Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

РАБОТА УИНХТАБАК Фоторепортаж Монтажный участок елецкого завода «Эльта» в шутку называют «девични­ ком». Над многочисленными'монтажны­ ми столами склонились одни девуш­ ки. Работа сложная н ответст­ венная. Здееь изготовляются элект­ ронные «сердца» телевизоров и радиоприемников. В руках у девушек постоянно один прибор — электрод, С помощью его свариваются тончайшие уз­ лы радиоламп. Работа поистине юве­ лирная. Здесь концентрируется все: точ­ ность, опыт, знания. И, как заверила нас старший мастер М. И. Галицина, брако­ ванная продукция практически нс бывает на столе у строгих контролеров. Тихо на учасУке. Вот что-то не получи­ лось у Л. Черняевой, и над се столом на­ клонилась Нелля Семенова. Операция знакома до тонкостей, по вот встретилось непонятное и здесь, в самое время при­ дется совет опытной подруги. Комсоиольско . молодежный коллек­ тив М. И. Галициной встречает юбилей кашей страны новыми трудовыми успе­ хами. Ежедневно на участке монтирует­ ся 6200 электроламп. Это на 600 штук больше сменного задаинп. Продукцию завода «Эльта» получают во многих городах Советского Союза. Пльчаче по­ ставляют свои изделия в Харьков и Ки­ ев, в Днепропетровск и Московскую об­ ласть... И всюду они получают достойное признаннее Не случайно творческий под­ ход к труду увенчался успехом. В этом году кинескоп марки 50ЛК1Б отмечен Государственным знаком качества. И в этом немалая заслуга коллектива мон­ тажного участка. В. АЛЕКСЕЕВ. НА СНИМКАХ: слева — Нина , Фи- ,лина — лучшая монтажница участка; справа — общий вид участка. Фото В. Ельшаева. ПИСЕМ СТРОЧКИ ТЕПЛЫЕ... Признаться, очень приятно, когда и нашей редакционной почте встре­ чаешь такое письмо: «Уважаемая редакция! Прошу Вас передать мою искреннюю благо­ дарность учащимся Лебедянского СПТУ № 7 зе бескорыстную по­ лнощь. Учительница, ныне пенсионер­ ка А. Троицкая». Оно занитересовало нас и вот т— • телефонный звонок в училище и от­ вет заместителя директора В, А. Пухлова дополнили строчки письма. Давняя дружба связывает ребят СПТУ № 7 со старым, уважаемым в районе педагогом, ныне ушедшей на заслуженный отдь!х. Анна Нико­ лаевна — частый гость в училище. Ей, одной из первых комсомолок района, есть что рассказать молоде­ жи — об истории Лебедянской ком­ сомольской организации, о коллекти­ визации в районе, об известных зем- ляк-ах-героях Великой Отечественной войны, об истории своего родного городе, о его людях. Рассказывали старшему другу и ребята — об училище, об учебе, о своих пленах. Не раз они приходи­ ли к Анне Николаевне домой, где всегда были желанными гостями. Поэтому естественным было же­ лание ребят помочь Анне Николаев- . не, когда они увидели, что ей нуж­ на их помощь. И вот в один из вы­ ходных дней на квартиру к ней пришли комсомольцы. Пришли не е пустыми руками — со строитель­ ным материалом, инструментами. И работа закипела. Пока мальчики во главе с Мишей Волковым пилили и кололи дрова, девочки, будущие штукатуры и маляры, Валя Иван­ никова, Таня Самплина, Маша Гре­ чишкина покрасили двери, окна и полы, оклеили комнаты обоями... Это было данью большого ува­ жения к старшему товарищу, на­ ставнику. С удовольствием передаем мы сегодня слова искренней благодар­ ности Анны Николаевны ребятам. Это письмо — не единственное в нашей почте. С большой теплотой рассказы­ вает липчанна А. С. Лебедева о ле­ чащем враче городской поликлини­ ки № 2 — терапевте Лидии Андре­ евне Баландиной. Несколько пет на­ ходилась Анне Степановна под ее наблюдением, «И все эти годы я ощущала забо­ ту, чуткость и внкмание к себе. Сейчас я вновь возвращаюсь и здо­ ровой жизни. Дорогая редакция! Передайте, пожалуйста, мое спаси­ бо Л. А. Баландиной, мое пожела­ ние счастья и огромных творческих успехов на благо здоровья людей», — пишет автор письма. Очень интересное письмо присла­ ла нам в редакцию учительница П. И. Андриевская. «В селе Дегтевое Задонского рай­ она, — пишет она, — все с большим уважением относятся' к Фекле Ро­ мановне Сериковой, матери-герои- ие, воспитавшей и вырастившей И детей». Много испытаний выпало на долю этой семьи. Инвалидом вернулся с фронта в годы войны отец, комму­ нист Тимофей Петрович Сериков, Односельчане избрали его предсе­ дателем колхоза «Борьба». Не­ сколько лет руководил он хозяйст­ вом в тяжелое послевоенное время. И первыми помощниками во всем были отцу его дети. Росли не бело­ ручками — работали и пастухами, и животноводами, управлялись в поле. И все хорошо учились в той самой сельской школе, в которой работала в те годы учительница П. И. Андриевская. Больше двадцати лет не была она в селе. И вот недавно, побывав в Дегтевом, вновь встретилась с детьми семьи СерикЬвых и захоте­ лось ей рассказать о них. Долгие годы Фекла Романовна, после смер­ ти мужа, воспитывала сыновей и до­ черей одна. «Это она привила детям любовь к труду, воспитала их сильными, добрыми, внимательными к людям. Я побывала в их большом и госте­ приимном доме и от души порадо­ валась той доброте и чуткости, ко­ торая царит в нем», — пишет П. И. Андриевская. Все дети этой большой семьи се­ годня уважаемые односельчанами люди, многие из них живут и рабо­ тают в Дегтевом. Советская впасть, наше государство позаботились о том, чтобы дать им образование, любимую работу, материальное благополучие. Стали инженерамн сыновья Петр, Павел, Иван, Нико­ лай и Алексей. Вера и Анна — свен- «овичкицы, Татьяна — доярке. У всех у них уже свои семьи, Трид­ цать три внука у Феклы Романовны. Есть кому продолжать рабочую ди­ настию Сериковых. «Как не сказать большое спасибо этой женщине, хорошему человеку, как не позавидовать по-доброму ее счастливой материнской судьбе», — пишет в заключение автор. Добрые слова о товарищах, о тех, кто живет и работает рядом, содержат многие письма наших чи­ тателей. Вот что пишет нам ельчанин А. Новиков о молодом коммунисте, машинисте локомотивного депо Юрии Деши.че. . «Забрался я как-то на его тепловоз, Потрогал рычаги, подивился размером его сердца- дизеля, заглянул в лобовое стекло, на минуту представив себе набегаю­ щую нить стальной магистрали и мелькающие за окном телеграфные столбы и полустанки... И вспомнил, как хорошо сказал как-то Юрий: сидишь в кабине и слышишь, как дышит машина, словно живая. Так может сказать только влюбленный в свою профессию, в свою работу человек». А. Новиков рассказывает о том, каким хорошим учителем стал Юрий для молодых. Юрий Роменов, Васи­ лий Реэинков, его ученики, сегод­ ня уже сами опытные машинисть!. Уважают в депо Юрия. Дешина и старшие товарищи, и комсомольцы. Его, коммуниста, они избрали сек­ ретарем комсомольского бюро це­ ха эксплуатации, во всем считают его своим вожаком. А вот еще одно письмо. Его прис­ лал нам Н. Баднков из Добровско- го района. «Всегда приятно видеть: приезжает парень из армии, чекан­ ным шагом заходит в правление колхоза: «Разрешите доложить!» Совсем недавно вот так же до­ кладывал своим односельчанам и комсомолец Петр Быков. До армии работал в колхозе «Россия» кукуру­ зоводом, а сейчас стал трактори­ стом. Сам отремонтировал Т-40, стал возить корма к фермам колхоза. Вернулся солдат в колхоз и рабо­ тает также хорошо, как и служил в армии. Письма, письма,.. И в каждом —- теплые строки: о старшем това­ рище или учителе, ровеснике или друге. И в каждом из них просьба — передать благодарность, расска- эать о человеке. Мы с удовольст­ вием выполняем ее сегодня. И хо­ чется пожелать — пусть их будет больше в нашей редакционной поч­ те, таких писем. Л. ИГОРЕВА, В 01 Р 0 СЗАМЕ! Ув.‘1жаемая редакция! Цивилизация коснулась всех лю­ дей, по крайней мере, правила лич­ ной гигиены стали нормой для каж­ дого. И : каждый культурный чело­ век знает, что зубы необходимо чис­ тить хотя бы дважды в день — ут­ ром и вечером. Как минимум. Но * в городе Липецке, да и в районных центрах, вот уже второй месяц от­ сутствует в продаже зубная паста и зубной порошок. Хотелось бы знать, есть ли заме­ нитель пасты и порошка, и если есть, то где его можно купить и как им пользоваться? Вот е таким вопросом обращают­ ся к вам СТУДЕНТЫ ЛИПЕЦКО­ ГО ФИЛИАЛА ЛШСКОВСКОГО ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ. ОТ РЕДАКЦИИ: Публикуя это письмо, редакция, в свою очередь, адресует этот вопрос дирекции Ли­ пецкого горпромторга. Когда же, на­ конец, столь элементарный и необхо­ димый в быту предмет появится в .магазинах города в достаточном ко­ личестве? С ЕКРЕТ педагогики в том, чтобы привести в действие " пружину человеческого до­ стоинства, если угодно,^ самолюбия, которое никогда не бывает сломлено, как бы низко не пало человеческое существо». И. ТУРГЕНЕВ. Тогда то иисьмо немало озадачило нас. Девчонка сетовала на плохое на­ строение, даже на разочарование в ■жизни, .хотя ей не было и двадцати, ' и она еще только учится и ГПТУ. Вновь об это.м письме я вспомшма совсем педашю, когда случай при­ вел меня в то самое тринадцатое училище. И чем больше я знакоми­ лась с его жизнью, тем яснее, понят­ ней .становились горыше:девчоночьи строй. Теперь они начали обретать оздутимый, видимый смысл. ...В первый" раз училище напомнило мне" хлопотливый .муравейник. Маль­ чишки сновали по двору с метелка­ ми и лопатами. В кострах потрески­ вали собранные вокруг ветки... Шла ' уборка территории. Трудились ребята, . на. сла|Ву, Даже дождик не скоро собрал их под навесы. Привычные дела. Обыкновенные мальчишки: И, наверпре, обычным по­ лучился бы _рассказ о них, ; если бы не один разговор,: который многое потянул .за собой... . Для начала мы говорили о пустч- ках. А когда ненаррком ц епроей^а: ': о настроении,' парии ответили с недо-' верчивым . холодком: «А чего нам, настроение!». Кто-то сказал ‘это с нескрываемой досадой. Минута откровения пришла не сразу, - Йо! потом,: когда;: разговррйлйсь," ребят трудно уже было остановить. , Илья-Шацких всиоминая: «Мы'евде первый год унялись. Тогда практику на тракторном проходи.®. Однажды после работы: вышли, из проходной. Погода была отличная, и мы начали всей группой; бросаться снежками, толкать друг друга в-снег. — .Илья, ■рассказывая, лепил руками невиди­ мый ком. -^'Мастер наш, Аиапнн Иванович Ананьев сзади шел. Он ничего не сказа,; пам. Но как только пришли в. училище, сразу, направи- . лиеь в столовую». Я стоял вместе с ребятами в очереди. Потом ко . м.зе вдруг подошел Лнаиий Иванович, потянул за рукав н веле.) идти с ним. Зачем —- не объкони.я. В комнате два мастера из других групп схнати,ли меня за руки и насильно, посадил» на стул. Один из них — имени его я не знаю — в:1Ял. ножницы и выстриг на моей голове *три полоски. Все это время .-меня держали за руки. , Когда я спросил, за ^что стригут, мне отнетили: «Сам долгксн знать». В тот .же день мастера подстригли Пономарева, Мелихова й Кириллова,, уч1ащихоя нашей группы- И лишь Кириллову, которого стригли послед­ ним, мастер объяснил, что нас нака­ зали за нло.чос поведение иа ули­ це». ■ ^ Попятно что-нибудь? Порезвились, Это рассказал Геннадий Ермаков, ' учащийся пятой группы, -Довелось услышать и еще о нескольких слу- Гчаях рукоприкладства. . ,Страт1ая система воепитаиия сло­ жилась в училище. Давайте лосмот- рим еще некоторые «методы». Как, например, проходят рейды мастеров но общежитию? Делается это очень просто. В то время, когда ребята сидят на зааятаал, мастер идет к ко­ менданту, берет ключи от „комнат своих учащихся и начинает обход. Никуда не забудет заглянуть на­ ставник: в шкаф для одежды, в че­ модан с личными вещами и даже... в. А мальчишкам, быть может, только то и иужйо было — доверие, Нулено утверждение граждансттого достоин­ ства, уважения к самому себе. Но почти всегда вместо вдумчивого пр.з- никновения в свой духовный мир отш видят стайдартное решение: вкнов,зт — не винегват. Хотя в жизни бывают сотни самых разных' обстоятельст'в, когда вообще нельзя оценивать поло­ жение с этой точки эренйя. : Есть у В. А. Сухомлииского такое высказьцшше: «Когда же господст­ вует дух -приказания, нетерпимость к сомнениям, и воэражения.м, создастся опаснее гю.'южеи-ис, которого не за- ПЕДАГОГИКА... С НОЖНИЦАМИ •братцы, — подегавляйте головы. Вы­ стригут вам.иожшцами три полоски, а может, и одну всегр ,— и отпустит на посмешище. Здесь свои, посмеются,, в парикмахерской чужие. Провинности разийе^— наказанче .одно. Но не думайте, :цожалуйс1а, что тз'И.уж оно и не..совершенствует­ ся. Сдвиги .есть ,— в последнее, вре­ мя ножницы замешьти машийкйй: •. • •Лиха беда :— .начало. Если, Доду- малнец: стричь,,-1:0 -;пояейу, собс,тяси-. но, не сообразить отнуснать оплеухи.. И мастера это при случае -делают. Каким может быть .случай? Да, при­ мерно, вот таким. «Мы возвращались в автобусе . с поля. Наш* бывший мастер ехал; на- своем- мотоцикле сзади..гР'дбтел при­ курить, но нечаянно "Оглянулся и -уви­ дел, что Виктор Павлович грозит мне кулаком-. Сигарету тут же выбросил. По когда автобус остановился, ма­ стер .подошел ко мае и сд.ал;,бзть ку­ лаком по лицу. Разбил губйь-к-э носа потекла кровь.... - - '-л'- Я попытался встать, нVси схватил, меня за голову и стал бить по стек­ лу... Когда Виктор Павлович ущел, я- вышел из автобуса, умылся. Домой дОбиралеЯ сам...».' . ■ ■' - . ‘ ■"* кар,1ианы. Попробуй рбидетрся — че- ;:.ло.8Ш для пользы Дёла 'Старался. Ведь кто-то: когда-то- тайком вынес с ; тракуорнотомелкие йнструменти... Очень-, любопытная система сущест­ вовала в проШлом-году йсобщежитии,.' : Есто в; красном .уголке телевизор (кета.тв} ;чуть ,ли не едицственноё .раз-: влечениеСу-ребят}. Так дреТуп к нему . еще. и за.Воевать'. надо! Поставит еан- тройкат'кяят.ер'ку» за-'чистоту —г-полу- :чай Спецнальный пропуск. А: если , у . тебя «четверка», .не видать тебе-голуг.; :бргр:экрана, ;как своих ушей. ,• - -Давайте/нйдробуем теперь' увидеть 'за :этпми 'фактама самих ребят и тех, КТО, их воспитывает. Мальчишки — не ангелы. П на уроках о и могут шуметь, я на .зя- нятия Но8рём.я не'-явиться, и'волосы, длинные отпусг.тть. И все-таки я 'Слышала,- как ” э.ти .уже .са­ мые мальчишки . с обидой говорили своему мастеру;. «Виктор- Петрович, мы ведь на самом деле лучше, чем вы о час думаете.,.». Сказали после лого, как он трижды очень строго, 'Твном, н€.допускающйм никаких воз-, ражшнй, повторил; «Чтобы были все, как один. Проверю по списку перед отъездом и после работы». 'мечает педагог. Категоричность вы-, ■зывает в сознании'Надростка внутрен- . , ВИЙ протест». Л не тот ли это самый протест, ко- .торый: .эаетавит. рдиого парня запеть ■'на уроке,-другого— рт-крыто нагру- бить? Кто-то скажет — легко, мол^ рас- .суждать. •А. попробуй . воспитывать! Действитеяьног с ребятами- трудно.- Но ведь: чтобы..убедить, нужно уметь :. владеть. сло.вом, в котором таится ; РлноЕое;,«человечность,-чуткость, -тер-. пимоеть к 'ЧЬИМ-ТО: слабостям.. Чтобы потребовать —' большого ума не на­ до, и слова, особые обычно не вы­ бирают. В 'Училище чаще применяют второе. От усталости ли, или равно­ душия к-ребятам? ■ '. '■ ■\ ...Беседуем с .мастером. Е му двлд - :.дать двашада. В училище Виктор- П;;- шикин работает второй год. Обая- ■тельныйг приятный юноша. Говорит просто и откровенно. Как он относит­ ся к своим.! мальчишкам? «Вы же са­ ми знаете,» какие они...». Заметил, кстати, что ему вее-таки легче — воз­ растом свеим недалеко от ребят ушел, понимает их лучше. И тут же чистосердечно раскрыл «секреты» воспитания-: руки его уже успели по­ держать злосчастную машинку. М-и-> чего страшного он в этом ие видит. «Ну; а если они не понимают...». 11 о профосс|'Ш Виктор—токарь. Хо­ роший специалист. Но значит ли это, что он готов уже стать масте­ ром? Чутким, умным наставником, воспитателем. Отнюдь нет — это ясно без всяких доказательств. Вопрос другой — где их взять, хороших ма­ стеров? . , В нашем городе мастера училищ имеют большие возможности для педагогической подготовки. Это двух­ годичные курсы при пединституте, . занятия в вечернем университете марксизма-ленинизма, наконец, спе­ циальный педмини.чум, который ор­ ганизует управление профтехобраэо- , вання. - . , В тринадцатом училище .— трид­ цать мастеров. И только одиннадцать из них прошли педминимум; которо­ го, кстати ска'эать, в- любом случае все-таки недостаточно. .Так ли уж много дадут ?ти двадцать часов? . Оста.щные мастера- в большинстве своём молодые специалисты, Может быть| отличные слесари, фрезеровщи­ ки, газосварщики... Но скоро ли, на­ зовут их отличными наставниками? И ,назовут ли?. - Мо . вернемся к вашим фактам. Что и говорить — скверный климат сложился I в училище. Хотя внешне, напоказ — все гладко и хорошо. По« интересуйтесь, какое училище в на­ шем городе лучшее. Одним из пер­ вых рам непременно назовут тринад­ цатое. . ....... ..Напоследок езде, раз заглянула.• к заместителю директора’ро' .учебно- воспитательной работе: Анатолию Тихоновичу Абрамову, Не слыхал ли он ненароком о бурсовских мерах, которые -применяют к воспитанни­ кам? Трудно представить удивление более искреннее, чем то, которое по« явилось на его лице. Я, оказывается, принесла-неслыханную новость. Ба­ тюшки, выходит, совсем это и не правда — многочисленные ребячьи россказни! Как же так; мальчишки? - ...А мальчишки — человек пятьде­ сят — стоят па ступеньках перед входом в общежитие, тесной кучкой жмутся под козырек. Дождик пото.му что сильный. А в общежитие, в свой второй дом, не войди — поло­ женное время не подошло. Такие - здесь порядки.... Г. КАЙДАШКО. Одна из важнейших задач обще­ образовательной ш к о лы п о д го т о в ­ ка учащихся к сознательному выбо­ ру профессии. : В школах Чаилыгииского района классные руководители ведут карточки-характеристики, где от­ мечается, к чакой врофессии имеют­ ся склонности у того или другого учащегося. И, если парень или де­ вушка уже определили любимую про- ф е с сш ^ то. педагоги, ^яцомитеты ВЛКЯРн родители стар ^ |Р « под- держагь у ребят стремлеТгие к ней, помочь им по окончании школы при­ обрести специальность по душе. Уголки по- профориентадви, кото­ рые знакомят учащихся с достиже- ЧТОБЫ ВЫБОР БЫЛ ПО СЕРДЦУ ниями своего района, шефствующего предприятия, колхоза или совхоза, оформлены в каждой школе. Особое внимание обращается на выбор профессии учащимися сель­ ских школ. В настоящее время сель­ ское хозяйство нашей страны испы­ тывает большой спрос в квалифици­ рованных кадрах. И поэтому комите­ ты ВЛКСМ, учителя, администрация и общественные организации колхо­ зов и совхозов прилагают все усилия н тому, чтобы как можно больше Ребята работают на пришколышм участке, на полях колхозов и совхо­ зов. Во всех 35 школах района ра­ ботают ученические производствен­ ные бригады, которые оказывают по­ мощь хозяйствам в выращивании и уборке урожая. Для ребят устраи­ ваются встречи с лучшими тружени­ ками села. Учащиеся Троекуровекой, Колы- бельсной и Дубовской средних школ взяли шефство над молодняком крун- него рогатого скота и стали постоян­ ными посетителями животноводче­ ских ферм. Старшежлассниии часто „ проводят диспуты, чита­ тельские конференции о профессиях, где разгорается оживленный спор о том, какая работа почетнее и лучше. Очень интересно прошла в Чаплы- гйнской средней школе № 1 конфе­ ренция на тему: «Ты и твое место в жизни». ............ в Чаплыгинском сельскохозяйст­ венном техникуме ежегодно прохо­ дит «День открытых дверей», где са­ ми учащиеся техникума рассказыва­ ют будущим выпускникам об исто­ рии своего техникума, о специально­ стях, которые здесь можно полу­ чить. Трудоустройство выпускников школ стоит на первом плане и в райкоме ВЛКСМ. Всем тем ребятам, которым не удалось поступить нынче в какое- либо учебное заведение, мы помогли найти в районе работу по душе. Е, ГУСЕВ, секретарь Чаплыгинского РК ВЛКСМ. ||1Н»11Шпе1е|11Е11Ш1|1!13Ш1 1сн1ш 1и м 1!н н 1т 1111т ш 1ш 1н н п п 1111ш и ш н 1!ш 1111н п п 1н 1111н п н п ш 1ш п 111 «С читать о д н о й и з важнейших государственных за да ч НЕУСТАННУЮ ЗАБОТУ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ И ЛУЧШЕМ ИСПОЛЬЗО­ ВАНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ,..». (Из Постановления Вер.човного Соиета (ХСР от 2&сентября 1972 года). В О и м я Л Е С А Они начинали вместе. Вместе на «отлично» окончили семилетку. Вме­ сте выбрали дело в жизни. Й те­ перь А,чександр Иванович Терехов пи одного значительного вопроса не ре­ шает без директора, своего школьно­ го друга. Вместе оии выводили За­ донский-лесхоз в ЧИС.ЧО лучших. Правда, тут заботы у друзей немно­ го разделились. Главный лесничий Терехои задался целью возроди;ь гш- томиик. Был он в очень запущешгзм состоянии, а что же за лесхоз .без питомника? Ведь ;заботз из забот каждого человека, но до.чгу службы, по веленшо.души связанного; с ле­ сом; возрождать его, не давать таять народному богатству. И хлопоты с питомником нес1{оичаемы. — Особетю в этом году, — Алек­ сандр Иванович продолжает давно начаты;ц)азговор. — Погюда-то стоя­ ла сухая. Жара все сож;ла. Был во мпогн.ч питомниках области, и всю­ ду картона одна и. та же; всход;» пожухли. ,И однолетки, и двухлетки о плачевном состоянии. Александр Инановнч окидьгвает взглядом плантации саже;шев. Ниэ- ■ко склоняется над невидными почти от земли соссикамш Зеленый ковер их радует и в то -е время тре;!Ожит главного лесничего. — ^-Вырос.вд однолетки вдвое боль­ ше обычного, но все вегегнруют, а это очень плохо. «Вегетируют», значит, продолжают расти, не за&ш1тея о маленьких ко- рршневых почках, которые должны появи’Ш|ьна: вернинкед|||[<лого буду­ щего щ Р ш а . Пет ночЩРа макушдсе, выходит, деревце ие готово к зиме, у него меньше ;иапсов выжить в стужу. '' Питомник весь разбит на неболь­ шие квадраты. У каждого табличка. Тополь ивантеевский, тополь пирз- мидальный, смородина и рябина, ели и сосны раз;;ых пород—каждый кло­ чок земли занят под с;юю культуру. О;;ол;з одного из участков питомника навалены бревна н солома. Посто­ роннему человеку может показаться, вот сколько мусора не убрано. На деле все обстоит иначе. На вьюжчую зиму побеги березы укрывали тол­ стенным слоем соломы, да еше свер­ ху бревнами приваливали, Александр- Ийа1;орнч вспоминает, как боролись па питомнике этим ле- ТО.Мс засухой. - - С весны поставили плотину. Со­ здали небольшой Пруд. Проложили от него трубы и поливали питомник. К середине лета пруд стал- пересы­ хать. Попросили в хозяйстве боль­ шую емкость. К-700 целыми днями подвозил воду в пруд, из ;4оторого уже снова вели полив. Только так и удалось с;;асти посевы березы. Александр Иванович привычным взглядом окидывает плантации ;ш- томиика. Здесь есть и заветные ме­ ста. Радуют четкие, рослые побе;т1 тополя, выращенные способом че­ ренкования. Но ведь можно попро­ бовать вырастить его и из семян. Долго не удавалось сделать это в условиях, питомника, Л. вот в этом -году повезло. Из тополипого пуха вдруг возродилось ново.е племя. На питомнике Задонского лесхоза часто появляются тоста, чтобы по­ смотреть, ;;ереиять то, что не удается сделать самим. Тогда ведет Але;{- сандр Иванович 1-остей и к сосцам, скрещенным с кедром. Но ни в один -из дней не забывает он .чагляпуть в маленькие, крытые- пленкой дза парннчка. Здесь идет эксперимент. Тую, красивое вечнозеленое растение, разводит лесничий с помощью черен­ ков. Это еше не удавалось почти пи- где 1ТО области, кроме как в лесо- стешюй станции в селе Ламекзм. Александру Ивановичу очень хо­ чется размножить это красивое рас­ тение. Тем более, что в последвее время ;;а озеленение городов стали . обращать асе больше внимания. Около пятнадцати тысяч саженцев увезли минувшей весной с питомни­ ка. Готовы к отправ;4е новые тысячи. Время вот только подгкимает. Ведь высаживать молодые побеги надо в коротищ сроки. Прошедшей весной за четырнадца-|ь дней силами лес­ хоза было посажено 690 гектаров молодых деревьев. Но это уже посад­ ки иного плана... На улице Горького, за два дома от квартиры Тереховых, в эти теплые осешгие дни зацвела яблоня. До­ мочадцы сразу же узнали об этом, а Алекса;;др Ива;;ович ;№ заметил. Некогда было. И виноват в том не только питом:ши. Еше одно , дело, хлопотливее первого, отнимает массу забот у главного лесничего. Это ле­ созащитные и овражно-балочные на­ саждения. Казалось бы, ведь все- . таки посадки не лес, темный и дре­ мучий, с ним» и хлопот меньше. А пока же все цазбооот. — Болес бесправного положения, чем у нас, лесхозовцев, наверное, не придумаешь. Каждый год идем к ру­ ководителям хозяйств «просить» зем- л;о. Л владения наши раскинулись в Липецком, Хлевеноком, Задонском районах. Дай, председатель, землич- ки, полосу посадим. Нам же план надо выпо.шять. Тот начинает прики­ дывать. Пет, эту ие дам, здесь я вико-овес посею, и эту, по оврагу, не могу отдать — коров негде пасти. Алекса;1др Иванович рассказывает н более курьезные случаи. ~ Вот управляюшнн.Цеитраль;ням отделением совхоза «Калабиискнй» сразу «предупредил» нас: ;;осаднте, а коровы съедят. Так и вьипло: две трети всех посадок были стравлены. В прошлом году 26 1-ектаров из 38 были списаны. Впрочем, здесь, на этом, казалось, незначительном деле отлич;ю про- слежинаетея умение руководителей хозяйств заглянуть в завтра. Вот в том й4е совхозе «Калабинекпй» в 1971 году не было вспахано зяби более полторы тысячи гектаров. Не ценят землю в совхозе «50 лет Ок­ тября». В отделении «Дружба» , в 1964—1965 годах проведены большие работы по обдесению. Кроме овраж­ но-балочных полос, было возведено пять простейших гидротехнических сооружений — водозадерживающях валов. Один из них — овраг «Дегтяр­ ный» был прорван весной, Овраг сно­ ва стал расти. Вершина его через 2—3 года выйдет на дорогу. Это уже пошел разговор еще об одной заботе главного лесничего. На его плечах лежит и борьба с ^ов­ рагами, их ростом. Это тоже бой ьа землю, за ее красоту. В этой борьбе пока не всегда удается выигрывать. Но идет она опять же через питом­ ник. Чем больше вырастят на нем маленьки.ч, впитавших в себя тепло и заботу человеческих рук, саженцев, тем наряд;;ее, богаче будет земля за­ донская. ...День главного лесничества па- чинается с зарей и кончается с нею. П;1то.м.ш1к, лесополосы, текущие дела отнимают та;1 ;4ного времени. что иногда не удается выбраться в на­ стоящий тенистый, шумящий лист­ вою лес. Но все делается во имя Л. ВАСИЛЬЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz