Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1972 г. (г. Липецк)

К 'ОГДА ребятам предложили проходить практику на стро- ’ ительстве п^той домны, они согласились, не раздумывая. О Ли* цепкой Магнитке они только слыша­ ли, а здесь выпал случай воочию уви­ деть металлургический гигант. Так семеро парней из Московского инженерно-строительного института попали на липецкую зрмлю. Встретили их, как 'Старых знако­ мых. Поселили в общежитие, показа- .'П город. Когда начали распреде- .зять, кого куда послать, все попро­ сились на пятую домну. Но лишь троим удалось попасть па Всесоюзную ударную. Говорят, что им повезло, потому что начи­ нать трудовую биографию н а ' знаме­ нитой стройке весьма почётно.'_ Этими счастливчиками оказались Сергей Баврин, Владимир Анохин, Юрий Тарасов. Сегодня они — дублеры мастеров. Л дублер ~ это тот же мастер, орга- - низатор. Трудно пришлось сначала, и ие потому, что стройка такая от­ ветственная, а потому, что ребята сейчас хоть и па руководящих по­ стах, но опыта у них нет. Неудобно как-то было сначала говорить пожилым арматурщикам, как ставить опалубку, — вспомина­ ют они. трнп ш Володя будет ииженером-строителем по профилю железобетонных конст-. рукций, Сергей .•— ,по металлоконст­ рукциям, а Юра — экономистом.' Но сегодня они — студенты, и им оказано большое доверие вместе со строителями и монтажниками воз­ водить домну-гигант. Разные пути, но одно стремление привело парней в этот вуз. - — Помню, в поселке Октябрьском, под Москвой, приходилось видеть, как люди живут в полуподвалах. С Каждый; из строителей мог го­ диться ребятам в учителя, у каждо­ го из них огромный практический стаж. А у ребят навыков пока не было. Но рабочие не оставили будущих инженеров без внимания. В нужный момент поддержали, помогли пове­ рить в свои силы. Пусть мало практики, но теорию ребята знают отлично. А практика- дело наживное. Через год они получат дипломы. того времени я решил стать строите­ лем, — говорит Юрий. — Все, что вокруг нас,—дело рук строителей, — добавляет Владимир. Именно это чувство гордости за созидательный труд и стремление сделать жизнь людей красивой и привело ребят в инженерно-строи­ тельный институт. Вчера Владимир из дома получил письмо. Отец не скрывает своей ра­ дости, что его сын работает на Все­ союзной ударной. И пишет отец -о том, что ему, Владимиру, повезло: сделать первый шаг. на трудовом поприще здесь, на Всесоюзной удар­ ной. Это не каждому выпадет. От­ личную путевку получит здесь мо­ лодой специалист. Володя знает, отец прав. Алек­ сандр Васильевич — главный инже­ нер главка «Минмонтажспецстрой» и Нрволипецкий завод-лабораторию знает. — ПорабЬтаешь на такой стройке — найдещь свое место в жизни, — пишет Сергею мать Мария Ивановна ■ и добавляет по-матерински; «Как ты там?». А в ответ летят письма: —.У нас все нормально. Не беспо­ койтесь. Это не первая стройка в жизни ре­ бят. Со студенческими отрядами парни побывали и на Селигере, и в Ульяновске. И каждая оставляет что-то свое, неповторимое. В Улья­ новске—это Ленинский мемориал, на Селигере — новые дома. А здесь, в Липецке, они почувствовали себя создателями мощной домны. Пройдет август, и парни из Мос­ ковского инженерно-строительного института уедут домой. Впереди у них защита диплома,.новые стройки. Но на всю -жизнь останутся у них- в памяти Липецкая Магнитка, домна № 5. М. ГОРЬКАЕВ. Более полутора месяцев прошло с того дня, как пятая домна перестала тянуться вверх. До. стигнув отметки — плюс 91 метр, она начала «обрастать» металлоконст 1 рукция.ми. ...Мы поднимаемся на домну, и становится немного жутковато. Боишься глядеть вниз, и каж­ дый шаг делаешь с особой осторожностью. И невольно вспоминаешь монтажников бригады Михаила Ивановича Меркулова. Это они первы­ ми достигли отметки плюс 91 метр. Сколько нуж­ но хладнокровия и выдержки, чтобы на этой высоте вести монтаж! Причем, работать также быстро, как и на земле. ...50 метров. Под нами монтажники МПМ-1 ведут сборку бункеров на эстакаде. Внизу дор- строевцы тянут железнодорожное полотно, строители шестого управления возводят под.- станцию. Кругом кипит работа. А здесь, на 50-метровой отметке, свои хозяе- ве — парни из бригады Владимира Чеснокова. ВЬюогпа Они уже третью неделю монтируют временные опоры для наклонного моста. Восемь частей его общим весом в 350 тонн собираются на земле, а потом с помощью крана поднимаются наверх. Внизу работает бригада Уколова, на высоте бригады Чеснокова и Пономарева. Длина всего моста около ста метров. А от­ клонение при сборке не должно превышать 2 миллиметров. Просто не монтажники, а ювели. ры! ..Лоднимаемся выше. Отметка — плюс 73 мет­ ра. Здесь трудится бригада М. И. Меркулова. Сейчас она ведет работы по оформлению мон­ тажной балки. Вот, наконец, и она — самая высокая точка печи. Отсюда, как на ладони, весь Липецк и за­ вод. Видно, как в сторону кислородно-конвер­ торного цеха отправился чугуновоз с только что выплавленным металлом, а к доменному движет­ ся состав агломерата. В ряд выстроились четыре домны, над ними плывет бурый дымок: плавится чугун. Пятая домна замыкает ряд печей. Дальше его уже не продолжишь. Там, за пятой, начина­ ется тракторный завод. Но Липецкая Магнитка будет расти. Уже есть планы строить вторую технологическую линию параллельно действующей. Сейчас даже трудно представить, сколько чугу­ на даст завод. Ведь за одни сутки только домен­ ная печь № 5 будет выплавлять его около 10 тысяч тонн. Это уже скоро. А пока домна- гигант строится. И строители, и монтажники стре­ мятся сдать ее в срок. В. МИХАЙЛОВ. Сегодня каждый из строителей и монтажников пятой до.м- ны знает, что до пуска важнейшего объекта остались счи­ танные дни, и поэтому трудится е удвоенной энергией. Пример другим показывает каменщик треста «Союзтепло- строй» Иван Мордовкин (снимок справа). Комсомолец еже­ дневно добивается высокой выработки. На монтаже воздухопровода отличается бригада из управ­ ления «Коксохиммонтаж», которой руководит коммунист М. С. Глинкин. Этот коллектив (его вы видите на снимке в центре) работает творчески и с опережением графика. На снимке слева вверху: общий вид строительства домны- гиганта. Фото Ю. Азарнина. ТЕМП - УДАРНЫЙ РАБОЧИЕ ШЕСТОГО УЧАСТКА МПМ-1 ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРОРАБА В. Н. ЧЕРНЕЦКОГО ПРИСТУПИЛИ К МОНТАЖУ ЛЕ­ БЕДКИ СКИПОВОГО ПОДЪЕМ­ НИКА. ЗДЕСЬ ТРУДИТСЯ БРИГАДА МОНТАЖНИКОВ •В. К. ЛИНСКОГО. ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНО­ ВИЧ НЕДАВНО ПРИЕХАЛ ИЗ БХИЛАИ, ГДЕ ВОЗВОДИЛ. ДОМ­ НУ НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ ЗАВОДЕ. И ВОТ ТЕПЕРЬ ОН ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В СТРО­ ИТЕЛЬСТВЕ ДОМНЫ-ГИГАНТА В РОДНОМ ГОРОДЕ. СМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ БРИГАДА ПОСТОЯН­ НО ПЕРЕКРЫВАЕТ. Э СОРЕВНОВАНИИ М ЕЖ ­ ДУ КОМСОМОЛЬСКО-МОЛО- Д Е Ж Н Ы М И К О Л Л Е К ­ ТИВАМИ ХОТОШИХ УСПЕ. ХОВ ДОСТИГЛА Б Р И Г А Д А ДМИТРИЯ И В А Н О В И Ч А КУРБАТОВА. РАБОТАЯ НА ВО­ ДОПРОВОДНОМ ТУННЕЛЕ ПРИ НАСОСНОЙ СТАНЦИИ № 2, МОНТАЖНИКИ ПЕРЕВЫПОЛНЯ­ ЮТ СМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ НА 20-30 ПРОЦЕНТОВ. Бьем тревогу ПРОСТОИ 6 гЛчЁЁ вЛма — Нет бетона! Нет раст­ вора! — такие слова часто можно слышать на строй­ площадке пятой доменной печи. Из-за нехватки мате­ риалов простаивают рабо­ чие, срываются графики сдачи объектов. Это, пожа­ луй, самое «больное» место ударной. Из }1есяца в ме­ сяц трест «Железобетон» срывает поставки бетона и раствора на площадку дом­ ны. Николай Иванович Неха- ев, бригадир СУ-6, расска­ зывает: — Вчера давали заявку доставить на галерею пять кубометров, но не получили. Сегодня заказали 10, но сейчас уже девять часов, а пока ничего нет... В результате такой не­ разберихи в тот день целый час потеряли рабочие звена Владимира Кшешенина. По -этой же причине около трех часов находились без дела десять человек со второго участка СУ-9. Мастер Александр Макин жалуется: — Телефон разобьешь, пока договоришься, чтобы завезли, бетона столько, сколько указываем в заяв­ ке. И его можно понять.Кедь работы-то идут на скиповой яме. А это — ответствен­ ный участок. Но забывают об этом в тресте. • Почему эта солидная организация постоянно в долгу перед строителями? Только за июль этот долг равен 5396 кубометрам бетона. На пусковом объекте есть и другого рода органи­ зационные неполадки. Вот пример. Недавно на участ­ ке № 3 «Стальконструкция» около 15 человек простояли всю вторую половину дня из-за того, что не было кис­ лорода. И проблема-то, ка­ залось, пустяковая. Чтобы привезти новые баллоны, требовалась машина, кото­ рая почему-то именно в это время оказалась на ре­ монте. Начальник участка Н. К. Матвеенко оправдывается: — Второй день стоит. То, что нет машины, ко- ^ ч н о , плохо. Н[Ьедь на то Ш приставлен ^ ю д а тов. Матвеенко, чтобы по-дело­ вому и оперативно решать такие вопросы. Стройка из- за его нераспорядительно­ сти не должна страдать. Не отличаются растороп­ ностью и товарищи из «Юж- промвентиляции». Полтора часа не могла приступить к работе бригада И. Абрамо­ ва. Как выяснилось, она должна была переходить на новый объект, но долго не знала, где и чем занимать­ ся. Каждый час, потерян­ ный сегодня на стройке, от­ даляет момент пуска дом­ ны-гиганта. А. АРСЕНТЬЕВ. Р ЕШИТЕЛЬНО улучшить ра­ боту вечер­ них (сменных) и заоч­ ных общеобразователь­ ных школ, создать необ­ ходимые условия для завершения среднего об­ разования работающей молодежью». (Из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему средне­ му, образованию моло­ дежи и дальнейшем развитии общеобразо­ вательной школы»). Бдлло от чего растревожиться Юрию; 'Михайловичу Федянипу, директору четвертой вечерней школы. Ожидалось, что только с цементного завода в этом году придут в вечерку около семидеся^ ти человек. Ну, пусть не семьде­ сят—пятьдесят, сорок, двадцать, в конце концов. Но шел август, а не поступило ни единого заявле­ ния. . . . Директор поехал на завод. Со­ провождающих не нашлось — ни из администрации, ни из комите­ та комсомола. Он один ходил по цехам •— сырьевой, ремонтно-ме­ ханический, гараж — беседовал с молодыми рабочими, объяснял, отвечал на вопросы, рассказывал о школе. Труднее всего оказалось гово­ рить с... главным инженером тов. Добровольским. Юрий Михайло­ вич просил дать возможность по- . бьтать в отпусках до 1 сентября нккодьким выпускникам техниче­ ского училища. Им нужно было отдохнуть до начала занятий, да к тому же привезти из дому — а жили они далеко от Липецка— документы, необходимые для по­ ступления в школу. Главный ин­ женер считал это ненужной рос­ кошью. — В отпуска, в отпуска... А кто мне план выполнять будет? Все-таки Федянип настоял, на своем. Он сослался на специаль­ ный документ, где указано, что отпуск в летний период для уча­ щихся отнюдь не роскошь, они имеют право на него по закону. Лишь после этого тов. Добро­ вольский вынужден был дать в цехи , соответствующие распоря­ жения. Вообще, набором в ШРМ на цемзаводе мало- рбеспокоены. Я побывал там через две недели после Федянина, но особых изме­ нений в лучшую сторону не обна­ ружил.' Секретарь комитета ВЛКСМ Анатолий Гулидбв только-только вышел из отпуска. О положении дел знал весьма приблизительно. Не имело смысла беседовать и с его заместителями. Тем более, что и сам, он толком не мог сказать, кто же оставался вместо него. История с заместителями — предмет особого разговора. Она довольно странная и запутанная. ■ Анатолий сначала одного преем­ ника назначил, потом другого, а преемники, ссылаясь на загру­ женность по производственной ча­ сти, абсолютно ничего не делали, на горизонте всплыл третий... Ко­ роче,. месяца два комсомольская организация была, в сущности, без вожака. Так что тут не зани­ мались ни набором в вечернюю школу, ни иными вопросами. . Впрочем, и до печального лет­ него «безвластья» комитет ВЛКСМ образованием молодежи занимался плохо. Не хочу быть голословным. В прошлом году из 20 юношей н де- вуФек — работников цементного завода, поступивших в ШРМ № 4, окончили ее всего-навсего восемь человек. Факт, казалось бы. заслуживал специального разбора, принципиального и нели­ цеприятного. Однако ничего серь­ езного не предприняли. В мае на собрании выступил преподава­ тель «вечерки». Анатолий вскользь пожурил некоторых ре­ бят — и все! Нет, не подумайте, что секре­ тарь недооценивает значения все­ обуча. Сам он, кстати, учится, за что-ему честь и хвала. Однако организатором учебы молодежи— и общеобразовательной, и поли­ тической — он себя пока не чув­ ствует. Мне запомнилась одна его любопытная реплика: — Есть у нас шеф из ШРМ, Иван Николаевич Плисеинов. Он , у нас частый' гость. Я тоже бывал в школе. Только я-то, конечно, на­ ведываюсь туда реже, чем он к нам. . ; *■ почему, собственно? Немоло­ дой педагог, человек,! обременен­ ный множеством дел, — ведь о загруженности учителей до сих пор столько говорят и пишут! — находит время, чтобы приезжать на завод. А комсомольский вожак мало интересуется жизнью близ­ лежащей вечерней школы, не на­ ладил систематического контакта с нею, формально работает и с теми, кто уже там учится, и с теми, кто должен пойти учиться. Всего огорчительнее, что цем- завод в этом отношении вовсе не исключение. Почти с тем же встретился я и в такой крупней­ шей, если хотите — ведущей ор­ ганизации Советского района, как трест «Жилстрой». Учителя четвёртой ШРМ — лю­ ди тактичные. Они. не жалуются на сокольцев. Наоборот, Говорят, что встречают на заводе их хоро­ шо, стараются помочь и комсо­ мольцы, и товарищи из 'йрофсою- Однако факты остаются фак­ тами. На 15 августа в школу по­ ступили 24 работника «Свободно­ го сокола». Хотя резерв —• около 150 человек. К чести сокольцев, инцидентов, подобных беседе директора ШРМ с главным инженером цементного завода, там не было и, видимо, не могло быть. К вопросу о всеобу­ че на предприятии относятся с пониманием и вниманием. В це­ хах созданы комиссии содействия, школе оказывается материальная помощь. и все-таки — разворачиваются на «Свободном соколе» слишком медленно. Хорошая мысль: вру­ чать комсомольцам путевки-на­ правления в ШРМ. Да вот осуще- СКОЛЬКОНУЖНО ПАРТ.ЗЕЧБРКЕ"? Тревожные размышления перед 1 сентября к 1 сентября 1971 года в школу рабочей молодежи № 1 поступило 130 заявлений от строителей тре­ ста. Последний звонок в ее сте­ нах услышали лишь сорок три жилстроевца. Отсев, прямо ска­ жем, огромный. ■— Мне за это уже попало,— любезно проинформировал меня секретарь комитета вЛКСМ тре­ ста Александр Танкушин. А какие уроки извлекли в «Жилстрое» из этой серьезной неудачи, причем, неудачи не столько организационной, сколь­ ко воспитательной, если вести речь по большому счету, — идей­ но-политической? Шестнадцатого августа там еще только создавались в строи­ тельных управлениях смотровые комиссии по учебе в ШРМ. Лишь т р и д ц а т ь человек к тому времени подали заявления в ве­ черние школы, в то время, как в тресте, заметим вскользь, около тысячи работников не имеют среднего образования. ; Правда, как сообщил Алек­ сандр, в молодежных общежити­ ях проведены собрания, на . по вестку дня которых выносился во прос об учебе. На том же цемза­ воде и собраний ие было. Однако судитьг.то о работе нужно не по количеству официальных меро­ приятий, а по их практической от­ даче. Она же невелика. Да и меропрнятий-то — раз-два и обчелся. С проведением их во многих коллективах непроститель­ но запоздалш На заводе «Сво­ бодный сокол», к примеру, за две недели до начала учебного года собрания о наборе в ШРМ лишь планировались. У сокольцев из-за летшх от-, пусков тоже сложилась трудная обстановка. Нина Яблоновская секретарем комитета ВЛКСМ за­ вода стала совсем недавно, какой- нибудь месяц. Заместителя у нее нет. А .тут — и набор в ШРМ, и подготовка к политучебе, и под­ писка, и многое другое. Естест­ венно, ее и винить-то вроде не­ справедливо. Но... Виноватых нет: по стран­ ному недоразумению примерно в одно и то же время ушли в от­ пуска комсорги нескольких круп­ ных цехов, а дело-то замерло на мертвой точке. Посмотрим сводку. Трубцех № I. Должно учиться — 12. По­ дано заявлений — ни одного. Чу­ гунолитейный — соответственно— из 27—два. Железнодорожный — И — ни одного. И так далее. ствили ее поздновато, где-то в де­ сятых числах августа. Начало за­ нятий — на носу, а по путевкам, отпечатанным солидным.тиражом, в «вечерку» направлено... два че­ ловека. Удивляться не приходится, .«Комсомольская путевка» оста-. , иется обыкновенной бумажкой, ко­ ли не подкрепить ее умелой разъ­ яснительной, пропагаидифгской воспитательной работой. К уме­ ния нам и не хватает. Правы, бесспорно, правы педа-; ГОГИ из той же ШРМ № 4 — Ан­ на Евламгшевна Боброва, Юрий Михайлович Федянип. Борьба за всеобщее среднее образование — не кампания, которая длится, ска­ жем, с первого мая по первое ав­ густа. ! Досадно, когда слышишь такие слова (я записал их в чугуноли­ тейном цехе «Свободного сокола» в беседе с заместителем председа­ теля цехкома профсоюза); ' ' Из года в год одно и то же твердим' людям. У нас 120 моло­ дых рабочих не имеют среднего образования. Вот с ними и бесе­ дуем. С мая трижды ё большинст­ вом из них разговаривали. Как будто все решается коли­ чеством душеспасительных бесед. Три раза поговорили, еще раза полтора поговорить надо— тогда, глядишь, и выйдет что-нибудь. Вряд ли добьемся мы таким об­ разом существенных сдвигов. Пропаганда знаний, воспитание сознательного отношения к учебе должны’ пронизывать всю идейно­ политическую работу с юными. Об этом стоит завести речь, и когда парень или девушка сда­ ет экзамен на квалификационный разряд, и когда определяют­ ся передовики по профессиям. Видимо, можно такие примеры есть, но мало —' поощрять и ма­ териально, и морально тех, кто успешно учится... Никто ■не спорит: привлечь взрослого человека в школу, за­ ставить его учиться — нелегко. Но как раз поэтому и следует ис­ кать для этой цели разнообраз­ ные пути и формы, индивидуаль­ ные и массовые, используя и ав­ торитет наставников, и влияние мастера, бригадира, начальника смены, руководителя цеха, ком­ сомольского коллектива... Во всяком случае — в стороне никто не должен остаться. А то нередко получается, что основную тяжесть выносят на себе учителя, у которых и без того достаточно заботы. Они готовы сделать все, ^ ную стену казенщины и равноду­ шия. Обидно, что в том же чугуноли­ тейном, 110 всей видимости, со­ рвется одна добрая задумка: ор­ ганизовать класс прямо в цехе. Так сказать, филиал ШРМ на месте. Удобно? Несомненно. Но— пока ие то что на класс — н: две парты не набирается людей. Понятно, учителя «вечерок» огорчены, разочарованы. Зато кое-кто из комсомольских работ­ ников и активистов, несмотря ни на что, полон оптимизма. Секретарь комитета ВЛКСМ радиаторного завода Владимир Волков, к примеру, заявил: — Ничего, что времени в обрез. Успеем еще. Завод же не велик. Что сделано? Ну, это... Повесили объявление о наборе. Его дождем смыло только что. Учи­ тель из школы был. Не помню фа­ милии, но был. Вместе по цехам ходили, списочек составили. Со­ брания? Проведем, проведем... В прошлом году в каких школах учились ребята? В первой. Неко­ торые — на Новолипецке. Сколь­ ко? Не знаю, но ;учились...” ' — В школе говорили, что кое- кто из ваших девушек не закон­ чил 'учебу в прошлом ’ году из-за сверхурочных работ? .Им- на аани-: тия ндтщ а их... —■Может быть. Такое произ­ водство, знаете... ,— Так надо следить за этим. Не сорвется же' выполнение плана у вас, если десять работниц, кото­ рые учатся, закончат смену во­ время... ', — Да, верно, будем теперь следить... ! Самые разные организации, подход к делу одинаково 'пас­ сивный. Создается даже впечат­ ление, что комсорги некоторых коллективов—да и не один комс­ орги — ждут-не дождутся 1 сен­ тября. Дескать, хуже, ли, лучше ли, — разделаемся с набором, и молено забыть о ШРМ до следую­ щего лета. А ведь если говорить по-серьезпому, как раз после , первого сентября все и начнется. Весь год нужно будет держать на контроле учебу каледого человека. Чтобы вовремя помочь. . Чтобы поддержать. Чтобы неудачи, уста­ лость не помешали ,ему- получить аттестат об образовании. Везде ли так удручающе плохо . организован набор в ШРМ? Ве­ роятно, не везде. Возьмем- гор- промторг. Разумеется, здесь тоже далеко до эталона. И все н^е уж е . к 16 августа в двадцати первич­ ных комсомольских организациях- из тридцати па собраниях до- : вольно обстоятельно обсуждался вопрос об учебе. Причем, участники собраний не ограничились взаимными уговора­ ми н общими, призывами. В мага­ зине «Старт», в частности, моло­ дые работники прилавка приняли решение: в течение трех лет здесь все доллшы получить пол­ ное среднее образование. В этом году Б ШРМ, по сути дела, пой­ дут все, кто не окончил пока де­ сятилетку. Боязно хвалить заранее. Самое трудное — большой учебный год — впереди. И тем не менее такое начало обнадеживает. А вот в целом по городу Ли­ пецку есть основания для тревог. Судите сами. В школе № 1 неде­ лю назад недобор составлял 100 человек. В ШРМ № 3 — около 150. В ШРМ № 4 — 100. В ШРМ К» 7 -*- примерно, 200... К моменту публикаш1и этой статьи положение, надо думать, несколько улучшится. Однако сам уровень работы с молодежью, которой надо учиться, как мы убе­ дились, низок. Приходится опа­ саться, что много, слишком много парт в «вечерках» будут пусто­ вать, окажутся лишними. Нельзя об этом ^:тыдливо умалчивать. Потому что всеобуч — деле об­ щее. И. РОЗЕНФЕЛЬД.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz