Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
Комсомольский политпрос В АС назначили пропа' гандистом в комсо мольский полит кружок. Первое занятие. Вы подходите к столу и вдруг понимаете, что тща тельно составленный нака нуне конспект вашего вы ступления — совсем не то, с чего надо начать раз говор с сидящими перед вами юношами и девушка ми. Нет, конспект хороший, грамотный, написан точно по теме. Есть цитаты и из первоисточников, и из пар тийных документов. Но как сделать так, чтобы слуша тели восприняли учебный материал не как что-то беспдодно - теоретическое, е как то конкретное, знако мое, что волнует их каж дый день? Как, говоря о Но, с другой стороны, если ' ты раньше активностью не выделялся, то, став пропа гандистом, вряд ли с пер вых занятий приобретешь так необходимые руково дителю кружка авторитет, опыт, педагогические на выки. Пропагандистом, по- моему, имеет право быть только человек, вырабо тавший в себе высокое чувство ответственности за доверенное ему дело. Но чувство это прямо про порционально мере воз ложенной на тебя ответст венности. Производствен ная же ответственность руководителя и ответствен ность рабочего — две раз ные вещи. Вернее, первая как бы включает в себя все М 1 ножество вторых, в то же ИСПЫТАНИЕ АВТОРИТЕТА вчерашнем невыполнении планового задания, пока зать, что здесь все зависит не от субъективного «вы полнил — не выполнил», а ОТ куда более глубокого действия слож 1 нвйшего ме ханизма законов экономи ки социалиэма? Или — другой вопрос: посещаемость. В кружке у вас двадцать членов, а на занятиях регулярно быва ют хорошо если десять — двенадцать. И не то, чтоб остальные не хотели учить ся. Такого в наши дни, по жалуй, и не услышишь. Просто не видят, что по литкружок им может дать для повышения их профес сионального уровня. За чем мне, мол, хозрасчет знать, если норму перевы полнять я от одного этого знания не стану? Снова та же проблема. Как стянуть, слить воедино две стороны учебного про цесса; теорию и практику, занятие и конкретную про изводственную деятель ность каждого слушателя? Как сделать политкружок продолжением работы, а работу — критерием полу ченных знаний? Без сомнения, однознач но эта диле/лма не решает ся. Одного на всех «ре цепта» тут не составишь. Банально, но факт: все за висит от конкретных усло вий жизни коллектива. Свое решение этой проб лемы предложили комсо мольцы Данковского хи мического завода. На по мощь политпросу ОНИ ре шили привлечь авторитет и опыт руководящих работ ников производства. Все кружки политического про свещения молодежи в этом учебном году здесь воз главляют начальники це хов. Впрочем, слово —дан- коацам... В. И. Шестаков, секре тарь комитета комсомола: — Как-то так получается, что чаще всего комсомоль скими ' пропагандиствми назначаются люди не ска зать, чтобь! далекие от об щественной жизни кол лектива, но и не ахти уж какие активные. По край ней мере, ТЭК было у нас на заводе раньше. Понять такой подход к пробле ме кадров можно. Раз у человеке нет другой обще ственной нагрузки, и ел^ не приходится часто за держиваться на работе по производственной необхо димости, значит, он боль ше времени будет уделять подготовке к занятию. Ло гично? Вроде бы — да1 время оставаясь не меха нической их суммой, в ка^ чествемно новым явлени ем. В этом году у нас на за воде работают семь круж ков «Основы экономиче ских знаний» и один теоре тический семинар высшего эвена «XXIV съезд КПСС об экономической полити ке партии на современном этапе». Как видите, все 210 слушателей изучают эко номику. В прошлом году было только три кружка по эконом 1 икв, в которых за нимались около восьмиде сяти человек. Остальные изучали историю партии, основы коммунистической морали. ^ Может быть, не будь расширения экономиче ской учебы, мы бы и не привлекли к работе в кружках руководителей производства. Но учить молодежь конкретной эко номике на нашем пред приятии по-настоящему может только началь ник цеха. Экономистов и плановиков в цехах у нас нет. Вся финансовая дея тельность, учет и контроль производимой продукции осуществляются централи зованно. Начальник — единственное лицо в цехо вом коллективе, к которо му сходятся все нити уп равления производством: и экономические, и техно логические, и администра тивные. Только он сможет грамотно, понятно, доход чиво объяснить слушате лю, что значит, скажем, произвести разгрузку ап парата не за час, а за тридцать минут. К тому же наш «экспери мент» должен повысить й дисциплину в системе по- литпроса. Что греха таить, в минувшем году хорошо, если на занятия являлась половина слушателей. Те-- перь, думаем, дело пойдет иначе. Залог — авторитет (и административная власть — тоже) начальника цеха. А. И. Савельев, заведую щий кабинетом политиче ского просвещения заво да: — Конечно, это очень хорошо, что руководить комсомольскими полит кружками будут люди I с большим производствен ным и партийным стажем. И не очень страшно, что раньше многим из них не приходилось выполнять подобных поручений. Наш кабинет им окажет всю необходимую помощь. Ли тературы по экономике у нас много. Пропагандисты регулярно будут получать методические консульта ции. К каждому занятию мы делаем тематические подборки й выставки реко мендуемых книг, газетных и журнальных статей. Та кая же помощь постоянно оказывается и слушателям. Б. В. Москалев, началь ник цеха НВ 4, комсомоль ский пропагандист; — Мне трудно сейчас го ворить, насколько успешно будет проходить в моем кружке экономическая учеба. Результат будет ви ден через месяц-другой. Но, пожалуй, несомненно то, что назначение пропа гандистом поможет мне лучше узнать интересы и стремления молодых ра бочих цеха. Уверен, что у каждого члена коллектива есть какие-то если не пред ложения, то мысли по улуч шению организации, повы шению культуры труда, ук реплению товарищеских отношений. Но получается как? Многие ребята счита ют, что выкладывать та ков начальству не к спеху. Сами, мол, должны видеть. На собрании иной и по стесняться может высту пить. А вот политзанятие— непринужденная беседа, спор, в котором ты уже не начальник цеха, а про сто руководитель крутНка, без сомнения, — та самая форма общения с коллек тивом, которая поможет выявнть отдельные недо статки твоей работы. Учить ся будут не только мои подопечные. Учиться буду и я. Так сказать, познание себя со стороны. В. Т. Сомов, чальников цехов пропаган дистами мы позаимствова ли у коллег — химиков с родственного предприетия в Запорожье. С коллекти вом этого завода мы уже давно соревнуемся. Ду маю, опыт украинцев по может нам улучшить не только экономическую подготовку молодых рабо чих. Руководство цехов лучше узнает професоио- нальные "и - общественные качества юношей И деву шек. Был у нас недавно та кой случай. В третьем цехе начальником смены рабо тает Раиса Сердякина. Много- лет ее выбирали членом комсомольского бюро, но особенно ответ- ственньи заданий не пору чали. Считали: не справит ся. Но вот весной секре тарь бюро ушел в отпуск. А тут завершение Ленинско го зачета, общественно- полит 1 Ическая аттестация. Так Рая такую деятельность развернула, что мы даже удивились. Индивидуально работала с каждым комсо мольцем, наладила работу совсем было потухшего «КП». Вот вам и «не спра вится»! М. М, Жепезниченко, секретарь Данковского горкома ВЛКСМ: — По мнению городско го комитета комсомола, инициатива химиков за служивает одобрения и поддержки. Открытое по литическое занятие по те ме Ленинского урока «Мы — патриоты, интернацио налисты» прошло на заво де организованно, на высо ком идейно-теЪретиче- ском уровне. Конечно, то, что эффективно в коллек тиве химзавода, может ока заться неприменшым в других условиях. Но одно ясно: химики сделали серь езный шаг вперед в деле совершенствования систе мы политического просве щения молодежи своего коллективе. В. цитович. ПРИЗВАНИЕ Зорька была совсем маленькой, но Ш!устрой. Надю она угадьБвала особым чутьем еще издали. Девоч ка гладила ее упругую шею, голову с крутым лбом. В ответ буренка лизала, шершавым языком руки На ди. — Хилая коровенка попала, коза больше молока дает, сбыть ее с рук надо,— жаловалась внучке-тбабуш- ка. Понимала бабушка: привязана На дя к Зорьке, но что делать: сил по убавилось, за водой внучка ходит, и кормов недостаток. Надя обрабаты вала огород, мыла полы, а как толь ко пригоняли с пастбища совхозных коров, она бегала смотреть дойку, слушала, как переговариваются до ярки, как обращаются с животными. И чем чаще Надя бывала на фер- . ме, тем отчетливее представляла се бе будущую работу. Не перечила внучке и бабушка; — Восьмилетку окончила. Почи тай, пятнадцатый годок тебе мино вал. Мать твоя в эту пору хозяй ством правила, дояркой в артели работала. И в школе, и в комсомоле ты, вн^учка, первая. Примерная. Ну, и живя так, не лукавь. Чего сама не знаешь, у старших спроси. ...Глубокой осенью Надя приня ла лруппу коров. В кругу доя!рок о них говорили, как о малоудойны.х. И первое впечатление: коровы груз ные, больше «мясные», чем «молоч ные». Встретили. новую доя 1 рк.у живот ные протяжным ревом. В стойлах скопище навоза, е в кормушках, как помелом выметено. До позднего вечера суетилась до ярка: вычистила стойла, щеткой вымыла коров. И осталась до 1 воль- ная своей работой. Домой пришла усталой. Бабушка юплеснула руками: — Заждалась я, внученька, исто милась, уж не случилось ли что? — Нет, бабуля. Я м к рада! Вна чале мне коровы ие погаравилйсь,. Худые очень, глаза горят жадно- жадно... Робость даже брала. А за день я с ними подружилась, как раньше с Зорькой. — Отдыхай внучка. Поди устала? — Совсем немножко, завид 5 ш» я дояркам. Все у них ладно получает ся, я так не могу. — Ох, беспокойная ты какая. Спи! Оно, конечно, за свое дело надо бо леть. И гордиться делом надо. Иначе и лдать скучно. ...Шел засушливый семьдесят пер вый год. На молочнотоварной фер ме разгорелось соревнование. Дояр ки, умудренные опытом, брали обяза тельства не спеша, по известной до- гово 1 рке: семь раз отмерь, одни раз огрен4ь. Надя комсомольскому вожаку совхоза Ивану Острякову сказала решительно: — Получу от каждой коровы по две тысячи нилограммов молока. — Твердо? — Только увеличьте мою группу коров. Иван с удивлением посмотрел на доярку, но Надя повторила: — У меня двадцать ко.роа, закре пите еще шесть. — Поговорю с бригадиром Дани лой Васильевичем Строгим. Он — человек с богатым опытом, посове тует. Иван не подвел Иадю^ разговор бригадиру передал дословно, а ТОТ поддержал молодую доярку. ...Обязательство Надя перевышл- тала. Она получила от фуражной . кор 0 )вы 2418 шлорраммов молока Но поделиться радостью с комсо мольским вожаком не успела — взяли парня в армию. Избрали ком сомольцы совхоза, своим .секретарем Таню Острякову. ’ Бухгалтер, сту дентка заочного! сеяьскозюзяйствен ного техникума.» Подружились Таня и Надя — водой не- р а зл и т Таня быстро убедилась, что Надя дейст вительно настоящая доярка. Н ферму приходит едва забрезжит рас свет. Животные для нее, как ребя тешки несмышленые, пеленать их готова. Во втором году пятилетки моло дая доярка решила надоить от фу ражной коровы 2500 килограмме молока. Сдать от всей группы шестьдесят пять тысяч килограм могв. Обязательство продуманное За полгода надоила Н. Панина тридцать пять тысяч. В день летом получала тринадцать телограммов молсиса от коровы. — Это еще мало; — заявляла.На- дя. — Я говорила ■пасту'хам Коле Данилину, Мише- Паяину. Обещали пасти коров на самых'лучших .,паст- бищак. Надои увеличатся. Избрали Надю депутатом сельско го Совета. Труд — честный, беско рыстный, всегда в почете у людей. Усталая шагает с фермы Надя Панина. Она идет селом. Прохлад ный осенний ветер играет в ее ру сых косах. Надя вдыхает ароматы свежего воздуха, точно в них она черпает новые силы. Ей знакома до рога, некоторой она пойдет завтра, ей близки и понятны вехи на боль шом, трудном Луги. И. КОСАРЕВ, наш нешт. корр. Совхоз имени Ленина, Данко'нокий район.' На елецкий завод «Эльта» Володя Кузин, которого вы видите ^ на снимке, приехал из украинского шахтерского поселка Макеевка. Сейчас! сн — слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики. Н а ; предприятии он работает-уже 3 года. Немало манометров, весов и других механизмов отремонтировано Володей за эти годы. Опыт пришел не ср а - ; зу. Но сегодня Володю называют в числе лучших рабочих завода. И по праву ему присуждено звание «Лучшего молодого производственника».; Владимир стал победителем заводского. соревнования. Товарищи избрали, его профоргом участка. Фото В. Ельшаева. , ПОДАРОК К НОВОСЕЛЬЮ «А что, если завести правило сда вать в экстлуатаци'Ю дома, окружен ные зелеными эасло.намя? Пред ставьте себе, только что вырос мно гоэтажный дом и вокруг не грязный и унылый двор, как обычно,' а весе лый хоровод двадцатилетних дубов. Нереально? И все-таки давайте по думаем об этом». Вот так на одном из комсомоль ских собраний в управлбшй «Метал- лурппрокатмонтаж-2» треста «Пром- строй» и родилась эта мысль: делать свой особеиный подарок новоселам. Ее не замедлили привести в дей ствие. Недавно в пустынный, необжитый зеленью двенадцатый мя 1 крорайон было перевезено несколько десятков деревьев. Зеленым переселенцам повезло. А на новом месте они попали прямо на «новоселье», украсив собей только что рожденную улицу. С. АЛЕКСАНДРО г. Липецк. )ВА. „Отлично^— за научный поиск На тигульных листах этих книг нет эмблемы издательства. Аккуратно сшитые рукописные листки ие пахнут типографской краской. И все же- даже масти тые ученые, раскрывая самодея тельные переплеты, говорят о них уважительно: «Серьезная науч ная работа...». Около 120 тысяч таких трудов появилось в вузах Украины в ходе IV Всесоюзного конкурса студенческих научных работ по нрой^вам общественных наук, ясто |щ ВЛКСМ и международ ного молодежного движения. В конкурсе участвовал каждый тре тий украинский студент. — Этот своеобразный смотр убедительно показал, стремление студенческой молодежи к твор ческому изучению наследия клас сиков марксизма-ленинизма, со циальных, философских и эконо мических проблем современности, —сообщила корреспонденту ТАСС секретарь ЦК ЛКСМ Украины И. С. Хоменко. — Достаточно сказать, что авторами 2230 ра бот, представленных на конкурс, посвященный 50-летию образова ния СССР, были студенты соро ка трех национальностей нашей страны и зарубежных государств, обучающиеся в украинских вузах. Научная работа стимулирова ла и общественную активность будущих Специалистов. Свыше 12(Ш|йтудентов по путевкам об- к о :^В комсомола и организаций общества «Знание» выступили с лекциями перед колхозниками, рабочими совхозов, предприятий республики. Если бы в студенче ской «зачетке» ставили оценки, каждый из энтузиастов получил бы «отлично» в дополнение к тем Почетным грамотам и дипло мам, которыми НК ЛКСМУ и министерство высшего и среднего специального образования УССР наградили победителей респуб ликанского тура всесоюзного кон курса. Киев. КАРАУЛЬНАЯ СЛУЖБА НЕ СПИТ о По городу прошла не обычная коло!Нна автобу сов и грузовиков. Это 430 девятиклассников города Ельца отправились в воен- ИО- 1 Спорти'вный • лагерь иа Дои. ■Командирами рот, взводов и батальона были опытные офицеры запаса, некоторые из ни'Х участни ки Великой Отечественной войны. ■ Командир батальона ка питан Мазаев отдает по следние распоряжения по разбиике лагеря. Началь ник штаба старший лейте нант Мезенцев производит инструктаж суточному на ряду. .Ла 1 гер 1 ная жизнь на чалась. В 22 часа вечерняя поверка. Горнист протру бил отбой, и ребята, утом ленные за день, сразу же уснули. Только караульная служба не спит. В эту ночь первыми стали на вак-. ту ребята из двадцать вто рой школы. В лагере пров'Одился и конкурс «А ну-ка, царни!». В нем приняло участие 12 Д 0 вятикласони 1 ков. Два ча са продолжалась упорная борьба за право называться самым сильным, ловким. Ре бята отвечали на вопросы по медицинской тематике, чистили картошку, пришйвач ли пуговицы (ведь солдат должен уметь все), под тягивались на перекладине, И вот определены победи тели. Это Селиванов Вя чеслав, Меркулов Вяче слав и Зверев Евгений. А в одно раннее утро сигнал тревоги поднял ла герь. В течение нескольких минут батальон занял по зицию для отражения напа-, дения условного противни ка. После этого был совер шен 12-километровый марш- бросок. В этот же день пос ле за 1 втрака началась спар такиада военно-спортавно- го лагеря по б видам спор та. 1-е место в общем заче ту заняла средняя школа 2. Быстро пролетело время в лагере. Сейчас у ребят новый учебный год. Год вы бора своей любимой про фессии. И как знать, мо жет, многие на этих четы рехсот ребят станут кур сантами военных училищ. И помогут им в этом офицеры военкомата — их сегодняшние учителя. В. ЧЕРНЫХ, зав. орготделом Елецкого ГК ВЛКСМ, комиссар лагери. Разведка бое т Из-за холмов раскаленным ша рой" вбходйло солнце. Алексей не спал. Заложив ру ки за голову, вслушиваясь в не привычную тишину, он думал: «Уж три года воюем. Сколько хороших добрых друзей я приоб рел за это время, а сколько по хоронил. Да, жестокая штука — война, но скоро, видно, и ей ко нец наступит». Предутреннюю тишину внезап но разорвал голос дневального: «Подъем!». Через несколько ми нут экипажи стояли у своих са молетов. Пожилой майор из штаба ди визии как-то уж' совсем просто и буднично изложил суть задания: — Ребята, нужно разведать и зафотографировать позиции не мецких войск за'п'адиее Сандоми- р а . г После инструктажа спросил строго: «Больные есть? Нет. Ну тогда по машинам». Серебристые ИЛ-2 взмыли в воздух, уверенно набирая высоту. Алексей приник к пулемету, ощущая щекой при ятный холодок вороненой стали. Летели на двух машинах. Пер вую вел лейтенант Гусев, воздуш ным стрелком у ' которого был он, комсомолец Алексей Аксенов. Вот узкой лентой блеснула под лучами солнца Висла, и сразу же вокруг самолетов стали ложить ся шапки зенитных разрывов: с земли их заметили. Несмотря на сильный заградительный огонь наших артиллеристов, которые обещались обеспечить безопас ный перелет через передний край, огонь немецких зениток заставлял все же побеспокоиться летчиков. «Ну, теперь держись, — ' воз бужденно подумал Алексей, — скоро жди стервятников и в воз духе». И как бы в подтверждение его мысли внезапно лоявилась немец кая четверка «мессершмиттов». — Справа «мессеры»,—крикнул Слипкин, первым заметивший их- Встреча с противником, атако вавшим над свои'ми позициями, обещала быть не из приятных, к тому же надо выполнять непо средственное задание. И Гусев принимает решение: уйти от про тивника, туда, в спасительные об лака. “ Через несколько минут, выныр нув оттуда, они увидели под со бой полотно железной дороги, змейкой движущийся железно дорожный состав с немецкой во енной техникой. Летчики бросили самолеты в пике, приготовились стрелки. ..Движения. Алексея до ведены до автоматизма: он то методичесаш бросал вниз бомбы и гранаты, го припадал к пуле мету, поливая платформы овин- цоиЧ. Охваченный пламенем эше лон на всех парах влетел на станцию, врезался в другой состав. Последовали взрывы, тихая стан ция мгновенно превратилась в море огня, запоздало тявкнули зенитки. Но самолеты были уже далеко, и еще некоторое время черные столбы дыма, поднимаю-: щиеся к небу, служили им овое- образным ориентиром. В:шзу по-прежнему лежала искалеченная войной земля. Алек сей давно привык к такому мрач ному ландшафту, его сердце ожесточилось. И только где-то. в глубине души кипела та святая ярость, сила которой заставляла до боли в суставах сжимать ру ками рукоятки пулемета. Они уже вклинились на 1.20 километров в глубь оккупирован ной территории. Гусев приступил к фотографированию вражеской военной техники, Алексей зорко следил за воздухом, готовый в любую минуту отбить атаку не мецких стервятников. — Ну, кажется, все, Павлуша, услышал в шлемофоне Алек сей ,мова Гусева, адресованные, командиру ведомого. — Да, теперь айда домой, — весело отозвался тот. Это значило, что фотосъемка произведена удачно, и осталось только пробиться сквозь ковар ный заслон переднего края к своим. Обратный путь летели молча, каждый думал: удастся ли пе ревалять через «передок» благо получно. Мерный рокот моторов успока ивал. Слипкии стал мурлыкать себе под нос какую-то ему од ному из.вестн 1 ую песенку. Шле мофон несколько уродовал тембр его голоса, и это вызывало у чле нов экипажей улыбки. Снова подлетали к Висле. Зна ли, что . в этом месте река раз делялась на два рукава,' а в пол- километре до этого разветвления находился мост важного назначе ния. Решили атаковать мост, оше- лоМ:Ив .прота'вника внезапностью наладения. Снизившись до высоты 300 метров, стали расстреливать пе реправу, а на середину моста сбросили остаток бомб. Только выходя из пике, Алек сей заметил, что за самолетом ведомого тянется жирный шлейф дыма. Были видны лизавшие фюзеляж языки пламени. — Подожгли все-таки, гады, — успел подумать Алексей и боль но ударился головой о турель по воротного механизма. Вслед ..за этим тряхнуло еще сильней. По следнее, что запомнил Алексей, были иоиры перед глазами, соло новатый привкус крови во рту, опять искры. Он потерял созна ние. ' Очнулся Алексей уже в госпи тале. Открыл глаза. Взгляд упер ся в-белый .квадрат, потолка. Сильно болела голова, в ушах звенело. — Смотрите, очнулся,.— отку да-то издалека донесся до него знакомый голос. — Ну, как твои дела, Алеша,— это над ним склонился лейтенант Гусев. Рядом стоял капитан Чй- чилошвили, командир эскадрильи. Что с ребятами? — Алексей тяжело ворочал языком. — Панов погиб, а Слипкии добрался до своих, слегка ранен. Ты скорей поправляйся, Алеша, нам предстоит еще с тобой совер шить не один вылет. Вдруг Алексей услышал нара стающий гул, характерный для множества самолетов, бороздящих небо. В палате слабо зазвенели стекла. , — Что это? — Алексей попы тался было приподняться на лок тях. — Успокойся, дорогой, — комэок Чичилошвили мягко об нял за плечи раненого, — это наша авиация полетела бомбить немцев по данным вашей развед- ш. Алексей закрыл глаза. Снилеюь Алексею, что он снова стоит на знакомом перроне, его встречают родные. Радостные улыбки, цветы, синее-синее над головой небо... С той поры не один раз подни мался в воздух комсомолец Алек сей Аксенов. До конца войны гро мил он фашистскую нечисть. Ор дена Отечественной войны 1 сте пени, Славы !П степени, Красной Звезды и многие медали засвер кали на его гимнастерке. Но кон чилась война, а бывший фронто вик, всего себя отдал мирному труду. Сейчас коммунист А. П. Аксенов работает токарем на Липецком тракторном заводе в 4-м механосборочном корпусе. На протяжении ряда лет о« яв ляется ударником коммунистиче- ского труда. За трудовые заслуги перед Родиной Алексей Павлович был награжден ордедом Ок тябрьской Революции. А. ТАТЬЯНИН. .Э 1 и ребята, которых вы вн 1 ите на снимке, чсрс! два—три года НОИи г служить ., в ар мию." Какая она?—спра- 111 ИВ. 1 ЮГ они у сержанта МСС 1 Ш 1 Ю г арни зона . И гот рассказывает им: о карауле и тре вогах, о солдатском оосие и боевом оружии — аиюмате, который уж очень хочется ребятам- допризывникам самим подержать в руках. Че рез два—три года и у них будет такой же. Они станут защитника ми Отчизны. Будут ис полнять суровый сол- датешй долг. Фото Е. Евгеньева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz