Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)
К 'ОГДА ребятам предложили проходить практику на стро- ’ ительстве п^той домны, они согласились, не раздумывая. О Ли* цепкой Магнитке они только слыша ли, а здесь выпал случай воочию уви деть металлургический гигант. Так семеро парней из Московского инженерно-строительного института попали на липецкую зрмлю. Встретили их, как 'Старых знако мых. Поселили в общежитие, показа- .'П город. Когда начали распреде- .зять, кого куда послать, все попро сились на пятую домну. Но лишь троим удалось попасть па Всесоюзную ударную. Говорят, что им повезло, потому что начи нать трудовую биографию н а ' знаме нитой стройке весьма почётно.'_ Этими счастливчиками оказались Сергей Баврин, Владимир Анохин, Юрий Тарасов. Сегодня они — дублеры мастеров. Л дублер ~ это тот же мастер, орга- - низатор. Трудно пришлось сначала, и ие потому, что стройка такая от ветственная, а потому, что ребята сейчас хоть и па руководящих по стах, но опыта у них нет. Неудобно как-то было сначала говорить пожилым арматурщикам, как ставить опалубку, — вспомина ют они. трнп ш Володя будет ииженером-строителем по профилю железобетонных конст-. рукций, Сергей .•— ,по металлоконст рукциям, а Юра — экономистом.' Но сегодня они — студенты, и им оказано большое доверие вместе со строителями и монтажниками воз водить домну-гигант. Разные пути, но одно стремление привело парней в этот вуз. - — Помню, в поселке Октябрьском, под Москвой, приходилось видеть, как люди живут в полуподвалах. С Каждый; из строителей мог го диться ребятам в учителя, у каждо го из них огромный практический стаж. А у ребят навыков пока не было. Но рабочие не оставили будущих инженеров без внимания. В нужный момент поддержали, помогли пове рить в свои силы. Пусть мало практики, но теорию ребята знают отлично. А практика- дело наживное. Через год они получат дипломы. того времени я решил стать строите лем, — говорит Юрий. — Все, что вокруг нас,—дело рук строителей, — добавляет Владимир. Именно это чувство гордости за созидательный труд и стремление сделать жизнь людей красивой и привело ребят в инженерно-строи тельный институт. Вчера Владимир из дома получил письмо. Отец не скрывает своей ра дости, что его сын работает на Все союзной ударной. И пишет отец -о том, что ему, Владимиру, повезло: сделать первый шаг. на трудовом поприще здесь, на Всесоюзной удар ной. Это не каждому выпадет. От личную путевку получит здесь мо лодой специалист. Володя знает, отец прав. Алек сандр Васильевич — главный инже нер главка «Минмонтажспецстрой» и Нрволипецкий завод-лабораторию знает. — ПорабЬтаешь на такой стройке — найдещь свое место в жизни, — пишет Сергею мать Мария Ивановна ■ и добавляет по-матерински; «Как ты там?». А в ответ летят письма: —.У нас все нормально. Не беспо койтесь. Это не первая стройка в жизни ре бят. Со студенческими отрядами парни побывали и на Селигере, и в Ульяновске. И каждая оставляет что-то свое, неповторимое. В Улья новске—это Ленинский мемориал, на Селигере — новые дома. А здесь, в Липецке, они почувствовали себя создателями мощной домны. Пройдет август, и парни из Мос ковского инженерно-строительного института уедут домой. Впереди у них защита диплома,.новые стройки. Но на всю -жизнь останутся у них- в памяти Липецкая Магнитка, домна № 5. М. ГОРЬКАЕВ. Более полутора месяцев прошло с того дня, как пятая домна перестала тянуться вверх. До. стигнув отметки — плюс 91 метр, она начала «обрастать» металлоконст 1 рукция.ми. ...Мы поднимаемся на домну, и становится немного жутковато. Боишься глядеть вниз, и каж дый шаг делаешь с особой осторожностью. И невольно вспоминаешь монтажников бригады Михаила Ивановича Меркулова. Это они первы ми достигли отметки плюс 91 метр. Сколько нуж но хладнокровия и выдержки, чтобы на этой высоте вести монтаж! Причем, работать также быстро, как и на земле. ...50 метров. Под нами монтажники МПМ-1 ведут сборку бункеров на эстакаде. Внизу дор- строевцы тянут железнодорожное полотно, строители шестого управления возводят под.- станцию. Кругом кипит работа. А здесь, на 50-метровой отметке, свои хозяе- ве — парни из бригады Владимира Чеснокова. ВЬюогпа Они уже третью неделю монтируют временные опоры для наклонного моста. Восемь частей его общим весом в 350 тонн собираются на земле, а потом с помощью крана поднимаются наверх. Внизу работает бригада Уколова, на высоте бригады Чеснокова и Пономарева. Длина всего моста около ста метров. А от клонение при сборке не должно превышать 2 миллиметров. Просто не монтажники, а ювели. ры! ..Лоднимаемся выше. Отметка — плюс 73 мет ра. Здесь трудится бригада М. И. Меркулова. Сейчас она ведет работы по оформлению мон тажной балки. Вот, наконец, и она — самая высокая точка печи. Отсюда, как на ладони, весь Липецк и за вод. Видно, как в сторону кислородно-конвер торного цеха отправился чугуновоз с только что выплавленным металлом, а к доменному движет ся состав агломерата. В ряд выстроились четыре домны, над ними плывет бурый дымок: плавится чугун. Пятая домна замыкает ряд печей. Дальше его уже не продолжишь. Там, за пятой, начина ется тракторный завод. Но Липецкая Магнитка будет расти. Уже есть планы строить вторую технологическую линию параллельно действующей. Сейчас даже трудно представить, сколько чугу на даст завод. Ведь за одни сутки только домен ная печь № 5 будет выплавлять его около 10 тысяч тонн. Это уже скоро. А пока домна- гигант строится. И строители, и монтажники стре мятся сдать ее в срок. В. МИХАЙЛОВ. Сегодня каждый из строителей и монтажников пятой до.м- ны знает, что до пуска важнейшего объекта остались счи танные дни, и поэтому трудится е удвоенной энергией. Пример другим показывает каменщик треста «Союзтепло- строй» Иван Мордовкин (снимок справа). Комсомолец еже дневно добивается высокой выработки. На монтаже воздухопровода отличается бригада из управ ления «Коксохиммонтаж», которой руководит коммунист М. С. Глинкин. Этот коллектив (его вы видите на снимке в центре) работает творчески и с опережением графика. На снимке слева вверху: общий вид строительства домны- гиганта. Фото Ю. Азарнина. ТЕМП - УДАРНЫЙ РАБОЧИЕ ШЕСТОГО УЧАСТКА МПМ-1 ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРОРАБА В. Н. ЧЕРНЕЦКОГО ПРИСТУПИЛИ К МОНТАЖУ ЛЕ БЕДКИ СКИПОВОГО ПОДЪЕМ НИКА. ЗДЕСЬ ТРУДИТСЯ БРИГАДА МОНТАЖНИКОВ •В. К. ЛИНСКОГО. ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНО ВИЧ НЕДАВНО ПРИЕХАЛ ИЗ БХИЛАИ, ГДЕ ВОЗВОДИЛ. ДОМ НУ НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ ЗАВОДЕ. И ВОТ ТЕПЕРЬ ОН ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В СТРО ИТЕЛЬСТВЕ ДОМНЫ-ГИГАНТА В РОДНОМ ГОРОДЕ. СМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ БРИГАДА ПОСТОЯН НО ПЕРЕКРЫВАЕТ. Э СОРЕВНОВАНИИ М ЕЖ ДУ КОМСОМОЛЬСКО-МОЛО- Д Е Ж Н Ы М И К О Л Л Е К ТИВАМИ ХОТОШИХ УСПЕ. ХОВ ДОСТИГЛА Б Р И Г А Д А ДМИТРИЯ И В А Н О В И Ч А КУРБАТОВА. РАБОТАЯ НА ВО ДОПРОВОДНОМ ТУННЕЛЕ ПРИ НАСОСНОЙ СТАНЦИИ № 2, МОНТАЖНИКИ ПЕРЕВЫПОЛНЯ ЮТ СМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ НА 20-30 ПРОЦЕНТОВ. Бьем тревогу ПРОСТОИ 6 гЛчЁЁ вЛма — Нет бетона! Нет раст вора! — такие слова часто можно слышать на строй площадке пятой доменной печи. Из-за нехватки мате риалов простаивают рабо чие, срываются графики сдачи объектов. Это, пожа луй, самое «больное» место ударной. Из }1есяца в ме сяц трест «Железобетон» срывает поставки бетона и раствора на площадку дом ны. Николай Иванович Неха- ев, бригадир СУ-6, расска зывает: — Вчера давали заявку доставить на галерею пять кубометров, но не получили. Сегодня заказали 10, но сейчас уже девять часов, а пока ничего нет... В результате такой не разберихи в тот день целый час потеряли рабочие звена Владимира Кшешенина. По -этой же причине около трех часов находились без дела десять человек со второго участка СУ-9. Мастер Александр Макин жалуется: — Телефон разобьешь, пока договоришься, чтобы завезли, бетона столько, сколько указываем в заяв ке. И его можно понять.Кедь работы-то идут на скиповой яме. А это — ответствен ный участок. Но забывают об этом в тресте. • Почему эта солидная организация постоянно в долгу перед строителями? Только за июль этот долг равен 5396 кубометрам бетона. На пусковом объекте есть и другого рода органи зационные неполадки. Вот пример. Недавно на участ ке № 3 «Стальконструкция» около 15 человек простояли всю вторую половину дня из-за того, что не было кис лорода. И проблема-то, ка залось, пустяковая. Чтобы привезти новые баллоны, требовалась машина, кото рая почему-то именно в это время оказалась на ре монте. Начальник участка Н. К. Матвеенко оправдывается: — Второй день стоит. То, что нет машины, ко- ^ ч н о , плохо. Н[Ьедь на то Ш приставлен ^ ю д а тов. Матвеенко, чтобы по-дело вому и оперативно решать такие вопросы. Стройка из- за его нераспорядительно сти не должна страдать. Не отличаются растороп ностью и товарищи из «Юж- промвентиляции». Полтора часа не могла приступить к работе бригада И. Абрамо ва. Как выяснилось, она должна была переходить на новый объект, но долго не знала, где и чем занимать ся. Каждый час, потерян ный сегодня на стройке, от даляет момент пуска дом ны-гиганта. А. АРСЕНТЬЕВ. Р ЕШИТЕЛЬНО улучшить ра боту вечер них (сменных) и заоч ных общеобразователь ных школ, создать необ ходимые условия для завершения среднего об разования работающей молодежью». (Из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему средне му, образованию моло дежи и дальнейшем развитии общеобразо вательной школы»). Бдлло от чего растревожиться Юрию; 'Михайловичу Федянипу, директору четвертой вечерней школы. Ожидалось, что только с цементного завода в этом году придут в вечерку около семидеся^ ти человек. Ну, пусть не семьде сят—пятьдесят, сорок, двадцать, в конце концов. Но шел август, а не поступило ни единого заявле ния. . . . Директор поехал на завод. Со провождающих не нашлось — ни из администрации, ни из комите та комсомола. Он один ходил по цехам •— сырьевой, ремонтно-ме ханический, гараж — беседовал с молодыми рабочими, объяснял, отвечал на вопросы, рассказывал о школе. Труднее всего оказалось гово рить с... главным инженером тов. Добровольским. Юрий Михайло вич просил дать возможность по- . бьтать в отпусках до 1 сентября нккодьким выпускникам техниче ского училища. Им нужно было отдохнуть до начала занятий, да к тому же привезти из дому — а жили они далеко от Липецка— документы, необходимые для по ступления в школу. Главный ин женер считал это ненужной рос кошью. — В отпуска, в отпуска... А кто мне план выполнять будет? Все-таки Федянип настоял, на своем. Он сослался на специаль ный документ, где указано, что отпуск в летний период для уча щихся отнюдь не роскошь, они имеют право на него по закону. Лишь после этого тов. Добро вольский вынужден был дать в цехи , соответствующие распоря жения. Вообще, набором в ШРМ на цемзаводе мало- рбеспокоены. Я побывал там через две недели после Федянина, но особых изме нений в лучшую сторону не обна ружил.' Секретарь комитета ВЛКСМ Анатолий Гулидбв только-только вышел из отпуска. О положении дел знал весьма приблизительно. Не имело смысла беседовать и с его заместителями. Тем более, что и сам, он толком не мог сказать, кто же оставался вместо него. История с заместителями — предмет особого разговора. Она довольно странная и запутанная. ■ Анатолий сначала одного преем ника назначил, потом другого, а преемники, ссылаясь на загру женность по производственной ча сти, абсолютно ничего не делали, на горизонте всплыл третий... Ко роче,. месяца два комсомольская организация была, в сущности, без вожака. Так что тут не зани мались ни набором в вечернюю школу, ни иными вопросами. . Впрочем, и до печального лет него «безвластья» комитет ВЛКСМ образованием молодежи занимался плохо. Не хочу быть голословным. В прошлом году из 20 юношей н де- вуФек — работников цементного завода, поступивших в ШРМ № 4, окончили ее всего-навсего восемь человек. Факт, казалось бы. заслуживал специального разбора, принципиального и нели цеприятного. Однако ничего серь езного не предприняли. В мае на собрании выступил преподава тель «вечерки». Анатолий вскользь пожурил некоторых ре бят — и все! Нет, не подумайте, что секре тарь недооценивает значения все обуча. Сам он, кстати, учится, за что-ему честь и хвала. Однако организатором учебы молодежи— и общеобразовательной, и поли тической — он себя пока не чув ствует. Мне запомнилась одна его любопытная реплика: — Есть у нас шеф из ШРМ, Иван Николаевич Плисеинов. Он , у нас частый' гость. Я тоже бывал в школе. Только я-то, конечно, на ведываюсь туда реже, чем он к нам. . ; *■ почему, собственно? Немоло дой педагог, человек,! обременен ный множеством дел, — ведь о загруженности учителей до сих пор столько говорят и пишут! — находит время, чтобы приезжать на завод. А комсомольский вожак мало интересуется жизнью близ лежащей вечерней школы, не на ладил систематического контакта с нею, формально работает и с теми, кто уже там учится, и с теми, кто должен пойти учиться. Всего огорчительнее, что цем- завод в этом отношении вовсе не исключение. Почти с тем же встретился я и в такой крупней шей, если хотите — ведущей ор ганизации Советского района, как трест «Жилстрой». Учителя четвёртой ШРМ — лю ди тактичные. Они. не жалуются на сокольцев. Наоборот, Говорят, что встречают на заводе их хоро шо, стараются помочь и комсо мольцы, и товарищи из 'йрофсою- Однако факты остаются фак тами. На 15 августа в школу по ступили 24 работника «Свободно го сокола». Хотя резерв —• около 150 человек. К чести сокольцев, инцидентов, подобных беседе директора ШРМ с главным инженером цементного завода, там не было и, видимо, не могло быть. К вопросу о всеобу че на предприятии относятся с пониманием и вниманием. В це хах созданы комиссии содействия, школе оказывается материальная помощь. и все-таки — разворачиваются на «Свободном соколе» слишком медленно. Хорошая мысль: вру чать комсомольцам путевки-на правления в ШРМ. Да вот осуще- СКОЛЬКОНУЖНО ПАРТ.ЗЕЧБРКЕ"? Тревожные размышления перед 1 сентября к 1 сентября 1971 года в школу рабочей молодежи № 1 поступило 130 заявлений от строителей тре ста. Последний звонок в ее сте нах услышали лишь сорок три жилстроевца. Отсев, прямо ска жем, огромный. ■— Мне за это уже попало,— любезно проинформировал меня секретарь комитета вЛКСМ тре ста Александр Танкушин. А какие уроки извлекли в «Жилстрое» из этой серьезной неудачи, причем, неудачи не столько организационной, сколь ко воспитательной, если вести речь по большому счету, — идей но-политической? Шестнадцатого августа там еще только создавались в строи тельных управлениях смотровые комиссии по учебе в ШРМ. Лишь т р и д ц а т ь человек к тому времени подали заявления в ве черние школы, в то время, как в тресте, заметим вскользь, около тысячи работников не имеют среднего образования. ; Правда, как сообщил Алек сандр, в молодежных общежити ях проведены собрания, на . по вестку дня которых выносился во прос об учебе. На том же цемза воде и собраний ие было. Однако судитьг.то о работе нужно не по количеству официальных меро приятий, а по их практической от даче. Она же невелика. Да и меропрнятий-то — раз-два и обчелся. С проведением их во многих коллективах непроститель но запоздалш На заводе «Сво бодный сокол», к примеру, за две недели до начала учебного года собрания о наборе в ШРМ лишь планировались. У сокольцев из-за летшх от-, пусков тоже сложилась трудная обстановка. Нина Яблоновская секретарем комитета ВЛКСМ за вода стала совсем недавно, какой- нибудь месяц. Заместителя у нее нет. А .тут — и набор в ШРМ, и подготовка к политучебе, и под писка, и многое другое. Естест венно, ее и винить-то вроде не справедливо. Но... Виноватых нет: по стран ному недоразумению примерно в одно и то же время ушли в от пуска комсорги нескольких круп ных цехов, а дело-то замерло на мертвой точке. Посмотрим сводку. Трубцех № I. Должно учиться — 12. По дано заявлений — ни одного. Чу гунолитейный — соответственно— из 27—два. Железнодорожный — И — ни одного. И так далее. ствили ее поздновато, где-то в де сятых числах августа. Начало за нятий — на носу, а по путевкам, отпечатанным солидным.тиражом, в «вечерку» направлено... два че ловека. Удивляться не приходится, .«Комсомольская путевка» оста-. , иется обыкновенной бумажкой, ко ли не подкрепить ее умелой разъ яснительной, пропагаидифгской воспитательной работой. К уме ния нам и не хватает. Правы, бесспорно, правы педа-; ГОГИ из той же ШРМ № 4 — Ан на Евламгшевна Боброва, Юрий Михайлович Федянип. Борьба за всеобщее среднее образование — не кампания, которая длится, ска жем, с первого мая по первое ав густа. ! Досадно, когда слышишь такие слова (я записал их в чугуноли тейном цехе «Свободного сокола» в беседе с заместителем председа теля цехкома профсоюза); ' ' Из года в год одно и то же твердим' людям. У нас 120 моло дых рабочих не имеют среднего образования. Вот с ними и бесе дуем. С мая трижды ё большинст вом из них разговаривали. Как будто все решается коли чеством душеспасительных бесед. Три раза поговорили, еще раза полтора поговорить надо— тогда, глядишь, и выйдет что-нибудь. Вряд ли добьемся мы таким об разом существенных сдвигов. Пропаганда знаний, воспитание сознательного отношения к учебе должны’ пронизывать всю идейно политическую работу с юными. Об этом стоит завести речь, и когда парень или девушка сда ет экзамен на квалификационный разряд, и когда определяют ся передовики по профессиям. Видимо, можно такие примеры есть, но мало —' поощрять и ма териально, и морально тех, кто успешно учится... Никто ■не спорит: привлечь взрослого человека в школу, за ставить его учиться — нелегко. Но как раз поэтому и следует ис кать для этой цели разнообраз ные пути и формы, индивидуаль ные и массовые, используя и ав торитет наставников, и влияние мастера, бригадира, начальника смены, руководителя цеха, ком сомольского коллектива... Во всяком случае — в стороне никто не должен остаться. А то нередко получается, что основную тяжесть выносят на себе учителя, у которых и без того достаточно заботы. Они готовы сделать все, ^ ную стену казенщины и равноду шия. Обидно, что в том же чугуноли тейном, 110 всей видимости, со рвется одна добрая задумка: ор ганизовать класс прямо в цехе. Так сказать, филиал ШРМ на месте. Удобно? Несомненно. Но— пока ие то что на класс — н: две парты не набирается людей. Понятно, учителя «вечерок» огорчены, разочарованы. Зато кое-кто из комсомольских работ ников и активистов, несмотря ни на что, полон оптимизма. Секретарь комитета ВЛКСМ радиаторного завода Владимир Волков, к примеру, заявил: — Ничего, что времени в обрез. Успеем еще. Завод же не велик. Что сделано? Ну, это... Повесили объявление о наборе. Его дождем смыло только что. Учи тель из школы был. Не помню фа милии, но был. Вместе по цехам ходили, списочек составили. Со брания? Проведем, проведем... В прошлом году в каких школах учились ребята? В первой. Неко торые — на Новолипецке. Сколь ко? Не знаю, но ;учились...” ' — В школе говорили, что кое- кто из ваших девушек не закон чил 'учебу в прошлом ’ году из-за сверхурочных работ? .Им- на аани-: тия ндтщ а их... —■Может быть. Такое произ водство, знаете... ,— Так надо следить за этим. Не сорвется же' выполнение плана у вас, если десять работниц, кото рые учатся, закончат смену во время... ', — Да, верно, будем теперь следить... ! Самые разные организации, подход к делу одинаково 'пас сивный. Создается даже впечат ление, что комсорги некоторых коллективов—да и не один комс орги — ждут-не дождутся 1 сен тября. Дескать, хуже, ли, лучше ли, — разделаемся с набором, и молено забыть о ШРМ до следую щего лета. А ведь если говорить по-серьезпому, как раз после , первого сентября все и начнется. Весь год нужно будет держать на контроле учебу каледого человека. Чтобы вовремя помочь. . Чтобы поддержать. Чтобы неудачи, уста лость не помешали ,ему- получить аттестат об образовании. Везде ли так удручающе плохо . организован набор в ШРМ? Ве роятно, не везде. Возьмем- гор- промторг. Разумеется, здесь тоже далеко до эталона. И все н^е уж е . к 16 августа в двадцати первич ных комсомольских организациях- из тридцати па собраниях до- : вольно обстоятельно обсуждался вопрос об учебе. Причем, участники собраний не ограничились взаимными уговора ми н общими, призывами. В мага зине «Старт», в частности, моло дые работники прилавка приняли решение: в течение трех лет здесь все доллшы получить пол ное среднее образование. В этом году Б ШРМ, по сути дела, пой дут все, кто не окончил пока де сятилетку. Боязно хвалить заранее. Самое трудное — большой учебный год — впереди. И тем не менее такое начало обнадеживает. А вот в целом по городу Ли пецку есть основания для тревог. Судите сами. В школе № 1 неде лю назад недобор составлял 100 человек. В ШРМ № 3 — около 150. В ШРМ № 4 — 100. В ШРМ К» 7 -*- примерно, 200... К моменту публикаш1и этой статьи положение, надо думать, несколько улучшится. Однако сам уровень работы с молодежью, которой надо учиться, как мы убе дились, низок. Приходится опа саться, что много, слишком много парт в «вечерках» будут пусто вать, окажутся лишними. Нельзя об этом ^:тыдливо умалчивать. Потому что всеобуч — деле об щее. И. РОЗЕНФЕЛЬД.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz