Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Д ИРЕКТОР Липецкой школы К» 1 Виктор Стбпапович Татуйко соб- ' рал учителей па небольшой «ле­ тучий» педсовет. Прошло только десять дней занятий, а по классньщ журналам бодро разбежались двойки. Многие пре- подаиатели не учли, что дети кое-что за­ были за каникулы, не успели настроить­ ся на делоной лад. Надо ли сразу оше­ ломлять их неудозлетворительной оцен­ кой? Когда и как ставить двойки — вечная тема учительских споров. Умение пра- • •ВИЛЬНО обращаться с этим оружием — великое искусство', которое нужно -по­ стигать педагогам. Вот в школе, которой •руководил В. А. Сухомлииский, вовбще не ставили 'плохой оценки.' А что дела­ ли? Заставляли понять, работать, ду­ мать, ' выполнять самостоятельно то, что нужно было выполнить вместе с классом. За доверие ребята платили наставникам искренностью и трудолюбием. Весь дух школьной жизяи, ее законы были поч­ вой для подобных отношений. Многое из опыта известного советского педагога-берут учительские коллективы нашей области. Вот и этот разговор. ...Директор предложил вести политику предупреждения двоек, а не констатации факта. Это сложнее, требует большего напряжения,- знания индивидуальных особенностей каждого ученика. Но ..без этого стремления, без этого поиска, ка­ кая .школа — школа? .Каждый педагог не только преподава-. ' тель, но и воспитатель. Урон первая искра, зажигающая факел любознатель­ ности. Урок — это обращение к разуму и сердцу. Урок — становление юных ха- . рантерой. Все'это азы учительского искусства, прописные истины из тех, что черным по белому... Но как же до­ рого даются они тем, кто _верен своему долгу, яскрёпён п великом чувстве—« ' любви к детям. Двадцать лет знаком не­ высокий порог школы № 1 заслуженной •учительнице РСФСР Варваре Федоровне Кабаико'Лй.- 'Она историк по образова- Зию, кёдагог, ет,раСТ 1 нб влюблеягай в "свой предмет и укеюпщй передать эту ' влЬблейнбСть ученикам. Как? Пойдемте’ за'- школьйьш эвоиком в о.дин из клас'- ' сов. ■ ' ' 6 «А» И КАРЛ ВЕЛИКИЙ ; В это сентябрьское .утро деввчди и : мальчики в косных галстуках были за­ няты 'проблемами образования Франк- . скрй империй, Имённ.о -проблемами,' п'рт-о- .му 'ЧТО, весь настрой учитель дал не на 'пересказ прочитанной информации,' ■а на добывание истины из : ' фактов. Сначала'не’больщой; экскурс в прошлое. Хлодвиг,'’ веррломшй' Хлодвйг,' убивав-' шйй своих соседей, чтобы .захватить их земли, н е 'желавший соблюдать никаких вр'авил при де'леже добычи. ' ' ^ — Однажды' он', захотел в’зять • себе ' . чашу с драгоценностями. Но один из воинов разрубил, её боевым 'топориком' и .сказал: «Ты получишь только свою часть»; А потом на еж'егодном' смотре ' войск, Хлодеиг заявил, что у того война не в порядке оружие и ударил его пЬ . голове; «Так ты поступил ’с моей ча­ шей...». Не успел закончи.ть Саша Антонов своего драматического рассказа, как с парт потянулись десятки рук—допол- пять. • История — борьба-людских страстей, добра и зла, прогрессивных и реакцион­ ных сил. И, наверное, правильно делает ■педагог, не обрушивая на память лави- ■ ны имен и дат, а давая возможность пережить,, оценить,, ощутить дух давно ушедших времен. А потом мягко, нс спеша подвести ребят.к .сущности эконо­ мических отношений. ■— Итак, какая разница между, зави- с-имьш крестьянином и рабом? — во­ прос .к классу. И снова десятки рук. Рождение истины — коллективное дело. Чего не сказал один» подскажет другой, а Ва|>варя' Федоровна тонко и умело подведет класс к, правильному . выводу. А вот и -вк.чючеи проекционный анцз- рат.-'И©.сле' активного мышления —• вс- больш.ая раврйд-ка. И, . пожалуйста, Карл Ве.'ш-:<ий из дяцистии . Карми.и- гов, .император, который даже 'не умел- расшсыватьс-я... ■; Потом самостоятельное задание клас­ су — прочесть в учебнике документ хро­ ники тех лет. Но не просто прочесть, а подумать и ответить на вопрос, какие же по своему характеру' Карл Великий вел войны. Читают, думают. • Сначала три руки, пять, все больше. Мне трудно называть тех, кто ра.збиралея на этом Е оке со всеми проблемами , импе1ши. грла. Это были все, можно просто пе­ речислить фамилии по классному, жур­ налу. Секрет актив)10сти в. мастерстве педагога,- умении вести за собой внима­ ние детей, вовремя дать нм передышку и снопа .заставить мыслить. . ШКОЛА: — л ^ д и , — п о и с к , —п р о б л е м ы нравится в характере старшего, настая- няка? По моей просьбе комсорг клас.а Ж'епя : Кекина в-месте с друзьями под5- м-ала об этом. Вот их наблюдения и выводы: .. - 'Варвара Федоровна’ очень хо-ропш объясняет. 1!ачннает с небольшого, до­ ступного. И не старается, как некото­ рые, поразить наше.- вообр'ансенис, чтобы мы ничего не.поняли. .: ,-. ; ■— Однажды она пригласила весь класс на свой день рождения 1.7 ;декабря. Мы купили: торты и пришли. Пили необыкко- вецный компот.;,' Его;.делает, сама- Вари— ра ^Федоровна, ш называется он «Друж- ДВЕ ВЕЛИКИЕ СТРАСТИ Скоро звонок, и внимание учеников, конечно, притупилось. А тут «хитрый» ход Варвары Федоровны: — И последнией вопрос,; даже для меня интересный. В.нима-ние восстанавливается. Что же это 'такое, что самому учителю истории интерееио? А вопрос- такой: :-была'ли империя Ка;рла •прочней,? Нет. А поче­ му? Когда прозвенел зв<и!ОК,-с Ка^хтом было покончено :очень о-бстоятельно.' Я поделилась своими впечатлеивями об уроке с директором школы. Он со­ гласно; кивнул головой. ' -г- 'Уроки Варвары Федоровны отлича­ ет большая логическая стройность.. Она . идет к теме без отклонений. Есть глаз­ ная установка — ей подчинено все. Это очень ценное качество. Вот недавно мне 'пришлось побывать на занятиях у-ляти учителей. И лишь один из. уроков был построен вот так. Нам еще сами|М нуж-, но очень много работать, умело приви­ вать ребятам вкус.к учебе. Отец Ленина Илья .Николаевич. Улья­ нов любил повторять, что учителю нуж­ но знать' в деся'ть, двадцать раз больше,. чем он Дает ученику. Только свободное владение материалом поможет из вели- 'к6г6 множества фактов 'выбрать 'самые 'существенные. '' Есть такие специальные термины,'хо­ довые в учительской среде. Прием ин­ формации учениками, обработка инфор­ маций; Незвучно на первый взгляд, су­ ховато.'Но эту информацию надо уме-, ло дать. И что еще сложнее — заставить ее обрабатывать с интересом, с желани- егм. Мы разговаривали с Варварой Фе­ доровной сразу после урока. Она .еще не отошла от волнений. Шутка ли, ве­ сти по дороге познания мысли и чу1в-ст- ва тре-х' десятков де.вчоиок и мальчи­ шек; Уже зввн-ел звонок, на' следующий урок. —- и опять так же? — спрашиваю^ ■ — А как иначе.! отвечает она. КОГДА КОМЛ1ЕНТАРИИ ИЗЛИШНИ Пять лет назад Варвара Федоровна' пришла в 5 «А» классным руководителем. Теперь это 10 «А», лучший класс шко-лы по успеваемости, дисциплине, обществен­ ным делам. Пять.лет знают они друг друга. Что же запомнили ребята, что им ВПЕРЕДИ - НОВЫЕ ВСТРЕЧИ Ежегодно по ухтаковившейся традиции в заводском Доме пионеров в начале сентября мальчишки и девчонки отмеча­ ют свой праздник — «День открытых дверей». Так было и нынче. И хотя торж^1ства начинались в десять часов утра, уже в девять, как говорят, и яблоку упасть было негде. Около 300 человек со всех школ тракторозавод- ского поселка пришли записаться в кружки и клубы, которые работают при Доме пионеров ЛТЗ. А в подростковый клуб «Отважные» приехали старшие товарищи из город­ ского; клуба «Неунываки» поделиться опытом к впечатлениями. Организаторы праздника подготовились хорошо. У ре­ бят глаза разбегаются: записаться хо­ чется во все кружки и клубы сразу. В десять часов директор Дома пионе­ ров -VI, Т. Прокопкина приглашает всех в зал, И сразу же зазвенели в заде лю­ бимые пионерские песни. Потом знако­ мились с руководителями. Громом апло­ дисментов наградили собравшиеся старейшего работника — руководителя авиамодельного кружка Василия Дмит­ риевича Иноземцева, руководителей те­ атра «Дебют» и кружка кройки и шитья Павла Ивановича Шевцова и Марию Владимировну Крапивину. Немало ова­ ций пришлось и на долю самых молодых руководителей танцевального и эстрад­ ного ансамбля «Тембр» Нины Петровны Шевцовой и Анатолия Нейахова, уже заслуживших доверие пионеров. В заключении праздника показали фильм. Демонстрировал е)10 выпускник кружка киномехаников. Впереди — новые встречи. М. ГРИДНЕВ, командир клуба «Отважные», инструктор по работе с подростками . Дома пионеров Левобережного райкома ВЛКСМ. ба». И девочки, и Варвара Федоровна играли на пианино. Все. пели, болтали, омеялись. Было .весело и хорошо., . -—0 -йгг, конечно, строгая, но зато спра­ ведливая. И уж если Варвара Федоров- иа. серди’гся, значит, мы нлнопаты. Зря она ругаться не буд'е'т. Наш, класс недав-’ '’.но'дежурил по шкОле.:..Ну-и трём; ребя­ там'досталось место‘у-буфета. Пост этот у нас не любят. Они и ушли. Варвара Федоровна очень сердилась. Потому что это —'йевып;рлнение своего долга, пусть даже небольшого. . . Когда бывают вечера-встречи с -вы­ пускниками, то* около Варвары Федоров­ ны ббльше всего народу... Значит, се всегда любили и уважали. А однажды она пришла и' говорит: «Урока истории сегодня не будет. Я отпросилась», Л ■потом объяснила, что'её пригласили сви­ детелем в загс бы'вшие ученики. Мы. ста­ ли спрашивать, КТО' они, ка-к дружили,. А она рее расоказа-ка.... ; ■— Варвара Федоровна любит„ когда дополняют не из учебника. Значит, че.чо-, век много читает, следит за. газетами и . журналами. -Непременно 'прх1вали.т. Ес- .ли она видит, ..что ученик -может, вы­ учить, но не хочет, то. поставит двой­ ку,, Но,'ёс,ли чувств'ует, что просто труд­ но. выражает мыс;пь, то помогает, даст дополнительные вопросы. . , ' , — р.на всегда прихрдит.на уроки та- . кая аккуратная' и всегда скромно оде­ та.)!. И мьГвее в формах, в шк.оле это обязательно. Всё получается по-делово­ му, Л когда ■учитель оде'г как-нибудь шикарцо, то мы словно два полюса. Мо- ж-ет, смешно, но так. И пол-уро:к-а си­ дим платье ра-зглядыва-ем... ; Когда нынешним летом формировал­ ся школьный строительный отр)]д, то из. 37 бойцов 23 были 'из 10 «Л». Не поехали ■-трое 1ю уаажительйЫМ’причниам; 'Для Остальных это бьмо делом комсомоль­ ской чести, продолжением, урохса жизни,. который нм давала Варвара' ФедорояА:. на Кабаикова. По-разному шея.;- урок;;;--; Но всегда ребята чувствовали, их срывы';:,; искренне огорчают ее, их радости радость ее жизни. Ведь, даже ругать-; можно по-казе!Шому и улыбаться не.- от души. ; ■ - Кйк классный руководитель, Варвара Федоровна всегда: бьгла в центре собы­ тий. Идет Яешдаошй ■!-зачет, вроде'бы дело комсомольской^брганизации. Но .она тут, со' СгНоими :,р'ебятами,л#тарае'Г- СЯ, чтобы они г,!^бже ПО!1Я.'Ш .1е1ШНСКОе слово, в к.тассе три пионервожатые — Ва.тя Кривоиосова, Маша ^лья}ШИкова и Инна-Черных И если .у них что-то не • ладится, опять за’ -первым, советом:-. к . ней, Варваре Фед&ройнёг . .: . г;.--; - ; На вопрос, какие бы черт-ы хар'актсра В Ф. Кабгмгковои выпус-кНикн хотс.п! бы'ваять с собой..в жизнь"; .-м-Не ответили; «ЧеС:Тяость и . -придцищадьнасЕь». ' Не : энаю,- что добавить-к,'’®1!^у.-;Иавернее, и ■ не надо. * * * ; Прозаенел-зяонок, и-Варвара-гФ®вдрон- —на 'Села;;: з а ' п.ерёу1в«1Та-рту- в ' ' к.чассе. Да, на этот раз занятия Новедет студент пединститута Юрий 'Бабии. Восемь бу-. дущих педагогов ярох:од^»з8есь-свЬеоб- ■ ,,4)азную обкатку, проверку на про'Ч- ноеть. Сначала они 'с.Ч^^ша.чи, смотрели, ■запоминали.-Теперь их очередь показать ■ себя. Тема сложная: «Международные отношения 1936—1939 гг.». Я снжу на ■последней-парте,'а 'впереди чудо-коса Жени, комиссара строитс.чьного отряда, отличницы. Это чудо-коса и идет отве­ чать про обострение противоречий меж­ ду - капиталяетнчесшмй: -страдами, ,.И|(ет; - урок, двойчон >рок. Отвечаю г ребята .молодому уч-Й€лю,." а- 'молодай укйтёль отвечает. Варваре Федоровне. Гаснет овет, и экран показывает,.трагедию--Ев- ропы. Печатный шаг гитлеровских-под- ■ищ, аншлюс Австрии, мюнхенский сго­ вор,-10 «А» пе просто слушает. Он видит . истерически кричащего фюрера, дергаю- щег-о.-прдбб.родком Муссолини, немецкие ■гаикн в городах Австрии и Чехослова­ кии, .45 минут пер'вого ур6каГ'"Ка« оценила ИХ Варвара' Федбр'овна^’Нсть' удачи — хороший аная'й’з,''неял'оХ'0'Цр6вел опрос по ходу урок'а', акцент на главные про­ блемы. Вот только не .сов'&м 'отчетливо 'прозвучало значение советско-гермайск'о- -ШДр1говора. Надо подр'обнеё ■объяснить ! ребятам. П-отом соберутся все вместе и . еще рдэ до деталей обсудят урок, 'вни- . . матсльно слушая замсча!1И,ч старшего товарища. Варвара Федоровна щедро делится с молодежью всем, что накопила за св.цЧ учительский век, предостерегаег от оши­ бок, подсказывает •■бо,тьшне«' маленьшге секреты педагогического 'мастерства. ■А- главное, учит-их быть верными всю жиэ-нь-двум -великим страстям — любви к детям и любви к своему делу. Е. ЕД^ЕЛЬЯНОВА. На снимке: В, Ф. Кабанкова со свос ми воспитанниками. Фото В. Ельшаева. Ва-жиые заботы у этих Девочек. Онк-;-п-ио.кер‘€жие.'активисты О'гряда «Искате­ ля» Лши.ёцкой, средией .школы .№ 2. Отряд -пишет летоп-йсь '-ша*него-*торвяа-. О ■ -м-нбги'х интервсиых-'еобьгшях ..увнаяи. .ребята.. .А.-.недашно они разыскали родите­ лей Геро-я Великой Отечественной'войны Цибуле. На снимке: Оля. Смольянинова, Оля К.улигина.и Галя Букреева совстуют-'ш над составяением альбома летописи. . . Фото В. Ельшаева.- КТОБОЛЬШЕ, КТОЛУЧШЕ? Принцип соревнования — главный I нашей работе. Кто больше, кто луч­ ше, спрашиваем мы ребят. И, подво­ дя: итоги, учитываем все стороны дея­ тельности пионерских коллективов: уче­ ба., труд, участие в художественной са-. модеятельности. Марш «Всегда готов!» вызвал к жиз­ ни;. много новых интересных форм ра­ боты, И теперь задача районного сове- тадтионерской организации — не ресте- р.ч^ь, -не забыть все ценное и важное- Вм'есте с тем сделать так, чтобы ребя­ та почувствовали и новизну, ощутили себя участниками необыкновенных дел. Три маршрута: «Тимуровец», «В мир прекрасного», «Пионер — всем ребя­ там пример» открывают' большой про­ стор для фантазии и творчества. Над этим думает сейчас пионерия. Как и в прошлом учебном, году, мальчишки и девчонки е большой охотой пошли за-ниАгМ1Тъся в кружки. В пионерских дружинах действуют четыре авиамодельных, десять .— юного фото- л1С^теля, семь кружков—киномехани­ ка,' четыре — радиолюбителя. С первых дней- учебы начали рабо­ тать поа|ы всеобуча; школьные теле- графы.^^Вряды легкой кавалерии. В 1971- годах количество неуспева­ ющих уменьшилось на 0,2 процента. Бу­ дем стремиться к еще лучшим резуль­ татам. ;■ «?Лое Отечество — СССР» — этот маршрут неразрывно связан с . празд­ нованием 50-летия со дня образования Союза Советских Социалистических 1 Республик. Учащиеся Паленской, Кали- 1 0 своим невской, Самохваловской, Площа-нской и других школ прошли походами по местам боевой и революциоиной славы советского народа. На счету красных следопытов Калиновской и Ястребилов- ской Еосьмилет-них школ трудная поист новая работа. Они устанавливают име­ на погибших воинов, обстоятельства и-х гибели, разыскивают родных. Пионеры шефствуют над десятью братскими мо- гила.мн, которые находятся на террито­ рии нашего района. Одно из проявлений дружбы ребят в красных галстуках — успех спе1раци1И «Чуиотка». На строительство дворца в городе Анадыре уже перечислено 200 рублей. А пионерские дружи-нь» Алексе­ евской, Трегубовской, Луньяновской школ послали чукотским детям посыл­ ки с книгами и' наглядными пособиями. В каждой школе есть своя художест­ венная сг-.модеятельность. Районный совет провел в свое время смотр агитбригад и кукольных театров. Луч­ шими кукловодами зарекомендовали себя ребята Лу-кьяновской средней школы. Лучшими агитбригадами назва- иы коллективы пионерских дружин Ламсной и Петрищевской -- средних 1ШОЛ. Сейчас, в канун юбилея, оайон-ный совет пионерской организации ставит своей целью поднять уоовекь работы, чтобы каждый отряд - в декабре 1972 года мог рапортовать партии и комсо­ молу о новых успехах в учебе, труде,, спорте. ЗАКОНАМ* На опубликованный в газете «Лени­ нец» 01- 8 июля 1972 года 'материал «По своим законам» прислал ответ иа- чальншт ЖКУ Новолипецхого завода С. Ф^^юнов. Он сообщил, что малярам ремошто-строительпото участка — вы­ пускникам технических -училищ — вос­ становлены разряды, которые был» ие-т законно понижены. Был и еще один ответ в, редакцию. В нем и. о. начальника ЖКУ И. Душ­ но пытался утверждать,; что по отноше­ нию к молодым рабочим никакого -на- - рушения со стороны администрации предприятия не было. Кто же был прав? Положение прояснилось после того, как редакция получила емщ одно пись­ мо. Начальник областного управления профтехобразования В. Ф. Суханов кон­ статировал, что факты, указанные в материале Л. Бовы «По своим зано. нам», подтвердились. ' «К участию в проверке фактов, изло­ женных в материале, были привлечены , заместитель директора, Новолипец'кбго ордена Ленина металлургического за­ вода, А. А. Мещеряков, начальник ЖКУ, С. А. Филимонов, начальник отдела, технического ■ обучения - преднри» ятия В. Г.' Горлов и секретарь партбю­ ро ЖКУ .м: Н.- Субботин, Начальнику ЖКУ НЛМЗ С. А. Фи­ лимонову . предложено восстановить всем выпускникам училищ разряды, установленные комиссией на выпускных квалификационных экзаменах. Дирек­ торам профтехучилищ даны. указания усилить контроль за молодыми рабочи­ ми, окончившими профессионально-тех­ нические учебный заведения». - Так, лишь после вмешательства со стороны была восстановлена попранная справедливость,. Руководителям ЖКУ Новолипецкого завода не мешает еще раз напомнить, что заботиться о нашей смене — их первейший долг. ХОЧУ РАССКАЗАТЬ ВАМ... ХТРЛНИОЕ чувство: лу, где ншто'тебя не Цри- г.кснл на танец. Немножко . грустно. Но в том-то ■II .Двт ло, что -ирнглашеииятебе иевоэможаю. принять. Ведь даже . вальс, .обыкновенный вальс эти ребята выводят из Црйвычйого обихода,-превраг - щая . исполнение его -г-, в искусство..,. - Кружатся пары но залу. «Фигурный вальс»', «'Гаша- лина», ■.-«Чр-ча-ча», чКаза- нрва'», «Вальс-гавот», «Сй'р- -таки»:.. Один танец ‘сменяет­ ся ' другии.- Идет эанятйе. Обычное занятие; кружка' сбвременн'Ых бальных тан- цев.-'Как и на всяком ура.ке, учеййки 'Лрв'тор)1Ют «прой­ денный- м'атёрйа-л,-». Я уже 31!ахома с ним/!. В'идела их' на сцене, беседо­ вала с ними в фойе Дворца культуры перёд : бчёрёдным.- койцертош:11оЗвоЛьте нреДг,- .-етавить •вальсйрующ'йх: Са­ ша Долгих и 1аля-По'пова-, Ваня Лунев и Рая Шибшта, Гена Фурман и Валя Лав- ренгьева, Витя Окунев я О.тя Селезнева... Сегодня занимаю!ся то.тько девять пар. ,; - . ■ Внимательно елеДи'-г за танцующими Станислав.Ло- сихи.ц-.тт-руководитель кру­ жка. Удивительно, как это он ухитряется видеть всех сразу, в.се замечает: кто как ногу тянет, кто как партне­ ра ведет...- —‘Толя, ну, тебе- такие ошибки не простительны! •— ЭЮ он обращается к Анато­ лию Чунихйну, одвему шз старожилов кружка.—А те­ перь танцуем «Дружбу», — Станислав ставит новую пластинку. Мне . , кажется, танцуют „здорово.. А руководитель не­ доволен: - — Нет, не то. Нужно лег­ че. Вот так, видите? Про­ менад ..и покачивание, и по-- ворот плавный. Пожалуй­ ста, сначала... , - Оказывается, танце.рать— нет, не в ансамбле Моисее­ ва и не в Большом балете, а вот так просто танцевать .'—тоже труд, Труд, искуест-, во, поиск... ) Идет урок. Серьезный, напряженный. Три минуты перерыва и вновь: .«Пожа- ' луйета,г сначала.^:». . Ну, чего сложного, кажет­ ся, а. таком элементе танца, как шаг в сторону?А вот по- . ди ж ты... Саша Сухов доб­ росовестно выполняет ,ука­ зания Станислава, но тот требует повторять движение снова и снова. Таня Бабкина, десяти-, классница 17-й школы, за- 'нимается в кружке только -третий месяц, но этот танец ей уже хорошо знаком. И она становится в нем учите­ лем для Саши. После заня-: тия Станислав ^ пров.ернт, как она справилась с зада­ нием. Л в следующий раз -Таня придет за полчаса до начала . репетиции, и Рая : Шибина или Гена Фурман помогут ей выучить тот та- .нец,. который, она еще не знает. Эта система, когда уче­ ники становятся учителями, ;—помогает в работе Стани­ славу,- а главное — самим ребятам, • Устали. Вот, наконец, и долгожданное: «Теперь от­ дохнем». Я думала, Сганислав уса­ дит ребят в кресла... Но... — Полчаса танцевального отдыха.. : И .-гут, совершается чудо. Ребята ..танцуют те же тан­ цы, которыми их только что «мучил» Станислав, но те­ перь преподаватель не -на­ блюдает за ними, но делает замечаний и они- — отды­ хают. Куда девалась, уста­ лость, лишь минуту назад- лежавшая на эти.х веселых, праздничных лицах!.. Пока-они отдыхают, мы тихонько разговариваем со Станиславом. Он — худож­ ник. Работает в кинотеатре «Спутник», а вечера отдает ребятам, учит их красоте . движений, грации. — - Не знаю даже, какое ; из'эткх деЛ назвать ' своей ' .Основной ' профё€сйей,---сме. . ется Станисла.в, — Ничего, ребята. — И добавил тихо: — У меня самого руки-иоп! дрожат... Для кого- этот- «экзамен» был более трудным: - для участников кружка .или их учителя?.. Они его выдер­ живали все. Нелли Марков­ на Гутмап оказала тогда Станиславу; — Мне понравились твои ребята. Для кружковц-ев эти спо­ койные слова звучали выс­ шей похвалой. И за ними они почувствовали , другие, непроизнесенные, адресован­ ные уже не к ним:- — Мне понрав-ялся ваш учитель... Они давно догадались, что любая похвала, обра- щениая к ним,—при.надл!^ жит Стаин'слащу. И поэтом-у с таким уважением говорят . о своем учителе. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ ...Сам он впервые-пришел ' в кружок бальных танцев, когда учился в 9-м классе. Его не. хотели принимать: 15' лет -г-^ «солидный» воз­ раст ДЛЯ' начала «танце­ вальной карьеры». Но же­ лание ; научиться красиво танцевать было велико, и В. М. Власов, руководитель кружка, все же сжалился. Однако он, конечно, не Предвидел, что чебёз г'Ьд" это-т' паренек, в паре с сест­ рой, э'айм-ёт первое меетр на городском конкурсе бальных танцев... Через четыре ме­ сяца Вячеслав Михайлович перевел ученика в основную группу. . : Почувс-твовав настоящую, красоту танца, Станислав уже не ; мог равнодушно . смотреть, -как нелО;В,ко, , не­ умело дергались под музы­ ку его. сверстники. Убогб'сг'ь - школьных вечеров страшно, огорчала', Хотелось выклю­ чить магнитофон- и-.крик­ нуть: -^Ребята , ведь... это же... танго! .Медленное тангр... Его можно танцевать так красиво! А вы .топчетесь -ча месте... Вот ' тогда, в 15 лет, и на­ чалась «преподавательская работа» Станислава. Он учил своих одноклассников тому, чему научился сам.. Эта работа'уже не пре|зы- валась. Учил ребят танце­ вать, когда работал в Арте- .ке, когда, вернувшись в Ли­ пецк; начал заниматься в ансамбле ’ «Грация»,., создан­ ном Н. М. Гутман, руково­ дил кружком в металлурги­ ческом техникуме, в Ниж­ нем парке, А теперь вот обосновался, кажется, на­ долго, здесь, во Дворце культуры завода «Свобод­ ный сокол». ОдиалАДЫ Станислав ре­ шил показать евои.ч воспи­ танников своему учителю. Восемь пар. Волновались необыкновенно. Кто-то да­ же предлоншл: ~ Станислав Ефимович, давайте не будем танцева'гь сегодня,' в другой раз, А то у нас руки-ноги дрожат,. Они могут долго расска­ зывать о нем: и о его замя­ тиях в «Грации», И: о его концертах, и о его учебе на балетмейстерском отделе­ нии Московского института искусств. После каждой сессии Станислав привозит новые танцы, кииоплеики, отснятые им в танцевальных коллективах Москвы, И они вместе учатся, вместе раду­ ются удачам. Они у них •— общиет-уда­ чи. Победила «Грация» на четвертом Всероссийском конкурсе ~ ребята чувству­ ют себя именинниками. Ведь это — победил Станислав. Долго не смолкали аилодиг смеиты после выступенця кружковцев —. рад Стани­ слав; Да н как не радоваться успе.хам ребят! Ведь, помнит, как пришел к нему на занятия; например, Саша Долгих, целовкмй,. .углова­ тый подросток, а теперь он — староста кружка, его первый помощник, 'Ганцуе'Г легко,. свободно. ..владеет своим телом, от углрв.атостй —и следа не осталось. Как-то в письме к -другу Станислав написал: «Зна­ ешь, есть у меря мечта, кр,- торую я никому никогда не высказывал. Я мечтаю на­ учить Липецк танцевать.,.». Станислав знает, что од­ ному не. под. силу осущест­ вить такую мечту. Она так и осталась 'бы ядёальиой, воздушной, и он, наверное, не решился бы заговорить о ней, е^ли бы не воспомина­ ние, как. кто-то в шутку сказал о «Грации»: ,«Да это не ансамбль, а отдел кад­ ров!». ...Идут воспитанники Н, М. Гутман в школы, дома культуры, ‘ создают уружш современного тайца, кото­ рые с каждым годом завое­ вывают все больше поклон­ ников. Школьники, студен­ ты, рабочие — учатся тан­ цевать. И хочется, очень хо­ чется пожелать нашему го­ роду, чтобы сбылась краси­ вая мечта Станислава. - ' Л, ДЕДОВА. р, Липецк. Х о т л а ш е ъ м о ж ж е о ж у б л ж ж о в а ж о , , , возведение запланировано за счет средств совхоза «Красный Октябрь», но идет мед- ' пенно. Решением исполкома районного Со­ вета депутатов трудящихся от 18 августа 1972 года до заверерения строительства но- вого здания под сельский клуб передано помещение на 120 зрительских-мест Вна „паиа лип ПвЫОНТМВЧеТСЯ И бУ- 6 своем письме в редакцию группа мо­ лодежи жаловались на то, что в селе Бур- дино Тербунекого района длительное вре­ мя не ремонтируется клуб, молодежи негде отдохнуть... ЗАВЕДУЮЩИЙ ТЕРБУНСКИМ РАЙОН- НЫМ ОТДЕЛОМ КУЛЬТУРЫ И. ЖИРОВ ОТ­ ВЕЧАЕТ: Молодежь села Бурдино правильно ставит вопрос с строительстве нового клуба. Его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz