Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

с 1 | а р а 1 о о л а П ЕРЁД органами высшего образования поставлена задача активно внедрять результаты научных исследований в сферу материального производства, учебно-воспитательный процесс, создавать необходимые условия для более широкого вовлечения студен­ тов в научно-исследовательскую ра­ боту». (Из Постановления ЦК КПСС н Совета Ми«ист,ров СССР «О мерах по дальнейшему со- вершенстаоваиию высшего об- разо>вашя в стране»). Научный поиск раньше часто орашивааи с трудной и неизведан­ ной тропой, по которой идет смелый и упорный исследователь. Сумеет ли он преодолеть все трущностя на сво- грамма начинается обычно с 3—4-х ку!рсо.в, когда студенты прнстуйают к изучению специальных дисцип­ лин, ближе зиакомятся со специаль­ ными кафедрами и их иаучнымя на­ правлениями. Сов|ременные научные исследова­ ния, как правило, многогранны. Уче­ ным института приходится ПРО 1 В 0 - днть целый ряд физических, химиче­ ских, металлографических, спектраль­ ных- и другах исследований. Это об­ стоятельство и позволяет нашим сту­ дентам на старших курсах выбрать научное напрашление, в той или иной мере отвея.а 1 Ющее их характе­ ру, вкусу, склонности. Научная рабо­ та проходит под руководством опыт­ ных ученых - педагогов в лабора- торнях иясгатута, оснащенных сов­ ременным оборудованием, и непо­ средственно на производстве. Учасг- НАПУТЯХ НАУЧНОГОПОИСКА ем пути, дойдет ли до заветной це­ ли — все это в очень большой сте­ пени зависит оттого, насколько хо­ рошо подготО'Вилея он к дороге, на­ сколько надежен и прочен запас его знаний. Сейчас положение изменилось, и все реже на трудном пути научного поиска можно встретить иссладова- телей-одияочек. Только коллективы людей, сплоченные одной целью, обогащенные знаниями, вооружен­ ные современной иоследовательской техникой, способны на настоящий научный подвиг. Путь к большейце-. ли лежит через' решения множества более мелких промежуточных задач, ответы на которые в виде таб.чиц,' графиков, формул, записей, прибо­ ров, выстраиваясь в стройную сис­ тему, приводят к нужному результа­ ту. Вот такая дифференциация ос­ новной задачи на ряд более простых с привл ечением к -их решению боль­ шого коллектива исследователей и последующей интеграцией результа­ тов решений открывает воз.можности для широкого привлечения студен­ тов к научно-носледовательекой ра­ боте, проводимой кафедрами инсти­ тута. Знакомство студентов с азами зксперимеятальяых исследований начанаётся на первых курсах инсти­ тута в лабораториях физики, химш, вычислительной техники, сопротив- зения материалов и друтнх, где с помощью современного лаборатор­ ного оборудования студенты «соб- стведиоручио» проверяют «справед- .тивость» различных законов пр«|ро- ды, известных им из теоретических курсов, прио^етают первые навыки исследователей - экспериментаторов. Пользуясь спортавной т^миколо- гией, можно сказать, что это «обя­ зательная программа». Наиболее интересная «произвольная» п?о- вуя в хоздоговорных научно-иссле­ довательских работах, выполняя оп­ ределенные разделы этих работ, студенты получают дополнительную оплату, которая вместе со стапен- дией достигает 65—88 рублей в ме­ сяц в зависи 1 Мостн от успеваемости и специальяосга. Научная работа студентов — не самоцель, а одно из средств совер­ шенствования учебного процесса, Дело в том, что 'современный спе­ циалист на производстве, независи­ мо от его желания и снимаемой должности, невольно является ис­ следователем. Он ежедневно и еже­ часно должен анализировать произ- водсгвеаный процесс, сопоставлять факты, делать выводы и активно внедрять в праизводство результа­ ты своих «ми 1 ироисследованвй», что­ бы своевременно выявить питейный устранить брак выпускаемой про­ дукции, повысить производитель­ ность и улучшить условия труда и т. д. и т. п. Известный американский физик Ричард Фейнман сказал; «...Отыска­ ние законов физики — это вроде детской игры в кубики, из которых нужно собрать целую картину». Вот поэтому развитие у студентов навы­ ков исследования, умения самостоя­ тельно анализи.ровать и сопостав­ лять факты, делать правильные вы­ воды — т. е. умения из разрознен* ных фактов-кубиков составлять целуй? картишу явления — одна из важных задач высшей школы, кото­ рой все больше в больше внимания уделяется в Липецком политехниче­ ском институте. Научная работа студентов сргаяи- чески связывается с учебкой рабо­ той. У наиболее успевающих реше- ние.м кафедры курсовые и днплом- ные проекты целиком иля частично заменяются исследовательскими ра* ботами. Практика подсказывает, что участие в исследовательской ра­ боте делает учебу более интересной. Преподаватели института приобре­ тают массу горячих, увлеченных де­ лом энтузиастов-помощшкои. Само­ обучение поднимается на качествен­ но новый уровень. В сферу произ­ водства в 01 вле«аются сотни молодых людей, обладающих достаточным за­ пасом знаний. ч В связи с этим у.местно напом­ нить, что хорошо йзаестные липча­ нам новые корпуса института вы­ строены по дипломным проектам бывших студентов В. В. Кузнецова (ныне преподавате^ть инстатута), Л. А. Лапиной, В. Г. . Мищенко, Л. Н. Дорофеевой и Л, Н. Рома­ нюк (ныне сотрудники треста «Ли- пецкграждаяпроект»). На этом же строительяод! факультете большая труппа студентов под руководством доцента А. К. Книппенберга зани­ мается сейчас исследованием мест­ ных строительных материалов для лронэводства облицовочных б-чоков, плиток и других строительных изде­ лий. Пройдет несколько лет, и ла улицах нашего города вместо серых Ш!рпич 1 ных коробок появятся свет­ лые, радостные здания с наружными стенами различных ярких расцветок, сохраняющихся десятилетиями и не требующих никаких ремонтных ра­ бот. Большая за!слуга в .этом будет принадлежать и нашим, студентам Перцеву, Черток, Скуратовой, Попо­ вой, Малико'ву, Халевскому и мно- гам другим. Можно иривеста много прмеров ушешного сочетания научной рабо­ ты с учебной, внедрения результатов научных исследований студентов не только в производство, но и в учеб­ ный процесс. Так, результаты иссле­ довательской дипломной работы сту- дента-литейщика В. Соболева легли в основу авторского свидетельства на изобретение нового способа полу­ чения связующих для литейной про­ мышленности. На основании его ра­ боты будут внесены изменения в курс лекций по специальным спосо­ бам литья, а предложенная им тех­ нология после промышленного опро­ бования на Липецком тракторном заводе будет внедряться на ряде предприятий страны. Хорошей традицией стали научно- технические и научно-теоретические студенческие конференции, на кото­ рых подводятся годовые итоги науч- . ной работы студентов. На последней из них в мае 1^72 года на восьми секциях было заслушано 97 докла­ дов, -авторами которых были более 120 студентов. При этом следует от­ метить, что к участию в конферен­ ции решением кафедр допускаются студенты, представивцше наиболее интересные и полные работы. Нередко участие в студенчесмх научных кружках является первой ступенькой на пути в большую нау­ ку. Ежегодно 1—2 студента, успеш­ но и плодотворно занимавшиеся ис­ следовательской работой и проявив­ шие большие способности, сразу пос­ ле защиты ДИПЛОМНО.ГО проекта по рекомендации ученого совета на­ правляются в аспирантуру для даль­ нейшей научной работы. Так, за по­ следние годы были направлены в аспирантуру после защиты диплома студенты-меха«ки Цупро® и Гне- деи 1 КО, литейцщкй Козлов и Соболев и другае. То, что достншуто сегодня, — это только первый шаг в становлеягш студенческой научной работы. Сей­ час на кафедрах института, в пар­ тийной и комсомольской организа­ циях обсуждаются новые формы ор­ ганизации этой работы. Задача, по­ ставленная партией и правитедьст- вом перед высшей школой, будет выполнена. В, БРЕДИС, зам. директора по научной работе ЛФ МИСиС, доцент, кандидат технических наук. НАСТАВНИКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ — Мне нравятся ученики,— сказала в разговоре Ма|рия Петровна Смольянинова, пре­ подаватель Лебедянского пе- дагопического училища, —ер­ шистые по характеру, отчаян­ ные. Из-за них приходится пе­ реживать порой горькие мину­ ты. Но в них есть главное — они не умеют быть равнодуш­ ными... Становятся учителями быв­ шие выпускницы. Сейчас в Ок­ тябрьской средней школе Тер- буиоко 1 Ю района работает Та­ ня Коренева, с отличием за­ кончившая училище, а затем — пединститут. Но не рвутся связи. И старшему наставни­ ку, человеку с большой душой Шлет Таня свои письма с со­ мнениями, вопросами, востор­ гами. А Мария Петровна, вспо­ миная СБОЮ умную, сложную, чуть капризную воспитанницу, увереча, что у нее все пойдет. Пойдет потому, что уже в пер­ вых пробных уроках Таня по­ казала столько теплоты, доб­ роты к детям, что не выйти просто не может. «У нее класс, — говсржт Мария Пет­ ровна, — словно на ладошке, каждого видит, для каждого найдет нужное слово». Мы вспоминаем тех, кто учился в этом здаши, у степ кото-рого доцветают настур­ ции. Разъехались, разлете­ лись... И все-таки или при­ едут, или напишут, еловом, не­ пременно вспомнят тех, кто учил их быть учителями. А когда знакомишься с их стар­ шими наставниками, то пони­ маешь; сюда иевозмолшо не приехать, сюда невозможно не написать. Последние десять лет учи­ тельской биографии Марии Петровны связаны с Лебедян­ ским педагогическим учили­ щем. Только что выпустила, словно от сердца оторвала, свой четвертый курс. И снова к новеньким, тем, кто вчера зак 01 нчял восемь классов сельской школы.'«И с речью у них пока плоховато, и гра­ мотность .., — качает она ^го­ ловой, — первый диктант дал большой урожай двоек. Надо работать». И она будет рабо­ тать, милая женщица с не­ громким голосом, своей осо­ бой мяп<ой манерой вести раз­ говор. Только вы не думайте, — подсказали в училище, — что мягкая, значит, слабая. Мария Петровна — человек на редкость тактичный, и на редкость настойчивый и целе­ устремленный». К четвертому курсу происходит чудо. Пото­ му, что между диктантом на двойку и прекрасным умным вечером о Достоевском, кото­ рый проведут эти же ученицы, будут лежать часы и годы кропотливого педагогического труда. Невозможно перечис­ лить все формы внеклассной работы, которые Мария Пет­ ровна подчинила одной цели; дать будущим учителям как можно больше знаний. Вече­ ра поэзии, «огоньки», «КВН», встречи с первыми вожатыми, интересно построенные инфор­ мация. Но все , это ХО 1 РОШ 0 легло бы в отчет,,но. не нашло отзвука в сердцах, не отдавай Мария ПегроВ 1 на делу всей своей души. Проявить вовремя чуткость, увидеть, что кому-то плохо, и неназойливо помочь — на таг кие дела большой мастер Ма­ рия Петровна. Этому учит она и своих воспитанников. Был в училище парниижа. Из много­ детной семьи, которая. особен­ но не могла его поддержать материально. Занимался не­ важно. И Мария Петровна су­ мела создать для него атмо­ сферу особой заботливости. Почувствовав внимание и до­ верие, стал требовательней к себе и Николай. Недавно он приезжал в училище. И его бывшие наставники с удовлет­ ворением заметили и уверен­ ность, с которой он стал дер­ жаться, и новый костюм, при­ обретенный на зараббтаиные деньга. ...Завтра у третьего курса пробные уроки по географии. Волнуются ребята, а еще больше их преподаватель гео= графий Лидия Алексеевна Кор­ сакова. Для нее начавшийся год — последний перед ухо­ дом на оздых, застуженный долгами годами учительской работы. Как-то в училище про­ водили анкету, в которо1|. был вопрос: «Кто из преподавате­ лей вам нравится и за что?»'. Многие назвали имя Лидии Алексеевны. И отметили, ка­ кие черты: требовательность и принципиальность. Лидия Алексеевна никогда не приходит после уроков равнодушной. Или она доволь­ на, что, наконец, у кого-то за­ блестели глаза, значит, поя­ вилось желание знать. Или наоборот, рассТ(роеяа: «Гово­ рю, а слова в пустоту». В этих настроениях прежде всего — высокое сознание ] своего дол­ га, стремление научить ребят учиться., С „первых шагов вче- рашни'Х школьников она при­ учает к мысля, что они — бу­ дущие учителя н поэтому дол­ жны накапливать знания. Поэтому у всех ее восли* танников личные библиотеч­ ки, специальные тетради с заметками для будущей рабо­ ты. Тут и пословицы, и загад­ ки, и народные приметы. Все пригодится, чтобы оживить уроки, вызвать у ребятишек интерес к примеру. Уже в учи­ лище будущие географы соби­ рают за 1 нимательный материал по природоведению. А тысячи мелочей, как войти в класс, как развесить карты. Свое педагогачеокое кредо Лидия Алексеевна выразила точно: «Воспитать в будущих учителях внимание к детям, умение понимать детский об­ раз мышления. И другое. Вся организация урока географии и его содержание должны про­ буждать у ребят чувство люб­ ви к своей Родине». И как у каждого хорошего педагога, годами не рвутся ни­ ти, связывающие ее с теперь уже бывшими воспитанниками. Приходят письма со /штем­ пелями районов’ Липецкой я Воронежской областей, из Ор­ ла и других городов. Пишут не только о делах. Как с близким человеком советуют­ ся о своем личном. -Порой по письмам и.'фотографкя.м, кото­ рые бережно хранит : ’Л-идия- Алексеевиа, можно-, проследить судьбу человека. Люда Аза- реакова закончила училище четыре года назад, потом по­ ступила на заочное отделение Елецкого педагогичеокого ин­ ститута. В ее письмах — все: и радостная влюбленность в свой класс, и огорчения. Боль­ шое письмо о поездке с ребя­ тами в Краснодон. И самое ликующее — приняли канди­ датом в члены партии. Потом мелькает фотография юноши. А. вот уже двое и малыш —- ЛюдиНа семья. ‘ ' К каждому празднику Ли­ дия Алексеевна ’ закупает пачки поздравительных откры­ ток, чтобы послать привет сво­ им выросшим питомцам. И в каждом непременный наказ — учиться, потому что нет пре­ дела знаниям. Этой заповеди верна всю жизнь она, этому учит настоящих я будущих учителей. ^ Е. ЕМЕЛЬЯНОВА. Современный командир производства немыслим без знания основ вы­ числительной техники. Именно поэтому все студенты Липецкого филиала Московского института стали и сплавов — частые гости вычислительного центра, гордости учебного заведения. Здесь они получают навыки, необхо­ димые Аля работы. НА СНИМКЕ: студенты-вечерники механико-машиностроительного фа­ культета В. Плешков и химико-металлургического факультета А. Гарбу­ зов вместе со своими наставниками заместителем начальника вычисли­ тельного центра Н. Д. Гавриловым и начальником смены А. С. Букреедым. Фото В. Ельшаеда. Факты. Размышления. Предложения. П ЕДАГОГИЧЕСК А Я практика — это пер­ вая серьезная про­ верка студента яедия- ститута, его зяайий, уме­ ния и наоыков. Для нас, чегверокурси'иков, — это своеобразный экзамен на аттестат педагогической зрелости. ...Входишь в класс. 30 пар любопытных глаз смот* рят на тебя с большим ин­ тересом и ожида 1 Нием, одни — доверчиво, другие — на- сторожеяно. И сразу же невольно встает вопрос: до­ статочно ли у тебя самого знаний. А если накопил, то как ■сумеешь передать накоп- леиное? Все эти проблемы сейчас остро встали перед нами. Что волнует студен­ тов, о чем они сейчас Го­ ворят? — На первых порах при- шл'ось стощшутьея с , ря­ дом трудностей, — расска­ зывает Ирина Колыхалова, студентка историко-фило­ логического факультета. — Прежде всего — это воз* раст школьников. В этом году мы проходим практи­ ку в старших классах. Труднр наладить контакт с аудиторией, которая нена­ много моложе тебя, а ведь ты выступаешь в роли учителя. Трудно было впер­ вые войти в класс, произ­ нести первое слово — от пего зависело многое. Этих трудностей миого. Быда и ошибки. Но тот не ошибается, кто ничего не делает. Главное — это во­ время заметать их и ис­ править. Интересно замечание о педагогической практике студентки истфилфака Эл­ лы Меламуд: «Было бы очень хорошо, если бы сту­ денты давали уроки но предметам и вели внекласс^ литературных Вечеров, НАШ ГЛАВНЫЙ ЭКЗАМЕН ную работу в тех же клас­ сах, в которых проходили пассивную практику на втором курсе. Это во мно­ гом облегчило бы задачи практиканта. В такой этап педпрактики, как знакомст­ во с классом, можно было бы уже веста более плодо­ творную работу классного руководителя. Над этим стоит родумать. А если говорить об инсти­ тутской подготовке, то в этом плане больше повезло Студентам, работающим в 10-х классах, так как иллю­ стративный материал курса методики литерату­ ры в основном построен на программе 10-го клдсса. Хорошо бы включить в курс лекдай больше мао;е- риала из программы 8—9-х ^ классов. у .{ Камнем преткноведия' для большииства студен*. тот оказалась внекласс­ ная работа с учащимися, организация и проведение После третьего трудового семестра в РОЛИ НЕЗВАНЫХ ГОСТЕЙ ческих классных часов, нас нет, к сожалению, в ин­ ституте такого специаль­ ного курса,- но условия для подготовки к внеклассной р а^ т е в школе есть. И их нужно использовать. Это, прежде всего, непосредст* венное участие самих сту­ дентов в об1цветвенной жиз­ ни инстатута. И тому, кто актиано принимал в ней участие, особенно легко найти взаимоотношения с классом, организовать ре­ бят, увлечь их своими де- ^ лами. И еще одно замечание. Многие из нас чувствуют, что опека' практикантов ■иногда начинает просто Сковывать' их ншшиативу; мешает вырабатывать на­ выки самостоятельной рабо* ты СО школьниками. Конт­ роль опытных педагогов, “бесспорно, нужен, но его ‘меру надо определять. Ю. ?&УДАРЕВ, С. ШУЛЬГИН, студенты 4-го курса Липецкого педагоги­ ческого института. Невеселое настроение нын­ че у бойцов строительных от­ рядов Липецкого филиала Московского института стали и сплавов. И причины этому Запланировали осво­ ить 500 тысяч рублей, а фак­ тически смогли сделать лишь 267 тысяч. В чем же причины такого положения? В них лег­ че разобраться, если проана­ лизировать работу каждого озряда. : 76 бойцов отряда «Строи­ тель» были закреплены за СУ-4 треста «Жилстрой». Дай ребятам фронт работ да ма­ териала вовремя, и они пока­ зали бы класс работы. Но в управлении решили по-друго­ му и поставили студентов уби­ рать мусор на готовых к сда­ че объектах. А ведь в дого­ воре черным по белому сто­ яло: кирпичная кладка и бе­ тонирование полов. Штаб от­ ряда обращался в управление, но положение изменить не удалось. Отряд «Апогей» дислоциро­ вался в совхозе «Песковат- ский» Гряэинского района и был Гфикреплен к ПМК-229. Однако дела для бойцов не нашлось, и отряд перевели на другой объект. Нелегко сложилась трудовая биография и у студенческого строительного отряда «Буре­ вестник», который трудился на возведении теплицы № 2. Сначала все. шло хорошо. По договору бойцы должны были сделать два объекта; насос­ ную и автовесы. Но через не­ делю, без согласования со штабом, первый объект был отдан штатным рабочим, а на вто|рой не дали сварщика, и работы приостановились. Затем отряд разбили на груп­ пы по 4—8 человек и «броси­ ли» на различные мелкие объ­ екты в качестве чернорабо­ чих. Фактически, заключив до­ говор на бумаге, руководство С^-10 забыло о существова­ нии отряда и не старалось эффективно использовать его возможности. «Импульс-72» сдал в эксплу­ атацию три объекта в колхо- зс!1Х «Память Ильича», «Крас­ ный холм» и в совхозе «Зна­ менский». К сожалению, к мо­ менту выезда строительные материалы были завезены лишь в колхозе «Память Иль* ича». А в других местах при­ шлось начинать с доставки не­ обходимого. Бойцы потеряли много времени по вине руко­ водства ПМК-103. В том же совхозе «Знаменский» не за­ везли изоляторы, в колхозе «Верный путь» — кабель. 40 столбов в совхозе «Красный холм» гтришлось ставить вруч­ ную из-за того, что вовремя не подошла техника. И таких примеров много. А в совхозе «Возрождение» целая бригада была вынуждена уехать с объ- екта^ где не 6ь1ло никаких ус­ ловий для работы. Всего 40 человек из «Импульса-72» ос­ воили 82,5 ть:сячи рублей. По договору для отряда, который остался на строитель­ стве крытого катка в Липецке, предусматривался обширный фронт работ. Однако в жизни все получилось по-другому. Бойцов рассредоточили по другим объектам, где им бы­ ли предложены малооплачи­ ваемые работы. Не все глад* ко сложилось и у сорока че­ ловек, оставшихся на катке. Газета «Ленинец» писала сб этом. Статью обсудили на комсомольском собрании, где были ответственные работни­ ки строиггелького управления № 4. Студенты решили в ос­ тавшееся время повысить про­ изводительность труда и про­ сили улучшить доставку ма­ териалов. С 20 июля по 5 ав­ густа работа шла хорошо, од* нако, справиться с намеченной программой не удалось. Главные беды нынешнего строительного сезона —* не­ подготовленность строитель­ ных организаций к приему студентов и распыление отря­ дов. Нам кажется, что нужно серьезно спросить с руководи­ телей, заставивших терять до ­ рогое время. С большими надеждами от* правлял институт свой отряд «Монолит» в Лоухский район Карелии. Отбирали туда лу'и ших из лучших. И вот такой срыв... Десять человек уехали из отряда, испугавшись воз­ никших трудностей. Это Вик­ тор Проскурин, Петр Искусс- ных, Геннадий Камышников, Владимир Каковкин, Анатолий Попов, Александр Корнилаев, Борис Ротынских, Александр Володин, Александр Овчинни­ ков и Юрий Белугин. Их пове­ дение будет обсуждаться на заседании комитета комсомо­ ла. Командир «Монолита» Е. Ночевкин не проявил долж' ной твердости и инициативь Частые срывы в работе, пло хая организация труда, конеч но, не способствовали подня ТИК) духа у бойцов. Единствен’ ный выездной отряд в гостях не сумел показать себя. Это обидно. Третий трудовой семестр— большое ж:пытонив для сту­ дентов. Надо будет строже подходить К заключению до­ говоров, идти работать туда, где мы, действительно, нуж­ ны, где нас ждут. В. ПЁИЛЕПИН, секретарь комитета ВЛКСМ Липецкого филиала Московского института стали и сплавов. П РАЗДНИК БУ Д УЩ И Х ТРА К ТОРОСТРОИ ТЕЛ ЕЙ В большом зале Дома пио­ неров Липецкого тракторного завода собралось более 200 учащихся первого курса Ли­ пецкого машиностроительного техникума. Юношам и девуш­ кам—будущим тракторострои­ телям, вручались удостовере­ ния учащегося техникума. На традиционном вечере с приветственными словами к ним обратились секретарь партийной организации В. И. Сушков и директор техникума В. С. Мещеряков. Они поздра* вили ребят с успешным нача­ лом учебного года. Секретарь комсомольской организации техникума Р. Да* донова вручила первокурсни­ кам, членам молодежного етроительного отряда «Маши* ностроитель-72», ценные по­ дарки и грамоты Левобереж­ ного РК ВЛКСМ. Инструктор по работе с подростками Левобережного района М. Мажорный передал почетные грамоты членам клу­ ба «Отважные», учащимся пер­ вою; курса — Виктору Про­ скурину, Александру Бороди­ ну, ИваПу Басйнских. Они на­ граждены за активное уча­ стие в общественной жизни и отличную работу на пусковых объектах Липецкой Магнитки и птицефабрике совхоза «Рос­ сия». В заключение состоялся кон­ церт художественной самодея­ тельности, подготовленный силами учащихся, тайцы. М. ГРИДНЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz