурора республики. Ему 2 Траянн доверял бесконечно, но теперь д стало ясно, что и этот высокопоставлен- 2 ный страж порядка — покровитель ба«- 2 дитов. Может быть, через минуту Тра- 2 ЯНН, как когда-то Бонавиа, выстрелит а д него?.. 2 Ах, уж эти одинокие выстрелы!.. Ах, д уж этот отчаянный бунт одиночек. Мы 2 знаем: будущее за другими борцами... 2 Но и Бонавиа, и Траяни, отколовшиеся д от своей среды, выбравшие протест Я вместо теплого местечка, - роскошной- д квартиры и больших взяток, — тоже 2 характерные фигуры времени. д Это тоже — современная Италия, над 2 которой висит зловещая серая сова... 2 И. НЕВЕРОВ. 2 Л1т8пб15а18888«9»ишн1шштшшшншитнп1пв181шииишииа1ин11ттнит1иш8та51аи811нишшншинш1шаш1ии1! Редактор. Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная п. 1 ., ред. га.зетм «Ленинец», Телефоны: редактора — 2 —3.1—.53. ответственного секретаря в отдела иллюстраций — 2—23—59, идеологический отдел — 2—34—13, отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории — 2—36—41, учащейся мо.чояежи — 2—38—50, писем я спорта — 2—34—46.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz