Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
РАБОТА УИНХТАБАК Фоторепортаж Монтажный участок елецкого завода «Эльта» в шутку называют «девични ком». Над многочисленными'монтажны ми столами склонились одни девуш ки. Работа сложная н ответст венная. Здееь изготовляются элект ронные «сердца» телевизоров и радиоприемников. В руках у девушек постоянно один прибор — электрод, С помощью его свариваются тончайшие уз лы радиоламп. Работа поистине юве лирная. Здесь концентрируется все: точ ность, опыт, знания. И, как заверила нас старший мастер М. И. Галицина, брако ванная продукция практически нс бывает на столе у строгих контролеров. Тихо на учасУке. Вот что-то не получи лось у Л. Черняевой, и над се столом на клонилась Нелля Семенова. Операция знакома до тонкостей, по вот встретилось непонятное и здесь, в самое время при дется совет опытной подруги. Комсоиольско . молодежный коллек тив М. И. Галициной встречает юбилей кашей страны новыми трудовыми успе хами. Ежедневно на участке монтирует ся 6200 электроламп. Это на 600 штук больше сменного задаинп. Продукцию завода «Эльта» получают во многих городах Советского Союза. Пльчаче по ставляют свои изделия в Харьков и Ки ев, в Днепропетровск и Московскую об ласть... И всюду они получают достойное признаннее Не случайно творческий под ход к труду увенчался успехом. В этом году кинескоп марки 50ЛК1Б отмечен Государственным знаком качества. И в этом немалая заслуга коллектива мон тажного участка. В. АЛЕКСЕЕВ. НА СНИМКАХ: слева — Нина , Фи- ,лина — лучшая монтажница участка; справа — общий вид участка. Фото В. Ельшаева. ПИСЕМ СТРОЧКИ ТЕПЛЫЕ... Признаться, очень приятно, когда и нашей редакционной почте встре чаешь такое письмо: «Уважаемая редакция! Прошу Вас передать мою искреннюю благо дарность учащимся Лебедянского СПТУ № 7 зе бескорыстную по лнощь. Учительница, ныне пенсионер ка А. Троицкая». Оно занитересовало нас и вот т— • телефонный звонок в училище и от вет заместителя директора В, А. Пухлова дополнили строчки письма. Давняя дружба связывает ребят СПТУ № 7 со старым, уважаемым в районе педагогом, ныне ушедшей на заслуженный отдь!х. Анна Нико лаевна — частый гость в училище. Ей, одной из первых комсомолок района, есть что рассказать молоде жи — об истории Лебедянской ком сомольской организации, о коллекти визации в районе, об известных зем- ляк-ах-героях Великой Отечественной войны, об истории своего родного городе, о его людях. Рассказывали старшему другу и ребята — об училище, об учебе, о своих пленах. Не раз они приходи ли к Анне Николаевне домой, где всегда были желанными гостями. Поэтому естественным было же лание ребят помочь Анне Николаев- . не, когда они увидели, что ей нуж на их помощь. И вот в один из вы ходных дней на квартиру к ней пришли комсомольцы. Пришли не е пустыми руками — со строитель ным материалом, инструментами. И работа закипела. Пока мальчики во главе с Мишей Волковым пилили и кололи дрова, девочки, будущие штукатуры и маляры, Валя Иван никова, Таня Самплина, Маша Гре чишкина покрасили двери, окна и полы, оклеили комнаты обоями... Это было данью большого ува жения к старшему товарищу, на ставнику. С удовольствием передаем мы сегодня слова искренней благодар ности Анны Николаевны ребятам. Это письмо — не единственное в нашей почте. С большой теплотой рассказы вает липчанна А. С. Лебедева о ле чащем враче городской поликлини ки № 2 — терапевте Лидии Андре евне Баландиной. Несколько пет на ходилась Анне Степановна под ее наблюдением, «И все эти годы я ощущала забо ту, чуткость и внкмание к себе. Сейчас я вновь возвращаюсь и здо ровой жизни. Дорогая редакция! Передайте, пожалуйста, мое спаси бо Л. А. Баландиной, мое пожела ние счастья и огромных творческих успехов на благо здоровья людей», — пишет автор письма. Очень интересное письмо присла ла нам в редакцию учительница П. И. Андриевская. «В селе Дегтевое Задонского рай она, — пишет она, — все с большим уважением относятся' к Фекле Ро мановне Сериковой, матери-герои- ие, воспитавшей и вырастившей И детей». Много испытаний выпало на долю этой семьи. Инвалидом вернулся с фронта в годы войны отец, комму нист Тимофей Петрович Сериков, Односельчане избрали его предсе дателем колхоза «Борьба». Не сколько лет руководил он хозяйст вом в тяжелое послевоенное время. И первыми помощниками во всем были отцу его дети. Росли не бело ручками — работали и пастухами, и животноводами, управлялись в поле. И все хорошо учились в той самой сельской школе, в которой работала в те годы учительница П. И. Андриевская. Больше двадцати лет не была она в селе. И вот недавно, побывав в Дегтевом, вновь встретилась с детьми семьи СерикЬвых и захоте лось ей рассказать о них. Долгие годы Фекла Романовна, после смер ти мужа, воспитывала сыновей и до черей одна. «Это она привила детям любовь к труду, воспитала их сильными, добрыми, внимательными к людям. Я побывала в их большом и госте приимном доме и от души порадо валась той доброте и чуткости, ко торая царит в нем», — пишет П. И. Андриевская. Все дети этой большой семьи се годня уважаемые односельчанами люди, многие из них живут и рабо тают в Дегтевом. Советская впасть, наше государство позаботились о том, чтобы дать им образование, любимую работу, материальное благополучие. Стали инженерамн сыновья Петр, Павел, Иван, Нико лай и Алексей. Вера и Анна — свен- «овичкицы, Татьяна — доярке. У всех у них уже свои семьи, Трид цать три внука у Феклы Романовны. Есть кому продолжать рабочую ди настию Сериковых. «Как не сказать большое спасибо этой женщине, хорошему человеку, как не позавидовать по-доброму ее счастливой материнской судьбе», — пишет в заключение автор. Добрые слова о товарищах, о тех, кто живет и работает рядом, содержат многие письма наших чи тателей. Вот что пишет нам ельчанин А. Новиков о молодом коммунисте, машинисте локомотивного депо Юрии Деши.че. . «Забрался я как-то на его тепловоз, Потрогал рычаги, подивился размером его сердца- дизеля, заглянул в лобовое стекло, на минуту представив себе набегаю щую нить стальной магистрали и мелькающие за окном телеграфные столбы и полустанки... И вспомнил, как хорошо сказал как-то Юрий: сидишь в кабине и слышишь, как дышит машина, словно живая. Так может сказать только влюбленный в свою профессию, в свою работу человек». А. Новиков рассказывает о том, каким хорошим учителем стал Юрий для молодых. Юрий Роменов, Васи лий Реэинков, его ученики, сегод ня уже сами опытные машинисть!. Уважают в депо Юрия. Дешина и старшие товарищи, и комсомольцы. Его, коммуниста, они избрали сек ретарем комсомольского бюро це ха эксплуатации, во всем считают его своим вожаком. А вот еще одно письмо. Его прис лал нам Н. Баднков из Добровско- го района. «Всегда приятно видеть: приезжает парень из армии, чекан ным шагом заходит в правление колхоза: «Разрешите доложить!» Совсем недавно вот так же до кладывал своим односельчанам и комсомолец Петр Быков. До армии работал в колхозе «Россия» кукуру зоводом, а сейчас стал трактори стом. Сам отремонтировал Т-40, стал возить корма к фермам колхоза. Вернулся солдат в колхоз и рабо тает также хорошо, как и служил в армии. Письма, письма,.. И в каждом —- теплые строки: о старшем това рище или учителе, ровеснике или друге. И в каждом из них просьба — передать благодарность, расска- эать о человеке. Мы с удовольст вием выполняем ее сегодня. И хо чется пожелать — пусть их будет больше в нашей редакционной поч те, таких писем. Л. ИГОРЕВА, В 01 Р 0 СЗАМЕ! Ув.‘1жаемая редакция! Цивилизация коснулась всех лю дей, по крайней мере, правила лич ной гигиены стали нормой для каж дого. И : каждый культурный чело век знает, что зубы необходимо чис тить хотя бы дважды в день — ут ром и вечером. Как минимум. Но * в городе Липецке, да и в районных центрах, вот уже второй месяц от сутствует в продаже зубная паста и зубной порошок. Хотелось бы знать, есть ли заме нитель пасты и порошка, и если есть, то где его можно купить и как им пользоваться? Вот е таким вопросом обращают ся к вам СТУДЕНТЫ ЛИПЕЦКО ГО ФИЛИАЛА ЛШСКОВСКОГО ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ. ОТ РЕДАКЦИИ: Публикуя это письмо, редакция, в свою очередь, адресует этот вопрос дирекции Ли пецкого горпромторга. Когда же, на конец, столь элементарный и необхо димый в быту предмет появится в .магазинах города в достаточном ко личестве? С ЕКРЕТ педагогики в том, чтобы привести в действие " пружину человеческого до стоинства, если угодно,^ самолюбия, которое никогда не бывает сломлено, как бы низко не пало человеческое существо». И. ТУРГЕНЕВ. Тогда то иисьмо немало озадачило нас. Девчонка сетовала на плохое на строение, даже на разочарование в ■жизни, .хотя ей не было и двадцати, ' и она еще только учится и ГПТУ. Вновь об это.м письме я вспомшма совсем педашю, когда случай при вел меня в то самое тринадцатое училище. И чем больше я знакоми лась с его жизнью, тем яснее, понят ней .становились горыше:девчоночьи строй. Теперь они начали обретать оздутимый, видимый смысл. ...В первый" раз училище напомнило мне" хлопотливый .муравейник. Маль чишки сновали по двору с метелка ми и лопатами. В кострах потрески вали собранные вокруг ветки... Шла ' уборка территории. Трудились ребята, . на. сла|Ву, Даже дождик не скоро собрал их под навесы. Привычные дела. Обыкновенные мальчишки: И, наверпре, обычным по лучился бы _рассказ о них, ; если бы не один разговор,: который многое потянул .за собой... . Для начала мы говорили о пустч- ках. А когда ненаррком ц епроей^а: ': о настроении,' парии ответили с недо-' верчивым . холодком: «А чего нам, настроение!». Кто-то сказал ‘это с нескрываемой досадой. Минута откровения пришла не сразу, - Йо! потом,: когда;: разговррйлйсь," ребят трудно уже было остановить. , Илья-Шацких всиоминая: «Мы'евде первый год унялись. Тогда практику на тракторном проходи.®. Однажды после работы: вышли, из проходной. Погода была отличная, и мы начали всей группой; бросаться снежками, толкать друг друга в-снег. — .Илья, ■рассказывая, лепил руками невиди мый ком. -^'Мастер наш, Аиапнн Иванович Ананьев сзади шел. Он ничего не сказа,; пам. Но как только пришли в. училище, сразу, направи- . лиеь в столовую». Я стоял вместе с ребятами в очереди. Потом ко . м.зе вдруг подошел Лнаиий Иванович, потянул за рукав н веле.) идти с ним. Зачем —- не объкони.я. В комнате два мастера из других групп схнати,ли меня за руки и насильно, посадил» на стул. Один из них — имени его я не знаю — в:1Ял. ножницы и выстриг на моей голове *три полоски. Все это время .-меня держали за руки. , Когда я спросил, за ^что стригут, мне отнетили: «Сам долгксн знать». В тот .же день мастера подстригли Пономарева, Мелихова й Кириллова,, уч1ащихоя нашей группы- И лишь Кириллову, которого стригли послед ним, мастер объяснил, что нас нака зали за нло.чос поведение иа ули це». ■ ^ Попятно что-нибудь? Порезвились, Это рассказал Геннадий Ермаков, ' учащийся пятой группы, -Довелось услышать и еще о нескольких слу- Гчаях рукоприкладства. . ,Страт1ая система воепитаиия сло жилась в училище. Давайте лосмот- рим еще некоторые «методы». Как, например, проходят рейды мастеров но общежитию? Делается это очень просто. В то время, когда ребята сидят на зааятаал, мастер идет к ко менданту, берет ключи от „комнат своих учащихся и начинает обход. Никуда не забудет заглянуть на ставник: в шкаф для одежды, в че модан с личными вещами и даже... в. А мальчишкам, быть может, только то и иужйо было — доверие, Нулено утверждение граждансттого достоин ства, уважения к самому себе. Но почти всегда вместо вдумчивого пр.з- никновения в свой духовный мир отш видят стайдартное решение: вкнов,зт — не винегват. Хотя в жизни бывают сотни самых разных' обстоятельст'в, когда вообще нельзя оценивать поло жение с этой точки эренйя. : Есть у В. А. Сухомлииского такое высказьцшше: «Когда же господст вует дух -приказания, нетерпимость к сомнениям, и воэражения.м, создастся опаснее гю.'южеи-ис, которого не за- ПЕДАГОГИКА... С НОЖНИЦАМИ •братцы, — подегавляйте головы. Вы стригут вам.иожшцами три полоски, а может, и одну всегр ,— и отпустит на посмешище. Здесь свои, посмеются,, в парикмахерской чужие. Провинности разийе^— наказанче .одно. Но не думайте, :цожалуйс1а, что тз'И.уж оно и не..совершенствует ся. Сдвиги .есть ,— в последнее, вре мя ножницы замешьти машийкйй: •. • •Лиха беда :— .начало. Если, Доду- малнец: стричь,,-1:0 -;пояейу, собс,тяси-. но, не сообразить отнуснать оплеухи.. И мастера это при случае -делают. Каким может быть .случай? Да, при мерно, вот таким. «Мы возвращались в автобусе . с поля. Наш* бывший мастер ехал; на- своем- мотоцикле сзади..гР'дбтел при курить, но нечаянно "Оглянулся и -уви дел, что Виктор Павлович грозит мне кулаком-. Сигарету тут же выбросил. По когда автобус остановился, ма стер .подошел ко мае и сд.ал;,бзть ку лаком по лицу. Разбил губйь-к-э носа потекла кровь.... - - '-л'- Я попытался встать, нVси схватил, меня за голову и стал бить по стек лу... Когда Виктор Павлович ущел, я- вышел из автобуса, умылся. Домой дОбиралеЯ сам...».' . ■ ■' - . ‘ ■"* кар,1ианы. Попробуй рбидетрся — че- ;:.ло.8Ш для пользы Дёла 'Старался. Ведь кто-то: когда-то- тайком вынес с ; тракуорнотомелкие йнструменти... Очень-, любопытная система сущест вовала в проШлом-году йсобщежитии,.' : Есто в; красном .уголке телевизор (кета.тв} ;чуть ,ли не едицственноё .раз-: влечениеСу-ребят}. Так дреТуп к нему . еще. и за.Воевать'. надо! Поставит еан- тройкат'кяят.ер'ку» за-'чистоту —г-полу- :чай Спецнальный пропуск. А: если , у . тебя «четверка», .не видать тебе-голуг.; :бргр:экрана, ;как своих ушей. ,• - -Давайте/нйдробуем теперь' увидеть 'за :этпми 'фактама самих ребят и тех, КТО, их воспитывает. Мальчишки — не ангелы. П на уроках о и могут шуметь, я на .зя- нятия Но8рём.я не'-явиться, и'волосы, длинные отпусг.тть. И все-таки я 'Слышала,- как ” э.ти .уже .са мые мальчишки . с обидой говорили своему мастеру;. «Виктор- Петрович, мы ведь на самом деле лучше, чем вы о час думаете.,.». Сказали после лого, как он трижды очень строго, 'Твном, н€.допускающйм никаких воз-, ражшнй, повторил; «Чтобы были все, как один. Проверю по списку перед отъездом и после работы». 'мечает педагог. Категоричность вы-, ■зывает в сознании'Надростка внутрен- . , ВИЙ протест». Л не тот ли это самый протест, ко- .торый: .эаетавит. рдиого парня запеть ■'на уроке,-другого— рт-крыто нагру- бить? Кто-то скажет — легко, мол^ рас- .суждать. •А. попробуй . воспитывать! Действитеяьног с ребятами- трудно.- Но ведь: чтобы..убедить, нужно уметь :. владеть. сло.вом, в котором таится ; РлноЕое;,«человечность,-чуткость, -тер-. пимоеть к 'ЧЬИМ-ТО: слабостям.. Чтобы потребовать —' большого ума не на до, и слова, особые обычно не вы бирают. В 'Училище чаще применяют второе. От усталости ли, или равно душия к-ребятам? ■ '. '■ ■\ ...Беседуем с .мастером. Е му двлд - :.дать двашада. В училище Виктор- П;;- шикин работает второй год. Обая- ■тельныйг приятный юноша. Говорит просто и откровенно. Как он относит ся к своим.! мальчишкам? «Вы же са ми знаете,» какие они...». Заметил, кстати, что ему вее-таки легче — воз растом свеим недалеко от ребят ушел, понимает их лучше. И тут же чистосердечно раскрыл «секреты» воспитания-: руки его уже успели по держать злосчастную машинку. М-и-> чего страшного он в этом ие видит. «Ну; а если они не понимают...». 11 о профосс|'Ш Виктор—токарь. Хо роший специалист. Но значит ли это, что он готов уже стать масте ром? Чутким, умным наставником, воспитателем. Отнюдь нет — это ясно без всяких доказательств. Вопрос другой — где их взять, хороших ма стеров? . , В нашем городе мастера училищ имеют большие возможности для педагогической подготовки. Это двух годичные курсы при пединституте, . занятия в вечернем университете марксизма-ленинизма, наконец, спе циальный педмини.чум, который ор ганизует управление профтехобраэо- , вання. - . , В тринадцатом училище .— трид цать мастеров. И только одиннадцать из них прошли педминимум; которо го, кстати ска'эать, в- любом случае все-таки недостаточно. .Так ли уж много дадут ?ти двадцать часов? . Оста.щные мастера- в большинстве своём молодые специалисты, Может быть| отличные слесари, фрезеровщи ки, газосварщики... Но скоро ли, на зовут их отличными наставниками? И ,назовут ли?. - Мо . вернемся к вашим фактам. Что и говорить — скверный климат сложился I в училище. Хотя внешне, напоказ — все гладко и хорошо. По« интересуйтесь, какое училище в на шем городе лучшее. Одним из пер вых рам непременно назовут тринад цатое. . ....... ..Напоследок езде, раз заглянула.• к заместителю директора’ро' .учебно- воспитательной работе: Анатолию Тихоновичу Абрамову, Не слыхал ли он ненароком о бурсовских мерах, которые -применяют к воспитанни кам? Трудно представить удивление более искреннее, чем то, которое по« явилось на его лице. Я, оказывается, принесла-неслыханную новость. Ба тюшки, выходит, совсем это и не правда — многочисленные ребячьи россказни! Как же так; мальчишки? - ...А мальчишки — человек пятьде сят — стоят па ступеньках перед входом в общежитие, тесной кучкой жмутся под козырек. Дождик пото.му что сильный. А в общежитие, в свой второй дом, не войди — поло женное время не подошло. Такие - здесь порядки.... Г. КАЙДАШКО. Одна из важнейших задач обще образовательной ш к о лы п о д го т о в ка учащихся к сознательному выбо ру профессии. : В школах Чаилыгииского района классные руководители ведут карточки-характеристики, где от мечается, к чакой врофессии имеют ся склонности у того или другого учащегося. И, если парень или де вушка уже определили любимую про- ф е с сш ^ то. педагоги, ^яцомитеты ВЛКЯРн родители стар ^ |Р « под- держагь у ребят стремлеТгие к ней, помочь им по окончании школы при обрести специальность по душе. Уголки по- профориентадви, кото рые знакомят учащихся с достиже- ЧТОБЫ ВЫБОР БЫЛ ПО СЕРДЦУ ниями своего района, шефствующего предприятия, колхоза или совхоза, оформлены в каждой школе. Особое внимание обращается на выбор профессии учащимися сель ских школ. В настоящее время сель ское хозяйство нашей страны испы тывает большой спрос в квалифици рованных кадрах. И поэтому комите ты ВЛКСМ, учителя, администрация и общественные организации колхо зов и совхозов прилагают все усилия н тому, чтобы как можно больше Ребята работают на пришколышм участке, на полях колхозов и совхо зов. Во всех 35 школах района ра ботают ученические производствен ные бригады, которые оказывают по мощь хозяйствам в выращивании и уборке урожая. Для ребят устраи ваются встречи с лучшими тружени ками села. Учащиеся Троекуровекой, Колы- бельсной и Дубовской средних школ взяли шефство над молодняком крун- него рогатого скота и стали постоян ными посетителями животноводче ских ферм. Старшежлассниии часто „ проводят диспуты, чита тельские конференции о профессиях, где разгорается оживленный спор о том, какая работа почетнее и лучше. Очень интересно прошла в Чаплы- гйнской средней школе № 1 конфе ренция на тему: «Ты и твое место в жизни». ............ в Чаплыгинском сельскохозяйст венном техникуме ежегодно прохо дит «День открытых дверей», где са ми учащиеся техникума рассказыва ют будущим выпускникам об исто рии своего техникума, о специально стях, которые здесь можно полу чить. Трудоустройство выпускников школ стоит на первом плане и в райкоме ВЛКСМ. Всем тем ребятам, которым не удалось поступить нынче в какое- либо учебное заведение, мы помогли найти в районе работу по душе. Е, ГУСЕВ, секретарь Чаплыгинского РК ВЛКСМ. ||1Н»11Шпе1е|11Е11Ш1|1!13Ш1 1сн1ш 1и м 1!н н 1т 1111т ш 1ш 1н н п п 1111ш и ш н 1!ш 1111н п п 1н 1111н п н п ш 1ш п 111 «С читать о д н о й и з важнейших государственных за да ч НЕУСТАННУЮ ЗАБОТУ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ И ЛУЧШЕМ ИСПОЛЬЗО ВАНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ,..». (Из Постановления Вер.човного Соиета (ХСР от 2&сентября 1972 года). В О и м я Л Е С А Они начинали вместе. Вместе на «отлично» окончили семилетку. Вме сте выбрали дело в жизни. Й те перь А,чександр Иванович Терехов пи одного значительного вопроса не ре шает без директора, своего школьно го друга. Вместе оии выводили За донский-лесхоз в ЧИС.ЧО лучших. Правда, тут заботы у друзей немно го разделились. Главный лесничий Терехои задался целью возроди;ь гш- томиик. Был он в очень запущешгзм состоянии, а что же за лесхоз .без питомника? Ведь ;заботз из забот каждого человека, но до.чгу службы, по веленшо.души связанного; с ле сом; возрождать его, не давать таять народному богатству. И хлопоты с питомником нес1{оичаемы. — Особетю в этом году, — Алек сандр Иванович продолжает давно начаты;ц)азговор. — Погюда-то стоя ла сухая. Жара все сож;ла. Был во мпогн.ч питомниках области, и всю ду картона одна и. та же; всход;» пожухли. ,И однолетки, и двухлетки о плачевном состоянии. Александр Инановнч окидьгвает взглядом плантации саже;шев. Ниэ- ■ко склоняется над невидными почти от земли соссикамш Зеленый ковер их радует и в то -е время тре;!Ожит главного лесничего. — ^-Вырос.вд однолетки вдвое боль ше обычного, но все вегегнруют, а это очень плохо. «Вегетируют», значит, продолжают расти, не за&ш1тея о маленьких ко- рршневых почках, которые должны появи’Ш|ьна: вернинкед|||[<лого буду щего щ Р ш а . Пет ночЩРа макушдсе, выходит, деревце ие готово к зиме, у него меньше ;иапсов выжить в стужу. '' Питомник весь разбит на неболь шие квадраты. У каждого табличка. Тополь ивантеевский, тополь пирз- мидальный, смородина и рябина, ели и сосны раз;;ых пород—каждый кло чок земли занят под с;юю культуру. О;;ол;з одного из участков питомника навалены бревна н солома. Посто роннему человеку может показаться, вот сколько мусора не убрано. На деле все обстоит иначе. На вьюжчую зиму побеги березы укрывали тол стенным слоем соломы, да еше свер ху бревнами приваливали, Александр- Ийа1;орнч вспоминает, как боролись па питомнике этим ле- ТО.Мс засухой. - - С весны поставили плотину. Со здали небольшой Пруд. Проложили от него трубы и поливали питомник. К середине лета пруд стал- пересы хать. Попросили в хозяйстве боль шую емкость. К-700 целыми днями подвозил воду в пруд, из ;4оторого уже снова вели полив. Только так и удалось с;;асти посевы березы. Александр Иванович привычным взглядом окидывает плантации ;ш- томиика. Здесь есть и заветные ме ста. Радуют четкие, рослые побе;т1 тополя, выращенные способом че ренкования. Но ведь можно попро бовать вырастить его и из семян. Долго не удавалось сделать это в условиях, питомника, Л. вот в этом -году повезло. Из тополипого пуха вдруг возродилось ново.е племя. На питомнике Задонского лесхоза часто появляются тоста, чтобы по смотреть, ;;ереиять то, что не удается сделать самим. Тогда ведет Але;{- сандр Иванович 1-остей и к сосцам, скрещенным с кедром. Но ни в один -из дней не забывает он .чагляпуть в маленькие, крытые- пленкой дза парннчка. Здесь идет эксперимент. Тую, красивое вечнозеленое растение, разводит лесничий с помощью черен ков. Это еше не удавалось почти пи- где 1ТО области, кроме как в лесо- стешюй станции в селе Ламекзм. Александру Ивановичу очень хо чется размножить это красивое рас тение. Тем более, что в последвее время ;;а озеленение городов стали . обращать асе больше внимания. Около пятнадцати тысяч саженцев увезли минувшей весной с питомни ка. Готовы к отправ;4е новые тысячи. Время вот только подгкимает. Ведь высаживать молодые побеги надо в коротищ сроки. Прошедшей весной за четырнадца-|ь дней силами лес хоза было посажено 690 гектаров молодых деревьев. Но это уже посад ки иного плана... На улице Горького, за два дома от квартиры Тереховых, в эти теплые осешгие дни зацвела яблоня. До мочадцы сразу же узнали об этом, а Алекса;;др Ива;;ович ;№ заметил. Некогда было. И виноват в том не только питом:ши. Еше одно , дело, хлопотливее первого, отнимает массу забот у главного лесничего. Это ле созащитные и овражно-балочные на саждения. Казалось бы, ведь все- . таки посадки не лес, темный и дре мучий, с ним» и хлопот меньше. А пока же все цазбооот. — Болес бесправного положения, чем у нас, лесхозовцев, наверное, не придумаешь. Каждый год идем к ру ководителям хозяйств «просить» зем- л;о. Л владения наши раскинулись в Липецком, Хлевеноком, Задонском районах. Дай, председатель, землич- ки, полосу посадим. Нам же план надо выпо.шять. Тот начинает прики дывать. Пет, эту ие дам, здесь я вико-овес посею, и эту, по оврагу, не могу отдать — коров негде пасти. Алекса;1др Иванович рассказывает н более курьезные случаи. ~ Вот управляюшнн.Цеитраль;ням отделением совхоза «Калабиискнй» сразу «предупредил» нас: ;;осаднте, а коровы съедят. Так и вьипло: две трети всех посадок были стравлены. В прошлом году 26 1-ектаров из 38 были списаны. Впрочем, здесь, на этом, казалось, незначительном деле отлич;ю про- слежинаетея умение руководителей хозяйств заглянуть в завтра. Вот в том й4е совхозе «Калабинекпй» в 1971 году не было вспахано зяби более полторы тысячи гектаров. Не ценят землю в совхозе «50 лет Ок тября». В отделении «Дружба» , в 1964—1965 годах проведены большие работы по обдесению. Кроме овраж но-балочных полос, было возведено пять простейших гидротехнических сооружений — водозадерживающях валов. Один из них — овраг «Дегтяр ный» был прорван весной, Овраг сно ва стал расти. Вершина его через 2—3 года выйдет на дорогу. Это уже пошел разговор еще об одной заботе главного лесничего. На его плечах лежит и борьба с ^ов рагами, их ростом. Это тоже бой ьа землю, за ее красоту. В этой борьбе пока не всегда удается выигрывать. Но идет она опять же через питом ник. Чем больше вырастят на нем маленьки.ч, впитавших в себя тепло и заботу человеческих рук, саженцев, тем наряд;;ее, богаче будет земля за донская. ...День главного лесничества па- чинается с зарей и кончается с нею. П;1то.м.ш1к, лесополосы, текущие дела отнимают та;1 ;4ного времени. что иногда не удается выбраться в на стоящий тенистый, шумящий лист вою лес. Но все делается во имя Л. ВАСИЛЬЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz