Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

„РЕФЕРАТЫ?.. КОМУ ИХ ПИСАТЬ?* {Око;:>(ание. Начало на 1-й стр,). Но еще более нас удивило заявле­ ние комсо.рга СУ-10 Валентины Чер­ никовой. —- А что здесь такого — Ленинский урок? Ничего особого. Обыкновен­ ное организациояаое занятие... Думаю, излишне объяотять комс- •Оргу, что Леин.нсюш урок — это да­ леко ^1е «организационное заня­ тие». В’ ньшеигнем году Леиииский урок это комплексное обществшио-по- литическое меро*приятие, которое длится почти полтора месяца: с 6 сентября но 16 октября. Не беремся утверждать,-что мнение Вали Черниковой разделяют асе комсомольские активисты' «Линецк- строя». Но то, что подобной точки зрения придерживается комитет комсомола треста и. лично замести­ тель секретаря Татьяна Антонова, к сожалению, несомненно. Н.у, как ина­ че можно объяснить тот факт, что, рассказывая о 1лане проведения в первичных организациях Ленинского урока, Татьяна постояето име.та в ®нду лишь 2 октября-^день Начала занятий в кружках политпроса тре­ ста? ■ Пункты этого плана, по крайней мере, так, как перечисляла их Татья­ на, выглядели крайне бледно. В них сквозила серая унылость заурядн.к'о собрания, на котором комсомольцы; «кучая, слушают давным-давно из­ вестные вещи из уст сначала секре­ тарей комсомольских организаций, потом — начальника .унравяения, по­ том пропагандиста. ■ Едийствек'ным (Мероприятием, хотя' бы отдаленно щапоминающи.м подго­ товку к Ленинскому уро^ку в. круп­ нейшей строительной Арганизадаи ■области, был семинар пропаганди- 'Стов, на который, к слову ■■шворя.'.ве явилась большая половина пригла­ шенных. Те' же, кто все-таки присут­ ствовал на семинаре; .выбрали но два врироса из рекомендованных обко­ мом В.ЛКСМ для обсуждения в хо­ де Ленитгсжого урокаг-Но; как доне-' ритс-тьво сообщила мне Татьяна Ли- Т01ибва, ИИ на заключительно*!' 'собра­ нии урока, ни ранее, никаких об­ суждений ЭТИХ' вопросов не предпо­ лагается. Просто. пропагандисты, каждый в. своем кружке, выступят с' кратки.ми сообщениям» по и-збран- иым темам. На том урок и закончит­ ся. Печально, но факт: зачеркнув тео­ ретическую дееспособность рядовых ■ка-мсомольцев .{«Куда- и.м рефераты •писать!»), комитет комсомола тре- ,:ста пален о палец не ударил и для Организации выполнения практа 1е- скнх заданий'урО'Ка. Конечно, свою работу на производстве комсомольцы делают. Итога социалистического со­ ревнования ко.мсомольско-мояодеж- ных бригад подводятся ежемесячно. Но ведь не все молодые строители ' об'ьединены в эти бригады! И сорев­ нование это идет помимо Ленинско­ го урока. Точно так же «подогнать» под „выполнение заданий урока мож­ но любое комсомольское, мероприя­ тие, которое состоялось идя состоит­ ся в тресте между 6 сентября и 16 октября. Будь то субботник на пятой домне,' намечающийся слет студен­ ческих строительных отрядов или традиционный осенний, кросс. Но. в томгто и вся суть, что и ежеднев­ ную «текучку» Ленинский урок должен наполнить новым . содержа­ нием. Где, спрашивается, в «Ли- пецкетрое» методический совет по проведению, урока, где открытое по-. , литзанятие, которое должно было состояться до 25 сентября,, где про- иагаидистьндансультаиты, где, нако' ’нец, подготовка..к эстафете клубов' ннтернадао'иальной дружбы к «Не- де.те . солидарности»? В' , ко.митете ВЛКСМ не было одного заседания . (не считая коротких оперативок), специально, посвященного ‘ проведе­ нию Ленинского, урО'ка. Сог.таситесь, в такое Трудно пове- рить. Не за тридевять земель, не в . какой-нибудь глуши'заверялась ком- •.сомо.чьская -оргашзация треста.. Здесь она, в центре Липецка. Ее"' члены возводят ударный объект. па- тилетки — Липецкую Магнитку, У .комсомольцев «Липецкетроя» мно­ го добрых традиций, начинаний, п.ла- ■-ИОВ. • ■ ( Почему, же с .таким непонятным вредубеждением отзывается Татья­ на Антонова об идейно-политнчемдам. уровне молодых строителей? :».КстаТ14.'факты;давор:ят против по­ добных ш-Водов.’-'Йз 132 групкомсор- гйв, избрачигых в :еентябре в Ходе отчетно-йыборпой , кампания, ' 102 имеют среднее н высшее образование, . бо.тее четверти —• 'члены и кандида­ ты в ,члены КПСС. А ведь большид- ство из них — рядовые строители. Но даже такое кричащее цротивр,- речие между словесами л фактами 1',е тревожит ни Татьяну .Антонову, ни других членов комитета .ВЛКСМ. Унылый шаблон, 'Который комсомоль­ ские вожаки треста пытаются вы­ ставить, как единственно возмож­ ный вариант Лепииского урока, ведет к еще большему отрыву чле­ нов комитета от реальной остовы идейно--политического .восшяания молодежи. В. цитович. |{|д|8д»с{и{ка«»оп!!1ш е1в1т : КОРОТКИЕ СПЕКТАКЛИ Обычный день. Такой же, каким он ; был и год назад, когда в классе с I табличкой на двери 10-й «А» в шко- ; ле №6 сидели мои друзья. Мггогиеиз I них хотели бы сс('1час вспомнить на­ ши уроки литературы, необыкновен­ но интересные, потому что пи в од­ ном из классов ие могли так яростно спорить с Раскольниковым, гак на­ ивно защищать Михаила Ярового. А когда у школьной доски звучали сти- I хи, класс напряженно замирал, го- I 10ВЫЙ все понять и со всем спорить. ; В начале урока всегда )!сыного рав­ нодушные (эго знакомо, наверно, каждому учителю), ребята станови­ лись затем вниматель'иыми. Нашим учителем литературы бы­ ла Татьяна Васильевна Попсеева. В девятом классе мы встретили ее ча- стороженно, как, впрочем, встречали 1 всех новых учителей. А потом подда- : лись обаянию большого мастера сво- ; его дела. Ни одного слова по учебии- : ку, все глубоко понято, продумано, ; найдены новые черты литературных ' героев, не отмеченные критиками. И главное — стремление научить само- В стоятельно мыслить, делать выводы. “ Отмечая какой-нибудь эпизод из 5 жизни герои, она обязательно добн- В валась, чтобы ученики сами пра- V ВИЛЬНО поняли его, оценили значение В именно этого эпизода в раскрытии “ идеи. В В девятом классе Татьяна Ва- 2 сильевна попросила составить список В писателей, которые нас более всего Г интересуют, но не изучаются в шко- В .че. Стали проводиться дополпитель- - иыо занятия. Мы узнавали об удяви- ? тельном мире Александра Грина и 6 его нелегкой судьбе, о прекрасном че- ; ловеке и журналисте Михаиле Коль- ит18Ш1ншнш»ни1ши1И11ишн»1111 цовс, о жшгиениом подвше Юлиуса Фучика. Она беседует с классом, при чем беседует так, как делает это ак­ триса на сцене. Выразительные жен сты, красивый голос. Каждый ее урон — это маленький чудесный спектакль. • Когда мы закончили изучение со­ ветских писателем, Татьяна Василь­ евна сказала: «А теперь будем зна­ комиться с поэтами». Класс заше­ велился: «Это хорошо». И мы увиде­ ли просвет.1евшее лицо учительницы, сказавшей как-то особенно: «Да, это очень хорошо!». С тех пор у классной доски чита­ лись стихи Есенина и Блока, Мая­ ковского и Джалиля, Симонова и Твардовского. Интересно, что для чтения можно было выбрать любое понравившееся стихотворение неза- висимо от программы, но, прочитав, ученик обязательно должен был объяснить свой выбор, рассказать, как сам понял стихотворение. Так мы знакомились ие только с новым про­ изведением, но узнавали что-то новое об одноклассниках. Замезнв нашу увлеченность поэзией, педагог пред­ ложила сделать школьную радиопе­ редачу. Ребята читали стихи Симоно­ ва и Мусы Джалиля о Великой Оте­ чественной войне. Надо было ви­ деть, как взволновали всех стихотао- реиия «Убей его» и «Варварство». Снова пришел сентябрь, но другой, особенный, давший нам право загля­ дывать в школу только по своему желанию. Шумят школьные коридоры, ходят озабоченные дежурные и те, кого сегодня, .может, впервые взволновали пушкинские строки.., Н. РАЗИНА. ЗАВТРА — ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ Ф о т о р е п о р т а ж д е с я т и л е т н и й ю б и л е й Мы шли по школе и прислушивались к ее звукам. У одного из кабинетов остановились. Оттуда, вопреки коридорной ти­ шине. звенел хор детских голосов; — Первоклассники, — догадались ,мь([, и потихонечку при­ открыли дверь. Хор замер на самой высокой ноте. А потом, видимо, позабыв о строгой учительнице, веснушчатый перво­ классник хлопнул крышкой Парты: — Ура! Фотографировать будут! Мы распрощались с первоклассниками, которых учителя се­ годня научи.1ЕИ считать до семи, делить отрезки прямой на «равные» и «неравные», азам нотной грамоты. По школе нас сопровождала Валя Покидова. Она—пятикур­ сника Елецкого пединститута. Сейчас уже во второй раз про­ ходит практику в школе, которую пять лет назад окончила сама. Мы попали на урок... к десятиклассникам. Сегодня „ они изучали обществовйдение. Отличник народного просвещения Ольга Васильевна Щербакова рассказывала своим питомцам с материальности мира. Урок проходил в Ленинской комнате. Все наглядные пособия в ней изготовлены самими учениками. Распрощавшись с десятиклассника,ми, мы зашли в актовый зал, оттуда медленно выплывала чарующая музыка. Под дверью стояли девочки. Одна из них с гордостью пояснила нам: — Это Валя ^^улешова «Лунную сонату» исполняет. А по­ том нас чуть не вызвали на педсовет за нарушение школьной дисциплины. Мы вначале не прочь были вспомнить школьные годы. Но потом отговорили директора А. Н. Красникова. Ведь он сообщил нам, что в школе работают 60 педагогов. Семнад­ цать из них — отличники народного просвещения. Анатолий Никифорович рассказал нам, что сегодня школа празднует свое десятилетие. За эти годы школа очень вырос­ ла. В ней училось около 3,5 тысячи детей елецких рабочих. Мы поздравили Анатолия Никифоровича с праздником, Днем учителя, и попросили передать теплые слова всему пе­ дагогическому коллективу елецкой средней школы 21. Тем более, что в эти дни здесь двойной праздник. В. КУЛИКОВ, Б. ЕЛЫПЛРВ Ук Н У, ДА. Те самые С.ЧТ-. ва, ЧТО- написал юный герой фильма «Дожи- ? вем до поийдслышкз». И 'приш.та а;к1 на падять -ио- ' еле рзэтовора ^в учитель­ ской . прекраЬгой новой школы :В' .селе Желтые Иё- ‘ ОКИ. Шел урок, I) здесь .за- Лержадись двое: седова­ тый сухощавый учитель и молодая уЧ'И'гелышца, тем­ новолосая, с яркими кари.ми глазами. С нее и началось. Чувстиовадось, ,.что чедовег; > накопил н себе горечь,, и . она, .выплеснулась горячо и сбивчиво. Суть сводилась к тому, что в школе трудно .работать, администрация жестковата по отиошепаю к молодым специалистаи, большие .перегрузки.. Сло­ вом, хоть подавай заявле­ ние об уходе. Во время этой , речи пожилой учитель ,мол­ чав, записывая что-то в тетради... •Потом про.звевел звонок. .Учительская, заполнилась, и на сцену вышли все участ­ ники конфликта, достз: точно типичного, почему о •нем и пойдет речь. . ‘ ^ У любого явления есть своя -пстория. И чтобы ра­ зобраться в столкиове ыя стрштей, стоят вернуться к тому, чте сначала в селе был:-. !‘.ачаяь«ая шкала, йо­ том восьмилетияя, тепеоь средняя. Пять лет назад ны­ нешний директор Иван Лукьянович Шра.мко решил построить новое учебяое здание хозяйственным егю- собом. Дело это трудное, требующее о т ' руководителя ко.лосса.тьного . напряжения сия, напористости и терпе­ ния. Я посмотрела альбо.м,. где в любительских фога- гра.фиях -навсегда остано­ вились моменты стройки. Вот ребята очищают де­ ревья от коры, они пойдут на стропила. ТуГ подпись к фотографии: «Итак, стены воздвигнуты.'А сколько еще -работы!»,- Здесь группа ре­ бят, и доски на снегу. Мы ходили по большой новой, гул,кой школе. Сей­ час здесь зани.маютея 410 ребят. Идет оборудование кабинетов физики, химик, домоводства. На аеремева,ч не умолкает радиоузел. При школе своя столовая. Смон- тдрованы электропечи. И главное чудо—вода. Иван Лукьянович бережно от­ крывает кран, словно сше пе веря, что потечёт сереб­ ряная струя. В селе водо­ провода нет.Дак хорошо за­ метил завуч школы Виктор Ннколаевнч Пирогов; «Мы создали свой микроклимат». А сколько ед1е надо! Рас­ пахать, разровнять террито­ рию, -еделать волейбольное иоле, беговые д'ёрожки. Сей­ час За новой красивой огра- Л.ОЙ нет деревьев. То.же на­ до. И делать все ■ самим. Все, кто в школе давно, привыкли к трудной жизни, тиру часть стафого здания школы, и сельский умелец дед Жеребцов взялся за пе­ рекладку печей. Устроены молодые учительницы. И когда одной из них не на чем было спать, директор отдал диван из своего ка- . бинета. Большие и маленькие факты, штрах ■к характе­ ру человека. Иван Лукьяно­ вич Шрамко по-пастоящему предан своему делу и тре­ бователен к себе. У не>'0 не бывает скидок на в?лсо- ШКОЛА: ЛЮДИ, ПОИСК, ПРОБЛЕМЫ .новой программы, учительской передо -мной была раздраженная женщи­ на, то здесь в классе — ин­ тересный молодой, педагог. Перед тридцатью пятью деть^1и 'стоял человек, ис­ кренне желающий объяс­ нить им все секреты. м,ко5ке- ствд чисел. Мы ие часто говорим об этом, но хоро­ шему учителю всегда ирису- И она-иотупляет краси­ вые светлые глаза. — И вы? Это уже к Елене Никола­ евне -Бареевой, преподава­ телю русского и литерату­ ры, Она отвечает: — А вы меня заинтересуй­ те, может, я и останусь. Вот так, Я не спрашиваю, :кто заинтересовал Ивана Лукьяновича в том, чтобы он осел в селе, ввязался в С Ч А С Т Ь Е — Э Т О К О Г Д А Т Е Б Я П 0 ? 1 И>А А Ю Т когда педагог . не только учитель, но и строитель, плотник, маляр. Словом, мастер на все руки. Я. ра'З- говаривала с одним из вете- раноа-^Йваиом Никитичем Карих, тем седоватым чело- . веком, что встретился, в учительской. Он рассказал: '— Я приехал' сюда после войны. Школу старую виде­ ли? Вот туда. Когда строи­ тельство затеял!!, то всей душой был «за». Вместе со споим классом .рыл яму под фундамент, готовил раствор. Я здешний. Когда сам учял- ся, а школе зашшалось. 41 человек. А теперь в десять раз больше. На работу сю­ да иду, как на праздник, хоть годы мои уже иемоло- дые. Из 25 учителей — пятеро вновь приехавших, .Любой коллагтив .проходит вре-мя становлення. И то, что слу­ чилось в Желтых Песк.зх, в этом с.мыоле закономерно. Но пока группа молодых специалистов словно обосо­ билась... Супруги Терехины при­ ехали в Желтые Пески с серьезным намерением обо­ сноваться здесь. Им предо­ ставили -однокомнатную квартиру в одном из двух ■учительских домов, по­ строенных по инициативе того же директора. Другую чету '— Поздл'икиных, уст­ роили в отдельном частном доме. Для нового завуча ириспосабливают под квар- кий сан директора. Пришла машина с кухо-нным обору­ дованием, он первый под­ ставляет свое плечо. В этом сверкающем светлом зда­ нии — его жизнь, ' И все-такн, почему обиже­ на молодежь? Руководить людьми — сложнейшее ис­ кусство. Если разобрать на­ копившиеся обшы, то вид­ но, что учителя обижаются не на за.чечания, а ца фор­ му, Б.которой они делаются. Опоздали две молодые учи­ тельницы на общешко'льную. линейку, директор выражает свое неудовольствие при ре- бя.,тах. Идет родительское собрание, директор высказы-' вает нелестное замечание в адрес начинающих педа- | .ГОГОВ.. Те же претензии к завучу Виктору Николаевичу. Он повысил ГОЛОС на одну пре- подавательнциу, в резуль­ тате, ушли на урок расстро­ енными и выбитыми из ко*, леи все Ьрисутствованшие при крупном разговоре. Вот они сидят те^ кто к своему имени не так давно. приставил отчество. Хи-, МИК Лариса Алексеевна, математик Александра Ивановна, преподаватель немецкого Ольга Юрьевна и темноволосая учительница с ярким.и карими глазами Валентина Владимировна,'' тоже математик. Я была у нее на уроке в четвертом классе, где сплошь белого­ ловые,, как на подбор, ребя- , ща определенная мера арти­ стичности. Природа не по­ скупилась,- дала Валентине Владимировне звучный го­ лос, богатыр интонации. А Воронежский универоитет и три года работы помогла найти свое педагогическое лицо. И так же, как для ди­ ректора, школа ~ ее. жизнь. Отчего же случилось так, что два человека,, горячо привяз'аыиых к своему делу, не нашли общего языка? Понимапие,^— это всегда взаимопоиГманя^. Вот это­ го здесь и не хватало. Нынешний директор и за­ вуч, приехав в село,' юга-' лись по частным хатам. Иы- жшним специалистам пре­ дставляю т к в а к вы . Это И д о не простотИять, на­ до прочувствовать. И когда молодая учительница за- ■ являет: «Мы не виноваты,' что. родились в 45-м», на­ верное, тут не все проду­ мано, не все прочувствовав по. Один из старых педагогов подсказал слово: они, эти молодые, налетные. В сен­ тябре учителя работали с большой перегрузкой — 38 часов в неделю. , Директор обивает пороги облоно,- и ему обещали с октября об­ легчить.,_положение. Но на­ сколько' это будет 'стабиль­ но? Вот он'обращается к Ольге Юрьевне Леденевой: --:,„Вы ведь у нас только на год, больше че задержи­ тесь? хлопотное дело — построить деревенским . ребятишкам современную красавицу- школу. Он считал, что это е-го долг. ’ И, по-моему, одна из при­ чин обособленности моло­ дых это то, что они, фигу­ рально говоря, не вбили' гвоздя в новом здании, пе ощутили тягот и радостей созидания. Они вошли в школу, но не смогли стать своими, родными. Времени прошло немного, а обиды уже накопились. А тут, по­ жалуй, большая доля вины и'адмннистрации. .Устроили молодых с квартирами хо­ рошо. Но сделал доброе, не понрекай. А то при каж­ дом промахе учитель слы­ шит: «Мы для вас,-а вы...». В упреках новеньких мно­ го справедливого. Вот они поднимают проблему учени- ческ0.го самоуправления, со­ здания комсомольского шта­ ба, который взял бы на себя организацию благоустрой­ ства школы. Правильно это? Возразить нечего, пото­ му что пока все держится на классном руководстве. Не на уровне пиоиерск.1я работа. Трудовик не сде­ лал рейки. В сентябре в учительской ни разу не по­ спорили о газетной статье. Много ■ несогласованных пунктов. Уже вывешен гфафик дополнительных занятий, а учитель считает, что ему надо сначала опре­ делить.- пробелы' в знаниях у ребят. А,директор считает, что нет... . В любой работе неизбеж­ ны разногласия, разные точ.- ки зрення. А истина неред­ ко лежит посередине. По­ этому вряд ли прав дирек­ тор, отвечая на предло­ жение у.чителя: «Как было— так п будет». И так же пе прав учитель, заявляя по первым впечатлениям, что в этой школе все темно. Иван Никитич Карих рад и горд, что 21 выпускник ны­ нешнего года поступили в институты и техникумы. А Валентина Владимировна потрясена, что восьмиклас­ сницы ничего не знают о подвиге Марины .^Попович на теперь легендарном «А-1- тее». Школа жила, работала, строилась. Были свои ра.'Ю- сти, свои просчеты. Но за­ черкивать сделанное дру­ гими, видеть только черное — далеко не лучшая по:ги- ция в жизни. В. разговоре одна из молодых учительниц оговорилась: «Ваша шко­ ла...».'И ее тут же поправил завуч; «Почему же ваша? Наша с вами». Но ведь это закон, что дело 'становится родным ДО! боли, когда ему отдано много-много. Тогда . даже случайно не огов'о- , ришься. Ведь и сейчас та же Валентина Владимиров­ на вспоминает с теплотой школу,.,, из которой уехала. Мы беседовали потом в кабинете директора. Об ува- женин Ю.молодым специали­ стам, умении понять их обиды, об особом подходе к каждому. «Что ж, — сказа.я - директор, — надо и нам пе­ рестраиваться». У разговора в учитель­ ской будет свое продолже­ ние. На собраниях коллек- • тива .педагогических сове- .тов. И думается, что. тот особый климат, что создала для себя школа, будет вы» ралгаться не только в водо- фере благородных челове­ ческих отношений, без ко­ торых невозможно воспн- та.ть людей с чутким и доб­ рым сердцем. Потому что это. действительно, счастье, когда тебя понимают. Е. ЕМЕЛЬЯНОВА. т п ш м ...Только что прозвенел звонок. В группе изолировщиков сейчас оаецтехяология. За столом ~ пожилой, убеленный сединой 'преподава'гель. Николай Федорович Ефи­ мов. * ' ' — Кого сегодня нет? — МзЛ'Икова... : — Что с ним? — Заболел. ■ — Плохо дело. Догонять будет трудно... Ну как, читали или учили? — Учили! ^ — Все понятно? Хорошо. Тогда повторим, скажем, путь тОпщща и газов в работе ко- ■ге.тьйой устаповш, 'Побежимов, расскажи... Володя бойко начинает. Но едва вына- , лил несколько фраз, запнулся. Преподава- . тель .морщится, берет из рук учащегося указку и «ащнает вновь объяснять уже пройденный материал. Указка скользит по макету'Котельной.... ,' Трудовая деятельность Николая Федоро- , -апча, :как цедагота, ‘началась в 1940 году, .(.когда иедавний зыпушмк Свердловского энергетдаесетго техникума демобилизовал­ ся из рядов Советской Арман, Он стал пре­ подавателем электротехники и мастером Грязшгйкого железяодорожвого училища. Потом'г-война, и снова — училище. В 1957 году Ефимова направили в среднюю школу Л'» 51. Нужны были преподаватели черчения и электротехники. Но четыре года назад Николай Федорович, попросился во ановь организовайное ГПТУ-14.-Захотелось быть б.’шже к тем, кто вскоре своими рука­ ми станет возводить пе только тепловые, но и гидроэлектростанции. Тридцать два года учит Николай Федо­ рович ребят. Все было в эти годы — и ра­ дости, и огорчения. Не было только разо­ чарования в .своей работе. Дав'но уже при­ вык Ефимов к урокам. И все же каждый раз, когда начинает делать перекличку, вол­ нуется. Ведь 011 призван дать этим маль­ чишкам и девчонкам путевку д трудовую ЖИЗНЬ; Все это время преподаватель не только учил, но л учился сам. Сначала закончил Всесоюзный заочный институт инженеров транспорта, потом—Мооковский инженер­ но-педагогический институт. ...Николай Федорович окидывает взгля­ дом класс: — Сегодня мы поговорим о монтажных работах... Шуршат конспекты, десятки глаз устрем­ лены-к ®реио.давателю. К учителю по ири- .званию. М. ГОРЬКАЕВ. 4 5 минут урока 45 минут урока. 'Как это мало и как это иного... Десятки тысяч уроков воспринима­ ют наши юные питомцы за десять лет обу- че!шя в школе. И среди них одно из' самых ' . почетных мест мы по праву отводим уроку человековедения — литературе. «Учебни­ ком жизни» назвал художественную лите­ ратуру Н. Г. Чернышевский. Вот и стоит перед педагогом непростая задача правиль­ но использовать неисчерпаемые возможно­ сти в воспитании идейно убежденного, нравственно краоивого современного мо­ лодого человека. . . Вот уже двадцать лет прошло с тех нор, как я провел первый урок литературы. Но и сейчас п'о-прежнему испытываю волнение, входя в класс. Сумеют ли мои ученики мысленно перенестись, в мир чувств, пере­ живаний поступков героев, оценят ли они красоту художественного произведения? А главное—будут ли потом, когда вступят : в жизиь, соразмерять свои поступки, дей­ ствия и мысли с тем эстетически,м, нравст- вейным' идеало,м, который гак заботливо формируем мы на каждо.м уроке. Это и за­ ставляет испытывать волнение перед кадс- дым уроком. Помня о том, что результативность зави­ сит йе только от учителя, но-и от умствен­ ной, душевной и духовной деятельности ребят, стараюсь создать онредедениый пси­ хологический настрой. Так, своеобразным эмоциональным прологом к уроку в значе- . щш творчества Н. А. Некрасова стала рус­ ская народная песня на слова поэта «В 'ПОЛНО,*! разгаре страда деревенская». Ком­ позиция и проблематика пьесы А. М, Горь­ кого «На дне» лучше .воспринимаются пос­ ле воспомина,ний Качалова о первой поста­ новке пьесы. Урок, посвященный теме Ве­ ликой Отечественной войны и современной литературе, начинаем исполнением «Бухен- вальдского набата». Использование живо­ писи, скульптуры,, кино делает занятия яр­ кими, запоминающимися, оставляет глубо­ кий след в душе. Опыт работы подсказывает; что так, где учй'тель у,меет направить чувства - ребят в определенное русло в начале урока, самые сложные нравственные, э-гаческве пробле­ мы будут глубоко усвоены и понятны. Однажды я задал''вопрос учащимся 9-го класса: «Какой писатель в курсе литерату­ ры вам особенно нравится?» Ответ был один: «Федор Михайлович Достоевский». Сейчас передо мной толстая стопа с сочи­ нениями на разные темы по творчеству Ф. М. Достоевского. С какой искренностью ребята пишут о том, что привлекает их в творчестве этого писателя. Вот выдержка; «Мне нравится Ф. М. Достоевский за то, что это исклю'штельно сложный а проти­ воречивый -писатель, — пишет одна уче­ ница. — В его произведениях скрыта ка­ кая-то притягательная сила, таинственная противоречивость, которую мне непременно хочется разгадать». Другого роман «Пре­ ступление и наказание» привлекает тем, что шшто еще с такой художествеаиюй выразительностью . ие обиаж'ил нравствен­ ных -йорокоа буржуазного стр,о,я, как Ф. М. Достоевский». ; Видя,МО, я выражу общее мнение всех словесников, если скажу, что мы всегда искренне радуемся, если наши питомцы от­ кровенно’ высказывают свое мнение, умеют подойти .к'оценке произведения со своих нравственных позиций. Трудно переоценить значение', урока ли­ тературы в воспита'нш благородного стрем­ ления жить для людей. Проблема смысла жизни и человеческого счастья широко ста­ вится в современной со.ветской .литературе. Помочь выпускнику школы уверенно всту­ пить и жизнь, не растеряться, верно опре­ делить свое место — это одна и,з важней- ш-их задач, которую призван решать учи­ тель .титерагуры. В те самые 45 минут уро- В. ТАТУЙКО. директор школы № I. НА СЛЕТЕ - ЛУЧШИЕ в липецкой срелпеи школе № 40 прошел традиционный торжественный слет отлич­ ников, хорошистов учебы, активистов труда н лучших спортсменов. Ребята поделились опытом работы по оказанию помощи отстающим. Член учеб­ ного сектора 7-го «Д» класса Виктор Кар­ манов рассказал, как пионеры добились того, что в их отряде не стало ни одного отстающего. Шестиклассница Марина Юди­ на говорила о большом влиянии стенной газеты. Наташа Страсонепко, отличница 10-го «Б» класса, рассказала, как она и ее товарищи занимаются самообра;зованием. От членов родительского комитета вы­ ступил ударник коммунистического труда, работник НЛМЗ И. В. Чуносов. На слет к ребятам пришли гости с под­ шефных предприятий, ветераны труда, участники Великой Отечественной войны. Они пожелали ребятам новых успехов в учебе. Были приняты обращ^ие и клятва участ­ ников слета отличников и хорошистов уче­ бы в честь 50-летия образования СССР. Ребятам вручены памятные подарки. А, МЕРКУЛОВ. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz